Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6»
Утверждена
приказ по школе
№ 01-11/241
от 26.08.2020
Директор: _____ И.Ю.Меледина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 3 а,б,в КЛАССА
Учитель:
Марина Александровна Касаткина
г. Гаврилов – Ям
2020-2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно – правовая база
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. Конституция Российской Федерации
3. ФГОС начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки №373 от 06.10.2009 г. с изменениями от 31.12.2015 г. №1576
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
5. Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы. Стандарты второго поколения. – http://standart.edu.ru.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» № 345 от 28.12.2018
7. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
8. Основная образовательная программа МОУ СШ №6 г. Гаврилов-Ям
9. Учебный план МОУ СШ №6 г. Гаврилов-Яма на 2020-2021 учебный год, утверждённый приказом № 01-11/241 от 26.08.2020
10. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М.: Просвещение, 2015.
11. Методические письма о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014, 2014/2015, 2015/2016 уч.г.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС, авторской программой «Изобразительное искусство 1-4 классы» Т.Я.Шпикаловой (образовательная система «Перспектива») и ориентирована для работы по УМК:
· 1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М.: Просвещение, 2015.
· 2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М.: Просвещение, 2018
Программа «Изобразительное искусство 5-8 классы» Т.Я.Шпикаловойиспользуется в данной
рабочей программе без изменений.
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие ЦЕЛИ:
· воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
· развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных ЗАДАЧАХобучения:
· развивать способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
· совершенствовать эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
· развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
· помочь освоить первоначальные знания о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
· научить овладеть элементарной художественной грамотой; формировать художественный кругозор и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», определяется учебным планом ОУ (приказ об утверждении учебного плана на 2020-2021 учебный год № 01-11/241 от 26.08.2020).
Для освоения содержания и достижения планируемых результатов на изучение изобразительного искусства во 3 классе выделяется по 1 учебному часу в неделю, продолжительность учебного года – 34 недели (приказ № 01-11/193 от 26.08.2020).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I.Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Выпускник научится
· различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
· различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
· эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
· узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
· называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться
· воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
· видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
· высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
II.Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Выпускник научится
· создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
· использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
· различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для пере дачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
· создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений чело века;
· наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
· использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться
· пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
· моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
· выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
III.Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»
Выпускник научится
· осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
· выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
· передавать характер и намерения объекта (природы, чело века, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться
· видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
· понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
· изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
· изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ (18 часов)
Развитие
эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи,
графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие
мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов
в искусстве России и других народов мира.
Формирование эстетических
представлений и художественных умений в работе:
с цветом как основным
выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия
природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение
знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами.
Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании
определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных
композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных
цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов,
пространства. Приемы работы раздельным удлиненным мазком (по форме,
в разных направлениях, мазки плоские и заостренные). Экспериментирование
с цветом: тональная и цветовая гармония при передаче многоцветности,
освещения, объема предметов, плавное и ступенчатое растяжение цвета по сухой и
сырой бумаге;
с графическими средствами
выразительности. Роль линии в различных видах
изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное
искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы
получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп,
трафарет, набойка и т. д.). Передача объема с помощью
света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость,
плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей
и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины
пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной
перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления
предметов от зрителя);
по составлению станковой
композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета,
сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами
композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
по составлению декоративной
композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая,
орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы
декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных
признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение,
уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции,
условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия,
условность форм.
Опыт художественно-творческой
деятельности:
изображение объектов природы по
памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами:
(«Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов
архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы
Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего
края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых
оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского
пейзажа («Глубокая вода не мутится»);
изображение натюрморта с натуры, по
памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов
(цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта
с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый
художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм
плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита,
соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей
полна»);
изображение человека, птиц,
животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой
бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером
красуется»). Создание портретного женского образа («Дорогие, любимые, родные»)
с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма;
образа воина на поле битвы («Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»),
создание карнавальной маски с передачей в ней образа матушки-зимы;
составление сюжетно-тематических и
декоративных композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли
терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...»,
«Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы,
а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных
(народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека,
смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица»
с последующим выполнением ее в материале на уроках труда
в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы»
с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных
приемов изображения цветом праздничного салюта.
Основы народного декоративно-прикладного искусства 16 ч.
Развитие
эмоционально-эстетического восприятия произведений народного
декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных
народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения.
Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка
традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды.
Формирование представлений
о символике народного орнамента. Искусство орнамента
в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца,
воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы
(в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части),
гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском
костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение
орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма,
зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический,
растительный и зооморфный).
Опыт художественно-творческой
деятельности:
ознакомление с русской
деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов
в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы
узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по
мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание
красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества
крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках
регионального своеобразия памятников архитектуры;
ознакомление с богородской
резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из
дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм
богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе
игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви
к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор,
вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки
с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках
труда;
ознакомление с искусством
жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и
приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов
росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций.
Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.).
Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В
жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием
(имитация) на уроках труда и росписью;
ознакомление с искусством
гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых
сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый
цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы
кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета
(экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению
приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора
(импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи
гжельской майолики»);
ознакомление с народным костюмом
народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство
с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари,
лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира.
Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера)
с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки).
Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера
(импровизация);
продолжение знакомства с русским
народным костюмом. Выявление общего и различного
в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия
в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»).
Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование
отгадок на загадки о русском народном костюме;
знакомство с особенностями
театрального исторического костюма — княжеские,
царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального
костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему
(«Жизнь костюма в театре»);
ознакомление с искусством
павловских шалей. Плат — головной убор в костюме
русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение
орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение
в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник,
незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы — «огурец»,
«перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением
основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов
по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя
узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения
платка;
ознакомление с искусством лоскутного
шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных
мотивов (геометрические — квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль
лоскутного шитья — квадрат — символ дома. Композиционные схемы узоров
лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки».
Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная — со ступенчатым
растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному;
контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание
эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства»)
с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.
№ п/п |
Наименование темы, ее содержание |
Часы |
|
Ведущая тема года: |
34 ч. |
Раздел I.Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» |
11 ч. |
|
1 |
«Земля одна, а цветы на ней разные». Натюрморт: свет, цвет, форма Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Природные формы. Рисование с натуры.
|
1 ч. |
2 |
«В жостовском подносе - все цветы России». Русские лаки: традиции мастерства. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Выполнение поэтапного приема послойного жостовского письма. |
1 ч. |
3 |
«О чем может рассказать русский поднос». Русские лаки: традиции мастерства Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Искусство вокруг нас сегодня. Роспись подноса цветочным узором. |
1 ч. |
4 |
«Каждый художник урожай своей земли хвалит». Натюрморт: свет и тень, форма и объём Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Жанр натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Славный урожай» |
1 ч. |
5 |
«Лети, лети бумажный змей». Орнамент народов мира. Орнамент народов мира: традиции мастерства Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Выполнение декоративного орнаментального яркого украшения для воздушного шара. |
1 ч. |
6 |
«Чуден свет. Мудры люди. Дивны их дела». Лоскутная мозаика: традиции мастерства Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Рисование коврика с узором по мотивам народной лоскутной мозаики. |
1 ч. |
7 |
«Живописные просторы Родины». Пейзаж. Пространство и цвет. Пейзаж: пространство и цвет Красота, разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Рисование по наблюдению на тему «Родные просторы». |
1 ч. |
8 |
«Родные края в росписи гжельской майолики.Русская майолика: традиции мастерства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Украшение силуэта тарелки декоративной росписью с природными мотивами гжельской майолики. |
1 ч. |
9 |
«Двор, что город.Изба, что терем»В мире народного творчества. В мире народного зодчества: традиции народного мастерства Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Рисование фасада избы. |
1 ч. |
10 |
«То ли терем, то ли царев дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Рисование сказочного терема |
1 ч. |
11 |
«Каждая птица своим пером красуется» Живая природа.Живая природа: форма и цвет, пропорции Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Рисование по памяти птиц, зимующих в родном краю |
1 ч. |
II Раздел. Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» |
10 ч. |
|
12 |
«Каждая изба удивительных вещей полна».Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.Рисование с натуры натюрморта из старинных и современных предметов быта |
1 ч. |
13 |
«Русская зима». Пейзаж в графике: чёрный и белый цвет. Роль контраста в композиции. Композиционный центр. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Рисование по памяти зимнего пейзажа «Заснеженные деревья» в графике |
1 ч. |
14 |
«Зима не лето, в шубу одета». Орнамент в украшении народной одежды.Орнамент народов мира: традиции мастерства Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Рисование орнамента |
1 ч. |
15 |
«Зима за морозы, а мы за праздники».Карнавальные фантазии. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Сказочные образы в народной культуре и декоративно - прикладном искусстве. Рисование эскиза маски для ряженого |
1 ч. |
16 |
«Всякая красота фантазии да умения требует».Маски. Маски — фантастические и сказочные образы, маски ряженых Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Рисование эскиза маски |
1 ч. |
17 |
«В каждом посаде в своем наряде».Узоры-обереги в русском народном костюме.Русский народный костюм: узоры-обереги. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Рисование силуэта женской фигуры в народном костюме |
1 ч. |
18 |
«Жизнь костюма в театре».Сценический костюм героев. Сценический костюм героя: традиции народного костюма Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Рисование костюма для героя |
1 ч. |
19 |
«Россия державная». В мире народного зодчества.Памятники архитектуры.В мире народного зодчества: памятники архитектуры. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Создание композиции рисунка старинного города-крепости по представлению. |
1 ч. |
20 |
«Город чудный…»Памятники архитектуры.Импровизация. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Завершение работы над композицией рисунка старинного города-крепости |
1 ч. |
21 |
«Защитники земли русской». Сюжетная композиция: композиционный центр Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образ защитника Отечества. Рисование сюжетной композиции на тему «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» |
1 ч. |
III Раздел. Весна. Как прекрасен этот мир, посмотри…» |
5 ч. |
|
22 |
«Дорогие любимые, родные».Женский портрет: выражение и пропорции лица. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной). Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образ современника. Рисование женского портрета самого дорогого человека |
1 ч. |
23 |
«Широкая Масленица». Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет. Образы человека и природы в живописи. Создание образа широкой Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги |
1 ч. |
24 |
«Красота и мудрость народной игрушки».Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России. Рисование народной деревянной игрушки |
1 ч. |
25-26 |
«Герои сказки глазами художника».Декоративно-сюжетная композиция.Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Рисование иллюстрации к любимой сказке |
2 ч. |
IV Раздел.Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» |
8 ч. |
|
27 |
«Водные просторы России».Морской пейзаж: линия горизонта, колорит. Пейзажи разных географических широт. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Создание картины весенней навигации по представлению |
1 ч. |
28-29 |
«Цветы России на Павловских платках и шалях».Русская набойка: традиции мастерства.Искусство вокруг нас сегодня. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения). Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Рисование цветка розы по мотивам узора Павлово-Посадских шалей |
2 ч. |
30 |
В весеннем небе салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Образ защитника Отечества.Рисование декоративной сюжетной композиции «Салют Победы» |
1 ч. |
31 |
«Гербы городов Золотого кольца».Символические изображения: состав герба. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Составление эскиза герба своего города |
1 ч. |
32 |
«Сиреневые перезвоны».Натюрморт. свет и цвет. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Рисование сирени с натуры по представлению |
1 ч. |
33 |
«У всякого мастера свои затеи» Орнамент народов мира.Орнамент народов мира: традиции мастерства. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Рисование по памяти одного из запомнившихся и полюбившихся образов-символов |
1 ч. |
34 |
«Наши достижения.Наш проект. «Я знаю. Я могу». Коллективное панно «Счастливы те, кто любит цветы». Наш проект |
1 ч. |
ИТОГО |
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела и тем |
Кол-во часов |
|
|
По плану |
||||
I Раздел
|
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 11 часов. |
|
|
|
1 |
Натюрморт: свет, цвет, форма. Рисование с натуры. |
1 |
|
|
2 |
Русские лаки: традиции мастерства. Выполнение поэтапного приема послойного жостовского письма |
1 |
|
|
3 |
Русские лаки: традиции мастерства. Роспись подноса цветочным узором. |
1 |
|
|
4 |
Натюрморт: свет и тень, форма и объём Рисование с натуры натюрморта «Славный урожай» |
1 |
|
|
5 |
Орнамент народов мира: традиции мастерства. Выполнение декоративного орнаментального яркого украшения для воздушного шара |
1 |
|
|
6 |
Лоскутная мозаика: традиции мастерства Рисование коврика с узором по мотивам народной лоскутной мозаики |
1 |
|
|
7 |
Пейзаж: пространство и цвет. Рисование по наблюдению на тему «Родные просторы» |
1 |
|
|
8 |
Русская майолика: традиции мастерства. Украшение силуэта тарелки декоративной росписью с природными мотивами гжельской майолики. |
1 |
|
|
9 |
В мире народного зодчества. Рисование фасада избы. |
1 |
|
|
10 |
В мире народного зодчества Рисование сказочного терема |
1 |
|
|
11 |
Живая природа: форма и цвет, пропорции. Рисование по памяти птиц, зимующих в родном краю |
1 |
|
|
II Раздел |
Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 10 часов. |
|
|
|
12 |
Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции. Рисование с натуры натюрморта из старинных и современных предметов быта |
1 |
|
|
13 |
Пейзаж в графике: черный и белый цвета. Рисование по памяти зимнего пейзажа «Заснеженные деревья» в графике |
1 |
|
|
14 |
Орнамент народов мира. Рисование орнамента |
1 |
|
|
15 |
Карнавальные новогодние фантазии. Рисование участников карнавала |
1 |
|
|
16 |
Маски. Рисование эскиза маски |
1 |
|
|
17 |
Узоры-обереги в русском народном костюме. Рисование силуэта женской фигуры в народном костюме |
1 |
|
|
18 |
Сценический костюм героев. Рисование костюма для героя |
1 |
|
|
19 |
В мире народного зодчества. Памятники архитектуры. Создание композиции рисунка старинного города-крепости по представлению |
1 |
|
|
20 |
Памятники архитектуры. Завершение работы над композицией рисунка старинного города-крепости |
1 |
|
|
21 |
«Защитники земли русской». Рисование сюжетной композиции на тему «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» |
1 |
|
|
III Раздел |
Весна. Как прекрасен этот мир, посмотри…» 5 часов. |
|
|
|
22 |
Женский портрет: выражение и пропорции лица Рисование женского портрета самого дорогого человека |
1 |
|
|
23 |
«Широкая Масленица». Создание образа широкой Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги |
1 |
|
|
24 |
«Красота и мудрость народной игрушки».Рисование народной деревянной игрушки |
1 |
|
|
25-26 |
«Герои сказки глазами художника».Декоративно-сюжетная композиция.Рисование иллюстрации к любимой сказке |
2 |
|
|
IV Раздел |
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 8 часов. |
|
|
|
27 |
«Водные просторы России». Морской пейзаж: линия горизонта, колорит. Создание картины весенней навигации по представлению |
1 |
|
|
28-29 |
«Цветы России на Павловских платках и шалях».Русская набойка: традиции мастерства.Рисование цветка розы по мотивам узора Павлово-Посадских шалей |
2 |
|
|
30 |
В весеннем небе салют Победы». Рисование декоративной сюжетной композиции «Салют Победы» |
1 |
|
|
31 |
«Гербы городов Золотого кольца». Составление эскиза герба своего города |
1 |
|
|
32 |
Натюрморт. Рисование сирени с натуры, по представлению |
1 |
|
|
33 |
Орнамент народов мира. Рисование по памяти одного из запомнившихся и полюбившихся образов-символов |
1 |
|
|
34 |
«Наши достижения. Наш проект. «Я знаю. Я могу». Коллективное панно «Счастливы те, кто любит цветы» |
1 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.