Рабочая программа по информатике

  • doc
  • 10.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала одп. 01 Информатика.doc

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.   ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.   СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ       

 

7

3.   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ      

 

14

4.     КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ

ОДП.01 «Информатика»

 

1.1.   Области применения рабочей программы.

Рабочая  программа  учебной дисциплины    «Информатика»  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.23 «Хозяйка(ин) усадьбы».

 

  1.2. Место   дисциплины    в    структуре    программы     подготовки квалифицированных   рабочих,  служащих:  учебная  дисциплина входит  общеобразовательный цикл.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

Содержания  программы   «Информатика»  направлена  на  достижение   следующих целей:

       формирование у обучающихся представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

  формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

  развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;

      приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;

   владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно­коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.

Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

     чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

     осознание своего места в информационном обществе;

     готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с использованием информационно­коммуникационных технологий;

     умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

      умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

      умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

      умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;

      готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно - коммуникационных компетенций;

метапредметных:

      умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

      использовать различные виды познавательной деятельности для решения информационных задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для организации учебно­исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

      использовать различные информационные объекты в изучении явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

      использовать различные источники информации, в том числе пользоваться электронными библиотеками, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

      анализировать и представлять информацию, представленную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

      умение использовать средства информационно - коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

      публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

      сформированность представлений о роли информации и инфорамционных процессов в окружающем мире;

      владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций и умением анализировать алгоритмы;

      использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

      владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

      владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

      сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;

      сформированность представлений о компьютерно­математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

      владение типовыми приёмами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;

      сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

      понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;

      применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 189 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 125  часов;

самостоятельной работы обучающегося 64 часа.


 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

  Максимальная учебная нагрузка (всего)

189

  Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

125

  в том числе:

 

   практические занятия

74

  Самостоятельная работа обучающегося (всего)

64

Итоговая аттестация в форме дфк во 2 семестре,

дифференцированного зачёта  в 3 семестре





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОДП. 01  «Информатика»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

 

1 курс 2 семестр

69/34

 

Введение

Содержание учебного материала

4

 

1

Роль информационной деятельности в современном обществе

2

1

2

Практическая  работа № 1  

Включение ПК и подключения всех переферильных устройств

2

2

Раздел 1. Информационная деятельность человека

22

 

Тема 1.1.

Основные этапы информационного развития общества

 

Содержание учебного материала

14

 

1

Основные этапы развития информационного общества

2

1

2

Поколение ЭВМ

2

1

3

Практическая  работа № 2  

Работа в среде ОС MS Windows

2

1

4

Информационные ресурсы общества

2

1

5

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

2

1

6

Практическая  работа № 3  

Запуск приложений (программ)

2

2

7

Практическая  работа № 4  

Понятие «Ярлык»

2

2

Тема 1.2.

 Возможности и основные области применения информационно-вычислительной техники

Содержание учебного материала

8

 

1

Виды профессиональной информационной деятельности человека

2

1

2

Использование технических средств и информационных ресурсов

2

1

3

Практическая  работа № 5

Работа с папками и файлами с помощью основного меню и панели инструментов

2

2

4

Практическая  работа № 6

Работа с окнами графического интерфейса

 

2

2

Самостоятельная работа № 1

Изучить вопросы, оформить опорные конспекты: история развития вычислительной техники, лицензионные и свободно распространяемые программные продукты

6

2

Самостоятельная работа № 2

Использование ПК и ИКТ (в соответствии с социально-экономическим направлением профессиональной деятельности)

6

2

Раздел 2. Информация и информационные процессы

57

 

Тема 2.1.

Подходы к понятию информации и измерению информации

Содержание учебного материала

16

 

1

Подходы к понятию информации и измерению информации

2

1

2

Информационные объекты различных видов

2

1

3

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации

2

1

4

Представление информации в двоичной системе счисления

2

1

5

Информация и ее свойства

2

1

6

Информация и управление

2

1

7

Представление информации в различных системах счисления

2

1

8

Практическая  работа № 7

Решение задач в двоичной системе

2

2

Самостоятельная работа № 3

Решение логических задач

4

2

Тема 2.2.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров

Содержание учебного материала

26

 

1

Принципы обработки информации компьютером

2

1

2

Арифметические и логические основы работы компьютера

2

1

3

Практическая  работа № 8

Передача информации между компьютерами

2

2

4

Элементная база компьютера

2

1

5

Алгоритмы и способы их описания

2

1

6

Компьютер как исполнитель команд

2

1

7

Программный принцип работы компьютера

2

1

8

Практическая  работа № 9

Проводная и беспроводная связь

2

2

9

Практическая  работа № 10

Способы записи алгоритмов

2

2

10

Практическая  работа № 11

Основные алгоритмические конструкции

2

2

11

Практическая  работа № 12

Линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм

2

2

12

Практическая  работа № 13

Программные поисковые сервисы

2

2

13

Комбинации условия поиска

2

1

Самостоятельная работа № 4

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях

6

2

Самостоятельная работа № 5

Определение объёмов различных носителей информации

4

2

Самостоятельная работа № 6

Архив информации

4

2

Самостоятельная работа № 7

Поиск информации с использованием компьютера

2

2

Самостоятельная работа № 8

Программные поисковые сервисы

2

2

Итоговое контрольное занятие

1

2

                                                                                                               Всего за 2 семестр

69/34

 

Итого за 1 курс

69/34

 

2 курс 3 семестр

56/30

 

Тема 2.3.

Автоматизированные системы управления

Содержание учебного материала

16

 

1

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления

2

1

2

Практическая  работа № 14

Хранение информационных объектов на различных цифровых носителях

2

2

3

Практическая  работа № 15

Определение объёмов памяти цифровых носителей

2

2

4

Примеры оборудования с числовым программным управлением

2

1

5

Практическая  работа № 16

Архивация информации

2

2

6

Практическая  работа № 17

Поисковые системы

2

2

7

Практическая работа № 18

Создание ящика электронной почты и настройка его параметров

2

2

8

Практическая работа № 19

Формирование адресной книги

2

2

Самостоятельная работа № 9

Работа в  MS Windows как в многозадачной среде

4

2

Самостоятельная работа № 10

Изучить вопросы, оформить опорные конспекты: организация и представление данных в ПК, перевод чисел из одной системы счисления в другую

4

2

Самостоятельная работа № 11

Создание различных алгоритмов и программ на языке QBASIC

2

2

Самостоятельная работа № 12

Виды памяти ПК. Цифровые носители информации

4

2

Самостоятельная работа № 13

Виды АСУ и их использование

4

2

Раздел 3. Средства ИКТ

38

 

Тема 3.1.

Архитектура компьютеров

Содержание учебного материала

18

 

1

 

Основные характеристики компьютеров. Внешние устройства, подключаемые к компьютеру

2

1

2

Практическая работа № 20

Принцип открытой архитектуры

2

2

3

Практическая работа № 21

Процессор.  Структура памяти компьютера

2

2

4

Практическая работа № 22

Виды программного обеспечения компьютеров

2

2

5

Практическая работа № 23

Операционная система

2

2

6

Практическая работа № 24

Утилиты (вспомогательные программы)

2

2

7

Практическая работа № 25

Драйверы. Прикладные программы (приложения)

2

2

8

Практическая работа № 26

Системы программирования

2

2

9

Практическая работа № 27

Настройка параметров  рабочего стола. Настройка Панели управления

2

2

Тема 3.2.

Компьютерные сети

Содержание учебного материала

10

 

1

Линии связи, их основные компоненты и характеристики.  Сетевые операционные системы

2

1

2

Практическая работа № 28

Локальная сеть

2

2

3

Практическая работа № 29

Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях

2

2

4

Практическая работа № 30

Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей

2

2

5

Практическая работа № 31

Системное администрирование

2

2

Тема 3.3.

Защита информации

Содержание учебного материала

10

 

1

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение

2

1

2

Практическая работа № 32

Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту

2

2

3

Практическая работа № 33

Защита информации

2

2

4

Практическая работа № 34

Антивирусная защита.

2

2

5

Практическая работа № 35

Предотвращение заражения компьютерным вирусом

2

2

Самостоятельная работа № 14

Сетевые операционные системы

2

2

Самостоятельная работа № 15

Разграничение прав доступа в сети. Сервер

4

2

Самостоятельная работа № 16

Защита информации, антивирусные программы

2

2

Самостоятельная работа № 17

Оформить опорные таблицы: «Общие принципы работы компьютера», «Аппаратное обеспечение ПК», «Программное обеспечение ПК»

4

2

Дифференцированный  зачёт

2

2

                                                                                                               Всего за 3 семестр

56/30

 

Итого за 2 курс

56/30

 

Итого за 1, 2 курс

125/64

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.

Оборудование учебного кабинета:

- стол и стул для преподавателя;

- столы и стулья для студентов;

- доска.

Технические средства обучения:

- персональные компьютеры. IBM Celeron (ученические);

- персональный компьютер. IBM Pentium (D) (преподавателя);

- принтер;

- сканер;

- акустическая система;

- модем;

- сетевая плата;

- источник бесперебойного питания;

- фильтр сетевой;

- локальная вычислительная сеть;

- программное обеспечение: MS Office 2010, Windows 2007;

- обучающие программы на электронных носителях;

- учебный материал в электронном виде.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий

Основные источники:

1. Салгараева Г.И. и др.  Информатика: Учебник для 11 кл. естеств.-математ. направления общеобразоват. шк./ Г.И. Салгараева, Ж.Б. Базаева, А.С. Маханова – Нур-Султан: Издательство «Арман-ПВ», 2020. – 272 стр.

 

Дополнительные источники:

1.     Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 352 с.

2.     Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 240 с.

3.     Малясова С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 304 с.

4.     Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 144 с.

5.     Свиридова М.Ю. Создание презентаций в  PowerPoint: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 224 с.

6.     Киселев С.Е. Операционные системы: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 64 с.

7.     Гейн А.Г. Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2019. – 255 с.: ил. – ISBN.

8.     А. Горячев, Ю. Шафрин. Практикум по информационным технологиям. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2019. – 272с.

9.     Информатика: Лабораторный практикум. Создание простых текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000/Авт.– сост. В.Н. Голубцов, А.К. Козырев, П.И. Тихонов. – Саратов: Лицей, 2019. – 64 с.

10.  Информатика: Лабораторный практикум. Создание комплексных текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000/Авт.– сост. В.Н. Голубцов, А.К. Козырев, П.И. Тихонов. – Саратов: Лицей, 2020. – 80 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

       Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

·      организовать рабочее место;

·      приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

·      представлять высказывания, используя логические операции;

·      объяснять принципы кодирования информации

·      записывать на языке программирования алгоритм решения простой задачи

·      работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

·      работать с носителями информации;

·      вводить и выводить данные;

·      использовать состав и назначение программного обеспечения компьютера

·      применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов;

·      применять графический редактор для создания и редактирования изображений;

·      применять электронные таблицы для обработки числовых данных;

·      строить простейшие информационные модели и исследовать их на компьютере;

·      создавать простейшие базы данных;

·      осуществлять сортировку и поиск записей;

·      разрабатывать мультимедиа проекты;

·      осуществлять поиск информации в сети Интернет;

·      пользоваться службами Интернет (электронная почта, http, ftp).

фронтальный и индивидуальный устный (письменный) опрос;

практические занятия;

практические работы;

самостоятельные работы

Знания:

·      требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;

·      способы получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике

·      особенности и преимущества двоичной формы представления информации;

·      основные единицы измерения количества информации;

·      общая функциональная схема компьютера;

·      назначение и основные характеристики устройств компьютера;

·      состав и назначение программного обеспечения компьютера;

·      основные возможности текстовых  редакторов;

·      основные возможности графических редакторов;

·      основные возможности электронных таблиц

·      свойства алгоритмов;

·      основные алгоритмические конструкции

·      типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц;

·      назначение и возможности баз данных;

·      назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;

·      основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями;

·      основные принципы технологии поиска информации в сети Интернет.

фронтальный и индивидуальный устный (письменный) опрос;

тестирование