рабочая программа по изо 3 класс по АОП

  • doc
  • 18.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала изо.doc

 

 

Пояснительная записка

 

 Рабочая программа разработана на основании авторской программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией        В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2014 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, федерального базисного учебного плана (приказ №29/2065-п от 10.04.2002 г.).

Цели и задачи предмета

Главной целью уроков изобразительного искусства в 3 классе является существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствование формированию личности школьника с отклонениями в интеллектуальном развитии, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

    Программа по изобразительному искусству ставит следующие задачи:

·         способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

·         находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

·          содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

·         ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

·         исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

·         дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

·         знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

·         развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

 

Общая характеристика курса

      

     Для решения задач курса программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

      На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

      Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

      Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

      Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

      Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

      Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

      На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

      Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

            В 3 классе перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

      Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

      Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

      В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

            Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия. Учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.  Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, ведётся работа по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

 

Направления коррекционной работы

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. У учащихся имеются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти рук, что затрудняет овладение техникой. В процессе занятий изобразительной деятельности указанные недостатки развития моторики сглаживаются. Многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы к более точным и координированным движениям, придают гибкость и твердость руке. В силу слабости аналитико-синтетической деятельности, учащихся не в состоянии понять конструкцию объекта и усвоить порядок изображения. Учащиеся начальных классов плохо ориентируются на листе бумаги, не умеют соотносить размер изображения в зависимости от размера листа бумаги; при раскрашивании не соблюдают контур рисунка, штрихи наносят хаотично, в разных направлениях; не умеют использовать осевые линии при построении рисунка. В большинстве случаев нарушается последовательность выполнения рисунка, часто учащиеся строят его от частного к общему, тогда как правильно строить рисунок наоборот. При построении орнаментов нарушают принцип чередования элементов и законы построения орнаментов; учащиеся затрудняются передать в рисунке светотень. В связи с этим рисунок выполняется без учета выдвинутых учителем требований. Характерно, что у учащихся нет потребности иметь свой рисунок в законченном виде. На уроках изо детям даются различного рода инструкции – устные объяснения, указания, рекомендации – демонстрация готовых рисунков, схем – выполнение учителем на доске зарисовок в ходе объяснения материала. Младшие школьники не умеют анализировать свою работу, не видят недостатков в своих работах, не владеют навыками самоотчета о проделанной работе. Дети не могут без помощи учителя строить связный рассказ о содержании и особенностях картины, иллюстрации и других произведений изобразительного искусства. В программе принцип коррекционной направленности является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом. 

Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

·         коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

·         коррекция - развитие памяти;

·         коррекция - развитие внимания;

·         развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

·         развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

·         формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

Развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

Коррекция мелкой моторики.

В процессе обучения изобразительному искусству осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

 

Содержание курса

3 класс (1 ч в неделю, 34 ч в год)

Декоративное раскрашивание.      Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

Рисование с натуры.            Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

Рисование на темы.            Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве.       Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

 

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.  

Рисование узора в полосе из веток с листочками.    

Рисование на тему «Парк осенью».

Беседа по картинам об осени (И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Хруцкий «Цветы и плоды»).

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).      

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.      

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Рисование с натуры игрушечного домика.

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима»).

Рисование на тему «Нарядная елка».

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).

Рисование с натуры молотка.  

Рисование с натуры теннисной ракетки.

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень».      

Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. 

Рисование по образцу орнамента из квадратов.

Рисование узора из растительных форм в полосе.      

Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна»).

Рисование с натуры весенней веточки.

Рисование на тему «Деревья весной».

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).   

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).      

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» ).      

 

Тематическое планирование

 

п/п

 

Тема урока

Кол-во часов (программа)

Кол-во часов (рабочая программа)

1

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.  Рисование узора в полосе из веток с листочками.    Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Хруцкий «Цветы и плоды»).

4

4

2

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).      Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

4

 

4

 

3

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.      Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.

3

3

4

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима»). Рисование на тему «Нарядная елка».

5

5

5

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).

3

3

6

 

Рисование с натуры молотка.  Рисование с натуры теннисной ракетки. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

3

3

 

7

Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень».      

Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта.  Рисование по образцу орнамента из квадратов.

4

4

8

Рисование узора из растительных форм в полосе.      Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна»). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».

4

4

9

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).   Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).      Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» ).

4

4

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема

 

Характеристика видов деятельности обучающихся

Примечание

Дата по план

Дата по факту

1

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды»

Уметь узнавать в репродукциях художе­ственных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; уметь изображать предметы округлой и продолговатой формы; передавая их характерные особенности; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

2

Декоративное рисование узора в полосе из веток и листочков.

Уметь рисовать узоры из  растительных форм в полосе  (по образцу); уметь  правильно располагать элементы оформле­ния в полосе; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

3

Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»)

 

 

 

Уметь узнавать в репродукциях художе­ственных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; уметь соединять в одном сюжетном рисунке изоб­ражения нескольких предметов, объединяя их общим со­держанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблю­дая верх и низ рисунка

 

 

 

4

Рисование с натуры предметов различной формы и цве­та (яблоко, груша, огурец, морковь)

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;  использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

5

Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе)

Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

6

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей

Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

7

Рисование шахматного узора в квадрате

Уметь правильно распределять величину изображения в зави­симости от размера листа бумаги; уметь анализировать образец

 

 

 

 

8

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем

Уметь представлять и  иллюстрировать услышанный рассказ

 

 

 

9

Рисование геометрического орнамента в квадрате

Уметь рисовать узоры из геометрических  форм в  квадрате (по образцу); знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

10

Рисо­вание с

натуры игрушечного домика

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

11

Рисование узора из растительных форм в полосе

Уметь рисовать узоры из  растительных форм в полосе  (по образцу)

 

 

 

 

12

Беседа «Знакомство с работами гжельских мастеров». Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма)

Уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; отличать работы гжельских мастеров

 

 

13

Рисование с натуры будильника круглой формы

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

 

14

Рисование с натуры

 двухцветного мяча

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

15

Рисование узора в

полосе (снежинки и веточки ели)

Уметь рисовать узоры  в полосе  (по образцу); знать последовательность выполнения рисунка

 

 

16

Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.)

Уметь узнавать в репродукциях художе­ственных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства

 

 

 

17

Рисование на тему «Нарядная елка»

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги

 

 

 

18

Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма)

Уметь рисовать узоры на рукавичке  (по образцу); знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

 

19

Рисование симметричного узора

по образцу

Уметь рисовать симметричный узор по образцу; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

20

Рисование на тему «Елка зимой в лесу»

Уметь правильно распределять величину изображения в зави­симости от размера листа бумаги

 

 

21

Рисование с натуры молотка

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

 

22

Рисование с натуры теннисной ракетки

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

 

23

Беседа по кар­тинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» 

Уметь узнавать в репродукциях художе­ственных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства

 

 

 

24

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». Беседа  на тему «Иллюстрирование сказок» (И. Билибин)

Уметь правильно распределять величину изображения в зави­симости от размера листа бумаги

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Декоративное рисование — оформление поздравитель­ной открытки к 8 Марта

Уметь правильно распределять величину изображения в зави­симости от размера листа бумаги; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

 

26

Рисование по образцу орнамента из квадратов

Уметь рисовать по образцу орнамент из квадратов; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

27

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

 

28

Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливает­ся из картона)

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя­того предмета посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

 

29

Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Сав­расов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисо­вание с натуры весенней веточки

Уметь узнавать в репродукциях художе­ственных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства

 

 

30

Рисование на тему «Дере­вья весной

Уметь правильно распределять величину изображения в зави­симости от размера листа бумаги

 

 

 

31

Рисование на тему

«Праздник Победы» (праздничный салют)

Уметь правильно распределять величину изображения в зави­симости от размера листа бумаги; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

32

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма)

Уметь рисовать узоры в квадрате;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; знать последовательность выполнения рисунка

 

 

 

33

Рисование с натуры куста земляники с цветами

Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности

 

 

 

34

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи «Березовая роща», А. Пластов «Сенокос»)

Уметь узнавать в репродукциях художе­ственных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства

 

 

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса:

      Учащиеся должны уметь:

      правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

      самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
      ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

      правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
      делить лист на глаз на две и четыре равные части;

      анализировать с помощью учителя строение предмета;

      изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

      рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
      в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
      различать и называть цвета и их оттенки;

      узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

      анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.