Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании авторской программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2014 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, федерального базисного учебного плана (приказ №29/2065-п от 10.04.2002 г.).
Цели и задачи предмета
Главной целью уроков изобразительного искусства в 3 классе является существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствование формированию личности школьника с отклонениями в интеллектуальном развитии, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Программа по изобразительному искусству ставит следующие задачи:
· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
· знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
· развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Общая характеристика курса
Для решения задач курса программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 3 классе перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия. Учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, ведётся работа по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Направления коррекционной работы
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. У учащихся имеются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти рук, что затрудняет овладение техникой. В процессе занятий изобразительной деятельности указанные недостатки развития моторики сглаживаются. Многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы к более точным и координированным движениям, придают гибкость и твердость руке. В силу слабости аналитико-синтетической деятельности, учащихся не в состоянии понять конструкцию объекта и усвоить порядок изображения. Учащиеся начальных классов плохо ориентируются на листе бумаги, не умеют соотносить размер изображения в зависимости от размера листа бумаги; при раскрашивании не соблюдают контур рисунка, штрихи наносят хаотично, в разных направлениях; не умеют использовать осевые линии при построении рисунка. В большинстве случаев нарушается последовательность выполнения рисунка, часто учащиеся строят его от частного к общему, тогда как правильно строить рисунок наоборот. При построении орнаментов нарушают принцип чередования элементов и законы построения орнаментов; учащиеся затрудняются передать в рисунке светотень. В связи с этим рисунок выполняется без учета выдвинутых учителем требований. Характерно, что у учащихся нет потребности иметь свой рисунок в законченном виде. На уроках изо детям даются различного рода инструкции – устные объяснения, указания, рекомендации – демонстрация готовых рисунков, схем – выполнение учителем на доске зарисовок в ходе объяснения материала. Младшие школьники не умеют анализировать свою работу, не видят недостатков в своих работах, не владеют навыками самоотчета о проделанной работе. Дети не могут без помощи учителя строить связный рассказ о содержании и особенностях картины, иллюстрации и других произведений изобразительного искусства. В программе принцип коррекционной направленности является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.
Коррекционная работа включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
· коррекция - развитие памяти;
· коррекция - развитие внимания;
· развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
· формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Коррекция мелкой моторики.
В процессе обучения изобразительному искусству осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Содержание курса
3 класс (1 ч в неделю, 34 ч в год)
Декоративное раскрашивание. Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры. Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы. Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве. Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.
Рисование узора в полосе из веток с листочками.
Рисование на тему «Парк осенью».
Беседа по картинам об осени (И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Хруцкий «Цветы и плоды»).
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).
Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
Рисование геометрического орнамента в квадрате.
Рисование с натуры игрушечного домика.
Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).
Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима»).
Рисование на тему «Нарядная елка».
Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).
Рисование с натуры молотка.
Рисование с натуры теннисной ракетки.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень».
Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта.
Рисование по образцу орнамента из квадратов.
Рисование узора из растительных форм в полосе.
Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна»).
Рисование с натуры весенней веточки.
Рисование на тему «Деревья весной».
Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).
Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» ).
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов (программа) |
Кол-во часов (рабочая программа) |
1 |
Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями. Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Хруцкий «Цветы и плоды»). |
4 |
4 |
2 |
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь). Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей. |
4
|
4
|
3 |
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика. |
3 |
3 |
4 |
Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима»). Рисование на тему «Нарядная елка». |
5 |
5 |
5 |
Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма). |
3 |
3 |
6
|
Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры теннисной ракетки. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». |
3 |
3
|
7 |
Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень». Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. |
4 |
4 |
8 |
Рисование узора из растительных форм в полосе. Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна»). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной». |
4 |
4 |
9 |
Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют). Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма). Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» ). |
4 |
4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема
|
Характеристика видов деятельности обучающихся |
Примечание |
Дата по план |
Дата по факту |
1 |
Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» |
Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; уметь изображать предметы округлой и продолговатой формы; передавая их характерные особенности; знать последовательность выполнения рисунка |
|
|
|
2 |
Декоративное рисование узора в полосе из веток и листочков. |
Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе (по образцу); уметь правильно располагать элементы оформления в полосе; знать последовательность выполнения рисунка |
|
|
|
3 |
Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»)
|
Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка |
|
|
|
4 |
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь) |
Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета; знать последовательность выполнения рисунка |
|
|
|
5 |
Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе) |
Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета; знать последовательность выполнения рисунка |
|
|
|
6 |
Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей |
Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; знать последовательность выполнения рисунка |
|
|
|
7 |
Рисование шахматного узора в квадрате |
Уметь правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; уметь анализировать образец
|
|
|
|
8 |
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем |
Уметь представлять и иллюстрировать услышанный рассказ |
|
|
|
9 |
Рисование геометрического орнамента в квадрате |
Уметь рисовать узоры из геометрических форм в квадрате (по образцу); знать последовательность выполнения рисунка |
|
|
|
10 |
Рисование с натуры игрушечного домика |
Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности |
|
|
|
11 |
Рисование узора из растительных форм в полосе |
Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе (по образцу)
|
|
|
|
12 |
Беседа «Знакомство с работами гжельских мастеров». Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма) |
Уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; отличать работы гжельских мастеров |
|
|
|
13 |
Рисование с натуры будильника круглой формы |
Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности |
|
|
|
14 |
Рисование с натуры двухцветного мяча |
Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности |
|
|
|
15 |
Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели) |
Уметь рисовать узоры в полосе (по образцу); знать последовательность выполнения рисунка |
|
|
|
16 |
Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.) |
Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства |
|
|
|
17 |
Рисование на тему «Нарядная елка» |
Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги |
|
|
|
18 |
Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма) |
Уметь рисовать узоры на рукавичке (по образцу); знать последовательность выполнения рисунка
|
|
|
|
19 |
Рисование симметричного узора по образцу |
Уметь рисовать симметричный узор по образцу; знать последовательность выполнения рисунка |
|
|
|
20 |
Рисование на тему «Елка зимой в лесу» |
Уметь правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги |
|
|
|
21 |
Рисование с натуры молотка |
Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности |
|
|
|
22 |
Рисование с натуры теннисной ракетки |
Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности |
|
|
|
23 |
Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» |
Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства |
|
|
|
24 |
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». Беседа на тему «Иллюстрирование сказок» (И. Билибин) |
Уметь правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги
|
|
|
|
25 |
Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта |
Уметь правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; знать последовательность выполнения рисунка
|
|
|
|
26 |
Рисование по образцу орнамента из квадратов |
Уметь рисовать по образцу орнамент из квадратов; знать последовательность выполнения рисунка |
|
|
|
27 |
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала |
Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности |
|
|
|
28 |
Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона) |
Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности |
|
|
|
29 |
Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки |
Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства |
|
|
|
30 |
Рисование на тему «Деревья весной |
Уметь правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги |
|
|
|
31 |
Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют) |
Уметь правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; знать последовательность выполнения рисунка
|
|
|
|
32 |
Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма) |
Уметь рисовать узоры в квадрате; ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; знать последовательность выполнения рисунка |
|
|
|
33 |
Рисование с натуры куста земляники с цветами |
Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности |
|
|
|
34 |
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи «Березовая роща», А. Пластов «Сенокос») |
Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства |
|
|
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса:
Учащиеся должны уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно
размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и
в готовой геометрической форме;
правильно
распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные
части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать
узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать
основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше;
изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.