РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству для 1 класса
УМК «Школа России»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы. «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, Н.А. Горяева, Г.Е. Гурова и др.(издательство «Просвещение», 2014 г.), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа по предмету включает в себя инвариантную часть, которая составляет 80 % от объема изучаемого курса, и вариативную часть, составляющую 20 % всего объема изучаемого материала. Для реализации вариативной части учебного плана включены следующие образовательные модули:
Общая характеристика учебного предмета
Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.
Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача – познакомить учащихся с компьютером как средством, не заменяющим, а дополняющим другие средства.
Цели курса:
· воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
· развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
· освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
· овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
· совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
· развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
· формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение курса "Изобразительное искусство" в 1 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели)
Планируемые результаты освоения программы
по курсу «Изобразительное искусство» к концу 1 класса
Личностные:
· формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· формирование эстетических чувств на основе знакомства с художественными произведениями;
· формирование основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
· формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Предметные:
· умение различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
· умение узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
· умение различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
· умение организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами;
· умение передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов и составлять композиции с учётом замысла;
· умение констриуровать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
· умение участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Метапредметные:
Регулятивные:
· умение принимать и сохранять учебную задачу;
· умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
· умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. родителей;
· умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
· умение строить сообщения в устной и письменной форме;
· умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· умение устанавлмвать причинно-следственные связи;
· умение обобщать, делать выводы;
· умение ориентироваться в материале на страницах учебника;
· умение анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные:
· умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· умение формулировать собственное мнение и позицию;
· умение задавать вопросы;
· умение использовать речь для регуляции своего действия.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Название раздела(темы) |
Всего часов |
1. |
Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения |
8 ч. |
2. |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Изображения |
8 ч. |
3. |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки |
11 ч. |
4. |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу |
6 ч. |
|
|
|
|
Итого |
33 ч. |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
№ урока в уч.году |
№ урока в триместре |
Дата проведения |
Тема урока |
КЭС (коды элементов содержания) |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
||
Предметные результаты |
УУД(универсальные учебные действия) |
Личностные результаты |
|||||
Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч) |
|||||||
1. |
1. |
|
Водный образовательный модуль Настроение в школе. Изображения всюду вокруг нас. |
|
Научиться находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. |
Р.Адекватно использовать речь П.Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. К.Задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог. |
Формирование доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости; проявление интереса к содержанию предмета изобразительное искусство. |
2. |
2. |
|
Урок-путешествиеМастер Изображения учит видеть. |
|
Научиться находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. |
Р.Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П.Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К.Использовать речь для регуляции своего действия.
|
Формирование понимания причин успеха в учебной деятельности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. |
3. |
3. |
|
Урок-сказка Изображать можно пятном. |
|
Научиться использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. |
Р.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. К.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
Формирование доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости; использование фантазии, воображения при выполнении изделия. |
4. |
4. |
|
Урок-сказка Изображать можно в объёме |
|
Научиться превращать комок пластилина в птицу илизверушку способами вытягивания и вдавливания. |
Р.Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П.Анализировать предлагаемое задание; отличать новое от уже известного с помощью учителя. К.Формировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. |
Формирование понимания причин успеха в учебной деятельности на основе самоанализа и самоконтроля результата, соответствия результатов требованиям конкретной задачи; проявление внимания, удивления, желания больше узнать |
5. |
5. |
|
Урок-игра Изображать можно линией. |
|
Научиться овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами. |
Р.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. К.Использовать речь для регуляции своего действия. |
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; знание основных моральных норм и оринтация на их выполнение. |
6. |
6. |
|
Тематическая прогулка Разноцветные краски. |
|
Научиться соотносить цвет с вызываемыми ими предметными ассоциациями. |
Р.Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П.Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объкте, его строении, свойствах и связях. К.Формулировать собственное мнение и позицию. |
Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
7. |
7. |
|
Рефлексивный Изображать можно и то, что невидимо (настроение) |
|
Научиться соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. |
Р.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новомучебном материале. П.Устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать о содержании рисунков; обобщать, делать выводы. К. Использовать речь для регуляции своего действия; задавать вопросы. |
Формирование навыков анализа; проявление внимания, удивления, желания больше узнать. |
8. |
8. |
|
Проектная деятельность Художники и зрители. |
|
Научиться воспринимать произведения искусства, оценивать работы одноклассников. |
Р.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. П.Устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать о содержании рисунков; обобщать, делать выводы. К.Использовать речь для регуляции своего действия. |
Формирование эстетических чувств на основе знакомства с художественными произведениями. |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч.) |
|||||||
9. |
9. |
|
Урок-фантазия Мир полон украшений. |
|
Научиться видеть украшения в окружающих предметах. |
Р.Принимать и сохранять учебную задачу. П.Анализировать предлагаемое задание; отличать новое от уже известного с помощью учителя. К.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной. |
Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; проявление интереса к содержанию предмета изобразительное искусство. |
10. |
10. |
|
Красоту нужно уметь замечать. Цветы. |
|
Научиться видеть красоту природы, многообразие узоровов в природе; использовать новые художественные техники и материалы. |
Р.Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.Устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать о содержании рисунков; обобщать, делать выводы. К.Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. |
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, проявление доброжелательности. |
11. |
11. |
|
Узоры на крыльях. |
|
Научиться понимать простые основы симметрии и видеть ритмические повторы узоров в природе. |
Р.Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П.Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; устанавливать причинно-следственные связи. К.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. задавать вопросы. |
Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
12. |
12. |
|
Красивые рыбы. |
|
Научиться видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. |
Р.Учитывать установленные правилав планировании и контролеспособа решения. П.Строить сообщения в устной и письменной форме; обобщать, делать выводы. К.Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. |
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
13. |
1. |
|
Ппроектная деятельность. Украшение птиц. |
|
Научиться рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму. |
Р.Принимать и сохранять учебную задачу. П.Строить сообщения в устной и письменной форме; обобщать, делать выводы. К.Использовать речь для регуляции своего действия. |
Формирование понимания причин успеха в учебной деятельности на основе самоанализа и самоконтроля результата. . |
14. |
2. |
|
Узоры, которые создали люди. |
|
Научиться находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, придумывать свой орнамент. |
Р.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П.Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; устанавливать причинно- следственные связи. К.Формулировать собственное мнение и позицию. |
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; соблюдение правил гигиены труда.
|
15. |
3. |
|
Как украшает себя человек. |
|
Научиться рассматривать и изображать сказочных героев по свойственным украшениям. |
Р.Принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.Анализировать предлагаемое задание ; отличать новое от ужн известного с помощью учителя. К.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. задавать вопросы. |
Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; соблюдение правил гигиены труда. |
16. |
4. |
|
Мастер Украшения помогает сделать праздник. |
|
Научиться создавать праздничные украшения. |
Р.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. П.Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать выводы. К.Использовать речь для регуляции своего действия. |
Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; проявление интереса к содержанию предмета изобразительное искусство. |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч.) |
|||||||
17. |
5. |
|
Постройки в нашей жизни. |
|
Научиться рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна. |
Р.Понимать перспективы дальнейшей учебной работы; учиться определять цели и задачи новых знаний. П.Строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать предлагаемое задание; отличать новое от уже известного с помощью учителя. К.Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы и формулировать ответы. |
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. |
18-19. |
6-7. |
|
Домики, которые построила природа. |
|
Научиться анализировать форму, пропорции, конструкцию построек. |
Р.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. П. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. К. Строить связное высказывание по предложенной теме: использовать речь для регуляции своего действия; выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия. |
Формирование положительного отношения к прцессу познания; проявление внимания, удивления, желания больше узнать; соблюдение правил гигиены труда. |
20. |
8. |
|
Дом снаружи и внутри. |
|
Научиться понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкцией дома. |
Р.Принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П.Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, делать выводы. К.Формулировать собственное мнение и позицию; уважительно вести диалог с товарищами. |
Формирование понимания причин успеха в учебной деятельности на основе самоанализа и самоконтроля результата. |
21. |
9. |
|
Какие можно придумать дома. Дома бывать разными. |
|
Научиться рисовать необыкновенные сказочные дома. |
Р.Действовать по плану; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. П.Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать выводы. К.Вспупать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); формулировать собственное мнение и позицию. |
Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; использование фантазии, воображения при выполнении изделия. |
22. |
10. |
|
Строим город. |
|
Научиться рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. |
Р.Действовать по плану; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. П.Строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать предлагаемое задание; отличать новое от уже известного с помощью учителя. К.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия |
Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. |
23. |
1. |
|
Проектная деятельность. Строим город. |
|
Научиться рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. |
Р.Действовать по плану; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. П. Строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать предлагаемое задание; отличать новое от уже известного с помощью учителя. К.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия |
Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. |
24. |
2. |
|
Всё имеет своё строение. |
|
Научиться анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. |
Р.Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; адекватно воспринимать оценку учителя. П.Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; анализировать предлагаемое задание; отличать новое от уже известного с помощью учителя. К.Задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении работы; использовать речь для регуляции своего действия. |
Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. |
25. |
3. |
|
Постройка предметов. Строим вещи. |
|
Научиться понимать что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер. |
Р.Принимать учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П.Анализировать предлагаемое задание; отличать новое от уже известного с помощью учителя; устанавливать причинно-следственные связи. К. Вступать в диалог; формулировать собственное мнение и позицию |
Формирование положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, удивления, желания больше узнать. |
26-27. |
4-5. |
|
Город, в котором мы живём. |
|
Научиться понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор. |
Р.Принимать учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П.Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; ориентироваться на разнообразие способов решения задач. К.Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы и формулировать ответы. |
Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; проявление интереса к содержанию предмета изобразительное искусство. |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч.) |
|||||||
28. |
6. |
|
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе |
|
Научиться находить ответы на поставленные вопросы, воспринимать и обсуждать выставку работ. |
Р.Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П.Строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи. К.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; использовании фантазии, воображения при выполнении изделия. |
29. |
7. |
|
Сказочная страна. |
|
Научиться создавать изображение на заданную тему. |
Р.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П.Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать выводы. К.Формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формировать собственное мнение и позицию. |
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; удовлетворение от сделанного самим для родных, друзей. |
30. |
8. |
|
Времена года. Весенний день. |
|
Научиться выявлять измения в природе с приходом весны. |
Р.Понимать перспективы дальнейшей учебной работы; прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов. П.Строить рассуждения в форме прстых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать причинно-следственные связи. К.Использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение и позицию. |
Формирование положительного отношения к прцессу познания; проявление внимания, удивления, желания больше узнать. |
31. |
9. |
|
Рефлексивный. Урок любования. Разноцветные жуки |
|
Научиться наблюдать за живой природой с точки зрения трёх Братьев-Мастеров. |
Р.Принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.Выполнять учебно-познавательные действия; понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. К.Строить связное высказывание по предложенной теме; задавать вопросы и формулировать ответы. |
Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; соблюдение правил гигиены труда. |
32. |
10. |
|
Проектная деятельность Сказочная птица. |
|
Научиться выполнять работу, используя краски тёплых оттенков. |
Р.Понимать смысл инструкции учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П.Строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач. К.Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); формулировать собственное мнение и позицию. |
Формирование Понимания причин успеха в учебной деятельности на основе самоанализа и самоконтроля результата. |
33. |
11. |
|
Здравствуй,лето! |
|
Научиться рассматривать произведения известных художников; выражать в изобразительных работах свои впечатления от летней природы.
|
Р.Осуществлять итоговый и пошаговый контрольпо результату. П.Выполнять учебно-познавательные действия; понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. К.Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы и формулировать ответы. |
Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; соблюдение правил гигиены труда. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект:
1. Б.Неменский. Изобразительное искусство. Программа 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2011
2. Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник.М.: «Просвещение», 2014
3. Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь.
1 класс. Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2014
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.