Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21 города Кунгура Пермского края
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №___ _____ «___» ________ 2017г. Руководитель ШМО: ___________________ ___________________
|
Согласовано Зам. директора по УР _________С.А.Шестакова «__»_____________2017г. |
Утверждаю Директор МАОУ СОШ №21 ____________Л.А.Русинова «__»_____________2017г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 1 «г» класса
Составитель: Устюгова Л.И, учитель начальных классов высшей категории МАОУ СОШ №21
г. Кунгур, 2017 год
Планируемые предметные результаты:
1.Овладевать языком изобразительного искусства:
– понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
– понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, гори- зонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;
– знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
– знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
– учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: – учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
– учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:
– рисунка;
– аппликации;
– построения геометрического орнамента;
– техники работы акварельными и гуашевыми красками.
4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
– живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
– графика (иллюстрация);
– народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
– композиция, рисунок, цвет для живописи;
– композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
6. Иметь представление об искусстве Древнего мира.
Содержание учебного предмета
1-й класс (33 ч)
Введение. Кто такой художник (1 час).
Кто такой художник. Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать художником. Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер.
Фантазии цвета и линий (7 часов).
Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Рисование цветными карандашами забавных человечков. Первый опыт коллективной работы. Учимся понимать друг друга для выполнения общей задачи. Изучение этапов коллективной работы. Выполнение композиции «Городок».
Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра). Получение первого представления о живописи. Дополнительные цвета. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Коллективная работа «Чудо-дерево». Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение задания «Коврик» в рабочей тетради на закрепление изученного материала. Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов. Изучение свойств линий на примере рисунков П. Пикассо. Коллективная работа «Солнечный денёк».
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Фигуры, симметрия, орнамент (9 часов).
Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Понятие об аппликации. Выполнение аппликации «Любимая игрушка».
Получение на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Закрепление умения работать в технике аппликации. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Выполнение аппликации «Осень». Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. Изучение некоторых закономерностей построения орнамента. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Коллективная аппликация «Осенний букет». Развитие представлений о живописи и некоторых её законах. Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов. Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. Выполнение в процессе изучения нового материала задания «Разноцветные узоры». По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить задание по композиции орнамента. Первичное понятие о натюрморте.
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Композиция (2 часа).
Первичное понятие о композиции натюрморта (вертикальная и горизонтальная композиция, фон). Некоторые правила композиции. Дальнейшее изучение свойств тёплых и холодных цветов. Смешивание гуашевых красок. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в рабочей тетради и в учебнике на закрепление полученных знаний.
Углубление навыка рассказа о картине по вопросам с использованием изученных понятий.
Выполнение в процессе изучения нового материала одного из заданий
«Фрукты на тарелочке» или «Плоды на столе» (по выбору учителя).
Любая из этих работ может быть как индивидуальной, так и коллективной.
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Графика (2 часа).
Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Характер чёрного и белого цветов. Первичное понятие о контрасте. Графические иллюстрации. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Выполнение чёрно-белой композиции «Зимний лес».
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Пейзаж (1 час).
Первичное представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку. Углубление навыка рассказа о картине по предложенным вопросам с использованием изученных понятий.
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Народные промыслы
(8 часов).
Понятие о народных промыслах России. Смешивание гуашевых красок. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Выполнение в процессе изучения нового материала задания «Морозные узоры». Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний. Выполнение одного из заданий «Чудесная радуга» или «Витраж». Работа акварелью слоями. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в рабочей тетради и в учебнике (в том числе и работы «Рыбка в море»). Изучение натюрмортов с цветами и влияние цвета на настроение картины. Выполнение задания «Букет». Картины о жизни людей. Сюжет, зарисовки, наброски. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике и рабочей тетради. Выполнение набросков животных и людей для композиции «Рисунок на скале».
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Из истории искусства
(3 часа).
Получение представления об искусстве Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Выполнение по выбору детей одного из заданий «Рисунок на скале». По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить задания (открытки или панно) к праздникам, данные в рабочей тетради.
График контроля знаний
№п/п |
Номер урока |
Номер четверти/номер полугодия |
Название раздела/тема урока |
Вид контроля (тест, контрольная работа, практическая работа) |
Дата проведения |
1 |
29 |
4/2 |
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Народные промыслы/ Цвета и цветы. Панно «Букет». |
Тест. |
29 неделя |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
№ п/п |
Название раздела/ Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока/ Вид контроля, измерители |
Элементы содержания |
Формируемые УУД, деятельность учащихся |
Элементы дополнительного содержания |
Д/з |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||||
1 |
Кто такой художник. Экскурсия «Фантазируем и учимся.» |
1 |
Вводный урок Фронтальный опрос Самостоятельная работа |
Знать, какими качествами должен обладать художник (Н). Иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали) (Н). |
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные УУД: Иметь понятия о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер)
|
Уметь характери зовать предметы по призна кам (форма, размер, цвет, характер, детали)(П). |
|
1 неделя |
|
2 |
Фантазии цвета и линий. Экскурсия «Тренируем наблюдательность». |
1 |
Урок практической работы Текущий контроль Фронтальный опрос Самостоятельная работа |
2 неделя |
|
||||
3 |
Чудо-радуга. Тренируем наблюдательность. Экскурсия «Цвета радуги» |
1 |
Урок практической работы Фронтальный опрос Самостоятельная работа
|
Уметь называть порядок цветов спектра (Н). Иметь представление о живописи (Н) и дополнительных цветах (Н). Иметь представление о тёплых и холодных цветах (Н). Коллективная творческая работа «Чудо-дерево». Учиться согласованно работать в группе (П). |
Регулятивные УУД: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. |
Дополнительный материал о птице-фазан |
|
3 неделя |
|
4 |
Живопись: «Живое письмо». Экскурсия «Чудо-дерево».
|
1 |
Урок практической работы Текущий контроль Фронтальный опрос Самостоятельная работа |
|
|
4 неделя |
|
||
5 |
«Тренируем наблюдательность: тепло и холод». |
1 |
Урок практической работы Текущий контроль Фронтальный опрос Самостоятельная работа |
Понятие «Цветовой колорит» |
|
5 неделя |
|
||
6 |
Линии – какие они бывают. Экскурсия «Изучаем работу мастеров». |
1 |
Урок практической работы Текущий контроль Фронтальный опрос Самостоятельная работа
|
Иметь представление о разных типах линий (Н) и уметь определять их характер (П). Знать, что такое замкнутая линия (Н). Исследовать характер линий в работах П. Пикассо (Н). Коллективная творческая работа «Солнечный денёк». Уметь применять полученные знания на практике (П). |
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные УУД: Сравнивать и группи-ровать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.) Учиться чувствовать образный характер различных видов линий
|
Знакомство с творчеством П.Пикассо |
|
6 неделя |
|
7 |
Линия и форма. Экскурсия «Солнечный денек»
|
1 |
Урок практической работы Текущий контроль
|
|
|
7 неделя |
|
||
8 |
Экскурсия «Какие бывают фигуры». |
1 |
Урок практической работы Текущий контроль Фронтальный опрос Самостоятельная работа |
Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы (Н). Творческая работа «Любимая игрушка». Уметь применять полученные знания (П). |
|
Работа с калькой. |
|
8 неделя |
|
9 |
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Фигуры, симметрия, орнамент. Тренируем наблюдательность. Аппликация «Любимая игрушка» |
1 |
Урок -игра Текущий контроль Фронтальный опрос Самостоятельная работа |
|
9 неделя |
|
|||
10 |
Что такое симметрия. Тренируем наблюдательность. Вырезание листьев. |
1 |
Урок открытия знаний Текущий контроль Фронтальный опрос Самостоятельная работа
|
Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных (Н). Уметь определять симметричность фигуры. Практическая творческая работа «Осень». Вырезание симметричных листьев и составление из них композиции (Н). |
Познавательные УУД: Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.) Учиться чувствовать образный характер различных видов линий
|
Понятие о симметрии |
|
10 неделя |
|
11 |
Симметрия в жизни. Аппликация «Осень»
|
1 |
Урок практической работы Текущий контроль Фронтальный опрос Самостоятельная работа |
|
|
11 неделя |
|
||
12 |
Геометрический орнамент. |
1 |
Урок открытия знаний Текущий контроль Фронтальный опрос Самостоятельная работа
|
Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте (Н). Коллективная творческая работа «Осенний букет» (Н) |
Регулятивные УУД: Учиться отличать верно выполненное задание от неверного Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса преобразовывать информацию из одной формы в другую,самостоятельно выполнять творческие задания |
Термин «Орнамент» |
|
12 неделя |
|
13 |
Как получаются разные орнаменты. Аппликация «Осенний букет» |
1 |
Урок практической работы Текущий контроль Фронтальный опрос Самостоятельная работа
|
Значение термина «Экибано» |
|
13 неделя |
|
||
14 |
Смешиваем краски. Дополнительные цвета. |
1 |
Урок практической работы Текущий контроль Фронтальный опрос Самостоятельная работа |
Уметь смешивать цвета для получения новых оттенков. Развитие внимания и наблюдательности. Практическая работа «Ветка ели» Самостоятельно выполнять открытки к праздникам. |
|
|
|
14 неделя |
|
15 |
Тренируем наблюдательность. «Ветка ели»
|
1 |
Урок практической работы Текущий контроль Фронтальный опрос Самостоятельная работа
|
|
|
|
15 неделя |
|
|
16 |
Проект. Открытка «Новогодняя елка»
|
1 |
Урок - игра Фронтальный опрос Самостоятельная работа.
|
Как отмечают Новый год в разных странах |
|
16 неделя |
|
||
17 |
Закрепление знаний о геометрическом орнаменте. Разноцветные узоры. |
1 |
Урок открытия новых знаний Текущий контроль
|
Знать, как можно использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета) (Н). Определять, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего (П). Знать, что такое композиция и её простейшие правила (Н).
Практическая творческая работа «Фрукты на тарелочке» или коллективная работа «Плоды на столе»
|
|
|
|
17 неделя |
|
18 |
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Композиция .Мир вещей. Твоя мастерская: «тепло» и «холод». Натюрморт.
|
1 |
Урок открытия знаний Текущий контроль Самостоятельная работа.
|
Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. |
Знакомство с натюрмортами написанными в разных техниках изо. |
|
18 неделя |
|
|
19 |
Мир вещей. Твоя мастерская: «тепло» и «холод». Натюрморт. |
1 |
Урок открытия знаний Текущий контроль Фронтальный опрос Самостоятельная работа. |
|
|
19 неделя |
|
||
20 |
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Графика. Чёрное на белом и белое на чёрном.
|
1 |
Урок открытия знаний Текущий контроль Самостоятельная работа
|
Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников |
Использование кальки для переноса изображения. Понятие «Эскиз» |
|
20 неделя |
|
|
21 |
Что такое иллюстрация. Черно-белая композиция «Зимний лес» |
1 |
Урок открытия знаний Текущий контроль |
21 неделя |
|
||||
22 |
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Пейзаж. Пейзаж «Зима» |
1 |
Урок открытия знаний Текущий контроль Самостоятельная работа |
Уметь объяснять, что такое пейзаж (Н). Практическое творческое задание на передачу настроения с помощью цвета (П). Иметь представление о филимоновском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах (Н). Практическое задание на смешивание гуашевых красок с белилами (Н). Практическое творческое задание «Морозные узоры» (П). |
Регулятивные УУД: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. |
Знакомство с работами известных художников-пейзажистов |
|
22 неделя |
|
23 |
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Народные промыслы Народные художники (народные промыслы России) |
1 |
Урок открытия новых знаний Текущий контроль Самостоятельная работа |
Знакомство с народными промыслами Урала |
|
23 неделя |
|
||
24 |
Проект. Открытка «С Днем 8 Марта»
|
1 |
Урок практической работы Текущий контроль Работа в группах.
|
История Международного женского дня 8 Марта |
|
24 неделя |
|
||
25 |
Практическое творческое задание «Морозные узоры»
|
1 |
Урок практической работы Текущий контроль Самостоятельная работа |
Почему появляются узоры на стекле |
|
25 неделя |
|
||
26 |
Прозрачность акварели. Секреты акварели: работа слоями. |
1 |
Урок практической работы Текущий контроль Самостоятельная работа |
Иметь представление об основных свойствах акварельных красок (Н). Исследовать на примере приведённых натюрмортов с цветами влияние цвета на настроение живописного произведения (Н). |
Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
|
|
|
26 неделя |
|
27 |
Акварель «Чудесная радуга» |
1 |
Урок-игра Текущий контроль Самостоятельная работа
|
Когда появляет ся радуга |
|
27 неделя |
|
||
28 |
Акварель: работа слоями «Рыбка в море»
|
1 |
Урок практической работы Текущий контроль
|
Какие рыбы живут в морях и реках. |
|
28 неделя |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
Цвета и цветы. Панно «Букет».
|
1 |
Урок контроля. Тест. Индивидуальная работа. |
Самостоятельное выполнение теоретических заданий. Индивидуальная работа Панно «Букет» |
|
Полевые и кульурные цветы |
|
29 неделя |
|
30 |
Проект Открытка «Праздничный салют»
|
|
Урок практической работы Текущий контроль Работа в группах Самостоятельная презентация проектов |
Самостоятельно выполнять открытки или панно к праздникам |
Правила безопасности с пиротехническими устройствами |
|
30 неделя |
|
|
31 |
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Из истории искусства. Картины о жизни людей. Наброски. Тренируем наблюдательность. Наброски животных и людей.
|
1 |
Урок практической работы Текущий контроль
Самостоятельная работа |
Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски (Н). Творческая работа: выполнение набросков животных (дома или на улице) (П) или одноклассников (для композиции «Рисунок на скале»). |
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
|
Дополнительная информация о наскальной живописи |
|
31 неделя |
|
32 |
Из истории искусства. Древний мир.
|
1 |
Урок открытия знаний Текущий контроль Самостоятельная работа |
Иметь представление о зарождении искусства (Н).Творческая работа «Рисунок на скале» (П). Коллективная творческая работа «Рисунок на скале» (П) |
Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. |
|
|
32 неделя |
|
33 |
Коллективная творческая работа «Рисунок на скале»
|
1 |
Урок практической работы Текущий контроль Работа в группах |
|
|
33 неделя |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.