Ростовская область Кашарский район п. Красный колос
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноколоссовская основная общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Красноколоссовской ООШ Приказ от «___» августа 2020 №___ ________ Сметанина В.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _изобразительному искусству_________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
___________основное общее образование, 7 класс____________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Учитель_______Воронина Марина Анатольевна_____________________
Программа разработана на основе: ФГОС, программы основного общего образования по изобразительному искусству, программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. – М.: «Просвещение» 2014 г._______
Учебник: Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс./ Питерских А.С., Гуров Г.Е. под. ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2017г.______________________________
Количество часов по учебному плану |
35 час |
|
Всего за учебный год |
35 ч. |
|
В т.ч. |
на I полугодие |
16 ч. |
на II полугодие |
19 ч. |
Учебный год 2020 – 2021
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 7 КЛАСС.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
· осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ученик должен:
знать:
· как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
· особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
· основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
уметь:
· конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
· моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
· работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
· конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
· использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
· владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
· создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
· создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
· работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
· использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
· использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон; краски: гуашь, акварель; графические материалы: тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел №1. Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Часть 1. Художник - дизайн - архитектура.
Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры
Глава 1. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметрическая и ассиметрическая, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст. Прямые линии и организация пространства. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Глава 2. Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры.
Глава 3. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная целостность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве.
Глава 4. В бесконечном море книг и журналов. Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.
Часть 2. В мире вещей и зданий.
Художественный язык конструктивных искусств.
Глава 1. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Глава 2. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Деталь и целое. Модуль. Важнейшие архитектурные элементы здания. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.
Глава 3. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времни. Красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального.
Глава 4. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль и значение материала в конструкции. Роль цвета в формотворчестве. Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска.
Часть 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
Глава 1. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма.
Глава 2. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры и дизайна. Архитектурная и градостроительная революция ХХ века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.
Глава 3. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Цветовая среда.
Глава 4. Вещь в городе и дома. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индививидуализации городской среды. Связь между архитектурой и человеком. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст.
Глава 5. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственного конструктивного мышления. Технология макетирования.
Глава 6. Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.
Часть 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.
Глава 1. Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Образно-личностное проектирование в дизайне. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера. Дизайн и архитектура моего сада. Виды организации садов: английский, французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории.
Глава 2. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды. Психология индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Искусство грима и прически. Форма лица и прически. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке. Имидж: лик или личина? Сфера имидж – дизайна. Моделируя себя — моделируешь мир. Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу».
III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ.
В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Красноколоссовской ООШ, расписанием на 2020 – 2021 учебный год количество часов по изобразительному искусству в 7 классе составляет 1 час в неделю – 35 часов в год.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела. Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
1 четверть – 8 ч. |
||||
Раздел №1. Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. |
8 ч. |
план |
факт |
|
1. |
Мир, который создает человек. |
1 |
03.09 |
|
Часть 1. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. |
7ч. |
|
|
|
Глава 1. Основы композиции в конструктивных искусствах. |
4 |
|
|
|
2. |
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» |
1 |
10.09 |
|
3. |
Прямые линии и организация пространства. |
1 |
17.09 |
|
4. |
Цвет — элемент композиционного творчества. |
1 |
24.09 |
|
5. |
Свободные формы: линии и пятна. |
1 |
01.10 |
|
Глава 2. Буква — строка — текст. |
1 |
|
|
|
6. |
Искусство шрифта. |
1 |
08.10 |
|
Глава 3. Когда текст и изображение вместе. |
1 |
|
|
|
7. |
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. |
1 |
15.10 |
|
Глава 4. В бесконечном море книг и журналов. |
1 |
|
|
|
8. |
Многообразие форм графического дизайна. Проектирование книги (журнала). |
1 |
22.10 |
|
2 четверть – 8 ч. |
||||
Часть 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. |
8ч. |
|
|
|
Глава 1. Объект и пространство. |
2 |
|
|
|
9. |
От плоскостного изображения к объемному макету. |
1 |
05.11 |
|
10. |
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. |
1 |
12.11 |
|
Глава 2. Конструкция: часть и целое. |
2 |
|
|
|
11. |
Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. |
1 |
19.11 |
|
12. |
Важнейшие архитектурные элементы здания. Проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов зданий. |
1 |
26.11 |
|
Глава 3. Красота и целесообразность. |
2 |
|
|
|
13. |
Вещь как сочетание объемов и образ времени. |
1 |
03.12 |
|
14. |
Форма и материал. |
1 |
10.12 |
|
Глава 4. Цвет в архитектуре и дизайне. |
2 |
|
|
|
15. |
Роль цвета в формотворчестве. |
1 |
17.12 |
|
16. |
Обобщающий урок по теме «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств». Проект «Макетное цветовое решение». |
1 |
24.12 |
|
3 четверть – 10 ч. |
||||
Часть 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. |
11ч. |
|
|
|
Глава 1. Город сквозь времена и страны. |
1 |
|
|
|
17. |
Образ материальной культуры прошлого. Историко-художественный проект «Фотоколлаж с кратким описанием стиль в архитектуре». |
1 |
14.01 |
|
Глава 2. Город сегодня и завтра. |
1 |
|
|
|
18. |
Пути развития современной архитектуры и дизайна. Графический проект «Визитная карточка города или своего села». |
1 |
21.01 |
|
Глава 3. Живое пространство города. |
1 |
|
|
|
19. |
Город, микрорайон, улица. Графическая схема организации городского или сельского пространства. |
1 |
28.01 |
|
Глава 4. Вещь в городе и дома. |
2 |
|
|
|
20. |
Городской дизайн. Создание коллажно-графической композиции. Дизайн-проект «Витрина магазина». |
1 |
04.02 |
|
21. |
Интерьер и вещи в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. |
1 |
11.02 |
|
Глава 5. Природа и архитектура. |
2 |
|
|
|
22. |
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. |
1 |
18.02 |
|
23. |
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. |
1 |
25.02 |
|
24. |
Проект «Русская усадьба». |
1 |
04.03 |
|
Глава 6. Ты — архитектор. |
3 |
|
|
|
25. |
Замысел архитектурного проекта и его осуществление. |
1 |
11.03 |
|
26. |
Замысел архитектурного проекта и его осуществление. |
1 |
18.03 |
|
4 четверть – 9 ч. |
||||
27. |
Проект архитектурного образа города «Сказочный город» или «Город будущего». |
1 |
01.04 |
|
Часть 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. |
7ч. |
|
|
|
Глава 1. Мой дом — мой образ жизни. |
3 |
|
|
|
28. |
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. |
1 |
08.04 |
|
29. |
Интерьер, который мы создаем. |
1 |
15.04 |
|
30. |
Пугало в огороде, или… Под шепот фонтанных струй. |
1 |
22.04 |
|
Глава 2. Мода, культура и ты. |
4 |
|
|
|
31. |
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. |
1 |
29.04 |
|
32-33. |
Встречают по одежке. Проектирование живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодежного костюма. |
1 |
06.05 13.05 |
|
34. |
Автопортрет на каждый день. Макияж. |
1 |
20.05 |
|
35. |
Обобщение по курсу «Дизайн и архитектура в жизни человека». |
1 |
27.05 |
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Красноколоссовская ООШ от «___» августа 2020 г. №1 _________________ /________/ Ф.И.О. руководителя МС подпись |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Воронина М.А. /________/ «___» августа 2020 года |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.