Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25» с учётом Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и на основе авторской программы Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. Изобразительное искусство (М.: Просвещение, 2015).
Изучение курса «Изобразительное искусство» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Ø воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
Ø развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:
Ø развивать способности к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
Ø совершенствовать эмоционально-образного восприятие произведений искусства и окружающего мира;
Ø развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
Ø формировать первоначальные знания о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
Ø совершенствовать элементарную художественную грамоту; формировать художественный кругозор и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи на 2020– 2021 учебный год:
1. Достичь 100% успеваемости обучающихся по предмету.
2. Достичь 15% охвата детей в мероприятиях по предмету, направленных на выявление одаренности.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 34 часа в год. (1 час в неделю; 34 учебные недели).
Рабочая программа ориентирована на УМК «Перспектива»,
«Изобразительное искусство» авторов Т. Я. Шпикалова и Л.В. Ершова.4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Рабочая программа ориентирована на УМК:
1. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразовательных организаций. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова.М.: Просвещение, 2015г.
2. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Методическое пособие к учебнику
Изобразительное искусство 4 класс, М.: «Просвещение», 2015г
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты:
ü формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
ü формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ü формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
ü овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
ü принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
ü формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; ü развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
ü развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
ü формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты Познавательные:
ü овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств её осуществления;
ü освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
ü формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
ü формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
ü использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
ü активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
ü использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
ü овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
ü овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
ü готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
ü определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контрольв совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; ü овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Регулятивные:
ü Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
ü Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
ü Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные результаты:
ü сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли духовнонравственном развитии человека;
ü сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
ü овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
ü овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
ü формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
ü узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
ü сравнивать различные виды изобразительных искусств (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
ü применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественной творческой деятельности;
ü полученные знания и умения использовать в практической и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства при посещении художественных выставок и музеев изобразительного искусства и народного декоративно-прикладного творчества.
Восхититесь вечно живым миром красоты. (11 ч) «Целый мир от красоты». Пейзаж.
Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки.
Мой край родной. Моя земля. Пейзаж.
Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция.
Птицы – символ света, счастья и добра. Декоративная композиция.
Конь-символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция.
Связь поколений в традиции Городца. Декоративная композиция.
Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет.
Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж.
Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению.
Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека.(14 ч)
Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений.
Групповой портрет.
«Двенадцать братьев друг за другом бродят…» Декоративно-сюжетная композиция.
Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке.
Новогоднее настроение. Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов.
Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки.
Зимние фантазии. Наброски и зарисовки.
Зимние картины. Сюжетная композиция.
Ожившие вещи. Натюрморт.
Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт.
Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр.
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция. Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.
Орнамент.
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция.
Восхитись созидательными силами природы и человека. (9 ч) Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката.
Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа.
Русский мотив. Весенний пейзаж.
Всенародный праздник – День Победы. Образы защитников Отечества.
«Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Изготовление медали.
Орнаментальный образ в веках. Р/к Узоры народов ханты и манси. Итоговый тест за год.
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты) Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиральлетящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.
Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.
д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда,норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например,А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например,Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажиродной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционнойкультуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалови средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представлениео роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные,растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши,карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Виды и формы контроля:
ü Вводный контроль: творческая работа на дом; собеседование с учащимися.
ü Текущий контроль художественной деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы: индивидуальные творческие работы учащихся.
ü Рубежный контроль: этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки, просмотра работ.
ü Итоговый контроль - конкурс рисунка, творческих работ, проект, викторина, тест, контрольно-измерительные материалы.
№ раздела п\п |
Название темы раздела |
Количество часов |
1. |
Восхититесь вечно живым миром красоты. |
11 |
2. |
Любуйся ритмами в жизни природы и человека. |
14 |
3. |
Восхитись созидательными силами природы и человека. |
9 |
|
Итого: |
34 |
4. Календарно-тематическое планированиепо изобразительному искусству, 4 класс
№ п/п
|
Номе р разде ла и темы урока |
Дата 4 - а |
Тема урока |
Кол- во часо в |
Примечание Причина корректировки |
|
|
|
|||||
|
|
|
Раздел I. Восхититесь вечно живым миром красоты(11 часов) |
|||
1. |
1.1 |
04.09 |
|
«Целый мир от красоты». Пейзаж. |
1 |
|
2. |
1.2 |
11.09 |
|
Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки. |
1 |
|
3. |
1.3 |
18.09 |
|
Мой край родной. Моя земля. Пейзаж. |
1 |
|
4. |
1.4 |
25.09 |
|
Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция. |
1 |
|
5. |
1.5 |
02.10 |
|
Птицы – символ света, счастья и добра. Декоративная композиция. |
1 |
|
6. |
1.6 |
09.10 |
|
Конь-символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция. |
1 |
|
7. |
1.7 |
16.10 |
|
Связь поколений в традиции Городца. Декоративная композиция. |
1 |
|
8. |
1.8 |
23.10 |
|
Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет. |
1 |
|
9. |
1.9 |
30.10 |
|
Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж. |
1 |
|
10. |
1.10 |
13.11 |
|
Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению. |
1 |
|
11. |
1.11 |
20.11 |
|
Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. |
1 |
|
|
|
|
Раздел II.Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 часов) |
|||
12. |
2.1 |
27.11 |
|
Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет. |
1 |
|
13. |
2.2 |
04.12 |
|
«Двенадцать братьев друг за другом бродят…» Декоративно- |
1 |
|
|
|
|
|
сюжетная композиция. |
|
|
14. |
2.3 |
11.12 |
|
Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке. |
1 |
|
15. |
2.4 |
18.12 |
|
Новогоднее настроение. Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов. |
1 |
|
16. |
2.5 |
25.12 |
|
Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки. |
1 |
|
17. |
2.6 |
|
|
Зимние фантазии. Наброски и зарисовки. |
1 |
|
18. |
2.7 |
|
|
Зимние картины. Сюжетная композиция. |
1 |
|
19. |
2.8 |
|
|
Ожившие вещи. Натюрморт. |
1 |
|
20. |
2.9 |
|
|
Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт. |
1 |
|
21. |
2.10 |
|
|
Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. |
1 |
|
22. |
2.11 |
|
|
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция. |
1 |
|
23. |
2.12 |
|
|
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Орнамент. |
1 |
|
24. |
2.13 |
|
|
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция. |
1 |
|
25. |
2.14 |
|
|
Народная расписная картинка-лубок.Декоративная композиция. |
1 |
|
|
Раздел III.Восхитись созидательными силами природы и человека (9 часов) |
|||||
26. |
3.1 |
|
|
Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката. |
1 |
|
27. |
3.2 |
|
|
Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа. |
1 |
|
28. |
3.3 |
|
|
Русский мотив. Весенний пейзаж |
1 |
|
29. |
3.4 |
|
|
Русский мотив. Весенний пейзаж |
1 |
|
30. |
3.5 |
|
|
Всенародный праздник – День Победы. Образы защитников Отечества. |
1 |
|
31. |
3.6 |
|
|
«Медаль за бой, за труд из одного металла льют». |
1 |
|
|
|
|
|
Изготовление медали. |
|
|
32. |
3.7 |
|
|
Орнаментальный образ в веках. Р/к Узоры народов ханты и манси. |
1 |
|
33. |
3.8 |
|
|
Орнаментальный образ в веках. Р/к Узоры народов ханты и манси. |
1 |
|
34. |
3.9 |
|
|
Итоговый тест за год. |
1 |
|
Цифровые образовательные ресурсы:
1.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Образовательные Интернет-порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
6. Школьный портал http://www.portalschool.ru
7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.ict.edu.ru
8. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
9. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru
10. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru 11.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
12. Образовательный портал «Инфоурок»
https://infourok.ru/
13. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» https://my-uchi.ru/
14.Образовательный портал «Знанио»
https://znanio.ru/
15. Образовательная онлайн-платформа «Videouroki.net» https://videouroki.net/
16. Образовательный портал «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru/
17. Образовательный портал «Продлёнка» https://www.prodlenka.org/
18. Образовательная социальная сеть nsportal.ru
https://nsportal.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.