ИЗОБРАЗИТЕЛЬНое искусство
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочие программы соответствуют нормативно-правовыми документами:
· Федеральному образовательному стандарту начального общего образования с изменениями и дополнениями;
· примерным образовательным программам по учебным предметам начального общего образования;
· основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
· учебному плану МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
· федеральному перечню учебников;
· Положению о рабочей программе МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
Цели курса: развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности
Задачи курса:
· воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
· приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
· реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
· развитие воображения, образного мышления пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
· освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-
прикладных, архитектуре и дизайне их роли в жизни человека и общества;
· овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Согласно календарному учебному графику МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска» предмет «Изобразительное искусство» реализуется в полном объёме из расчёта 1 час в неделю.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета- изо
Личностные УУД:
· положительно относиться к урокам изобразительного искусства.
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные УУД:
- названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
- элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д.)
- о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;
- с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
- правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
- применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
- рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции – аппликации.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания
2.Содержание программы – изо
Рисование с натуры (8 ч)
Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.
Рисование на темы, по памяти и представлению (14 ч)
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение
композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.
Декоративная работа (8 ч)
Народное и современное декоративно‑прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием орнаментальной и сюжетно‑декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.
Лепка (2 ч)
Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды г. Скопина, рельефных изразцов Лепка героев русских народных сказок.
Беседы (3 ч)
Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света», «Литература, музыка,
театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
3.Тематическое планирование- изо
№ |
Тема |
количество часов |
1 |
В гостях у красавицы осени |
8ч |
2 |
В мире сказок |
7ч |
3 |
Красота в умелых руках |
11ч |
4 |
Пусть всегда будет солнце… |
6ч |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема |
Основные виды деятельности |
Раздел 1: Осень на пороге(8ч) |
|||
1 |
6.09 |
Путешествуя по земному шару. «Летний пейзаж» |
Анализировать изображаемые предметы, выделяя особенности конструкции, формы, пространственного положения, а также цвета и распределения светотени на поверхности предмета. Использовать в работах начальные представления о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения. Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов. Использовать основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя. Владеть элементарными приемами работы пластическими скульптурными материалами для создания моделей предметов бытового окружения человека. Моделировать простейшие архитектурно-ландшафтные комплексы: макеты сада, парка |
2 |
13.09 |
Натюрморт. Фрукты и ягоды |
|
3 |
20.09 |
Конструкция предметов. Ваза |
|
4 |
27.09 |
Натюрморт. Цветы |
|
5 |
4.10 |
Натюрморт. Осенние листья |
|
6 |
11.10 |
Лепка. Чудо-кувшины |
|
7 |
18.10 |
Иллюстрирование сказки П. Бажова «Каменный цветок» |
|
8 |
25.10 |
Конструкция предметов. Коробка |
|
Раздел 2: Город чудный, город славный(7ч) |
|||
9 |
8.11 |
Пейзаж. Колорит |
Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности. Выполнять цветовые композиции на передачу характера природных явлений. Передавать характер природных явлений выразительными средствами живописи (цвет, колорит, цветовой контраст, гармония цветовых оттенков). Иметь представление о живописных пейзажах русских и зарубежных художников. Применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цвете. Изображать здания различной формы, использовать простые формы для создания сложных выразительных образов в рисунке и живописи. Моделировать архитектурные формы из различных материалов. |
10 |
15.11 |
Пейзаж. Утро, день, вечер |
|
11 |
22.11 |
Декоративное рисование. Сказочный лес |
|
12 |
29.11 |
Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» |
|
13 |
6.12 |
Городской пейзаж. Перспектива |
|
14 |
13.12 |
Городское здание из геометрических тел |
|
15 |
20.12 |
Праздничный город |
|
Раздел 3: В мире искусства(11ч) |
|||
16 |
10.01 |
Автопортрет |
Проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства. Создавать графическими и живописными средствами выразительные образы человека. Передавать в рисунках и лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Иметь представление о деятельности художника-иллюстратора. Понимать изобразительную природу театра и роль художника в театре. Называть ведущие центры лаковой миниатюры |
17 |
17.01 |
Автопортрет |
|
18 |
24.01 |
Портрет одноклассника |
|
19 |
31.01 |
Событие школьного дня |
|
20 |
7.02 |
Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
|
21 |
14.02 |
Человек в движении |
|
22 |
21.02 |
Человек в движении |
|
23 |
28.02 |
Лепка. Герои сказок |
|
24 |
7.03 |
Иллюстрирование сказки «Садко» |
|
25 |
14.03 |
Декоративное рисование. Роспись шкатулки |
|
26 |
21.03 |
Весна |
|
Раздел 4: Наш красивый дом(6) |
|||
27 |
4.04 |
Город будущего |
Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием. Иметь представление о видах современного декоративно-прикладного искусства и дизайна, об украшении домов и предметов быта. Овладеть начальными сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д. Выполнять изображения интерьера и отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы. Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Создавать изображения интерьера, эскизы предметов быта, транспорта, эскизы плакатов |
28 |
11.04 |
Рисунок комнаты |
|
29 |
18.04 |
Аппликация. Открытка к 9 Мая |
|
30 |
25.04 |
Лепка. Рельефные изразцы |
|
31 |
16.05 |
Итоговая контрольная работа |
|
32 |
23.05 |
Летний день |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.