Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 15 основного общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Е. Д. Юреева «___»__________2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната №15 ОАО "РЖД"
Ю. И. Редько
«____»___________2020 г.
ПРОГРАММА
учебного курса «Химия»
для 8-9 класса на 2020-2021 учебный год
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № ___ от «___»______________2020 г. Руководитель ШМО:
_____________/ ____________
Учитель:
Шумакова Елена Владимировна
Челябинск
2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия», 8-9 класс………………………………....... 3 |
|
|
2. Содержание учебного предмета «Химия», 8-9 класс..………………………………….………………………... 7 |
|
|
3. Тематическое планирование по учебному предмету «Химия», 8-9 класс……………………………………… 15 4. Практическая часть…………………………………………………………………………………………………………………… 16 5. Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей………………………………………………………. 20 6. Реализация железнодорожного компонента…………………………………………………………………………………………… 23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Планируемые результаты освоения курса «Химия»
Рабочая программа по химии для основной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по химии, авторской программы О. С. Габриеляна, С. А. Сладкова, базисного учебного плана.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по химии и учебно-методических пособий УМК, созданных коллективом авторов под руководством О. С. Габриеляна.
По завершении курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:
Личностные результаты:
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
Предметные результаты:
1. умение обозначать химические элементы, называть их и характеризовать на основе положения в периодической системе Д. И. Менделеева;
2. формулирование изученные понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион и т. п.;
3. определение по формулам состава неорганических и органических веществ, валентности атомов химических элементов или степени их окисления;
4. понимание информации, которую несут химические знаки, формулы и уравнения;
5. умение классифицировать простые и сложные вещества;
6. формулирование периодического закона, объяснение структуры и информации, которую несет периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, раскрытие значения периодического закона;
7. умение характеризовать строение вещества – виды химических связей и типы кристаллических решеток;
8. описание строения атомов химических элементов с порядковыми номерами 1-20 и 26, отображение их с помощью схем;
9. составление формул оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов;
10. написание структурных формул молекулярных соединений , ионных соединений по валентности, степени окисления или заряду ионов;
11. умение формулировать основные законы химии: постоянства состава вещества, сохранения массы веществ, закон Авогадро;
12. умение формулировать основные положения атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации;
13. определение признаков, условий протекания и прекращения реакций;
14. составление молекулярных уравнений химических реакций, подтверждающих общие химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи между классами соединений;
15. составление уравнений реакций с участием электролитов также в ионной форме;
16. определение по химическим уравнениям принадлежности реакций к определенному типу или виду;
17. составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса;
18. Объяснение влияния различных факторов на скорость реакций;
19. Умение характеризовать положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов, общие физические и химические свойства;
20. Объяснение аллотропии и ее причин;
21. Иллюстрирование различных промышленных способов получения металлов;
22. Умение описывать коррозию и способы защиты от нее;
23. Умение производит расчеты с использованием понятий «массовая доля вещества», «количество вещества», «молярный объем» по формулам и уравнениям реакций;
24. описание свойств и практического значения изученных органических веществ;
25. выполнение обозначенных в программе экспериментов, распознавание неорганических веществ по соответствующим признакам;
26. соблюдение правил безопасной работы в химическом кабинете.
В результате изучения химии ученик основной школы научится
Выпускник получит возможность научиться:
Основное содержание
8 класс
Начальные понятия и законы химии. (20 часов).
Тела и вещества. Свойства веществ. Материалы и материаловедение. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия.
Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование.
Газы. Жидкости. Твердые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями веществ.
Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Способы разделения смесей: перегонка, отстаивание, фильтрование, кристаллизация и выпаривание. Применение этих способов в химической лаборатории, на производстве и в быту.
Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы.
Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Относительная атомная масса.
Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Валентность. Структурные формулы. Вывод формулы соединения по валентности. Определение валентности химического элемента по формуле вещества. Закон постоянства состава веществ.
Химические реакции. Признаки химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Классификация химических реакций по составу и числу реагентов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Катализаторы и катализ.
Демонстрации. Коллекция материалов и изделий из них. Объемные и шаростержневые модели некоторых химических веществ. Модели кристаллических решеток. Прибор для получения газов. Дистиллятор и его работа. Установка для выпаривания. Модели аллотропных модификаций углерода и серы. Аппарат Киппа. Горение фосфора. Портреты Ломоносова М. В., Менделеева Д. И., Лавуазье А. Л., Берцелиуса Й. Я.., Горение серы и магниевой ленты.
Лабораторные опыты. Л.О. №1Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды., Л.О.№2 Ознакомление с минералами, образующими гранит. Л.О.№3 Приготовление гетерогенной смеси порошков серы с железом и их разделение. Л.О.№4 Взаимодействие раствора соды с кислотой. Л.О.№5 Взаимодействие растворов хлоридов и иодидов с раствором нитрата серебра. Л.О.№6 Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щелочи с кислотой. Л.О. №7 Разложение перекиси водорода с помощью оксида марганца. Л.О.№8 Замещение железом меди в медном купоросе.
Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии. (18 ч.)
Состав воздуха. Понятие об объемной доле компонента природной газовой смеси – воздуха.
Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Оксиды. Образование названий оксидов по их формулам. Составление формул оксидов по их названиям. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь.
Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Кислоты, их состав и классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.
Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро». Моль. Молярная масса.
Закон Авогадро. Молярный объем газообразных веществ. Относительная плотность газа по другому газу.
Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды.
Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Растворитель растворенное вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля растворенного вещества. Расчеты с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества».
Демонстрации. Определение содержания кислорода в воздухе. Получение кислорода разложением перманганата калия и перекиси водорода. Собирание кислорода методом вытеснения воздуха из воды. Распознавание кислорода. Горение магния, железа, угля, серы и фосфора в кислороде. Коллекция оксидов. Получение, собирание и распознавание водорода. Горение водорода. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). Коллекция минеральных кислот. Правило разбавления серной кислоты. Коллекция солей. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде. Коллекция оснований.
Лабораторные опыты. Л.О. №9 Помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа. Л.О. №10. Получение водорода взаимодействием цинка и соляной кислоты. Л.О. №11 Распознавание кислот с помощью индикаторов. Л.О. №12 Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Л.О. №13 Ознакомление с препаратами школьной и домашней аптечки: растворами перекиси водорода, спиртовой настойки йода, аммиака.
Практические работы. Получение собирание и распознавание кислорода. Получение собирание и распознавание водорода. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Основные классы неорганических соединений. (10 ч.)
Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов.
Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований.
Кислоты, их классификация, названия и свойства. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородсодержащих кислот.
Соли их классификация, названия и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Демонстрации. Взаимодействие оксида кальция с водой. Помутнение известковой воды. Реакция нейтрализации. Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с кислотой. Разложение гидроксида меди(II) при нагревании. Взаимодействие кислот с металлами. Взаимодействие кислот с солями. Ознакомление с коллекцией солей. Взаимодействие солей с солями. Генетическая связь между классами неорганических соединений на примере соединений меди.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. (8 ч.)
Естественные свойства химических элементов: щелочные и щелочно-земельные металлы, галогены, инертные газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли.
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона и создание им периодической системы химических элементов.
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атома. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны нейтроны. Относительная атомная масса.
Строение электронных уровней атомов химических элементов 1-20. Понятие о завершенном электронном уровне. Изотопы. Изменение свойств элементов в периодах и группах.
Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Демонстрации. Различные формы таблиц периодической системы. Моделирование построения периодической системы Д. И. Менделеева. Модели атомов химических элементов.
Лабораторные опыты. Л.О. №14. Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции. (8 ч.)
Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические решетки и физические свойства веществ с этим типом решеток.
Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Понятие о валентности. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования неполярной ковалентной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решетки, свойства веществ с этими решетками.
Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная связь. Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решетки, и свойства веществ с этими решетками.
Металлическая химическая связь. Металлические кристаллические решетки. Единая природа связей.
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности.
Окислительно-восстановительные реакции. Реакции ионного обмена. Окислитель, восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Демонстрации. Видеофрагменты и слайды «Ионная химическая связь». Коллекции веществ с ионной химической связью. Модели ионных кристаллических решеток. Видеофрагменты и слайды «Ковалентная химическая связь». Коллекция веществ атомного и молекулярного строения. Модели молекулярных и атомных кристаллических решеток. Видеофрагменты и слайды «Металлическая химическая связь». Коллекция «Металлы и сплавы». Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).
Лабораторные опыты. Л.О. № Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.
9 класс
Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции (5ч.)
Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные гидроксиды, кислородсодержащие кислоты. Средние, кислые, основные и комплексные соли.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: составу и числу реагентов и образующихся веществ, тепловому эффекту, обратимости, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, агрегатному состоянию реагирующих веществ, использованию катализаторов.
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.
Демонстрации. Ознакомление с коллекциями металлов и неметаллов. Ознакомление с коллекциями оксидов, кислот, оснований. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).
Лабораторные опыты: Л.О.№1 Взаимодействие аммиака и хлороводорода. Л.О.№2 Реакция нейтрализации. Л.О.№3 Наблюдение теплового эффекта реакции нейтрализации. Л.О.№4 Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди(II). Л.О.№5 Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. Л.О.№6 Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. Л.О.№7 Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. Л.О.№8 Моделирование «кипящего слоя». Л.О.№9 «Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различно температуры». Л.О.№10 Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы.
Химические реакции в растворах электролитов (10.ч.)
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.
Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов, и солями. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Химический смысл сокращенных ионных уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.
Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.
Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.
Гидролиз как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Водородный показатель (рН).
Свойства кислот, оснований, оксидов, солей в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Движение окрашенных ионов в окрашенном поле. Определение характера среды в растворах солей.
Лабораторные опыты: Л.О.№11 Диссоциация слабых электролитов на примере уксусной кислоты. Л.О.№12 Изменение окраски индикатора в кислой среде. Л.О.№13 Реакция нейтрализации раствора щелочи различными кислотами. Л.О.№14 Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с различными кислотами. Л.О.№15 Взаимодействие сильных кислот с оксидом меди(II). Л.О.№16 Взаимодействие кислот с металлами. Л.О.№17 Качественная реакция на карбонат-ион. Л.О.№18 Получение студня кремниевой кислоты. Л.О.№19 Качественная реакция на хлорид- и сульфат- ионы. Л.О.№20 Изменение окраски индикатора в щелочной среде. Л.О.№21 Взаимодействие щелочей с углекислым газом. Л.О.№22 Качественная реакция на катион аммония. Л.О.№23 Получение гидроксида меди(II) и его разложение. Л.О.№24 Взаимодействие карбонатов с кислотами. Л.О.№25 Получение гидроксида железа (III). Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).
Практические работы: Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Неметаллы и их соединения (25 ч.).
Строение атомов неметаллов и их положение в периодической системе. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решетки неметаллов – простых веществ. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.
Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Биологическое значение и применение галогенов.
Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов.
Общая характеристика элементов VIA-группы. Сера в природе и ее получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и ее применение.
Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.
Оксид серы (IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.
Оксид серы (VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты.
Серная кислота как сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.
Общая характеристика элементов VA-группы. Азот, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства, применение азота. Азот в природе и его биологическая роль.
Аммиак, строение молекулы, физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования связи в катионе аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония.
Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, ее получение и свойства. Нитраты.
Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и фосфорная (ортофосфорная) кислота. Фосфаты.
Общая характеристика элементов IVA-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукты. Карбиды.
Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Угольная кислота. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Органическая химия. Углеводороды.
Метан, этан, пропан как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен как непредельные углеводороды. Структурные формулы веществ. Горение углеводородов. Реакции дегидрирования предельных углеводородов.
Спирты. Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трехатомный спирт глицерин. Уксусная кислота как представитель карбоновых кислот.
Кремний: строение атома и нахождение в природе. Силициды и силан. Свойства кремния. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли.
Производство стекла и цемента. Силикатная промышленность.
Неметаллы в природе. Электролиз растворов.
Получение серной кислоты. Олеум. Производство аммиака: сырье, химизм, технологическая схема.
Демонстрации.
Коллекция неметаллов. Модели кристаллических решеток неметаллов. Озонатор и принципы его работы. Горение неметаллов – простых веществ: серы, фосфора, древесного угля. Получение и распознавание водорода. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с металлами. Вытеснение хлора бромом. Взаимодействие серы с металлами. Горение серы в углероде. Коллекция сульфидных руд. Качественная реакция на сульфид-ион. Качественная реакция на галогенид-ионы. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Обугливание органических веществ концентрированной серной кислотой. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Разложение бихромата аммония. Видеофрагменты «Птичьи базары». Горение черного пороха. Разложение нитрата калия и горение в нем древесного уголька. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. Поучение белого фосфора и испытание его свойств. Портрет Н. Д. Зеленского. Устройство противогаза. Модели молекул метана, этана, этилена и ацетилена. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Общие химические свойства кислот на примере уксусной кислоты. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция стекла, керамики, цемента и изделий из них. Видеофрагменты «Производство стекла и цемента», «Фракционная перегонка жидкого воздуха», «Получение водорода, кислорода и галогенов», «Производство серной кислоты», «Производство аммиака».
Лабораторные опыты. Л.О.№26 Распознавание галогенид-ионов. Л.О.№27Качественные реакции на сульфат-ионы. Л.О.№28 Качественная реакция на катион аммония. Л.О.№29 Химические свойства азотной кислоты как электролита. Л.О.№30 Качественные реакции на фосфат-ион. Л.О.№31 Качественные реакции на карбонат-ион. Л.О.№32 Получение и свойства угольной кислоты. Л.О.№33 Пропускание углекислого газа через раствор силиката натрия.
Практические работы: Изучение свойств соляной кислоты. Изучение свойств серной кислоты. Получение аммиака и изучение его свойств. Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат ионы.
Металлы и их соединения (16ч.)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов —оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Временная и постоянная жесткость воды. Способы устранения временной и постоянной жесткости воды.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Обнаружение катионов железа в растворе. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения. Коррозия газовая и электрохимическая. Сплавы, их свойства и значение. Понятие о металлургии. Черная и цветная металлургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. Взаимодействие алюминия, железа с соляной кислотой. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств. Взаимодействие лития, калия, натрия с водой. Горение натрия, магния, железа в кислороде. Вспышка термитной смеси. Взаимодействие смеси порошков серы и железа, цинка и серы. Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой. Окраска пламени соединениями щелочных, щелочноземельных металлов. Гашение извести водой. Устранение временной жесткости кипячением и добавление соды. Коллекция природных соединений алюминия. Видеофрагменты «Производство чугуна и стали», «Изделия из чугуна и стали», «Производство алюминия».
Л.О.№34 «Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II)». Л.О.№35 «Получение гидроксида кальция и исследование его свойств». Л.О.№36 «Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств». Л.О.№37 «Качественные реакции на катионы железа».
Практические работы. Жесткость воды и способы ее устранения. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Химия и окружающая среда (2 ч.)
Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. Химический состав Земли. Горные породы, минералы. Руды. Осадочные горные породы. Полезные ископаемые.
Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: нарушение биогеохимических круговоротов химических элементов, потепление климата, кислотные дожди и др. Озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зеленая химия».
Демонстрации. Видеофрагменты и слайды «Строение Земли и ее химический состав», «Глобальные экологические проблемы человечества», о степени экологической чистоты товара. Коллекция минералов и горных пород. Коллекция «Руды металлов».
Лабораторные опыты: Л.О.№38 Изучение гранита. Л.О.№39 Изучение маркировок различных видов промышленных и продовольсвенных товаров.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену (ОГЭ). (7 часов)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.
Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Резервное время 4 часа.
Тематическое планирование 8-9 класс
Тематическое планирование (8 класс)
№ уроков |
Название раздела, глав |
Количество часов |
||
Всего |
Из них (формы контроля) |
|||
контрольных работ |
практических работ |
|||
1 |
Начальные понятия и законы химии |
20 |
1 |
3 |
2 |
Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии. |
18 |
1 |
3 |
3 |
Основные классы неорганических соединений. |
10 |
1 |
1 |
4 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. |
8 |
- |
- |
5 |
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции. |
8 |
1 |
- |
6 |
Итоговое обобщение. |
6 |
1 |
|
|
Итого |
70 |
5 |
7 |
|
|
|
|
|
Тематическое планирование (9 класс)
№ уроков |
Название раздела, глав |
Количество часов |
||
Всего |
Из них (формы контроля) |
|||
контрольных работ |
практических работ |
|||
1 |
Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции. |
5 |
- |
- |
2 |
Химические реакции в растворах. |
10 |
1 |
1 |
3 |
Неметаллы и их соединения. |
25 |
1 |
4 |
4 |
Металлы и их соединения. |
16 |
1 |
2 |
5 |
Химия и окружающая среда. |
2 |
- |
- |
6 |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену. |
10 |
1 |
|
|
Итого |
68 |
4 |
7 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
№ урока |
Тема урока |
Номер и тема лабораторного опыта, практической работы |
8 класс |
||
1 |
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. |
Л.О..№1. «Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды» |
3 |
Агрегатные состояния вещества. |
Л.О.№2. «Проверка герметичности прибора для получения газа» |
4 |
Практическая работа 1. Практическая работа 2. |
Правила безопасности и некоторые виды работ в химической лаборатории. Наблюдение за горящей свечой. |
5 |
Физические явления – основа разделения смесей в химии. |
Л.О.№3. «Ознакомление с минералами, образующими гранит». Л.О.№4. «Приготовление гетерогенной смеси порошков серы с железом и их разделение». |
6 |
Практическая работа 3. |
Анализ почвы. |
14 |
Химические реакции. |
Л.О.№5. «Взаимодействие растворов хлорида натрия и иодида калия с раствором нитрата серебра». Л.О.№6. «Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с серной кислотой». Л.О.№7. «Взаимодействие раствора соды с кислотой». |
16 |
Химические уравнения. |
Л.О.№8. «Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щелочи и кислоты». Л.О.№9. «Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щелочи и соли железа(III)». |
17 |
Типы химических реакций. |
Л.О.№10. «Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца(IV)». Л.О.№11. «Замещение железом меди в медном купоросе». |
23 |
Практическая работа 4. |
Получение, собирание и распознавание кислорода. |
24 |
Оксиды. |
Л.О.№12. «Помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа». |
25 |
Водород. |
Л.О.№13. «Получение водорода при взаимодействии цинка с соляной кислотой». |
26 |
Практическая работа 5. |
Получение, собирание и распознавание водорода. |
27 |
Кислоты. |
Л.О.№14. «Распознавание кислот с помощью индикатора». |
34 |
Вода. Основания. |
Л.О.№15. «Изменение окраски индикаторов в щелочной среде». |
35 |
Растворы. Массовая доля растворенного вещества. |
Л.О.№16. «Ознакомление с препаратами домашней или школьной аптечки – растворами перекиси водорода, спиртовой настойки йода и аммиака». |
36 |
Практическая работа 6. |
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. |
|
Домашний эксперимент. |
Выращивание кристаллов алюмокалиевых квасцов или медного купороса. |
39 |
Оксиды, их классификация и химические свойства. |
Л.О.№17. «Взаимодействие оксида кальция с водой». Л.О.№18. «Помутнение известковой воды».
|
40 |
Основания, их классификация и химические свойства. |
Л.О.№19. «Реакция нейтрализации». Л.О.№20. «Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с кислотой». Л.О.№21. Разложение гидроксида меди(II) при нагревании. |
42 |
Химические свойства кислот. |
Л.О.№22. «Взаимодействие кислот с металлами». Л.О.№23. «Взаимодействие кислот с солями». |
44 |
Химические свойства солей. |
Л.О.№24. «Ознакомление с коллекцией солей». Л.О.№25. «Взаимодействие сульфата меди(II) с железом». Л.О.№26. «Взаимодействие солей с солями». |
45 |
Генетическая связь между классами неорганических соединений. |
Л.О.№27. «Генетическая связь на примере соединений меди». |
46 |
Практическая работа 7. |
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». |
49 |
Естественные семейства химических элементов. Амфотерность. |
Л.О.№28. Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств. |
60 |
Металлическая химическая связь. |
Л.О.№29. «Изготовление модели, иллюстрирующей особенности металлической связи». |
9 класс. |
||
2-3 |
Классификация химических реакций по различным основаниям. |
Л.О.№1 «Взаимодействие аммиака с хлороводородом». Л.О.№2. «Реакция нейтрализации». Л.О.№3. «Наблюдение теплового эффекта реакции нейтрализации». Л.О.№4. «Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди(II)». Л.О.№5. «Разложение пероксида водорода с помощь каталазы картофеля». |
4-5 |
Понятие о скорости химической реакции. Катализ. |
Л.О.№6 «Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия растворов тиосульфата натрия и хлорида бария, тиосульфата натрия и соляной кислоты». Л.О.№7. «Зависимость скорости химической реакции от природы металлов при взаимодействии с соляной кислотой». Л.О.№8. «Зависимость скорости химической реакции от природы кислот при взаимодействии их с железом». Л.О.№9. «Зависимость скорости химической реакции от температуры». Л.О.№10. «Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ». Л.О.№11. «Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ». Л.О.№12. «Зависимость скорости химической реакции от наличия катализатора». |
6 |
Электролитическая диссоциация. |
Л.О.№13 «Диссоциация слабых электролитов на примере уксусной кислоты». |
8-9 |
Химические свойства кислот как электролитов. |
Л.О.№14 «Изменение окраски индикаторов в кислой среде». Л.О.№15. «Реакция нейтрализации раствора щелочи различными кислотами». Л.О.№16. «Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с различными кислотами». Л.О.№17. «Взаимодействие сильных кислот с оксидом меди(II)» . Л.О.№18-20. «Взаимодействие кислот с металлами». Л.О.№21 «Качественная реакция на карбонат-ион». Л.О.№22. «Получение студня кремниевой кислоты». Л.О.№23. «Качественная реакция на хлорид- или сульфат-ионы». |
10 |
Химические свойства оснований как электролитов. |
Л.О.№24 «Изменение окраски индикаторов в щелочной среде». Л.О.№25 «Взаимодействие щелочей с углекислым газом». Л.О.№26. «Качественная реакция на катион аммония». Л.О.№27-28. «Получение гидроксида меди(II) и его разложение». |
11 |
Химические свойства солей как электролитов. |
Л.О.№29 «Взаимодействие карбонатов с кислотами». Л.О.№30. «Получение гидроксида железа(III)». Л.О.№31. «Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II)». |
13 |
Практическая работа 1. |
Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация». |
18 |
Соединения галогенов. |
Л.О.№32 «Распознавание галогенид-ионов». |
19 |
Практическая работа 2. |
Изучение свойств соляной кислоты. |
22 |
Кислородные соединения серы. |
Л.О.№33 «Качественные реакции на сульфат-ионы». |
23 |
Практическая работа 3. |
Изучение свойств серной кислоты. |
25 |
Аммиак. |
Л.О.№34 «Качественная реакция на катион аммония». |
26 |
Практическая работа 4. |
Получение аммиака и изучение его свойств. |
27 |
Кислородные соединения азота. |
Л.О.№35 «Химические свойства азотной кислоты как электролита». |
29 |
Фосфор и его соединения. |
Л.О.№36 «Качественная реакция на фосфат-ион». |
31 |
Кислородные соединения углерода. |
Л.О.№37 «Получение и свойства угольной кислоты». |
32 |
Практическая работа 5. |
Получение углекислого газа и изучение его свойств. |
35 |
Кремний и его соединения. |
Л.О.№38 «Пропускание углекислого газа через раствор силиката натрия».. |
42 |
Химические свойства металлов. |
Л.О.№39 «Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II)». |
45 |
Общая характеристика IIA-группы. |
Л.О.№40 «Получение известковой воды и опыты с ней». |
50-51 |
Железо и его соединения. |
Л.О.№41 «Получение гидроксидов железа(II) и (III)». Л.О.№42 «Качественные реакции на катионы железа». |
52 |
Практическая работа 7. |
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». |
58 |
Химический состав планеты Земля. |
Л.О.№43 «Изучение гранита». |
Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
№ урока |
Тема урока |
Содержание НРЭО 8 класс |
Введение. |
||
1 |
Предмет химии. Роль веществ в жизни человека. |
Полезные ископаемые Челябинской области. Формулы некоторых веществ, добываемых и производимых на заводах Челябинской области. Значение химии в жизни региона (продукция промышленных предприятий – экономическая мощь региона, выбросы промышленных предприятий – экологические проблемы) |
Изменения, происходящие с веществами. |
||
5 |
Физические явления. |
Применение физических явлений в народном хозяйстве: 1. Металлоперерабатывающие цеха ОАО «Мечел» (ковка, прокатка металлов). 2. Дистилляция каменноугольной смолы (Коксохим). 3. Фракционирование воздуха ОАО «Мечел» (газовый цех), кислородные станции. 4. Маслоочистительные цеха жиркомбинатов области (г. Троицк, г. Челябинск). Очистка питьевой воды в городе. |
6 |
Практические работы: Анализ почвы. Анализ воды. |
Исследование образцов почв Челябинской области. Мелиорация земель. Анализ воды, полученной при таянии снега, взятого на территории ОАО «Мечел», ОАО «Электролитно-цинковый завод |
Простые вещества. |
||
7 |
Атомно-молекулярное учение. Химические элементы. |
Центры атомной промышленности области – г. Снежинск и Озёрск. |
9 |
Простые вещества - металлы. |
Металлы, получаемые на предприятиях региона, области их применение, обусловленное физическими свойствами. Чугун, сталь – ОАО «Мечел», ММК, металлургические комбинаты Миасса, Златоуста, Аши, Сатки и др. Цинк, кадмий, индий – ОАО «Электролитный цинковый завод». Ферросплавы – Челябинский электрометаллургический комбинат. Медь, золото – Кыштымский медеплавильный завод т. д. Месторождения металлов на Южном Урале. |
10 |
Простые вещества – неметаллы. |
Добываемые неметаллы на Южном Урале. Запасы графита в регионе, азот, кислород, водород, аргон – значение и получение на предприятиях города (Кислородный цех ОАО «Мечел», «Кислородный завод», ТЭЦ-2) |
Изменения, происходящие с веществами. |
||
14 |
Химические реакции. |
Превращения веществ, происходящие в природе и в результате хозяйственной деятельности человека. |
17-18 |
Типы химических реакций. |
Примеры реакций соединения, разложения, замещения и обмена, используемых на производствах региона. Закисление почв. Реакция обмена (известкование). Примеры экзо- и эндотермических реакций, используемых на производствах региона. Решение задач по химическим уравнениям, с учетом процессов, протекающих на производствах региона. |
Соединения химических элементов. |
||
24 |
Оксиды. |
Оксидные руды региона (железняки), глина, кварц их значение. Применение оксидов в быту. Использование оксидов металлов как хромофоров на Челябинском лакокрасочном заводе. Оксиды – вредные выбросы промышленных предприятий, транспорта. Аммиак, сероводород в окружающей среде |
27 |
Кислоты. |
Серная кислота – продукция предприятий региона (ОАО «Челябинский электролитно-цинковый завод», «Завод оргстекла»). Примеры применения кислот в быту и на промышленных предприятиях области. Кислотные дожди, их происхождение. |
28 |
Соли. |
Месторождения минералов и горных пород в регионе. Соли в природе. Соли в составе минеральной воды. |
34 |
Основания. |
Примеры применения оснований в быту и на промышленных предприятиях области. |
Чистые вещества и смеси. |
||
30 |
Чистые вещества и смеси. |
Природные источники питьевой воды в Челябинской области. Основные группы загрязнителей природной воды. Способы очистки природной воды и получение чистой питьевой воды в регионе. Состав воздуха региона. Основные техногенные загрязнители атмосферы региона (оксиды углерода, серы , азота; углеводороды, токсичные тяжёлые металлы, радиоактивные изотопы) |
Растворение, растворы. Свойства электролитов. |
||
35 |
Растворение. Растворимость. Типы растворов. |
Водные ресурсы, их состояние, охрана, значение растворов для природы и сельского хозяйства в регионе. |
62 |
Окислительно-восстановительные реакции. |
Примеры окислительно - восстановительных реакции, имеющие место в химическом производстве области. |
№ урока |
Тема урока. |
Содержание НРЭО 9 класс |
|
Неметаллы. |
|
16 |
Общая характеристика неметаллов. |
Масштабы загрязнения атмосферы региона, возможные последствия для природы и человека. |
18 |
Соединения галогенов. |
Галогениды, добываемые на Урале (поваренная соль и пр.). Использование хлора для обеззараживания воды в регионе. Проблема йододефицита на Урале. Производство йодированной соли в регионе. |
24-28 |
Азот и его свойства. Аммиак и его свойства. Соли аммония. Азотные удобрения. |
Получение азота в кислородном цехе ОАО «Мечел». Оксиды азота в атмосфере. Кислотные дожди. Получение сульфата аммония на коксохимическом производстве ОАО «Мечел», значение в жизни растений. Применение азотных удобрений в сельском хозяйстве региона. Влияние их на урожайность сельскохозяйственных культур. Влияние нитратов на организм. |
29 |
Фосфор и его соединения. |
Залежи фосфоритов и апатитов на Южном Урале. Производство и применение фосфорных удобрений на Урале. |
30 |
Углерод. |
Основные виды топлива в регионе. Запасы угля. Топливо- энергетический комплекс области. Природно-охранительные мероприятия при добыче угля. Использование углерода на ЧЭЗ (виды продукции). |
31 |
Оксиды углерода (II, IV). |
Антропогенные источники оксидов углерода в атмосфере Урала. Значение для здоровья человека. Жесткость воды в различных местах региона. Минералы и горные породы Урала, содержащие углерод. Месторождения известняка, Мрамора (Коелгинское, Баландинское и др.) |
35 |
Кремний. |
Природные соединения кремния на Южном Урале (гранит, вермикулит, каолин, тальк, асбест, кварцит, драгоценные и поделочные камни) |
36 |
Силикатная промышленность. |
Силикатное производство Южного Урала. Производство стекла, цемента, керамики на предприятиях области (Южно-Уральский фарфоровый завод, ЖБИ-1, ЖБИ-2, кирпичный завод, Коркинский стекольный завод и др.) Природоохранительные мероприятия, проводимые в стекольной и цементной промышленности. |
|
Металлы. |
|
41 |
Общая характеристика металлов. |
Цеха металлообрабатывающих предприятий (Тракторный завод, Трубопрокатный завод и др.). |
42 |
Химические свойства металлов. |
Сплавы железа на ОАО «Мечел» (чугун, разновидности сталей). Термическая обработка и закалка металлов и сплавов на предприятиях региона. |
45-46 |
Общая характеристика щелочноземельных металлов. |
Применение соединений кальция, магния в качестве флюсов, строительных материалов. Виды жесткости воды местности проживания, способы устранения жесткости. Запасы известняка, доломита, фосфоритов на Южном Урале. Значение элементов кальция, магния для здоровья живых организмов. |
49 |
Алюминий и его соединения. |
Применение алюминия в быту и промышленности. Бокситовые рудники в Челябинской области (г. Южноуральск). Поставки на Уральский, Богословский алюминиевые заводы. Применение кристаллов корунда для изготовления точных приборов ОАО «Молния», «Теплоприбор». |
50-51 |
Железо и его соединения. |
Применение железа и его сплавов в быту и промышленности. Роль железа в жизнедеятельности организмов. Избыток железа в окружающей среде: почве, воздухе. Влияние на живые организмы. |
53 |
Коррозия металлов и способы защиты от нее. |
Способы борьбы с коррозией металлов – защитные покрытия другими металлами и добавки с целью получения нержавеющих сплавов. Цеха гальванических покрытий на предприятиях города (Завод «Теплоприбор», ОАО «Молния» и др.) |
54-55 |
Металлы в природе. Понятие о металлургии. |
Роль металлов в развитии региона. Руды черных и цветных металлов в области, их месторождения. Производство чугуна и стали на металлургических предприятиях области (ОАО «Мечел», ММК, Аша, Златоуст, Чебаркуль, Касли). Гидрометаллургические пирометаллургические методы получения цветных металлов на предприятия цветных металлов на предприятиях цветной металлургии Урала (Медеплавильные комбинаты Кыштыма и Карабаша, «Уфалейникель», ЧЭЦЗ). Научные основы металлургического производства. Вклад П. П. Аносова. |
Реализация железнодорожного компонента
Уроки химии в 8 классе с элементами профориентации на железнодорожные профессии.
№ урока |
Тема урока. |
Содержание НРК с элементами профориентации на железнодорожные профессии. |
1. |
Предмет химии. Вещество. |
Полезные ископаемые Челябинской области. Перевозка грузов по железной дороге. |
2. |
Превращение веществ. Роль веществ в жизни человека. |
Значение химии в жизни региона. ЮУЖД и экономическая мощь региона, экологические проблемы и железнодорожный транспорт. |
5. |
Физические явления. |
Применение физических явлений в народном хозяйстве. Смазка рельсов и скреплений. |
6. |
Практические работы: Анализ почвы. Анализ воды. |
Исследование образцов почв Челябинской области вблизи железных дорог. Анализ воды, полученной при таянии снега, взятого вдоль железнодорожного полотна. |
8. |
Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. |
Металлы, получаемые на предприятиях региона, области их применения, обусловленные физическими свойствами. Использование металлов и сплавов при строительстве железных дорог. Металлы и подвижной состав. |
24. |
Оксиды и летучие водородные соединения. |
Оксидные руды региона (железняки), глина, кварц их значение. Применение оксидов при строительстве железнодорожных мостов и дорог. |
Уроки химии в 9 классе с элементами профориентации на железнодорожные профессии.
№ урока |
Тема урока. |
Содержание НРК с элементами профориентации на железнодорожные профессии. |
30 |
Углерод. |
Основные виды топлива в регионе. Топливно - энергетический комплекс области. Виды топлива, используемые на железнодорожном транспорте. Способы перевозки различных видов топлива по железной дороге. |
35 |
Силикатная промышленность. |
Производство стекла, цемента, железобетонных изделий, керамики на предприятиях области (ЖБИ-1, ЖБИ-2, кирпичный завод и др.). Использование железобетонных изделий при строительстве железнодорожного полотна и сопутствующих сооружений. |
50 |
Железо, его физические и химические свойства. |
Применение железа и его сплавов в быту и промышленности. Железо – важнейший металл для железнодорожной техники. |
53 |
Общие понятия о коррозии металлов. |
Способы борьбы с коррозией металлов – защитные покрытия другими металлами и добавки с целью получения нержавеющих сплавов. Защита от коррозии металлических конструкций на железной дороге. |
55 |
Получение и применение металлов. Металлургия. |
Производство чугуна и стали на металлургических предприятиях области. (ОАО «Мечел», ММК, Аша, Златоуст, Чебаркуль, Касли). Использование металлов и сплавов при строительстве железных дорог. Металлы и подвижной состав. Перевозка грузов по железной дороге. |
67 |
Химическое загрязнение окружающей среды. |
Основные технологические загрязнители региона. Влияние железнодорожного транспорта на экологическое состояние окружающей среды. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.