Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству и художественному труду для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы Неменской Л.А.., Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы», являющейся составной частью системы учебников «Школа России».
Целью
курса
является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения
мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
– расширение общекультурного кругозора учащихся;
– развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни
ребенка проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой
для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности
обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс разработан в соответствии с учебным планом МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского» на 2019-2020 учебный год.
На изучение изобразительного искусства и художественного труда во втором классе отводится 1 час в неделю (34 учебные недели).
Количество часов в год – 34.
Материально – техническое обеспечение
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2016.
2. Рабочая тетрадь 2 класс Неменская Л.А. Изобразительное искусство «Твоя мастерская» - М.: Просвещение, 2016.
3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1–4 классы: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2016.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты
1. Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
2. Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
3. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
4. Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
5. Сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
7. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
8. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулироватьучебнуюпроблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
l учиться планировать практическую деятельность на уроке;
Ø с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
l учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
l работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
Ø определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
l ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
l слушать и понимать речь других;
·вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные результаты
характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России
• и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Чем и как работают художники |
8 |
2 |
Реальность и фантазия |
7 |
3 |
О чём говорит искусство |
11 |
4 |
Как говорит искусство |
8 |
|
Итого |
34 |
• Как и чем работают художник?- 8 час.
• Три основные краски – желтый, красный, синий. Белая и чёрная краски.
• Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
• Выразительные возможности аппликации.
• Выразительные возможности графических материалов.
• Выразительность материалов для работы в объеме.
• Выразительные возможности бумаги.
• Неожиданные материалы (обобщение темы).
• Реальность и фантазия – 7 час.
• Изображение и реальность.
• Изображение и фантазия.
• Украшение и реальность.
• Украшение и фантазия.
• Постройка и реальность.
• Постройка и фантазия.
• Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
• О чём говорит искусство -11 час.
• Изображение природы в различных состояниях.
• Изображение характера животных.
• Знакомство с анималистическими изображениями.
• Изображение характера человека: женский образ.
• Изображение характера человека: мужской образ.
• Образ человека в скульптуре.
• Человек и его украшения.
• О чём говорят украшения.
• Образ здания.
• Образы зданий и окружающей жизни.
• В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
• Как говорит искусство – 8 час.
• Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
• Тихие и звонкие цвета.
• Что такое ритм линий?
• Характер линий.
• Ритм пятен.
• Пропорции выражают характер.
• Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
• Обобщающий урок года.
Календарно – тематическое планирование
1 ч. в неделю, всего 34 ч.
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||
1 |
Три основных цвета. «Цветочная поляна». |
|
|
2 |
Белая и черная краски. «Радуга на грозовом небе». |
|
|
3 |
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. «Осенний лес». |
|
|
4 |
Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад - коврик аппликаций. |
|
|
5 |
Выразительные возможности графических материалов. «Графика осеннего леса». |
|
|
6 |
Выразительность материалов для работы в объеме «Звери в лесу». |
|
|
7 |
Выразительные возможности бумаги. «Игровая площадка зверей». |
|
|
8 |
Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» Изображение ночного праздничного города. |
|
|
9 |
Изображение и реальность. «Наши друзья: птицы» |
|
|
10 |
Изображение и фантазия. «Сказочная птица». |
|
|
11 |
Украшение и реальность. «Обитатели подводного мира» |
|
|
12 |
Украшение и фантазия. «Кружевные узоры». |
|
|
13 |
Постройка и реальность. «Подводный мир». |
|
|
14 |
Постройка и фантазия. «Узоры и паутины» |
|
|
15 |
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Наши проекты. Ёлочные игрушки. |
|
|
16 |
Изображение природы в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы. |
|
|
17 |
Изображение характера животных. Выражение животного с ярко выраженным характером. «Четвероногий герой». |
|
|
18 |
Изображение характера человека: женский образ. Женский образ русских сказок. |
|
|
19 |
Изображение характера человека: мужской образ. «Весёлый и грустный клоуны». |
|
|
20 |
Образ человека в скульптуре. Образ сказочного героя в объёме. |
|
|
21 |
Образ человека в скульптуре. Создание сказочных образов с ярко выраженным характером. |
|
|
22 |
Образ человека в скульптуре. Образ человека и его характер. |
|
|
23 |
О чем говорят украшения украшение двух противоположных по намерениям сказочных пиратских флотов. |
|
|
24 |
О чем говорят украшения. |
|
|
25 |
О чем говорят украшения. |
|
|
26 |
Обобщение темы. «Замок Снежной Королевы. |
|
|
27 |
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. |
|
|
28 |
Тихие и звонкие цвета. «Огонь в ночи». |
|
|
29 |
Что такое ритм линий. Наши проекты. «Весенняя земля». |
|
|
30 |
Характер линий. «Весенние цветы». |
|
|
31 |
Ритм пятен. «Дерево». |
|
|
32 |
Пропорции выражают характер. «Птицы». |
|
|
33 |
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. «Поле цветов». |
|
|
34 |
Итоговый урок года «Если бы я был волшебником!». |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.