Рабочая программа по географии, 8 класс, индивидуальное обучение
Оценка 5

Рабочая программа по географии, 8 класс, индивидуальное обучение

Оценка 5
docx
08.12.2020
Рабочая программа по географии, 8 класс, индивидуальное обучение
Кличук.docx

Управление образования Администрации города Шахтёрска 

Муниципальное образовательное учреждение

«Шахтёрская средняя школа №1»

 

«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения учителей ______

Протокол от «___» ______ 20____ года № ___

 

Руководитель методического объединения:

______________

 

«Согласовано»

Заместитель директора __________от «_____» ___________ 20__________ года

 

_______________________

 

«Утверждаю»

Директор МОУ __________________ от «___» _____ 20____ года

 

___________________

 

 

 

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

по индивидуальному учебному плану

обучающегося 9 - Б класса

Кличука Ярослава Игоревича

Базовый уровень

на 2020-2021 учебный год

 

 

 

Автор-составитель:

 

Учитель Алешина Галина Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021уч. год

 

Шахтёрск

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по географии составлена на основе Государственного образовательного стандарта приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП, учебного плана, примерной программы основного общего образования по учебному предмету «География». 6-9 классы / сост. Панкина В.Е., Харченкова О.Н., Гавенко Н.В., Николенко В.А., Степанова Н.Н. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 62 с.

Рабочая программа построена с учетом учебника География. 5-9 классы : для общеобразоват. организаций / [А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 3 –е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с. и учебно-методического комплекса для 9 класса «Экономическое краеведение» Сост. Денисова Е.Д. – Донецк : Истоки 2016.

 Выбор данного учебно-методического комплекта обусловлен тем, что он направлен на  синтез элементов общественно-научного и естественно - научного знания и насыщен экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом, тем самым реализуя метапредметную составляющую.

             Программа рассчитана на 1 час в неделю (всего 34 часа) в 9 классе.

             Программой предусмотрено в 9 классе проведение:

1)         контрольных работ 2;

2)         практических работ 12.

              

                Рабочая программа имеет целью формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в географической среде и способствует решению следующих задач изучения географии на ступени основного общего образования:

· формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своего родного края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

· формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

· формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках, в отдельных странах и в своей республике;

· овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

· овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

· овладение основными навыками нахождения, анализа, использования и презентации географической информации;

· формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

· формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

· формирование умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

· формирование умений использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий.

Данная программа составлена для реализации курса географии, который является частью предметной области «Естествознание»  и играет связующую роль между естественными и общественными науками.

Ключевая идея курса заключается в изучении пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимости между природными и антропогенными объектами, географическими последствиями человеческой деятельности.

Специфика курса географии требует особой организации учебной деятельности обучающихся в форме урока, который эффективен для формирования не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся.

Географическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона географического образования связана с формированием картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности способов деятельности, духовная –связана с мышлением человека, с овладением научными методами познания и преобразования мира.

 Практическая полезность географии обусловлена тем, что в процессе изучения географии обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Без базовой географической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как этот предмет позволяет формировать у учащихся основы целостного восприятия мира и позволяет использовать географические способы познания при изучении других учебных дисциплин.

Обучение географии развивать у обучающихся таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение Географическое образование вносит свой вклад в развитие общества в целом и в формирование  личности каждого отдельного человека.

· овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

· овладение основными навыками нахождения, анализа, использования и презентации географической информации;

· формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

· формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

· формирование умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

· формирование умений использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий.

Данная программа составлена для реализации курса географии, который является частью предметной области «Естествознание»  и играет связующую роль между естественными и общественными науками.

Ключевая идея курса заключается в изучении пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимости между природными и антропогенными объектами, географическими последствиями человеческой деятельности.

Специфика курса географии требует особой организации учебной деятельности обучающихся в форме урока, который эффективен для формирования не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся.

Географическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона географического образования связана с формированием картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности способов деятельности, духовная –связана с мышлением человека, с овладением научными методами познания и преобразования мира.

 Практическая полезность географии обусловлена тем, что в процессе изучения географии обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Без базовой географической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как этот предмет позволяет формировать у учащихся основы целостного восприятия мира и позволяет использовать географические способы познания при изучении других учебных дисциплин.

Обучение географии развивать у обучающихся таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение Географическое образование вносит свой вклад в развитие общества в целом и в формирование  личности каждого отдельного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование, 9 класс

№ п/п

Тема/раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы

1

РАЗДЕЛ І. Экономико-географическое положение на карте мира

3

2

РАЗДЕЛ ІІ. Население Донецкого края и России

7

3

РАЗДЕЛ ІІІ. Хозяйство Донецкого края и России

18

4

РАЗДЕЛ ІV. Районирование

6

 

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

 ‒ анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

 ‒ определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;

‒ идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;

‒ выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях

- прогнозировать конечный результат;

‒ ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; ‒ обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

‒ определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

‒ обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

‒ определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

‒ выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

‒ выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

‒ составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);

‒ определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

‒ описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;

‒ планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

‒ определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

‒ систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

‒ отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

‒ оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

‒ находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; ‒ работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

‒ устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

‒ сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

‒ определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

‒ анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

‒ свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;

‒ оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

‒ обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

‒ фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

‒ наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

‒ соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

‒ принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

‒ самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

‒ ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

‒ демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

‒ подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

‒ выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

‒ выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;

‒ объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

‒ выделять явление из общего ряда других явлений;

‒ определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

‒ строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

‒ строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; ‒ излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; ‒ самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

‒ вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; ‒ объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

‒ выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

‒ делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

‒ обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

‒ определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

‒ создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

‒ создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

‒ переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;

‒ строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

‒ строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; ‒ анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата. преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

‒ переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

‒ строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

‒ строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; ‒ анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

‒ находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

‒ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

‒ устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; ‒ резюмировать главную идею текста;

‒ преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный

- учебный, научно-популярный, информационный);

‒ критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

‒ определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;

‒ анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

‒ проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;

‒ прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;

‒ распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.

Обучающийся сможет:

‒ определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;

‒ осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;

‒ формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;

‒ соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности. Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

‒ определять возможные роли в совместной деятельности;

‒ играть определенную роль в совместной деятельности;

‒ принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);

‒ определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

‒ строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

‒ корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

‒ критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;

‒ предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

‒ выделять общую точку зрения в дискуссии;

‒ договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

‒ организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

‒ устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

‒ определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;

‒ представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

‒ соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

‒ высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

‒ принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

‒ создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;

 ‒ использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления; ‒ использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

‒ делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Обучающийся сможет:

‒ целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

‒ использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;

‒ оперировать данными при решении задачи;

‒ выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;

‒ использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

‒ создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Учебник: География. 9 класс: для общеобразоват. организаций / [А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 3 –е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с.

урока

Дата проведения

Содержание (тема урока)

Количество часов

1

Введение

Понятие «Социально-экономическая география». Объект изучения. Связь с другими науками. Мировые и отечественные эконом-географы. Методы географических исследований.

1

РАЗДЕЛ І. Экономико-географическое положение на карте мира

2

Тема1. Экономико-географическое положение

1

Оценка экономико-географического положения.

ЭГП России и Донецкого края.

Значение соседства Донецкого края с Россией для экономико-географического положения и политико-географического положения.

Практическая работа № 1 «Определение выгодности экономико-географического и политико-географического положения». Значение соседства Донецкого края с Россией для ЭГП и ПГП.

Исследовательский проект Исторический экскурс родного края

1

2

 

 

Тема 2. Административно-территориальное устройство

Устройство государства: унитарное и федеративное.

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Административно-территориальное деление Донецкого края. Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте административных единиц России и Донецкого края»

1

РАЗДЕЛ ІІ. Население  Донецкого края и России

7

Тема 1. Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды

2

1

 

 

Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли.

Практическая работа № 3 «Решение задач на определение рождаемости, смертности, естественного прироста населения России и Донецкого края».

Характеристика половозрастной структуры населения Донецкого края и России.

1

2

 

 

 

Миграции населения в России и Донецком крае.

Механическое движение населения. Миграции, их виды и направления. Сальдо миграции. Характеристика современных миграционных процессов.

Демографические показатели Донецкого края и России.

Практическая работа № 4 «Изучение динамики количественного состава населения Донецкого края и России».

1

Тема 2. Этнический состав населения Донецкого края и России

2

1

 

 

Разнообразие этнического состава населения Донецкого края

Разнообразие этнического состава населения России.

1

2

 

 

Практическая работа № 5 «Построение секторной и столбчатой диаграмм национального состава населения Донецкого края и России».

Религии народов Донецкого края и России.

1

Тема 3. Географические особенности размещения населения

1

1

 

 

 

Городское и сельское население. Расселение и урбанизация.

Типы населенных пунктов.

Города Донецкого края и России их классификация.

1

Тема 4. Особенности географии рынка труда Донецкого края

1

 

Экскурсия. Встреча с работниками социального центра занятости. Ознакомление с работой заведения. Анализ рынка труда в регионе.

Исследовательские проекты:

«Составление родословного древа вашей семьи».

«Проблема безработицы и пути ее решения в регионе».

1

2

 

Контрольная работа 1

1

РАЗДЕЛ ІІІ. Хозяйство Донецкого края и России

18

Тема 1. Общая характеристика хозяйства

1

1

 

 

Понятия «хозяйство», «экономика». Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Функциональная, отраслевая и территориальная структура хозяйства страны. Факторы размещения производительных сил. Производственная и непроизводственная сферы.

Экономический потенциал территории, его составляющие. Показатели социально-экономического развития. ВНП, ВВП, национальный доход, индекс человеческого развития. Показатели качества жизни. Анализ изменения уровня показателей социально-экономического развития.

Этапы развития экономики России.

1

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы

1

1

 

Межотраслевые и территориально-производственные комплексы. Промышленность как отрасль материального производства. Отраслевая структура промышленности. Добывающая и обрабатывающая отрасли промышленности. Отрасли группы «А» и отрасли группы «Б». Факторы размещения различных отраслей.

Территориальная структура промышленности. Формы территориальной организации: промышленный пункт, промышленный центр, промышленный узел, промышленный район. Основные проблемы развития промышленности

1

 

Тема 3.  Топливно-энергетический комплекс

2

1

 

 

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. География добычи углей в Донбассе и России. Особенности добычи угля в Донбассе и России.

Донецкий каменноугольный бассейн и его хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов. Рынки сбыта продукции Проблемы и перспективы развития угольной промышленности.

1

2

 

 

Нефтеперерабатывающая промышленность. География добычи нефти в России. Роль нефти в современном хозяйстве. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности. Газовая промышленность. География добычи газа в России. Система газопроводов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов электростанций в производстве электроэнергии России. ЛЭП. Альтернативная электроэнергетика.

Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду. Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте районов угледобычи и нефте-, газопроводов, электростанций»

1

Тема 4. Металлургический комплекс

2

1

 

 

Состав комплекса. Черная, цветная металлургия. Сырьевая база. Принципы размещения предприятий отрасли. Типы предприятий.

География размещения металлургических предприятий на территории Донецкого края и России.

1

2

Проблемы и перспективы развития отрасли. Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте  сырьевой базы, основных предприятий металлургии России и Донецкого края»

1

Тема 5. Машиностроительный комплекс

2

1

 

 

Роль и значение машиностроительного комплекса его межотраслевые связи. Отраслевая структура. Факторы размещения различных отраслей. Специализация и кооперирование.

География машиностроения России. Крупнейшие центры.

1

2

 

 

 География машиностроения Донецкого края. Рынки сбыта продукции. Связь предприятий Донецкого края и России.

Проблемы и перспективы развития машиностроения

1

Тема 6. Химическая промышленность

2

1

 

 

Химическая промышленность. Состав и значение отрасли, межотраслевые связи. Роль химизации хозяйства.

Отраслевая структура химической промышленности. Сырьевая база химической промышленности. Главные факторы размещения предприятий. Основные центры химической промышленности в России.

1

2

 

Химические предприятия Донецкого края. Связь предприятий Донецкого края и России. Проблемы и перспективы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды

1

Тема 7. Лесной комплекс

1

1

 

Состав комплекса.  Особенности размещения лесных ресурсов России.

География предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Предприятия деревообрабатывающей промышленности Донецкого края.

Проблемы и перспективы развития отрасли

1

Тема 8. Строительный комплекс

1

1

 

Состав, место и значение строительного комплекса в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Отраслевая структура.

1

 

Сырьевая база России и Донецкого края. Принципы и факторы размещения предприятий. Особенности размещения. Крупные центры. Производство основных видов строительных материалов.

Проблемы и перспективы развития комплекса

Тема 9. Легкая промышленность

1

1

 

 

Роль и значение отрасли в хозяйстве. Отраслевая структура. Сырьевая база. Факторы размещения. География размещения.

Связь предприятий Донецкого края и России.

Проблемы и перспективы развития отрасли.

Художественные промыслы России и Донецкого края

1

Тема 10.

Агропромышленный комплекс

2

1

 

 

 

 

АПК, его роль и значение в хозяйстве, структура и особенности формирования в регионе.

Отраслевая структура сельского хозяйства. Факторы, влияющие на развитие и размещение сельскохозяйственного производства.

География растениеводства России и Донецкого края. Практическая работа № 8 «Обозначение на контурной карте основных посевов. Анализ статистических данных о сельскохозяйственной продукции»

Животноводство, его отраслевая структура и география.

География животноводства России и Донецкого края.

Зональная специализация сельского хозяйства.

Аграрные реформы

1

2

 

 

Пищевая промышленность. Роль и значение отрасли в хозяйстве региона. Отраслевая структура пищевой промышленности. Факторы размещения пищевой отрасли, их география.

Предприятия пищевой промышленности России и Донецкого края. Проблемы и перспективы развития пищевой промышленности.

1

Тема 12. Транспорт

1

1

 

 

Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Железнодорожный транспорт, его роль в перевозке грузов. Железнодорожная сеть. География грузопотоков и пассажиропотоков. Железнодорожные узлы. Водный транспорт. Морские порты и география перевозок. Каботаж. Роль морского транспорта в международных связях.

Автомобильный транспорт, его недостатки и преимущества.

Воздушный транспорт его значение в межгосударственных перевозках. Специфика воздушных перевозок.

Трубопроводный транспорт. География нефте- и газопроводов. Международные транспортные коридоры.

Транспортная сеть России её связь с Донбассом.

Проблемы и перспективы развития транспорта. Практическая

работа № 9 «Нанесение на контурную карту основных транспортных магистралей и транспортных узлов»

1

Тема 13. Социальный комплекс

1

1

 

 

Структура социального комплекса.

Научный и образовательный подкомплексы. Ведущие научные и образовательные центры России. Основные показатели развития науки и образования в Донецком крае.

Здравоохранение, его роль, значение в развитии хозяйства региона, основные показатели развития. Подкомплекс культуры, его роль и значение, структура. Основные показатели развития.

Жилищно-коммунальное хозяйство региона. Основные показатели его развития. Развитие коммуникаций и связи в регионе. Их значение для развития хозяйственного комплекса. Рекреационное хозяйство, его география.

Связь организаций Донецкого края и России. Проблемы и перспективы развития социальной сферы, ее влияние на 

развитие экономики Донецкого края. Практическая работа № 10 «Нанесение на контурную карту основных научных и культурных объектов Донецкого края»

1

 Тема 14. Россия и Донецкая Народная Республика в современном мире

1

1

 

 Место в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях; в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг; в мировой политике. Россия и страны СНГ.

Практическая работа № 11 «Анализ статистических данных о внешнеэкономической деятельности Донецкого края и России. Построение столбчатой диаграммы экспорта (импорта) продукции».

1

РАЗДЕЛ ІV. Районирование

5

Тема 1. Понятие «географический район»

1

1

 

 

Подходы к районированию. Значение районирования.

Природные регионы. План характеристики географического района. Специализация географических районов. Проблемы и перспективы географических районов.

Тема 2. Районирование России

2

1

 

 

 

 

 

Европейская часть России: Центральная Россия

Европейская часть России: Северо-Запад,

Европейская часть России: Европейский Север, Поволжье, Урал,

Европейская часть России:  Европейский Юг

Азиатская часть России: Сибирь, Дальний Восток.

1

Тема 3. Административные районы Донецкого края

1

1

 

 

Отрасли специализации административных районов. Районные центры.

Исследовательский проект «Характеристика промышленного предприятия региона».

Практическая работа № 12 «Определение отраслей специализации одного из районов Донецкого края. Определение проблем и перспектив их развития».

Исследовательский проект «Перспективное развитие региона»

1

2

 

Контрольная работа 2

1

1

 

 

Тема 4. Топонимика

Природная топонимика России и Донецкого края.

Исследовательский проект

«Составление словаря микротопонимов своего населенного пункта»

Социальная и хозяйственная топонимика России и Донецкого края

Резерв времени

1

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Экономическое краеведение: Социальная и экономическая география Донецкого края / Сост. Денисова Е.Д., Гетьманцева Т.В., Бятенко Е.В. и др. - Донецк, 2015. – 186 с.

2. Экономическое краеведение: Социальная и экономическая география родного края: 9 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Денисова Е.Д., Вечёркина Н.И., Подолянская Л.Я. и др. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И. Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 64 с.

3. Тематическое планирование География 6-11 классы. – Волгоград: «Учитель», 2010.

Литература для учащихся:

1. В. А. Копылов География населения: Учеб. пособие. – М.: ИТК Дашков и К, 2005.

 2. Наумов А.С., Даньшин А.И., Денисов Н.Б. и др. Задачи по географии. – М.: МИРОС, 2003.

3. Физическая география: Справочные материалы: Книга для учащихся / А.М. Берлянт и др. – М.: Просвещение, 2014.

4. Энциклопедия для детей. География. – М.: Аванта+, 1994.

6. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. - 3-е изд. / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2007.

5. Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика / Глав. ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2009.

 6. Справочник школьника. География / Сост. Т.С. Майорова. – М.: Филолог. общ-во “Слово”, Центр гуманитар. наук при ф-те жур-ки МГУ, ТКО “АСТ”, 2006. – 576 с.

7. Тематический словарь-справочник по географии для школьников и поступающих в вузы. – М., 2014.

 8. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 2015.

9. Скиннер М., Рэдферн Д., Фармер Д. География. А - Я: Словарь-справочник/ Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 528 с.

10. Берлянт А.М., Душина И.В., Неклюкова Н.П., Раковская Э.М. Физическая география. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 2009.

11.Экономическое краеведение: Сборник заданий, 9 класс. – Донецк: Истоки, 2019.

12.Экономическое краеведение: Социальная и экономическая география Донецкого края / Сост. Денисова Е.Д., Гетьманцева Т.В., Бятенко Е.В. и др. - Донецк, 2015. – 186 с.

13.Экономическое краеведение: Социальная и экономическая география родного края: 9 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Денисова Е.Д., Вечёркина Н.И., Подолянская Л.Я. и др. / Под общ.ред. Л.П .Поляк

 


 

Управление образования Администрации города

Управление образования Администрации города

Пояснительная записка Рабочая программа по географии составлена на основе

Пояснительная записка Рабочая программа по географии составлена на основе

Данная программа составлена для реализации курса географии, который является частью предметной области «Естествознание» и играет связующую роль между естественными и общественными науками

Данная программа составлена для реализации курса географии, который является частью предметной области «Естествознание» и играет связующую роль между естественными и общественными науками

Данная программа составлена для реализации курса географии, который является частью предметной области «Естествознание» и играет связующую роль между естественными и общественными науками

Данная программа составлена для реализации курса географии, который является частью предметной области «Естествознание» и играет связующую роль между естественными и общественными науками

Тематическое планирование, 9 класс № п/п

Тематическое планирование, 9 класс № п/п

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать…

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать…

Обучающийся сможет: ‒ определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; ‒ анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; ‒ свободно пользоваться выработанными…

Обучающийся сможет: ‒ определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; ‒ анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; ‒ свободно пользоваться выработанными…

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ‒ находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ‒ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,…

Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ‒ находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ‒ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,…

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной…

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной…

Обучающийся сможет: ‒ целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств

Обучающийся сможет: ‒ целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств

Оценка экономико-географического положения

Оценка экономико-географического положения

Разнообразие этнического состава населения

Разнообразие этнического состава населения

Промышленность как отрасль материального производства

Промышленность как отрасль материального производства

Состав комплекса. Черная, цветная металлургия

Состав комплекса. Черная, цветная металлургия

Сырьевая база России и Донецкого края

Сырьевая база России и Донецкого края

Виды транспорта. Значение для хозяйства

Виды транспорта. Значение для хозяйства

Место в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях; в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и…

Место в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях; в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и…

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

Рабочая программа по географии, 8 класс, индивидуальное обучение

Рабочая программа по географии, 8 класс, индивидуальное обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2020