Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат »
Рассмотрено Утверждено приказом
на педагогическом совете №___от «__»________2019г.
Протокол №__________ Директор школы –интерната
от «__»__________2019г ___________Н.Г.Джафарова
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для обучающихся 3 класса
на 2019-2020 учебный год
разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант I
Составитель:
Райс О.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ребриха, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа – интернат»;
Учебный план КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа – интернат» на текущий учебный год;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы предмета, коррекционной подготовки, факультативных занятий краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат».
Рабочая программа ориентирована на УМК «Изобразительное искусство» Рау М.Ю., Зыковой М.А.: Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения»,
«Обучение композиционной деятельности»,
«Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»;
«Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»,
«Обучение восприятию произведений искусства».
Программа рассчитана на 35 часа, по 1 ч в неделю.
Образовательная область – изобразительная деятельность
Цель:
осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи:
Формировать навыки и приемы работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
Формировать у обучающихся зрительно-графические умения и навыки; изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;
Учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; ориентироваться на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательно выполнять рисунок;
Корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции ,величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
Развивать мелкую моторику рук; правильное удержание карандаша и кисточки, формировать навыки произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения.
Знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально – эстетическое отношение к ним;
Развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д);
обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;
воспитывать интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и понимание красоты окружающего мира;
воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать основы самооценки.
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
Из них |
||
Практические работы |
Экскурсии |
Самостоятельные работы |
|||
1 |
Обучение композиционной деятельности |
10 |
|
|
1 |
2 |
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию |
10 |
|
2 |
1 |
3 |
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи |
10 |
|
|
1 |
4 |
Обучение восприятию произведений искусства |
5 |
|
2 |
1 |
|
Всего |
35 |
|
4 |
4 |
Календарно тематический план
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Всего за год |
8 ч |
8 ч |
10 ч |
9 ч |
35 ч |
№ |
Тема урока |
Кол-во |
Дата |
|
|
|
|||||
Раздел 1: 1 четверть - 8 ч |
|
||||
1. |
Наблюдения сезонных изменений в природе. Экскурсия. |
1 |
|
|
|
2. |
Лето. Осень. Лепка. Рисование. |
1 |
|
|
|
3. |
Осень. Птицы улетают. Рисование. |
1 |
|
|
|
4. |
Бабочка и цветы. Рисование. |
1 |
|
|
|
5. |
Рисование узора "Бабочка на ткани". |
1 |
|
|
|
6. |
Разные способы изображения бабочек. |
1 |
|
|
|
7. |
Одежда ярких и нежных цветов. Рисование. |
1 |
|
|
|
8. |
Рисование акварельной краской. Цветное пятно. |
1 |
|
|
|
Раздел 2: 2 четверть - 8 ч |
|
||||
1. |
Чего не хватает? Рисование, дорисовывание. |
1 |
|
|
|
2. |
Зимние игры детей. Лепка из пластилина. |
1 |
|
|
|
3. |
Рисование выполненной лепки. |
1 |
|
|
|
4. |
Дети лепят снеговиков. Рисунок. |
1 |
|
|
|
5. |
Деревья зимой в лесу. Рисование. Гуашь. |
1 |
|
|
|
6. |
Рисование угольком. Зима. |
1 |
|
|
|
7. |
Лошадка из Каргополя. Лепка и зарисовка фигурки. |
2 |
|
|
|
Раздел 3: 3 четверть - 10 ч |
|
||||
1. |
Лошадка везет дрова. Рисунок. |
1 |
|
|
|
2. |
Натюрморт: кружка, яблоко, груша. |
1 |
|
|
|
3. |
Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке.Рисунок по описанию. |
1 |
|
|
|
4. |
Элементы косовской росписи. Рисование. |
1 |
|
|
|
5. |
Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. |
1 |
|
|
|
6. |
Орнамент в круге. Рисование. |
1 |
|
|
|
7. |
Сказочная птица. Рисование. |
1 |
|
|
|
8. |
Сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка. |
1 |
|
|
|
9. |
Встречай птиц-вешай скворечники! Лепка, рисование. |
1 |
|
|
|
10. |
Закладка для книги. Рисование. |
1 |
|
|
|
Раздел 4: 4 четверть – 9 ч |
|
||||
1. |
Беседа на тему "Красота вокруг нас. Посуда", |
1 |
|
|
|
2. |
Аппликация. Украшение посуды узором. |
1 |
|
|
|
3. |
Пасха. Украшение узором яиц. Рисование. |
1 |
|
|
|
4. |
Городецкая роспись. Беседа. Рисование. |
1 |
|
|
|
5. |
Кухонная доска. Рисование. |
1 |
|
|
|
6. |
Иллюстрация в книге. Беседа. Рисунок к сказке "Колобок". |
1 |
|
|
|
7. |
Вспоминание и рисование эпизодов к сказке. |
1 |
|
|
|
8. |
Помечтаем о лете. Рисование. |
1 |
|
|
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию.
аккуратно использовать в своей деятельности разные материалы и инструменты, проявлять дисциплину и выполнять правила гигиены и безопасного труда;
проверять работу, сверяясь с образцом;
оценивать результат собственной деятельности.
ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Достаточный уровень:
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
различать и называть цвета;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой
Список литературы:
Основная:
М.Ю Рау., М.А Зыкова «Изобразительное искусство. 3 класс». (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2018.-96с.;
Дополнительная:
Василевский А. К. Искусство и школа. Книга для учителя – М.: Просвещение, 1981.
Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных школ. – М.: Дрофа, 2007.
Некрасова О. И. Сказка про краски. Альбом для раскрашивания. – М.: Малыш, 1990.
Рау М. Ю. Обучение изобразительному искусству в школе для детей с умственной отсталостью. Методические рекомендации для учителя 0 – 4 классов школы VIII вида. – М.: Московский институт повышения квалификации, 2000.
6. Грошенков И. А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1970.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.