ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по Истории для 10 классов разработана в соответствии с ФГОС СОО и на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, авторской программы: «История России» 6-10 классы – Арсентьев, А. А. Данилов и др.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и истории России (1914-2012гг) и изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного, в 10 классах по 2 часа в неделю.
Классы |
Всего часов |
Разделы рабочей программы |
|
|
|
История России |
Всеобщая история |
10 класс |
70 ч |
44 |
26 |
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 3ч. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2017.
2. Всеобщая история. Новейшая история . Учеб. для общеобразовательных учреждений /А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; под ред. А.О. Чубарьяна – М.: Просвещение, 2015.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
ü освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
ü осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
ü российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
ü уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
ü воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
ü готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
ü приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
ü готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Метапредметные результаты:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)
Предметные результаты:
- понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
– умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Выпускник на базовом уровне научится:
– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
– представлять культурное наследие России и других стран;
– работать с историческими документами;
– сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
– критически анализировать информацию из различных источников;
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
– использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
– составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;
– владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
– оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
– ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
– использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
– соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
– анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
– приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
– применять полученные знания при анализе современной политики России;
– владеть элементами проектной деятельности
Формами текущего контроля успеваемости обучающихся являются:
Формы письменной проверки:
- письменная проверка - это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; рефераты, эссе, синквейн, исторический диктант.
Формы устной проверки:
- устная проверка - это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачет и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ обучающихся могут использоваться информационно - коммуникационные технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
ИСТОРИЯ РОССИИ
№ |
Название раздела |
Количество часов |
Кол-во контрольных работ (тестирование) |
1 |
Глава 1. Россия в годы «великих потрясений» |
6 |
1 |
2 |
Глава 2. Советский Союз в 20-30 гг. |
9 |
1 |
3 |
Глава 3. Великая Отечественная война в 1941-1945гг. |
7 |
1 |
4 |
Глава 4. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг. |
15 |
1 |
5 |
Глава 5. Российская Федерация |
7 |
1 |
|
Всего часов |
44 |
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
№ п/п |
Название разделов и тем |
Всего часов |
Кол-во контрольных работ ( тестирование) |
1 |
Введение. Мир в начале ХХ века
|
1 |
|
Раздел 1. Мировые войны и революциию 1914-1915гг. Исторические проблемы первой половины ХХ века |
|||
2 |
Глава 1. Первая мировая война |
|
|
3 |
Глава 2. Образование национальных государств и послевоенная система договоров |
|
1 |
4 |
Глава 3. Политическое и социально-экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-1930-егг |
|
|
5 |
Глава 4. Международные отношения в 1930-1930-е гг |
|
1 |
6 |
Глава 5. Вторая Мировая война |
|
|
Раздел 2. Мир во второй половине ХХ века. Исторические проблемы второй половины ХХ века |
|||
7 |
Глава 6. Международные отношения во второй половине ХХ века |
|
|
8 |
Глава 7. Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х -1990-х гг. |
|
|
9 |
Глава 8. Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 1990-х гг |
|
|
10 |
Глава 9. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ века |
|
|
11 |
Глава 10. Наука и культура во второй половине ХХ века |
|
|
|
Резерв |
|
|
Всего часов |
|
|
|
26 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
ТЕМА |
К-во часов |
Д/З |
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
ИСТОРИЯ РОССИИ |
|
|||
Глава 1. Россия в годы «великих потрясений» (6 часов) |
|
|||
1 |
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Российская империя в годы Первой мировой войны. |
1 |
1-2 |
|
2 |
Великая российская революция: Февраль 1917г. |
1 |
3 |
|
3 |
Великая российская революция: Октябрь 1917г. Первые революционные преобразования большевиков. |
1 |
4-5 |
|
4 |
Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. |
1 |
6 |
|
5 |
Гражданская война. Идеология и культура периода Гражданской войны. |
1 |
7-8 |
|
6 |
Повторение «Россия в годы великих потрясений». Наш край вгоды революции и Гражданской войны. |
1 |
6-8 |
|
Глава 2. Советский Союз в 1920 -1930-х гг (9 часов) |
|
|||
7 |
Экономический и политический кризис 20-30 гг. Переход к нэпу. Экономика нэпа. |
1 |
9-10 |
|
8 |
Образование СССР Политическое развитие в 20 гг. |
1 |
11-12 |
|
9 |
Международное положение и развитие СССР в 20 гг. |
1 |
13 |
|
10 |
Культурное пространство СССР в 20 гг. |
1 |
14 |
|
11 |
Великий перелом. Индустриализация. |
1 |
15 |
|
12 |
Коллективизация сельского хозяйства. |
1 |
16 |
|
13 |
Политическая система СССР в 20 гг. |
1 |
17 |
|
14 |
Культурное пространство СССР в 20 гг. Наш край в 1920-1930-е гг. |
1 |
18 |
|
15 |
СССР и мировое сообщество в 20-30 гг. Повторение «СССР в 20-30гг» |
1 |
19 |
|
Глава 3. Великая Отечественная война в 1941-1945гг. (7 ч.) |
|
|||
16 |
СССР накануне Великой Отечественной войны. |
1 |
20 |
|
17 |
Начало Великой Отечественной войны. Первый период. |
1 |
21 |
|
18 |
Поражения и победы 1942гг. Предпосылки коренного перелома. |
1 |
22 |
|
19 |
Человек и война: единство фронта и тыла. |
1 |
23 |
|
20 |
Второй период отечественной войны. Коренной перелом. Народы СССР в борьбе с фашизмом. |
1 |
24 |
|
21 |
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание второй мировой войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны. |
1 |
25 |
|
22 |
«СССР в годы Великой Отечественной войны» - зачет |
1 |
22-25 |
|
Глава 4. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг. (15 ч.) |
|
|||
23 |
Место и роль СССР в послевоенном мире. Восстановление и развитие экономики. |
1 |
26-27 |
|
24 |
Изменения в политической системе в послевоенные годы. |
1 |
28 |
|
25 |
Идеология, наука, культура в послевоенный период. |
1 |
29 |
|
26 |
Внешняя политика СССР в условиях «холодной войны». Смена политического курса. |
1 |
30-31 |
|
27 |
Экономическое и социальное развитие в середине 50-60гг. |
1 |
32 |
|
28 |
Культурное пространство и повседневная жизнь в 50-60гг. |
1 |
33 |
|
29 |
Политика мирного сосуществования в 50-60гг. Наш край в 1953-1964-е гг. |
1 |
34 |
|
30 |
Политическое развитие в 50-60гг. |
1 |
35 |
|
31 |
Контрольное повторение «СССР период «зимы» и «оттепели». |
1 |
32-35 |
|
32 |
Социально-экономическое развитие страны в 60-80гг. |
1 |
36 |
|
33 |
Культурное пространство и повседневная жизнь в 60-80гг. |
1 |
37 |
|
34 |
Политика разрядки и международной напряженности. СССР и мир в начале 1980гг. Предпосылки реформ. |
1 |
38-39 |
|
35 |
Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1990гг Перемены в духовной жизни в годы перестройки. |
1 |
40-41 |
|
36 |
Реформа политической системы. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. |
1 |
42-43 |
|
37 |
Национальная политика и подъем национальных движений. Повторение «Перестройка». Наш край в 1985--1991-е гг. |
1 |
44 |
|
Глава 5. Российская Федерация (7 часов) |
|
|||
38 |
Российская экономика на пути к рынку. Политическое развитие на пути к рынку. |
1 |
45-46 |
|
39 |
Духовная жизнь страны в 1990гг. |
1 |
47 |
|
40 |
Геополитическое положение и внешняя политика в 90 гг. Политическая жизнь в России в начале 21 в. |
1 |
48-49 |
|
41 |
Экономика России в начале 21в. |
1 |
50 |
|
42 |
Повседневная и духовная жизнь |
1 |
51 |
|
43 |
Внешняя политика России в начале 21 в. Россия в 2008-2014гг |
1 |
52-53 |
|
44 |
Повторение «Россия в 21 веке». Наш край в 2000-2012гг. |
1 |
Термины |
|
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ |
|
|||
45 |
Введение. Мир в начале ХХ века |
1 |
|
|
Глава 1. Первая мировая война (2 часа) |
|
|||
46 |
Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны |
1 |
1 |
|
47 |
Война и общество |
1 |
2 |
|
Глава 2. Образование национальных государств и послевоенная система договоров (2 часа) |
|
|||
48 |
Образование национальных государств в Европе |
1 |
3 |
|
49 |
Послевоенная система международных договоров |
1 |
4 |
|
Глава 3. Политическое и социально-экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-1930-егг ( 4 часа) |
|
|||
50 |
Социально-экономические процессы в европейских государствах и США |
1 |
5-6 |
|
51 |
Общественно – политический выбор ведущих стран |
1 |
7-8 |
|
52 |
Особенности развития стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами |
1 |
9 |
|
53 |
Культура и наука в первой половине ХХ века |
1 |
10 |
|
Глава 4. Международные отношения в 1920-1930гг ( 2 часа) |
|
|||
54 |
«Эра пацифизма» в 1920гг |
1 |
11 |
|
55 |
Кризис Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е гг |
1 |
12 |
|
Глава 5. Вторая Мировая война ( 4 часа) |
|
|||
56 |
Причины войны и планы участников |
1 |
13
|
|
57 |
Этапы боевых действий на фронтах и Движение Сопротивления |
1 |
14 |
|
58 |
Международная дипломатия в годы войны. Итоги Второй мировой войны |
1 |
15 |
|
59 |
Повторительно обобщающий урок «Мировые войны и революциию 1914-1915гг.» |
1 |
1-15 |
|
РАЗДЕЛ 2. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА |
|
|||
Глава 6. Международные отношения во второй половине ХХ века (2часа) |
|
|||
60 |
Мироное урегулирование после Ворой мировой войны и начало «холодной войны» |
1 |
16 |
|
61 |
Основные этапы холодной войны |
1 |
17 |
|
Глава 7. Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х -1990-х гг. (2 часа) |
|
|||
62 |
Основные этапы и тенденции общественно-политического и экономического развития |
1 |
18 |
|
63 |
Особенности политического и социально-экономического положения развитых государств мира в конце 1940-х – 1990-х гг |
1 |
19-20 |
|
Глава 8. Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 1990-х гг (2 часа) |
|
|||
64 |
Установление и эволюция коммунистических режимов в государствах Восточной Европы в конце 1940-х гг – первой половине 1980-х гг. |
1 |
21 |
|
65 |
Кризис и крушение коммунистических режимов в восточной Европе |
1 |
22 |
|
Глава 9. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ века (1час) |
|
|||
66 |
Национально-освободительные движения и деколонизация. Эволюция общественно – политических систем и экономических моделей отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 1950-1990 –е гг. |
1 |
23-24 |
|
Глава 10. Наука и культура во второй половине ХХ века ( 2 ч.) |
|
|||
67 |
Научно-техническая революция. Гуманитарные аспекты общественно-политического развития. Искусство и спорт |
1 |
25 |
|
68 |
Повторительно обобщающий урок « Мир во второй половине ХХ века» |
1 |
|
|
69 |
Резерв |
1 |
|
|
70 |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.