ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
· Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
· Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993);
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; (если в классе есть дети с ОВЗ);
· Основной образовательной программы основного общего образования (утверждена приказом № 01-12/90 от 31.08.2015);
· Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО и ООО (утверждено приказом № 01-12/43 от 30.08.2016);
· Учебного плана МОУ СОШ № 77, календарного учебного графика (№ № 01-12/104 от 30.08.2018).
· Примерной авторской рабочей программы Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Состав УМК:
· «Информатика» учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова.-3-е изд.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017.
· «Информатика» 7-9 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд.,перераб. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017.
· Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет: www.lbz.ru
· Текстовый редактор
· Растровый графический редактор
· Программа разработки презентаций
· Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Данный методический комплекс представляет собой единую образовательную среду, позволяет на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне организовать изучение материала.
На изучение информатики в 9 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в течении учебного года) из части учебного плана формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с ФГОС ООО. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20 – 25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.
Виды и формы контроля:
Диагностический контроль |
Самостоятельные работы |
Сентябрь – май |
Текущий контроль |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
|
|
Тесты |
Поурочно |
|
Работы с электронной тетрадью |
Поурочно |
Тематический контроль |
Контрольные работы |
В конце изучения темы |
Административный контроль |
Внутришкольный мониторинг |
В конце каждой четверти |
Итоговый контроль |
Промежуточная аттестация |
35 неделя учебного года |
Планируемые результаты освоения программы по информатике в 9 классе:
Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
· понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
· ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
· владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
Выпускник научиться:
· использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
· выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
· составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
· использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
· анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
· использовать логические значения, операции и выражения с ними;
· записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
· использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
· описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
· использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
· использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
· использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
· анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете.
Выпускник получит возможность:
· углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
· закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
· познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
· познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
· познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде;
· научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
· систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
· систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
· познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
· познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Моделирование и формализация
Понятия натурной и информационной моделей
Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование
Этапы решения задачи на компьютере.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Тема 3. Обработка числовой информации
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Тема 4. Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Тематическое планирование
№ п\п |
Название раздела, модуля программы |
Авторская программа |
Рабочая программа |
Практические работы |
Контрольные работы |
1. |
Моделирование и формализация |
12 ч. |
14 ч. |
5 |
1 |
2. |
Алгоритмизация и программирование |
8 ч. |
17 ч. |
7 |
1 |
3. |
Обработка числовой информации |
11 ч. |
11 ч. |
7 |
1 |
4. |
Коммуникационные технологии |
11 ч. |
11 ч. |
6 |
|
5. |
Повторение |
11 ч. |
12 ч. |
|
|
6. |
Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ |
|
2 ч. |
|
1 |
7. |
Резерв |
|
3 ч. |
|
|
|
ИТОГО |
|
68 ч. |
25 |
4 |
Поурочное планирование
№ |
Тема раздела и уроков |
Дата |
Моделирование и формализация 14 часов |
|
|
1.1 |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места |
|
2.2 |
Моделирование как метод познания. Этапы построения информационной модели. |
|
3.3 |
Классификация информационных моделей. |
|
4.4 |
Словесные модели. Математические модели. Практическая работа. Построение словесных моделей. |
|
5.5 |
Компьютерные математические модели. |
|
6.6 |
Графические модели. Графы. Практическая работа. Построение графических моделей. |
|
7.7 |
Использование графов при решении задач. |
|
8.8 |
Табличные информационные модели. Практическая работа. Построение табличных моделей. |
|
9.9 |
Использование таблиц при решении задач. |
|
10.10 |
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Практическая работа. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. |
|
11.11 |
Система управления базами данных. Практическая работа. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. |
|
12.12 |
Создание базы данных. Запросы на выборку данных. |
|
13.13 |
Обобщение и систематизация основных понятий по теме: «Моделирование и формализация». |
|
14.14 |
Контрольная работа по теме: «Моделирование и формализация». |
|
Алгоритмизация и программирование 17 часов |
|
|
15.1 |
Этапы решения задачи на компьютере. |
|
16.2 |
Задача о пути торможения автомобиля. Практическая работа. Решение задач на компьютере. |
|
17.3 |
Решение задач на компьютере. |
|
18.4 |
Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов. |
|
19.5 |
Различные способы заполнения и вывода массива. Практическая работа. Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов. |
|
20.6 |
Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа. Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива. |
|
21.7 |
Последовательный поиск в массиве. Практическая работа Примеры решения задач обработки данных на нахождение минимального/максимального элемента массива. |
|
22.8 |
Сортировка массива. Практическая работа Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве. |
|
23.9 |
Решение задач с использованием массивов. Проверочная работа. |
|
24.10 |
Последовательное построение алгоритма. |
|
25.11 |
Практическая работа Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот. |
|
26.12 |
Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот. |
|
27.13 |
Функции. |
|
28.14 |
Алгоритмы управления. |
|
29.15 |
Практическая работа Решение задач на языке программирования. |
|
30.16 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». |
|
31.17 |
Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование». |
|
Обработка числовой информации 11 часов |
||
32.1 |
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы |
|
33.2 |
Электронные (динамические) таблицы. Практическая работа. Основы работы в электронных таблицах. |
|
34.3 |
Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Практическая работа. Вычисления в электронных таблицах. |
|
35.4 |
Встроенные функции. Практическая работа. Использование встроенных функций. |
|
36.5 |
Логические функции. Практическая работа. Использование логических функций. |
|
37.6 |
Практическая работа. Использование логических функций при решении задач. |
|
38.7 |
Сортировка и поиск данных. Практическая работа. Сортировка и поиск данных. |
|
39.8 |
Практическая работа. Задания на сортировку и поиск в база данных. |
|
40.9 |
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа. Построение диаграмм и графиков. |
|
41.10 |
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». |
|
42.11 |
Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах». |
|
Коммуникационные технологии 11 часов |
|
|
43.1 |
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами. |
|
44.2 |
Практическая работа. Работа в локальной сети. |
|
45.3 |
Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. |
|
46.4 |
Практическая работа. Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. |
|
47.5 |
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), службы обновления программного обеспечения и др. |
|
48.6 |
Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др. |
|
49.7 |
Практическая работа. Работа с электронной почтой. |
|
50.8 |
Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др. Практическая работа. Разработка содержания и структуры сайта. |
|
51.9 |
Практическая работа. Оформление сайта. |
|
52.10 |
Практическая работа. Размещение сайта в Интернете |
|
53.11 |
Защита сайта. |
|
Повторение 12 (+ 3 резерв) часов |
|
|
54.1 |
Информация и информационные процессы |
|
55.2 |
Файловая система персонального компьютера |
|
56.3 |
Системы счисления и логика |
|
57.4 |
Таблицы и графы |
|
58.5 |
Обработка текстовой информации |
|
59.6 |
Передача информации и информационный поиск. |
|
60.7 |
Вычисления с помощью электронных таблиц. |
|
61.8 |
Обработка таблиц: выбор и сортировка записей. |
|
62.9 |
Алгоритмы и исполнители |
|
63.10 |
Программирование |
|
64 |
Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ |
|
65 |
|
|
66 |
Резерв учебного времени (мини-проект) |
|
67 |
|
|
68 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.