Рабочая программа по ИЗО 6 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по ИЗО 6 класс

Оценка 4.8
docx
15.10.2021
Рабочая программа по ИЗО 6 класс
изо 6 класс 2022.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области

 

 

 

                                                                     «УТВЕРЖДАЮ»

                                          Директор МОУ СОШ №10  _____________ А.В.Неретин     

                                                                                      Приказ №__________ от   30.08.2021г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Изобразительное искусство»

 базовый уровень, ФГОС

6 класс

Учитель Матвеенкова Т.В.

 

                                                                                                                           Составитель:

                                                                                                                                                            Ф.И.О. учитель Матвеенкова Т.В.

                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая рабочая учебная программа составлена на базе следующих нормативных документов:

·федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020 г.);

·федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.12.2010 г. № 1897 (в редакции приказа за Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577);

·письма Минобрнауки России от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

·основной образовательной программы основного общего образования  МОУ СОШ №10;

·примерной программы основного общего образования по изобразительной деятельности 6 класс. Базовый уровень.

·На основе авторской рабочей программы  Изобразительной искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников для 5-8 классов: учебное пособие для общеобразовательных организаций, Изобразительное искусство. 6 класс/  Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2021.-191с.

·положения о рабочей программе МОУ СОШ №10;

·учебного плана МОУ СОШ №10 на 2021 – 2022 учебный год;

·федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции приказа от 22.11.2019 г № 632).

 

Общие цели учебного предмета

·   формирование осознания значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

·   развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

·   развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

·   формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

         воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

         формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

         формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

         формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

         развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

         формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

         осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

         развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

         умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

         умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

         умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

         умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

         владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

·         формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

·         развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной

·         развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

·         освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

·         воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

·         приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

·         приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

·         развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

·         осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

·         развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 ч)

 

        Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуро-строительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.

       Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.

       Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.

       Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.

       Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

 

Виды изобразительного искусства и основы образного языка – 8 часов

 

       Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.

       Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.

 

 

 

         Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

 

         Искусство и его виды. Пространственные и временны е виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды. Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника?         Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей. 

        Роль пространственных искусств в создании предметно-пространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире.

       Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

       Художник и зритель: художественный диалог. Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия. Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя.

       Задание: участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные).

 

      Художественные материалы.

 

      Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа.

      Художественный материал и художественный изобразительный язык.

      Художественный материал и художественная техника.

      Основные скульптурные материалы: особенности их выразительности и применения.

       Графические материалы и их особенности.

      Живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника.

      Задание: выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель и др.).

      Материалы: живописные и графические материалы, бумага.

 

      Рисунок — основа изобразительного творчества.

 

      Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств.

      Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение.

      Выразительные возможности графических материалов.

      Навыки работы с графическими материалами.

      Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.

      Задание: выполнение зарисовок с натуры отдельных растений, травинок, веточек, соцветий или простых мелких предметов.

        Материалы: карандаши разной твёрдости, уголь, фломастер, гелиевая ручка, тушь (на выбор учителя), бумага.

 

        Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.

 

        Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений.

        Условность и образность линейного изображения.

        Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров.

        Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.).

        Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.

 

       Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

 

       Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта.

       Тон и тональные отношения: тёмное и светлое. Тональная шкала. Понятие тонального контраста. Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый) контраст.

       Характер поверхности пятна — понятие фактуры. Граница пятна.

       Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно.

       Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

       Материалы: чёрная и белая гуашь, кисти, белая бумага или бумага для аппликаций, клей.

 

       Цвет. Основы цветоведения.

 

       Понятие цвета в изобразительном искусстве.

       Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком.

       Цветовой спектр, радуга. Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов.

       Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета.

       Насыщенность цвета, светлота цвета, цвето-тональная шкала.

       Восприятие цвета — ощущения, впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен.

       Символическое значение цвета в различных культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше восприятие.

        Задания: 1. Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. 2. Создание фантазийных изображений сказочных царств с использованием ограниченной палитры и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.).

        Материалы: гуашь, кисти, бумага.

 

       Цвет в произведениях живописи.

 

       Эмоциональное восприятие цвета человеком.

       Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах.

       Искусство живописи.

       Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие тёплого и холодного цвета.

       Понятие «локальный цвет».

       Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника.

       Умение видеть цветовые отношения.

      Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.

       Задание: изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием (яркий, радостный букет золотой осени, времени урожаев и грустный, серебристый, тихий букет поздней осени).

       Материалы: гуашь (или акварель, акрил, темпера), кисти, бумага.

 

      Объёмные изображения в скульптуре.

 

      Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа.

      Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением.

      Характер материала в скульптуре: глина (терракота, майолика, фаянс), камень (гранит, мрамор, известняк), металл (бронза, медь, железо), дерево и др. Выразительные свойства разных материалов и применение их в различных видах скульптуры.

      Особенности восприятия скульптурного произведения зрителем, зрительские умения. Обход как важнейшее условие восприятия круглой пластики.

      Задание: создание объёмных изображений животных в разных материалах.

      Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.

 

 

       Основы языка изображения (обобщение темы).

 

       Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке изобразительного искусства как о языке выразительной формы. Художественные материалы и их выразительные возможности. Художественное творчество и художественное мастерство. Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности, зрительские умения.

       Культуро-созидающая роль изобразительного искусства.

       Задания: участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа и подведения итогов изучения материала; обсуждение художественных особенностей работ.

 

Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)

 

       История развития жанра натюрморта в контексте развития художественной культуры.

       Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника.

       Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.

       Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет).

 

      Реальность и фантазия в творчестве художника.

 

       Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в  творческой деятельности художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком.

       Выражение авторского отношения к изображаемому.

       Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства.

       Задание: участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников.

 

       Изображение предметного мира — натюрморт.

 

       Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусстве к правдоподобному изображению реального мира.

       Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства.

       Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

       Плоскостное изображение и его место в истории искусства.

       Ритм в предметной композиции.

       Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с решением задачи их композиционного, ритмического размещения на листе (в технике аппликации).

       Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

 

       Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

 

       Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы.

       Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия форм.

       Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение видеть конструкцию сложной формы.

       Задания: 1. Изображение с натуры силуэтов двух-трёх кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур.

       Материалы: карандаш, бумага или материалы для аппликации. 2. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

       Материалы: листы белой (ксероксной) бумаги, клей, ножницы.

 

       Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

 

       Плоскость и объём. Изображение трёхмерного пространственного мира на плоскости.

       Задачи изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание личности человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Изображение как окно в мир и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы.

       Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел.

       Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений.           Изображение окружности в перспективе, ракурс.

       Задания: 1. Создание линейных изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел, выполненных из бумаги или из гипса (свободные зарисовки карандашом без использования чертёжных принадлежностей). 2. Изображение с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел.

       Материалы: карандаш, бумага.

 

      Освещение. Свет и тень.

 

      Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения.

      Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».

      Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и тёмного как средство построения композиций драматического содержания.

       Возрастающее внимание художников в процессе исторического развития к реальности и углублению внутреннего пространства изображения.     Появление станковой картины. Картина-натюрморт XVII—XVIII веков.

      Задания: 1. Выполнение быстрых зарисовок геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением с целью изучения правил объёмного изображения.

      Материалы: карандаш, бумага. 2. Изображение (набросок) драматического по содержанию натюрморта, построенного на контрастах светлого и тёмного.

      Материалы: гуашь (тёмная и белая — две краски), кисть, бумага или два контрастных по тону листа бумаги — тёмный и светлый (для аппликации).

 

      Натюрморт в графике.

 

      Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники.

      Печатная графика и её виды.

      Гравюра и различные техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп — оттиск печатной формы.

      Задания: 1. Выполнение графического натюрморта с натурной постановки или по представлению.

      Материалы: уголь или чёрная тушь, перо или палочка, бумага. 2. Создание гравюры наклейками на картоне (работа предполагает оттиски с аппликации на картоне).

      Материалы: листы картона, резак и ножницы, клей, одноцветная гуашь или типографская краска, тонкий лист бумаги, фотовалик и ложка.

 

      Цвет в натюрморте.

 

      Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей.

      Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен.

      Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

      Задания: 1. Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т. д.). Материалы: гуашь, кисти, большие листы бумаги. 2. Выполнение натюрморта в технике монотипии.

      Материалы: краска, бумага.

 

      Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

 

      Предметный мир в изобразительном искусстве.

      Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о себе самих.

      Жанр натюрморта и его развитие.

      Натюрморт в искусстве XIX—XX веков.

      Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

      Задание: создание натюрморта, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет» (натюрморт как рассказ о себе).

      Материалы: гуашь, кисти или пастель, восковые мелки, бумага.

 

Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч)

 

      Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох.

      Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

      Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет).

      Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

 

     Образ человека — главная тема искусства.

 

      Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определённого реального человека.

      Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени.

      Парадный портрет и лирический портрет.

      Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

      Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художники-портретисты

      Задание: участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре.

 

      Конструкция головы человека и её основные пропорции.

 

      Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.

      Подвижные части лица, мимика.

      Задание: выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесёнными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и т. д.).

      Материалы: бумага для фона и аппликации, клей, ножницы.

 

 

      Изображение головы человека в пространстве.

 

      Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей Большая форма и детализация.

      Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм.     Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

      Беседа и рассматривание рисунков мастеров.

      Задание: зарисовки объёмной конструкции головы, движения головы относительно шеи; участие в диалоге о рисунках мастеров.

      Материалы: карандаш, бумага. головы, соотношение головы и шеи.

 

      Портрет в скульптуре.

 

      Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

      Скульптурный портрет литературного героя.

      Задание: создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

      Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка (пластиковая дощечка).

 

      Графический портретный рисунок

 

      Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

      Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение изображения на листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала.

      Задание: создание рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника (с натуры).

      Материалы: уголь, бумага.

 

       Сатирические образы человека

 

       Правда жизни и язык искусства. Ху­дожественное преувеличение. Отбор де­талей и обострение образа. Сатириче­ские образы в искусстве.

       Карикатура. Дружеский шарж.

       Изображение дружеского шаржа.

       Задание: создание сатирических об­разов литературных героев или друже­ских шаржей.

       Материалы: тушь, перо, бумага.

 

       Образные возможности освещения в портрете

 

       Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освеще­ния при создании образа. Изменение образа человека при различном осве­щении.

       Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освеще­ния.

       Задание: наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с по­мощью аппликации, монотипии) голо­вы в различном освещении.

       Материалы: гуашь (три краски — темная, теплая и белая), кисти, бумага или материалы для аппликации, моно­типии.

 

       Роль цвета в портрете

 

       Цветовое решение образа в портре­те. Эмоциональное воздействие цвета. Соотношение портретного изображе­ния и его фона как важнейшей состав­ляющей образа. Цвет и тон (темное — светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, ха­рактера и индивидуальности героя портрета.

      Цвет и живописная фактура.

      Задание: создание портрета знако­мого человека или литературного героя.

     Материалы: пастель или восковой мелок (для линейного наброска), гу­ашь, кисть, пастель (для завершения образа), бумага.

 

     Великие портретисты прошлого

 

     Нарастание глубины образа челове­ка в истории европейского и русского искусства. Выражение творческой ин­дивидуальности художника в созданных им портретных образах.

     Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

     Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

     Задание: создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга).

     Материалы: гуашь, кисть, бумага.

 

     Портрет в изобрази­тельном искусстве XX века

 

      Особенности и направления разви­тия портретного образа и изображения человека в европейском искусстве XXвека. Знаменитые мастера евро­пейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модилья­ни, С. Дали, Э. Уорхол и др.).

      Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве XXвека. Сложность и глубина внутреннего ми­ра человека, связь человека с историей своей страны, стремление выразить правду жизни в образе человека своего времени, трагизм в жизни человека, красота устремленности и созидатель­ной силы человека, красота молодости и многие другие темы в лучших работах отечественных портретистов XX века. 

     Задание: участие в выставке лучших работ класса; посещение художествен­ного музея, выставки.

 

Человек и пространство. Пейзаж (6 ч)

 

     Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.      Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

 

     Жанры в изобрази­тельном искусстве

     Жанры в изобразительном искус­стве: натюрморт, портрет, пейзаж, бы­товой жанр, исторический жанр.

     Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изоб­ражено. То, что этим хотел сказать ху­дожник, называется «содержанием про­изведения».

     Историческое развитие жанров и изменения в видении мира. История жанров и целостное представление о развитии культуры.

     Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства.

     Задание: участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа.

 

     Изображение про­странства

 

     Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения пространства в различные эпохи. Особенности системы изображе­ния в культурах Древнего Востока: Древ­ний Египет, Месопотамия. Простран­ственное изображение предмета и его развитие в искусстве античного мира. Символическое пространство в искусстве Средневековья. Обратная перспек­тива и зримый мир духовных образов. Потребность в изучении реально наблюдаемого мира в эпоху Возрожде­ния. Изображение глубины простран­ства, присутствие наблюдателя и откры­тие правил линейной перспективы. Картинная плоскость и пространство изображения, организованное художни­ком. Перспектива как одно из худо­жественных средств выражения, как форма определенного содержания, обу­словленного культурой эпохи и миро­воззрением художника.

    Задание: изготовление «сетки Аль-берти» и исследование правил перспек­тивы в помещении и на улице; созда­ние простых зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений.

    Материалы: карандаш, бумага.

 

    Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

 

    Навыки изображения уходящего вдаль пространства.

     Схема построения перспективы. Присутствие наблюдателя. Точка зре­ния. Линия горизонта. Точка схода па­раллельных линий, пространственные сокращения.

     Прямая и угловая перспектива.

     Представления о высоком и низком горизонте.

     Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изме­нения контрастности. Изменения тона и цвета предметов по мере удаления.

     Задание: изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воз­душной перспективы.

     Материалы: карандаш, гуашь (ог­раниченной палитры), кисти, бумага.

 

     Пейзаж — большой мир

 

     Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изобра­жения пейзажа в Древнем Китае. Пей­заж как фон и место события в    европейском искусстве. Появление картины-пейзажа как самостоятельного жанра. Пейзаж эпический и романти­ческий в классическом искусстве.   Пей­заж как выражение величия и значи­тельности нашего мира. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Организация перспективного прост­ранства в картине. Земля и небо. Роль формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

     Задание: изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и т. д. (работа инди­видуальная или коллективная с исполь­зованием аппликации для изображения уходяших планов и наполнения их де­талями). 

     Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей для аппликации.

 

     Пейзаж настроения. Природа и художник.

 

     Изменчивость состояний природы при разной погоде (сумрак, туман, сол­нечная погода) в разное время суток (ут­ро, вечер, полдень). Роль освещения в природе в природе. Изменчивость цветовых состо­яний в природе и умение их наблюдать.

Живопись на природе — пленэр. Импрессионизм — направление в жи­вописи XIX в. Задача изображения но­вых колористических впечатлений. Постимпрессионизм. Состояние в при­роде и настроение художника, его внутренний мир. Роль колорита в пей­заже настроения. Наблюдение цветовых состояний и освещения в реальном ок­ружающем мире.

     Задания: 1. Создание пейзажа наст­роения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состоя­ния в природе (например, утро или ве­чернее солнце, впечатления наступаю­щей весны). 2. Создание пейзажа на передачу цветового состояния (напри­мер, «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Весенний мотив» и др.).

     Материалы: гуашь, кисти, бумага.

 

 

 

     Пейзаж в русской живописи

 

     История формирования художест­венного образа природы в русском ис­кусстве.

     Образ природы в произведениях А. Венецианова и его учеников. А. Саврасов. Картина «Грачи приле­тели». Эпический образ России в произве­дениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и значение его творчества для развития российской культуры. 

     Задание: разработка творческого за­мысла и создание композиционного жи­вописного пейзажа (на темы: «Страна моя родная», «Дали моей Родины» или на основе выбранного литературного образа природы в творчестве А. С. Пуш­кина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина. 

     Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.

 

     Пейзаж в графике

 

     Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных ху­дожников.

     Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выра­зительность графических образов вели­ких мастеров.

     Средства выразительности в графи­ческом рисунке и многообразие графи­ческих техник.

     Печатная графика и ее роль в раз­витии культуры.

     Задание: создание графической ра­боты на тему «Весенний пейзаж».

     Материалы: графические материа­лы (по выбору).

 

     Городской пейзаж

 

     Жанр городского пейзажа и его раз­витие в истории искусства.

     Достоверность и фантазия в изобра­жении города во времена готики и Воз­рождения. Жанр архитектурных фанта­зий и панорамные городские пейзажи.

     Появление городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи старинной Москвы, Санкт-Петербурга, других русских городов. Значение этих произ­ведений для современной культуры.

     Образ города в искусстве XX в. Раз­нообразие в понимании образа города: как урбанистическое противостояние природе и как обжитая, многосложная среда современной жизни. Романтичес­кий образ города и город как воплоще­ние истории отечественной культуры: каменная летопись истории.

     Значение охраны исторического об­раза современного города.

     Задание: создание городского пей­зажа (темы «Наш город», «Улица мое­го детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или кол­лажа (возможна коллективная работа).

     Материалы: бумага разная по тону, но сближенная по цвету, графические материалы, ножницы, клей.

 

     Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл(обобщение темы)

 

     Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей.

     Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной деятельности. Мир художественного произведения.Язык изобразительного искусства. Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения, диалог между ху­дожником и зрителем. Творческие спо­собности зрения. Деятельность зрителя и личностный смысл восприятия искус­ства.      Восприятие искусства и искусство восприятия мира.

     Задание: участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ; посещение музея изобразительного искусства.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

количество в неделю 1 ч  (34 недели)

 

 

  №

             Темы раздела

Авторская рабочая

программа

Рабочая

программа

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

 

8

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

 

8

8

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

 

12

12

4

Человек и пространство. Пейзаж.

 

6

6

 

Всего

 

34 ч.

34 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема  урока

 

Кол-во часов

Сроки прохождения

Сроки прохождения

Скорректированные сроки

 

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

 

8

 

 

1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

 

1

01.09-03.09

 

2

Художественные материалы

 

1

06.09-10.09

 

3

Рисунок – основа изобразительного творчества

 

1

13.09-17.09

 

4

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий

 

1

20.09-24.09

 

5

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

 

1

27.09-01.10

 

6

Цвет. Основы цветоведения.

 

1

11.10-15.10

 

7

Цвет в произведениях живописи

 

1

18.10-22.10

 

8

Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения (обобщение темы)

 

1

25.10-29.10

 

 

«Мир наших вещей. Натюрморт»

 

8

 

 

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

 

1

01.11-05.11

 

10

Изображение предметного мира – натюрморт

 

1

08.11-12.11

 

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

 

1

22.11-26.11

 

12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

 

1

29.11-03.12

 

13

Освещение.   Свет и тень.

 

1

06.12-10.12

 

14

Натюрморт в графике.

 

1

13.12-17.12

 

15

Цвет в натюрморте.

 

1

20.12-24.12

 

16

Выразительные возможности натюрморта.

 

1

27.12-30.12

 

 

«Вглядываясь в человека. Портрет»

 

12

 

 

17

Образ человека   - главная тема    искусства

 

1

10.01-14.01

 

18

Конструкция головы человека и её пропорции.

 

1

17.01-21.01

 

19

Изображение головы человека в пространстве

 

1

24.01-28.01

 

20

Портрет в скульптуре

 

1

31.01-04.02

 

21

Графический портретный рисунок

 

1

07.02-11.02

 

22

Сатирические образы человека

 

1

14.02-18.02

 

23

Образные возможности освещения в портрете.

 

1

28.02-04.03

 

24

Роль цвета в портрете.

 

1

07.03-11.03

 

25

Великие портретисты прошлого

 

1

14.03-18.03

 

26

Портрет в изобразительном искусстве XX века

 

1

21.03-25.04

 

27

Жанры   в изобразительном искусстве.

 

 

1

28.03-01.04

 

28

Изображение пространства.

 

 

1

11.04-15.04

 

 

«Человек и пространство в изобразительном искусстве»

 

6

 

 

29

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

 

 

1

18.04-22.04

 

30

Пейзаж – большой мир. Пейзаж – настроение.

Природа и художник.

 

1

25.04-29.04

 

31

Пейзаж в русской живописи.

 

1

03.05-06.05

 

32

Пейзаж в графике. Городской пейзаж.

 

1

10.05-13.05

 

33

Выразительные возможности изобразительного искусства.   Язык и смысл (обобщение темы)

 

1

16.05-20.05

 

34

Резерв.

 

1

23.05-27.05

 

 

Рассмотрено на заседании

МО

Протокол №1 от 26.08.2021г.

_________ Руководитель ШМО

Т.В.Матвеенкова

 

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

_________ Н.В.Каминская

27.08. 2021 г.

 


 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 муниципального образования городской округ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 муниципального образования городской округ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая учебная программа составлена на базе следующих нормативных документов: · федерального закона от 29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая учебная программа составлена на базе следующих нормативных документов: · федерального закона от 29

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: · формирование основ художественной культуры обучающихся как части…

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: · формирование основ художественной культуры обучающихся как части…

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура

Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура

Ритм линий, ритмическая организация листа

Ритм линий, ритмическая организация листа

Эмоциональное восприятие цвета человеком

Эмоциональное восприятие цвета человеком

Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)

Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)

Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел

Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел

Натюрморт в графике.

Натюрморт в графике.

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох

Портрет в скульптуре.

Портрет в скульптуре.

Роль цвета в портрете

Роль цвета в портрете

Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа

Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа

Материалы : карандаш, гуашь (ог­раниченной палитры), кисти, бумага

Материалы : карандаш, гуашь (ог­раниченной палитры), кисти, бумага

Материалы : гуашь или акварель, кисти, бумага

Материалы : гуашь или акварель, кисти, бумага

Задание: участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ; посещение музея изобразительного искусства

Задание: участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ; посещение музея изобразительного искусства

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

Изображение пространства. 1 11

Изображение пространства. 1 11

Рабочая программа по ИЗО 6 класс

Рабочая программа по ИЗО 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021