рабочая программа по истории 8 класс 8 вид

  • doc
  • 16.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по истории 8 класс 8 вид.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РУДНИК-АБАГАЙТУЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

 

 

Директор МОУ ООШ №5

                                                                            __________ Кремнева Т.С.

                                                                                                           РОСПИСЬ

Дата: «     »_______2019 г.                                     

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ РОССИИ 

8 КЛАСС (коррекция)

                                                        

 

 

 

 

 

 

Составил: учитель истории

Калинова Е.В.

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рудник -Абагайтуй   2019-2020 уч. г

 

Пояснительная записка

     Статус документа

     Рабочая программа по истории России для 8 классов отвечает требованиям  федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, составлена на основе примерной программы  основного общего образования  к учебнику  Данилов А. А Косулина, Л.Г. История России XIX век. 8 класс. М.: Просвещение, 2013.

 

     Структура документа

 

     Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка,  включая цели и задачи, основное содержание с распределением учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование учебного материала, учебно- методическое обеспечение программы.

 

     В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XIX века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XIX века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.  

     Задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и  хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками  исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными,    религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном  взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

 

     Общая характеристика предмета

 

      Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям,  интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох,  складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

     При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира XIX века в 8 классе.  Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. 

       Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XIX века.  

 

     Место предмета в учебном плане МОУ ООШ5

     В соответствии с учебным планом МОУ ООШ №5 на изучение истории России в 8 классе выделяется 2 час в неделю. Программа рассчитана на 68 часов в год при изучении на базовом уровне.     Срок реализации программы -  1 год.                                                                                   

 

               

Содержание программы

 

Часть 1. Россия в первой четверти XIXв.

 

     Введение. Россия в первой половине XIX века Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

     Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике

    Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

    Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

     Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

    Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава

     Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I

.

     Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.

     Власть и общественные движения . Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева.

    Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов.

Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

     Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

     Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Война 1828 — 1829 гг.

     Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг..Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия.

     Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общест­венного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движе­ние. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «об­щинного социализма» А. И. Герцена.

     Крымская война 1853-1856гг. Обострение Восточного во­проса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

     Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Бел­линсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневос­точные экспедиции. Русское ге­ографическое общество.

Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, ро­мантизм, реализм). Национальные корни отечест­венной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писате­ли и их произведения. Театр. Становление на­циональной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.

Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.

Часть 2. Россия во второй половине XIX в.

     Начало царствования Александра II. Лич­ность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепост­ного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: пла­ны и проекты переустройства России.

     Крестьянская реформа 1861 гПодготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской ре­формы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

     Либеральные реформы 1860—1870-х ггЗемская и городская ре­формы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба кон­сервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.

     Социально-экономическое развитие после отмены крепостного праваПерестройка сельскохозяйственного и про­мышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленно­го переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: форми­рование буржуазии, рост пролетариата.

     Общественное движение: либералы и консерваторыОсобенности российского либера­лизма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Раз­ногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.

     Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народни­чества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.

     Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Неча­ев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Пер­вые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная во­ля». Террор. Убийство Александра П.

     Внешняя политика Александра IIОсновные направления внеш­ней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

     Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в осво­бождении балканских народов от османского ига.

    Внутренняя политика Александра IIIЛичность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки реше­ния крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвеще­ния и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

     Экономическое развитие в годы правления Александра IIIОбщая ха­рактеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое деся­тилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

     Положение основных слоев обществаСоциаль­ная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса рас­слоения крестьянства. Изменения в образе жизни поре­форменного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринима­тельство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночин­ная интеллигенция. Казачество.

     Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в. Кризис революцион­ного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.

     Внешняя политика Александра IIIПриоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление рос­сийского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сбли­жение России и Франции. Азиатская политика России.

     Просвещение и наука. Развитие образования: достижения и проблемы. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.

     Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение дея­тельности передвижников. Скульптура.

     Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опе­ра. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального обра­зования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение.

     Быт: новые черты в жизни города и деревниРост населе­ния. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и го­родского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

По завершению данного курса учащиеся должны  знать:

  • даты и ключевые события истории России XIX в. (годы царствования императоров, «великих реформ», политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г., 1813 -1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.);
  • характерные, существенные черты социально-экономического развития и политического строя России в  XIX в.;
  • положение разных слоев населения;
  • внутреннюю и внешнюю политику самодержавия; идеологии и практики общественных движений XIX в. (консервативных, либеральных, радикальных);
  • место, обстоятельства, участников событий 1812 г., 1825 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.;
  • крупнейших государственных и общественных деятелей России XIX в.; выдающихся представителей и достижения российской культуры; полководцев и участников военных компаний;
  •  термины и понятия значительных  процессов и основных событий.

  Должны уметь:

  • соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории России XIX в.;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
  • показывать на исторической карте территории, вошедшие в состав России в XIX в., места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов (Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, капиталистические отношения, реформа, контрреформы, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция); выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России XIX в., достижениям отечественной культуры данного периода.      

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для  понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

 

                       Тематическое планирование по истории России XIX в.

 

Тема

Кол-во часов

 

Примечание

1

Россия в первой половине XIX в.

17

 

2

Россия во второй половине XIX в.

15

 

3

Итоговые уроки

 

2

 

 

Итого

 

34

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по истории России XIX в.  8 класс (коррекция) (68 ч.)

 

Наименование разделов и тем урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

8

 

 

Россия в первой половине XIX века

17 ч.

 

 

 

1

Введение.

1

 

 

 

2

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806гг

1

 

 

 

3

Внешняя политика в1801-1812 гг.

1

 

 

 

4

Реформаторская  деятельность М.М.Сперанского

1

 

 

 

5

Отечественная война 1812 г.

1

 

 

 

6

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика 1813-1825

1

 

 

 

7

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825гг

 

 

 

 

8

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г.

1

 

 

 

9

Общественное  движение при Александре I.

1

 

 

 

10

Династический кризис1825г. Выступление декабристов.

1

 

 

 

11

Внутренняя Николая I политика.

1

 

 

 

12

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX  в.

1

 

 

 

13

Внешняя политика Николая I в 1826-1849гг

1

 

 

 

14

Общественное движение в годы правления Николая I

1

 

 

 

15

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя

1

 

 

 

16

Образование и наука. Художественная культура. Быт и обычаи.

1

 

 

 

17

Русские первооткрыватели и путешественники

 

1

 

 

 

 

Россия во второй половине XIX века

15 ч.

 

 

 

18

 

Накануне отмены крепостного права. Крестьянскаяреформа1861г.

1

 

 

 

19

Либеральные реформы в 60-70-х гг.  XIX века

1

 

 

 

20

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

1

 

 

 

21

Общественное движение: либералы и консерваторы

1

 

 

 

22

Зарождение революционного народничества и его идеология

1

 

 

 

23

Революционное народничество 60-80-е гг. XIX в.

1

 

 

 

24

Внешняя политика Александра II

1

 

 

 

25

Русско-турецкая война 1877-1878г

1

 

 

 

26

Внутренняя политика Александра III

1

 

 

 

27

Экономическое развитие в годы правления Александра III

1

 

 

 

28

Положение основных слоев общества

1

 

 

 

29

Общественное движение в 80-90 гг.

1

 

 

 

30

Внешняя политика Александра III

1

 

 

 

31

Просвещение и наука.

Быт: новые черты в жизни города и деревни.

1

 

 

 

32

Литература и изобразительное искусство. Архитектура, музыка, театр и народное творчество.

1

 

 

 

 

 

33-34

Итоговые уроки  повторения и обобщения по курсу

2

 

 

 

 

Итого

34

 

 

 


 

 

Учебно-методическое обеспечение программы

 

1. Данилов А.А., Л.Г. Косулина. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2013 год.

2.   Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. 8 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение», 2013

3. Поурочные разработки по .истории России: к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России XIX век. 8 класс под ред. Е.В.Симоновой. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

 

 

Рассмотрено  на  заседании  кафедры

общественных дисциплин

протокол № _1

от  «   » августа 2017 г.

Руководитель  кафедры

___________/Ж.Т. Яшкова /

 

 

 

Согласовано                                                                     

Заместитель директора по УВР

_____________/Е.В. Сургай/

 

«   » августа 2017 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также