ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по истории для 11 класса (профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) среднего общего образования, примерной программы для среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по истории.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам предмета, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Основные содержательные линии программы профильного уровня исторического образования на ступени среднего общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Изучаются эти курсы синхронно. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
Изучение истории на профильном уровне на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Загладин Н.В. История. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Углубленный уровень. М.: ООО «Русское слово», 2016. – 416 с.; Шестаков В.А. История. История России. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: углубленный уровень. Под редакцией А.Н. Сахарова. М.: Просвещение, 2014. – 399 с.
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Сроки реализации программы: 2018 – 2019 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
В 11 КЛАССЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) (136 ЧАСОВ)
Введение (2 часа).
1. Повторение по предмету «История России с древнейших времен до конца XIX века».
2. Проверочная работа по предмету «История России с древнейших времен до конца XIX века».
Тема 1. Россия во второй половине XIX – начале XX вв. (10 часов).
1. Россия во второй половине XIX – начале XX в. Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860 – 1870-х годов. Пореформенная Россия. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ.
2. Становление и развитие рыночной экономики в России. Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Роль государства в экономической жизни страны. Отечественный и зарубежный капитал в России. Российский монополистический капитализм и его особенности. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях формированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Дискуссии о роли и месте России в мировой экономике начала XX века.
3. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.
4. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX – XX вв.
5. Русско-японская война 1904–1905 гг. Ход военных действий, причины поражения России. Портсмутский мирный договор.
6. Революционные потрясения 1905 – 1907 гг. «Кровавое воскресение» и начало революции. Крестьянские выступления и разложение армии. Раскол общества. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Декабрьское вооружённое восстание в Москве.
7. Становление российского парламентаризма. Реформа государственного строя. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. Новый избирательный закон (3 июня 1907 г.). Политический кризис 1912—1913 гг. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения.
8. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX вв. Критический реализм. Русский авангард. Элитарная и народная культура. Развитие науки и системы образования. «Серебряный век» русской культуры: ведущие направления культурной жизни России начала XX века.
9. Обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX – начале XX вв. ».
10. Проверочная работа по теме «Россия во второй половине XIX – начале XX вв. ».
Тема 2. Мир на рубеже веков (10 часов).
1. От Новой к Новейшей истории: поиск путей развития индустриального общества. Дискуссия о понятии «Новейшая история».
2. Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития. Основные этапы научно-технического прогресса в конце XIX - середине XX вв. Проблема периодизации НТР.
3. Модернизация в странах Европы, США и Японии. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX вв. Модели модернизационного развития. Структурные кризисы рыночной экономики. Формирование монополистического капитализма. Переход к смешанной экономике. Государство и монополистический капитал: либерально-демократическая модель отношений. Государство и модернизация в Германии, Италии и Японии. Социальные отношения и рабочее движение. Развитие профсоюзного движения. Становление социал-демократии. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства в конце XIX - середине XX вв. Изменения в социальной структуре индустриального общества. «Общество потребления».
4. Кризис классических идеологий на рубеже XIX – XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. «Закат Европы» в философской и общественно-политической мысли. Формирование социальной идеологии солидаризма, народничества, анархо-синдикализма.
5. Эволюция либеральной, консервативной, социалистической идеологии. Концепция Христианской демократии.
6. Обострение противоречий мирового развития в начале XX века.
7. Завершение колониального раздела мира. Колониальные империи: общее и особенное.
8. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки. Антиколониальные движения в государствах Востока. Восстание ихэтуаней в Китае в 1899-1901 гг. Движение моджахедов в Иране. Деятельность М. Ганди. Революции в Иране (1905-1911) и Китае (1911-1913). Младотурецкая революция. Особенности развития государств Латинской Америки.
9. Обобщающий урок по теме «Мир на рубеже веков».
10. Проверочная работа по теме «Мир на рубеже веков».
Тема 3. Первая мировая война (4 часа).
1. Первая мировая война. Причины и характер Первой мировой войны. Первый этап войны. Россия в Первой мировой войне.
2. Первая мировая война. Воюющие страны в 1915 – 1916 гг. Влияние войны на российское общество. Кампания 1917 г. и завершение военных действий.
3. Первая мировая война. Потери стран-участниц; исторические уроки и социальные последствия Первой мировой войны.
4. Обобщающий урок по теме «Первая мировая война».
Тема 4. Революция и Гражданская война в России (6 часов).
1. Революция 1917 года. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Ликвидация сословного строя. Восстановление патриаршества. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. Учредительное собрание.
2. Начало революционных преобразований в экономике. «Красногвардейская атака на капитал».
3. Гражданская война и интервенция. Цели и идеология противоборствующих сторон. Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны.
4. Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». Курс на мировую революцию. Коминтерн. Итоги Гражданской войны.
5. Обобщающий урок по теме «Революция и Гражданская война в России».
6. Проверочная работа по теме «Революция и Гражданская война в России».
Тема 5. Становление советской системы (10 часов).
1. Переход к новой экономической политике. Первые успехи НЭПа. Новая экономическая политика в оценках историков и современников.
2. Причины и предпосылки объединения советских республик. Полемика о формах объединения. Образование СССР. Основные направления и принципы национальной политики советской власти.
3. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Свертывание НЭПа и выбор форсированной модели развития.
4. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Советский тип государственности. Партийный аппарат и номенклатура. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии, их направленность и последствия.
5. Индустриализация. Коллективизация. Переход к плановой экономике. Мобилизационный характер советской экономики.
6. Итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920 – 1930-х годах. Конституция 1936 года.
7. Идеологические основы советского общества и культура в 20 – 30-х годах. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования. Советская интеллигенция. Мировоззренческие основы и пропагандистская направленность официальной советской культуры. «Краткий курс истории ВКП(б)». Повседневная жизнь советских людей.
8. Русское зарубежье. Раскол в Русской православной церкви.
9. Внешнеполитическая стратегия СССР в 20 – 30-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.
10. Обобщающий урок по теме «Становление советской системы».
Тема 6. Политическое и общественное развитие индустриальных стран (10 часов).
1. Социальные отношения и рабочее движение. Формы социальных отношений. Развитие профсоюзного движения. Становление социал-демократии.
2. Марксизм, ревизионизм и социал-демократия. Реформы и революции в общественно-политическом развитии. Причины раскола социал-демократии. Раскол профсоюзного движения. Эволюция либеральной демократии. Новая роль государства в социальных отношениях и в экономике.
3. Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века. Идеология фашистских партий. Особенности германского фашизма. Завоевательная программа фашизма и холокост. Полемика вокруг концепции тоталитаризма.
4. Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Милитаризм и пацифизм. Антанта и Советская Россия. Мирный план Вильсона. Версальско-Вашингтонская система. Пацифизм.
5. Ослабление колониальных империй в межвоенные годы. Послевоенная колониальная политика и ее итоги. Подъем антиколониальных движений. Революция и гражданская война в Китае.
6. На путях ко Второй мировой войне. Очаги военной опасности. Советско-германский Договор о ненападении. Начальный этап войны. Нападение Германии на СССР. Создание антигитлеровской коалиции. Антигитлеровская коалиция. СССР и страны Запада: проблемы взаимоотношений. Итоги Второй мировой войны. Создание ООН.
7. Закрепление современной доктрины конституционализма и изменение практики государственно-конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Становление молодежного, антивоенного, экологического, феминистского движений. Проблема политического терроризма.
8. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в. Осмысление истории. Новое в науке о человеке и развитие философии. Живопись: от импрессионизма к модерну. Искусство индустриального общества (модернизм, примитивизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм). Литература. Модернизм в литературе. Музыка и театр. Киноискусство.
9. Обобщающий урок по теме «Политическое и общественное развитие индустриальных стран».
10. Проверочная работа по теме «Политическое и общественное развитие индустриальных стран».
Тема 7. Человечество во Второй мировой войне (6 часов).
1. Начало Второй мировой войны. Причины войны. Нападение Германии на Польшу. Блицкриг. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. «Договор о дружбе и границе» между Германией и СССР. «Странная война». Вхождение в состав СССР прибалтийских государств. Советско-финская война. Кампании 1940 - начала 1941 гг.: «битва за Англию»; разгром Франции; военные действия союзников в Северной и Южной Европе, Северной Африке и Средиземноморье. СССР и война в Европе. План «Барбаросса». Подготовка к нападению Германии на СССР. Летняя катастрофа 1941 г. и её причины. Мобилизация страны. Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва под Москвой. Военно-стратегическое, морально-политическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой.
2. Антигитлеровская коалиция. Зарождение антигитлеровской коалиции и вступление войну США. Боевые действия на Восточном фронте весной — летом 1942 г. Оборона Сталинграда. Оккупационный режим на советской территории. Партизанское движение. «Всё для фронта, всё для победы!» Движение Сопротивления в Европе. СССР в антигитлеровской коалиции.
3. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Битва на Орловско-Курской дуге и её значение. Завершение периода коренного перелома в войне. Укрепление антифашистской коалиции. Проблема открытия второго фронта. Тегеранская конференция. Идеология, культура и война. Изменение отношения к Православной церкви со стороны властей.
4. Заключительный этап Великой Отечественной войны. Освобождение советской земли. Окончательное снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г. Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Государственная политика на освобожденных землях. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции. Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха. Причины, цена и значение великой Победы. Потсдамская конференция. Решения союзников по антигитлеровской коалиции о послевоенном миропорядке. Противоречия между союзниками. Парад Победы в Москве. Участие СССР в войне с Японией. Окончание Второй мировой войны. Итоги Великой Отечественной войны. Советское военное искусство. Героизм народа на фронте и в тылу. Идеология и культура в годы войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира.
5. Обобщающий урок по теме «Человечество во Второй мировой войне».
6. Проверочная работа по теме «Человечество во Второй мировой войне».
Тема 8. СССР в первые послевоенные десятилетия (5 часов).
1. «Холодная война», споры о ее причинах и характере. Речь У. Черчилля в Фултоне «Мускулы мира». Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы.
2. Восстановление экономики. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Гонка вооружений и ее влияние на развитие страны.
3. Идеологические кампании в послевоенные годы. Политическая жизнь страны в середине 50-х годов.
4. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Политика Н.С. Хрущева в оценках современников и историков.
5. Экономические реформы 1950 – 1960-х годов, причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. «Теневая экономика» в СССР.
Тема 9. Стагнация советской системы (3 часа).
1. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Теория развитого социализма.
2. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 года.
3. Социальная структура советского общества. Межнациональные отношения в СССР. Формирование партийно-государственной элиты. Возникновение диссидентского и правозащитного движения. Нигилистические настроения в массовом сознании.
Тема 10. Ускорение научно-технического развития. Информационное общество (4 часа).
1. Технологии новой эпохи. Основные черты информационного общества. Транспорт, космонавтика. Биохимия, генетика, медицина. Робототехника. Информационная революция.
2. Глобализация мировой экономики и ее последствия. Возникновение ТНК и ТНБ. Последствия глобализации мировой экономики. Интеграционные процессы.
3. Социальные перемены в развитых странах. Рабочие, служащие, предприниматели и предпринимательская деятельность. Средний класс: основные черты. Новые маргинальные слои.
4. Миграция населения и межэтнические отношения. Межэтнические проблемы в многонациональных государствах. Расовые и конфессиональные конфликты в Западной Европе и Северной Америке. Этнические меньшинства в странах Запада.
Тема 11. Евроатлантическая цивилизация во второй половине XX - начале XXI вв. (8 часов).
1. Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. Становление смешанной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика. Методы проведения социальной политики.
2. Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960 – 1970-х гг. Кризис «общества благосостояния».
3. Неоконсервативная революция 1980-х гг. Неоконсерватизм. Неоконсервативная модернизация.
4. Модели ускоренной модернизации в XX в. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации.
5. Страны Запада на рубеже XX – XXI вв. Этапы развития социал-демократии. Массовые движения.
6. Интеграция в Европе и Северной Америке. Интеграция в Западной Европе. Достижения и противоречия европейской интеграции. Интеграционные процессы в Северной Америке.
7. Обобщающий урок по теме «Евроатлантическая цивилизация во второй половине XX - начале XXI вв.».
8. Проверочная работа по теме «Евроатлантическая цивилизация во второй половине XX - начале XXI вв.».
Тема 12. Крах коммунистического режима (6 часов).
1. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 80-х годах. Курс на «ускорение». «Перестройка» и «гласность». Демократизация общественной жизни.
2. Формирование многопартийности. Распад системы централизованного управления.
3. Усиление центробежных тенденций в межнациональных отношениях. Принятие Декларации о государственном суверенитете России 12 июня 1990 года.
4. СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Установление военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. «Новое политическое мышление». Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников, распад мировой социалистической системы.
5. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции. Достижения и противоречия в развитии советской культуры и образования во второй половине XX века. Нарастание кризиса коммунистической идеологии и политики. Утрата руководящей роли КПСС в духовной жизни советского общества.
6. Обобщающий урок по теме «Крах коммунистического режима».
Тема 13. Страны Восточной Европы и государства СНГ (6 часов).
1. Формирование и развитие мировой системы социализма, модели социалистического строительства.
2. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Дискуссия о тоталитаризме. Политическая и социальная идеология тоталитарного типа.
3. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. Массовое сознание и культура тоталитарного общества.
4. Восточная Европа во второй половине XX века. Восточная Европа в орбите влияния СССР. Первые симптомы кризиса в Восточной Европе.
5. Демократические революции в Восточной Европе. Углубление кризиса в восточноевропейских странах. Перестройка в СССР и перемены в Восточной Европе. Кризис в Югославии.
6. Государства СНГ в мировом сообществе. Развитие СНГ. Вооруженные конфликты в СНГ. Украинский кризис.
Тема 14. Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации (10 часов).
1. Освобождение от колониализма и выбор пути развития. Падение колониальных империй. Проблема выбора пути развития. Конфликты в странах Юга. Итоги первых преобразований.
2. «Новые индустриальные страны» как модель ускоренной модернизации. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы.
3. Идеология национального освобождения. Национально-освободительные движения.
4. Региональные особенности социально-экономического развития стран Азии и Африки.
5. Китай и китайская модель развития. СССР и Китай: от союза к противостоянию. Внутренняя и внешняя политика КНР в 1950 – 1970-х гг. Китай на пути реформ. Внешняя политика Китая.
6. Япония и новые индустриальные страны. Истоки японского «экономического чуда». Новые индустриальные страны (НИС).
7. Развивающиеся страны Азии и Африки. Послевоенное развитие Индии. Исламский мир. Страны Центральной и Южной Африки.
8. Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI вв. Диктаторские режимы: опыт модернизации. Перонизм и демократия в Латинской Америке. Латиноамериканские страны на современном этапе развития. Интеграционные процессы в Латинской Америке.
9. Обобщающий урок по теме «Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации».
10. Проверочная работа по теме «Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации».
Тема 15. Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX – середины XX вв. (4 часа).
1. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические, демографические причины и последствия.
2. Складывание мирового сообщества и основ международно-правовой системы. Лига наций и ООН.
3. Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира».
4. Развертывание интеграционных процессов в Европе. Европейский союз.
Тема 16. Человечество на этапе перехода к информационному обществу (12 часов).
1. Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и информационное общество.
2. Формирование инновационной модели общественного развития. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.
3. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Распад мировой социалистической системы и пути постсоциалистического развития. Проблема «мирового Юга». Противоречия индустриализации в постиндустриальную эпоху.
4. Глобализация общественного развития на рубеже XX – XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства.
5. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский союз.
6. Становление новой структуры миропорядка.
7. Локальные конфликты и проблема национального суверенитета в глобализованном мире.
8. Дискуссия о кризисе политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX – XXI вв. «Неоконсервативная революция». Современные либеральная и социал-демократическая идеологии. Попытка формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм.
9. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI века.
10. Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
11. Основные закономерности истории человечества в историко-культурологических (цивилизационных) концепциях, теории модернизации, теории макроэкономических циклов ("длинных волн»), формационной теории.
12. Обобщающий урок по теме «Человечество на этапе перехода к информационному обществу».
Тема 17. Российская Федерация (1991 – 2003 годы) (10 часов).
1. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 года. «Парад суверенитетов». Беловежские соглашения 1991 года и распад СССР.
2. Политический кризис сентября – октября 1993 года. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года. Общественно-политическое развитие России во второй половине 90-х годов. Политические партии и движения Российской Федерации. Современные молодежные движения.
3. Межнациональные и межконфессиональные проблемы в современной России. Чеченский конфликт. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.
4. Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия» и ее социальные последствия. Трудности и противоречия экономического развития 90-х годов.
5. Современная российская культура. Поиск мировоззренческих ориентиров. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Россия в условиях становления информационного общества.
6. Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в интеграционных процессах. Россия и вызовы глобализации.
7. Президентские выборы 2000 года. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное место России в мировом сообществе.
8. Модернизация исторических взглядов. Интерпретация или фальсификация исторических фактов и событий. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России – угроза национальной безопасности страны. Методологические подходы по противодействию попыткам фальсификации ключевых событий отечественной истории (изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089, внесенные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.01.2012 г. № 39).
9. Обобщающий урок по теме «Российская Федерация (1991 – 2003 годы)».
10. Проверочная работа по теме «Российская Федерация (1991 – 2003 годы)».
Тема 18. Итоговое повторение (10 часов).
1. Повторение по разделу «Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI вв.».
2. Итоговая контрольная работа по разделу «Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI вв.».
3. Повторение по разделу «Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI вв.».
4. Повторение по разделу «История России. XX – начало XXI вв.».
5. Повторение по разделу «История России. XX – начало XXI вв.».
6. Итоговая контрольная работа по разделу «История России. XX – начало XXI вв.».
7. Повторение по разделу «История России. XX – начало XXI вв.».
8. Повторение по разделу «История России. XX – начало XXI вв.».
9. Повторение по разделу «История России. XX – начало XXI вв.».
10. Повторение по разделу «История России. XX – начало XXI вв.».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»
В 11 КЛАССЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) В 2016 – 2017 УЧЕБНОМ ГОДУ
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
В том числе |
||
теоретические занятия |
практические занятия |
контрольные и проверочные работы |
|||
1 |
Введение. |
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Россия во второй половине XIX – начале XX вв. |
10 |
8 |
1 |
1 |
3 |
Мир на рубеже веков. |
10 |
8 |
1 |
1 |
4 |
Первая мировая война. |
4 |
3 |
1 |
|
5 |
Революция и Гражданская война в России. |
6 |
4 |
1 |
1 |
6 |
Становление советской системы. |
10 |
9 |
1 |
|
7 |
Политическое и общественное развитие индустриальных стран. |
10 |
8 |
1 |
1 |
8 |
Человечество во Второй мировой войне. |
6 |
4 |
1 |
1 |
9 |
СССР в первые послевоенные десятилетия. |
5 |
5 |
|
|
10 |
Стагнация советской системы. |
3 |
3 |
|
|
11 |
Ускорение научно-технического развития. Информационное общество. |
4 |
4 |
|
|
12 |
Евроатлантическая цивилизация во второй половине XX - начале XXI вв. |
8 |
6 |
1 |
1 |
13 |
Крах коммунистического режима. |
6 |
5 |
1 |
|
14 |
Страны Восточной Европы и государства СНГ. |
6 |
6 |
|
|
15 |
Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации. |
10 |
8 |
1 |
1 |
16 |
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX – середины XX вв. |
4 |
4 |
|
|
17 |
Человечество на этапе перехода к информационному обществу. |
12 |
11 |
1 |
|
18 |
Российская Федерация (1991 – 2003 годы) . |
10 |
8 |
1 |
1 |
19 |
Итоговые повторения. |
10 |
|
8 |
2 |
|
Итого: |
136 |
104 |
21 |
11 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения истории на профильном уровне учащийся должен:
знать и понимать:
уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Вурста Н.И. Историческое сочинение: новое задание на ЕГЭ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 221 с.
2. Вурста Н.И. История России. Даты, события, личности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 192 с.
3. Загладин Н.В. История. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Углубленный уровень. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 416 с.
4. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2016. – 320 с.
5. Маркин С.А. История: Картографический тренинг: Пособие для подготовки к ЕГЭ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 158 с.
6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России в схемах: учебное пособие. М.: Проспект, 2016. – 304 с.
7. Шестаков В.А. История. История России. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: углубленный уровень/под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2014. – 399 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ» В 11 КЛАССЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) В 2016 – 2017 УЧЕБНОМ ГОДУ
№ урока |
Дата проведения |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
ФКГОС |
Тип урока |
Вид деятельности учащихся |
||
План. |
Факт. |
|||||||
ИСТОРИЯ (136 часов) |
||||||||
Введение (2 часа). |
||||||||
1 |
02.09.2016 |
|
Повторение по курсу «История России с древнейших времен до конца XIX века». |
1 |
Повторение материала, изученного в 10 классе. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Индив. – групп. |
|
2 |
02.09.2016 |
|
Проверочная работа по курсу «История России с древнейших времен до конца XIX века». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Тест |
|
Тема 1. Россия во второй половине XIX – начале XX вв. (10 часов). |
||||||||
3 |
07.09.2016 |
|
Россия во второй половине XIX – начале XX в. |
1 |
Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860 – 1870-х годов. Пореформенная Россия. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; точки зрения историков на политику реформ и контрреформ |
|
4 |
07.09.2016 |
|
Становление и развитие рыночной экономики в России. |
1 |
Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Роль государства в экономической жизни страны. Отечественный и зарубежный капитал в России. Российский монополистический капитализм и его особенности. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях формированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Дискуссии о роли и месте России в мировой экономике начала XX века. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Групп.; основные направления экономической политики |
|
5 |
09.09.2016 |
|
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. |
1 |
Программы политической деятельности партий. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
6 |
09.09.2016 |
|
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. |
1 |
Россия и православные народы Балканского полуострова. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX – XX вв. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
7 |
14.09.2016 |
|
Русско-японская война 1904–1905 гг. |
1 |
Ход военных действий, причины поражения России. Портсмутский мирный договор. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
8 |
14.09.2016 |
|
Революционные потрясения 1905 – 1907 гг. |
1 |
«Кровавое воскресение» и начало революции. Крестьянские выступления и разложение армии. Раскол общества. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Декабрьское вооружённое восстание в Москве. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
9 |
16.09.2016 |
|
Становление российского парламентаризма. |
1 |
Реформа государственного строя. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. Новый избирательный закон (3 июня 1907 г.). Политический кризис 1912—1913 гг. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
10 |
16.09.2016 |
|
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX вв. |
1 |
Критический реализм. Русский авангард. Элитарная и народная культура. Развитие науки и системы образования. «Серебряный век» русской культуры: ведущие направления культурной жизни России начала XX века. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
11 |
21.09.2016 |
|
Обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX – начале XX вв. ». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Индив.-групп. |
|
12 |
21.09.2016 |
|
Проверочная работа по теме «Россия во второй половине XIX – начале XX вв. ». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Тест |
|
Тема 2. Мир на рубеже веков (10 часов). |
||||||||
13 |
23.09.2016 |
|
От Новой к Новейшей истории: поиск путей развития индустриального общества. |
1 |
Дискуссия о понятии «Новейшая история». |
Урок – дискуссия |
Индив.; работа по карточкам |
|
14 |
23.09.2016 |
|
Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития. |
1 |
Основные этапы научно-технического прогресса в конце XIX - середине XX вв. Проблема периодизации НТР. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
15 |
28.09.2016 |
|
Модернизация в странах Европы, США и Японии. |
1 |
Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX вв. Модели модернизационного развития. Структурные кризисы рыночной экономики. Формирование монополистического капитализма. Переход к смешанной экономике. Государство и монополистический капитал: либерально-демократическая модель отношений. Государство и модернизация в Германии, Италии и Японии. Социальные отношения и рабочее движение. Развитие профсоюзного движения. Становление социал-демократии. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства в конце XIX - середине XX вв. Изменения в социальной структуре индустриального общества. «Общество потребления». |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
16 |
28.09.2016 |
|
Кризис классических идеологий на рубеже XIX – XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. |
1 |
«Закат Европы» в философской и общественно-политической мысли. Формирование социальной идеологии солидаризма, народничества, анархо-синдикализма. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
17 |
30.09.2016 |
|
Эволюция либеральной, консервативной, социалистической идеологии. |
1 |
Концепция Христианской демократии. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
18 |
30.09.2016 |
|
Обострение противоречий мирового развития в начале XX века. |
1 |
Обострение противоречий мирового развития в начале XX века. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
19 |
05.10.2016 |
|
Завершение колониального раздела мира. |
1 |
Колониальные империи: общее и особенное. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
20 |
05.10.2016 |
|
Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки. |
1 |
Антиколониальные движения в государствах Востока. Восстание ихэтуаней в Китае в 1899-1901 гг. Движение моджахедов в Иране. Деятельность М. Ганди. Революции в Иране (1905-1911) и Китае (1911-1913). Младотурецкая революция. Особенности развития государств Латинской Америки. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
21 |
07.10.2016 |
|
Обобщающий урок по теме «Мир на рубеже веков». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Индив.-групп. |
|
22 |
07.10.2016 |
|
Проверочная работа по теме «Мир на рубеже веков». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Тест |
|
Тема 3. Первая мировая война (4 часа). |
||||||||
23 |
12.10.2016 |
|
Первая мировая война. |
1 |
Причины и характер Первой мировой войны. Первый этап войны. Россия в Первой мировой войне. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
24 |
12.10.2016 |
|
Первая мировая война. |
1 |
Воюющие страны в 1915 – 1916 гг. Влияние войны на российское общество. Кампания 1917 г. и завершение военных действий. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
25 |
14.10.2016 |
|
Первая мировая война. |
1 |
Потери стран-участниц; исторические уроки и социальные последствия Первой мировой войны. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
26 |
14.10.2016 |
|
Обобщающий урок по теме «Первая мировая война». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Индив.-групп. |
|
Тема 4. Революция и Гражданская война в России (6 часов). |
||||||||
27 |
19.10.2016 |
|
Революция 1917 года. |
1 |
Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Ликвидация сословного строя. Восстановление патриаршества. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. Учредительное собрание. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
28 |
19.10.2016 |
|
Начало революционных преобразований в экономике. |
1 |
«Красногвардейская атака на капитал».
|
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
29 |
21.10.2016 |
|
Гражданская война и интервенция. |
1 |
Цели и идеология противоборствующих сторон. Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
30 |
21.10.2016 |
|
Гражданская война и интервенция. |
1 |
Политика «военного коммунизма». Курс на мировую революцию. Коминтерн. Итоги Гражданской войны. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
31 |
26.10.2016 |
|
Обобщающий урок по теме «Революция и Гражданская война в России». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Индив.-групп. |
|
32 |
26.10.2016 |
|
Проверочная работа по теме «Революция и Гражданская война в России». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Тест |
|
Тема 5. Становление советской системы (10 часов). |
||||||||
33 |
28.10.2016 |
|
Переход к новой экономической политике. |
1 |
Первые успехи НЭПа. Новая экономическая политика в оценках историков и современников. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
34 |
28.10.2016 |
|
Причины и предпосылки объединения советских республик. |
1 |
Полемика о формах объединения. Образование СССР. Основные направления и принципы национальной политики советской власти. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
35 |
09.11.2016 |
|
Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. |
1 |
Свертывание НЭПа и выбор форсированной модели развития. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
36 |
09.11.2016 |
|
Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. |
1 |
Советский тип государственности. Партийный аппарат и номенклатура. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии, их направленность и последствия. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
37 |
11.11.2016 |
|
Индустриализация. Коллективизация. |
1 |
Переход к плановой экономике. Мобилизационный характер советской экономики. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
38 |
11.11.2016 |
|
Итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920 – 1930-х годах. |
1 |
Конституция 1936 года. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
39 |
16.11.2016 |
|
Идеологические основы советского общества и культура в 20 – 30-х годах. |
1 |
«Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования. Советская интеллигенция. Мировоззренческие основы и пропагандистская направленность официальной советской культуры. «Краткий курс истории ВКП(б)». Повседневная жизнь советских людей. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
40 |
16.11.2016 |
|
Русское зарубежье. |
1 |
Раскол в Русской православной церкви. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
41 |
18.11.2016 |
|
Внешнеполитическая стратегия СССР в 20 – 30-х гг. |
1 |
СССР накануне Великой Отечественной войны. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
42 |
18.11.2016 |
|
Обобщающий урок по теме «Становление советской системы». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Индив.-групп. |
|
Тема 6. Политическое и общественное развитие индустриальных стран (10 часов). |
||||||||
43 |
23.11.2016 |
|
Социальные отношения и рабочее движение. |
1 |
Формы социальных отношений. Развитие профсоюзного движения. Становление социал-демократии. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
44 |
23.11.2016 |
|
Марксизм, ревизионизм и социал-демократия. |
1 |
Реформы и революции в общественно-политическом развитии. Причины раскола социал-демократии. Раскол профсоюзного движения. Эволюция либеральной демократии. Новая роль государства в социальных отношениях и в экономике. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
45 |
25.11.2016 |
|
Фашизм в Италии и Германии. |
1 |
Тоталитаризм как феномен XX века. Идеология фашистских партий. Особенности германского фашизма. Завоевательная программа фашизма и холокост. Полемика вокруг концепции тоталитаризма. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
46 |
25.11.2016 |
|
Проблемы войны и мира в 1920-е годы. |
1 |
Милитаризм и пацифизм. Антанта и Советская Россия. Мирный план Вильсона. Версальско-Вашингтонская система. Пацифизм. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
47 |
30.11.2016 |
|
Ослабление колониальных империй в межвоенные годы. |
1 |
Послевоенная колониальная политика и ее итоги. Подъем антиколониальных движений. Революция и гражданская война в Китае. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
48 |
30.11.2016 |
|
На путях ко Второй мировой войне. |
1 |
Очаги военной опасности. Советско-германский Договор о ненападении. Начальный этап войны. Нападение Германии на СССР. Создание антигитлеровской коалиции. Антигитлеровская коалиция. СССР и страны Запада: проблемы взаимоотношений. Итоги Второй мировой войны. Создание ООН. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
49 |
02.12.2016 |
|
Закрепление современной доктрины конституционализма и изменение практики государственно-конституционного строительства. |
1 |
Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Становление молодежного, антивоенного, экологического, феминистского движений. Проблема политического терроризма. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
50 |
02.12.2016 |
|
Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в. |
1 |
Осмысление истории. Новое в науке о человеке и развитие философии. Живопись: от импрессионизма к модерну. Искусство индустриального общества (модернизм, примитивизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм). Литература. Модернизм в литературе. Музыка и театр. Киноискусство. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
51 |
07.12.2016 |
|
Обобщающий урок по теме «Политическое и общественное развитие индустриальных стран». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Индив.-групп. |
|
52 |
07.12.2016 |
|
Проверочная работа по теме «Политическое и общественное развитие индустриальных стран». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Тест |
|
Тема 7. Человечество во Второй мировой войне (6 часов). |
||||||||
53 |
09.12.2016 |
|
Начало Второй мировой войны. |
1 |
Причины войны. Нападение Германии на Польшу. Блицкриг. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. «Договор о дружбе и границе» между Германией и СССР. «Странная война». Вхождение в состав СССР прибалтийских государств. Советско-финская война. Кампании 1940 - начала 1941 гг.: «битва за Англию»; разгром Франции; военные действия союзников в Северной и Южной Европе, Северной Африке и Средиземноморье. СССР и война в Европе. План «Барбаросса». Подготовка к нападению Германии на СССР. Летняя катастрофа 1941 г. и её причины. Мобилизация страны. Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва под Москвой. Военно-стратегическое, морально-политическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
54 |
09.12.2016 |
|
Антигитлеровская коалиция. |
1 |
Зарождение антигитлеровской коалиции и вступление войну США. Боевые действия на Восточном фронте весной — летом 1942 г. Оборона Сталинграда. Оккупационный режим на советской территории. Партизанское движение. «Всё для фронта, всё для победы!» Движение Сопротивления в Европе. СССР в антигитлеровской коалиции. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
55 |
14.12.2016 |
|
Коренной перелом в Великой Отечественной войне. |
1 |
Отечественной войне. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Битва на Орловско-Курской дуге и её значение. Завершение периода коренного перелома в войне. Укрепление антифашистской коалиции. Проблема открытия второго фронта. Тегеранская конференция. Идеология, культура и война. Изменение отношения к Православной церкви со стороны властей. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
56 |
14.12.2016 |
|
Заключительный этап Великой Отечественной войны. |
1 |
Освобождение советской земли. Окончательное снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г. Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Государственная политика на освобожденных землях. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции. Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха. Причины, цена и значение великой Победы. Потсдамская конференция. Решения союзников по антигитлеровской коалиции о послевоенном миропорядке. Противоречия между союзниками. Парад Победы в Москве. Участие СССР в войне с Японией. Окончание Второй мировой войны. Итоги Великой Отечественной войны. Советское военное искусство. Героизм народа на фронте и в тылу. Идеология и культура в годы войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
57 |
16.12.2016 |
|
Обобщающий урок по теме «Человечество во Второй мировой войне». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Индив.-групп. |
|
58 |
16.12.2016 |
|
Проверочная работа по теме «Человечество во Второй мировой войне». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Тест |
|
Тема 8. СССР в первые послевоенные десятилетия (5 часов). |
||||||||
59 |
21.12.2016 |
|
«Холодная война», споры о ее причинах и характере. |
1 |
Речь У. Черчилля в Фултоне «Мускулы мира». Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
60 |
21.12.2016 |
|
Восстановление экономики. |
1 |
Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Гонка вооружений и ее влияние на развитие страны. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
61 |
23.12.2016 |
|
Идеологические кампании в послевоенные годы. |
1 |
Политическая жизнь страны в середине 50-х годов. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
62 |
23.12.2016 |
|
XX съезд КПСС и осуждение культа личности. |
1 |
Концепция построения коммунизма. Политика Н.С. Хрущева в оценках современников и историков. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
63 |
28.12.2016 |
|
Экономические реформы 1950 – 1960-х годов, причины их неудач. |
1 |
Замедление темпов экономического роста. «Теневая экономика» в СССР. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
Тема 9. Стагнация советской системы (3 часа). |
||||||||
64 |
28.12.2016 |
|
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. |
1 |
Теория развитого социализма. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
65 |
30.12.2016 |
|
Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. |
1 |
Конституция 1977 года. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
66 |
30.12.2016 |
|
Социальная структура советского общества. |
1 |
Межнациональные отношения в СССР. Формирование партийно-государственной элиты. Возникновение диссидентского и правозащитного движения. Нигилистические настроения в массовом сознании. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
Тема 10. Ускорение научно-технического развития. Информационное общество (4 часа). |
||||||||
67 |
18.01.2017 |
|
Технологии новой эпохи. |
1 |
Основные черты информационного общества. Транспорт, космонавтика. Биохимия, генетика, медицина. Робототехника. Информационная революция. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
68 |
18.01.2017 |
|
Глобализация мировой экономики и ее последствия. |
1 |
Возникновение ТНК и ТНБ. Последствия глобализации мировой экономики. Интеграционные процессы. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
69 |
20.01.2017 |
|
Социальные перемены в развитых странах. |
1 |
Рабочие, служащие, предприниматели и предпринимательская деятельность. Средний класс: основные черты. Новые маргинальные слои. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
70 |
20.01.2017 |
|
Миграция населения и межэтнические отношения. |
1 |
Межэтнические проблемы в многонациональных государствах. Расовые и конфессиональные конфликты в Западной Европе и Северной Америке. Этнические меньшинства в странах Запада. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
Тема 11. Евроатлантическая цивилизация во второй половине XX - начале XXI вв. (8 часов). |
||||||||
71 |
25.01.2017 |
|
Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. |
1 |
Становление смешанной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика. Методы проведения социальной политики. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
72 |
25.01.2017 |
|
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960 – 1970-х гг. |
1 |
Кризис «общества благосостояния». |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
73 |
27.01.2017 |
|
Неоконсервативная революция 1980-х гг. |
1 |
Неоконсерватизм. Неоконсервативная модернизация. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
74 |
27.01.2017 |
|
Модели ускоренной модернизации в XX в. |
1 |
Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
75 |
01.02.2017 |
|
Страны Запада на рубеже XX – XXI вв. |
1 |
Этапы развития социал-демократии. Массовые движения. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
76 |
01.02.2017 |
|
Интеграция в Европе и Северной Америке. |
1 |
Интеграция в Западной Европе. Достижения и противоречия европейской интеграции. Интеграционные процессы в Северной Америке. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
77 |
03.02.2017 |
|
Обобщающий урок по теме «Евроатлантическая цивилизация во второй половине XX - начале XXI вв.». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Индив.-групп. |
|
78 |
03.02.2017 |
|
Проверочная работа по теме «Евроатлантическая цивилизация во второй половине XX - начале XXI вв.». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Тест |
|
Тема 12. Крах коммунистического режима (6 часов). |
||||||||
79 |
08.02.2017 |
|
Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 80-х годах. |
1 |
Курс на «ускорение». «Перестройка» и «гласность». Демократизация общественной жизни. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
80 |
08.02.2017 |
|
Формирование многопартийности. |
1 |
Распад системы централизованного управления. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
81 |
10.02.2017 |
|
Усиление центробежных тенденций в межнациональных отношениях. |
1 |
Принятие Декларации о государственном суверенитете России 12 июня 1990 года. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
82 |
10.02.2017 |
|
СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. |
1 |
Установление военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. «Новое политическое мышление». Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников, распад мировой социалистической системы. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
83 |
15.02.2017 |
|
Роль советской науки в развертывании научно-технической революции. |
1 |
Достижения и противоречия в развитии советской культуры и образования во второй половине XX века. Нарастание кризиса коммунистической идеологии и политики. Утрата руководящей роли КПСС в духовной жизни советского общества. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
84 |
15.02.2017 |
|
Обобщающий урок по теме «Крах коммунистического режима». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Индив.-групп. |
|
Тема 13. Страны Восточной Европы и государства СНГ (6 часов). |
||||||||
85 |
17.02.2017 |
|
Формирование и развитие мировой системы социализма, модели социалистического строительства. |
1 |
Формирование и развитие мировой системы социализма, модели социалистического строительства. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
86 |
17.02.2017 |
|
Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. |
1 |
Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
87 |
22.02.2017 |
|
Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. |
1 |
Массовое сознание и культура тоталитарного общества. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
88 |
22.02.2017 |
|
Восточная Европа во второй половине XX века. |
1 |
Восточная Европа в орбите влияния СССР. Первые симптомы кризиса в Восточной Европе. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
89 |
01.03.2017 |
|
Демократические революции в Восточной Европе. |
1 |
Углубление кризиса в восточноевропейских странах. Перестройка в СССР и перемены в Восточной Европе. Кризис в Югославии. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
90 |
01.03.2017 |
|
Государства СНГ в мировом сообществе. |
1 |
Развитие СНГ. Вооруженные конфликты в СНГ. Украинский кризис. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
Тема 14. Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации (10 часов). |
||||||||
91 |
03.03.2017 |
|
Освобождение от колониализма и выбор пути развития. |
1 |
Падение колониальных империй. Проблема выбора пути развития. Конфликты в странах Юга. Итоги первых преобразований. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
92 |
03.03.2017 |
|
«Новые индустриальные страны» как модель ускоренной модернизации. |
1 |
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
93 |
10.03.2017 |
|
Идеология национального освобождения. |
1 |
Национально-освободительные движения. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
94 |
10.03.2017 |
|
Региональные особенности социально-экономического развития стран Азии и Африки. |
1 |
Региональные особенности социально-экономического развития стран Азии и Африки. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
95 |
15.03.2017 |
|
Китай и китайская модель развития. |
1 |
СССР и Китай: от союза к противостоянию. Внутренняя и внешняя политика КНР в 1950 – 1970-х гг. Китай на пути реформ. Внешняя политика Китая. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
96 |
15.03.2017 |
|
Япония и новые индустриальные страны. |
1 |
Истоки японского «экономического чуда». Новые индустриальные страны (НИС). |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
97 |
17.03.2017 |
|
Развивающиеся страны Азии и Африки. |
1 |
Послевоенное развитие Индии. Исламский мир. Страны Центральной и Южной Африки. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
98 |
17.03.2017 |
|
Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI вв. |
1 |
Диктаторские режимы: опыт модернизации. Перонизм и демократия в Латинской Америке. Латиноамериканские страны на современном этапе развития. Интеграционные процессы в Латинской Америке. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
99 |
22.03.2017 |
|
Обобщающий урок по теме «Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Индив.-групп. |
|
100 |
22.03.2017 |
|
Проверочная работа по теме «Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Тест |
|
Тема 15. Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX – середины XX вв. (4 часа). |
||||||||
101 |
24.03.2017 |
|
Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические, демографические причины и последствия. |
1 |
Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические, демографические причины и последствия. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
102 |
24.03.2017 |
|
Складывание мирового сообщества и основ международно-правовой системы. Лига наций и ООН. |
1 |
Складывание мирового сообщества и основ международно-правовой системы. Лига наций и ООН. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
103 |
05.04.2017 |
|
Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира». |
1 |
Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира». |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
104 |
05.04.2017 |
|
Развертывание интеграционных процессов в Европе. Европейский союз. |
1 |
Развертывание интеграционных процессов в Европе. Европейский союз. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
Тема 16. Человечество на этапе перехода к информационному обществу (12 часов). |
||||||||
105 |
07.04.2017 |
|
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. |
1 |
Информационная революция и информационное общество. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
106 |
07.04.2017 |
|
Формирование инновационной модели общественного развития. |
1 |
Собственность, труд и творчество в информационном обществе. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
107 |
12.04.2017 |
|
Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. |
1 |
Распад мировой социалистической системы и пути постсоциалистического развития. Проблема «мирового Юга». Противоречия индустриализации в постиндустриальную эпоху. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
108 |
12.04.2017 |
|
Глобализация общественного развития на рубеже XX – XXI вв. |
1 |
Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский союз. Становление новой структуры миропорядка. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
109 |
14.04.2017 |
|
Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский союз. |
1 |
Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский союз. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
110 |
14.04.2017 |
|
Становление новой структуры миропорядка. |
1 |
Становление новой структуры миропорядка. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
111 |
19.04.2017 |
|
Локальные конфликты и проблема национального суверенитета в глобализованном мире. |
1 |
Локальные конфликты и проблема национального суверенитета в глобализованном мире. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
112 |
19.04.2017 |
|
Дискуссия о кризисе политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX – XXI вв. |
1 |
«Неоконсервативная революция». Современные либеральная и социал-демократическая идеологии. Попытка формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
113 |
21.04.2017 |
|
Религия и церковь в современной общественной жизни. |
1 |
Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI века. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
114 |
21.04.2017 |
|
Особенности духовной жизни современного общества. |
1 |
Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
115 |
26.04.2017 |
|
Основные закономерности истории человечества в историко-культурологических (цивилизационных) концепциях, теории модернизации, теории макроэкономических циклов ("длинных волн»), формационной теории. |
1 |
Основные закономерности истории человечества в историко-культурологических (цивилизационных) концепциях, теории модернизации, теории макроэкономических циклов ("длинных волн»), формационной теории. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
116 |
26.04.2017 |
|
Обобщающий урок по теме «Человечество на этапе перехода к информационному обществу». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Индив.-групп. |
|
Тема 17. Российская Федерация (1991 – 2003 годы) (10 часов). |
||||||||
117 |
28.04.2017 |
|
Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». |
1 |
Августовские события 1991 года. «Парад суверенитетов». Беловежские соглашения 1991 года и распад СССР. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
118 |
28.04.2017 |
|
Политический кризис сентября – октября 1993 года. |
1 |
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года. Общественно-политическое развитие России во второй половине 90-х годов. Политические партии и движения Российской Федерации. Современные молодежные движения. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
119 |
03.05.2017 |
|
Межнациональные и межконфессиональные проблемы в современной России. |
1 |
Чеченский конфликт. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
120 |
03.05.2017 |
|
Переход к рыночной экономике. |
1 |
«Шоковая терапия» и ее социальные последствия. Трудности и противоречия экономического развития 90-х годов. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
121 |
05.05.2017 |
|
Современная российская культура. |
1 |
Поиск мировоззренческих ориентиров. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Россия в условиях становления информационного общества. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
122 |
05.05.2017 |
|
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. |
1 |
Россия в интеграционных процессах. Россия и вызовы глобализации. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
123 |
10.05.2017 |
|
Президентские выборы 2000 года. |
1 |
Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное место России в мировом сообществе. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
124 |
10.05.2017 |
|
Модернизация исторических взглядов. |
1 |
Интерпретация или фальсификация исторических фактов и событий. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России – угроза национальной безопасности страны. Методологические подходы по противодействию попыткам фальсификации ключевых событий отечественной истории. |
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности |
Индив.; работа по карточкам |
|
125 |
12.05.2017 |
|
Обобщающий урок по теме «Российская Федерация (1991 – 2003 годы)». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Индив.-групп. |
|
126 |
12.05.2017 |
|
Проверочная работа по теме «Российская Федерация (1991 – 2003 годы)». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Урок контроля, коррекции и оценки знаний |
Тест |
|
Тема 18. Итоговые повторения (8 часов). |
||||||||
127 |
|
|
Повторение по разделу «Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI вв.». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Повторительно-обобщающий урок |
Индив.-групп. |
|
128 |
|
|
Итоговая контрольная работа по разделу «Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI вв.». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Контрольная работа |
Тест |
|
129 |
|
|
Повторение по разделу «Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI вв.». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Повторительно-обобщающий урок |
Индив.-групп. |
|
130 |
|
|
Повторение по разделу «История России. XX – начало XXI вв.». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Повторительно-обобщающий урок |
Индив.-групп. |
|
131 |
|
|
Повторение по разделу «История России. XX – начало XXI вв.». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Повторительно-обобщающий урок |
Индив.-групп. |
|
132 |
|
|
Итоговая контрольная работа по разделу «История России. XX – начало XXI вв.». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Контрольная работа |
Тест |
|
133 |
|
|
Повторение по разделу «История России. XX – начало XXI вв.». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Повторительно-обобщающий урок |
Индив.-групп. |
|
134 |
|
|
Повторение по разделу «История России. XX – начало XXI вв.». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Повторительно-обобщающий урок |
Индив.-групп. |
|
135 |
|
|
Повторение по разделу «История России. XX – начало XXI вв.». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Повторительно-обобщающий урок |
Индив.-групп. |
|
136 |
|
|
Повторение по разделу «История России. XX – начало XXI вв.». |
1 |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Повторительно-обобщающий урок |
Индив.-групп. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.