Рабочая программа по ИЗО УМК "21 век" 3 класс

Рабочая программа по ИЗО УМК "21 век" 3 класс

docx
12.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Рабочая программа по предмету ИЗО 3 класс.docx

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"

3 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству  разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по математике и   авторской программы " ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»  Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская  ( Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2010) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

 

Структура документа

 Рабочая программа включает  разделы

·         Пояснительная записка

·         Место предмета в базисном учебном плане

·         Цели и задачи курса

·         Стандарт общего образования по предмету и классу

·         Особенности содержательных линий

·         Структура курса

·         Содержание программы в 3 классе

·         Обязательный минимум содержания основной общеобразовательной программы

·         Планируемые результаты обучения: предметные, метапредметные, личностные

·         Планируемые результаты освоения программы и система их оценки

·         Учебно-методическое обеспечение

·         Выполнение практической части программы

·         Календарно – тематическое планирование

 

 

 

Состав участников программы

      Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана с учетом обучающихся   3 «Д» классе в количестве 24 человек  с высокой и  средней степенью мотивации к процессу обучения. Учащиеся по итогам 2 класса показали достаточный  уровень развития умения воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к ху­дожественному произведению; умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов . Учащиеся по итогам 2 класса имеют: 24%(6 чел)-высокий уровень, 52 %(13 чел)-уровень выше среднего , 24% (6 чел)- средний уровень, овладения предметными умениями и навыками.

 

Место предмета в базисном учебном плане

  На реализацию программы поизобразительному искусству в федеральном базисном учебном плане предусмотрено  в  3  классе   34  часа  в  год  ( 34  учебные недели  по  1  часу  в  неделю ),

 из  них  16  часов – на  первое  полугодие  ( 16  учебных  недель,  по  1  часу  в  неделю ), 

 18  часов  на  второе  полугодие  ( 18  учебных  недель  по  1  часу  в  неделю  )

 

Цели и задачи обучения

 

       

           Цель уроков изобразительного искусства в начальной шко­ле — разностороннее художественно-творческое развитие уча­щихся:

  формирование у детей целостного, гармоничного воспри­ятия мира;

  активизацию самостоятельной творческой деятельности;

  развитие интереса к природе и потребности общения с ис­кусством (восприятие и практическая деятельность);

  формирование духовных начал личности, воспита­ние эмоциональной отзывчивости и культуры воспри­ятия произведений профессионального и народного ис­кусства;

  воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных наро­дов; обогащать нравственные качества детей; формиро­вать способность проявлять себя в искусстве, эстетиче­ские предпочтения;

  развивать творческий потенциал ребёнка путём активи­зации у него воображения и фантазии; формировать спо­собность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотруд­ничества и сотворчества в художественной деятельности;

  формировать навыки работы в разных видах пластиче­ских искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

  формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графиче­ской грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпоч­тения детей, их желание выразить в творчестве свои пред­ставления об окружающем мире;

   развивать опыт художественного восприятия произведе­ний искусства.

 

 

 

 

 

Особенности содержательный линий

 

Проблема всестороннего художественного развития уча­щихся реализуется в программе путём развития дифференци­рованного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятель­ности школьников, восприятию ими произведений разных ви­дов искусства.

          В основе преподавания предмета «Изобразительное искус­ство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.

         Программа полихудожественного развития учащихся опи­рается на следующие принципы (по Б.П. Юсову).

        Духовное возвышение ребёнка. Важно воспитывать у де­тей духовные потребности и интересы; развивать возвышен­ные чувства, возникающие при восприятии произведений ис­кусства и творческих достижений художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира.

Действие, радость, увлечение школьников работой. Худо­жественное творчество должно вызывать у детей чувство радо­сти и желание участвовать в коллективном творческом проек­те. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать своё мнение, творчески и неорди­нарно мыслить.

Живое общение с искусством. Необходимо приобщать де­тей к художественному слову, живой музыке, знакомить с ориги­налами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.

Освоение разнообразных сторон жизни (природа, живот­ные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природ­ных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.

Опора в обучении на региональный компонент. Выстраи­вая учебно-информативный материал урока и планируя творче­ские задания, педагогу следует учитывать особенности того ре­гиона, в котором живут учащиеся, — географические, нацио­нальные, культурно-исторические.

Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство раз­ных видов искусства помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение перено­сить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ.

Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские представления нередко односторонни и разрозненны, основываются на механическом запоминании, страдают сло­весно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют прочувствовать и сделать. Ведь ребёнок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный мате­риал, практическая творческая деятельность должны дать уча­щимся возможность научиться воспринимать действитель­ность во всей полноте с помощью разных чувств — зрения, слу­ха, обоняния, осязания.

Раскрытие разных сторон искусства. Любая творческая Деятельность включает три составляющие. Исполнительская (техническая) — основана на многократном повторении, отто­ченной технике. Творческая (образная) — требует выразитель­ности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства — существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в адми­нистративном и жилом здании.

Активное творчество учащихся. Развитие творческих спо­собностей у ребёнка происходит только при его активной худо­жественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы (художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся.

Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников спо­собности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах.

Искусство в школе выступает условием и механизмом позна­ния мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно-образ­ные, художественно-действенные, логические.

        Методическая основа преподавания предмета «Изобрази­тельное искусство»:

       опора на практическую деятельность ребёнка и возвыше­ние её до уровня творчества;

       подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребёнка конкрет­ного возраста (субъективный фактор), внешние социаль­ные и культурные изменения (объективный фактор);

       проникновение в духовную, эстетическую, художествен­ную природу искусства и в мир отношений человека и при­роды;

       активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.

        Интегрированный подход в художественном образовании младших школьников предоставляет учителю свободу творче­ского поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постанов­ке задач, выстраивании учебного материала, выборе художест­венных средств и форм работы с детьми. Предлагаемые в про­грамме примерные задания ориентируют педагога на разработ­ку своих учебно-творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации обучения, темы заданий и учебно-методический материал про­граммы дают педагогу возможность увеличивать количество ча­сов на предмет «Изобразительное искусство» исходя из возмож­ностей и специфики школы (например, в школах с углублённым изучением образовательной области «Искусство») и индивиду­альных особенностей учащихся.

Обучение эффективно только в том случае, если дети увле­чены работой, если оно доставляет им радость. Уроки изобра­зительного искусства следует выстраивать таким образом, что­бы вызвать у школьников желание заниматься творческой дея­тельностью, познавать мир в художественно-образной форме.

Общая характеристика курса

 

 

        В программе представлены три направления художествен­ного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразительное ис­кусство и окружающий мир). Освоение законов создания про­изведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, сим­метрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Форми­рование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобрази­тельного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно- творческой деятельности человека. Профессия художника-твор­ца. Отображение окружающего мира природы и действительно­сти, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выра­зитель истории человечества в художественных образах.

2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творче­ской инициативы учащихся, развитие у них способности само­стоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие жела­ния творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить компо­зицию.

    Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного воспри­ятия окружающего. Важное условие развития художественно- образного мышления — вовлечение детей в творческую дея­тельность, знакомство с произведениями разных видов искусст­ва. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вто­рых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный  полихудожественный подход и интегрированный характер ор­ганизации занятий позволяет разнообразить и обогатить вос­приятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, спо­собствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Система­тическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собст­венной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способ­ности воспринимать, понимать, переживать и ценить произве­дения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять со­держательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

        Направления работы в каждом классе реализуются в следую­щих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми раз­ными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (кра­сок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппли­кации, коллаже).

Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использо­вание в работе готовых объёмных форм (коробок разной величи­ны, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природ­ного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, об­суждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Развивающие и художественные задачи решаются в каж­дом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: разви­тие пространственного мышления и представлений о про­странстве в искусстве и жизни, развитие представлений о фор­ме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

3 класс. Главная тема этого года — мир природы и мир чело­века (взаимосвязь «человек — природа — среда»). Дети учатся наблюдать за объектами разных природных пространств (воз­духа, воды, земной поверхности, подземного мира), составляю­щими основу творчества многих художников, и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах; знакомят­ся с новыми художественными понятиями и техниками, узнают об особенностях использования формы, цвета, объёма, ритма в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Ведущая практическая задача в 3 классе — развитие и активизация про­дуктивного воображения и фантазии, композиционного мыш­ления.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Изучение исторического и нацио­нального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов). Движе­ние, ритм в природе и в жизни человека рассматривается через категорию пространства (цикличность жизни в природе).

Обогащение представлений о форме в искусстве и окру­жающей действительности. Развитие представлений о форме в искусстве. Символ и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.

Развитие представлений о цвете в искусстве, окружаю­щем предметном мире и искусстве. Цвет в изобразительном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов разных народов и разнообразие их творчества.

Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь элементов в композиции: ритм пятен, линий; орна­мент, его роль в жизни человека, природа его зарождения, его специфика и особенности национального колорита.

Задания по ИКТ на третьем году обучения направлены на развитие наблюдательности и любознательности, формирова­ние интереса к природным объектам (флоре и фауне). Исполь­зование разнообразных видов компьютерной графики позволя­ет развивать у детей навыки самостоятельной творческой дея­тельности; даёт возможность включать в процесс обучения ис­следовательские задания и проектные формы работы, что развивает способность аргументировано защищать свою точ­ку зрения, формирует умение слушать собеседника. Овладеть новыми знаниями, понятиями из различных областей науки по­могает работа с Интернетом — поиск информации и её анализ.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

3 класс (34 часа)

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (17 часов).

    Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, гра­фики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобра­зия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изо­бражение природного ритма. Отделение главного от второсте­пенного. Выделение композиционного центра. Создание ком­позиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зави­симости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью ком­пьютерной графики. Передача воздушной перспективы графи­ческими средствами. Выбор и освоение картинной плоскости в зависимости от творческого замысла. Использование в рабо­те средств компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цвета. Овладение приёмами само­стоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Сознательный выбор фор­мата, преодоление измельчённости изображения. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движе­ния. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких за­рисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представ­лению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профес­сиональной лепки. Создание объёмно-пространственной ком­позиции. Передача ритма и динамики при создании художест­венного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выраже­ние замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три — пять человек. Поиск в Интернете музейных экспозиций. Освое­ние техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Передача настроения и ритма музыкального и поэтическо­го произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индиви­дуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смы­словой зависимости между элементами изображения путём вы­бора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художест­венным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглав­ной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего ха­рактера и интересов. Оформление сцены к спектаклю (игро­вому или кукольному). Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для пе­редачи настроения и эстетического образа пространства. Соз­дание игрушки по мотивам народных художественных промы­слов. Использование в украшении игрушек мотивов раститель­ного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоратив­ной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в на­родном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображе­нии, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содер­жания и выразительных средств произведений изобразитель­ного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусства. Выражение в беседе своего отношения к произ­ведениям разных видов искусства (изобразительного, музы­кального; хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произ­ведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Веду­щие художественные музеи России и своего региона. Объясне­ние символики в народном и декоративно-прикладном искусст­ве, функциональности, практической значимости произ­ведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.

 

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся бу­дут сформированы:

 

     духовные начала личности и целостная картина мира;

     основы художественной культуры;

     понимание роли искусства в жизни человека;

     представления о выразительных возможностях языка изо­бразительного искусства;

     потребность в творческом проявлении;

     наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;

     умение ставить перед собой художественную задачу и на­ходить пути её реализации в художественном материале;

     способность формулировать эстетическую, художествен­ную оценку, выражать своё отношение к происходящему;

     понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.

Выпускник научится:

     создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

     использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объ­ём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

     работать с художественными материалами (красками, ка­рандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелка­ми, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

     различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характе­ра персонажа, эмоционального состояния человека, приро­ды), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

     выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с постав­ленными задачами;

     создавать образы природы и человека в живописи и гра­фике;

     выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори­зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

            понимать форму как одно из средств выразительности;

            отмечать разнообразие форм предметного мира и переда­вать их на плоскости и в пространстве;

            видеть сходство и контраст форм, геометрические и при­родные формы, пользоваться выразительными возможно­стями силуэта;

            использовать разные виды ритма (спокойный, замедлен­ный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания вы­разительности своей работе;

            передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния чело­века, животного, настроения в природе;

            использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

            создавать свой сказочный сюжет с вымышленными геро­ями, конструировать фантастическую среду на основе су­ществующих предметных и природных форм;

            изображать объёмные тела на плоскости;

            использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

            применять различные способы работы в объёме — вытяги­вание из целого куска, налепливание на форму (наращива­ние формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

            использовать художественно-выразительный язык скульп­туры (ракурс, ритм);

            чувствовать выразительность объёмной формы, много­сложность образа скульптурного произведения, вырази­тельность объёмных композиций, в том числе многофи­гурных;

            понимать истоки и роль декоративно-прикладного искус­ства в жизни человека;

            приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по моти­вам народных промыслов;

            понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для созда­ния орнамента, передавать движение с использованием

ритма элементов;

     понимать выразительность формы в декоративно-при­кладном искусстве;

     использовать законы стилизации и трансформации при­родных форм для создания декоративной формы;

     понимать культурно-исторические особенности народно­го искусства;

     понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

     приводить примеры ведущих художественных музеев стра­ны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

     пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

      выражать в собственном творчестве отношение к постав­ленной художественной задаче, эмоциональные состоя­ния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

     видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие

родной природы;

       понимать и передавать в художественной работе различ­ное и общее в представлениях о мироздании разных наро­дов мира;

       активно работать в разных видах и жанрах изобразитель­ного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмо­циональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

       работать в историческом жанре и создавать многофигур­ные композиции на заданные темы и участвовать в кол­лективных работах, творческо-исследовательских про­ектах;

       воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

работать с поделочным и скульптурным материалом, соз­давать фантастические и сказочные образы на основе зна­комства с образцами народной культуры, устным и песен­ным народным творчеством и знанием специфики совре­менного дизайна;

       участвовать в обсуждениях произведений искусства и дис­куссиях, посвящённых искусству;

       выделять выразительные средства, использованные ху­дожником при создании произведения искусства, объяс­нять сюжет, замысел и содержание произведения;

       проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

  Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразитель­ного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, техно­логию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждо­го школьника и отметить это перед другими учащимися. Осо­бенно это касается оценок творческих работ детей. Когда рабо­та коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.

   Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккурат­ность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.

Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригиналь­ный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования (если это касается выполнения каких-либо технических приёмов). Так же заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно  что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.

   Преподаватель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном. Нужно отмечать стремление детей к коллективным видам творчества, вынося при этом суждение о работе в целом, а не о вкладе в неё каждо­го отдельного ученика.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»

 

Личностные результаты:

       целостное, гармоничное восприятие мира;

       интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями;

       умение формулировать, осознавать, передавать своё на­строение, впечатление от увиденного в природе, в окру­жающей действительности;

   способность выражать свои чувства, вызванные состояни­ем природы;

   способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насеко­мых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

   представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

   самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

   умение доводить работу до конца;

   способность предвидеть результат своей деятельности;

   адекватная оценка результатов своей деятельности;

   способность работать в коллективе;

   умение работать индивидуально и в малых группах;

    готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

   постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

   принятие и удержание цели задания в процессе его выпол­нения;

   самостоятельная мотивация учебно-познавательного про­цесса;

   самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

   умение проектировать (планировать) самостоятельную дея­тельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

   умение критически оценивать результат своей работы и ра­боты одноклассников на основе приобретённых знаний;

   умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дис­циплин;

   умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

   умение проводить самостоятельные исследования;

   умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной за­дачей;

   умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

   умение находить нужную информацию в Интернете;

   участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

   умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

   обогащение словарного запаса, развитие умения описы­вать словами характер звуков, которые «живут» в различ­ных уголках природы, понимать связь между звуками в му­зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

   умение пересказывать небольшие тексты (сказки, расска­зы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, соз­давать мини-рассказы по своему сюжету;

   понимание и передача своих впечатлений от услышанно­го, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, на­родной речи, разных видах и жанрах искусства);

   умение сопоставить события, о которых идёт речь в про­изведении, с собственным жизненным опытом, выделе­ние общего и различного между ними;

   умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

   сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

   умение анализировать и сравнивать произведения искус­ства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содер­жания;

   умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

   способность обосновывать своё суждение, подбирать сло­ва для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

   умение высказывать предположения о сюжете по иллюст­рации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, карти­не, спектакле, книге;

   умение фиксировать своё эмоциональное состояние, воз­никшее во время восприятия произведения искусства;

   сформированность представлений о природном про­странстве и архитектуре разных народов;

   сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего ре­гиона, их истории;

   активное участие в обсуждении роли искусства в жизни об­щества и человека;

   понимание влияния природного окружения на художест­венное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

   понимание зависимости народного искусства от природ­ных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

   умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

   умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пла­стическом, музыкальном;

   умение развивать предложенную сюжетную линию (сочи­нение общей сказки, пьесы и т. п.);

   сформированность навыков использования средств компь­ютерной графики в разных видах творческой деятельности;

   умение выражать в беседе своё отношение к произведени­ям разных видов искусства (изобразительного, музыкаль­ного; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

   умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

   умение сравнивать произведения на одну тему, относящие­ся к разным видам и жанрам искусства;

   умение распознавать выразительные средства, использо­ванные автором для создания художественного образа, вы­ражения идеи произведения;

   умение использовать элементы импровизации для реше­ния творческих задач.

                                

Планируемые результаты освоения программы и система их оценки

 

   Планируемые результаты освоения основной образователь­ной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным госу­дарственным образовательным стандартом (2009 г.), образова­тельным процессом и системой оценки, используемой в образо­вательном учреждении, и учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования. Разрабатывая программу курса «Изобразительное искусство», авторы также опирались на планируемые результаты. В соот­ветствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты кон­кретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников по данному предмету.

   Личностные планируемые результаты отражают систему цен­ностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изу­чаемой образовательной области, личностные качества, кото­рые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобра­зительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учаще­гося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать внимание на то, как формируются личностные качества учащего­ся (особенно те, которые представлены в стандарте), оценивать изменения, происходящие в характере и мировосприятии ребён­ка, учитывая в том числе учебно-познавательные мотивы; взаи­моотношения со сверстниками; гражданскую идентичность (от­несение себя к семье, народу, национальности, вере); уровень рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная от­ветственность, самооценка, мировоззренческая позиция). Всё это оценивается с учётом вклада уроков изобразительного искус­ства в формирование личности младшего школьника.

Результаты личностных достижений учащегося фиксируют­ся учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдаётся выпускнику на­чальной школы, должна отражать его отличительные индиви­дуальные особенности, не только связанные с освоением учеб­ных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества, например:

         оценку успеваемости учащегося, его достижения в изуче­нии курса «Изобразительное искусство», возможные труд­ности усвоения конкретного программного материала;

         уровень сформированности учебно-познавательной моти­вации, отношения к самостоятельной читательской дея­тельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий уровень, средний/достаточный, низкий);

         оценку взаимоотношений с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, правил участия в совместной учебной деятельности, которая организует­ся на уроках по предмету «Изобразительное искусство»;

         потребность в творческом проявлении в разных видах деятельности и разных учебных дисциплинах, отношение к природе, окружающей действительности, желание прий­ти на помощь, умение работать в коллективе, отвечать за своим поступки и действия, способность брать ответст­венность на себя.

Целесообразно в течение всех лет обучения вести портфо­лио ученика. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник обдумывает содержание портфолио, следит за поряд­ком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, как лучше отразить индивидуальные достижения. С учётом спе­цифики деятельности школьника на уроках изобразительного искусства портфолио может включать следующие материалы:

       творческие работы ребёнка, выполненные как в виде ри­сунков, так и в других видах творческой деятельности — написании сочинения, эссе, поэтических пробах, создан­ных проектах и т. д.;

       различные награды (дипломы, похвальные грамоты, бла­годарности), полученные им за успехи во внеурочной дея­тельности;

       оценочные характеристики успешных докладов, сообще­ний, презентаций, проектной деятельности на темы про­изведений изобразительного искусства, жизни и творчест­ва разных художников.

Эти документы могут оформляться как благодарственные письма учителя. Например, школьник подготовил интересную презентацию о жизни и творчестве В.М. Васнецова, успешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя. Оно может быть оформлено как официальный документ с подписью педагога и на красивом бланке. Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведённая учащимся работа выходит за рамки классной.

  Предлагая детям задания для итогового контроля метапредметных и предметных результатов освоения программы, учите­лю следует обратить внимание на следующее.

1.  Уровень достижений учащегося в соответствии со стан­дартом проверяется в конце четвёртого года обучения. Кон­трольные работы (одна — по метапредметным результатам, дру­гая — по предметным) проводятся в мае, в течение двух уроков. Например, 15 мая — контрольная работа по метапредметным результатам, 20 мая — по предметным.

2.  Составляя контрольную работу для проверки предметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбирает зада­ния базового уровня с учётом цели каждого задания. Из одно­типных заданий выбирается одно. Творческая самостоятельная работа ученика оценивается по таким критериям, как уровень владения изобразительными навыками, художественными ма­териалами, умение решить композиционные задачи — освоение всей поверхности листа, отбор необходимых объектов изобра­жения и их смысловое объединение.

 В итоговый контроль могут быть включены задания повы­шенного уровня. Результат не учитывается при ответе на во­прос «Выполнены или не выполнены требования стандарта?». Цель включения в работу заданий повышенного уровня — уста­новить число учащихся высокого уровня обученности, их об­щую культуру и эрудицию, а также анализ успешности учебно­го процесса по курсу «Изобразительное искусство» в данном классе.

3.  Составляя контрольную работу для проверки метапредметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбира­ет задания в соответствии с их целями. Из однотипных заданий выбирается одно. Оценка метапредметных результатов строит­ся по следующим параметрам: чувство ритма, колорит, ориги­нальность манеры исполнения, композиционного решения.

В соответствии со статьёй 15 Закона РФ «Об образовании» «освоение образовательных программ основного общего, сред­него (полного) общего образования... завершается обязатель­ной итоговой аттестацией обучающихся». Эта формулировка означает, что государственной аттестации по завершению начального общего образования не проводится. В соответст­вии со статьёй 13 в уставе образовательного учреждения опреде­ляется «система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок её проведения». В статье 17 утверждается, что «обучающиеся на ступени начального общего и основного обще­го образования, не освоившие образовательной программы учеб­ного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам... по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводят­ся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обу­чающихся на одного педагогического работника образовательно­го учреждения или продолжают обучение в иных формах».

 Образовательное учреждение, устанавливая систему оценок при промежуточной аттестации, должно учитывать психологи­ческие возможности младшего школьника, возникающие в про­цессе контроля нервно-психические проблемы, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка. Нецелесообразно оценивать итоговую контрольную работу отметкой. Годовые оценки вы­ставляются учителем на основе текущего контроля. Результаты проведения итоговой контрольной работы отражаются в харак­теристике учащегося и в отчёте школы по реализации ФГОС.

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н .Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект  допущен Министерством образования РФ.

 

 

Методические и учебные пособия

Учебники:

Л.Г. Савенкова «Изобразительное искусство», учебник для 3 класса  Вентана – граф, 2013 г.

Учебник включён в федеральный перечень. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования       (2014г). Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

Рабочие тетради для учащихся:

 

Л.Г. Савенкова «Изобразительное искусство», рабочая тетрадь для 3 класса  Вентана – граф, 2014 г.

 

Рабочая тетрадь соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

 

 Методические пособия для учителя:

1.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012

2. Программа «Изобразительное искусство». Под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской, Москва, Планета 2011г.

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

Специфическое сопровождение (оборудование)

 

1)                       репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

2)                       портреты русских и зарубежных художников;

3)                       таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

4)                       таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

5)                       схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

6)      таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно - прикладному искусству;

7)       открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображе­нием пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;

8)       стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;

 

Электронно – программное обеспечение

 

Компьютер, презентационное оборудование, выход в Интернет, целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использование диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-диска

Единая коллекция ЦОР :  http://school-collection.edu.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование по ИЗО в 3 классе (34 часа)

1 полугодие - часов

2 полугодие - часов

 

 

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Содержание курса

Планируемые результаты обучения

Домашнее задание

Дата

 

Предметные результаты

Метапредметные (универсальные учебные действия)

Личностные

план

факт

 

1 четверть - 9 часов

 

1

Освоение человеком природного пространства

Урок изучения нового материала

Разнообразие, красота природы. Язык живописи и графики

Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. Примерные темы композиций: «Букет из осенних листьев», «Поляна с ландышами», «Дом на горе»

Работа на плоскости

Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе)

целостное, гармоничное восприятие мира;

интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями;

 

 

04.09.14

 

 

2

Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство.

Урок комбинированный

Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства

Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Работы на пленэре — этюды

Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.

Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников

Раз-е этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окр. мира приро­ды и произведений искусства.

 

11.09.14

 

 

3

Разнообразие природных объектов в творчестве художника.

Урок комбинированный

Воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок). Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графике.

Открытое и закрытое пространство. Примерные темы композиций: «Облака и птицы в небе», «Гроза в лесу», «Корабли в море», «Подводные обитатели», «Волчица и волчата», «Красные рыбки в пруду», «Лягушки в болоте», «Горные вершины». Работа в технике акварели «по сырому»

Создавать выставки фотографий с уголками природы.

Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.

Создавать цветовые графические

композиции в технике компьютерной

графики.

Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).

Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды

умение формулировать, осознавать, передавать своё на­строение, впечатление от увиденного в природе, в окру­жающей действительности;

Пробуждение и обо­гащение чувств ребен­ка, сенсорных способ­ностей детей.

 

18.09.14

 

 

4

Ритм и орнамент в природе и в искусстве.

Урок ИКТ

Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рисунок земной поверхности на карте или глобусе

Выделение композиционного центра, отделение главного от второстепенного. Изображение природного ритма. Создание плоскостной композиции на заданную тему

Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра. Условное изображение карты рельефа, художественное отображение ландшафта в картине. Исследование ландшафта родной природы. Создание карты региона с указанием достопримечательностей. +

рисунок,

орнамент).

Представлять и передавать условное изображение в географических картах.

Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями)

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.

умение доводить работу до конца;

способность предвидеть результат своей деятельности;

 

 

25.09.14

 

 

5

Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры

Урок комбинированный

Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики.

Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции: вертикальный, горизонтальный, вытянутый, квадратный, овальный и др. Примерные темы композиций: «Гнездо аиста над деревней», «Грозовые тучи», «Ночь, метель, улица», «Закат солнца, сумерки», «Весна»

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов.

Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.

Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики

Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. адекватная оценка результатов своей деятельности;

способность работать в коллективе;

 

 

02.10.14

 

 

6

Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов:

Урок - исследования

Передача графическими средствами воздушной перспективы. Выбор и освоение картинной плоскости. Овладение приёмами коллективного сотворчества.

Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». Передача ритмического рисунка журавлиного клина. Работа в смешанной технике

Передавать графическими средствами воздушную перспективу.

Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.

Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата.

Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

готовность слушать собеседника, вести диалог, отстаивать собственное мнение.

 

 

09.10.14

 

 

7

Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера.

Урок-проект

Экспериментирование со светом: выполнение растяжек получение новых цветов

Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах. Примерные темы композиций: «Яхты в море», «Солнечный день в горах», «Зимний пасмурный день в горах», «Дюны», «Прогулка в парке». Передача в пейзаже двух разных состояний природы — солнечного дня и пасмурного утра

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.

Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.)

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

целостное, гармоничное восприятие мира;

интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями;

 

 

16.10.14

 

 

8

Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический

Урок комбинированный

Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы

Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). Примерные темы композиций: «Осенний букет», «Морской натюрморт с ракушкой». Композиционное размещение предметов

Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.

Изображать с натуры предметы конструктивной формы.

Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения.

Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте

Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов.

 

23.10.14

 

 

9

Передача движения.

Урок комбинированный

Умение работать с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок (стоит, идёт, бежит). Умение работать в одной цветовой гамме.

Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: весна — изготовление скворечника, посевная; лето — сенокос, езда на велосипеде, купание; осень — сбор урожая, начало учебного года; зима — катание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы

Передавать движения.

Уметь работать с натуры и по наблюдению.

Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит.

Работать в одной цветовой гамме.

Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

умение доводить работу до конца;

способность предвидеть результат своей деятельности;

 

 

30.10.14

 

 

2 четверть - 7 часов

 

10/1

Передача объёма в живописи и графике

Урок комбинированный

Овладение приёмами работы различными графическими материалами. Передача объема, формы предметов с помощью штриха

Освоение разнообразных видов штриха. Зависимость штриха от используемого графического материала и характера изображаемого предмета.  Рисунок с натуры одного предмета округлой  формы — яблока,  чашки

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего ми­ра природы и произ­ведений искусства.

 

13.11.14

 

 

11/2

Понятие стилизации.

Урок исследование

Представление о стилизации в изобразительном искусстве.

Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата по выполненным наброскам.

Работа в объёме и пространстве

Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве.

Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели)

Пробуждение и обо­гащение чувств ребен­ка, сенсорных способ­ностей детей.

 

20.11.14

 

 

12/3

Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настрое-ние, характер, фактура, материал)

Урок комбинированный

Понятие, представление и передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина)

Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина», «Стойкий оловянный солдатик, китайский болванчик и балерина»

Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина)

Воспитание интереса детей к самостоятель­ной творческой дея­тельности.

умение доводить работу до конца;

способность предвидеть результат своей деятельности;

 

 

27.11.14

 

 

13/4

Передача динамики в объёмном изображении.

Урок-практикум

Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин)

Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы композиций: «Артисты на арене цирка», «Игры на перемене», «Футбол»

Осваивать профессиональную лепку.

Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).

Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок

Развитие желания привносить в окру­жающую действитель­ность красоту.

вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

 

 

04.12.14

 

 

14/5

Лепка объёмно-пространствен-ной композиции из одноцветного пластилина или из глины.

Урок комбинированный

Использование простого каркаса из про-волоки и палочек. Передача ритма и динамики при создании художественного образа

Работа в малых группах. Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. Примерная тема: «Детский городок». Использование несложного каркаса. Предварительное обсуждение эскиза будущей работы и распределение обязанностей

Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.

Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.

Передавать ритм и динамику при создании художественного образа

Развитие навыков со­трудничества в худо­жественной деятель­ности.

 

11.12.14

 

 

15/6

Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа

Урок комбинированный

Работать в группах. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках)

Создание композиции по мотивам литературных произведений, например по сказкам

Х.-К. Андерсена, Н.Н. Носова, Дж. Родари.

Примерные темы композиций: «Дома в виде ракушки для подводного царства», «Городок, где жил Чиполлино», «Цветочный город»

Декоративно-прикладная деятельность

Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках).

Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3–5 человек

готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

 

 

18.12.14

 

 

16/7

Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт

Урок исследование

Создание предметов для интерьера с учетом его особенностей. Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений, полученных на экскурсии в музей.

Основой вазы может стать стеклянная ёмкость (бутылка, пузырёк или баночка). Лепка из цветного пластилина или работа с помощью бумаги и клея

Создавать предметы для интерьера с учётом его особенностей.

Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.

Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами

умение доводить работу до конца;

способность предвидеть результат своей деятельности;

 

 

25.12.14

 

 

3 четверть- 10 часов

 

 

 

 

 

 

 

04.11.14

17/1

Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые

Урок-исследование

Создание художественной формы на основе наблюдений за природой. Например: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи»

Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными.

Эту работу можно выполнить в технике бумажной пластики или с помощью цветного пластилина

Работа в определённой цветовой гамме: сближенные цвета — мягкая цветовая гамма (замутнение цвета чёрным, белым); яркие, чистые цвета – «праздник красок»

Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.

Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.

Осваивать технику бумажной пластики

Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм.

Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства.

Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм

Формирование поня­тия и представления о национальной культу­ре, о вкладе своего народа в культурное и художественное на­следие мира.

 

15.01.15

 

 

18/2

Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной).

Урок комбинированный

Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии. Определение и передача настроения, использование цветового разнообразие оттенков.

Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. Развитие умения определять выразительный язык художественного произведения, созвучный настроению, ритму природы

Работа на плоскости

Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.

Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.

Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

умение доводить работу до конца;

способность предвидеть результат своей деятельности;

 

 

22.01.15

 

 

19/3

Зарождение замысла на основе предложенной темы.

Урок комбинированный

Смысловая зависимость между форматом и материалом. Понимание и передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха.

Композиции на передачу контраста в рисунке. Примерные темы композиций: «День и ночь», «Унылое и радостное», «Высокое и тонкое, низкое и толстое», «Мягкое и пушистое, твёрдое и колючее», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Дюймовочка" в жилище полевой мыши»

Передавать индивидуальную манеру письма.

Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо- ционально-чувствен- ного восприятия окру­жающего мира приро­ды и произведений искусства.

 

29.01.15

 

 

20/4

Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств.

Урок комбинированный

Определение характера и формы творческой работы на основе предложенной темы. Выбор формата, материала изображения.

Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. Образное определение звуков в цвете и форме. Воспитание потребности выразить визуальными средствами звуки природы

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.

Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения

готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

Пробуждение и обо­гащение чувств ребен­ка, сенсорных способ­ностей детей.

 

05.02.15

 

 

21/5

Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации.

Урок комбинированный

Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Создание коллективной книжки-раскраски.

Чтение художественных произведений  с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации)

Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации.

Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении.

Создавать коллективную книжку-раскраску

Воспитание у детей интереса к самостоя­тельной творческой деятельности.

 

12.02.15

 

 

22/6

Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

Урок комбинированный

Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста

Коллективные творческие исследования, связанные с выявлением особенностей графического решения заглавных букв (буквиц) разными художниками в текстах сказок, былин, сказаний. Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете

Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы

умение доводить работу до конца;

способность предвидеть результат своей деятельности;

Развитие желания привносить в окру­жающую действитель­ность красоту.

 

19.02.15

 

 

23/7

Художник в театре.

Виртуальная экскурсия

Создание сюжетных объемно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки.

Создание сюжетных объёмно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки. Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок (можно для кукольного спектакля). Использование большой картонной коробки

Работа в объёме и пространстве

Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.

Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному).

Уметь работать в коллективе, распределять обязанности

готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

Развитие навыков со­трудничества в худо­жественной деятель­ности.

 

26.02.15

 

 

24/8

Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации.

Урок комбинированный

Коллективное создание необычного игрового пространства, оформление уголка в классе.

Вовлечение школьников в мир сказочных героев, способных мгновенно изменить пространственную среду в зависимости от своего желания (цветовое, световое, предметное

окружение). Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения

Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены.

Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.

Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества.

Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства

Развитие навыков со­трудничества в худо­жественной деятель­ности.

 

05.03.15

 

 

25/9

Передача настроения в форме

Урок комбинированный

Представление декоративной формы\, её условный характер.

Зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен. Создание предметов декоративно-прикладного искусства на темы: «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной», «Кувшин „Поющий петух“». Декоративная лепка: глина, пластилин

Декоративно-прикладная деятельность

Представлять особенности декоративной формы, её условный характер.

Передавать в объёмной декоративной форме настроение.

Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета

Пробуждение и обо­гащение чувств ребен­ка, сенсорных способ­ностей детей.

готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

 

 

12.03.15

 

 

26/10

Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки.

Виртуальная экскурсия

Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Создание коллективной композиции.

Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек, можно фигурок в национальных костюмах, в технике бумажной пластики. Применение в работе пузырьков, бутылочек, коробок для каркаса

Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира.

Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек

Развитие желания привносить в окру­жающую действитель­ность красоту.

 

19.03.15

 

 

4 четверть - 8 часов

 

27/1

Освоение разнообразия форм в архитектуре.

Урок исследование

Понимать и передавать разнообразие, раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве.

Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. Роль знака и символа в жизни. Цвет и форма в знаковом изображении. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. Примерные темы композиций: «Тотемное дерево индейцев», «Древо жизни». Работа на небольших форматах. Декоративная роспись камня узором. Работа фломастерами или цветными карандашами

Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа».

Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др.

Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт

умение доводить работу до конца;

способность предвидеть результат своей деятельности;

Воспитание интереса детей к самостоятель­ной творческой дея­тельности.

 

02.04.15

 

 

28/2

Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.

Урок комбинированный

Передача ритмического характера, повторов слов: скороговорки, песен в декоративном орнамент с помощью условных изображений.

Формирование представления о характере и форме украшений .Цвет, форма, ритм и символика в украшениях. Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой или Царевне-лягушке на основе ритма (чередования форм бусин), созвучных повтору звуков в скороговорке (по выбору) или по сказке (например, «Кот, дрозд, лиса и петух»).

Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.

Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.

Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши

Развитие навыков со­трудничества в худо­жественной деятель­ности.

готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

 

 

09.04.15

 

 

29/3

Выразительные средства изобразительного искусства: форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция

Урок-исследование

Умение выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства

Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Выразительные средства изобразительного искусства (цвет, форма, ритм, мелодика, конструкция, композиция)

Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии).

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Проводить коллективные исследования по данной теме

Формирование поня­тия и представления о национальной культу­ре, о вкладе своего народа в культурное и художественное на­следие мира.

 

16.04.15

 

 

30/4

Использование музыкального и литературного материала

Урок комбинированный

Общие и различное в языке разных видов искусства. Понятие специфике выразительного языка каждого из них

Восприятие произведений разных видов искусства. Обсуждение, построенное на сравнении, нахождении общего и особенного в каждом виде искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений музыки, поэзии, живописи, графики

Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.

Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы).

Понимать специфику выразительного языка каждого из них

умение доводить работу до конца;

способность предвидеть результат своей деятельности;

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

 

23.04.15

 

 

31/5

Художественная форма произведения изобразительного искусства

Виртуальная экскурсия

Использование различных материалов для передачи собственного замысла в живописи или графике.

Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки). Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Виды графики

Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего ми­ра природы и произ­ведений искусства.

\

 

30.04.15

 

 

32/6

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический.

Виртуальная экскурсия

Произведение искусства по их видам  и жанрам. Ведущий художественный музеи России, ХМАО.

Организация и проведение экскурсий (заочных и очных), бесед, обсуждений. Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий

Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам.

Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона

Пробуждение и обо­гащение чувств ребен­ка, сенсорных способ­ностей детей.

готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно

 

07.05.15

 

 

33/7

Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Урок-комбинированный

Своеобразие  и особенности произведений ДПИ.

Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники И.Я. Билибин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шишкин, В. Ван Гог, И.К. Айвазовский

Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).

Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства

умение доводить работу до конца;

способность предвидеть результат своей деятельности;

Воспитание интереса детей к самостоятель­ной творческой дея­тельности.

 

14.05.14

 

 

34/8

Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры.

Виртуальная экскурсия

Связь архитектуры с природой. Архитектурные памятники нашего города, региона, их история.

Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. Беседы, обсуждения, выполнение зарисовок архитектурных сооружений своего региона

Представлять и понимать связь архитектуры с природой.

Называть архитектурные памятники региона, знать их историю

 готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

развитие желания привносить в окру­жающую действитель­ность красоту.

 

21.05.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ОПИСАНИЕ Материально-техническоГО обеспечениЯ образовательного процесса

по предмету «Изобразительное искусство»

 

 

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

4

    Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ. Изобразительное ис­кусство : 3 класс : учебник для учащихся общеобразователь­ных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2012.

 

2. Печатные пособия

3

Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ., Изобразительное ис­кусство : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.  – М: Вентана-Граф, 2012.

 

3. Технические средства обучения

1

Компьютер

 

2

DVD-проектор

 

3

Проекционный экран

 

4

Мультимедийная доска

 

4. Экранно-звуковые пособия, ЭОР

1

CD-диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной про­граммой

 

2

Комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке

 

6. Оборудование класса

1

Шкаф для хранения баночек для воды, красок, кис­тей, бумаги, выпол-ненных детских работ, а также предметов для составления натюрмортов и выполнения иллюстраций, ин­струментов и приспособлений

 

2

Стеллаж для организации и проведения выставок детского творчества

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)