Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23»
Рассмотрено на заседании учителей МО естественно- математического цикла Протокол № __ от ______2021 г Руководитель МО ________ / Лысанева И.Е. / ФИО |
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № __ от ___________2021 г |
Утверждено приказом директора МКОУ СОШ №23 от ___________2021 г
__________ / Корнев С.Г. / ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
для 8 класса
основного общего образования (базовый уровень)
Учителя информатики
Тутуниной Эллы Александровны
Квалификационная категория:
первая
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»
2. ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2021-2022 учебный год.
4. Основная образовательная программа МКОУ СОШ №23
5. Программа Воспитания МКОУ СОШ №23
6. Локальный акт образовательного учреждения «Об утверждении структуры рабочей программы».
Планируемые результаты освоения программы
Информатика и ИКТ изучается в 8 классе основной школы по одному часу в неделю, всего 35 часов.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
· владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
· опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
· формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета (курса)
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
1 |
Математические основы информатики
|
13 ч |
Аналитическая деятельность: · анализировать любую позиционную систему как знаковую систему; · определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении; · анализировать логическую структуру высказываний; · анализировать простейшие электронные схемы. Практическая деятельность: · переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; · выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; · строить таблицы истинности для логических выражений; · вычислять истинностное значение логического выражения.
|
2 |
Основы алгоритмизации |
9 ч |
Аналитическая деятельность: · приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; · придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; · выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами; · определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; · анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; · определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; · осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; · сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: · исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; · преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; · строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; · строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; · составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; · составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем; · составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем; · строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения; строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм |
3 |
Начала программирования
|
10 ч |
Аналитическая деятельность: · анализировать готовые программы; · определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; · выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: · программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; · разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; · разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла; · разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; · разрабатывать программы для обработки одномерного массива: · нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; · подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; · нахождение суммы всех элементов массива; · нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; · сортировка элементов массива и пр. |
4 |
Итоговое повторение |
2 ч |
|
Календарно-тематическое планирование по информатике
Класс: 8
Учитель: Тутунина Элла Александровна
Количество часов по учебному плану - 35 ч.
Всего часов - 35 ч., в неделю - 1 ч.
Авторская программа по информатике для основной школы: 5 - 9 классы. Л Л. Босовой, А.Ю. Босовой (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016).
Учебник: Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. 4-е изд. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
№ пп |
Название разделов и тем
|
Дата проведения |
Примечание |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Общие сведения о системах счисления. |
|
|
|
Глава 1. Математические основы информатики (12 часов) |
||||
2 |
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. |
|
|
|
3 |
Входная контрольная работа. |
|
|
|
4 |
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления. |
|
|
|
5 |
МШУ. Урок-тренинг. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. |
|
|
|
6 |
Представление целых чисел. |
|
|
|
7 |
Представление вещественных чисел. |
|
|
|
8 |
Высказывание. Логические операции. Проверочная работа. |
|
|
|
9 |
Построение таблиц истинности для логических выражений. |
|
|
|
10 |
Свойства логических операций. |
|
|
|
11 |
Решение логических задач. |
|
|
|
12 |
Логические элементы. |
|
|
|
13 |
Контрольная работа № 1 «Математические основы информатики» Компьютерное тестирование. |
|
|
|
Глава 2. Основы алгоритмизации (10 часов) |
||||
14 |
МШУ. Урок-лекционный форум. Алгоритмы и исполнители. |
|
|
|
15 |
Способы записи алгоритмов. |
|
|
|
16 |
Объекты алгоритмов. |
|
|
|
17 |
Алгоритмическая конструкция «следование». |
|
|
|
18 |
Алгоритмическая конструкция «ветвление». |
|
|
|
19 |
Сокращенная форма ветвления. Составление и работа с блок-схемами и алгоритмами. |
|
|
|
20 |
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №1 «Алгоритм цикла с заданным условием продолжения работы» |
|
|
|
21 |
Цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа №2 «Алгоритм цикла с заданным условием окончания работы» |
|
|
|
22 |
Цикл с заданным числом повторений. Практическая работа №3 «Алгоритм цикла с заданным числом повторений» |
|
|
|
23 |
Контрольная работа № 2 «Основы алгоритмизации» Компьютерное тестирование. |
|
|
|
Глава 3. Начала программирования» (12 часов) |
||||
24 |
МШУ. Урок-встреча с интересными людьми. Общие сведения о языке программирования Паскаль |
|
|
|
25 |
Организация ввода и вывода данных |
|
|
|
26 |
Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №4 «Программирование линейных программ» |
|
|
|
27 |
Условный оператор. Практическая работа №5 «Программирование разветвляющихся алгоритмов» |
|
|
|
28 |
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. |
|
|
|
29 |
Различные варианты программирования циклического алгоритма. |
|
|
|
30 |
Практическая работа №6 «Программирование циклов с заданным условием продолжения работы». |
|
|
|
31 |
Практическая работа №7 «Программирование циклов с заданным условием окончания работы». |
|
|
|
32 |
Практическая работа №8 «Программирование циклов с заданным числом повторений». |
|
|
|
33 |
Контрольная работа № 3 «Начала программирования». Компьютерное тестирование. |
|
|
|
34 |
Резерв времени. |
|
|
|
35 |
Резерв времени. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.