Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 п. Карымское»
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор школы
_____________ _____________ Т. В. Орлова М.И. Пушкарева
Приказ №
Рабочая программа
по изобразительному искусству
Учитель Землянкин М.С.
Класс 2
Общее количество часов в год 34
Учебник Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.
Рабочая программа составлена на основе программы Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 - 4 классы. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
п. Карымское
2019 г.
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Специфика курса — базовый.
Категория учащихся — 2 класс.
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения:
· развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
· освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
· овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
· воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
· закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства;
· познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта;
· познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полохов-Майдан, Гжель;
· познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных;
· познакомить с одним из выдающихся музеев России (Эрмитаж) и некоторыми картинами зарубежных художников, представленных в музее;
· продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Формы работы: урок-путешествие, урок-викторина, урок-экскурсия, урок-игра и т.д.
Методы преподавания: ИКТ-технологии, игровые, объяснительно-иллюстративные.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Основное содержание
(34 часа)
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1. Мир изобразительных (пластических искусств) |
10 |
2. Художественный язык изобразительного искусства |
10 |
3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью |
14 |
Всего часов: |
34 |
Мир изобразительных (пластических) искусств
(10 часов)
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет, пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.Э.Грабаря); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
(10 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью
(14 часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
· различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
· использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению), в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
· строить несложную композицию;
· применить навыки несложных зарисовок с натуры;
· распознавать некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет) и виды (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
· различать росписи известных народных художественных ремесел России (Полохов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь, Филимоновская игрушка);
· осознавать ценность художественных музеев России (Третьяковская галерея, Эрмитаж).
К концу обучения во 2 классе учащиеся получат возможность научиться:
· узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
· сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
· решать творческие задачи на уровне импровизаций;
· создавать творческие работы на основе собственного замысла;
· выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
· создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
· воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
· анализировать результаты сравнения;
· передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства
№ урока |
Тема раздела программы. Тема урока. |
Деятельность учащихся |
УУД |
1 |
Образное содержание искусства. |
Композиция «Мой отдых летом» (акварель, гуашь) |
Познавательные: - различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской; - применять первичные живописные навыки; - использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по памяти и впечатлению; - выполнять живописные упражнения; - иметь представление о жанрах изобразительного искусства – портрет, натюрморт, пейзаж; - иметь
представление о
скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия; - сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства); - узнавать
отдельные произведения выдающихся
художников (И. И. Левитан, В. М. Васнецов); -различать росписи известных народных художественных ремесел России (Полохов-Майдана, Гжели, Хохломы, каргопольской и филимоновской игрушки).
Личностные: - воспринимать окружающий мир и произведения искусства; - выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами; - знакомиться с правилами поведения в различных ситуациях; - соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила.
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - разрешение конфликтов; - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
2 |
Виды изобразительного искусства их связь с жизнью. |
Пейзаж (акварель) |
|
3 |
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. |
Украшение головного убора девушки (акварель) |
|
4 |
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. |
Украшение силуэтов греческих сосудов (гуашь) |
|
5 |
Основы изобразительного языка. Пропорции сосудов различной формы. |
Натюрморт с натуры (художественные материалы по выбору) |
|
6 |
Освоение основ графики. Линия и штрих. |
Рисование с натуры цветов (графические материалы) |
|
7 |
Освоение основ живописи. Основные и составные цвета. Контрастные цвета. |
Изображение фруктов и овощей на основе контрастных цветов |
|
8 |
Знакомство с филимоновской игрушкой. |
Повтор элементов филимоновских узоров (гуашь) |
|
9 |
Символика образов в декоративно-прикладном искусстве. |
Повтор знаков-символов природных стихий (фломастеры, цветные карандаши) |
|
10 |
Цвет в живописи. Многообразие оттенков одного цвета. |
Декоративный натюрморт с оттенками красного цвета (гуашь) |
|
11 |
Основы изобразительного языка графики. |
Рисование вазы белой линией, штрихом (гуашь) |
|
12 |
Знакомство с орнаментами Гжели. |
Повтор узоров Гжели (акварель) |
|
13 |
Пейзаж в росписях изделий Гжели. |
Повтор силуэтов деревьев (акварель) |
|
14 |
Пропорции лица человека. Выражение лица. |
Новогодняя маска (материалы по выбору) |
|
15 |
Передача настроения в творческой работе. Новогодний натюрморт.Интеграция с уроком математики |
Рисование новогодних шаров (акварель, гуашь, пастель) |
|
16 |
Зимние пейзажи в творчестве русских художников (И.Е.Грабарь). |
Изображение зимнего пейзажа (гуашь) |
|
17 |
Изображение по памяти и описанию лица человека. |
Портрет народного мастера (гуашь) |
|
18 |
Пропорции фигуры человека. Творчество Леонардо да Винчи. |
Изображение фигур людей на зимней картине (аппликация) |
|
19 |
Композиция в декоративно-прикладном искусстве. Скульптура. |
Повтор узора изразца (акварель, белая гуашь) |
|
20 |
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Интерьер русской избы. Интеграция с уроком технологии. |
Изображение эпизода сказки с печкой (акварель, белая гуашь) |
|
21 |
Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Творчество А Дейнеки. |
Композиция «Русское поле» (материалы по выбору) |
|
22 |
Изображение по памяти фигуры человека в народном костюме. |
Изображение женского народного костюма (акварель, гуашь) |
|
23 |
Сказки Пушкина в произведениях Палеха.. Интеграция с уроком литературного чтения №108 |
Иллюстрация сказки (гуашь, цветные мелки) |
|
24 |
Рисование с натуры живописного натюрморта. |
Натюрморт с предметами старины (гуашь, акварель) |
|
25 |
Передача настроения в произведениях народного искусства |
Украшение саночек (акварель, гуашь) |
|
26 |
Рисование по представлению весеннего пейзажа. Творчество А.Саврасова. |
Весенний пейзаж (гуашь, акварель, пастель) |
|
27 |
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета. |
Космический пейзаж (материалы по выбору) |
|
28 |
Знакомство с графическими техниками. Монотипия. |
Пейзаж в технике монотипия (гуашь, тушь, перо) |
|
29 |
Знакомство с орнаментами Полохов-Майдана. |
Повтор узоров Полхов-Майдана. Роспись силуэта игрушки (акварель) |
|
30 |
Совершенствование графических навыков. |
Повтор рисунка пряничной доски (графические материалы) |
|
31 |
Виды изобразительного искусства. Скульптура. |
Эскиз рельефной плитки (тушь, гуашь, акварель) |
|
32 |
Изображение с натуры и по памяти домашних животных. |
Изображение домашних животных (графические материалы) |
|
33 |
Орнамент народов мира. Виды орнаментов. Эрмитаж. |
Повтор элементов растительного орнамента (гуашь, акварель, фломастеры) |
|
34 |
Резерв |
|
|
1 ч. в неделю, всего 34 ч.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.