Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ №10 _____________ А.В.Неретин
Приказ №__________ от 30.08.2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
базовый уровень, ФГОС
6 класс
Учитель Матвеенкова Т.В.
Составитель:
Ф.И.О. учитель Матвеенкова Т.В.
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая учебная программа составлена на базе следующих нормативных документов:
·федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020 г.);
·федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.12.2010 г. № 1897 (в редакции приказа за Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577);
·письма Минобрнауки России от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
·основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №10;
·примерной программы основного общего образования по изобразительной деятельности 6 класс. Базовый уровень.
·На основе авторской рабочей программы Изобразительной искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников для 5-8 классов: учебное пособие для общеобразовательных организаций, Изобразительное искусство. 6 класс/ Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2021.-191с.
·положения о рабочей программе МОУ СОШ №10;
·учебного плана МОУ СОШ №10 на 2021 – 2022 учебный год;
·федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции приказа от 22.11.2019 г № 632).
Общие цели учебного предмета
· формирование осознания значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
· развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
· формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
· развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной
· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
· осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 ч)
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуро-строительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка – 8 часов
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Искусство и его виды. Пространственные и временны е виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды. Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника? Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей.
Роль пространственных искусств в создании предметно-пространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире.
Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
Художник и зритель: художественный диалог. Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия. Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя.
Задание: участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные).
Художественные материалы.
Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа.
Художественный материал и художественный изобразительный язык.
Художественный материал и художественная техника.
Основные скульптурные материалы: особенности их выразительности и применения.
Графические материалы и их особенности.
Живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника.
Задание: выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель и др.).
Материалы: живописные и графические материалы, бумага.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств.
Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Выразительные возможности графических материалов.
Навыки работы с графическими материалами.
Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Задание: выполнение зарисовок с натуры отдельных растений, травинок, веточек, соцветий или простых мелких предметов.
Материалы: карандаши разной твёрдости, уголь, фломастер, гелиевая ручка, тушь (на выбор учителя), бумага.
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений.
Условность и образность линейного изображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров.
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.).
Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта.
Тон и тональные отношения: тёмное и светлое. Тональная шкала. Понятие тонального контраста. Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый) контраст.
Характер поверхности пятна — понятие фактуры. Граница пятна.
Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
Материалы: чёрная и белая гуашь, кисти, белая бумага или бумага для аппликаций, клей.
Цвет. Основы цветоведения.
Понятие цвета в изобразительном искусстве.
Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком.
Цветовой спектр, радуга. Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов.
Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета.
Насыщенность цвета, светлота цвета, цвето-тональная шкала.
Восприятие цвета — ощущения, впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен.
Символическое значение цвета в различных культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше восприятие.
Задания: 1. Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. 2. Создание фантазийных изображений сказочных царств с использованием ограниченной палитры и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Цвет в произведениях живописи.
Эмоциональное восприятие цвета человеком.
Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах.
Искусство живописи.
Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие тёплого и холодного цвета.
Понятие «локальный цвет».
Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника.
Умение видеть цветовые отношения.
Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.
Задание: изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием (яркий, радостный букет золотой осени, времени урожаев и грустный, серебристый, тихий букет поздней осени).
Материалы: гуашь (или акварель, акрил, темпера), кисти, бумага.
Объёмные изображения в скульптуре.
Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа.
Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением.
Характер материала в скульптуре: глина (терракота, майолика, фаянс), камень (гранит, мрамор, известняк), металл (бронза, медь, железо), дерево и др. Выразительные свойства разных материалов и применение их в различных видах скульптуры.
Особенности восприятия скульптурного произведения зрителем, зрительские умения. Обход как важнейшее условие восприятия круглой пластики.
Задание: создание объёмных изображений животных в разных материалах.
Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
Основы языка изображения (обобщение темы).
Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке изобразительного искусства как о языке выразительной формы. Художественные материалы и их выразительные возможности. Художественное творчество и художественное мастерство. Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности, зрительские умения.
Культуро-созидающая роль изобразительного искусства.
Задания: участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа и подведения итогов изучения материала; обсуждение художественных особенностей работ.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)
История развития жанра натюрморта в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет).
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком.
Выражение авторского отношения к изображаемому.
Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства.
Задание: участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусстве к правдоподобному изображению реального мира.
Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства.
Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства.
Ритм в предметной композиции.
Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с решением задачи их композиционного, ритмического размещения на листе (в технике аппликации).
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы.
Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия форм.
Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение видеть конструкцию сложной формы.
Задания: 1. Изображение с натуры силуэтов двух-трёх кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур.
Материалы: карандаш, бумага или материалы для аппликации. 2. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.
Материалы: листы белой (ксероксной) бумаги, клей, ножницы.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Плоскость и объём. Изображение трёхмерного пространственного мира на плоскости.
Задачи изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание личности человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Изображение как окно в мир и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы.
Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел.
Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс.
Задания: 1. Создание линейных изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел, выполненных из бумаги или из гипса (свободные зарисовки карандашом без использования чертёжных принадлежностей). 2. Изображение с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел.
Материалы: карандаш, бумага.
Освещение. Свет и тень.
Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения.
Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».
Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и тёмного как средство построения композиций драматического содержания.
Возрастающее внимание художников в процессе исторического развития к реальности и углублению внутреннего пространства изображения. Появление станковой картины. Картина-натюрморт XVII—XVIII веков.
Задания: 1. Выполнение быстрых зарисовок геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением с целью изучения правил объёмного изображения.
Материалы: карандаш, бумага. 2. Изображение (набросок) драматического по содержанию натюрморта, построенного на контрастах светлого и тёмного.
Материалы: гуашь (тёмная и белая — две краски), кисть, бумага или два контрастных по тону листа бумаги — тёмный и светлый (для аппликации).
Натюрморт в графике.
Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники.
Печатная графика и её виды.
Гравюра и различные техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп — оттиск печатной формы.
Задания: 1. Выполнение графического натюрморта с натурной постановки или по представлению.
Материалы: уголь или чёрная тушь, перо или палочка, бумага. 2. Создание гравюры наклейками на картоне (работа предполагает оттиски с аппликации на картоне).
Материалы: листы картона, резак и ножницы, клей, одноцветная гуашь или типографская краска, тонкий лист бумаги, фотовалик и ложка.
Цвет в натюрморте.
Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей.
Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен.
Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Задания: 1. Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т. д.). Материалы: гуашь, кисти, большие листы бумаги. 2. Выполнение натюрморта в технике монотипии.
Материалы: краска, бумага.
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).
Предметный мир в изобразительном искусстве.
Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о себе самих.
Жанр натюрморта и его развитие.
Натюрморт в искусстве XIX—XX веков.
Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Задание: создание натюрморта, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет» (натюрморт как рассказ о себе).
Материалы: гуашь, кисти или пастель, восковые мелки, бумага.
Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох.
Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Образ человека — главная тема искусства.
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определённого реального человека.
Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени.
Парадный портрет и лирический портрет.
Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художники-портретисты
Задание: участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.
Подвижные части лица, мимика.
Задание: выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесёнными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и т. д.).
Материалы: бумага для фона и аппликации, клей, ножницы.
Изображение головы человека в пространстве.
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей Большая форма и детализация.
Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Беседа и рассматривание рисунков мастеров.
Задание: зарисовки объёмной конструкции головы, движения головы относительно шеи; участие в диалоге о рисунках мастеров.
Материалы: карандаш, бумага. головы, соотношение головы и шеи.
Портрет в скульптуре.
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Скульптурный портрет литературного героя.
Задание: создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка (пластиковая дощечка).
Графический портретный рисунок
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение изображения на листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала.
Задание: создание рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника (с натуры).
Материалы: уголь, бумага.
Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве.
Карикатура. Дружеский шарж.
Изображение дружеского шаржа.
Задание: создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей.
Материалы: тушь, перо, бумага.
Образные возможности освещения в портрете
Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании образа. Изменение образа человека при различном освещении.
Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Задание: наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении.
Материалы: гуашь (три краски — темная, теплая и белая), кисти, бумага или материалы для аппликации, монотипии.
Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Соотношение портретного изображения и его фона как важнейшей составляющей образа. Цвет и тон (темное — светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характера и индивидуальности героя портрета.
Цвет и живописная фактура.
Задание: создание портрета знакомого человека или литературного героя.
Материалы: пастель или восковой мелок (для линейного наброска), гуашь, кисть, пастель (для завершения образа), бумага.
Великие портретисты прошлого
Нарастание глубины образа человека в истории европейского и русского искусства. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.
Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Задание: создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга).
Материалы: гуашь, кисть, бумага.
Портрет в изобразительном искусстве XX века
Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве XXвека. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модильяни, С. Дали, Э. Уорхол и др.).
Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве XXвека. Сложность и глубина внутреннего мира человека, связь человека с историей своей страны, стремление выразить правду жизни в образе человека своего времени, трагизм в жизни человека, красота устремленности и созидательной силы человека, красота молодости и многие другие темы в лучших работах отечественных портретистов XX века.
Задание: участие в выставке лучших работ класса; посещение художественного музея, выставки.
Человек и пространство. Пейзаж (6 ч)
Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Жанры в изобразительном искусстве
Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр.
Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что этим хотел сказать художник, называется «содержанием произведения».
Историческое развитие жанров и изменения в видении мира. История жанров и целостное представление о развитии культуры.
Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства.
Задание: участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа.
Изображение пространства
Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения пространства в различные эпохи. Особенности системы изображения в культурах Древнего Востока: Древний Египет, Месопотамия. Пространственное изображение предмета и его развитие в искусстве античного мира. Символическое пространство в искусстве Средневековья. Обратная перспектива и зримый мир духовных образов. Потребность в изучении реально наблюдаемого мира в эпоху Возрождения. Изображение глубины пространства, присутствие наблюдателя и открытие правил линейной перспективы. Картинная плоскость и пространство изображения, организованное художником. Перспектива как одно из художественных средств выражения, как форма определенного содержания, обусловленного культурой эпохи и мировоззрением художника.
Задание: изготовление «сетки Аль-берти» и исследование правил перспективы в помещении и на улице; создание простых зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений.
Материалы: карандаш, бумага.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Навыки изображения уходящего вдаль пространства.
Схема построения перспективы. Присутствие наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий, пространственные сокращения.
Прямая и угловая перспектива.
Представления о высоком и низком горизонте.
Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Изменения тона и цвета предметов по мере удаления.
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь (ограниченной палитры), кисти, бумага.
Пейзаж — большой мир
Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в Древнем Китае. Пейзаж как фон и место события в европейском искусстве. Появление картины-пейзажа как самостоятельного жанра. Пейзаж эпический и романтический в классическом искусстве. Пейзаж как выражение величия и значительности нашего мира. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Организация перспективного пространства в картине. Земля и небо. Роль формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Задание: изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и т. д. (работа индивидуальная или коллективная с использованием аппликации для изображения уходяших планов и наполнения их деталями).
Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей для аппликации.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Изменчивость состояний природы при разной погоде (сумрак, туман, солнечная погода) в разное время суток (утро, вечер, полдень). Роль освещения в природе в природе. Изменчивость цветовых состояний в природе и умение их наблюдать.
Живопись на природе — пленэр. Импрессионизм — направление в живописи XIX в. Задача изображения новых колористических впечатлений. Постимпрессионизм. Состояние в природе и настроение художника, его внутренний мир. Роль колорита в пейзаже настроения. Наблюдение цветовых состояний и освещения в реальном окружающем мире.
Задания: 1. Создание пейзажа настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, утро или вечернее солнце, впечатления наступающей весны). 2. Создание пейзажа на передачу цветового состояния (например, «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Весенний мотив» и др.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Пейзаж в русской живописи
История формирования художественного образа природы в русском искусстве.
Образ природы в произведениях А. Венецианова и его учеников. А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели». Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и значение его творчества для развития российской культуры.
Задание: разработка творческого замысла и создание композиционного живописного пейзажа (на темы: «Страна моя родная», «Дали моей Родины» или на основе выбранного литературного образа природы в творчестве А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина.
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
Пейзаж в графике
Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников.
Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выразительность графических образов великих мастеров.
Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник.
Печатная графика и ее роль в развитии культуры.
Задание: создание графической работы на тему «Весенний пейзаж».
Материалы: графические материалы (по выбору).
Городской пейзаж
Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства.
Достоверность и фантазия в изображении города во времена готики и Возрождения. Жанр архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи.
Появление городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи старинной Москвы, Санкт-Петербурга, других русских городов. Значение этих произведений для современной культуры.
Образ города в искусстве XX в. Разнообразие в понимании образа города: как урбанистическое противостояние природе и как обжитая, многосложная среда современной жизни. Романтический образ города и город как воплощение истории отечественной культуры: каменная летопись истории.
Значение охраны исторического образа современного города.
Задание: создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа (возможна коллективная работа).
Материалы: бумага разная по тону, но сближенная по цвету, графические материалы, ножницы, клей.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл(обобщение темы)
Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей.
Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной деятельности. Мир художественного произведения.Язык изобразительного искусства. Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения, диалог между художником и зрителем. Творческие способности зрения. Деятельность зрителя и личностный смысл восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство восприятия мира.
Задание: участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ; посещение музея изобразительного искусства.
Учебно-тематический план
количество в неделю 1 ч (34 недели)
№ |
Темы раздела |
Авторская рабочая программа |
Рабочая программа |
1 |
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.
|
8 |
8 |
2 |
Мир наших вещей. Натюрморт.
|
8 |
8 |
3 |
Вглядываясь в человека. Портрет.
|
12 |
12 |
4 |
Человек и пространство. Пейзаж.
|
6 |
6 |
|
Всего
|
34 ч. |
34 ч. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Сроки прохождения |
|
Сроки прохождения |
Скорректированные сроки |
|||
|
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.
|
8 |
|
|
1 |
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
|
1 |
01.09-03.09 |
|
2 |
Художественные материалы
|
1 |
06.09-10.09 |
|
3 |
Рисунок – основа изобразительного творчества
|
1 |
13.09-17.09 |
|
4 |
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий
|
1 |
20.09-24.09 |
|
5 |
Пятно как средство выражения. Ритм пятен
|
1 |
27.09-01.10 |
|
6 |
Цвет. Основы цветоведения.
|
1 |
11.10-15.10 |
|
7 |
Цвет в произведениях живописи
|
1 |
18.10-22.10 |
|
8 |
Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения (обобщение темы)
|
1 |
25.10-29.10 |
|
|
«Мир наших вещей. Натюрморт»
|
8 |
|
|
9 |
Реальность и фантазия в творчестве художника.
|
1 |
01.11-05.11 |
|
10 |
Изображение предметного мира – натюрморт
|
1 |
08.11-12.11 |
|
11 |
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
|
1 |
22.11-26.11 |
|
12 |
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
|
1 |
29.11-03.12 |
|
13 |
Освещение. Свет и тень.
|
1 |
06.12-10.12 |
|
14 |
Натюрморт в графике.
|
1 |
13.12-17.12 |
|
15 |
Цвет в натюрморте.
|
1 |
20.12-24.12 |
|
16 |
Выразительные возможности натюрморта.
|
1 |
27.12-30.12 |
|
|
«Вглядываясь в человека. Портрет»
|
12 |
|
|
17 |
Образ человека - главная тема искусства
|
1 |
10.01-14.01 |
|
18 |
Конструкция головы человека и её пропорции.
|
1 |
17.01-21.01 |
|
19 |
Изображение головы человека в пространстве
|
1 |
24.01-28.01 |
|
20 |
Портрет в скульптуре
|
1 |
31.01-04.02 |
|
21 |
Графический портретный рисунок
|
1 |
07.02-11.02 |
|
22 |
Сатирические образы человека
|
1 |
14.02-18.02 |
|
23 |
Образные возможности освещения в портрете.
|
1 |
28.02-04.03 |
|
24 |
Роль цвета в портрете.
|
1 |
07.03-11.03 |
|
25 |
Великие портретисты прошлого
|
1 |
14.03-18.03 |
|
26 |
Портрет в изобразительном искусстве XX века
|
1 |
21.03-25.04 |
|
27 |
Жанры в изобразительном искусстве.
|
1 |
28.03-01.04 |
|
28 |
Изображение пространства.
|
1 |
11.04-15.04 |
|
|
«Человек и пространство в изобразительном искусстве»
|
6 |
|
|
29 |
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
|
1 |
18.04-22.04 |
|
30 |
Пейзаж – большой мир. Пейзаж – настроение. Природа и художник.
|
1 |
25.04-29.04 |
|
31 |
Пейзаж в русской живописи.
|
1 |
03.05-06.05 |
|
32 |
Пейзаж в графике. Городской пейзаж.
|
1 |
10.05-13.05 |
|
33 |
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы)
|
1 |
16.05-20.05 |
|
34 |
Резерв.
|
1 |
23.05-27.05 |
|
Рассмотрено на заседании
МО
Протокол №1 от 26.08.2021г.
_________ Руководитель ШМО
Т.В.Матвеенкова
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
_________ Н.В.Каминская
27.08. 2021 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.