МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования Городского округа Шатура
МБОУ "СОШ с. Кривандино"
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Копейкина Н.Ю.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Каримуллина О.В.
Протокол №1 |
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
(ID 4796116)
учебного
предмета
«Изобразительное искусство»
для 1 б класса начального
общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Уласевич Ирина
Юрьевна
учитель начальных классов
Г.о.Шатура 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1
класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований
к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета
«Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного
мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения
начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого
потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или
горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага
цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек,
тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях
урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов
действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах
декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире
(по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного
и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких
зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий,
соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие
индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и
активному участию в социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на
принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к
культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном
образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным
основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных
форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете,
конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и
предметов между собой; обобщать форму составной
конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в
изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в
пространственных и плоскостных объектах; выявлять
и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной
среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе
освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе
самостоятельного выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе
определённых учебных установок в процессе восприятия произведений
изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного
творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях
объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления
природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим
и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления
орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и,
соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам
в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными
учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы
Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и
детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и
схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему
и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных
презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам,
в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи)
на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети
Интернет.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения —
межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное
отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников
общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих
позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого,
художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с
позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной
учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои
способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы,
принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению,
договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к
своей задаче по достижению общего результата.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные
учителем; соблюдать последовательность учебных
действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы,
сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов
в самостоятельной
творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных
образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные
примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить
примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях
декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных
промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире
(по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности
и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с
позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе),
цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и
целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Модуль 1. Восприятие произведений искусства |
||||||||
1.1. |
Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений
детского |
0.5 |
0 |
0.5 |
07.09.2022 |
Наблюдать, рассматривать, |
Устный опрос; Практическая работа; |
Урок «Изображения всюду вокруг нас»https://youtu.be/NmtvYuVMXbI |
1.2. |
Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. |
0.5 |
0 |
0.5 |
|
Объяснять, какими |
Устный опрос; Практическая работа; |
Видео «Инструменты художника» (МЭШ) menuReferrer=catalogue |
1.3. |
Обсуждение содержания рисунка. |
1 |
0 |
1 |
14.09.2022 |
Рисовать, выполнить рисунок на простую, всем доступную тему, например «Весёлое солнышко», карандашами или мелками; |
Устный опрос; Практическая работа; |
Художественные материалы (интерактивное задание) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material/app/328575? menuReferrer=catalogue |
Итого по модулю 1 |
2 |
|
||||||
Модуль 2. Графика |
||||||||
2.1. |
Линейный рисунок. |
0.5 |
0 |
0.5 |
21.09.2022 |
Создавать линейный рисунок —упражнение на разный характер линий; |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4051/start/189928 |
2.2. |
Разные виды линий. |
0.5 |
0 |
0 |
|
Наблюдать и анализировать характер линий в природе; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.3. |
Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. |
0.5 |
0 |
0.5 |
28.09.2022 |
Создавать линейный рисунок —упражнение на разный характер линий; |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.4. |
Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. |
0.5 |
0 |
0.5 |
|
Осваивать навыки работы графическими материалами; |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.5. |
Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). |
0.5 |
0 |
0.5 |
05.10.2022 |
Выполнять с натуры рисунок листа дерева; |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.6. |
Последовательность рисунка. |
0.5 |
0 |
0 |
|
Осваивать последовательность выполнения рисунка; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.7. |
Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения.
От одного пятна —«тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», |
1 |
0 |
0 |
19.10.2022 |
Анализировать и сравнивать соотношение частей, |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.8. |
Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет
стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с
простым и весёлым |
1 |
0 |
1 |
26.10.2022 |
Наблюдать и анализировать Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым, озорным развитием сюжета; |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.9. |
Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение
зверушки или |
1 |
0 |
1 |
02.11.2022 |
Использовать графическое пятно как основу изобразительного |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.10. |
Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. |
1 |
0 |
0 |
09.11.2022 |
Приобрести новый опыт наблюдения окружающей реальности; |
Устный опрос; Самооценка с |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.11. |
Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. |
0.5 |
0 |
0.5 |
16.11.2022 |
Учиться работать на уроке с жидкой краской; |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.12. |
Рассмотрение и анализ средств выражения —пятна и линии — в
иллюстрациях |
0.5 |
0 |
0 |
|
Использовать графическое пятно как основу изобразительного |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
Итого по модулю 2 |
8 |
|
||||||
Модуль 3. Живопись |
||||||||
3.1. |
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. |
0.5 |
0 |
0.5 |
30.11.2022 |
Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока; |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://urok.1sept.ru/articles/657094 |
3.2. |
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. |
0.5 |
0 |
0.5 |
|
Знать три основных цвета; |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7878/conspect/308910/ |
3.3. |
Эмоциональная выразительность цвета. |
0.5 |
0 |
0 |
07.12.2022 |
Осознавать эмоциональное |
Устный опрос; |
https://uchitelya.com/izo/17274-prezentaciya-vyrazhaem-emocii-cherez-cvet-1-klass.html |
3.4. |
Цвет как выражение настроения, душевного состояния. |
0.5 |
0 |
0 |
|
Осознавать эмоциональное |
Устный опрос; |
http://www.myshared.ru/slide/889285/ |
3.5. |
Наш мир украшают цветы. Живописное |
1 |
0 |
1 |
14.12.2022 |
Экспериментировать, |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
3.6. |
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. |
1 |
0 |
1 |
21.12.2022 |
Выполнить изображения разных времён года; |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
3.7. |
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. |
1 |
0 |
1 |
28.12.2022 |
Осваивать свойства симметрии; |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://uchitelya.com/izo/166597-prezentaciya-po-izo-monotipiya-netradicionnaya-tehnika-risovaniya.html https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
Итого по модулю 3 |
5 |
|
||||||
Модуль 4. Скульптура |
||||||||
4.1. |
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. |
0.5 |
0 |
0.5 |
11.01.2023 |
Наблюдать, воспринимать |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
4.2. |
Лепка зверушек из цельной формы |
0.5 |
0 |
0.5 |
|
Лепить из целого куска |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
4.3. |
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания,
закручивания, |
1 |
0 |
1 |
18.01.2023 |
Осваивать навыки объёмной аппликации (например, |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
4.4. |
Лепка игрушки по мотивам одного из |
1 |
0 |
1 |
25.01.2023 |
Рассматривать и характеризовать глиняные игрушки известных |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
4.5. |
Объёмная аппликация из бумаги и картона. |
1 |
0 |
1 |
01.02.2023 |
Осваивать навыки объёмной аппликации (например, |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
Итого по модулю 4 |
4 |
|
||||||
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство |
||||||||
5.1. |
Узоры в природе. |
0.5 |
0 |
0 |
08.02.2023 |
Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий); |
Устный опрос; |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8552438? menuReferrer=catalogue |
5.2. |
Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. |
0.5 |
0 |
0 |
|
Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с
орнаментами в предметах |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.3. |
Представления о симметрии и наблюдение её в природе.
Последовательное ведение работы над изображением бабочки по |
1 |
0 |
1 |
15.02.2023 |
Приобретать опыт использования правил симметрии при |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.4. |
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты |
1 |
0 |
1 |
01.03.2023 |
Определять в предложенных |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.5. |
Декоративная композиция в круге или полосе. |
1 |
0 |
1 |
15.03.2023 |
Рассматривать орнаменты в (по выбору) в круге или в квадрате (без раппорта); |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.6. |
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных
народных |
1 |
0 |
1 |
22.03.2023 |
Выполнить рисунок игрушки |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.7. |
Оригами — создание игрушки для |
1 |
0 |
1 |
29.03.2023 |
Осваивать технику оригами, сложение несложных фигурок; |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.8. |
Форма и украшение бытовых предметов. |
0.5 |
0 |
0 |
12.04.2023 |
Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.9. |
Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. |
0.5 |
0 |
0.5 |
|
Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, подручными материалами; |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
Итого по модулю 5 |
7 |
|
||||||
Модуль 6. Архитектура |
||||||||
6.1. |
Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире
по |
0.5 |
0 |
0 |
19.04.2023 |
Рассматривать и сравнивать |
Устный опрос; |
https://www.youtube.com/watch?v=VEM6akFGxtE |
6.2. |
Освоение приёмов конструирования из |
0.5 |
0 |
0.5 |
|
Осваивать приёмы складывания объёмных простых |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10588791? menuReferrer=catalogue |
6.3. |
Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. |
1 |
0 |
1 |
26.04.2023 |
Макетировать в игровой форме пространство сказочного городка (или построить городок в виде объёмной аппликации); |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10396338? menuReferrer=catalogue |
Итого по модулю 6 |
2 |
|
||||||
Модуль 7. Восприятие произведений искусства |
||||||||
7.1. |
Восприятие произведений детского |
0.5 |
0 |
0 |
03.05.2023 |
Наблюдать, разглядывать, |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4213/start/169267/ |
7.2. |
Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и
предметной среды жизни человека в зависимости от |
0.5 |
0 |
0 |
|
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки учителя; |
Устный опрос; |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8859133? menuReferrer=catalogue |
7.3. |
Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. |
0.5 |
0 |
0 |
10.05.2023 |
Осваивать опыт восприятия |
Устный опрос; |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9740213? menuReferrer=catalogue |
7.4. |
Знакомство с живописной картиной. |
0.5 |
0 |
0 |
|
Приобретать опыт специально организованного общения со станковой картиной; |
Устный опрос; |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9745448? menuReferrer=catalogue |
7.5. |
Обсуждение произведений с ярко М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). |
0.5 |
0 |
0 |
17.05.2023 |
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной; |
Устный опрос; |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9745448? menuReferrer=catalogue |
7.6. |
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. |
0.5 |
0 |
0 |
|
Приобретать опыт зрительских умений, включающих |
Устный опрос; |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9731328? menuReferrer=catalogue |
7.7. |
Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального
содержания |
0.5 |
0 |
0 |
24.05.2023 |
Приобретать опыт |
Устный опрос; |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9726340? menuReferrer=catalogue menuReferrer=catalogue |
7.8. |
Произведения И. И. Левитана, |
0.5 |
0 |
0 |
|
Знать основные произведения изучаемых художников; |
Устный опрос; |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9655709? menuReferrer=catalogue menuReferrer=catalogue |
Итого по модулю 7 |
4 |
|
||||||
Модуль 8. Азбука цифровой графики |
||||||||
8.1. |
Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на
фотографиях ярких |
0.5 |
0 |
0.5 |
31.05.2023 |
Приобретать опыт |
Устный опрос; Практическая работа; |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9511342? menuReferrer=catalogue |
8.2. |
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. |
0.5 |
0 |
0 |
|
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания, его композиции; |
Устный опрос; |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5206385? menuReferrer=catalogue |
Итого по модулю 8 |
1 |
|
||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
33 |
0 |
22 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Восприятие детских Представление о различных художественных |
1 |
0 |
1 |
07.09.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
2. |
Обсуждение содержания рисунка. |
1 |
0 |
1 |
14.09.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
3. |
Линейный рисунок. Разные виды линий |
1 |
0 |
0.5 |
21.09.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
4. |
Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — |
1 |
0 |
1 |
28.09.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
5. |
Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы Последовательность рисунка. |
1 |
0 |
0.5 |
05.10.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
6. |
Первичные навыки |
1 |
0 |
0 |
19.10.2022 |
Устный опрос; |
7. |
Линейный тематический |
1 |
0 |
1 |
26.10.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
8. |
Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа |
1 |
0 |
0 |
02.11.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
9. |
Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. |
1 |
0 |
0 |
09.11.2022 |
Устный опрос; Самооценка с |
10. |
Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим
рабочим |
1 |
0 |
0.5 |
16.11.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
11. |
Цвет как одно из главных средств выражения в Навыки работы гуашью в условиях урока.Три Ассоциативные |
1 |
0 |
1 |
30.11.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
12. |
Эмоциональная |
1 |
0 |
0 |
07.12.2022 |
Устный опрос; |
13. |
Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению
и |
1 |
0 |
1 |
14.12.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
14. |
Тематическая композиция«Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в |
1 |
0 |
1 |
21.12.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
15. |
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. |
1 |
0 |
1 |
28.12.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
16. |
Изображение в объёме. Приёмы работы с Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. |
1 |
0 |
1 |
11.01.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
17. |
Бумажная пластика. Овладение первичными |
1 |
0 |
1 |
18.01.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
18. |
Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее |
1 |
0 |
1 |
25.01.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
19. |
Объёмная аппликация из бумаги и картона. |
1 |
0 |
1 |
01.02.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
20. |
Узоры в Эмоционально-эстетическое восприятие объектов Ассоциативное |
1 |
0 |
1 |
08.02.2023 |
Устный опрос; |
21. |
Представления о симметрии и наблюдение её в природе.
Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению,
использование линии |
1 |
0 |
1 |
15.02.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
22. |
Узоры и орнаменты, Орнаменты геометрические и растительные. |
1 |
0 |
1 |
01.03.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
23. |
Декоративная композиция в круге или полосе. |
1 |
0 |
1 |
15.03.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
24. |
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных
народных |
1 |
0 |
1 |
22.03.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
25. |
Оригами — создание |
1 |
0 |
1 |
29.03.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
26. |
Форма и украшение |
1 |
0 |
0.5 |
12.04.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
27. |
Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире
по Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение
приёмами склеивания деталей, |
1 |
0 |
0.5 |
19.04.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
28. |
Макетирование (или |
1 |
0 |
1 |
26.04.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
29. |
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного |
1 |
0 |
0 |
03.05.2023 |
Устный опрос; |
30. |
Рассматривание |
1 |
0 |
0 |
10.05.2023 |
Устный опрос; |
31. |
Обсуждение произведений с ярко выраженным Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по |
1 |
0 |
0 |
17.05.2023 |
Устный опрос; |
32. |
Ассоциации из личного Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и |
1 |
0 |
0 |
24.05.2023 |
Устный опрос; |
33. |
Фотографирование мелких деталей природы, |
1 |
0 |
0.5 |
31.05.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
33 |
0 |
22 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по
изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М.
Неменский,
Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М.
: Просвещение, 2020.
Е. И. Коротеева, Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы / Е. И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2020.
Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград : Учитель, 2018. - 139 с.
Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского / сост. А. Г. Александрова, Н. В.Капустина.- Волгоград: Учитель, 2019. - 61 с. 3. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. -Волгоград: Учитель, 2019. - 74 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Фестиваль педагогических идей : https://urok.1sept.ru/
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества:https://multiurok.ru/blog/sietievyie-obrazovatiel-nyie-soobshchiestva-otkrytyi-klass.html
Официальный ресурс для учителей, детей и родителей: https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotorye-oblegchat-rabotu-uchitelya/
Журнал начальная школа: https://www.n-shkola.ru/
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
Фоксфорд https://foxford.ru/#!
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
классная доска для демонстрации учебного материала, персональный компьютер, мультимедийный проектор , экран , колонки
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Парта, клеенка. краски, гуашь ,палитра, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, кисточки, различной толщины, баночка для воды, альбом
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.