Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ №10____________ А.В.Неретин
Приказ №___________ от 30. 08. 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
базовый уровень, ФГОС
5 класс
Учитель Матвеенкова Т.В.
Составитель:
Ф.И.О. учитель Матвеенкова Т.В.
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая учебная программа составлена на базе следующих нормативных документов:
·федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020 г.);
·федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.12.2010 г. № 1897 (в редакции приказа за Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577);
·письма Минобрнауки России от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
·основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №10;
·примерной программы основного общего образования по изобразительной деятельности 5 класс. Базовый уровень.
·На основе авторской рабочей программы Изобразительной искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников для 5-8 классов: учебное пособие для общеобразовательных организаций, Изобразительное искусство. 5 класс/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского - 13-е изд. - М.:Просвещение,2021.-191с.
·положения о рабочей программе МОУ СОШ №10;
·учебного плана МОУ СОШ №10 на 2021 – 2022 учебный год;
·федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции приказа от 22.11.2019 г № 632).
Общие цели учебного предмета
· формирование осознания значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
· развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
· формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
· развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной
· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
· осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 ч)
Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.
Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определённой человеческой общности.
Выставочное декоративное искусство — область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
«Древние корни народного искусства» (8 ч)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.
Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли наши ми далёкими предками.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага
Убранство русской избы
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
Внутренний мир русской избы
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
Конструкция, декор предметов народного быта
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
Русская народная вышивка
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы.
Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Задания: раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору).
Связь времён в народном искусстве (8 ч)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
Искусство Гжели
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение
промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов,
тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно игрой тональных переходов — от светлого к тёмному. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой, волнистой, спиралевидной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на бумаге) или объёмной (основа — баночка) формы нарядной гжельской росписью.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».
Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.
Жостово. Роспись по металлу.
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса — творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, её своеобразие. Изысканный графический орнамент мезенской росписи, её праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зелёного замалёвка с графической линией — чёрным перьевым контуром.
Задания: 1. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.
2. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).
Материалы: карандаш, бумага; картон, бумага коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.
Декор – человек, общество, время. (12 ч)
Зачем людям украшения.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задание: разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задания: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используются характерные знаки-символы.
Материалы: цветные мелки, гуашь тёплых оттенков, кисти.
2. Нанесение на пластину рисунка - узора и продавливание шариковой ручкой рельефа.
Материалы: фольга, пластина, шариковая ручка.
Одежда «говорит» о человеке.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий. Символы императора. Знаки различия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остаётся та же — выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной
знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).
Материалы: большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.
Задания:
1. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов.
2. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времён, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания:
1. Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.
2. Посещение музея декоративно- прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства.
Декоративное искусство в современном мире. (6 ч)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.
Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале.
Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».
Ты сам мастер.
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Лоскутная аппликация или коллаж. Декоративные игрушки из мочала. Витраж в оформлении интерьера
школы. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы.
Задания:
1. Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.
2. Участие в отчётной выставке работ по декоративно-прикладному искусству
на тему «Украсим школу своими руками».
Материалы: материалы для аппликации и коллажа, мочало, цветная бумага, верёвки и шпагат, кусочки тканей и меха, ленты, бусинки и т. п.
Учебно-тематический план
количество в неделю 1 ч (34 недели)
№ |
Темы раздела |
Авторская рабочая программа |
Рабочая программа |
1 |
«Древние корни народного искусства»
|
8 |
8 |
2 |
«Связь времен в народном искусстве»
|
8 |
8 |
3 |
«Декор - человек, общество, время»
|
12 |
12 |
4 |
«Декоративное искусство в современном мире». |
6 |
6 |
|
Всего
|
34ч |
34ч |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Сроки прохождения |
||
Сроки прохождения |
Скорректированные сроки |
||||
|
Древние корни народного искусства
|
8 |
|
|
|
1 |
Древние образы в народном искусстве.
|
1 |
01.09-03.09 |
|
|
2 |
Убранство русской избы.
|
1 |
06.09-10.09 |
|
|
3 |
Внутренний мир русской избы
|
1 |
13.09-17.09 |
|
|
4 |
Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки.
|
1 |
20.09-24.09 |
|
|
5 |
Русская народная вышивка
|
1 |
27.09-01.10 |
|
|
6 |
Народный праздничный костюм.
|
1 |
11.10-15.10 |
|
|
7 |
Народные праздничные обряды. Обобщение темы.
|
1 |
18.10-22.10 |
|
|
8 |
Народные праздничные обряды. Обобщение темы.
|
1 |
25.10-29.10 |
|
|
|
Связь времен в народном искусстве
|
8 |
|
|
|
9 |
Древние образы в современных народных игрушках.
|
1 |
01.11-05.11 |
|
|
10 |
Искусство Гжели.
|
1 |
08.11-12.11 |
|
|
11 |
Городецкая роспись
|
1 |
22.11-26.11 |
|
|
12 |
Хохлома.
|
1 |
29.11-03.12 |
|
|
13 |
Жостово. Роспись по металлу.
|
1 |
06.12-10.12 |
|
|
14 |
Жостово. Роспись по металлу.
|
1 |
13.12-17.12 |
|
|
15 |
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
|
1 |
20.12-24.12 |
|
|
16 |
Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы.
|
1 |
27.12-30.12 |
|
|
|
|
Декор – человек, общество, время
|
12 |
|
|
17 |
Зачем людям украшения.
|
1 |
10.01-14.01 |
|
|
18 |
Зачем людям украшения.
|
1 |
17.01-21.01 |
|
|
19 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
|
1 |
24.01-28.01 |
|
|
20 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
|
1 |
31.01-04.02 |
|
|
21 |
Одежда «говорит» о человеке.
|
1 |
07.02-11.02 |
|
|
22 |
Одежда «говорит» о человеке.
|
1 |
14.02-18.02 |
|
|
23 |
Одежда «говорит» о человеке.
|
1 |
28.02-04.03 |
|
|
24 |
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
|
1 |
07.03-11.03 |
|
|
25 |
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
|
1 |
14.03-18.03 |
|
|
26 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
|
1 |
21.03-25.04 |
|
|
27 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
|
1 |
28.03-01.04 |
|
|
28 |
Современное выставочное искусство.
|
1 |
11.04-15.04 |
|
|
|
Декоративное искусство в современном мире
|
6 |
|
|
|
29 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
|
1 |
18.04-22.04 |
|
|
30 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Лоскутная аппликация или коллаж)
|
1 |
25.04-29.04 |
|
|
31 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Лоскутная аппликация или коллаж)
|
1 |
03.05-06.05 |
|
|
32 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Нарядные декоративные вазы)
|
1 |
10.05-13.05 |
|
|
33 |
Ты сам- мастер (Обобщение темы)
|
1 |
16.05-20.05 |
|
|
34 |
Резерв
|
1 |
23.05-27.05 |
|
|
Рассмотрено на заседании
МО
Протокол №1 от 26 .08. 2021г.
_________Руководитель ШМО
Т.В.Матвеенкова
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
_____ Н.В.Каминская
27.08. 2021 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.