Рабочая программа по истории 6 класс.

  • docx
  • 20.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6 класс дороботка .docx

                            Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Центр образования №62»

г. Старая Купавна

Богородский городской округ Московская область

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                           «Утверждаю»                                                                                                      

                                                                                                                              Директор

                                                                                                      _________  Л.А.Игнатьева                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                  Пр. №5/3 от 13.09.2021 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

по истории

6 «А»»Б»»В» классы

на 2021-2022 учебный год

Базовый уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Составитель: учитель первой

                                                                                                       квалификационной категории,

Ткаченко Александр Сергеевич

 

 

 

 

 

2021г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена  на основании  основной образовательной программы  среднего общего образования , авторской программы Агибалова Е. В. , А. В. Торкунова  с учетом годового календарного графика на 2021-2022 учебный год.

 

 

Цели и задачи изучения предмета на 2021-2022 учебный год.

 

Цели:

1.    Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

2.    Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи:

1.    Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

2.    Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

3.    Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

4.    Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). 

 

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета в учебном плане центра отводится  2 часа  в неделю, учебных недель в году 34 (в 6  классе 34 недели), поэтому рабочая программа рассчитана на 68 часов  в год.

Планируемые результаты освоения предмета.

      Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Предметные результаты изучения истории включают:

Обучающиеся  к концу 6 класса научится: 

• применять основные хронологические понятия, термины (век, его четверть, треть);

• устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;

• определять и использовать исторические понятия и термины;

• использовать сведения из исторической карты как источника информации;

• использовать сведения об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни народов России, исторические события и процессы;

• использовать знания о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

Обучающиеся получит возможность научиться:

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, выявлять общие черты и особенности (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимать взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

 • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• искать информацию в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализировать информацию о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнивать (под руководством учителя) свидетельства различных исторических источников, выявлять в них общие черты и особенности;

• использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономические и социальные отношения и политический строй на Руси и в других государствах; б) ценности, господствовавшие в средневековом обществе, религиозные воззрения, представления средневекового человека о мире;

• понимать историческую обусловленность и мотивацию поступков людей эпохи Средневековья, оценивать результаты жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставлять (с помощью учителя) различные версии и оценки исторических событий и личностей;

• определять и аргументировать собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представлять её результаты как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; искать и презентовать материалы истории своего края, страны, применять краеведческие знания при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширять опыт применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составлять с привлечением дополнительной литературы описание памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждать об их художественных достоинствах и значении; понимать культурное многообразие народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России

 

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

Регулятивные УУД

1.    Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

·      анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

·      идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

·      выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

·      ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

·      формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

·      обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.    Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

·      определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

·      обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

·      определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

·      выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

·      выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

·      составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

·      определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

3.    Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

·      определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

·      систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

·      отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

·      оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

·      находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

·      работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

·      устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

·      сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.    Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

·      определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

·      анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

·      свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

·      оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

·      обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

·      фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.    Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

·      наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

·      соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

·      принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

·      самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

·      ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

·      демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1.    Умение объяснять явления и процессы социальной действи­тельности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.

2.    Способности анализировать реальные социальные ситуа­ции, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ро­лей, свойственных подросткам.

3.    Умение выполнять познавательные и практические зада­ния, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1)       использование элементов причинно-следственного ана­лиза;

2)      исследование несложных реальных связей и зависимо­стей;

3)       определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопостав­ления, оценки объектов;

4)       поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5)       перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6)      подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7)       оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и право­вых норм, экологических требований;

8)      определение собственного отношения к явлениям со­временной жизни, формулирование своей точки зрения.

4.    Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

·           определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

·           осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

·           формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

·           соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

 

Коммуникативные УУД

1.    Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-     определять возможные роли в совместной деятельности;

-     играть определенную роль в совместной деятельности;

-     принимать позицию собеседника,

-     определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-     строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-     корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения,

-     критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-     предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-     выделять общую точку зрения в дискуссии;

-     договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-     организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

2.        Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

· определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

· представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

· соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

· высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

· принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

· использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

· делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.    Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

·      целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

·      выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

·      под руководством учителя использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

·      использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

·      под руководством учителя создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

·      способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

·      овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

·      способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

·      готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений; • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Содержание учебного  курса .

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.)

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.

Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.

Евразийские степи и лесостепь.

Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. Э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане.

Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов.

Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. Н. Э.

Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Образование государства Русь 

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.

Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.

Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.

Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой.

Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X — начале XII в.

Место и роль Руси в Европе.

Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.

Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.

Православная церковь и её роль в жизни общества.

Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.

Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.

Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Русь в середине ХII — начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе.

Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель.

Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII — XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.

Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.

Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей.

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская.

Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский.Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства.

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.

Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.

Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве.

Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.

Характер экономического развития русских земель.

Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутри церковная борьба. Ереси.

Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.

Повседневная жизнь и быт населения.

                                                          Всеобщая история.   

История Средних веков.

Введение. Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

Раннее Средневековье

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в ХП—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в ХП—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.

Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Историческое и культурное наследие Средневековья.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Всеобщая история

Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья

1

Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) 

5

Византийская империя и славяне в VIXI вв.

 

Арабы в VI XI  веках.

2

 

Феодалы и крестьяне

2

 

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

2

Образование централизованных государств  в Западной Европе в XI-XV вв

6

 

Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

2

Культура Западной Европы в Средние века

 

2

Страны Азии, Америки и Африки  в Средние века

2

Итоговое повторение и обобщение по курсу истории средних веков.

2

Итого

30

История России

Введение. Наша Родина – Россия

1

Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

Глава 2. Русь в IX – первой половине XII в.

11

Глава 3. Русь в середине XII – начале XIII в.

5

Глава 4. Русские земли в середине XIIIXIV в.

9

Глава 5. Формирование единого Русского государтсва

7

 

Итого

                           38

 

 

 

Освоение основной образовательной программы детьми с ОВЗ

Обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения и/или профессиональной деятельности школьников с ОВЗ.

Обучающиеся с ОВЗ достигают предметных результатов освоения основной образовательной программы в зависимости от их индивидуальных способностей, вида и выраженности особых образовательных потребностей, а также успешности проведенной коррекционной работы.

Ключевые воспитательные задачи  из модуля  «Школьный урок»

          Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

ü установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

ü побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

ü привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

ü использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

ü применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;  дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; 

ü включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  

ü организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

ü инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям.

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО «ИСТОРИ РОССИИ. ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ»

 6 класс (68 часов, 2 часа в неделю – 6 А,Б,В)

ü   

п /п

Тема урока

 

Плановые сроки прохождения

 

Скорректированные сроки прохождения

6 «А»

6«Б»

6«В»

6 «А»

6 «Б»

6 «В»

1 триместр

 

1.

Введение. Понятие «Средние века». Хронологи-ческие рамки Средневековья

 

1.09.2021 –

03.09.2021

 

 

 

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв) 

 

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.

1.09.2021 –

03.09.2021

 

 

 

3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

06.09.2021 -

10.09.2021

 

 

 

 

4

Возникновение и распад импе-рии Карла Великого.

 

06.09.2021 -

10.09.2021

 

 

 

 

5

Феодальная раздроблен-ность Западной Евро­пы в IX-XI вв.

13.09.2021–

17.09.2021

 

 

 

6

Англия в раннее Средневековье

13.09.2021–

17.09.2021

 

 

 

Тема 2. Византийская империя и славяне в VIXI вв.

 

7

Византийская империя при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

20.09.2021–

24.09.2021

 

 

 

 

8

Образование славянских государств.

27.09.2021–

01.10.2021

 

 

 

Тема 3. Арабы в VI - XI  веках.

 

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

27.09.2021–

01.10.2021

 

 

 

11.10.2021 – 14.11.2021

10

Культура стран халифата.

27.09.2021–

01.10.2021

 

 

 

Тема 4. Феодалы и крестьяне.

 

11

В рыцарском замке.

11.10.2021–

15.10.2021

 

 

 

12

Средневековая деревня и ее обитатели.

11.10.2021–

15.10.2021

 

 

 

Тема  5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

 

13

Средневековый город. Торговля в Средние века.

18.10.2021–

22.10.2021

 

 

 

14

Горожане и их образ жизни.

18.10.2021–

22.10.2021

 

 

 

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.  

 

15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

25.10.2021–

29.10.2021

 

 

 

16

Крестовые походы.

25.10.2021–

29.10.2021

 

 

 

Тема 7.  Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв.

 

17

Как происходило объединение Франции.

01.11.2021–

05.11.2021

 

 

 

18

Что англичане считают началом своих свобод.

01.11.2021–

05.11.2021

 

 

 

19

Столетняя война.

08.11.2021–

12.11.2021

 

 

 

20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

08.11.2021–

12.11.2021

 

 

 

2 триместр

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

22.11.2021–

26.11.2021

 

 

 

22

Германия и Италия в 12-15 веках. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов

22.11.2021–

26.11.2021

 

 

 

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

 

23

Гуситское движение в Чехии

29.11.2021–

03.12.2021

 

 

 

24

Завоевание турками - османами Балканского по­луострова

29.11.2021–

03.12.2021

 

 

 

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

 

25

Образование и философия, литература, искусство

06.12.2021–

10.12.2021

 

 

 

26

Культура Ран­него Возрож­дения. Науч­ные открытия и изобретения

 

06.12.2021–

10.12.2021

 

 

 

Тема 10. Страны Азии, Америки и Африки в Средние века

 

27

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.

13.12.2021–

17.12.2021

 

 

 

28

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки в средние века.

13.12.2021–

17.12.2021

 

 

 

29

Итоговая контрольная работа по курсу истории средних веков.

20.12.2021–

24.12.2021

 

 

 

30

Итоговое повторение и обобщение по курсу истории средних веков.

20.12.2021–

24.12.2021

 

 

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

31

Введение. Наша Родина - Россия

27.12.2020–

30.12.2020

 

 

 

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

 

32

Древние люди и их стоянки на территории современной России

27.12.2020–

30.12.2020

 

 

 

01.2022 – 20.02.2022

33

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

10.01.2022–

14.01.2022

 

 

 

34

Образование первых государств

 

10.01.2022–

14.01.2022

 

 

 

35

Восточные славяне и их соседи

17.01.2022–

21.01.2022

 

 

 

36

Повторительно-обобщающий урок по теме I « Народы и государства на территории нашей страны в древности»

17.01.2022–

21.01.2022

 

 

 

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.

 

37

Первые известия о Руси

24.01.2022–

28.01.2022

 

 

 

38

Становление Древнерусского государства

24.01.2022–

28.01.2022

 

 

 

39

Становление  Древнерусского государства

31.01.2022–

04.02.2022

 

 

 

40

Правление князя Владимира. Крещение Руси

31.01.2022–

04.02.2022

 

 

 

41

Русское государство при Ярославе Мудром

07.02.2022–

11.02.2022

 

 

 

42

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

07.02.2022–

11.02.2022

 

 

 

43

Общественный строй и церковная организация на Руси

14.02.2022–

18.02.2022

 

 

 

44

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

14.02.2022–

18.02.2022

 

 

 

3 триместр.

45

Повседневная жизнь населения

28.02.2022–

04.03.2022

 

 

 

46

Место и роль Руси в Европе.

28.02.2022–

04.03.2022

 

 

 

47

Повторительно-обобщающий

урок по теме II «Русь в IX — первой половине XII в.»

 

07.03.2022–

11.03.2022

 

 

 

Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в.

 

48

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

07.03.2022–

11.03.2022

 

 

 

49

Владимиро-Суздальское княжество

14.03.2022–

18.03.2022

 

 

 

50

Новгородская республика

14.03.2022–

18.03.2022

 

 

 

51

 Южные и юго-западные русские княжества

21.03.2022–

25.03.2022

 

 

 

52

Повторительно-обобщающий урок по теме III « Русь в середине ХII — начале XIII в.»

21.03.2022–

25.03.2022

 

 

 

Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в.

 

53

Монгольская империя и изменение политической картины мира

28.03.2022–

01.04.2022

 

 

 

54

Батыево нашествие на Русь

28.03.2022–

01.04.2022

 

 

 

11.04.2022 – 29.05.2022

55

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

11.04.2022–

15.04.2022

 

 

 

56

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

11.04.2022–

15.04.2022

 

 

 

57

Литовское государство и Русь

18.04.2022–

22.04.2022

 

 

 

58

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

18.04.2022–

22.04.2022

 

 

 

59

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

25.04.2022–

29.04.2022

 

 

 

60

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

25.04.2022–

29.04.2022

 

 

 

61

Тульский край в истории

и культуре Руси

 

02.05.2022–

06.05.2022

 

 

 

Тема V. Формирование единого Русского государства.

62

Русские земли на политической карте Европы и мира в на-

чале XV в.

02.05.2022- 06. 05. 2022

 

 

 

63

Московское княжество в первой половине XV в.

09.05.2022- 13. 05. 2022

 

 

 

64

Распад Золотой Орды и его последствия

09.05.2022- 13. 05. 2022

 

 

 

65

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

16.05.2022- 20. 05. 2022

 

 

 

66

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

16.05.2022- 20. 05. 2022

 

 

 

67

Формирование культурного пространства единого Российского государства

23.05.2022- 29. 05. 2022

 

 

 

68

Итоговое повторение

23.05.2022- 29. 05. 2022

 

 

 

Итого за год: 68 часов

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 

  1. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В. Торкунова. История России. 6 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2019 г
  2. Троицкий, Н. А. Лекции по русской истории XVIII века / Н. А. Троицкий. - Саратов: Слово, 2019;
  3. История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 2019;
  4. Короткова, М. В. История России XVIII в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. -М.: Дрофа, 2020;
  5. Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 6 класса/ В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 2020;
  6. Шамрай Ю.В., Ткачук И.И.  История России. XVIII век 8 класс тесты для текущего контроля и промежуточной аттестации, - Ростов -на-Дону, ЛЕГИОН, 2019г.
  7. Фадеева Д.А., Тороп Контрольные работы по истории. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 2019 год.

 

1.      Печатные пособия.

Исторические карты:

1.      Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.

2.      Великое переселение народов.

3.      Франкское государство в V - начале IX в.

4.      Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

5.      Арабы в VII-XI вв.

6.      Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIV вв.).

7.      Западная Европа в XI - начале XIII в. Крестовые походы.

8.      Англия и Франция в XI - начале XIV в.

9.      Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.

10.  Европа в XIV-XV вв.

11.  Англия и Франция во второй половине XV в.

12.  Чехия в XIII-XV вв.

13.  Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей.

14.  Индия и Китай в Средние века.

15.  Географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII в.

 

Демонстрационные таблицы:

1.      Крестовые походы 1096-1270 гг.

2.      Сословно-представительные органы в Европе в Средние века.

3.      Крестьянская община.

4.      Средневековый замок.

5.      Городское самоуправление в XII-XV

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

  1. Аудиоколонки
  2. Видеопроектор. 
  3. Интерактивная доска.
  4. Персональный компьютер.
  5. Принтер.
  6. Экран.

 

 

 

        ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

                                                       Основные Интернет-ресурсы

  1. http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
  2. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  3. федеральный портал «Российское образование»
  4. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
  5. wwwgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  6. федеральный совет по учебникам МОиН РФ
  7. http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
  8. http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
  9. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  10. http://www.apkpro.ru – Академия повышения  квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
  11. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
  12. http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
  13. http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
  14. http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
  15. http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
  16. http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
  17. http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
  18. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
  19. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

            Дополнительные Интернет-ресурсы

  1. hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
  2. http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.
  3. http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
  4. электронный журнал «Мир истории»
  5. http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
  6. http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
  7. http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
  8. http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
  9. историческая библиотека
  10. http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
  11. Всероссийский Центр изучения общественного мнения
  12. http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.htmlбиблиотека думающего о России
  13. www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
  14. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

 

 

Лист корректировки

Календарно – тематического планирования

Предмет ________________________

Класс __________________________

Учитель ________________________

20____- 20____ учебный год

№ урока

тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

 

 

 

 

Карантин

 

Или

 

Выходной день

 

или

 

Больничный лист

Уплотнение программы

 

или

 

Тема вынесена на самостоятельное обучение с последующим контролем

 

или

 

Объединением тем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО

учителей истории

от  ______________. №1

Предс. ШМО____(Чистякова Е.С.)

 

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

_____ (Ситушкина Р.Е.)

___________________.

 


 

Скачано с www.znanio.ru