РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
уровень образования (класс) 5-7 класс
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству
5-7 классы
Рабочая программа по предмету составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы по изобразительному искусству, программы по изобразительному искусству Б. М. Неменского.
Согласно учебному плану на 2019-2020 год, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классе отводится по 1 часу. Согласно календарному графику и расписанию школы – в 5 классе - 30 ч; в 6 классе- 35ч; в 7 классе - 35 ч.)
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия: умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
5 класс
Выпускник научится:
· различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
· различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
· выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора;
· умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
· выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
· создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
· владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
· владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Выпускник получит возможность научиться:
· различать произведения разных эпох, художественных стилей;
· выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
· понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу.
6 класс
Выпускник научится:
· понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
· понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
· называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
· понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
· пользоваться основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностям ритмической организации изображения;
· пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
· видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; научиться общим правилам построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
· видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
· создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
· активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Выпускник получит возможность научиться:
· различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма);
· определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике.
7 класс
Выпускник научится:
· анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
· определять особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
· представлять основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
· конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
· моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
· работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
· конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
· использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
· владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
· создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
· создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
· работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
· использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
· использовать разнообразные графические материалы и материалы для работы в объёме.
Выпускник получит возможность научиться:
· анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа;
· определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
· понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
II. CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
5 класс -30ч
Раздел |
Основное содержание |
Формы организации учебных занятий |
|
||||
Древние корни народного искусства-8ч. |
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. |
Индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; коллективные. |
|
||||
Связь времен в народном искусстве-8ч.
|
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка |
Индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; коллективные. |
Размышлять, рассуждать об истории возникновения современной народной игрушки, о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального. Сравнивать, оценивать форму и декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением декоративной росписью игрушки в традиции одного из промыслов Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета, передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета, применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе, работать сообща над проектом, осуществлять подбор материала и продумывать демонстрационную форму его подачи. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях гжели, соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Создавать работы в конкретном материале (акварель). Определять характерные особенности произведений городецкого промысла, гжельской и хохломской росписи, жостовского письма. Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, Гжели, Жостово, Хохломы. Создавать фрагменты жостовской, гжельской, городецкой ихохломской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Освоить приемы организации выставок и ведения тематических экскурсий по созданной экспозиции. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников в соответствии с критериями заданий. |
||||
Декор, человек, общество, время-9ч.
|
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи. |
Индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; коллективные. |
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но, прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, носителя, пользователя. Выявлять и обобщать, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь. Различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма; символику Древнего Египта, солярные знаки, украшения фараонов. Выявлять связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора, отличия одежды высших и низших слоев Древнего Египта, Древней Греции. Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ Древнего Египта и Древней Греции. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Определять стили и сюжеты древнегреческой живописи по керамике. Понимать, что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина , место и роль античного искусства в мировой художественной культуре, смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Иметь представление о декоративном искусстве в стиле барокко, понимать место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, создавать проекты предметов среды, объединённые единой стилистикой. Выделять особенности средневековой одежды различных слоёв общества. Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. Участвовать в коллективной деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока «Бал во дворце», в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. |
||||
Декоративное искусство в современном мир-5ч. |
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале. |
Индивидуальные; групповые; фронтальные |
Ориентироваться в широком разнообразии современного ДПИ. Различать по материалам, технике стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, др. Выявлять и называть характерные особенности современного ДПИ. Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя. Использовать в речи новые термины. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного. Разрабатывать, создавать эскизы коллективного панно. Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы. Разрабатывать, создавать эскизы витража. Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств, в процессе создания витража. Различать виды ДПИ, называть характерные особенности ДПИ. Определять связь конструктивного, декоративного, образного строя. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. |
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
6 класс -35ч
Раздел |
Основное содержание |
Формы организации учебных занятий |
|
|
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка-8ч. |
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др. |
Индивидуальные; фронтальные. |
Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства. Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе. Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира. Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность. Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение. Понимать, что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений. Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа. Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа. Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам. Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы. Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами. Иметь представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками размещения рисунка в листе. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. |
|
Мир наших вещей. Натюрморт.-9ч. |
Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире. |
Индивидуальные |
Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет. Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета. Объяснять понятие «колорит». Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. Овладевать навыками живописного изображения. Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Осваивать простые композиционные умения организации Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении. Получать навыки художественного изображения способом аппликации. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. |
|
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве-12ч. |
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником |
Индивидуальные; фронтальные. |
Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве. Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих художественных впечатлениях. Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека. Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека. Создавать зарисовки объемной конструкции головы. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
|
|
Человек и пространство в изобразительном искусстве. -6ч.
|
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива). |
Индивидуальные; фронтальные |
Знакомиться с творчеством русских художников-пейзажистов, с историей возникновения пейзажа, с анималитическим жанром искусства, понятием линейной и воздушной перспективы с видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников. Приобретать представления о способах передачи пространства в пейзаже. Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Применять различные художественные материалы и средства художественной выразительности при выполнении творческой работы. Воспринимать и интерпритировать темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства. Понимать и объяснять роль и место искусства в жизни человека и общества. Отличать восточный и европейский пейзаж, живопись импрессионистов от традиционной живописи. Формировать навыки анализа художественного произведения, навыки в передаче образа пейзажа. Создавать эскиз пейзажа и передавать повадки животных. Развивать способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. |
«ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 7 класс. -35ч
Раздел |
Основное содержание |
Формы организации учебных занятий |
|
|
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры»-8ч.
|
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна. |
Индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные. |
Знакомиться с многообразным миром конструктивных искусств. Объяснять понятие «графический дизайн». Анализировать произведения архитектуры и дизайна. Приобретать представления о синтезе слова и изображения в искусстве плаката, роли плаката в годы Великой Отечественной войны, о многообразии видов полиграфии; о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, понимать и объяснять их общее начало и специфику, особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественного начал. Формировать представление об основных этапах развития и истории архитектуры и дизайна, и тенденциях современного конструктивного искусства. Называть работы Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского. Формировать навыки соединения текста и изображения; называть элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Овладевать композиционными основами макетирования и коллажной композиции. Гармонично балансировать композиции из трех прямоугольников. Создавать композиции с использованием букв и текста. Выполнять образцы плаката и поздравительной открытки, макет книги, журнала.
|
|
«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»-9ч. |
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне. |
Индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; коллективные |
Понимать и объяснять понятия «макет», ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф; выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов), что такое бионика, понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр. Знакомиться с возникновением и историческим развитием главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны); называть несущие и несомые элементы зданий. Объяснять, в чем заключается красота и целесообразность вещей; единство художественного и функционального в вещи; вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени; понятие «инсталяция»; называть имена мастеров инсталляции. Понимать роль и значение материала в конструкции; роль цвета в архитектуре и дизайне. Отличать роль цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Рассказывать об эмоциональном и формообразующем значении цвета, влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна; влиянии развития технологии и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам). Иметь представление об архитектуре Елабуги. Конструировать объемно-пространственные композиции; моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты, основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды; конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции. Цветовое решение макетной композиции. |
|
«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека-9ч. |
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. |
Индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; коллективные |
Знакомиться с историческими формами планировки городской среды и их связью с образом жизни людей. Понимать и объяснять, что дизайн – средство создания пространственно – вещной среды интерьера. Иметь представление о проектировании города: архитектурном замысле и его осуществлении. Создавать силуэтные зарисовки знаменитых построек, фантазийные зарисовки «Архитектура будущего», макетно-рельефное моделирование района, проект парка с городской мебелью, макет сквера с фонтанами, беседками и т. д. Коллективная работа над макетной композицией: проект города. |
|
«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»-9ч.
|
Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты — портрет +6ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя, моделируешь мир. |
Индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; коллективные |
Иметь представление о функционально – архитектурной планировке своего дома. Объяснять основные понятия о дизайне современной одежды. Знакомиться с историей костюма и ролью дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика. Создавать рисунок : частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору), компоновку интерьера дома, общий вид сада (рисунок плюс коллаж); проект вечернего платья, костюма; рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект); зарисовки дневного, вечернего, праздничного макияжей, причесок. Создавать (по группам) имиджмейкерского сценария-проекта с использованием различных визуальных элементов (например, «Иванова – в мэры», «Петров – лучший спортсмен года», «Сидорова – мисс Европы»…). Уметь представить проект в соревновательно-игровой форме. |
Формы организации учебных занятий : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - 5класс-30ч.
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
Древние корни народного искусства. |
8 |
|
||
1 |
Древние образы в народном искусстве |
1 |
02.09 |
|
2 |
Декор русской избы |
1 |
09.09 |
|
3 |
Внутренний мир русской избы |
1 |
16.09 |
|
4 |
Конструкция и декор предметов народного быта и труда |
1 |
23.09 |
|
5 |
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки |
1 |
30.09 |
|
6 -7 |
Р.К. Народный праздничный костюм донских казаков |
2 |
07.10 14.10 |
|
8 |
Р.К. Народные праздничные обряды донских казаков |
1 |
21.10 |
|
|
Связь времен в народном искусстве |
8 |
|
|
9-10 |
Древние образы в современных народных игрушках |
2 |
11.11 18.11 |
|
11 |
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла |
1 |
25.11 |
|
12-13 |
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла |
2 |
2.12 9.12 |
|
14 |
Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла |
1 |
16.12 |
|
15 |
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла |
1 |
23.12 |
|
16 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) |
1 |
13.01 |
|
|
Декор, человек, общество, время |
9 |
|
|
17 |
Зачем людям украшения |
1 |
20.01 |
|
18 |
Декор и положение человека в обществе |
1 |
27.01 |
|
19-20 |
Одежда говорит о человеке. |
2 |
3.02 10.02 |
|
21-22 |
Бал в интерьере дворца. |
2 |
17.02 2.03 |
|
23 |
О чём рассказывают гербы |
1 |
16.03 |
|
24 |
О чём рассказывают эмблемы |
1 |
30.03 |
|
25 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) |
1 |
6.04 |
|
|
Декоративное искусство в современном мире |
5 |
|
|
26 |
Современное выставочное искусство |
1 |
13.04 |
|
27 |
Современное декоративное искусство |
1 |
20.04 |
|
28 |
Древние образы в современном декоративном искусстве |
1 |
27.04 |
|
29 |
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале |
1 |
18.05 |
|
30 |
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (обобщение темы) |
1 |
25.05 |
|
6 КЛАСС
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -35ч.
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
|
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка |
8 |
|
|
1 |
Изобразительное искусство в семье пластических искусств |
1 |
06.09 |
|
2 |
Рисунок – основа изобразительного творчества |
1 |
13.09 |
|
3- 4 |
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен |
2 |
20.09 27.09 |
|
5 |
Цвет. Основы цветоведения |
1 |
4.10 |
|
6 |
Цвет в произведениях живописи |
1 |
11.10 |
|
7 |
Объёмные изображения в скульптуре |
1 |
18.10 |
|
8 |
Основы языка изображения |
1 |
25.10 |
|
|
Мир наших вещей. Натюрморт |
9 |
|
|
9 |
Реальность и фантазия в творчестве художника |
1 |
8.11 |
|
10-11 |
Изображение предметного мира – натюрморт |
2 |
15.11 22.11 |
|
12 |
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира |
1 |
29.11 |
|
13 |
Изображение предметов на плоскости и линейная перспектива |
1 |
06.12 |
|
14 |
Освещение. Свет и тень |
1 |
13.12 |
|
15 |
Натюрморт в графике |
1 |
20.12 |
|
16 |
Цвет в натюрморте |
1 |
27.12 |
|
17 |
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) |
1 |
10.01 |
|
|
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве |
12 |
|
|
18 |
Образ человека – главная тема искусства |
1 |
17.01 |
|
19 |
Конструкция головы человека и её пропорции |
1 |
24.01 |
|
20 |
Изображение головы человека в пространстве |
1 |
31.01 |
|
21-22 |
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека |
2 |
07.02 14.02 |
|
23 |
Портрет в скульптуре |
1 |
21.02 |
|
24 |
Сатирические образы человека |
1 |
28.02 |
|
25 |
Образные возможности освещения в портрете |
1 |
06.03 |
|
26-27 |
Портрет в живописи |
2 |
13.03 20.03 |
|
28 |
Роль цвета в портрете |
1 |
03.04 |
|
29 |
Великие портретисты (обобщение темы) |
1 |
10.04 |
|
|
Человек и пространство в изобразительном искусстве. |
6 |
|
|
30 |
Жанры в изобразительном искусстве |
1 |
17.04 |
|
31 |
Изображение пространства |
1 |
24.04 |
|
32 |
Правила линейной и воздушной перспективы |
1 |
08.05 |
|
33 |
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства |
1 |
15.05 |
|
34 |
Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. |
1 |
22.05 |
|
35 |
Обобщение темы четверти и года |
1 |
29.05 |
|
7 КЛАСС
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -35ч.
№ п\п |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
план
|
факт
|
|||
|
«Художник – дизайн - архитектура». Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры |
8 |
|
|
1 |
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств |
1 |
06.09 |
|
2 |
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. |
1 |
13.09 |
|
3 |
Прямые линии и организация пространства. |
1 |
20.09 |
|
4 |
Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы; линии и пятна. |
1 |
27.09 |
|
5 |
Буква - строка – текст. Искусство шрифта. |
1 |
04.10 |
|
6 |
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. |
1 |
11.10 |
|
7-8 |
В бесконечном мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна |
2 |
18.10 25.10 |
|
|
«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий» |
9 |
|
|
9 |
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность |
1 |
8.11 |
|
10 |
Архитектура – композиционная организация пространства |
1 |
15.11 |
|
11 |
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. |
1 |
22.11 |
|
12 |
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм |
1 |
29.11 |
|
13 |
Важнейшие архитектурные элементы здания |
1 |
06.12 |
|
14 |
Вещь: Красота и целесообразность. |
1 |
13.12 |
|
15 |
Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени |
1 |
20.12 |
|
16 |
Форма и материал |
1 |
27.12 |
|
17 |
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. |
1 |
10.01 |
|
|
«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» |
9 |
|
|
18 |
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. |
1 |
17.01 |
|
19 |
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. |
1 |
24.01 |
|
20 |
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. |
1 |
31.01 |
|
21 |
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. |
1 |
07.02 |
|
22 |
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. |
1 |
14.02 |
|
23 24 |
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. |
2 |
21.02 28.02 |
|
25 26 |
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. |
2 |
06.03 13.03 |
|
|
«Человек в зеркале дизайна и архитектуры» |
9 |
|
|
27 |
Мой дом – мой образ жизни |
1 |
20.03 |
|
28 |
Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища |
1 |
03.04 |
|
29 |
Дизайн и архитектура моего сада |
1 |
10.04 |
|
30 |
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды |
1 |
17.04 |
|
31 |
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. |
1 |
24.04 |
|
32 |
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна |
1 |
08.05 |
|
33 |
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна |
1 |
15.05 |
|
34 |
Моделируя себя – моделируешь мир. |
1 |
22.05 |
|
35 |
Итоговый урок (обобщение темы) |
1 |
29.05 |
|
Литература для учителя
1.Гетман И. В.
Средства художественно-творческого развития // Изобразительное искусство в
школе. - 2008. - N 3. - С. 56-58.
2.Игнатьев
С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учебное пособие для
студентов высших учебных заведений / С. Е. Игнатьев. – М. : Мир : Академический
Проект, 2007. - 191 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2288378-КХ
3.
Косминская В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства
изобразительной деятельностью детей : лабораторный практикум : учебное пособие
для студентов педагогических институтов / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова. –
М. : Просвещение, 1987. - 128 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.1; Авторский знак К713; Инв. номер 2025981-ЕФ
4.Кулакова О. В. Иллюстрирование в общеобразовательной
школе // Изобразительное искусство в школе. – 2006. - N 5. - С. 64-69.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.