Рабочая программа по ИЗО для 5 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа по ИЗО для 5 класса

Оценка 4.8
docx
15.10.2021
Рабочая программа по ИЗО для 5 класса
изо 5 класс 2022.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области

 

 

 

 

                                                                                 «УТВЕРЖДАЮ»

                                                          Директор МОУ СОШ №10____________ А.В.Неретин     

                                                                                              Приказ №___________    от 30. 08. 2021г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Изобразительное искусство»

 базовый уровень, ФГОС

5 класс

Учитель Матвеенкова Т.В.

 

 

                                                                                                                           Составитель:

                                                                                                                                                            Ф.И.О. учитель Матвеенкова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Настоящая рабочая учебная программа составлена на базе следующих нормативных документов:

·федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020 г.);

·федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.12.2010 г. № 1897 (в редакции приказа за Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577);

·письма Минобрнауки России от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

·основной образовательной программы основного общего образования  МОУ СОШ №10;

·примерной программы основного общего образования по изобразительной деятельности 5 класс. Базовый уровень.

·На основе авторской рабочей программы  Изобразительной искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников для 5-8 классов: учебное пособие для общеобразовательных организаций, Изобразительное искусство. 5 класс/   Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского - 13-е изд. - М.:Просвещение,2021.-191с.

·положения о рабочей программе МОУ СОШ №10;

·учебного плана МОУ СОШ №10 на 2021 – 2022 учебный год;

·федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции приказа от 22.11.2019 г № 632).

 

Общие цели учебного предмета

·   формирование осознания значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

·   развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

·   развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

·   формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

         воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

         формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

         формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

         формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

         развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

         формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

         осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

         развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

         умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

         умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

         умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

         умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

         владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

·         формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

·         развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной

·         развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

·         освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

·         воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

·         приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

·         приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

·         развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

·         осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

·         развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 ч)  

 

 Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

 Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определённой человеческой общности.

Выставочное декоративное искусство — область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

 

 

 «Древние корни народного искусства» (8 ч)

 

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

 

 Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.

Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли наши ми далёкими предками.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага

 

Убранство русской избы

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома  (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, рас­тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элемен­тами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

 

 Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо,  пол — земля,   подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

 

 Конструкция, декор предметов народного быта

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).

Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

 

 Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен­тальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы.

 

 Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды.

Задание: создание эскизов народного праздничного костю­ма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мел­ки, пастель.

 

 Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение.

Задания: раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору).

 

Связь времён в народном искусстве (8 ч)

 

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

 

Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм иг­рушек.

Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украше­ние ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для леп­ки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие ки­сти для росписи.

 

Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение

промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов,

тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно игрой тональных переходов — от светлого к тёмному. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой, волнистой, спиралевидной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на бумаге) или объёмной (основа — баночка) формы нарядной гжельской росписью.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

 

Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Ос­новные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.)  украшение его традиционными элементами и мотивами городец­кой росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонирован­ная под дерево бумага.

 

 Хохлома.

Краткие сведения из  истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».

Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением про­изведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.

 

 Жостово. Роспись по металлу.

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. 

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага

 

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте 

Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса — творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, её своеобразие. Изысканный графический орнамент мезенской росписи, её праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зелёного замалёвка с графической линией — чёрным перьевым контуром.

Задания: 1. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.

2. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).

Материалы: карандаш, бумага; картон, бумага коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей.

 

 

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обоб­щения информации о тех промыслах, которые не были затрону­ты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

 

Декор – человек, общество, время. (12 ч)

 

Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - ­значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить соци­альную роль ее хозяина. Эта роль ска­зывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Задание: разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.

 

 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задания: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используются характерные знаки-символы.

Материалы: цветные мелки, гуашь тёплых оттенков, кисти.

2. Нанесение на пластину рисунка - узора и продавливание шариковой ручкой рельефа.

Материалы: фольга, пластина, шариковая ручка.

 

 

Одежда «говорит» о человеке.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий. Символы императора. Знаки различия в  одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остаётся та же — выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной

знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Задание: выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

Материалы: большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.

 

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.

Задания:

1. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов.

 2. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.

 

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времён, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Задания:

 1. Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.

2. Посещение музея декоративно- прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства.

 

 

 

Декоративное искусство в современном мире. (6 ч)

 

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.

 

 Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».

 

 Ты сам мастер.

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Лоскутная аппликация или коллаж. Декоративные игрушки из мочала. Витраж в оформлении интерьера

школы. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы.

Задания:

1. Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.

2. Участие в отчётной выставке работ по декоративно-прикладному искусству

на тему «Украсим школу своими руками».

Материалы: материалы для аппликации и коллажа, мочало, цветная бумага, верёвки и шпагат, кусочки тканей и меха, ленты, бусинки и т. п.

 

 

 

Учебно-тематический план

количество в неделю 1 ч  (34 недели)

 

 

  №

             Темы раздела

Авторская рабочая программа

Рабочая

программа

1

«Древние корни народного искусства»

 

8

8

2

«Связь времен в народном искусстве»

 

8

8

3

«Декор - человек, общество, время»

 

12

12

4

«Декоративное искусство в современном мире».

6

6

 

Всего

 

34ч

34ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема  урока

 

Кол-во часов

Сроки прохождения

Сроки прохождения

Скорректированные сроки

 

Древние корни народного искусства

 

8

 

 

1

Древние образы в народном искусстве.

 

1

01.09-03.09

 

2

Убранство русской избы.

 

1

06.09-10.09

 

3

Внутренний мир русской избы

 

1

13.09-17.09

 

4

Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки.

 

1

20.09-24.09

 

5

Русская народная вышивка

 

1

27.09-01.10

 

6

Народный праздничный костюм.

 

1

11.10-15.10

 

7

Народные праздничные обряды. Обобщение темы.

 

1

18.10-22.10

 

8

Народные праздничные обряды. Обобщение темы.

 

1

25.10-29.10

 

 

Связь времен в народном искусстве

 

8

 

 

9

Древние образы в современных народных игрушках.

 

1

01.11-05.11

 

10

Искусство Гжели.

 

1

08.11-12.11

 

11

Городецкая роспись

 

 

1

22.11-26.11

 

12

Хохлома.

 

1

29.11-03.12

 

13

Жостово. Роспись по металлу.

 

1

06.12-10.12

 

14

Жостово. Роспись по металлу.

 

1

13.12-17.12

 

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

 

1

20.12-24.12

 

16

Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы.

 

1

27.12-30.12

 

 

 

Декор – человек, общество, время

 

12

 

 

17

Зачем людям украшения.

 

1

10.01-14.01

 

18

Зачем людям украшения.

 

1

17.01-21.01

 

19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

 

1

24.01-28.01

 

20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

 

1

31.01-04.02

 

21

Одежда «говорит» о человеке.

 

1

07.02-11.02

 

22

Одежда «говорит» о человеке.

 

1

14.02-18.02

 

23

Одежда «говорит» о человеке.

 

1

28.02-04.03

 

24

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

 

1

07.03-11.03

 

25

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

 

1

14.03-18.03

 

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

 

 

1

21.03-25.04

 

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

 

1

28.03-01.04

 

28

Современное выставочное искусство.

 

1

11.04-15.04

 

 

Декоративное искусство в современном мире

 

6

 

 

29

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

 

1

18.04-22.04

 

30

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Лоскутная аппликация или коллаж)

 

1

25.04-29.04

 

31

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Лоскутная аппликация или коллаж)

 

1

03.05-06.05

 

32

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Нарядные декоративные вазы)

 

1

10.05-13.05

 

33

Ты сам- мастер (Обобщение темы)

 

1

16.05-20.05

 

34

Резерв

 

1

23.05-27.05

 

 

 

Рассмотрено на заседании

МО

Протокол №1 от 26 .08. 2021г.

_________Руководитель ШМО

Т.В.Матвеенкова

 

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

_____ Н.В.Каминская

27.08. 2021 г.



 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 муниципального образования городской округ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 муниципального образования городской округ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая учебная программа составлена на базе следующих нормативных документов: · федерального закона от 29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая учебная программа составлена на базе следующих нормативных документов: · федерального закона от 29

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: · формирование основ художественной культуры обучающихся как части…

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: · формирование основ художественной культуры обучающихся как части…

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства

Русская народная вышивка Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности

Русская народная вышивка Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности

Древние образы в современных народных игрушках

Древние образы в современных народных игрушках

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла

Проведение беседы или занимательной викторины

Проведение беседы или занимательной викторины

XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта

XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое)

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое)

Учебно-тематический план количество в неделю 1 ч (34 недели) №

Учебно-тематический план количество в неделю 1 ч (34 недели) №

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Хохлома. 1 29.11-03

Хохлома. 1 29.11-03

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021