ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
· Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
· Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993);
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; (если в классе есть дети с ОВЗ);
· Основной образовательной программы основного общего образования (утверждена приказом № 01-12/90 от 31.08.2015);
· Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО и ООО (утверждено приказом № 01-12/43 от 30.08.2016);
· Учебного плана МОУ СОШ № 77, календарного учебного графика (№ № 01-12/104 от 30.08.2018).
· Примерной авторской рабочей программы Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Состав УМК:
· «Информатика» учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова.-3-е изд.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019.
· «Информатика» рабочая тетрадь для 6 класса: в 2ч./ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова – 2-е изд., пересмотр. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020.
· «Информатика» 5-6 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд.,перераб. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017.
· Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет: www.lbz.ru
Данный методический комплекс представляет собой единую образовательную среду, позволяет на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне организовать изучение материала.
На изучение информатики в 6 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в течении учебного года) из части учебного плана формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с ФГОС ООО. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20 – 25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.
Виды и формы контроля:
Диагностический контроль |
Самостоятельные работы |
Сентябрь – май |
Текущий контроль |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
|
|
Тесты |
Поурочно |
|
Работы с электронной тетрадью |
Поурочно |
Тематический контроль |
Контрольные работы |
В конце изучения темы |
Административный контроль |
Внутришкольный мониторинг |
В конце каждой четверти |
Итоговый контроль |
Промежуточная аттестация |
35 неделя учебного года |
Планируемые результаты освоения программы по информатике в 6 классе:
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
· понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
· ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
· владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы;
· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
· умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д.,
· умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
В результате изучения информатики выпускник научиться (ПРЕДМЕТНЫЕ результаты):
· понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информационный объект»;
· определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
· работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
· применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
· создавать и форматировать списки;
· создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
· применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
· использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
· ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
· соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ;
В результате изучения информатики выпускник получит возможность:
· сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
· овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
· научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
· сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
· расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
· создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
· осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
· оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
· видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
· научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
· научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
· научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
· научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
· расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 2. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Авторская программа |
Количество часов |
Контрольные работы |
Практические работы |
1 |
Объекты и системы |
8 ч. |
14 ч. |
1 |
7 |
2 |
Информационное моделирование |
10 ч. |
11 ч. |
|
8 |
3 |
Алгоритмика |
10 ч. |
9 ч. |
1 |
5 |
ИТОГО: |
28 ч. |
34 ч. |
2 |
20 |
Поурочное планирование
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
Объекты и системы 14 ч. |
|
1/1 |
Объекты окружающего мира. Техника безопасности и организация рабочего места. |
|
2/2 |
Компьютерные объекты: файлы, папки. П/р №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» |
|
3/3 |
Компьютерные объекты: размер файла. П/р №2 «Работаем с объектами файловой системы» |
|
4/4 |
Отношения объектов и их множеств: разновидности отношений, отношения между множествами. |
|
5/5 |
Отношения объектов и их множеств – отношение «входит в состав». П/р №3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» |
|
6/6 |
Разновидности объектов и их классификация. П/р №4 «Повторяем возможности текстового редактора - инструмента создания текстовых объектов» |
|
7/7 |
Классификация компьютерных объектов |
|
8/8 |
Системы объектов. Состав и структура системы. П/р №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» |
|
9/9 |
Система и окружающая среда. Система как черный ящик. |
|
10/10 |
Персональный компьютер как система. П/р №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» |
|
11/11 |
Как мы познаем окружающий мир: информация и знания. П/р №6 «Создаем компьютерные документы» |
|
12/12 |
Понятие как форма мышления. П/р №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» |
|
13/13 |
Защита проекта «Новогоднее поздравление» |
|
14/14 |
Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы» (ВМ) |
|
|
Информационное моделирование 11 ч. |
|
15/1 |
Информационное моделирование. П/р №8 «Создаем графические модели» |
|
16/2 |
Знаковые информационные модели: словесное, научное описание. П/р №9 «Создаем словесные модели» |
|
17/3 |
Знаковые информационные модели: художественное описание. П/р №9 «Создаем словесные модели» |
|
18/4 |
Знаковые информационные модели: математическое описание. П/р №10 «Создаем многоуровневые списки» |
|
19/5 |
Табличные информационные модели: таблицы типа ОС и ООО. П/р №11 «Создаем табличные модели» |
|
20/6 |
Табличные информационные модели: вычислительные таблицы. П/р №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» |
|
21/7 |
Табличные информационные модели: решение логических задач с помощью таблиц. П/р №12 «Создаем информационные модели - диаграммы и графики» |
|
22/8 |
Графики и диаграммы: назначение. П/р №13 «Создаем информационные модели - диаграммы и графики» |
|
23/9 |
Графики и диаграммы: наглядное представление. П/р №14 «Создаем информационные модели - схемы, графы и деревья» |
|
24/10 |
Схемы: схема, граф. П/р №15 «Создаем информационные модели» |
|
25/11 |
Схемы: сеть, дерево. Защита проекта «Моя информационная модель» (ВМ) |
|
|
Алгоритмы и исполнители 9 ч. |
|
26/1 |
Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. |
|
27/2 |
Формы записи алгоритмов. |
|
28/3 |
Типы алгоритмов: линейный алгоритм. П/р №16 «Создаем линейную презентацию» |
|
29/4 |
Типы алгоритмов: алгоритм с ветвлением. П/р №17 «Создаем презентацию с гиперссылками» |
|
30/5 |
Типы алгоритмов: алгоритм с повторением. П/р №18«Создаем циклическую презентацию» |
|
31/6 |
Управление исполнителем Чертежник: вспомогательный алгоритм. П/р №19 «Выполняем итоговый проект» |
|
32/7 |
Управление исполнителем Чертежник: цикл повторить n раз. П/р №20 «Выполняем итоговый проект» |
|
33/8 |
Защита проекта «Визитная карточка» |
|
34/9 |
Контрольная работа №2 по теме «Алгоритмы и исполнители» (ВМ) |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.