Рабочая программа по ИЗО

  • docx
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП по изобразительному искусству.docx

Приложение № 31

к основной образовательной программе

начального общего образования

УТВЕРЖДЕНА

приказом по основной деятельности

№ 137  от 30.08.2019 г.

Рабочая программа по изобразительному искусству.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения изобразительного искусства

Выпускник научится

Ÿ     Применять художественные материалы (гуашь ,акварель, тушь, природные и подручные материалы ) и выразительные средства изобразительных (пластических ) искусств в творческой деятельности ;

Ÿ     Анализировать содержание ,образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия ,цвет ,тон, объём, светотень, перспектива, композиция);

Ÿ     Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства ,

Ÿ     узнавать изученные произведения ;крупные художественные музеи России и мира

Выпускник получит возможность научиться:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

Ÿ     Восприятия и оценки произведения искусства;

Ÿ     Самостоятельной творческой деятельности : в рисунке и живописи (с натуры ,по памяти ,воображению),в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки ,декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета ,костюма ,интерьера).

В результате изучения изобразительного искусства  в 5 классе

Выпускник научится:

                      понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

                      понимать особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

                      понимать семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

                      называть известные народные художественные промыслы России;

                      понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы, композицию как целостность и образном строе произведения, роль формата.

Выпускник получит возможность научиться:

                      пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

                      различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII века);

                      различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

                      выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

                      использовать язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения;

                      передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

                      умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

                     создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

                     владеть практическим навыкам выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

                     владеть навыкам работы в конкретном материале (батик, роспись и т. п.);

использовать творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

 

В результате изучения изобразительного искусства  в 6 классе

Выпускник научится:

·                     понимать существование изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; место и значение изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;

·                     понимать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа, натюрморта, тематической картины (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве) в истории искусства, основные виды изобразительного искусства;

·                     называть основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

·                     называть ряд выдающихся художников и произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы, в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

·                     понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

·                     называть общие правила построения головы человека; передачи пропорций и движений фигуры человека; 

·                     понимать о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

·                     различать художественные материалы, художественные техники и понимать их значение в создании художественного образа.

·                     понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы, разницу сюжета и содержания в картине;

·                     понимать композицию  композиционное построении произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

·                     понимать влияние образа, созданного художником, на понимание событий истории; роль искусства в создании памятников в честь больших исторических событий;

·                     понимать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре, художественной иллюстрации.

Выпускник получит возможность научиться:

·                     пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь),

·                     использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки;

·                     видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

·                     пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

·                     создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;

·                     развить навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

·                     активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

·                     чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

·                     соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры;

·                     использовать творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

В результате изучения изобразительного искусства в 7 классе

Выпускник научится:

                     разбираться в жанровой системе изобразительного искусства и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

                     понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

                     чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

                     называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIXXX столетий.

Выпускник получит возможность научиться:

                     анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа;

                     определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

                     понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

                     моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

                     работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием внещней среды;

                     использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

                     создавать композиционные макеты объемов на предметной плоскости и в пространстве;

                     использовать разнообразные материалы: белая бумага и тонированная, картон, цветные пленки; краски (гуашь, акварель); графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки;

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

·                     воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·                     формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания;

·                     развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·                     формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

·                     осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

·                     развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

·                     умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·                     умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·                     умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·                     умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

·                     владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·                     умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихсяв художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

·                     формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

·                     развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

·                     освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

·                     воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

·                     приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

·                     приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

·                     развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

·                     осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

·                     развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Содержание программы для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» посвящено изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное) специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе. Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Народные промыслы - современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности. Выставочное декоративное искусство - область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

1.                 Древние корни народного искусства. 8 ч Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

2.                 Связь времен в народном искусстве. 8 ч  Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.  Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов. Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве обучающихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы

3.                 Декор — человек, общество, время. 11 ч Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

4.                 Декоративное искусство в современном мире. 7 ч. Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.

Содержание программы для 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека» посвящено изучению основ изобразительного искусства: виды искусства и основы его образного языка, жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет,  тематическая картина в истории искусства. Восприятие искусства. Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства. Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства. Практическая творческая художественная деятельность обучающихся.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

1.                 Виды изобразительного искусства и основы образного языка.9 ч  Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Место и роль картины в искусстве XX века.

2.                 Мир наших вещей. Натюрморт. 8 ч  История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).

3.                 Вглядываясь в человека. Портрет.9 ч  Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. Монументальная скульптура и образ истории народа.

4.                 Человек и пространство. Пейзаж. 8 ч Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

Содержание программы для 7 класса «Изобразительное искусство и мир интересов человека» посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У обучающихся формируются основы грамотности художественного изобра­жения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного язы­ка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной из­менчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в слож­ные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

1                   Понимание красоты человека 8 ч.  В этом разделе даётся представление о красоте человека и о том, как менялись эти представления в истории искусства.

Ребёнок должен овладеть первичными навыками изображения фигурами и передачи движений человека.

Ребёнок должен работать во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись.

Художественно практическая работа связана с изучением истории искусства и развития навыков восприятия.

2 .   Поэзия повседневности 8 ч. Материалы этого раздела посвящены бытовому жанру в изобразительном искусстве. Это даёт возможность иметь представление о жизни разных народов и их культуры. Обучающиеся должны понимать, что в произведения бытового жанра обычные действия людей раскрывают глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.

Творческие задания направлены на развития наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование навыков композиционного мышления обучающихся.

3.   Великие темы  жизни. 11 ч. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства.

Формируется композиционное мышление обучающихся: представление о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях метафорического строя.

Творческие задания связаны с развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства: тема, сюжет, содержание.

4 .   Реальность жизни и художественный образ 7 ч. Основное внимание уделяется развитию творческой наблюдательности за окружающей реальностью развития самопознания и интереса в жизни других людей.

Знакомство с особенностями художественной иллюстрацией затрагивает проблему «слово и изображения».

Тематическое планирование

 Содержание

Кол-во часов

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс

Древние корни народного искусства

8

Связь времен в народном искусстве

8

Декор — человек, общество, время

11

Современное декоративное искусство

7

«Изобразительное искусство в жизни человека» 6 класс

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

9

Мир наших вещей. Натюрморт

8

Вглядываясь в человека. Портрет

9

Человек и пространство в изобразительном искусстве

8

«Изобразительное искусство и мир интересов человека» 7 класс

Понимание красоты человека

8

Поэзия повседневности

8

Великие темы жизни

1

Реальность жизни и художественный образ

7

ИТОГО

102