РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения Протокол № 1 от 27.08. 202 г. |
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 27.08. 2021г.
|
«УТВЕРЖДЕНО» Директором МБОУ «СОШ 40 им. В. Токарева» Н.И. Федака Приказ от 31.08.2021г. № 481-ОД |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы информатики и ИКТ» 3 а, б, в, г класса
начального общего образования на 2021 - 2022 учебный год
Составитель: Рудофилова С. А., учитель начальных классов
Рабочая программа учебного курса «Основы информатики и ИКТ» для 3 а, б, в, г класса составлена на основе:
- Основной образовательной программы начального общего, образования МБОУ «СОШ № 40 им. В. Токарева»
-программы по учебному курсу «Основы информатики и ИКТ» - авторы Н. В. Матвеева, М.С. Цветкова. «Информатика. Программа для начальной школы» Н. В. Матвеева, М.С. Цветкова. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Цели изучения информатики:
· формирование целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике;
· освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий.
· формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией;
· формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.
Характеристика организации учебного процесса Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часа Режим занятий: 1 час в неделю
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева»
В третьем классе происходит повторение и развитие учебного материала, пройденного во втором классе. Глава вторая — о действиях с информацией. Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса.
Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие
объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах
«исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе.
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации и данных.
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
учебного курса «Основы информатики и ИКТ»
Номер темы и ее название |
Всего часов на тему |
Теоретические занятия |
1.Информация, человек и компьютер |
6 |
6 |
2.Действия с информацией |
10 |
10 |
3.Мир объектов |
9 |
9 |
4.Компьютер, системы и сети |
9 |
9 |
Итого: |
34 |
34 |
освоения учебного курса «Основы информатики и ИКТ»
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции;
1.3) социальные компетенции;
1.4) личностные качества
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
2.1) познавательных;
2.2) регулятивных;
2.3) коммуникативных;
2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время.
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов)является не самоцелью, а способом деятельности в
интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
самостоятельно составлять план действий (замысел),проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации,применять
простейшие логические выражения типа:«…и/или…», «если… то…», «не только, но и…» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки.
Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной
задачи, когда требуется ответна вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий.
Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Календарно-тематический поурочный план учебного курса «Основы информатики и ИКТ» (вариант: 1 ч в неделю; 34 учебных недели)
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Дата |
Корректиров ка даты |
1. |
Информация, человек и компьютер. |
6 |
|
|
1.1 |
Человек и информация |
1 |
|
|
1.2 |
Источники и приемники информации |
1 |
|
|
1.3 |
Носители информации |
1 |
|
|
1.4 |
Компьютер |
1 |
|
|
1.5 |
Работа со словарем |
1 |
|
|
1.6 |
Работа со словарем |
1 |
|
|
2. |
Действия с информацией |
10 |
|
|
2.1 |
Получение информации |
1 |
|
|
2.2 |
Представление информации |
1 |
|
|
2.3 |
Кодирование информации |
1 |
|
|
2.4 |
Кодирование и шифрование данных |
1 |
|
|
2.5 |
Хранение информации |
1 |
|
|
2.6 |
Обработка информации |
1 |
|
|
2.7 |
Обработка информации |
1 |
|
|
2.8 |
Работа со словарем |
1 |
|
|
2.9 |
Работа со словарем |
1 |
|
|
2.10 |
Резерв Работа со словарем. |
1 |
|
|
3. |
Мир объектов |
9 |
|
|
3.1 |
Объект, его имя и свойства |
1 |
|
|
3.2 |
Объект, его имя и свойства |
1 |
|
|
3.3 |
Функции объекта |
1 |
|
|
3.4 |
Функции объекта |
1 |
|
|
3.5 |
Отношения между объектами |
1 |
|
|
3.6 |
Характеристика объекта |
1 |
|
|
3.7 |
Документ и данные об объекте |
1 |
|
|
3.8 |
Повторение, работа со словарем |
1 |
|
|
3.9 |
Повторение, работа со словарем |
1 |
|
|
4 |
Компьютер, системы и сети |
9 |
|
|
4.1 |
Компьютер – это система |
1 |
|
|
4.2 |
Системные программы и операционная система |
1 |
|
|
4.3 |
Файловая система |
1 |
|
|
4.4 |
Компьютерные сети |
1 |
|
|
4.5 |
Информационные системы |
1 |
|
|
4.6 |
Работа со словарем и |
1 |
|
|
|
повторение |
|
|
|
4.7 |
Работа со словарем и повторение |
1 |
|
|
4.8 |
Работа со словарем и повторение |
1 |
|
|
4.9 |
Резерв. Повторение по теме «Компьютер, системы и сети» |
1 |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
Класс |
Дата |
Количество непроведен- ных уроков |
Причина |
Коррекция |
Согласование с курирующим заместителем директора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1
Оценивание результатов обучения по предмету «Основы информатики и ИКТ»
Общие подходы к характеристике цифровой отметки по различным предметам в начальной школе:
«5» («отлично») — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» (удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
3 класс
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы выявляются полнота, прочность усвоения учащимися материала (теории) и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Оценка "5" - при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
Оценка "4" - при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
Оценка "3" - при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
Оценка "2" - если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала).
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка "5" если ученик:
· полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
· изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
· правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
· показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
· продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
· отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Оценка "4" если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку "5", но при этом имеет один из недостатков:
· допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
· допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Оценка "3" ставится в следующих случаях:
· неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, определенные настоящей программой.
Оценка "2" ставится в следующих случаях:
· не раскрыто основное содержание учебного материала;
· обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
· допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.