Рабочая программа по изо 3 класс по АОП
Оценка 5

Рабочая программа по изо 3 класс по АОП

Оценка 5
doc
18.02.2020
Рабочая программа по изо 3 класс по АОП
изо.doc

 

 

Пояснительная записка

 

 Рабочая программа разработана на основании авторской программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией        В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2014 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, федерального базисного учебного плана (приказ №29/2065-п от 10.04.2002 г.).

Цели и задачи предмета

Главной целью уроков изобразительного искусства в 3 классе является существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствование формированию личности школьника с отклонениями в интеллектуальном развитии, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

    Программа по изобразительному искусству ставит следующие задачи:

·         способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

·         находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

·          содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

·         ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

·         исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

·         дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

·         знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

·         развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

 

Общая характеристика курса

      

     Для решения задач курса программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

      На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

      Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

      Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

      Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

      Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

      Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

      На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

      Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

            В 3 классе перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

      Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

      Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

      В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

            Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия. Учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.  Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, ведётся работа по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

 

Направления коррекционной работы

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. У учащихся имеются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти рук, что затрудняет овладение техникой. В процессе занятий изобразительной деятельности указанные недостатки развития моторики сглаживаются. Многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы к более точным и координированным движениям, придают гибкость и твердость руке. В силу слабости аналитико-синтетической деятельности, учащихся не в состоянии понять конструкцию объекта и усвоить порядок изображения. Учащиеся начальных классов плохо ориентируются на листе бумаги, не умеют соотносить размер изображения в зависимости от размера листа бумаги; при раскрашивании не соблюдают контур рисунка, штрихи наносят хаотично, в разных направлениях; не умеют использовать осевые линии при построении рисунка. В большинстве случаев нарушается последовательность выполнения рисунка, часто учащиеся строят его от частного к общему, тогда как правильно строить рисунок наоборот. При построении орнаментов нарушают принцип чередования элементов и законы построения орнаментов; учащиеся затрудняются передать в рисунке светотень. В связи с этим рисунок выполняется без учета выдвинутых учителем требований. Характерно, что у учащихся нет потребности иметь свой рисунок в законченном виде. На уроках изо детям даются различного рода инструкции – устные объяснения, указания, рекомендации – демонстрация готовых рисунков, схем – выполнение учителем на доске зарисовок в ходе объяснения материала. Младшие школьники не умеют анализировать свою работу, не видят недостатков в своих работах, не владеют навыками самоотчета о проделанной работе. Дети не могут без помощи учителя строить связный рассказ о содержании и особенностях картины, иллюстрации и других произведений изобразительного искусства. В программе принцип коррекционной направленности является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом. 

Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

·         коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

·         коррекция - развитие памяти;

·         коррекция - развитие внимания;

·         развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

·         развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

·         формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

Развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

Коррекция мелкой моторики.

В процессе обучения изобразительному искусству осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

 

Содержание курса

3 класс (1 ч в неделю, 34 ч в год)

Декоративное раскрашивание.      Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

Рисование с натуры.            Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

Рисование на темы.            Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве.       Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

 

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.  

Рисование узора в полосе из веток с листочками.    

Рисование на тему «Парк осенью».

Беседа по картинам об осени (И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Хруцкий «Цветы и плоды»).

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).      

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.      

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Рисование с натуры игрушечного домика.

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима»).

Рисование на тему «Нарядная елка».

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).

Рисование с натуры молотка.  

Рисование с натуры теннисной ракетки.

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень».      

Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. 

Рисование по образцу орнамента из квадратов.

Рисование узора из растительных форм в полосе.      

Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна»).

Рисование с натуры весенней веточки.

Рисование на тему «Деревья весной».

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).   

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).      

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» ).      

 

Тематическое планирование

 

п/п

 

Тема урока

Кол-во часов (программа)

Кол-во часов (рабочая программа)

1

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.  Рисование узора в полосе из веток с листочками.    Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Хруцкий «Цветы и плоды»).

4

4

2

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).      Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

4

 

4

 

3

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.      Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.

3

3

4

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима»). Рисование на тему «Нарядная елка».

5

5

5

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).

3

3

6

 

Рисование с натуры молотка.  Рисование с натуры теннисной ракетки. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

3

3

 

7

Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень».      

Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта.  Рисование по образцу орнамента из квадратов.

4

4

8

Рисование узора из растительных форм в полосе.      Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна»). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».

4

4

9

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).   Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).      Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» ).

4

4

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема

 

Характеристика видов деятельности обучающихся

Примечание

Дата по план

Дата по факту

1

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды»

Уметь узнавать в репродукциях художе­ственных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; уметь изображать предметы округлой и продолговатой формы; передавая их характерные особенности; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

2

Декоративное рисование узора в полосе из веток и листочков.

Уметь рисовать узоры из  растительных форм в полосе  (по образцу); уметь  правильно располагать элементы оформле­ния в полосе; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

3

Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»)

 

 

 

Уметь узнавать в репродукциях художе­ственных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; уметь соединять в одном сюжетном рисунке изоб­ражения нескольких предметов, объединяя их общим со­держанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблю­дая верх и низ рисунка

 

 

 

4

Рисование с натуры предметов различной формы и цве­та (яблоко, груша, огурец, морковь)

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;  использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

5

Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе)

Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

6

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей

Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

7

Рисование шахматного узора в квадрате

Уметь правильно распределять величину изображения в зави­симости от размера листа бумаги; уметь анализировать образец

 

 

 

 

8

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем

Уметь представлять и  иллюстрировать услышанный рассказ

 

 

 

9

Рисование геометрического орнамента в квадрате

Уметь рисовать узоры из геометрических  форм в  квадрате (по образцу); знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

10

Рисо­вание с

натуры игрушечного домика

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

11

Рисование узора из растительных форм в полосе

Уметь рисовать узоры из  растительных форм в полосе  (по образцу)

 

 

 

 

12

Беседа «Знакомство с работами гжельских мастеров». Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма)

Уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; отличать работы гжельских мастеров

 

 

13

Рисование с натуры будильника круглой формы

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

 

14

Рисование с натуры

 двухцветного мяча

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

15

Рисование узора в

полосе (снежинки и веточки ели)

Уметь рисовать узоры  в полосе  (по образцу); знать последовательность выполнения рисунка

 

 

16

Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.)

Уметь узнавать в репродукциях художе­ственных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства

 

 

 

17

Рисование на тему «Нарядная елка»

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги

 

 

 

18

Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма)

Уметь рисовать узоры на рукавичке  (по образцу); знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

 

19

Рисование симметричного узора

по образцу

Уметь рисовать симметричный узор по образцу; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

20

Рисование на тему «Елка зимой в лесу»

Уметь правильно распределять величину изображения в зави­симости от размера листа бумаги

 

 

21

Рисование с натуры молотка

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

 

22

Рисование с натуры теннисной ракетки

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

 

23

Беседа по кар­тинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» 

Уметь узнавать в репродукциях художе­ственных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства

 

 

 

24

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». Беседа  на тему «Иллюстрирование сказок» (И. Билибин)

Уметь правильно распределять величину изображения в зави­симости от размера листа бумаги

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Декоративное рисование — оформление поздравитель­ной открытки к 8 Марта

Уметь правильно распределять величину изображения в зави­симости от размера листа бумаги; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

 

26

Рисование по образцу орнамента из квадратов

Уметь рисовать по образцу орнамент из квадратов; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

27

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

 

28

Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливает­ся из картона)

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

 

29

Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Сав­расов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисо­вание с натуры весенней веточки

Уметь узнавать в репродукциях художе­ственных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства

 

 

30

Рисование на тему «Дере­вья весной

Уметь правильно распределять величину изображения в зави­симости от размера листа бумаги

 

 

 

31

Рисование на тему

«Праздник Победы» (праздничный салют)

Уметь правильно распределять величину изображения в зави­симости от размера листа бумаги; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

32

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма)

Уметь рисовать узоры в квадрате;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

33

Рисование с натуры куста земляники с цветами

Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

 

34

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи «Березовая роща», А. Пластов «Сенокос»)

Уметь узнавать в репродукциях художе­ственных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства

 

 

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса:

      Учащиеся должны уметь:

      правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

      самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
      ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

      правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
      делить лист на глаз на две и четыре равные части;

      анализировать с помощью учителя строение предмета;

      изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

      рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
      в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
      различать и называть цвета и их оттенки;

      узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

      анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа по изо 3 класс по АОП

Рабочая программа по изо 3 класс по АОП

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основании авторской программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основании авторской программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса

Направления коррекционной работы

Направления коррекционной работы

Развитие речи: - коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря

Развитие речи: - коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря

Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И

Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И

Знакомство с работами гжельских мастеров

Знакомство с работами гжельских мастеров

В. Поленов. «Золотая осень»)

В. Поленов. «Золотая осень»)

Рисо­ вание с натуры игрушечного домика

Рисо­ вание с натуры игрушечного домика

Рисование на тему «Нарядная елка»

Рисование на тему «Нарядная елка»

Декоративное рисование — оформление поздравитель­ ной открытки к 8

Декоративное рисование — оформление поздравитель­ ной открытки к 8

Рисование на тему «Праздник

Рисование на тему «Праздник

правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; делить лист на глаз на две и четыре равные части; анализировать с помощью учителя строение…

правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; делить лист на глаз на две и четыре равные части; анализировать с помощью учителя строение…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020