Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Высоковская средняя школа»
Новодугинского района Смоленской области
«РАССМОТРЕНО» Протокол заседания педагогического совета от 30.08.2019 № 1 Председатель педагогического совета _____________Соколова Л.Д. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР _________Гращенкова Н.Н.
30. 08.2019 г.
|
«УТВЕРЖДЕНО» Приказ от 30.08.2019 № 88 Директор школы _________ Соколова Л.Д. |
Рабочая программа
По предмету изобразительное исскуство
Класс 4, базовый уровень
Количество часов по программе 34
Учитель Гращенкова Н.Н.
2019 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373
2. Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Высоковская СШ».
3. Авторской программы Копцевой Т. А. «Изобразительное искусство» (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2013 год), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (авторы: Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В.).
На изучение изобразительного искусства в 4 классе начальной школы отводится по одному часу в неделю: 34 часа в год, том числе одна итоговая контрольная работа.
II. Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Ученики научатся:
Различать:
· изобразительные возможности разных художественных материалов;
· основные виды искусства: скульптура, декоративно-прикладное искусство, графика;
· тёплые и холодные цвета;
· жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет;
· основные виды изобразительного искусства: архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство;
· основные виды пластических искусств: архитектура, скульптура, живопись, графика и декоративно-прикладное искусство;
· основные виды пластических искусств: декоративно-прикладное искусство, скульптуру, живопись, графику;
· основные виды художественной деятельности: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, фантастический жанр;
· основные виды пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, фантастический и анималистический жанры.
Анализировать:
· выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников;
· выразительность скульптуры и графического изображения;
· выразительные особенности произведений станковой живописи и монументальной живописи, графики, и детского рисунка.
Знать
· выразительные средства декоративно-прикладного искусства: ритм; геометрический или растительный орнамент; тёплая или холодная, нюансная или контрастная цветовая гамма;
· основные виды искусства: живопись и графика;
· основные виды техники: аппликация, пастель, гуашь;
· жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др.;
· основные архитектурные ордера: дорический, ионический, коринфский, основные строения афинского Акрополя.
Оценивать:
· эстетическую выразительность обложки папки или альбома;
· выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников;
· выразительные качества рисунка, основанного на черно-белом контрасте;
· выразительные качества витража и умение автора выражать свое отношение к сказочному герою через ритмически организованную орнаментальную композицию;
· выразительные качества изображений, придумывать оригинальные названия своим рисункам;
· выразительность скульптуры с «развевающимися от ветра складками одежды»;
· выразительность необычных природных форм;
· выразительные качества витража и умение автора выражать свое отношение к сказочному герою через ритмически организованную орнаментальную композицию;
· необычность форм обитателей подводного мира.
Выбирать:
· элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).
Выбирать и использовать:
· способы печати для достижения изобразительного замысла;
· способы работы художественными материалами для передачи творческого замысла;
· способы работы художественными материалами для передачи замысла: Я иду по лестнице ГМИИ им. А.С.Пушкина, Я хочу посмотреть картину П.Пикассо «Девочка на шаре», Я иду в музей, Я видел мумию фараона в ГМИИИ им. А.С.Пушкина или др.;
· способы работы с подсобными и цветными художественными материалами для передачи замысла: Маска смеха, Маска печали, Озорная маска, Маска «День и ночь» или др.);
· способы работы цветными материалами для передачи в слове-образе своего характера;
· способы работы художественными материалами в процессе индивидуальной или коллективной деятельности;
· способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла («Величественный храм», «Дорога, идущая к храму» и др.);
Выполнять
· рисунок по собственному замыслу.
· оригинальную композицию «Я запускаю воздушного змея», используя выразительные возможности формата и художественных материалов;
· оригинальную композицию, используя выразительные возможности теплого и холодного колорита;
· оригинальную композицию и давать ей необычные названия;
· оригинальную декоративную композицию, выражать через форму и цвет свое отношение к сказочному или мифологическому персонажу;
· иллюстрацию, используя средства художественной выразительности: линию, пятно, штрих, точку.
Ученики получат возможность
Использовать
· композицию рисунка в выразительных целях, размещая дугу радуги на вертикальном, горизонтальном или квадратном листе бумаги;
· симметричное изображение предмета в выразительных целях;
· шрифтовую композицию в оформлении обложки своей творческой папки или альбома;
· приёмы ритмического изображения «музыкального узора» на круглой тарелке, с целью достижения творческого замысла;
· сравнение, как средство выражения своего отношения к высоким и низким объектам.
Получать разные оттенки цвета в технике акварели по-сырому.
Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
Высказывать
· суждения о выразительности воздушных змеев и своём опыте управления ими;
· эмоциональные суждения о национальных орнаментах.
Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.
Вычленять своеобразие образного языка живописи, в которой цвет является основным средством выражения.
Создавать оригинальную контрастную или нюансную композицию.
Отличать
· произведения декоративно-прикладного искусства от графики и живописи;
· выразительность творческого почерка разных художников.
Выражать:
· замысел через цветовое оформление узора в круге на тему «Окно-роза для дома сказочного или мифологического героя»;
· своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Лувре;
· своё отношение к красоте столицы Греции – городу Афины;
· своё отношение к характеру маски, через цветовую гамму;
· своё отношение к архитектурной постройке храма, подчёркивая её значительность;
· своё отношение к самой длинной постройке мира – Великой Китайской стене;
· замысел через создание оригинальной композиции на тему «Чудо-дерево».
Уметь
· играть в «Художественное лото»;
· передавать основные пропорции фигуры человека в движении.
Придумывать
оригинальные названия творческим работам;
вариативные названия персональной или коллективной выставке детского рисунка.
Работать над замыслом и его воплощением, используя выразительные возможности художественного материала.
Отличать специфику фоторепродукции от произведений изобразительного искусства.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Осознавать роль монументальной героической скульптуры в жизни города.
Учитывать выразительные возможности художественных материалов для достижения замысла.
Иметь представление об основных отечественных музеях истории космонавтики.
Вычленять основные разделы макета книги: обложка, иллюстрации, буквица и др.
Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
III. СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Художник и мир природы
Зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений художника о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землёй, цветами, деревьями, полями, лесами, озёрами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы являются основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.
Художник и мир животных
Анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
Художник и мир человека
Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника Отечества. Семья как главная ценность для ребёнка.
Изображение семейных и государственных праздников как формы выражения отношения школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в оппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далёкий - близкий», находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений - сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
Художник и мир искусств
Связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д., образов, вызывающих гнев, раздражение, презрение и т. д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т. д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.
;
IV. Календарно-тематическое планирование
№ |
Название раздела, темы |
Дата |
|
Художник и мир природы (9 ч.) |
|
1. |
Учимся смотреть и видеть. Композиция |
06сен |
2. |
Линия горизонта. Рисуем пейзаж |
13сен |
3. |
Свет и тень. Рисуем натюрморт. Мини-проект «Натюрморт на фотографии» |
20сен |
4. |
Растительный орнамент. Ритм |
27сен |
5. |
Дождь. Ритм линий |
04окт |
6. |
Морской пейзаж. Колорит |
11кт |
7. |
Горный пейзаж. Колорит |
18окт |
8. |
Необычные подземные музеи. Реальность и фантазия |
25окт |
9. |
Тайны лабиринтов. Геометрический орнамент |
01ноя |
|
Художник и мир животных (8 ч.) |
|
10. |
Рисунки животных. Анималистический жанр |
15ноя |
11. |
Образ кошки в искусстве. Изображаем кошку |
22ноя |
12. |
Скульпторы-анималисты. Объём |
29ноя |
13. |
Рельефное изображение животных. Статика и динамика |
06дек |
14. |
Образы насекомых в искусстве. Иллюстрация |
13дек |
15. |
Образы животных в искусстве. Иллюстрация |
20дек |
16. |
Талисманы Олимпийских игр. Стилизация животных |
27дек |
17. |
Фантастические животные. Сказочно-мифологический жанр |
17янв |
|
Художник и мир человека (10 ч.) |
|
18. |
Ты – художник. Творческая папка |
24янв |
19. |
Портрет у окна. Композиция |
31нв |
20. |
Дружеский шарж. Карикатура |
07фев |
21. |
Парадный портрет. Мужской портрет |
14фев |
22. |
Изменчивая мода. Женский портрет |
21ев |
23. |
Знаменитые скульптуры. Лепка фигуры человека |
28фев |
24. |
Знаменитый город. Тематическая композиция |
06мар |
25. |
Гербы и эмблемы. Изобразительные символы. Проект «Герб моей семьи» |
13мар |
26. |
Художник-дизайнер. Эскиз упаковки |
20ар |
27. |
Книжка-игрушка. Макет книги |
03апр |
28. |
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа |
10пр |
|
Художник и мир искусств (6 ч.) |
|
29. |
Музей игрушки. Рукотворные игрушки |
17апр |
30. |
Скоморохи. Портрет клоуна |
24апр |
31. |
Балет в изобразительном искусстве. Рисуем человека в движении |
08май |
32. |
В мире кино. Рисуем афишу для мультфильма |
15май |
33. |
Музей-панорама. Батальный жанр. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Тематическая композиция |
22ай |
34. |
Музеи мира. Дрезденская картинная галерея |
29май |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.