РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству уровень образования (класс) 5-7 класс
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству уровень образования (класс) 5-7 класс

Оценка 4.8
docx
18.02.2022
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по изобразительному  искусству уровень образования (класс) 5-7 класс
методическая разработка по ИЗО.docx

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по изобразительному  искусству

уровень образования (класс) 5-7 класс

 

                                                                        

    Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству

5-7 классы

             Рабочая программа по предмету составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы по изобразительному искусству, программы по изобразительному искусству Б. М. Неменского.

      Согласно учебному плану на 2019-2020 год,  на изучение предмета  «Изобразительное искусство»  в 5-7 классе отводится по 1 часу. Согласно календарному  графику   и расписанию  школы – в 5 классе - 30 ч; в 6 классе- 35ч;    в   7 классе - 35 ч.)

 

I.           ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

     В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

   Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

        - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

       - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и   самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

      - формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;     

                                                                                                                                                                                                                               

 

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.   

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия:  умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:  умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

 

   Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

 

 

                                                                                             

5 класс

Выпускник научится:

·        различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

·        различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

·        выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора;

·        умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

·        выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

·        создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

·        владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

·        владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Выпускник получит возможность научиться:

·        различать произведения разных эпох, художественных стилей;

·        выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

·        понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу.

                                                                             

6        класс

Выпускник научится:

·        понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;

·        понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

·        называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

·        понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

·        пользоваться основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностям ритмической организации изображения;

·        пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

·        видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; научиться общим правилам построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

·        видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

·        создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

·        активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Выпускник получит возможность научиться:

·        различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма);

·        определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике.

7        класс

Выпускник научится:

·        анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

·        определять особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

·        представлять основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;

·         конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

·        моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

·        работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

·        конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

·        использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

·        владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

·        создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

·        создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

·        работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

·        использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

·        использовать разнообразные графические материалы и материалы для работы в объёме.

Выпускник получит возможность научиться:

·        анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа;

·        определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

·        понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

 

 

II.               CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»                                                                 

 

 

5 класс -30ч

Раздел

Основное содержание

Формы организации учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Древние корни народного искусства-8ч.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

фронтальные;

коллективные.

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения, что декор не только украшение, но и носитель жизненных смыслов,  особенности образного языка народной вышивки, образный строй народного праздничного костюма.

 Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре, мудрость устройства традиционной жилой среды, символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

 Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической работы.

Создавать эскизы декоративного убранства избы, самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию, эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия, декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы

Иметь представление о роли ДПИ в укладе жизни русского народа

 

 

 

 

Связь времен в народном искусстве-8ч.

 

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка

Индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

фронтальные;

коллективные.

Размышлять, рассуждать об истории возникновения современной народной игрушки, о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.

Сравнивать, оценивать форму и декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением декоративной росписью игрушки в традиции одного из промыслов

Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета, передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета, применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе, работать сообща над проектом, осуществлять подбор материала и продумывать демонстрационную форму его подачи.

 Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях гжели, соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Создавать работы в конкретном материале (акварель).

Определять характерные особенности произведений городецкого промысла, гжельской и хохломской  росписи, жостовского письма.

Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, Гжели, Жостово, Хохломы.

Создавать фрагменты жостовской, гжельской, городецкой ихохломской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.

Освоить приемы организации выставок и ведения тематических экскурсий по созданной экспозиции.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников в соответствии с критериями заданий.

Декор, человек, общество, время-9ч.

 

Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.

Индивидуальные;    групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; коллективные.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но, прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, носителя, пользователя.                                                                   Выявлять и обобщать, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ.                                        Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь.                                                                                 Различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма; символику Древнего Египта, солярные знаки, украшения фараонов. Выявлять связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора, отличия одежды высших и низших слоев Древнего Египта, Древней Греции. Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ Древнего Египта и Древней Греции.                                                                               Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.                                       Определять стили и сюжеты древнегреческой живописи по керамике. Понимать, что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина , место и роль античного искусства в мировой художественной культуре, смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Иметь представление о декоративном искусстве в стиле барокко, понимать место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, создавать проекты предметов среды, объединённые единой стилистикой. Выделять особенности средневековой одежды различных слоёв общества. Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. Участвовать в коллективной деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока «Бал во дворце», в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Декоративное искусство в современном мир-5ч.

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.

Индивидуальные;    групповые; фронтальные

Ориентироваться в широком разнообразии современного ДПИ. Различать по материалам, технике стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, др. Выявлять и называть характерные особенности современного ДПИ. Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя. Использовать в речи новые термины. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного. Разрабатывать, создавать эскизы коллективного панно. Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы. Разрабатывать, создавать эскизы витража. Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств, в процессе создания витража. Различать виды ДПИ, называть характерные особенности ДПИ. Определять связь конструктивного, декоративного, образного строя.                Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

 

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

6 класс -35ч

 

Раздел

Основное содержание

Формы организации учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка-8ч.

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.

Индивидуальные;    фронтальные.

Называть пространственные и вре­менные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.

Характеризовать три группы про­странственных искусств: изобразитель­ные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.

Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни челове­ка, в организации общения людей, в создании среды материального окруже­ния, в развитии культуры и представ­лений человека о самом себе.

Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.

Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.

Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.

Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.                                               Понимать, что восприятие произве­дения искусства — творческая деятель­ность на основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений.

Иметь представление и высказы­ваться о роли художественного мате­риала в построении художественного образа.

Характеризовать выразительные особенности различных художествен­ных материалов при создании художе­ственного образа.

Называть и давать характеристи­ки основным графическим и живопис­ным материалам.

Приобретать навыки работы гра­фическими и живописными материала­ми в процессе создания творческой ра­боты.

Развивать композиционные навы­ки, чувство ритма, вкус в работе с ху­дожественными материалами.

 Иметь  представление о ри­сунке как виде художественного твор­чества.

Различать виды рисунка по их це­лям и художественным задачам.

Участвовать в обсуждении вырази­тельности и художественности различ­ных видов рисунков мастеров.

Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.

Учиться рассматривать, сравни­вать и обобщать пространственные формы.

Овладевать навыками размещения рисунка в листе.

Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

 Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Мир наших вещей. Натюрморт.-9ч.

Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

Индивидуальные 

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произ­ведениях.

Объяснять понятия: цветовые от­ношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.

Различать и называть теплые и хо­лодные оттенки цвета.

Объяснять понятие «колорит».

Развивать навык колористического восприятия художественных произведе­ний, умение любоваться красотой цве­та в произведениях искусства и в ре­альной жизни.

Приобретать творческий опыт в процессе создания

красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.                                                                                     Овладевать навыками живописного изображения.

Формировать представления о раз­личных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.

Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.

Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).

Осваивать простые композиционные умения организации

Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.

Получать навыки художественного изображения способом аппликации.                                                                                         Развивать вкус, эстетические пред­ставления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе соз­дания практической творческой работы.                                                     Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве-12ч.

История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником

Индивидуальные;    фронтальные.

Знакомиться с великими произве­дениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного обра­за человека в искусстве.

Получать представление об из­менчивости образа человека в истории.

Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.

Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сход­ства в художественном портрете

при­сутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.

Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет).

Рассказывать о своих художествен­ных впечатлениях.

Приобретать представления о кон­струкции, пластическом строении голо­вы человека и пропорциях лица.

Понимать и объяснять роль про­порций в выражении характера модели и отражении замысла художника.

Овладевать первичными навыками изображения головы человека в про­цессе творческой работы.                             Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами ап­пликации.

 Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра

Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.                                                                                      Создавать зарисовки объемной кон­струкции головы. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

 

Человек и пространство в изобразительном искусстве. -6ч.

 

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива).

Индивидуальные;    фронтальные

Знакомиться с творчеством русских художников-пейзажистов, с историей возникновения пейзажа, с анималитическим жанром искусства,  понятием линейной и  воздушной перспективы  с видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников. Приобретать представления о способах передачи пространства в пейзаже. Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Применять различные художественные материалы и средства художественной  выразительности при выполнении творческой работы.

Воспринимать и интерпритировать  темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства.

 Понимать и объяснять роль и место искусства в жизни человека и общества. Отличать восточный и европейский пейзаж, живопись импрессионистов от традиционной живописи. Формировать навыки анализа художественного произведения, навыки в передаче образа пейзажа. Создавать эскиз пейзажа и передавать повадки животных. Развивать способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать.                                                                Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

 

«ДИЗАЙН  И АРХИТЕКТУРА  В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»                                                                                                            7 класс. -35ч

Раздел

Основное содержание

Формы организации учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры»-8ч.

 

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна.

Индивидуальные;    групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.

Знакомиться с многообразным миром конструктивных искусств. Объяснять понятие «графический дизайн».

Анализировать произведения архитектуры и дизайна.

 Приобретать представления о синтезе слова и изображения в искусстве плаката, роли плаката в годы Великой Отечественной войны, о многообразии видов полиграфии; о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, понимать и объяснять их общее начало и специфику, особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественного начал.

 Формировать представление об  основных этапах  развития и истории архитектуры и дизайна, и тенденциях современного конструктивного искусства. Называть работы Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского. Формировать навыки соединения текста и изображения; называть элементы, составляющие конструкцию и  художественное оформление книги, журнала. Овладевать  композиционными основами макетирования и коллажной композиции. Гармонично балансировать композиции из трех прямоугольников.

Создавать композиции с использованием букв и текста. Выполнять образцы плаката и поздравительной открытки, макет книги, журнала.

 

«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»-9ч.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.

Индивидуальные;    групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; коллективные

Понимать  и объяснять понятия «макет»,  ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф; выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов), что такое бионика, понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр. Знакомиться с возникновением  и историческим  развитием главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны); называть  несущие и несомые элементы зданий. Объяснять, в чем заключается красота и целесообразность вещей; единство художественного и функционального в вещи; вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени; понятие «инсталяция»; называть имена мастеров инсталляции. Понимать роль и значение материала в конструкции; роль цвета в архитектуре и дизайне. Отличать роль цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах.

 Рассказывать об эмоциональном и формообразующем значении цвета, влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна; влиянии развития технологии и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам). Иметь представление об архитектуре Елабуги.

Конструировать объемно-пространственные композиции;

 моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты, основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды; конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции.  Цветовое решение макетной композиции.

«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека-9ч.

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

Индивидуальные;    групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; коллективные

Знакомиться с историческими формами планировки городской среды и их связью с образом жизни людей. Понимать и объяснять, что дизайн – средство создания пространственно – вещной среды интерьера. Иметь представление  о проектировании города: архитектурном замысле и его осуществлении.

Создавать силуэтные зарисовки знаменитых построек, фантазийные зарисовки «Архитектура будущего», макетно-рельефное моделирование района,  проект парка с городской мебелью, макет сквера с фонтанами, беседками и т. д. Коллективная работа над макетной композицией: проект города. 

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»-9ч.

 

Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты — портрет +6ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя, моделируешь мир.

Индивидуальные;    групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; коллективные

Иметь представление о функционально – архитектурной планировке своего дома. Объяснять основные понятия  о дизайне современной одежды. Знакомиться с историей костюма и ролью дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика. Создавать рисунок : частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору), компоновку интерьера дома, общий вид сада (рисунок плюс коллаж); проект вечернего платья, костюма; рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект); зарисовки дневного, вечернего, праздничного макияжей, причесок.  Создавать (по группам) имиджмейкерского сценария-проекта с использованием различных визуальных элементов (например, «Иванова – в мэры», «Петров – лучший спортсмен года», «Сидорова – мисс Европы»…). Уметь представить проект в соревновательно-игровой форме.

 

Формы организации учебных  занятий : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

 

 

 

 

 

III.           ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА                           «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  -  5класс-30ч.

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Древние корни народного искусства.

8

 

1

Древние образы в народном искусстве

1

02.09

 

2

Декор русской избы

1

09.09

 

3

Внутренний мир русской избы

1

16.09

 

4

Конструкция и декор предметов народного быта и труда

1

23.09

 

5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

30.09

 

6 -7

Р.К. Народный праздничный костюм донских казаков

2

07.10

14.10

 

8

Р.К. Народные праздничные обряды  донских казаков

1

21.10

 

 

Связь времен в народном искусстве

8

 

 

9-10

Древние образы в современных народных игрушках

2

11.11

18.11

 

11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

1

25.11

 

12-13

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

2

2.12

9.12

 

14

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла

1

16.12

 

15

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла

1

23.12

 

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

13.01

 

 

Декор, человек, общество, время

9

 

 

17

Зачем людям украшения

1

20.01

 

18

Декор и положение человека в обществе

1

27.01

 

19-20

Одежда говорит о человеке.

2

3.02

10.02

 

21-22

Бал в интерьере дворца.

2

17.02

2.03

 

23

О чём рассказывают гербы

1

16.03

 

24

О чём рассказывают   эмблемы

1

30.03

 

25

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

6.04

 

 

Декоративное искусство в современном мире

5

 

 

26

Современное выставочное искусство

1

13.04

 

27

Современное декоративное искусство

1

20.04

 

28

Древние образы в современном декоративном искусстве

1

27.04

 

29

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале

1

18.05

 

30

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (обобщение темы)

1

25.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 КЛАСС

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  -35ч.

 

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

 

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

8

 

 

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

06.09

 

2

Рисунок – основа изобразительного творчества

1

13.09

 

3- 4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

2

20.09                        27.09

 

5

Цвет. Основы   цветоведения 

1

4.10

 

6

Цвет в произведениях живописи

1

11.10

 

7

Объёмные изображения в скульптуре

1

18.10

 

8

Основы языка изображения

1

25.10

 

 

Мир наших вещей. Натюрморт

9

 

 

9

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

8.11

 

10-11

Изображение предметного мира – натюрморт

2

15.11

22.11

 

12

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

29.11

 

13

Изображение предметов на плоскости и линейная перспектива

1

06.12

 

14

Освещение. Свет и тень

1

13.12

 

15

Натюрморт  в графике

1

20.12

 

16

Цвет в натюрморте

1

27.12

 

17

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

1

10.01

 

 

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

12

 

 

18

Образ человека – главная тема искусства

1

17.01

 

19

Конструкция головы человека и её пропорции 

1

24.01

 

20

Изображение головы человека в пространстве

1

31.01

 

21-22

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

2

07.02

14.02

 

23

Портрет в скульптуре

1

21.02

 

24

Сатирические образы человека

1

28.02

 

25

Образные возможности освещения в портрете

1

06.03

 

26-27

Портрет в живописи

2

13.03                       20.03

 

28

Роль цвета в портрете

1

03.04

 

29

Великие портретисты (обобщение темы)

1

10.04

 

 

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

6

 

 

30

Жанры в изобразительном искусстве

1

17.04

 

31

Изображение пространства

1

24.04

 

32

Правила линейной и воздушной перспективы

1

08.05

 

33

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

1

15.05

 

34

Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства.

1

22.05

 

35

Обобщение темы четверти и года

1

29.05

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                           

7 КЛАСС

ДИЗАЙН  И АРХИТЕКТУРА  В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  -35ч.

№ п\п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

 

факт

 

 

«Художник – дизайн - архитектура». Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

8

 

 

1

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

1

06.09

 

2

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

13.09

 

3

Прямые линии и организация пространства.

1

20.09

 

4

Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы; линии и пятна.

1

27.09

 

5

Буква - строка – текст. Искусство шрифта.

1

04.10

 

6

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

1

11.10

 

7-8

В бесконечном мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна

2

18.10

25.10

 

 

«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»

9

 

 

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность

1

8.11

 

10

Архитектура – композиционная организация пространства

1

15.11

 

11

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

22.11

 

12

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм

1

29.11

 

13

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

06.12

 

14

Вещь: Красота и целесообразность.

1

13.12

 

15

Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени

1

20.12

 

16

Форма и материал

1

27.12

 

17

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

1

10.01

 

 

«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»

9

 

 

18

Город сквозь времена и страны.  Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1

17.01

 

19

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

24.01

 

20

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

1

31.01

 

21

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании  городской среды.

1

07.02

 

22

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1

14.02

 

23

24

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

21.02

28.02

 

25

26

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

2

06.03

13.03

 

 

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

9

 

 

27

Мой дом – мой образ жизни

1

20.03

 

28

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища

1

03.04

 

29

Дизайн и архитектура моего сада

1

10.04

 

30

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

1

17.04

 

31

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

1

24.04

 

32

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

1

08.05

 

33

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна

1

15.05

 

34

Моделируя себя – моделируешь мир.

1

22.05

 

35

Итоговый урок (обобщение темы)

1

29.05

 

 

Литература  для учителя

1.Гетман И. В. Средства художественно-творческого развития // Изобразительное искусство в школе. - 2008. - N 3. - С. 56-58.                                                                                                                                                                         2.Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Е. Игнатьев. – М. : Мир : Академический Проект, 2007. - 191 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2288378-КХ                                                                                                                                                                              3.  Косминская В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей : лабораторный практикум : учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова. – М. : Просвещение, 1987. - 128 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.1; Авторский знак К713; Инв. номер 2025981-ЕФ                                                                                                                                           4.Кулакова О. В. Иллюстрирование в общеобразовательной школе // Изобразительное искусство в школе. – 2006. - N 5. - С. 64-69.                                                                                                                                                                  

 

 

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству уровень образования (класс) 5-7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству уровень образования (класс) 5-7 класс

России и мира, творческой деятельности эстетического характера

России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать…

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать…

Выпускник научится: · различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например,

Выпускник научится: · различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например,

Выпускник научится: · понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ; · понимать особенности творчества и значение в…

Выпускник научится: · понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ; · понимать особенности творчества и значение в…

Выпускник научится: · анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; · определять особенности образного…

Выпускник научится: · анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; · определять особенности образного…

I. C ОДЕРЖАНИЕ

I. C ОДЕРЖАНИЕ

Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора

Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм

Освоить приемы организации выставок и ведения тематических экскурсий по созданной экспозиции

Освоить приемы организации выставок и ведения тематических экскурсий по созданной экспозиции

Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов

Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов

Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа

Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа

Выразительные возможности объемного изображения

Выразительные возможности объемного изображения

Иметь представление о ри­сунке как виде художественного твор­чества

Иметь представление о ри­сунке как виде художественного твор­чества

Графическое изображение натюрмортов

Графическое изображение натюрмортов

Скульптурный портрет в истории искусства

Скульптурный портрет в истории искусства

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Построение пространства как средство решения образа пейзажа

Построение пространства как средство решения образа пейзажа

Буква — строка — текст. Искусство шрифта

Буква — строка — текст. Искусство шрифта

Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания

Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания

Город сквозь времена и страны

Город сквозь времена и страны

Человек в зеркале дизайна и архитектуры»-9ч

Человек в зеркале дизайна и архитектуры»-9ч

Формы организации учебных занятий : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Формы организации учебных занятий : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла 1 16

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла 1 16

КЛАСС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

КЛАСС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Реальность и фантазия в творчестве художника 1 8

Реальность и фантазия в творчестве художника 1 8

Образные возможности освещения в портрете 1 06

Образные возможности освещения в портрете 1 06

КЛАСС ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА

КЛАСС ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА

Архитектура – композиционная организация пространства 1 15

Архитектура – композиционная организация пространства 1 15

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2022