МКУ Оловяннинский РКО и ДМ
МБОУ «Безречнинская ООШ»
|
директор школы ______________/ Кожуховская ЮП «30» августа 2021 г |
Рабочая программа
по геометрии 7 класса на основной ступени образования на 2021-2022 учебный год
Составитель
Учитель математики, Кожуховская Юлия Петровна
|
«Принято» педагогический совет протокол № 1 от «30» августа 2021 г |
2021 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для учащихся 7 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»,
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»,
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
- Примерные программы по учебным предметам « Математика 5-9 классы» 3-е издание переработанное под ред.О.С. Кузнецова — М.: Просвещение 2016 г.
- Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А.- 3 изд., М.: Просвещение, 2016 г.
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов в МБОУ «Безречнинская ООШ»;
-Учебного плана МБОУ «Безречнинская ООШ».
Программы развития и формирования универсальных учебных действий и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Геометрия. 7–9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
Цели обучения геометрии в 7 классах определены следующим образом:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
- воспитание логической культуры мышления, строгости и стройности у умозаключениях, уважение к достижениям и открытиям великих ученых математиков, убежденность в важности математических знаний в практической жизни человека, признание радости творческого труда как одной из основных человеческих ценностей.
В ходе обучения геометрии по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
- систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
- формирование пространственных представлений;
- развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
- овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:
Формы работы: фронтальная работа; индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа.
Методы работы: рассказ; объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий; дифференцированные задания, самостоятельная работа; взаимопроверка, дидактическая игра; решение проблемно-поисковых задач.
Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, письменный зачет, графические диктанты, тесты); лабораторно-практический контроль (контрольно-лабораторные работы, практические работы).
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, практико-лабораторных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
личностные:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять её в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы и др.);
- принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные пути решения задачи;
предметные:
- представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для цивилизации;
- умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию);
- владение базовыми понятиями геометрии, овладение символьным языком, освоение основных фактов и методов планиметрии, знакомство с простейшими пространственными телами;
- владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы по условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объёмов геометрических фигур; применять знания о геометрических фигурах и их свойствах для решения геометрических и практических задач.
Должны знать: определение точки, прямой, отрезка, луча, угла; единицы измерения отрезка, угла; определение вертикальных и смежных углов, их свойства; определение перпендикулярных прямых; определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты; определение параллельных прямых, их свойства и признаки; соотношение между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме углов треугольника; определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки.
Должны уметь: обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла; изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы; изображать треугольники и находить их периметр; строить биссектрису, высоту и медиану треугольника; доказывать признаки равенства треугольников; показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых; доказывать теорему о сумме углов треугольника; знать, какой угол называется внешним углом треугольника; применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач; строить треугольники по трем элементам.
Должны владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Содержание тем учебного курса
Примерные темы |
Основное содержание по темам |
1. Начальные геометрические сведения
|
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые. |
2. Треугольник
|
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Медиана треугольника. Высота треугольника. Окружность. Задачи на построение при помощи циркуля и линейки. |
3. Параллельные прямые |
Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. |
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника |
Сумма углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. Теорема о соотношениях между сторонами треугольника. Неравенство треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства треугольников. |
Повторение |
|
Тематическое планирование
№ |
Тема и тип урока |
Кол-во часов |
Форма проведения урока/тип урока |
Домашнее задание |
1 |
Прямая и отрезок |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: пункты 1, 2; ответить на вопросы 1–6 на с. 25 учебника; практические задания № 4, 6, 7 |
2 |
Луч и угол
|
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: изучить пункты 3, 4 из § 2; ответить на вопросы 4–6 на с. 25 учебника; выполнить практические задания № 12–13 |
3 |
Сравнение отрезков и углов |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: изучить пункты 5 и 6 из § 3; ответить на
вопросы 7–11 |
4 |
Измерение отрезков |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: изучить пункты 7, 8 из § 4; ответить на вопросы 12 и 13, с. 25; решить задачи № 24, 25, 28, 33, 36 (решение задачи приведено в учебнике) |
5 |
Решение задач по теме «Измерение отрезков» |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
Домашнее задание: решить задачи № 35, 37, 39 |
6 |
Измерение углов |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: изучить пункты 9 и 10 (самостоятельно); ответить на вопросы 14–16 на с. 25–26; выполнить практическое задание № 44; решить задачи № 49, 50, 52 |
7 |
Смежные и вертикальные углы |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: изучить пункты 11–13 из § 6; ответить на вопросы
17–21 |
8 |
Перпендикулярные прямые |
1 |
Комбинированный |
И) Домашнее задание: решить задачи № 66, 68 и дополнительные задачи. 1. Один из смежных углов составляет 0,2 другого. Найдите эти смежные углы. 2. Сумма трех углов, образовавшихся при пересечении двух прямых,
равна 325°. |
9 |
Решение задач |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
И) Домашнее задание: решить задачи № 74, 75, 80, 82 |
10 |
Контрольная работа по теме «Начальные геометрические сведения» |
1 |
Контроль и оценка знаний |
Домашнее задание: повторить § 1–6 |
11 |
Треугольники |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: изучить п. 14 из § 1; ответить на вопросы 1 и 2 на с. 49; решить задачу № 156; выполнить практическое задание 89 (а) |
12 |
Первый признак равенства треугольников |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: знать доказательство первого признака равенства треугольников (п. 15), решить задачи № 93, 94 и 95 |
13 |
Первый признак равенства треугольников |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
Домашнее задание: решить № 97, 160 (а) |
14 |
Перпендикуляр к прямой. Медиана, биссектриса и высота треугольника |
1 |
Изучение нового материала |
Домашнее задание: изучить пункты 16 и 17; ответить на вопросы
5–9 на |
15 |
Свойства равнобедренного треугольника |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: изучить п. 18 с доказательством теоремы на вопросы 10–12 на с. 50; решить задачи № 104, 107 и 117 |
16 |
Свойства равнобедренного треугольника |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
Домашнее задание: решить № 114, 118, 120 (б) |
17 |
Второй признак равенства треугольников |
1 |
Изучение нового материала |
Домашнее задание: выучить доказательство теоремы из п. 19;
решить задачи |
18 |
Второй признак равенства треугольников |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: решить 129, 132, 134 |
19 |
Третий признак равенства треугольников |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: повторить п. 15–19, изучить п. 20; решить № 134, 136, 137 |
20 |
Решение задач на все признаки равенства треугольников |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: повторить пункты 16–20 из § 2 и 3; решить задачи № 140, 172 |
21 |
Задачи на построение. Окружность |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: изучить п. 21 из § 4; ответить на вопрос 16 на с. 49; решить задачи № 145, 162; принести на следующий урок циркули и линейки. |
22 |
Построение циркулем и линейкой |
1 |
Изучение нового материала |
Домашнее задание: ответить на вопросы 17–21 на с. 49; решить задачи № 149, 154; повторить материал пунктов 11–21. |
23 |
Задачи на построение |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: написать эссе на тему «Для чего мне нужно уметь строить…» |
24 |
Решение задач |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
Домашнее задание: повторить материал п. 15–20; решить № 158, 166 |
25 |
Решение задач |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, повторив материал пунктов 15–23; решить задачи № 170, 171 |
26 |
Подготовка к контрольной работе |
1 |
Обобщение и систематизация |
(И) Домашнее задание: решить № 180, 182, 184 |
27 |
Контрольная работа по теме «Признаки равенства треугольников» |
1 |
Контроль и оценка знаний |
Домашнее задание: повторить материал п. 15–20 |
28 |
Работа над ошибками |
1 |
Комбинированный |
(И) Домашнее задание: решить оставшиеся задачи |
29 |
Параллельные прямые |
1 |
Комбинированный |
(И) Домашнее задание: изучить пункты 24–25 (первый признак); решить задачи № 186, 188 |
30 |
Признаки параллельности двух прямых |
1 |
Комбинированный |
И) Домашнее задание: изучить пункты 24–26; ответить на вопросы 1–6 на с. 66; решить задачи № 193, 194 |
31 |
Решение задач на применение признаком параллельности прямых |
1 |
Комбинированный |
(И) Домашнее задание: повторить материал пунктов 24–26; решить задачи № 214, 216 |
32 |
Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельности прямых |
1 |
Комбинированный |
(И) Домашнее задание: изучить пункты 27 и 28; ответить на вопросы 7–11 на с. 66–67 учебника; решить задачи № 217, 199 |
33 |
Свойства параллельных прямых |
1 |
Комбинированный |
И) Домашнее задание: изучить п. 29; повторить пункты 15–28; ответить на вопросы 1–15 на с. 66–67 учебника; решить задачи № 202, 212 |
34 |
Свойства параллельных прямых. Решение задач. |
1 |
Комбинированный |
И) Домашнее задание: повторить изученный материал пунктов
24–29; ответить на вопросы 1–15 на с. 66–67 учебника; подготовиться к устному
опросу; решить |
35 |
Решение задач |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
(И) Домашнее задание: решить № 207 |
36 |
Решение задач |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
И) Домашнее задание: повторить материал пунктов 24–29; подготовиться к контрольной работе |
37 |
Решение задач |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
(И) Домашнее задание: решить задачи (задачи даны на карточках).
|
38 |
Решение задач |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
И) Домашнее задание: повторить теоретический материал, подготовиться к контрольной работе |
39 |
Контрольная
работа по теме «Параллельность |
1 |
Контроль и оценка знаний |
(И) Домашнее задание: повторить пункты 5–29 |
40 |
Сумма углов треугольника |
1 |
Комбинированный |
(И) Домашнее задание: изучить пункты 30–31; ответить на вопросы 1, 3, 4, 5 на с. 89; решить задачи № 223 (в), 228 (б), 230 |
41 |
Внешний угол. Теорема о внешнем угле треугольника |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: изучить пункты 30–31; ответить на вопросы 1–5 на с. 88; решить задачи № 233, 235 |
42 |
Теорема о ссоотношении между сторонами и углами треугольника |
1 |
Комбинированный |
(И) Домашнее задание: изучить п. 33; ответить на вопросы 6–8 на с. 88; решить задачи № 239, 241 |
43 |
Теорема о Соотношение между сторонами и углами треугольника |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: решить задачи № 244, 245 |
44 |
Неравенство треугольника |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: выучить материал пунктов 30–34; ответитьна вопросы 1–9 на с. 88; решить задачи № 242, 250 (б, в) |
45 |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе |
1 |
Систематизация и обобщение |
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, повторив материал пунктов 17–34; решить задачи № 244, 252, 297 Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, повторив материал пунктов 17–34; решить задачи № 244, 252, 297 |
46 |
Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника» |
1 |
Контроль и оценка знаний |
Домашнее задание: повторить названия сторон прямоугольного треугольника |
47 |
Анализ контрольной работы |
1 |
Систематизация и обобщение |
Домашнее задание: можно предложить учащимся на выбор поменяться вариантами контрольной работы или решить дополнительные задачи |
48 |
Некоторые свойства прямоугольных треугольников |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание: выучить материал пунктов 30–35; ответить на вопросы 1–9 на с. 88; решить задачи № 242, 250 (б, в) |
49 |
Некоторые свойства прямоугольных треугольников |
1 |
Комбинированный |
Домашнее задание (дано на карточке) |
50 |
Признаки равенства прямоугольных треугольников |
1 |
Комбинированный |
(И) Домашнее задание: изучить п. 36; ответить на вопросы 12–13 на с. 88–89; решить задачи № 262, 264 |
51 |
Решение задач |
1 |
Комбинированный |
И) Домашнее задание: повторить п. 30–36, подготовиться |
52 |
Решение задач |
1 |
Комбинированный |
(И) Домашнее задание: повторить пункты 15–36; решить задачи № 266, 297; принести циркули и линейки |
53 |
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми |
1 |
Комбинированный |
(И) Домашнее задание: изучить п. 38; ответить на вопросы 14–18 на с. 89 учебника; решить задачи № 272, 277, 283; принести циркули и линейки |
54 |
Построение треугольника по трем элементам |
1 |
Комбинированный |
(И) Домашнее задание: изучить п. 39 (1 и 2); решить задачи № 274, 285 |
55 |
Решение задач |
1 |
Комбинированный |
(И) Домашнее задание: пункты 38–39; вопросы 14–20 на с. 89; решить
задачи |
56 |
Решение задач |
1 |
Комбинированный |
И) Домашнее задание: решить задачи № 294, 295 |
57 |
Решение задач |
1 |
Комбинированный |
И) Домашнее задание: решить задачи № 314, 317; подготовиться к контрольной работе |
58 |
Решение задач |
1 |
Комбинированный |
(И) Домашнее задание: решить те задачи, которые не успели в классе |
59 |
Контрольная работа по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» |
1 |
Контроль и оценка знаний |
И) Домашнее задание: повторить пункты 1–14 на с. 5–29 учебника
|
60 |
Анализ контрольной работы |
|
Обобщающий |
И) Домашнее задание: повторить главу I, вопросы 1–21 |
61 |
Повторение. Начальные геометрические сведения |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
пункты 38–39; вопросы 14–20 на с. 89; решить задачи |
62 |
Повторение. Признаки равенства треугольников |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
Домашнее задание: решить задачи № 294, 295 |
63 |
Повторение. Признаки равенства треугольников |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
(И) Домашнее задание: решить тест.
|
64 |
Повторение. Параллельные прямые |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
(И) Домашнее задание: повторить главу IV (§ 1, 2, 3), вопросы 1–18 (без доказательства); записать полное решение задач 1–18 (для выполнения этого задания можно класс разбить на варианты) |
65 |
Повторение. Параллельные прямые. |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
(И) Домашнее задание (карточки) |
66 |
Повторение. Соотношение между сторонами и углами треугольника |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
(И) Домашнее задание: решить № 335 |
67 |
Повторение. Соотношение между сторонами и углами треугольника |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
(И) Домашнее задание: повторить § 4 (глава IV); прочитать тему
«Задачи |
68 |
Повторение. Задачи на построение. |
1 |
Применение и совершенствование знаний |
(И) Домашнее задание: решить задачи № 352, 356, 361 (одну задачу решить по полной схеме) |
69 |
Итоговый контрольный тест |
1 |
Контроль и оценка знаний |
|
70 |
Анализ итогового теста. |
1 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.