Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23»
Рассмотрено на заседании учителей МО естественно- математического цикла Протокол № __ от ______2021 г Руководитель МО ________ / Лысанева И.Е. / ФИО |
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № __ от ___________2021 г |
Утверждено приказом директора МКОУ СОШ №23 от ___________2021 г
__________ / Корнев С.Г. / ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
для 9 класса
основного общего образования (базовый уровень)
Учителя информатики
Тутуниной Эллы Александровны
Квалификационная категория:
первая
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»
2. ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2021-2022 учебный год.
4. Основная образовательная программа МКОУ СОШ №23
5. Программа Воспитания МКОУ СОШ №23
6. Локальный акт образовательного учреждения «Об утверждении структуры рабочей программы».
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета (курса)
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
1 |
Моделирование и формализация |
10 ч |
Аналитическая деятельность: • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте ин- формации; • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; • создавать однотабличные базы данных; • осуществлять поиск данных в готовой базе данных; • осуществлять сортировку данных в готовой базе данных |
2 |
Алгоритмизация и программирование
|
7 ч |
Аналитическая деятельность: • выделять этапы решения задачи на компьютере; • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; 3разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; • разрабатывать программы для обработки одномерного массива: • (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; • подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; • нахождение суммы значений всех элементов массива; • нахождение количества и суммы значений всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр.) |
4 |
Обработка число- вой информации |
6 ч |
Аналитическая деятельность: • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строить диаграммы и графики в электронных таблицах |
5 |
Коммуникационные технологии |
11 ч |
Аналитическая деятельность: • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; • распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения. Практическая деятельность: • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объема данных по каналу связи с известными характеристиками; • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; • создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде web-страницы, включающей графические объекты |
Календарно-тематическое планирование по информатике
Класс: 9
Учитель: Тутунина Элла Александровна
Количество часов по учебному плану - 35 ч.
Всего часов - 35 ч., в неделю - 1 ч.
Авторская программа по информатике для основной школы: 5 - 9 классы. Л Л. Босовой, А.Ю. Босовой (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016).
Учебник: Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. 4-е изд. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
№ пп |
Название разделов и тем |
Дата проведения |
Примечание |
|
План |
Факт |
|||
Глава 1 «Моделирование и формализация» (10 часов)
|
||||
1. |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Моделирование как метод познания. |
|
|
|
2. |
Знаковые модели. П/Р№1 «Вычисление количества элементов множеств, полученных в результате операций объединения и пересечения двух или трех базовых множеств». |
|
|
|
3. |
Входная контрольная работа. |
|
|
|
4. |
Графические модели. П/Р№ 2 «Создание и интерпретация различных информационных моделей — таблицы, графов, блок-схемы алгоритмов и т. д.» |
|
|
|
5. |
Табличные модели. П/Р№3 «Преобразование информации из одной формы представления в другую» |
|
|
|
6. |
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. П/Р№ 4 «Работа с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей». |
|
|
|
7. |
МШУ. Урок-круглый стол. Система управления базами данных |
|
|
|
8. |
Создание базы данных. Запросы на выборку данных |
|
|
|
9. |
Контрольная работа №1 «Моделирование и формализация» |
|
|
|
10. |
Решение задач на компьютере |
|
|
|
Глава 2 «Алгоритмизация и программирование» (7 часов) |
||||
11. |
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. П/Р№ 5 «Анализ алгоритмов для исполнителей Робот, Черепашка, Чертежник и др.» |
|
|
|
12. |
Вычисление суммы элементов массива. П/Р№ 6 «Составление на языке программирования Паскаль программы обработки одномерного числового массива (нахождение минимального /максимального значения в данном массиве». |
|
|
|
13. |
Последовательный поиск в массиве. П/Р№ 6 «Составление на языке программирования Паскаль программы, подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; нахождение суммы всех элементов массива и т. д.)». |
|
|
|
14. |
Сортировка массива. |
|
|
|
15. |
Конструирование алгоритмов. |
|
|
|
16. |
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Алгоритмы управления. |
|
|
|
17. |
Контрольная работа №2. «Алгоритмизация и программирование». |
|
|
|
Глава 3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах». |
||||
18. |
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. П/Р№7 «Создание однотабличной базы данных» |
|
|
|
19. |
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. П/Р№8 «Поиск записей в готовой базе данных». |
|
|
|
20. |
Встроенные функции. Логические функции. П/Р№9 «Сортировка записей в готовой базе данных». |
|
|
|
21. |
Сортировка и поиск данных. П/Р№10 «Создание электронных таблиц, выполнение в них расчетов по встроенным и вводимым пользователем формулам». |
|
|
|
22. |
МШУ. Урок-интеллектуально-познавательная игра. Построение диаграмм и графиков. П/Р№11 «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах». |
|
|
|
23. |
Контрольная работа №3 «Обработка числовой информации». |
|
|
|
Глава 4 «Коммуникационные технологии» (11 часов) |
||||
24. |
Локальные и глобальные компьютерные сети. |
|
|
|
25. |
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. |
|
|
|
26. |
Доменная система имён. П/Р№ 12 «Поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций». |
|
|
|
27. |
Всемирная паутина. Файловые архивы. П/Р№ 13 «Протоколы передачи данных. Определение минимального времени, необходимого для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками». |
|
|
|
28. |
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. П/Р№14 «Осуществление взаимодействия посредством электронной почты, чата, форума». |
|
|
|
29. |
Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии». |
|
|
|
30. |
МШУ. Технологии создания сайта. |
|
|
|
31. |
Содержание и структура сайта. |
|
|
|
32. |
МШУ. Урок-творческий конкурс. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.П/Р№15 «Создание с использованием конструкторов (шаблонов) веб-страниц». |
|
|
|
33. |
Итоговая контрольная работа. |
|
|
|
34. |
Основные понятия курса. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.