Рабочая программа по ИЗО 6 класс

  • docx
  • 15.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала изо 6 класс 2022.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области

 

 

 

                                                                     «УТВЕРЖДАЮ»

                                          Директор МОУ СОШ №10  _____________ А.В.Неретин     

                                                                                      Приказ №__________ от   30.08.2021г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Изобразительное искусство»

 базовый уровень, ФГОС

6 класс

Учитель Матвеенкова Т.В.

 

                                                                                                                           Составитель:

                                                                                                                                                            Ф.И.О. учитель Матвеенкова Т.В.

                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая рабочая учебная программа составлена на базе следующих нормативных документов:

·федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020 г.);

·федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.12.2010 г. № 1897 (в редакции приказа за Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577);

·письма Минобрнауки России от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

·основной образовательной программы основного общего образования  МОУ СОШ №10;

·примерной программы основного общего образования по изобразительной деятельности 6 класс. Базовый уровень.

·На основе авторской рабочей программы  Изобразительной искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников для 5-8 классов: учебное пособие для общеобразовательных организаций, Изобразительное искусство. 6 класс/  Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2021.-191с.

·положения о рабочей программе МОУ СОШ №10;

·учебного плана МОУ СОШ №10 на 2021 – 2022 учебный год;

·федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции приказа от 22.11.2019 г № 632).

 

Общие цели учебного предмета

·   формирование осознания значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

·   развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

·   развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

·   формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

         воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

         формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

         формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

         формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

         развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

         формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

         осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

         развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

         умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

         умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

         умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

         умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

         владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

·         формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

·         развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной

·         развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

·         освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

·         воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

·         приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

·         приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

·         развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

·         осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

·         развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 ч)

 

        Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуро-строительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.

       Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.

       Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.

       Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.

       Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

 

Виды изобразительного искусства и основы образного языка – 8 часов

 

       Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.

       Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.

 

 

 

         Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

 

         Искусство и его виды. Пространственные и временны е виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды. Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника?         Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей. 

        Роль пространственных искусств в создании предметно-пространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире.

       Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

       Художник и зритель: художественный диалог. Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия. Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя.

       Задание: участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные).

 

      Художественные материалы.

 

      Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа.

      Художественный материал и художественный изобразительный язык.

      Художественный материал и художественная техника.

      Основные скульптурные материалы: особенности их выразительности и применения.

       Графические материалы и их особенности.

      Живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника.

      Задание: выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель и др.).

      Материалы: живописные и графические материалы, бумага.

 

      Рисунок — основа изобразительного творчества.

 

      Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств.

      Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение.

      Выразительные возможности графических материалов.

      Навыки работы с графическими материалами.

      Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.

      Задание: выполнение зарисовок с натуры отдельных растений, травинок, веточек, соцветий или простых мелких предметов.

        Материалы: карандаши разной твёрдости, уголь, фломастер, гелиевая ручка, тушь (на выбор учителя), бумага.

 

        Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.

 

        Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений.

        Условность и образность линейного изображения.

        Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров.

        Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.).

        Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.

 

       Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

 

       Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта.

       Тон и тональные отношения: тёмное и светлое. Тональная шкала. Понятие тонального контраста. Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый) контраст.

       Характер поверхности пятна — понятие фактуры. Граница пятна.

       Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно.

       Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

       Материалы: чёрная и белая гуашь, кисти, белая бумага или бумага для аппликаций, клей.

 

       Цвет. Основы цветоведения.

 

       Понятие цвета в изобразительном искусстве.

       Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком.

       Цветовой спектр, радуга. Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов.

       Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета.

       Насыщенность цвета, светлота цвета, цвето-тональная шкала.

       Восприятие цвета — ощущения, впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен.

       Символическое значение цвета в различных культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше восприятие.

        Задания: 1. Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. 2. Создание фантазийных изображений сказочных царств с использованием ограниченной палитры и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.).

        Материалы: гуашь, кисти, бумага.

 

       Цвет в произведениях живописи.

 

       Эмоциональное восприятие цвета человеком.

       Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах.

       Искусство живописи.

       Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие тёплого и холодного цвета.

       Понятие «локальный цвет».

       Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника.

       Умение видеть цветовые отношения.

      Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.

       Задание: изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием (яркий, радостный букет золотой осени, времени урожаев и грустный, серебристый, тихий букет поздней осени).

       Материалы: гуашь (или акварель, акрил, темпера), кисти, бумага.

 

      Объёмные изображения в скульптуре.

 

      Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа.

      Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением.

      Характер материала в скульптуре: глина (терракота, майолика, фаянс), камень (гранит, мрамор, известняк), металл (бронза, медь, железо), дерево и др. Выразительные свойства разных материалов и применение их в различных видах скульптуры.

      Особенности восприятия скульптурного произведения зрителем, зрительские умения. Обход как важнейшее условие восприятия круглой пластики.

      Задание: создание объёмных изображений животных в разных материалах.

      Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.

 

 

       Основы языка изображения (обобщение темы).

 

       Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке изобразительного искусства как о языке выразительной формы. Художественные материалы и их выразительные возможности. Художественное творчество и художественное мастерство. Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности, зрительские умения.

       Культуро-созидающая роль изобразительного искусства.

       Задания: участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа и подведения итогов изучения материала; обсуждение художественных особенностей работ.

 

Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)

 

       История развития жанра натюрморта в контексте развития художественной культуры.

       Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника.

       Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.

       Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет).

 

      Реальность и фантазия в творчестве художника.

 

       Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в  творческой деятельности художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком.

       Выражение авторского отношения к изображаемому.

       Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства.

       Задание: участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников.

 

       Изображение предметного мира — натюрморт.

 

       Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусстве к правдоподобному изображению реального мира.

       Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства.

       Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

       Плоскостное изображение и его место в истории искусства.

       Ритм в предметной композиции.

       Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с решением задачи их композиционного, ритмического размещения на листе (в технике аппликации).

       Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

 

       Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

 

       Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы.

       Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия форм.

       Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение видеть конструкцию сложной формы.

       Задания: 1. Изображение с натуры силуэтов двух-трёх кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур.

       Материалы: карандаш, бумага или материалы для аппликации. 2. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

       Материалы: листы белой (ксероксной) бумаги, клей, ножницы.

 

       Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

 

       Плоскость и объём. Изображение трёхмерного пространственного мира на плоскости.

       Задачи изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание личности человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Изображение как окно в мир и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы.

       Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел.

       Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений.           Изображение окружности в перспективе, ракурс.

       Задания: 1. Создание линейных изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел, выполненных из бумаги или из гипса (свободные зарисовки карандашом без использования чертёжных принадлежностей). 2. Изображение с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел.

       Материалы: карандаш, бумага.

 

      Освещение. Свет и тень.

 

      Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения.

      Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».

      Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и тёмного как средство построения композиций драматического содержания.

       Возрастающее внимание художников в процессе исторического развития к реальности и углублению внутреннего пространства изображения.     Появление станковой картины. Картина-натюрморт XVII—XVIII веков.

      Задания: 1. Выполнение быстрых зарисовок геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением с целью изучения правил объёмного изображения.

      Материалы: карандаш, бумага. 2. Изображение (набросок) драматического по содержанию натюрморта, построенного на контрастах светлого и тёмного.

      Материалы: гуашь (тёмная и белая — две краски), кисть, бумага или два контрастных по тону листа бумаги — тёмный и светлый (для аппликации).

 

      Натюрморт в графике.

 

      Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники.

      Печатная графика и её виды.

      Гравюра и различные техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп — оттиск печатной формы.

      Задания: 1. Выполнение графического натюрморта с натурной постановки или по представлению.

      Материалы: уголь или чёрная тушь, перо или палочка, бумага. 2. Создание гравюры наклейками на картоне (работа предполагает оттиски с аппликации на картоне).

      Материалы: листы картона, резак и ножницы, клей, одноцветная гуашь или типографская краска, тонкий лист бумаги, фотовалик и ложка.

 

      Цвет в натюрморте.

 

      Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей.

      Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен.

      Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

      Задания: 1. Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т. д.). Материалы: гуашь, кисти, большие листы бумаги. 2. Выполнение натюрморта в технике монотипии.

      Материалы: краска, бумага.

 

      Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

 

      Предметный мир в изобразительном искусстве.

      Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о себе самих.

      Жанр натюрморта и его развитие.

      Натюрморт в искусстве XIX—XX веков.

      Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

      Задание: создание натюрморта, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет» (натюрморт как рассказ о себе).

      Материалы: гуашь, кисти или пастель, восковые мелки, бумага.

 

Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч)

 

      Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох.

      Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

      Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет).

      Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

 

     Образ человека — главная тема искусства.

 

      Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определённого реального человека.

      Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени.

      Парадный портрет и лирический портрет.

      Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

      Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художники-портретисты

      Задание: участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре.

 

      Конструкция головы человека и её основные пропорции.

 

      Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.

      Подвижные части лица, мимика.

      Задание: выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесёнными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и т. д.).

      Материалы: бумага для фона и аппликации, клей, ножницы.

 

 

      Изображение головы человека в пространстве.

 

      Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей Большая форма и детализация.

      Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм.     Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

      Беседа и рассматривание рисунков мастеров.

      Задание: зарисовки объёмной конструкции головы, движения головы относительно шеи; участие в диалоге о рисунках мастеров.

      Материалы: карандаш, бумага. головы, соотношение головы и шеи.

 

      Портрет в скульптуре.

 

      Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

      Скульптурный портрет литературного героя.

      Задание: создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

      Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка (пластиковая дощечка).

 

      Графический портретный рисунок

 

      Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

      Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение изображения на листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала.

      Задание: создание рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника (с натуры).

      Материалы: уголь, бумага.

 

       Сатирические образы человека

 

       Правда жизни и язык искусства. Ху­дожественное преувеличение. Отбор де­талей и обострение образа. Сатириче­ские образы в искусстве.

       Карикатура. Дружеский шарж.

       Изображение дружеского шаржа.

       Задание: создание сатирических об­разов литературных героев или друже­ских шаржей.

       Материалы: тушь, перо, бумага.

 

       Образные возможности освещения в портрете

 

       Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освеще­ния при создании образа. Изменение образа человека при различном осве­щении.

       Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освеще­ния.

       Задание: наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с по­мощью аппликации, монотипии) голо­вы в различном освещении.

       Материалы: гуашь (три краски — темная, теплая и белая), кисти, бумага или материалы для аппликации, моно­типии.

 

       Роль цвета в портрете

 

       Цветовое решение образа в портре­те. Эмоциональное воздействие цвета. Соотношение портретного изображе­ния и его фона как важнейшей состав­ляющей образа. Цвет и тон (темное — светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, ха­рактера и индивидуальности героя портрета.

      Цвет и живописная фактура.

      Задание: создание портрета знако­мого человека или литературного героя.

     Материалы: пастель или восковой мелок (для линейного наброска), гу­ашь, кисть, пастель (для завершения образа), бумага.

 

     Великие портретисты прошлого

 

     Нарастание глубины образа челове­ка в истории европейского и русского искусства. Выражение творческой ин­дивидуальности художника в созданных им портретных образах.

     Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

     Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

     Задание: создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга).

     Материалы: гуашь, кисть, бумага.

 

     Портрет в изобрази­тельном искусстве XX века

 

      Особенности и направления разви­тия портретного образа и изображения человека в европейском искусстве XXвека. Знаменитые мастера евро­пейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модилья­ни, С. Дали, Э. Уорхол и др.).

      Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве XXвека. Сложность и глубина внутреннего ми­ра человека, связь человека с историей своей страны, стремление выразить правду жизни в образе человека своего времени, трагизм в жизни человека, красота устремленности и созидатель­ной силы человека, красота молодости и многие другие темы в лучших работах отечественных портретистов XX века. 

     Задание: участие в выставке лучших работ класса; посещение художествен­ного музея, выставки.

 

Человек и пространство. Пейзаж (6 ч)

 

     Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.      Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

 

     Жанры в изобрази­тельном искусстве

     Жанры в изобразительном искус­стве: натюрморт, портрет, пейзаж, бы­товой жанр, исторический жанр.

     Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изоб­ражено. То, что этим хотел сказать ху­дожник, называется «содержанием про­изведения».

     Историческое развитие жанров и изменения в видении мира. История жанров и целостное представление о развитии культуры.

     Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства.

     Задание: участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа.

 

     Изображение про­странства

 

     Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения пространства в различные эпохи. Особенности системы изображе­ния в культурах Древнего Востока: Древ­ний Египет, Месопотамия. Простран­ственное изображение предмета и его развитие в искусстве античного мира. Символическое пространство в искусстве Средневековья. Обратная перспек­тива и зримый мир духовных образов. Потребность в изучении реально наблюдаемого мира в эпоху Возрожде­ния. Изображение глубины простран­ства, присутствие наблюдателя и откры­тие правил линейной перспективы. Картинная плоскость и пространство изображения, организованное художни­ком. Перспектива как одно из худо­жественных средств выражения, как форма определенного содержания, обу­словленного культурой эпохи и миро­воззрением художника.

    Задание: изготовление «сетки Аль-берти» и исследование правил перспек­тивы в помещении и на улице; созда­ние простых зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений.

    Материалы: карандаш, бумага.

 

    Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

 

    Навыки изображения уходящего вдаль пространства.

     Схема построения перспективы. Присутствие наблюдателя. Точка зре­ния. Линия горизонта. Точка схода па­раллельных линий, пространственные сокращения.

     Прямая и угловая перспектива.

     Представления о высоком и низком горизонте.

     Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изме­нения контрастности. Изменения тона и цвета предметов по мере удаления.

     Задание: изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воз­душной перспективы.

     Материалы: карандаш, гуашь (ог­раниченной палитры), кисти, бумага.

 

     Пейзаж — большой мир

 

     Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изобра­жения пейзажа в Древнем Китае. Пей­заж как фон и место события в    европейском искусстве. Появление картины-пейзажа как самостоятельного жанра. Пейзаж эпический и романти­ческий в классическом искусстве.   Пей­заж как выражение величия и значи­тельности нашего мира. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Организация перспективного прост­ранства в картине. Земля и небо. Роль формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

     Задание: изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и т. д. (работа инди­видуальная или коллективная с исполь­зованием аппликации для изображения уходяших планов и наполнения их де­талями). 

     Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей для аппликации.

 

     Пейзаж настроения. Природа и художник.

 

     Изменчивость состояний природы при разной погоде (сумрак, туман, сол­нечная погода) в разное время суток (ут­ро, вечер, полдень). Роль освещения в природе в природе. Изменчивость цветовых состо­яний в природе и умение их наблюдать.

Живопись на природе — пленэр. Импрессионизм — направление в жи­вописи XIX в. Задача изображения но­вых колористических впечатлений. Постимпрессионизм. Состояние в при­роде и настроение художника, его внутренний мир. Роль колорита в пей­заже настроения. Наблюдение цветовых состояний и освещения в реальном ок­ружающем мире.

     Задания: 1. Создание пейзажа наст­роения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состоя­ния в природе (например, утро или ве­чернее солнце, впечатления наступаю­щей весны). 2. Создание пейзажа на передачу цветового состояния (напри­мер, «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Весенний мотив» и др.).

     Материалы: гуашь, кисти, бумага.

 

 

 

     Пейзаж в русской живописи

 

     История формирования художест­венного образа природы в русском ис­кусстве.

     Образ природы в произведениях А. Венецианова и его учеников. А. Саврасов. Картина «Грачи приле­тели». Эпический образ России в произве­дениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и значение его творчества для развития российской культуры. 

     Задание: разработка творческого за­мысла и создание композиционного жи­вописного пейзажа (на темы: «Страна моя родная», «Дали моей Родины» или на основе выбранного литературного образа природы в творчестве А. С. Пуш­кина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина. 

     Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.

 

     Пейзаж в графике

 

     Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных ху­дожников.

     Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выра­зительность графических образов вели­ких мастеров.

     Средства выразительности в графи­ческом рисунке и многообразие графи­ческих техник.

     Печатная графика и ее роль в раз­витии культуры.

     Задание: создание графической ра­боты на тему «Весенний пейзаж».

     Материалы: графические материа­лы (по выбору).

 

     Городской пейзаж

 

     Жанр городского пейзажа и его раз­витие в истории искусства.

     Достоверность и фантазия в изобра­жении города во времена готики и Воз­рождения. Жанр архитектурных фанта­зий и панорамные городские пейзажи.

     Появление городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи старинной Москвы, Санкт-Петербурга, других русских городов. Значение этих произ­ведений для современной культуры.

     Образ города в искусстве XX в. Раз­нообразие в понимании образа города: как урбанистическое противостояние природе и как обжитая, многосложная среда современной жизни. Романтичес­кий образ города и город как воплоще­ние истории отечественной культуры: каменная летопись истории.

     Значение охраны исторического об­раза современного города.

     Задание: создание городского пей­зажа (темы «Наш город», «Улица мое­го детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или кол­лажа (возможна коллективная работа).

     Материалы: бумага разная по тону, но сближенная по цвету, графические материалы, ножницы, клей.

 

     Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл(обобщение темы)

 

     Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей.

     Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной деятельности. Мир художественного произведения.Язык изобразительного искусства. Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения, диалог между ху­дожником и зрителем. Творческие спо­собности зрения. Деятельность зрителя и личностный смысл восприятия искус­ства.      Восприятие искусства и искусство восприятия мира.

     Задание: участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ; посещение музея изобразительного искусства.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

количество в неделю 1 ч  (34 недели)

 

 

  №

             Темы раздела

Авторская рабочая

программа

Рабочая

программа

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

 

8

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

 

8

8

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

 

12

12

4

Человек и пространство. Пейзаж.

 

6

6

 

Всего

 

34 ч.

34 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема  урока

 

Кол-во часов

Сроки прохождения

Сроки прохождения

Скорректированные сроки

 

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

 

8

 

 

1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

 

1

01.09-03.09

 

2

Художественные материалы

 

1

06.09-10.09

 

3

Рисунок – основа изобразительного творчества

 

1

13.09-17.09

 

4

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий

 

1

20.09-24.09

 

5

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

 

1

27.09-01.10

 

6

Цвет. Основы цветоведения.

 

1

11.10-15.10

 

7

Цвет в произведениях живописи

 

1

18.10-22.10

 

8

Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения (обобщение темы)

 

1

25.10-29.10

 

 

«Мир наших вещей. Натюрморт»

 

8

 

 

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

 

1

01.11-05.11

 

10

Изображение предметного мира – натюрморт

 

1

08.11-12.11

 

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

 

1

22.11-26.11

 

12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

 

1

29.11-03.12

 

13

Освещение.   Свет и тень.

 

1

06.12-10.12

 

14

Натюрморт в графике.

 

1

13.12-17.12

 

15

Цвет в натюрморте.

 

1

20.12-24.12

 

16

Выразительные возможности натюрморта.

 

1

27.12-30.12

 

 

«Вглядываясь в человека. Портрет»

 

12

 

 

17

Образ человека   - главная тема    искусства

 

1

10.01-14.01

 

18

Конструкция головы человека и её пропорции.

 

1

17.01-21.01

 

19

Изображение головы человека в пространстве

 

1

24.01-28.01

 

20

Портрет в скульптуре

 

1

31.01-04.02

 

21

Графический портретный рисунок

 

1

07.02-11.02

 

22

Сатирические образы человека

 

1

14.02-18.02

 

23

Образные возможности освещения в портрете.

 

1

28.02-04.03

 

24

Роль цвета в портрете.

 

1

07.03-11.03

 

25

Великие портретисты прошлого

 

1

14.03-18.03

 

26

Портрет в изобразительном искусстве XX века

 

1

21.03-25.04

 

27

Жанры   в изобразительном искусстве.

 

 

1

28.03-01.04

 

28

Изображение пространства.

 

 

1

11.04-15.04

 

 

«Человек и пространство в изобразительном искусстве»

 

6

 

 

29

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

 

 

1

18.04-22.04

 

30

Пейзаж – большой мир. Пейзаж – настроение.

Природа и художник.

 

1

25.04-29.04

 

31

Пейзаж в русской живописи.

 

1

03.05-06.05

 

32

Пейзаж в графике. Городской пейзаж.

 

1

10.05-13.05

 

33

Выразительные возможности изобразительного искусства.   Язык и смысл (обобщение темы)

 

1

16.05-20.05

 

34

Резерв.

 

1

23.05-27.05

 

 

Рассмотрено на заседании

МО

Протокол №1 от 26.08.2021г.

_________ Руководитель ШМО

Т.В.Матвеенкова

 

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

_________ Н.В.Каминская

27.08. 2021 г.

 


 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также