Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено |
Согласовано |
Утверждаю |
Руководитель ШМО ___________С.А. Попова Протокол заседания ШМО от 25.08.2021 г. №1 Учитель____Е.П.Холмова |
Зам. директора по УВР ____________Л.В. Глухова Курирующий замдиректора _____________Л.В.Глухова 27.08.2021 г. |
Директор ЛГ МАОУ «СОШ №4» ____________Т.А.Панферова
Приказ от 31.08.2021 г. №146у. |
на 2021-2022 учебный год
Количество часов: 68 (2ч. в неделю)
Рабочая программа составлена на основании программы курса «История России». 6—10 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2020. Всеобщая история. История Нового времени.А.Я.Юдовская, М. Ванюшкина. - М.: Просвещение,2020.
г. Лангепас, 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа 9 класса составлена на основе:
· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г
№ 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта
Цели и задачи:
1.Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
3.Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
4. Формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
5. Воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов
В результате изучения курса учащиеся 9 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни народов, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Учащиеся должны овладеть ключевыми умениями;
Владеть компетенциями:
1. Информационной.
2. Учебно-познавательной.
3. Коммуникативной.
4. Рефлексивной.
Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, заполнение таблиц , работа по алгоритму и памяткам.
Критерии оценивания различных видов работ.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика; «4» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения; «3» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная; «2» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения личностно – ориентированной технологии. Цели технологии:заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации,саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Ожидаемые результаты:
o Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
o Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
o Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
o Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
o Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный,проектный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Личностные результаты:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новейшее время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
• сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.
• иметь представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
• знать историю и географию края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
• иметь представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
• ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
• иметь представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
• определять основные течения общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
• устанавливать взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
• определять и использовать основные исторические понятия периода;
• установливать причинно-следственные связеи, объяснять исторические явления;
• установливать синхронистические связи истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
• составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;
• находить в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
• анализировать и давать историческую оценку действиям исторических личностей и принимаемых ими решений;
• сопоставлять (при помощи учителя) различные версии и оценки исторических событий и личностей;
• определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
• систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представлять её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Обучающийся получит возможность научиться:
• применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;
• проводить работу по поиску и оформлению материалов истории семьи, города, края в ХХ — начале XXI в.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану и расписанию ЛГМАОУ «СОШ№4» на 2021 – 2022 учебный год курс истории в 9 классе рассчитан на 68 часов (2 раза в неделю) На изучение Всеобщей истории отводится 28 часов, на изучение Истории России – 40 часов.
Учебно-методический комплекс:
• Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е. М., Просвещение, 2016
• Рабочая программа по Новой истории в 9 классе составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня Авторы: А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 5-11 классы – М. «Просвещение» 2013
• Новая история. 1800-1913 гг. учебник 9 класс/ Юдовская А.Я, Баранов П.А.- 11-е изд.-М.: Просвещение, 2019г.
• Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова . История России. 9 класс Учебник М.: Просвещение, 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Всеобщая история
(28 часов)
Часть I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Индустриальная революция: достижения и проблемы
Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВАК ОБЩЕСТВУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ . Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли, промышленный переворот), история России (особенности Развития общества в России в 19 в.)
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли, промышленный переворот, особенности жизни отдельных категорий населения).
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли, , особенности жизни отдельных категорий населения, новые проблемы и новые ценности).
Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли, промышленный переворот, потребности населения).
Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя. Джозеф Редьярд Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история ( особенности жизни отдельных категорий населения), история России (художественная культура 19 в.)
Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, КамильПиссарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси. Архитектура. Рождение кино.
Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.
Тема 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (Особенности развития Франции в 18 в.), история России (Отечественная война 1812г., заграничный поход русской армии).
Англия сложный путь к величию и процветанию. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли, промышленный переворот , особенности жизни отдельных категорий населения, внешняя политика-отношения Англии и Франции), история России (отношения между Англией и Францией)
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революция 1848 г. Вторая империя. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(падение империи Наполеона, особенности социально-экономического развития Франции в период правления Наполеона), история России (международные отношения с Россией)
Германия: на пути к единству Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(развитие торговли, промышленный переворот , особенности жизни отдельных категорий населения)
Борьба
за независимость и национальное объединение Италии. КамиллоКавур. Революционная
деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение
Италии.Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Третья республика во
Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской
империи.Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая истории ( особенности
жизни отдельных категорий населения, внешняя политика Англии и Франции).
Часть II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Тема 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв.ПУТЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ
Германская империя в конце 19-начале 20 в. Борьба за место под солнцем. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (особенности социально-экономического и политического развития , особенности жизни отдельных категорий населения, внешняя политика Германии в первой половине 19 в.), история России (внешнеполитические отношения между Россией и Германией накануне Первой мировой войны).
Великобритания конец Викторианской эпохи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
Внешняя политика. Колониальные захваты Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности социально-экономического и политического развития Англии в первой половине 19 в. , особенности жизни отдельных категорий населения. Внешняя политика Англии в первой половине 19 в.), история России (внешняя политика России второй половины 19 в.).
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (Франция вторая республика: внутренняя и внешняя политика), история России ( внешняя политика России второй половины 19 века)
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
Межпредметные
и внутрипредметные связи: всеобщая история(Особенности развития Италии в первой
половине 19 в.).Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных
культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов
Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое
устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции.
Внешняя политика.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(внешняя политика
Габсбургов, отношения с Германией и Россией в первой половине 19 в.), история
России (внешняя политика России во второй половине 19 в.)
Тема 4. ДВЕ АМЕРИКИ
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности социально-экономического и политического развития США в конце 18 века)
США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США. Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (итоги гражданской войны, развитие промышленности и сельского хозяйства первой половины 19в., внешняя политика США впервой половине 19 в.)
Латинская
Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба
народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых
государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский
плавильный котел».
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (особенности
социально-экономического развития стран Латинской Америки в 18 веке, Испания.
Англия в погоне за наживой) .
Страны Западной Европы и США в 19-начале 20 в. Повторительно-обобщающий урок.
Тема 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX в.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». БалгангадхарТилак.
Африка.
Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и
религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия
и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной
Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и
готтентотов.
(Работа в проблемных группах связанных с особенностями развития отдельных
стран Азии и Африки в 19 веке).
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (особенности развития стран Азии и Африки в 18 веке, влияние Англии, Франции, на развитие этих территорий)
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯВ КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (внешняя политика Англии, Франции, Германии во второй половине 19 века), история России (внешняя политика России во второй половине 19 века).
История России(40 часов)
Александровская эпоха: государственный либерализм
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.
Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.
Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIXв. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.
Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.
Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.
Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.
Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.
Николаевская эпоха: государственный консерватизм
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая Iи их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.
Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.
Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.
Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.
Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.
Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.Российская культура как часть европейской культуры.Динамика повседневной жизни сословий.
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его внутренней политики.
Отмена крепостного права, историческое значение реформы.
Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.
Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.
Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.
Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIXв. Завершение территориального роста Российской империи.
Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.
Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.
«Народное самодержавие» Александра III
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг.
Положение основных слоёв российского общества в конце XIXв. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.
Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.
Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине
XIX века
Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Россия в начале ХХ в.: кризис империи
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.
Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XXв. Урбанизация.
Политическая система Российской империи начала
XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.
Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение.
Особенности социальной структуры российского общества начала XXв. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.
Общественно-политические движения в начале XXв. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XXвв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.
Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.
Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.
Реформы П. А. Столыпина и их значение.Общественное и политическое развитие России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.
Серебряный век русской культуры
Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XXв. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа.Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.
При переходе на дистанционное обучение используется платформа – Zoom.
Информационно-творческие проекты.
1.Дискуссия «Александр I в оценках современников и историков».
2.Отечественная война 1812г.
3.Кавказкая война.
4.Золотой век русской культуры.
5.Отмена крепостного права в России: неизбежность или…..
6.Национальная и религиозная политика России в XIX в.: традиции и новации.
7.Дискуссия на тему «Россия в начале XX в.: выбор пути».
8.Реформы П.А.Столыпина: замысел и результаты.
Расписание учебного времени:
№ |
Распределение учебного времени |
Общее количеств часов |
В том числе |
|
Практические работы |
Контрольные работы |
|||
1. |
Всего часов по учебному плану |
68 |
5 |
5 |
2. |
Количество часов в неделю |
1 |
|
|
3. |
Запланировано на 1 четверть |
7 |
1 |
1 |
4. |
Запланировано на 2 четверть |
8 |
1 |
1 |
5 |
Запланировано на 3 четверть |
10 |
2 |
1 |
6. |
Запланировано на 4 четверть |
9 |
1 |
2 |
Содержание учебного предмета «Всеобщая история. История нового времени»
№ |
Тема |
К-во часов |
|
1. |
Введение |
1 |
|
2 |
Тема 1. Начало индустриальной эпохи |
7 |
|
3. |
Тема 2. Страны Европы и США в первой половине XIX века |
8 |
|
4 |
Тема 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX- начале XX века |
3 |
|
5 |
Тема 4. Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX в |
9 |
|
|
Итого: |
28 |
|
Содержание учебного предмета «История России»
№ |
Тема |
К-во часов |
|
1. |
Введение |
1 |
|
2 |
Тема 1. Россия в эпоху правления Александра I |
8 |
|
3. |
Тема 2. Правление Николая I |
7 |
|
4 |
Тема 3. Россия в правление Александра II |
7 |
|
5 |
Тема 4. Россия в правление Александра III.Социально-экономическое развитие страны в концеXIX- начале XX в |
10 |
|
6 |
Тема 5. Кризис империи в начале XX в |
8 |
|
|
Итого 40 |
||
|
|||
Календарно-тематическое планирование
Всеобщая история
(28 часов)
№
|
Класс А Б В |
Наименование разделов и тем
|
Формы организации учебных занятий |
Домашнее задание |
|
||
|
|||||||
по плану |
факт |
|
|
|
|
||
1 |
03.09 |
|
Введение. |
Изучение нового материала |
Введение стр.3 записи в тетради |
|
|
Глава 1.Начало индустриальной эпохи(7ч.) |
|||||||
2 |
08.09 |
|
Входная контрольная работа. Экономическое развитие |
Изучение нового материала |
П.1 |
|
|
3 |
10.09 |
|
Меняющееся общество.. |
Комбинированный |
П.2 |
|
|
4 |
15.09 |
|
Век демократизации. |
Комбинированный |
П.3 |
|
|
5 |
17.09 |
|
«Великая идеология». |
Лекция с проблемными вопросами |
П.4 |
|
|
6 |
22.09 |
|
Образование и наука. |
Индивидуальная. |
П.5 |
|
|
7 |
24.09 |
|
XIXвек в зеркале художественных исканий. |
Индивидуальная, заполнение таблицы. |
П.6 |
|
|
8 |
29.09 |
|
Повседневная жизнь и мировосприятие человекаXIXвека |
Индивидуальная, заполнение таблицы. |
П.7 |
|
|
Глава 2.Страны Европы и США в первой половине века(8ч.) |
|||||||
9 |
06.10 |
|
Консульство и Империя. |
Изучение нового материала |
П.8 |
|
|
10 |
08.10 |
|
Франция в первой половине XIX века: от Реставрации к Империи. |
Комбинированный |
П.9 |
|
|
11 |
13.10 |
|
Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы |
Комбинированный |
П.10 |
|
|
12 |
15.10 |
|
«От Альп до Сицилии»: объединение Италии. |
Комбинированный |
П.11 |
|
|
13 |
20.10 |
|
Германия в первой половине XIXвека |
Изучение нового материала |
П.12 |
|
|
14 |
22.10 |
|
Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX века. |
Комбинированный |
П.13 |
|
|
15 |
|
|
США до середины XIX в.: рабовладение, демократия и экономический рост |
Комбинированный |
Подготовка к контрольной работе. Повторить стр.3-116 |
|
|
16 |
|
|
Контрольная работа №1. |
Индивидуальный тест |
|
|
|
Глава 3.Азия, Африка и Латинская Америка в XIX- начале XX века(3ч) |
|||||||
17 |
|
|
Страны Азии в XIX-начале XX в. |
Изучение нового материала |
П.15 |
|
|
18 |
|
|
Африка в XIX- начале XXв. |
Изучение нового материала |
П.16 |
|
|
19 |
|
|
Латинская Америка: нелёгкий груз независимости |
Комбинированный |
П.17 |
|
|
Глава 4. |
|||||||
20. |
|
|
Великобритания до Первой мировой войны. |
Изучение нового материала |
П.18 |
|
|
21 |
|
|
Франция: Вторая империя и Третья республика |
Комбинированный |
П.19 |
|
|
22 |
|
|
Германия на пути к европейскому лидерству. |
Комбинированный |
П.20 |
|
|
23 |
|
|
Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. |
Дискуссия |
П.21 |
|
|
24 |
|
|
Италия: время реформ и колониальных захватов |
Изучение нового материала |
П.22 |
|
|
25 |
|
|
США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры». |
Изучение нового материала |
П.23 |
|
|
26 |
|
|
Международные отношения в XIX- начале XX в. |
Комбинированный |
Подготовка к/р. Повторить стр.134-215 |
|
|
27 |
|
|
Контрольная работа №2. |
Индивидуальный тест |
|
|
|
28 |
|
|
Творческие работы |
проекты |
|
|
|
История России 40ч. Тема№1.Россия в эпоху правления Александра I.(8ч.) |
|||||||
29 |
|
|
Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. |
Изучение нового материала |
П.1 |
|
|
30 |
|
|
Александр I:начало правления. Реформы М.М. Сперанского. |
Комбинированный |
П.2 |
|
|
31 |
|
|
Внешняя политика АлександраI в 1801-1812гг. |
Работа с контурной картой |
П.3 |
|
|
32 |
|
|
Отечественная война 1812 г. |
Работа сконтурной картой |
П.4 |
|
|
33 |
|
|
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825гг. |
Работа с контурной картой |
П.5 |
|
|
34 |
|
|
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I. |
Комбинированный |
П.6 |
|
|
35 |
|
|
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. |
Комбинированный |
П.7 |
|
|
36 |
|
|
Общественное движение при АлександреI.Выступлениедекабристов. |
Изучение нового материала |
П.8-9 |
|
|
Тема №2 Правление Николая I(7ч.) |
|||||||
37 |
|
|
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. |
Изучение нового материала |
П.10 |
|
|
38 |
|
|
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. |
Заполнение таблицы |
П.11 |
|
|
39 |
|
|
Общественное движение при Николае I. |
Заполнение таблицы |
П.12 |
|
|
40 |
|
|
Национальная и религиозная политика Николая I. |
Сообщения уч-ся |
Стр.80-86. |
|
|
41 |
|
|
Внешняя политика Николая I.Кавказская война 1817-1864 гг. Крымская война. |
Работа с контурной картой |
П.13-14 |
|
|
42 |
|
|
Культурное пространство России в первой половинеXIXв.: наука и образование |
Индивидуальное заполнение таблицы |
П.15 |
|
|
43 |
|
|
Культурное пространство России в первой половинеXIXв.: художественная культура народов России. |
Защита презентаций обуч-ся |
П.16 |
|
|
44 |
|
|
Контрольная работа №3 |
Индивидуальный тест
|
|
|
|
Тема №3 Россия в правление Александра II (7ч.) |
|||||||
45 |
|
|
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. |
Изучение нового материала |
П.17 |
|
|
46 |
|
|
Александр II:начало правления. Крестьянская реформа 1861г. |
Индивидуальное заполнение таблицы |
П.18 |
|
|
47 |
|
|
Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. |
Индивидуальное заполнение таблицы |
П.19 |
|
|
48 |
|
|
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.. |
урок-анализ |
П.20 |
|
|
49 |
|
|
Общественное движение при Александре II и политика правительства. |
Комбинированный |
П.21-22 |
|
|
50 |
|
|
Национальная и религиозная политика Александра II.Национальный вопрос в Европе и в России. |
Сообщения уч-ся |
П.23 |
|
|
51 |
|
|
Внешняя политика Александра II.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. |
работа с контурной картой |
П.24 |
|
|
Тема №4 Россия в правление Александра III.Социально-экономическое развитие страны в концеXIX- начале XX в.(10ч.) |
|||||||
52 |
|
|
Александр III:особенности внутренней политики. |
Изучение нового материала |
П.25 |
|
|
53 |
|
|
Перемены в экономике и социальном строе. |
Комбинированный |
П.26 |
|
|
54 |
|
|
Общественное движение в 180-х-первой половине 1890-х гг. |
Индивидуальное заполнение таблицы |
П.27 |
|
|
55 |
|
|
Национальная и религиозная политика Александра III. |
Комбинированный |
П.28 |
|
|
56 |
|
|
Внешняя политика Александра III. |
Заполнение контурной карты |
П.29 |
|
|
57 |
|
|
Культурное пространство империи во второй половине XIXв.: достижения российской науки и образования. |
Просмотр презентаций уч-ся |
П.30 |
|
|
58 |
|
|
Культурное пространство империи во второй половине XIXв.: русская литература |
Просмотр презентаций уч-ся |
П.31 |
|
|
59 |
|
|
Культурное пространство империи во второй половине XIXв.: художественная культура народов России |
Просмотр презентаций уч-ся |
П.32 |
|
|
60 |
|
|
Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Серебряный век российской культуры. |
проекты |
Подготовка к контрольной работе стр.112-54(второй учебник) |
|
|
61 |
|
|
Контрольная работа №4 |
Индивидуальный тест |
|
|
|
Тема №5 Кризис империи в начале XX в.(8ч.) |
|||||||
62 |
|
|
Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.: динамика и противоречия развития. |
Изучение нового материала |
П.33 |
|
|
63 |
|
|
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XXвв. |
Комбинированный |
Итоговая контрольная работа стр. |
|
|
64 |
|
|
Итоговая контрольная работа №5 |
Индивидуальный тест |
|
|
|
65 |
|
|
Николай II:начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904гг. |
Комбинированный |
П.35 |
|
|
66 |
|
|
Внешняя политика Николая II.Русско-японская война 1904-1905 гг. |
Заполнение контурной карты |
П.36 |
|
|
67 |
|
|
Первая российская революция и политические реформы 1905-1907гг |
Комбинированный |
П.37 |
|
|
68 |
|
|
Реформы П.А. Столыпина.Политическое развитие страны |
Индивидуальное заполнение таблицы |
П.38.39 |
|
Образовательные события
№ урока |
Тема |
Корректировка
|
Причины |
Обоснование (№ приказа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Корректировка программы:
№ урока |
Тема |
Корректировка
|
Причины |
Обоснование (№ приказа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.