Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кистёрская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании МО _____________________ Руководитель МО ____________ ___________ Протокол № ______ от « ____» __________ 2020 г |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________ Загуменная Е.С. «_____» ___________2020г. |
ПРИНЯТО педагогическим советом школы Протокол №______ от « ___» _________2020 г |
УТВЕРЖДЕНО Приказ №_____ от « ____» _______ 2020 г Директор МБОУ Кистёрская СОШ __________ Холодняк В.И.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по геометрии
8 класс
2020– 2021 учебный год
Составитель:
Дрозд А.М., учитель высшей квалификационной категории
Кистёр-2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе:
· Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказа Минобрнауки России от30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного общего образования, образовательной программе среднего общего образования»
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 года №1644, 31.12.2015года №1576).
· Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018г. №345, (в редакции от 08.05.2019г.) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
· Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Кистёрская СОШ, утвержденной приказом директора школы №53/3 от 31.08.2015г.
· Примерной образовательной программе основного общего образования по геометрии 8 класса. Сборник рабочих программ. Геометрия 7-9 классы.3-е издание. Москва: «Просвещение» 2016 год. Составитель: Т. А. Бурмистрова.
· Учебного плана МБОУ Кистёрская СОШ на 2020-2021 уч. год;
Рабочая программа по геометрии 8 класс ориентирована на использование учебника «Геометрия 7 – 9 классы». Авторы: Л.С. .Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,Э.Г. Позняк, ИИ Юдина– Москва: «Просвещение» - 2018.
На изучение предмета «Геометрия» в 8 класс отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Изучение геометрии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний, составляющих основу науки геометрии;
· существо понятия математического доказательства;
· каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
· пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
· владеть практическими навыками использования геометрических знаний
· получение школьниками конкретных знаний о различных геометрических понятиях, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
· продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
· овладение навыками дедуктивных рассуждений;
· развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Структура рабочей программы:
1) Планируемые результаты изучения курса
2) Содержание учебного предмета
3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
1. В направлении личностного развития:
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, ее этапах, значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2. В метапредметном направлении:
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
• первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
2. В предметном направлении:
ученик научится:
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
ученик получит возможность научиться:
· оперировать понятиями четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция;
· извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах,
· представлять её на чертежах;
· изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью чертёжных инструментов;
· решать учебные и практические задачи с применением простейших свойства фигур;
· вычислять периметр и площадь фигур, оценивать объекты окружающего мира;
· решать знакомые и другие более сложные текстовые задачи.
2. Содержание учебного предмета.
Глава 5. Четырехугольники (14ч.)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6. Площадь (14ч.)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Научить применять вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Глава 7. Подобные треугольники (19ч.)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (17ч.)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
9. Повторение. Решение задач. (6ч.)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
3. Тематическое планирование учебного предмета
Тематическое планирование составлено по учебнику Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева, И. И. Юдина (М; Просвещение, 2017 г)
Согласно учебному плану основного общего образования МБОУ Кистёрская СОШ на 2020-2021 уч.год учебный предмет «Геометрия» является обязательным. На изучение геометрии в 8 классе отводится 70 часов (недельная нагрузка – 2 часа).
Содержание изучаемого предмета предусматривает последовательное изучение разделов со следующим распределением часов:
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
Контрольные работы |
1 |
Четырёхугольники |
14 |
1 |
2 |
Площадь |
14 |
1 |
3 |
Подобные треугольники |
19 |
2 |
4 |
Окружность |
17 |
1 |
5 |
Повторение. Решение задач. |
6 |
1 |
|
Всего |
70 |
6 |
Приложение к программе
Поурочное планирование учебного материала по геометрии в 8 классе
(2ч. в неделю, 70ч. за год)
Учебник: «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
М. «Просвещение», 2018 год.
№ п/п |
Тема урока |
По программе |
Фактически |
|
Четырёхугольники - 14 часов |
||||
1 |
Многоугольники, п.40 |
|
|
|
2 |
Выпуклый многоугольник, п.41,42 |
|
|
|
3 |
Параллелограмм, п.43 |
|
|
|
4 |
Свойства и признаки параллелограмма, п.43,44
п.44п ппппппппппарапараллпараллелограмма,п.44 |
|
|
|
5 |
Определение трапеции, п.45 |
|
|
|
6 |
Свойства и признаки равнобедренной трапеции, п.45 |
|
|
|
7 |
Решение задач, используя свойства и признаки параллелограмма, п.44 |
|
|
|
8 |
Решение задач, используя свойства трапеции, п.45 |
|
|
|
9 |
Прямоугольник, п.46 |
|
|
|
10 |
Ромб и квадрат, п.47 |
|
|
|
11 |
Решение задач, используя свойства и признаки четырёхугольников, п.43-47 |
|
|
|
12 |
Осевая и центральная симметрия, п.48 |
|
|
|
13 |
Решение задач на построение симметричных точек, п.48 |
|
|
|
14 |
Контрольная работа №1 «Четырёхугольники» |
|
|
|
Площадь - 14 часов |
||||
15 |
Площадь многоугольника., п.49 |
|
|
|
16 |
Площадь прямоугольника, квадрата, п. 50,51 |
|
|
|
17 |
Площадь параллелограмм, п.52 |
|
|
|
18 |
Решение задач на вычисление площадей прямоугольника, параллелограмма и квадрата, п.52 |
|
|
|
19 |
Площадь треугольника, п.53 |
|
|
|
20 |
Решение задач на вычисления площади треугольника, п.53 |
|
|
|
21 |
Площадь трапеции, п.54 |
|
|
|
22 |
Решение задач на площадь трапеции, п.54 |
|
|
|
23 |
Теорема Пифагора, п. 55 |
|
|
|
24 |
Решение задач на теорему Пифагора, п.55 |
|
|
|
25 |
Теорема, обратная теореме Пифагора, п.56 |
|
|
|
26 |
Решение задач на обратную теорему теоремы Пифагора, п.56 |
|
|
|
27 |
Решение задач на площади многоугольников, п.49-56 |
|
|
|
28 |
Контрольная работа № 2 «Площадь» |
|
|
|
Подобные треугольники - 19 часов |
||||
29 |
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников, п. 58,59 |
|
|
|
30 |
Отношение площадей подобных треугольников, п.60 |
|
|
|
31 |
Первый признак подобия треугольников, п. 61 |
|
|
|
32 |
Второй признак подобия треугольников, п.62 |
|
|
|
33 |
Третий признак подобия треугольников, п. 63 |
|
|
|
34 |
Решение задач на признаки подобия треугольников, п. 61-63 |
|
|
|
35 |
Обобщение по теме: «Признаки подобия треугольников» п.61-63 |
|
|
|
36 |
Контрольная работа № 3 «Подобные треугольники» |
|
|
|
37 |
Определение средней линии треугольника, п.64 |
|
|
|
38 |
Средняя линия треугольника. Решение задач, п.64 |
|
|
|
39 |
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, п. 65 |
|
|
|
40 |
Практические приложения подобия треугольников, п.66 |
|
|
|
41 |
О подобии произвольных фигур, п.67 |
|
|
|
42 |
Решение задач на среднюю линию треугольника, п. 64-67 |
|
|
|
43 |
Обобщение по теме: «Подобие треугольников» п.64-67 |
|
|
|
44 |
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника, п.68 |
|
|
|
45 |
Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30,45 и 60 градусов, п.69 |
|
|
|
46 |
Решение задач на соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника, п.68-69 |
|
|
|
47 |
Контрольная работа № 4 «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
|
|
|
|
Окружность -17 часов |
||||
48 |
Взаимное расположение прямой и окружности, п. 70 |
|
|
|
49 |
Касательная к окружности, п. 71 |
|
|
|
50 |
Решение задач на касательную к окружности, п.71 |
|
|
|
51 |
Градусная мера дуги окружности, п.72 |
|
|
|
52 |
Вписанный угол, п.73 |
|
|
|
53 |
Теорема о вписанном угле, п. 73 |
|
|
|
54 |
Следствия из теоремы о вписанном угле. Решение задач на центральные и вписанные углы, п. 72-73
центрввписанные углы.
|
|
|
|
55 |
Свойства биссектрисы угла, п. 74
треугольн
треугольника. |
|
|
|
56 |
Теорема о пересечении высот Свойства серединного перпендикуляра к отрезку, п.75
треугольника |
|
|
|
57 |
Теорема о пересечении высот треугольника. Замечательные точки треугольника, п.76 |
|
|
|
58 |
Вписанная окружность, п. 77 |
|
|
|
59 |
Свойства вписанного четырёхугольника, п. 77 |
|
|
|
60 |
Описанная окружность, п. 78 |
|
|
|
61 |
Свойства описанного четырёхугольника, п.78 |
|
|
|
62 |
Решение задач на тему: «Окружность» п.71-78 |
|
|
|
63 |
Решение задач на доказательства и построения, связанные с окружностью, п.71-78 |
|
|
|
64 |
Контрольная работа №5 «Окружность» |
|
|
|
Повторение. Решение задач. - 6 часов |
||||
65 |
Четырёхугольники, п.40-48 |
|
|
|
66 |
Площадь многоугольника, п. 49-54 |
|
|
|
67 |
.Теорема Пифагора, п. 55-71 |
|
|
|
68 |
Окружность, п.72-78 |
|
|
|
69 |
Промежуточная аттестация |
|
|
|
70 |
Работа над ошибками. Подведение итогов. |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.