Пояснительная записка
Данная рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 кл. / сост. Т.А. Бурмистрова. — М.: Просвещение, 2014. — 64 с.
2. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С.Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /В.Ф Бутузов —М.: Просвещение, 2014.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год».
4. Приказ Минобрнауки России № 38 от 26 января 2016 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"
5. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы [Текст]. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 64с. — (Стандарты второго поколения).
6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика. (утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089)
Рабочая программа адаптирована для надомного обучения учащихся 9 класса.
Всего часов – 34
Количество часов в неделю – 1
Количество учебных недель – 34
Количество плановых контрольных работ – 3
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Цели
Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
В ходе обучения геометрии по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
· систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
· формирование пространственных представлений; развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
· овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
· сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания геометрии в 7-8 классах;
· обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
· обеспечить базу математических знаний, достаточную для успешной сдачи ОГЭ, а также для продолжения образования;
· сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
· продолжать развивать математические и творческие способности;
· продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
· дать обучающимся возможность без лишних перегрузок подготовиться к сдаче ОГЭ
В основу курса геометрии для 9 класса положены такие принципы как:
Курс геометрии 9 класса – заключительное звено математического образования на этапе основного общего образования. На этом этапе заканчивается формирование основных понятий планиметрии, необходимых человеку в повседневной практике. Необходимо завершить формирование навыков решения всех типов текстовых задач, в дальнейшем эти навыки будут только совершенствоваться в курсе стереометрии. Серьёзное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать выводы, давать обоснования выполненных действий.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов усвоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
5) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
6) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
7) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификация на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять, преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
8) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
9) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
10) умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
11) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
12) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
13) понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) умение планировать и осуществлять деятельность направленную на решение задачи исследовательского характера
предметные:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне - о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения площадей и объемов геометрических фигур;
7) Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
§ существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
§ существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
§ как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
§ как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
§ как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
§ вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
§ каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
§ смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
§ пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
§ распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
§ изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
§ распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
§ в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
§ проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Основная цель |
Содержание |
Векторы и координаты |
|
- научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. |
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов |
|
- развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
|
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. |
Длина окружности и площадь круга |
|
- расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. |
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. |
Движения |
|
- познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. |
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. |
Начальные сведения из стереометрии |
|
- дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.
|
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов. |
Об аксиомах геометрии |
|
- дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе. |
Беседа об аксиомах геометрии. |
Количество часов по темам определяется в соответствии с учебным планом надомного обучения:
Раздел |
Количество часов в авторской программе |
Количество часов в рабочей программе |
Векторы. |
8 |
4 |
Метод координат |
10 |
6 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. |
11 |
6 |
Длина окружности и площадь круга. |
12 |
7 |
Движения. |
8 |
4 |
Начальные сведения из стереометрии. |
8 |
4 |
Об аксиомах стереометрии |
2 |
1 |
Повторение. Решение задач. |
9 |
2 |
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.
Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала:
устный контроль (опрос, устная проверка знаний);
письменный контроль (контрольные работы, письменный зачет, самостоятельные работы, графические диктанты, тесты);
Учебно-методический комплект и дополнительная литература
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела Тема урока |
Планируемые результаты обучения |
Виды и формы контроля |
Дом. зад. |
Дата |
|
Освоение предметных знаний |
УУД |
|||||
Глава IX. Векторы (4 ч) |
||||||
1 |
Понятие вектора |
Формулировать определения и иллюстрировать понятия вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; мотивировать введение понятий и действий, связанных с векторами, соответствующими примерами, относящимися к физическим векторным величинам; применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач |
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: выполнение действий по алгоритму; подведение под понятие Коммуникативные: выражение своих мыслей и аргументация своего мнения с достаточной полнотой и точностью. Личностные: находчивость, активность при решении геометрических задач |
Составление конспекта (СК), опрос |
Гл. IX, § 1, п.76-78 |
|
2 |
Сложение и вычитание векторов |
Самостоятельная работа |
§ 2, п.79-82 |
|
||
3 |
Умножение вектора на число |
Наблюдение за деятельностью учащегося (НДУ), СР |
§ 3, п. 83 |
|
||
4 |
Применение векторов к решению задач |
СР, опрос |
§ 3, п. 84 |
|
||
Глава X. Метод координат (6 ч) |
||||||
5 |
Координаты вектора |
Объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора; выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой. Применять полученные знания при решении задач и доказательства теорем. Формирование представлений о связи между геометрическими и алгебраическими понятиями, переводе с языка геометрии на язык алгебры и обратно при решении задач (в том числе и прикладного характера) |
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, Познавательные: использование знаково-символических средств, моделирование и преобразование моделей разных типов; выполнение действий по алгоритму; подведение под понятие, установление причинно-следственных связей Коммуникативные: умение задавать вопрос в ситуации затруднения, пояснение выполняемых действий |
опрос |
Гл. X, § 1, п. 86-87 |
|
6 |
Простейшие задачи в координатах |
СР |
§2, п.88 |
|
||
7 |
Применение метода координат к решению задач |
тест |
§2, п. 89 |
|
||
8 |
Уравнение окружности |
СР |
§3, п.90-91 |
|
||
9 |
Уравнение прямой |
СР |
§3, п.92 |
|
||
10 |
Контрольная работа № 1 «Векторы и координаты» |
КР |
|
|
||
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (6 ч) |
||||||
11 |
Синус, косинус и тангенс угла |
Формулировать и иллюстрировать определения синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 180°; формулировать теоремы синусов и косинусов, применять их при решении треугольников; объяснять, как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности; формулировать определения угла между векторами и скалярного произведения векторов; выводить формулу скалярного произведения через координаты векторов; формулировать и обосновывать утверждение о свойствах скалярного произведения; использовать скалярное произведение векторов при решении задач |
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование и прогнозирование. Познавательные: выполнение действий по алгоритму; подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, доказательство, поиск и выделение информации Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для пояснения своих действий и постановки вопроса |
СК, НДУ |
Гл. XI, §1, п.93-95 |
|
12 |
Теорема о площади треугольника |
Матем.диктант |
§2, п.96 |
|
||
13 |
Теорема синусов |
опрос |
§2, п.97 |
|
||
14 |
Теорема косинусов |
СР, опрос |
§2, п.98-100 |
|
||
15 |
Скалярное произведение векторов |
СР |
§3, п. 101-104 |
|
||
16 |
Контрольная работа № 2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» |
КР |
|
|
||
Глава XII. Длина окружности и площадь круга (7 ч) |
||||||
17 |
Правильные многоугольники |
Формулировать определение правильного многоугольника; формулировать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной е него; использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; решать задачи на построение правильных многоугольников; объяснять понятия длины окружности и площади круга; выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и площади кругового сектора; применять эти формулы при решении задач |
Регулятивные: планирование, целеполагание, контроль, коррекция Познавательные: подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей и аргументация своего мнения с достаточной полнотой и точностью, |
НДУ |
Гл. XII, § 1, п.105-106 |
|
18 |
Окружность, вписанная в правильный многоугольник |
СР |
§1, п.108 |
|
||
19 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника |
опрос |
§1, п.109 |
|
||
20 |
Длина окружности |
тест |
§2, п.110 |
|
||
21 |
Площадь круга и кругового сектора |
Матем. диктант |
§2, п.111-112 |
|
||
22 |
Решение задач |
СР |
§2 |
|
||
23 |
Контрольная работа № 3 «Длина окружности и площадь круга» |
КР |
|
|
||
Глава XIII. Движения (4 ч) |
||||||
24 |
Понятие движения |
Объяснять, что такое отображение плоскости на себя, и в каком случае оно называется движением плоскости; объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот; обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями; объяснять, какова связь между движениями и наложениями; иллюстрировать основные виды движений. |
Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: выбирать оптимальный способ решения. Коммуникативные: уметь объяснять свои действия, сообщать о возникающих в ходе решения затруднениях |
НДУ |
Гл. XIII, §1, п. 113-114 |
|
25 |
Параллельный перенос |
опрос |
§2, п.116 |
|
||
26 |
Поворот |
СР |
§2, п.117 |
|
||
27 |
Решение задач |
тест |
|
|
||
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии (4 ч) |
||||||
28 |
Многогранники |
Знать, что такое многогранник, его грани, рёбра, вершины, диагонали, что такое п-угольная призма, ее основания, какая призма называется прямой и какая наклонной, что такое высота призмы, какая призма называется параллелепипедом и какой параллелепипед называется прямоугольным; формулировать и обосновывать утверждения о свойстве диагоналей параллелепипеда ; объяснять, какой многогранник называется пирамидой, что такое основание, вершина, боковые грани, боковые рёбра и высота пирамиды, какая пирамида называется правильной, что такое апофема; объяснять, какое тело называется цилиндром, что такое его ось, высота, основа-ния, боковая поверхность, образующие, развёртка; объяснять, какое тело называется конусом, что такое его ось, высота, основание, боковая поверхность, образующие, развёртка ; объяснять, какая поверхность называется сферой и какое тело называется шаром |
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений, выбирать оптимальный способ решения. Коммуникативные: уметь объяснять свои действия, сообщать о возникающих в ходе решения затруднениях |
опрос |
Гл. XIV, §1 |
|
29 |
Тела и поверхности вращения |
Матем. диктант |
§2 |
|
||
30 |
Решение задач |
СР |
|
|
||
31 |
Об аксиомах стереометрии |
опрос |
|
|
||
Повторение (3 ч) |
||||||
32 |
Нахождение длин и углов |
Систематизация знаний по темам курса геометрии 7-9 классов, совершенствование навыков решения задач. Формирование умения решать задачи с кратким ответом, с выбором ответа, с развернутым решением. Повторение алгоритмов решения задач на доказательство. |
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному развитию науки и общественной практики |
тест |
|
|
33 |
Вычисление площадей |
тест |
|
|
||
34 |
Решение задач ОГЭ |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.