Ростовская область Кашарский район п. Красный колос
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноколоссовская основная общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Красноколоссовской ООШ Приказ от «___» августа 2020 №___ ________ Сметанина В.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _изобразительному искусству___________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
___________основное общее образование, 6 класс______________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Учитель_______Воронина Марина Анатольевна______________________
Программа разработана на основе: ФГОС, программы основного общего образования по изобразительному искусству, программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского.__ – М.: «Просвещение» 2014 г._____________________________________________
Учебник: Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс./ Л.А.Неменская под. ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2017г.________
Количество часов по учебному плану |
35 час |
|
Всего за учебный год |
34 ч. |
|
В т.ч. |
на I полугодие |
15 ч. |
на II полугодие |
19 ч. |
Учебный год 2020 – 2021
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 6 КЛАСС.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Ученик научится:
- место и значение изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- основные этапы развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусств.
Ученик получит возможность:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел №1. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка».
Тема 1. Изобразительное искусство. Семья пластических искусств.
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Тема 2. Рисунок — основа изобразительного творчества.
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Тема 3. Рисунок — основа изобразительного творчества. К/р «Летние впечатления».
Определить уровень подготовки обучающихся, расширить знания о разнообразных возможностях художественных материалов.
Тема 4. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Тема 5. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Тема 6. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Тема 7. Объемные изображения в скульптуре.
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
Тема 8. Основы языка изображения. К/р. «Осенний букет».
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Раздел №2. «Мир наших вещей. Натюрморт».
Тема 9. Реальность и фантазия в творчестве художника.
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Тема 10. Изображение предметного мира — натюрморт.
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Тема 11. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Тема 12. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Тема 13. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Тема 14. Цвет в натюрморте.
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Тема 15. Выразительные возможности натюрморта. К/р. «Мой натюрморт».
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Раздел №3. «Вглядываясь в человека. Портрет».
Тема 16. Образ человека — главная тема искусства.
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Тема 18. Конструкция головы человека и ее пропорции.
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Тема 17. Изображение головы человека в пространстве.
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Тема 19. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Тема 20. Портрет в скульптуре.
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Тема 21. Сатирические образы человека.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Тема 22. Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Тема 23. Портрет в живописи.
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого. аналитические зарисовки композиций портретов известных художников в технике акварельной живописи.
Тема 24. Роль цвета в портрете.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура. работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору).
Тема 25. Великие портретисты. Портрет в изобразительном искусстве XX века. (Обобщение темы).
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Раздел №4. « Человек и пространство в изобразительном искусстве».
Тема 26. Жанры в изобразительном искусстве.
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Тема 27. Изображение пространства.
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
Тема 28. Правила линейной и воздушной перспективы.
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Тема 29. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Тема 30 – 31. Пейзаж-настроение. Природа и художник.
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Тема 32 – 33. Пейзаж в русской живописи. Городской пейзаж.
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.
Тема 34. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. (Обобщение темы).
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Выставка и анализ работ. Подведение итогов года.
III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ.
В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Красноколоссовской ООШ, расписанием на 2020 – 2021 учебный год количество часов по изобразительному искусству в 6 классе составляет 1 час в неделю – 35 часов в год.
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 875 «О переносе выходных дней в 2020 году», проект Постановления Правительства Российской Федерации "О переносе выходных дней в 2021 году" (подготовлен Минтрудом России 08.09.2020г.), произошло уплотнение учебного материала до 34 часов в год. Недостаток учебного времени компенсирован путем интеграции тем курса.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела. Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
1 четверть – 8 ч. |
||||
Раздел №1. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка». |
8 ч. |
|
|
|
1. |
Изобразительное искусство. Семья пластических искусств. |
1 |
02.09 |
|
2. |
Рисунок — основа изобразительного творчества. |
1 |
09.09 |
|
3. |
Рисунок — основа изобразительного творчества. К/р. «Летние впечатления». |
1 |
16.09 |
|
4. |
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. |
1 |
23.09 |
|
5. |
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. |
1 |
30.09 |
|
6. |
Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. |
1 |
07.10 |
|
7. |
Объемные изображения в скульптуре. |
1 |
14.10 |
|
8. |
Основы языка изображения. К/р. «Осенний букет». |
1 |
21.10 |
|
2 четверть – 7 ч. |
||||
Раздел №2. «Мир наших вещей. Натюрморт» |
7ч. |
|
|
|
9. |
Реальность и фантазия в творчестве художника. |
1 |
11.11 |
|
10. |
Изображение предметного мира — натюрморт. |
1 |
18.11 |
|
11. |
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. |
1 |
25.11 |
|
12. |
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. |
1 |
02.12 |
|
13. |
Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. |
1 |
09.12 |
|
14. |
Цвет в натюрморте. |
1 |
16.12 |
|
15. |
Выразительные возможности натюрморта. К/р. «Мой натюрморт». |
1 |
23.12 |
|
3 четверть – 10 ч. |
||||
Раздел №3. «Вглядываясь в человека. Портрет». |
(10 ч.) |
|
|
|
16. |
Образ человека — главная тема искусства. |
1 |
13.01 |
|
17. |
Конструкция головы человека и ее пропорции. |
1 |
20.01 |
|
18. |
Изображение головы человека в пространстве. |
1 |
27.01 |
|
19. |
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. |
1 |
03.02 |
|
20. |
Портрет в скульптуре. |
1 |
10.02 |
|
21. |
Сатирические образы человека. |
1 |
17.02 |
|
22. |
Образные возможности освещения в портрете. |
1 |
24.02 |
|
23. |
Портрет в живописи. |
1 |
03.03 |
|
24. |
Роль цвета в портрете. |
1 |
10.03 |
|
25. |
Великие портретисты. Портрет в изобразительном искусстве XX века. (Обобщение темы). |
1 |
17.03 |
|
4 четверть – 9 ч. |
||||
Раздел №4. « Человек и пространство в изобразительном искусстве» |
8 ч. |
|
|
|
26. |
Жанры в изобразительном искусстве. |
1 |
31.03 |
|
27. |
Изображение пространства. |
1 |
07.04 |
|
28. |
Правила линейной и воздушной перспективы. |
1 |
14.04 |
|
29. |
Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства. |
1 |
21.04 |
|
30-31. |
Пейзаж-настроение. Природа и художник. |
1 |
28.04 05.05 |
|
32-33. |
Пейзаж в русской живописи. Городской пейзаж. |
2 |
12.05 19.05 |
|
34. |
Проект: «Выразительные возможности изобразительного искусства». Язык и смысл. (Обобщение темы). |
1 |
26.05 |
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Красноколоссовская ООШ от «___» августа 2020 г. №1 Сметанина В.Н._ /________/ Ф.И.О. руководителя МС подпись |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Воронина М.А. /________/ «___» августа 2020 года |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольно-измерительные материалы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.