Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6»
Утверждена
приказ по школе
№ 01-11/241
от 26.08.2020
Директор: _____ И.Ю.Меледина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 5а,б,в КЛАССА
Учитель:
Марина Александровна Касаткина
г. Гаврилов – Ям
2020-2021
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. Конституция Российской Федерации
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» № 345 от 28.12.2018
6. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
7. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
8. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СШ №6 г. Гаврилов-Ям
9. Учебный план МОУ СШ №6 г. Гаврилов-Яма на 2020-2021 учебный год, утверждённый приказом № 01-11/241 от 26.08.2020
10. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т.Я.Шпикаловой. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.]; под ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Просвещение, 2015
11. Методические письма о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014, 2014/2015, 2015/2016 уч.г.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС, авторской программой «Изобразительное искусство 5-8 классы» Т.Я.Шпикаловой (образовательная система «Перспектива») и ориентирована для работы по УМК:
Цель курса — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
• обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
• развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
• формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения;
• овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», определяется учебным планом ОУ (приказ об утверждении учебного плана на 2020-2021 учебный год № 01-11/241 от 26.08.2020).
Для освоения содержания и достижения планируемых результатов на изучение изобразительного искусства в 5 классе выделяется по 1 учебному часу в неделю, продолжительность учебного года – 34 недели (приказ № 01-11/193 от 26.08.2020).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Язык пластических искусств и художественный образ
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Виды и жанры изобразительного искусства
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Содержание учебного предмета
Раздел I. «Образ родной земли в изобразительном искусстве» (9 часов)
Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.)
1-2. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Изображение предметного мира. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Пропорции. Цветовые отношения. Свет и цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Рисунок с натуры, по представлению.
3-4. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Объём и форма. Трансформация и стилизация форм. Ритм. Изобразительные виды искусства. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства.
5. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Художественный диалог культур. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Условность художественного изображения. Материалы живописи, скульптуры, графики. Художественные техники. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразия форм предметного мира. Семантика образов в народном искусстве. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.)
6-7. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Великие мастера русского и европейского искусства. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Колорит картины. Свет и цвет. Особенности художественного образа в пейзаже.
8-9. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного. Изобразительные виды искусства.
Раздел II. «Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8часов)
Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.)
10. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Композиция. Пропорции. Бытовой жанр. Сюжет и содержание в произведении искусства.
11. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Композиция. Раскрытие в композиции сущности произведения. Пропорции. Цвет. Сюжет и содержание в произведении искусства. Бытовой жанр.
Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.)
12-13. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражения в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Рисунок с натуры и по представлению. Изображение предметного мира.
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве.
Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.)
14-15. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Народное традиционное искусство. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Художественные материалы и художественные техники. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.)
16-17. Народное традиционное искусство. Изобразительные виды искусства. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Специфика художественного изображения. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Средства художественной выразительности.
Раздел III «Мудрость народной жизни в искусстве» (11часов)
Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.)
18. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Храмовое зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре. Архитектурный образ.
19-20. Народное традиционное искусство. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре. Архитектурный образ.
21. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Семантика образа в народном искусстве. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.
22. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Традиционный и современный уклад жизни, отражённый в искусстве. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Архитектурный образ.
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.)
23. Изображения в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Исторические, мифологические, библейские темы в изобразительном искусстве.
24-25. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре.
Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.)
26. Роль художественной деятельности человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве.
27-28. Роль художественной деятельности человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве.
Раздел IV «Образ единения человека с природой в искусстве» (6 часов)
Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.)
29. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Специфика художественного изображения. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Анималистический жанр. Рисунок с натуры, по представлению.
30. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Анималистический жанр. Объём и форма, передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Взаимоотношения формы и характера.
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.)
31. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Искусство в современном мире. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.
Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.)
32-33. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности.
34. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Семантика образов в народном искусстве.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п |
№ урока по теме |
Наименование раздела, темы урока, вида деятельности |
Всего часов |
Дата |
||
Раздел I. «Образ родной земли в изобразительном искусстве» (9 часов) Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.) |
||||||
1. |
1. |
Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта (выполнение наброска натюрморта) |
1 |
|
||
2. |
2. |
Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта (выполнение натюрморта в цвете) |
1 |
|
||
3. |
3. |
Осенние плоды в твоём натюрморте (выполнение рисунка композиции декоративного натюрморта в карандаше) |
1 |
|
||
4. |
4. |
Осенние плоды в твоём натюрморте (выполнение декоративного натюрморта в цвете в технике коллажа) |
1 |
|
||
5. |
5. |
Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства (выполнение рельефной композиции «древо жизни») |
1 |
|
||
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.) |
||||||
6. |
1. |
Красота осеннего пейзажа в живописи и графике (выполнение эскиза живописного фона для осеннего пейзажа в технике монотипии) |
1 |
|
||
7. |
2. |
Красота осеннего пейзажа в живописи и графике (прорисовывание по монотипии деталей кистью, пером, гелевой ручкой и т.п.) |
1 |
|
||
8. |
3. |
Книжная графика (выполнение иллюстраций на тему: «Осенних дней очарованье») |
1 |
|
||
9. |
4. |
Книжная графика (выполнение иллюстраций на тему: «Осенних дней очарованье» - завершение работы) |
1 |
|
||
Раздел II. «Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8часов) |
||||||
Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.) |
||||||
10. |
1. |
Человек и земля-кормилица. Праздник урожая (выполнение подготовительного рисунка фигуры человека в движении для многофигурной композиции) |
1 |
|
||
11. |
2. |
Ярмарка (выполнение многофигурной композиции) |
1 |
|
||
Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.) |
||||||
12. |
1. |
Зимняя пора в живописи и графике (выполнение зарисовок зимней природы по памяти и представлению) |
1 |
|
||
13. |
2. |
Зимняя пора в живописи и графике (выполнение композиции зимнего пейзажа в графике на основе зарисовок) |
1 |
|
||
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.) |
||||||
14. |
1. |
Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера (выполнение графического эскиза пояса или дымника с флюгером) |
1 |
|
||
15. |
2. |
Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера (конструирование изделия из мягких и твердых материалов согласно эскизам) |
1 |
|
||
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.) |
||||||
16. |
1. |
Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства (изображение персонажа сказки или былины по представлению) |
1 |
|
||
17. |
2. |
Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства (коллективная работа по созданию новогодней галереи образов фольклорных героев) |
1 |
|
||
Раздел III «Мудрость народной жизни в искусстве» (11часов) |
||||||
Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.) |
||||||
18. |
1. |
Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом (выполнение графических зарисовок с натуры, по памяти деревянных построек) |
1 |
|
||
19. |
2. |
Изба – творение русских мастеров – древоделов (выполнение макета избы или других дворовых построек из бумаги) |
1 |
|
||
20. |
3. |
Изба – творение русских мастеров – древоделов (конструирование крестьянского подворья) |
1 |
|
||
21. |
4. |
Изба – модель мироздания (выполнение графических зарисовок знаков – символов в резном убранстве фасада крестьянского дома) |
1 |
|
||
22. |
5. |
Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность (выполнение элементов декора крестьянской избы из бумаги в постройке крестьянского подворья) |
1 |
|
||
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.) |
||||||
23. |
1. |
Художник и театр. Декорации к опере – сказке «Снегурочка» (выполнение эскизов декораций, костюмов к театральной постановке) |
1 |
|
||
24. |
2. |
Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере – сказке «Снегурочка» (выполнение эскизов декораций, костюмов к театральной постановке) |
1 |
|
||
25. |
3. |
Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере – сказке «Снегурочка» (выполнение эскизов декораций, костюмов к театральной постановке - завершение работы) |
1 |
|
||
Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.) |
||||||
26. |
1. |
Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве (выполнение зарисовок с натуры или по памяти и представлению фигуры человека в народном костюме в движении на заданную тему) |
1 |
|
||
27. |
2. |
Традиции оформления праздничной среды (создание эскиза многофигурной композиции на тему масленичных гуляний) |
1 |
|
||
28. |
3. |
Традиции оформления праздничной среды (выполнение сюжетно – декоративной многофигурной композиции в виде коллективного панно) |
1 |
|
||
Раздел IV «Образ единения человека с природой в искусстве» (6 часов) |
||||||
Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.) |
||||||
29. |
1. |
Животные – братья наши меньшие (выполнение набросков животных с натуры, по памяти и представлению) |
1 |
|
||
30. |
2. |
Животное и его повадки в творчестве скульпторов –анималистов (создание своего образа животного, применяя различные приемы лепки) |
1 |
|
||
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.) |
||||||
31. |
1. |
Экологическая тема в плакате (выполнение эскиза плаката, применяя выразительные композиционные и графические средства) |
1 |
|
||
Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.) |
||||||
32. |
2. |
Троицына неделя и её образы в искусстве (выполнение набросков людей в праздничном народном костюме) |
1 |
|
||
33. |
3. |
Троицына неделя и её образы в искусстве (выполнение сюжетно – тематической композиции по наброскам, сделанным на предыдущем уроке) |
1 |
|
||
34. |
4 |
Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность (изготовление куклы в праздничном наряде) |
1 |
|
||
|
|
Итого |
34 |
|
||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.