ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБОУ НСО «ОЦО»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
9 класс
Составил: О.Н. Сурдал.,
учитель математики
п.Тулинский
2022г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по геометрии для учащихся 9 класса составлена с учетом требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и примерной программы по математике. Рабочая программа ориентирована на использование УМК для 7-9 классов авторов А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. (Учебник Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф).
Основными задачами данного курса являются: интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 7– 9 классах предмет «Математика» делится на два предмета: «Алгебра» и «Геометрия». Общее количество уроков геометрии в неделю в 7 – 9 класс – по 2 часа; в год 9 класс – 68 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
· формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
· воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
· приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Метапредметные результаты:
· Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
· Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
· Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
· Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные результаты:
В процессе изучения курса обучающийся научится:
§ решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
§ описания реальных ситуаций на языке геометрии;
§ расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
§ решения геометрических задач с использованием тригонометрии
§ решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
§ построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание учебного предмета
Глава 1. Решение треугольников (15 ч.)
Содержание раздела:
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Учебные понятия: Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Метапредметные умения:
· Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
· Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
· Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
· Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные умения и навыки:
1. Формулировать определение и иллюстрировать определение синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 180°.
2. Выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения.
3. Формулировать и доказывать теорему синусов и косинусов, применять их при решении треугольников.
4. Объяснять, как используются тригонометрические формулы при работах на местности.
Глава 2. Правильные многоугольники (9 ч.)
Содержание раздела:
В данном разделе доказывается теорема о сумме углов n-угольника, вводятся понятия правильного и неправильного многоугольника, формулы площади круга и длины окружности, а также площади сектора, длины дуги, формулы для нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей.
Учебные понятия:
Многоугольник, правильный многоугольник, свойства правильного многоугольника, площадь круга, длина окружности, длина дуги, площадь сектора, радиусы вписанной и описанной окружностей.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
Метапредметные умения:
· Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
· Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
· Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
· Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные умения и навыки:
· Пояснять, что такое центр и центральный угол правильного многоугольника, сектор и сегмент круга.
· Формулировать: определение правильного многоугольника; свойства правильного многоугольника.
· Доказывать свойства правильных многоугольников.
· Записывать и разъяснять формулы длины окружности, площади круга.
· Записывать и доказывать формулы длины дуги, площади сектора, формулы нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей правильного многоугольника.
· Строить с помощью циркуля и линейки правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник.
· Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач.
Глава 3. Декартовы координаты (11 ч.)
Содержание раздела:
Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Учебные понятия:
Координаты середины отрезка. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение координат при решении задач.
Цель: познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Метапредметные умения:
· Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
· Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
· Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
· Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные умения и навыки:
1. Объяснять и иллюстрировать понятие прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора.
2. Выводить и использовать при решении задач формулы середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой.
Глава 4. Векторы (14 часов)
Содержание раздела:
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
Учебные понятия:
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
Метапредметные умения:
· Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
· Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
· Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
· Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные умения и навыки:
1. Формулировать определение и иллюстрировать понятие вектора. Его длины, коллинеарных и равных векторов.
2. Применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач.
Глава 5. Геометрические преобразования (10ч.)
Содержание раздела:
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Учебные понятия:
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Гомотетия. Подобие фигур.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Метапредметные умения:
· Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
· Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
· Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
· Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные умения и навыки:
1. Объяснять, что такое отображение плоскости на себя, и в каком случае оно называется движением плоскости.
2. Объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот.
3. Уметь обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями плоскости.
4. Объяснять, какова связь между движениями и наложениями.
5. Иллюстрировать основные виды движений.
Глава 6. Повторение и систематизация курса геометрии (7 ч.)
Цели: повторение и систематизация знаний и умений по школьному курсу геометрии; решение тестовых заданий по геометрии в форме ОГЭ.
Предусмотрено 6 контрольных работ, а также уроки на отработку практических навыков и решение задач.
Учебно-тематическое планирование по геометрии
на 2022-2023 учебный год
9 класс
№ п/п |
Изучаемый материал |
Кол-во часов |
Контрольные работы |
1. |
Повторение курса геометрии за 8 класса |
2 |
|
2. |
Решение треугольников |
15 |
1 |
3. |
Правильные многоугольники |
9 |
1 |
4. |
Декартовы координаты |
11 |
1 |
5. |
Векторы |
14 |
1 |
6. |
Геометрические преобразования |
10 |
1 |
7. |
Повторение и систематизация курса геометрии |
7 |
1 |
8. |
Всего |
68 |
Тематическое планирование по геометрии для 9-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
ü к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
ü к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
ü к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Тематическое планирование по геометрии
на 2022-2023 учебный год
9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Основные виды, формы и способы учебной деятельности обучающихся с учётом программы воспитания |
|
||
1 2 |
Повторение курса геометрии за 8 класса |
2 |
|
|
||
Глава 1. Решение треугольников (15 ч.)
|
|
|||||
3 4 |
Тригонометрические функции угла от 0° до 180° |
2 |
Основная цель: формирование представлений о синусе, косинусе и тангенсе угла от 0 до 1800, об основном тригонометрическом тождестве; формирование умений пользоваться формулами основных тригонометрических тождеств; усвоения навыков нахождения значений синусов, косинусов и тангенсов угла от 0 до 1800 , пользоваться таблицей Брадиса. Формулировать: определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса угла от 0° до 180°; свойство связи длин диагоналей и сторон параллелограмма. Формулировать и разъяснять основное тригонометрическое тождество. Вычислять значение тригонометрической функции угла по значению одной из его заданных функций. Формулировать и доказывать теоремы: синусов, косинусов, следствия из теоремы косинусов и синусов, о площади описанного многоугольника. Записывать и доказывать формулы для нахождения площади треугольника, радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач Устный и письменный опрос. Работа с учебником. Тестирование. Самостоятельная работа. Контрольная работа. |
|
||
5 6 7 |
Теорема косинусов |
3 |
|
|||
8 9 10 |
Теорема синусов |
3 |
|
|||
11 12 |
Решение треугольников |
2 |
|
|||
13 14 15 16 |
Формулы для нахождения площади треугольника |
4 |
|
|||
17 |
Контрольная работа №1 по теме «Решение треугольников» |
1 |
|
|||
Глава 2. Правильные многоугольники (9 ч.)
|
|
|
|
|||
18 19 20 21 |
Правильные многоугольники и их свойства |
4 |
Основная цель: формирование представлений о правильных многоугольниках и их свойствах; умения строить некоторые из них с помощью циркуля и линейки; формирование умений пользоваться формулами радиусов вписанной и описанной окружностей, длины окружности и площади круга. Пояснять, что такое центр и центральный угол правильного многоугольника, сектор и сегмент круга. Формулировать: определение правильного многоугольника; свойства правильного многоугольника. Доказывать свойства правильных многоугольников. Записывать и разъяснять формулы длины окружности, площади круга. Записывать и доказывать формулы длины дуги, площади сектора, формулы для нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей правильного многоугольника. Строить с помощью циркуля и линейки правильные треугольник, четырёхугольник, шестиугольник. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач. Устный и письменный опрос. Работа с учебником. Тестирование. Самостоятельная работа. Контрольная работа. |
|
||
22 23 24 25 |
Длина окружности. Площадь круга |
4 |
|
|||
26 |
Контрольная работа №2 по теме «Правильные многоугольники» |
1 |
|
|||
Глава 3. Декартовы координаты (11 ч.)
|
|
|
|
|||
27 28 29 |
Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка |
3 |
Основная цель: формирование представлений о прямоугольной системе координат, о координатах точки, координатах вектора; формирование умений раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам; усвоения навыков нахождения координат вектора, координат суммы и разности векторов, решения простейших задач методом координат, применение полученных знаний при решении задач. Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка Описывать прямоугольную систему координат. Формулировать: определение уравнения фигуры, необходимое и достаточное условия параллельности двух прямых. Записывать и доказывать формулы расстояния между двумя точками, координат середины отрезка. Выводить уравнение окружности, общее уравнение прямой, уравнение прямой с угловым коэффициентом. Доказывать необходимое и достаточное условие параллельности двух прямых. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач. Устный и письменный опрос. Работа с учебником. Тестирование. Самостоятельная работа. Контрольная работа. |
|
||
30 31 32 |
Уравнение фигуры. Уравнение окружности |
3 |
|
|||
33 34 |
Уравнение прямой |
2 |
|
|||
35 36 |
Угловой коэффициент прямой |
2 |
|
|||
37 |
Контрольная работа №3 по теме «Декартовы координаты» |
1 |
|
|||
Глава 4. Векторы (14 часов)
|
|
|
|
|||
38 39 |
Понятие вектора |
2 |
Основная цель: формирование представления о векторах, абсолютной величине и направлении вектора, равенстве векторов, сумме и разности векторов; формирования умения выполнять сложение и вычитание векторов; усвоения навыков изображения и обозначения векторов, откладывание от точки вектора равного данному. Понятие вектора. Описывать понятия векторных и скалярных величин. Иллюстрировать понятие вектора. Формулировать: определения: модуля вектора, коллинеарных векторов, равных векторов, координат вектора, суммы векторов, разности векторов, противоположных векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения векторов; свойства: равных векторов, координат равных векторов, сложения векторов, координат вектора суммы и вектора разности двух векторов, коллинеарных векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения двух векторов, перпендикулярных векторов. Доказывать теоремы: о нахождении координат вектора, о координатах суммы и разности векторов, об условии коллинеарности двух векторов, о нахождении скалярного произведения двух векторов, об условии перпендикулярности. Находить косинус угла между двумя векторами. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач. Устный и письменный опрос. Работа с учебником. Тестирование. Самостоятельная работа. Контрольная работа. |
|
||
40 |
Координаты вектора |
1 |
|
|||
41 42 43 44 |
Сложение и вычитание векторов |
4 |
|
|||
45 46 47 |
Умножение вектора на число |
3 |
|
|||
48 49 50 |
Скалярное произведение векторов |
3 |
|
|||
51 |
Контрольная работа №4 по теме «Вектора» |
1 |
|
|||
Глава 5. Геометрические преобразования (10ч.)
|
|
|
|
|||
52 53 54 |
Движение (перемещение фигуры). Параллельный перенос |
3 |
Основная цель: формирование представлений об отображении плоскости на себя и о движении, параллельном переносе, об осевой и центральной симметрии; совершенствования навыка построения фигур при осевой и центральной симметрии; умение доказывать теорему о том, что параллельный перенос есть движение; усвоения навыков применения полученных знаний при решении задач. Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос. Приводить примеры преобразования фигур. Описывать преобразования фигур: параллельный перенос, осевая симметрия, центральная симметрия, поворот, гомотетия, подобие. Формулировать: определения: движения; равных фигур; точек, симметричных относительно прямой; точек, симметричных относительно точки; фигуры, имеющей ось симметрии; фигуры, имеющей центр симметрии; подобных фигур; свойства: движения, параллельного переноса, осевой симметрии, центральной симметрии, поворота, гомотетии. Доказывать теоремы: о свойствах параллельного переноса, осевой симметрии, центральной симметрии, поворота, гомотетии, об отношении площадей подобных треугольников. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач. Геометрия в историческом развитии Устный и письменный опрос. Работа с учебником. Тестирование. Самостоятельная работа. Контрольная работа. |
|
||
55 56 |
Осевая симметрия |
2 |
|
|||
57 58 |
Центральная симметрия. Поворот |
2 |
|
|||
59 60 |
Гомотетия. Подобие фигур |
2 |
|
|||
61 |
Контрольная работа №5 по теме «Геометрические преобразования» |
1 |
|
|||
Глава 6. Повторение и систематизация курса геометрии (7 ч.)
|
|
|
|
|||
62 |
Повторение темы «Решение треугольников» |
1 |
|
|
||
63 |
Повторение темы «Правильные многоугольники» |
1 |
|
|||
64 |
Повторение темы «Декартовы координаты» |
1 |
|
|||
65 |
Повторение темы «Векторы» |
1 |
|
|||
66 |
Контрольная работа №6 по теме «Обобщение и систематизация знаний за курс 9 класса» |
1 |
|
|||
67 68 |
Решение заданий в формате ОГЭ |
2 |
|
Печатные пособия:
1. Геометрия – 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.: Вентана – Граф, 2018.
2. Геометрия – 9 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, Е.М.Рабинович, М.С.Якир. – М.: Вентана – Граф, 2018.
3. Геометрия – 9 класс: методическое пособие/ Е.В.Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.: Вентана – Граф, 2018.
4. ОГЭ 3000 Задач по мат. Задания части 1. Ященко И.В. ,-Экзамен, 2022.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.