Рабочая программа по Карачаево - Балкарскому языку для ДОУ
Оценка 4.9

Рабочая программа по Карачаево - Балкарскому языку для ДОУ

Оценка 4.9
Документация
docx
преподавание
Детсад—2 кл
05.06.2024
Рабочая программа по Карачаево - Балкарскому языку для ДОУ
Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность Государственных бюджетных общеобразовательных дошкольных учреждений Карачаево-Черкесской республики
Рабочая программа по Карачаево - Балкарскому языку для ДОУ.docx

Рабочая программа по Карачаево - Балкарскому языку для ДОУ

 

Содержание рабочей программы

 

1.  Целевой раздел

1.1.  Пояснительная записка.

1.1.1.  Цели и задачи реализации программы.

1.1.2.       Принципы формирования программы. Основные подходы к формированию программы.

1.1.3.  Основные подходы к формированию программы.

1.1.4.  Структура и содержание программы..

1.1.5.  Планируемые результаты освоения программы.

1.2.  Планируемые результаты освоения программы виде целевых ориентиров).

2.  Содержательный раздел

2.1.  Образовательная область «Речевое развитие».

2.2.  Примерная структура занятий по обучению детей карачаево-балкарскому языку

2.3.  Основные задачи образовательных областей

2.4.  Общение детей на карачаево-балкарском языке вне занятий.

2.5.  Роль родителей в обучении устному общению детей на карачаево-балкарском языке.

3.  Организационный раздел.

3.1.  Обязательная часть.

3.2.  Совместная деятельность в режиме дня.

3.3.  Самостоятельная деятельность в режиме дня.

3.4.  Тематика групповых консультаций с педагогами.

3.5.  Тематика групповых консультаций с родителями.

3.6.  Схематичный график работы учителя карачаево-балкарского  языка.

4.    Положение

5.  Используемая методическая литература


1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность Государственных бюджетных общеобразовательных дошкольных учреждений Карачаево-Черкесской республики:

-  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ;

-  Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;

-    Сан Пи Ном 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации).

Данная рабочая программа разработана на основе Программы по карачаево-балкарскому языку как второму, для дошкольных образовательных учреждений, под редакцией----------. В основу программы заложены дидактические принципы универсальной методики обучения второму языку, успешно зарекомендовавшие себя при обучении иностранным языкам. Программа составлена для дошкольных образовательных учреждений по обучению детей как второму языку.

Данная программа ориентирована на обучение детей детского сада от 3-х до 7 лет. Программа составлена с учетом специфики образовательной среды и социокультурного контекста региона.

1.1.1.         Основная цель обучения карачаево-балкарскому языку

Создание благоприятных условий для усвоения ребенком родного языка в дошкольном возрасте. Совершенствование произношения грамматической правильности речи в полном соответствии с нормами современного карачаево-балкарского языка в устной речи детей.

Задачи: цель реализуется через решение следующих задач, которые соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:

    охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

 

     обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей том числе ограниченных возможностей здоровья);

   обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее-преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

    создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

   объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.;

   научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т. е. свободно, правильно пользоваться языком в общении друг с другом и со взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту: в играх, на занятиях, в элементарной трудовой деятельности, в режимные моменты.

Правильная речь – это:

-  правильное произношение звуков и слов;

-   правильное по смыслу употребление слов, т. е. умение в каждом случае употребить то слово, которое наиболее точно выражает мысль и тем самым обеспечивает быстрое взаимопонимание;

-    умение правильно изменять слова и правильно соединять их в предложения согласно грамматике карачаево-балкарского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.1.  Принципы построения программы по ФГОС

 

-                       полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

-                      построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

-    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-                      поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-                      сотрудничество Организации с семьей;

-                      приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-                       формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-                      возрастная    адекватность    дошкольного    образования    (соответствие    условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

Принципы обучения карачаево-балкарскому языку

Данная программа основывается на следующих принципах обучения:

1.     В центре учебного процесса находится личность ребенка. Исходя из этого, был произведен отбор содержания обучения и определены формы организации учебного материала. Реализован личностно-ориентированный подход, т.е. учтены возрастные, психологические и интеллектуальные особенности детей. Процесс обучения карачаево-балкарскому языку направлен на развитие языкового и речевого творчества, познавательной активности каждого ребенка.

2.    Процесс обучения карачаево-балкарскому языку имеет целью формирование коммуникативной компетенции, необходимой для общения на карачаево-балкарском языке в самых разных ситуациях. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию на занятиях, следует наполнить их коммуникативными упражнениями, играми, ситуациями, предполагающими решение различных коммуникативных задач.

3.     Обучение карачаево-балкарскому языку предполагает развитие у детей культурологической компетенции, предполагающей формирование таких качеств, как гордость за свой край, знание народных песен и национальных игр.

4.    Обучение карачаево-балкарскому  языку происходит не теоретически, а в ходе участия детей в играх, сценках, инсценировках. Предполагаются различные режимы работы: индивидуальный, парный, групповой.

5.   Обучение карачаево-балкарскому языку носит системный характер, т.е. обучение устным видам речевой деятельности происходит в тесной взаимосвязи.

6.     Процесс обучения карачаево-балкарскому языку строится поэтапно: сначала отрабатываются отдельные речевые действия с опорой, на наглядность затем опоры снимаются, и отдельные речевые действия включаются в речевую деятельность.

7.  Обучение карачаево-балкарскому  языку направлено на формирование личности ребенка.


1.1.2.   Основные подходы к формированию программы

 

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.

Все занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными национальными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой развития детей предусматривается решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Знания, полученные детьми на занятиях необходимо закреплять в течение дня во всех режимных моментах: во время прогулки детей, утренней гимнастики, проведение завтрака, обеда, ужина и т.д. Для достижения этой цели в ДОУ создана предметно развивающая среда с учетом национально – регионального компонента.

Основной контингент дети, не владеющие карачаево-балкарской разговорной речью. Занятия  проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.3.  Структура и содержание программы.

 

Программа способствует формированию навыков устного общения на карачаево-балкарском языке, научить детей понимать речь взрослых и сверстников и выражать свою мысль словом по ситуации.

Программа охватывает четыре возрастных периода детей:

. младшая группа (дети с 3 до 4 лет);

. средняя группа ( дети с 4 до 5 лет);

. старшая группа (дети с 5 до 6 лет);

. подготовительная к школе группа (дети с 6 до 7 лет).

В каждой возрастной группе определяются конкретные задачи по устному речевому общению детей на  карачаево-балкарском  языке, применяются игровые образовательные технологии для их осуществления, перевод с русского языка на карачаево-балкарской   и с карачаево-балкарского на русский язык.

 

Программа представлена следующими направлениями работы:

1.  Связная речь (говорение).

2.  Аудирование.

3.  Звуковая культура речи: знакомство со звуками.

4.  Активный и пассивный словарь.

5.  Грамматический строй речи.

Задачи данной программы осуществляются на занятиях по возрастным группам и знания закрепляются в быту, во время игр и режимных моментов.


1.1.4.  Планируемые результаты освоения программы

 

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

в аудировании:

Понимать и выполнять просьбы воспитателя, относящиеся к ведению занятий, организация различных форм игровой и обслуживающей деятельности в соответствии с тематикой речевых ситуаций определенных для каждого возраста, а также понимать на слух речь воспитателя в учебно-игровых ситуациях;

в говорении:

Уметь отвечать на вопросы, формировать просьбы, обращаться к воспитателю и своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения, а также уметь высказываться в соответствии с игровой ситуацией в объеме 1-2 фраз, уметь использовать считалки, рифмовки, уметь составить простой рассказ, знать потешки, стихотворения, песни.

Эффективность процесса обучения карачаево-балкарскому языку определяется тем, насколько последовательно реализуются его основные закономерности:

Курс обучения карачаево-балкарскому языку ориентирован на полную реализацию воспитательно- образовательного развивающего потенциала карачаево-балкарского  языка. Поэтому уже на 1 году обучения детям предлагаются материал и задания, способствующие развитию воображения, воспитанию навыков культуры;

В процессе обучения карачаево-балкарскому языку важно научить ребенка сопереживать, жалеть, сочувствовать, понимать, помогать. Поэтому во многих ситуациях, моделируемых с помощью настоящего пособия дети должны, например, помочь сказочным героям, друг другу, т.е. они ставятся в условие выбора положительного морального действия;

Процесс обучения карачаево-балкарскому языку в детском саду характеризуется коммуникативной направленностью. Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет ведения сказочных персонажей, использования ролевых игр.


2. Содержательный раздел

2.1 Образовательная область «Речевое развитие»

 

1.  Расширение словаря:

  введение в активный словарь новых слов и понятий;

  развитие навыков и умений диалогической речи детей;

  участие в диалоге, используя образец и наглядность;

  участие в диалоге, в старших группах без образца;

    рассказывание по зрительной опоре (игрушки, картинки, предметы);

  составление предложений из:

2–3 слов – в младшей группе; 3–4 слов – в средней группе; 4–5 слов в старших группах;

5–6 слов в подготовительной к школе группах;

  ответы на вопросы  педагога;

  установление связей между звуковыми  и смысловыми сторонами слова.

 

2.  Аудирование:

     учить на слух воспринимать тексты разной протяженности     в разных возрастных группах, а затем и в точной последовательности воспроизвести их;

      учить на слух воспринимать тексты стихотворений, загадок, звуковых зарядок, физкультминуток и т. д. и воспроизвести их;

     учить по словесному описанию педагога находить предмет, показывать картинки, принести, отнести и положить;

  учить инсценировать тексты художественной литературы, рассказывать стихи;

      учить переводить слова и предложения с карачаево-балкарского  на русский язык, а в подготовительной группе с русского на карачаево-балкарский язык.

 

3.  Знакомство со звуками:

  упражнять в произношении звуков: (къ,гъ,нг,дж,у(краткое);

    работать во всех    возрастных    группах над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение звуков в словах и интонационную выразительность речи.

 

4.  Развитие грамматического строя:

  составление предложения по образцу и без него;

  составление предложения по содержательным опорам;

     формирование навыка образования    множественного числа имен существительных, существительных в связке с другими частями речи;

  формирование умения отвечать на падежные вопросы по темам;

  формирование умения согласовывать слова в предложениях по числу и падежам.


 

5.  Коммуникативные намерения:

  здороваться и прощаться (Ассалам уа алейкум, эртден ашхы болсун,кюн ашхы болсун,ингир ашхы болсун,кече ашхы болсун. Алейкум ассалам, ашхылыкъ кер. Юйге игилик, келгеннге да игилик, кел джууукъ бол. Сау къалыгъыз, эсен керюшейик);

  поблагодарить (сау бол, къыйынсыз бол, Аллах разы болсун);

  вежливо попросить (шо бир бер,бир айт.бир эт);

  предлагать (ал, болушлукъ керекмиди, не бла болушайым).

 

2.2.  Примерная структура занятий по обучению детей карачаево-балкарскому языку

1.  Тема занятия. Лексика распределена на все возрастные группы по мере усложнения.

2.  Цели:

Отработка произношения звуков карачаево-балкарского языка: къ,гъ,дж,нг,У                 ( къысха), и                 гласных ё (йо), ю (йу), я (йа).

–Знакомство со словами и словосочетаниями по теме.

  Активизация знакомых слов и словосочетаний.

  Формирование навыков (например, грамматических: падежные вопросы для раскрытия новой лексики; образование мн. числа и т. д.).

  Развитие навыков и умений связной речи: структура предложения.

  Развитие навыков и умений аудирования.

3.      Материал. Сюжетные и предметные картины по теме, игрушки и предметы, технические средства обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

1.  Звуковая зарядка.

Даются словесные игры, четверостишия, чистоговорки (1 куплет).

Отрабатывается произношение звуков.

2.  Рифмовка.

  Стихи по теме, по времени года, песенки (1–2 куплета) из карачаево-балкарской литературы.

3.  Повторение пройденного материала:

  В игре, наряду с другим наглядным материалом, применить другие методические приемы.

4.  Физкультминутка.

   Физкультминутки планируются со словесным сопровождением и                     могут применяться на одном занятии до двух раз по мере усталости детей, не превышая общего времени их проведения.

5.  Знакомство с новым материалом.

 

    Применяется перевод с русского языка на карачаево-балкарской лексики. В младших группах целесообразнее правила и задания объяснять на русском языке, чтобы добиться осуществления целей. На этом этапе занятия дети разгадывают загадки предметным сопровождением), разучивают тексты стихотворений, песенок, физкультминуток, сказок и т. д.

6.  Аудирование:

  понимать на слух команды воспитателя и выполнять их;

      воспринимать на слух с полным пониманием предложения любой протяженности и воспроизводить их;

   воспринимать на слух тексты с полным пониманием (объем текстов: от 1 до 10 предложений).

Во всех возрастных группах проводится 2 занятия по подгруппам. Продолжительность занятий:

15 минут – в младших группах; 20 минут – в средних группах; 25 минут в старших группах;

30 минут – в подготовительной к школе группах.

7.  Работа вне занятия.

Повторить материал занятия во время прогулок и других режимных моментов.

 

 

 

 

2.2.  Основные задачи образовательных областей

Образовательные области

 

1.      Социально- коммуникативное развитие

 

·         Воспитывать любовь к родному языку, малой родине, чувство патриотизма.

·         Продолжать знакомить с принятыми нормами и правилами поведения, формами и способами общения:

·         Здороваться и прощаться (Ассалам уа алейкум, эртден ашхы болсун,кюн ашхы болсун,ингир ашхы болсун,кече ашхы болсун. Алейкум ассалам, ашхылыкъ кер. Юйге игилик, келгеннге да игилик, кел джууукъ бол. Сау къалыгъыз, эсен керюшейик!)

·         Благодарить (сау бол, къыйынсыз бол, Аллах разы болсун)

·         Вежливо просить (шо бир бер,бир айт.бир эт)

·         Предлагать (ал, болушлукъ керекмиди)

·         Воспитывать честность, скромность, отзывчивость, заботиться о других, помогать слабым и маленьким, защищать их.

·         Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам.

·         Воспитывать в девочках скромность.

·         Развивать умение инсценировать стихи, песни, разыгрывать сценки по знакомым карачаево-балкарским сказкам.

Воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, умение перевоплощаться.

 

 

2.      Познавательное развитие

 

·         Расширять представление о малой родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших свой край.

·         Закреплять знания о флаге, гербе и гимне Карачаево -Черкессии.

·         Знакомить с предметами быта карачаевцев о их предназначении.

·         Обобщать знания о членах семьи, профессиях родителей .

Сформировать умение называть свое имя и фамилию, имена своих родителей, бабушек и дедушек, домашний адрес.

 

 

3.      Речевое развитие:

 

Развивать речь, мышление, восприятие карачаево- балкарской речи через знакомство с культурой и  традициями народов.

 

 

4.      Художественно - эстетическое развитие

 

·         Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы.

·         Ежедневно использовать на занятиях физкультминутке, подвижные игры на карачаево-балкарском языке, следить за правильной осанкой детей.


2.3.  Общение детей на карачаево - балкарском  языке вне занятий

Вне занятий создавать речевую среду:

-   Повторять стихотворные тексты,

-   Проводить физкультминутки во время прогулок,

-     Приобщать детей к художественной литературе, разучивать роли для инсценировок.

-     Учить отвечать на вопросы,

-     Закреплять во время еды названия блюд, продуктов питания.

-     Закреплять названия одежды и обуви действия с ними,

-     На прогулке повторить национальные игры, физкультминутки,

-     Учить детей пользоваться считалками,

-     Наблюдать за явлениями природы, узнавать 1 4 дерева (Джангур джауады,кек кюкюрейди, буз джауады, къар себелейди, джанкъылыч чыкъды,кюн тийди, танг атды къайын терек (береза), тал терек ( ива), эмен терек ( дуб), нарат терек  ( сосна), нызы терек ( ель), наз терек ( ёлка),

-         Узнавать 1 –  3 зимующих птиц (воробей-шорбат чыпчыкъ, сорока-чакъынджик, снегирь-акъбийче) и перелетных птиц (кукушка-гугук, стриж-къара къарылгъач, жаворонок-торгъай).

2.2.    Роль родителей в обучении устному общению детей на карачаево-балкарском языке

На родительском собрании довести до сведения родителей, что из – за снижения уровня владения родным языком большей частью населения наблюдается сокращение доли карачаево-балкарского языка во всех сферах его применения. Обучение карачаево-балкарскому языку введено во всех образовательных учреждениях республики, начиная с детского сада и заканчивая вузовским образованием. Детей же дошкольного учреждения необходимо подготовить к обучению в школе.

Актуальна роль родителей в процессе дошкольного образования ребенка.

Для этого педагоги приглашают родителей на занятия по карачаево-балкарскому языку на развлечения, праздники привлекают к изготовлению костюмов к инсценированию.

Карачаевские национальные праздники и развлечения.

-День возрождения Карачаевского народа.

-День карачаевского языка и литературы.

-День рождения первого составителя  Карачаевского алфавита И.Я.Акбаева ( Чокуна эфенди).

- День УНТ - Нартского эпоса.

- Голлу байрамны кюню ( меджисуулукъну заманындан).

- Праздник Айрана.

- Праздник косарей.

Один раз в месяц необходимо проводить тематические вечера, утренники, развлечения.

Оснащение педагогического процесса обучения детей карачаево-балкарскому языку

1.     Оформление национальных зон в карачаево-балкарском  стиле, с использованием символики.

2.     Наличие в ДОУ «Инструктивно методического письма по организации учебно воспитательного процесса на карачаево-балкарском  языке в ДОУ КЧР»

3.  Наличие методического материала

Дидактические игры к воспитательно образовательным материалам.

ü  Карачаево-балкарские народные сказки

ü  Презентации тематические

Карачаево-Балкарские народные игры для дошкольного возраста.

 4.Картины по тематике детского сада.

5. Инновационные технологии.

6. Таблицы    «Кто    и    что?»    -    формирование    представлений    об    одушевленных    и неодушевленных предметах; «Один и много» - имена числительные.

7. Дидактический материал к играм.

8. ТСО: музыкальные и художественные произведения, фоно записи правильной взрослой  карачаево-балкарской речи, грампластинки, презентации в программа «Powеr Point».

9.   Предметы в натуральном виде, макеты, муляжи, игрушки и т.п.

Обучение карачаево-балкарской  разговорной речи детей младшей группы.

В этом возрасте важно развивать слуховое сосредоточение, зрительные и слуховые ориентировки.

Основная цель:

-   находить предметы по словесному требованию (просьбе);

-    узнавать 4 – 5 предмета, выполнять действия с ними по просьбе педагога (китаб, къалам, гинджи, кюбюрчек, арба, тоб, китабны ач, тобну ат);

-    начинать обучать карачаево-балкарскому  языку с наиболее употребляемых слов (ана, ата, эгеч, къарнаш, юйдеги, сабий сад, аш. оюн, тенгле д.б.);

-   уделять особое внимание активной речи, её развитию;

-         побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно употреблять местоимения (мен, биз), называя некоторые признаки предметов (уллу, гитче, кенг, тар, мийик,  алаша);

-   упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо «мяу» - киштик, вместо «хау-хау» - ит, кючюк);

развивать диалогическую речь, учить выражать свои просьбы, желания на карачаево-балкарском языке.

 

 

 

Задачи обучения:

1.  Развитие связной речи:

 

-   Учить детей отвечать на вопросы педагога.

-   Учить составлять предложения из 2 – 3 слов.

-   Знакомить детей с числительными 1-10

2.  Аудирование:

-     Учить детей воспринимать на слух небольшие тексты потешек, звуковых зарядок, стишков.

-      Учить детей приветствовать, отвечать на приветствие, благодарить за услугу и прощаться.

3.  Звуковая культура речи:

-   Знакомство со звуками карачаево-балкарского языка.

-Добиваться произношения звуков карачаево-балкарского языка, интонационной выразительности  речи.

4.  Развитие активного и пассивного словаря детей:

-     введение в словарь детей новых слов и понятий, используя перевод с русского на карачаево-балкарский  язык;

-    установление связи между звуковой и смысловой сторонами слова, широко используя наглядность.

5.  Развитие грамматического строя речи:

-     формирование навыка образования множественного числа существительных по теме

(юйдеги юйюр);

-   формирование навыка согласования слов в предложении по числу и падежу;

-   умение составить предложения, используя, образец, наглядность и вопросы по теме. (Мен кимме? Сен кимсе? Биз кимлебиз?)

6.  Коммуникативные качества:

приветствовать и отвечать на приветствия (Ассалам уа алейкум, эртден ашхы болсун,кюн ашхы болсун,ингир ашхы болсун,кече ашхы болсун. Алейкум ассалам, ашхылыкъ кер. Юйге игилик, келгеннге да игилик, кел джууукъ бол. Сау къалыгъыз, эсен керюшейик!))

-   прощаться (Сау къалыгъыз, эсен керюшейик!);

-   благодарить ( Сау бол. Къыйынсыз бол).

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

Иметь представление:

-      о предметах окружающего мира и способны отличать дерево от цветка, птиц от животных;

-   об изменениях в природе ( кюн тийди, джангур джауады, джел урады, къар джауады,  булут басханды, кек ачылды, джанкъылыч чыкъды, къыш, джаз, джай,къач);

-   о гласных звуках карачаево - балкарского языка;

-   называть по карачаево-балкарский свое имя, имена членов семьи;

-   называть наименование игрушек (арба,гинджи,тоб,кеме,къайыкъ,къала);

-   называть размеры игрушек (уллу,гитче);

-   называть предметы мебели ( тепси,шиндик,орундукъ,тапчан,тапха,кюзгю);

-   называть действия людей по наглядным пособиям (келеди,барады,олтурады,сюеледи,чабады,береди,алады, окъуйду, джазады).

-   находить предметы по просьбе педагога;

-   называть местоположение игрушек;

-   различать их цвет (къызыл,сары,кек,мор,джашил,къара,акъ)

-   составлять предложения из 2 – 3 слов по образцу или содержательной опоре;

-        воспринимать    на    слух    слова    и    предложения,    воспроизводить    их    в     точной последовательности;

-   рассказывать стихи (рифмовки) хором и индивидуально;

 

                - здороваться и прощаться, благодарить за услугу

                (Ассалам алейкум, эртден ашхы болсун, кюн ашхы болсун, ингирашхы болсун, эсен керюшеийк,                                     сау къал  сау бол);

-   понимать вопросы воспитателя и отвечать на них;

                   употреблять в речи местоимения (мен, биз, сен, сиз ,ол, ала).

 

Обучение карачаево-балкарской разговорной речи детей средней группы.

Учебно – познавательная деятельность детей будет успешной, если педагог пользуется игровыми методами и учится оперировать наглядным материалом.

В этом возрасте необходимо расширить активный и пассивный словарь. Программа для этого возраста ориентирует на речевое развитие детей. Для детей характерно стремление к подражанию, к освоению второго языка, выполнять несложные поручения педагога (бер,ал,сал,сор).

Ребенок должен научиться объединять предметы по цвету (акъсыл, къараууз), размеру (уллу,гитче).

Дети должны ознакомиться с числительными 1-20.

 

 

Педагог знакомит детей с предметами ближайшего окружения, используя перевод слов с русского на карачаево-балкарский язык, развивает познавательную активность, речевые умения и отрабатывает произношение звуков карачаево-балкарского языка: КЪ,ГЪ,ДЖ,НГ,У(КЪЫСХА),Ё(йо),Ю(йу),Я(йа).

Основные направления работы:

- Развитие связной речи.

-   Аудирование.

-   Знакомство со звуками.

-   Расширение словаря.

-   Развитие грамматического строя речи.

Задачи обучения

1.  Развитие связной речи

- Учить детей понимать вопрос воспитателя и отвечать на него.

-     учить составлять предложения из 3 4 слов по образцу педагога и с предметным сопровождением, а в конце учебного года и без образца.

2.    Аудирование

-   Учить детей воспринимать на слух небольшие тексты звуковых зарядок и рифмовок.

-       Учить воспринимать на слух короткие предложения и повторять их в точной последовательности.

-   Учить воспринимать на слух стихотворения из 1 2 куплетов и разучивать их наизусть.

-   Учить воспринимать на слух (аякъ,таякъ,джангур,къар,джабалакъ,кюе,джууукъ,сууукъ,къаргъа,къыбла, кийиз).

3.  Звуковая культура речи

-   Знакомство со звуками карачаево-балкарского языка.

4.  Обогащение активного словаря карачаево-балкарской  речи

-   Обогащать словарь новыми словами и понятиями.

-    Установление связи между звуковой и смысловой сторонами речи, используя перевод, речевой образец и наглядные пособия.

5.  Развитие грамматического строя речи

-    Формирование навыка образования множественного числа имен существительных при помощи суффикса (ла-ле, адам-адамла, кюн-кюнле ) и со словом (биз)

-    Формирование навыка составления предложения с однородными членами, используя союз (да, Ахмат да, Мурат да, Назифат да китаб окъуйдула).

-   Формирование навыка составления предложения с согласованием слов в числе и падеже.

 

-   Учить детей считать от 1 до 20

6.  Коммуникативные качества

- Здороваться и прощаться (Ассалам алейкум,эртден ашхы болсун,кюн ашхы болсун, ингир ашхы болсун,кече ашхы болсун. Эсен керюшеийк,сау къал-ыгъыз).

-   Благодарить (сау бол. къыйнсыз бол)

-   Просить, предложить (шо бир бер,керекмиди,берейим)

Ожидаемые результаты

Иметь представление:

-   о согласных звуках карачаево-балкарского языка языка.

-   О явлениях природы.

А) Къар джауады,джангур себелейди-джауады, кюн тийди ,джел келди, суу къобду.

Б) Кек кюкюрейди,чартлайды.

-   О зимующих и перелетных птицах

-   Называть 3 6 зимующих (снегирь-акъбийче, воробей-шорбат чыпчыкъ, голубь-кегюрчюн,сорока-чакъынджик,синица-ала чыпчыкъ) и перелётных птиц ( грач-чаука, жаворонок-торгъай, дрозд-голункъылды, айст-чиллеаякъ, журавль-турна, лебедь-къанкъаз).

-   О некоторых литературных жанрах: стихи, сказки, загадки.

-   О времени суток, выражаемых словами: эртден-танг, кюнорта,ашхам, ингир, кече.

-   О наречиях места: арбазда, юйде, орамда, тауда, тюзде, шахарда, элде.

-   Об особенностях всех времен года.

-   Произносить звуки карачаево-балкарского  языка

-   Назвать свое имя и имена людей ближайшего окружения

-   Называть 1 - 3 дерева участка (алма терек, кертме терек, наз терек).

-   Называть 1 3 растения (баппахан,умурса,къозукъулакъ)

-   Перечислить членов своей семьи (амма, акка, ата, ана, къарнаш,эгеч)

-   Знать и называть домашних животных (ат, ийнек,къой,эчки, эшек, къадыр ).

-   Знать и называть домашних птиц ( тауукъ, бабуш, къаз, кърым тауукъ….).

-   Называть предметы мебели (шиндик, тепси, тапха, орундукъ, шкап, тартхыч ).

-   Называть продукты питания и блюда ( эт, джау, бышлакъ, бал, сютбашы, ун, нартюх; шорпа, хычын, хантус, тюй баста, къыйма, халуа д.б.).

-   Употреблять существительные с глаголами в единственном числе ( амма барады, акка къарайды, ит чабады, киштик макъырады).

-     Образовывать множественное число имен существительных с глаголам в настоящем времени ( сабийле ойнайдыла, къонакъла келдиле).

-   Составлять предложения из 3 4 слов, согласовывая слова в числе и падеже по образцу, а к концу года и без образца, с однородными членами используя союз.

-   Выполнять поручения воспитателя ( Рамазан тур азбарынгы айт. Мариям сен а,  сурат сал).

-   Употреблять имена существительные с другими частями речи, согласовывая их в числе и падеже.

-   перевести предложение с карачаево-балкарского языка на русский.

-   вести диалог, используя выражения: Мен сабий садха джюрюйме. Сен а къайда окъуйса?

- Учить       воспринимать   и    воспроизводить карачаево-балкарскую речь на слух  в точной                                                       последовательности.

-   вести диалог расспрос вида: Сени атынг къалайды? Сеннге ненча джыл болгъанды?Сен элни, шахарны къайсы джанында джашайса?

-   Воспринимать и запоминать тексты на слух, тренируя память:

А) небольших произведений, Б) звуковых зарядок,

В) рифмовок,

Г) стихотворений

-   Здороваться и прощаться, просить прощения.

 

Обучение карачаево-балкарской  разговорной речи детей старшей группы. Основные направления работы:

- Развитие звуковой культуры речи.

-   Развитие навыков и умений аудирования.

-   Развитие связной речи.

-   Обогащение активного и пассивного словаря.

-   Развитие грамматического строя речи.

1.  Развитие связной речи.

-   Совершенствовать диалогическую речь .

-   Учить детей поддерживать беседу.

-   Учить связной речи: согласовывать в предложении слова в числе и падеже, согласно заданному вопросу или описанию событий. Составлять предложения из 3 – 5 слов по образцу и с опорой на наглядность.

2.  Аудирование.

Учить воспринимать на слух предложения любой протяженности и воспроизводить их в точной последовательности.

Разучивать стихотворения, тексты звуковых зарядок, рифмовок, физкультминуток и выполнять движения.

 

 

 

3.  Звуковая культура

-  Продолжать работу над звуками карачаево-балкарского языка, добиваться чистого произношения гласных и согласных звуков, работать над интонационной выразительностью речи, продолжать работать над лексическим значением каждого вводимого слова.

 

4.  Развитие активного и пассивного словаря детей

-    Познакомить детей с названиями: республики, города, нескольких улиц (адресов проживаний), некоторыми достопримечательностями (парк,аллея,памятники, музеи).

-   Продолжать знакомить детей с предметами быта (мебель,орудия труда, домашняя утварь).

- Определять материал, из которого изготовлена вещь (агъачдан, темирден,резинден,ташдан, пластмасдан, мияладан), расширять знания о домашних животных и птицах, о зимующих и перелетных птицах, о повадках диких животных.

-   Познакомить детей с названиями овощей и фруктов, некоторыми вкусовыми качествами

(ачы, татлы, кючлю).

-   учить детей определять и называть местоположение предметов (джерде,тепсиде, тапхада, эшикде,юйде), время суток ( эртден-танг, кюнорта, ашхам, ингир, кече)

-   учить детей считать от 1до 30

 

5.  Развитие грамматического строя речи.

- Учить правильно, точно по смыслу , употреблять в речи части речи и группировать слова с обобщающим значением (мебель, тепси, орун, шиндик, тапха), по цвету (акъсыл, къараууз), величине ( уллу, гитче, кенг, тар, алаша, мийик).

-   Продолжать учить образовывать множественное число существительных в связке с другими частями речи.

-  Продолжать учить согласовывать имена существительные в числе и падеже с глаголами настоящего времени (Гинджи бла ойнайдыла. Китаб окъуйбуз) прилагательными (Акъбаш таула кереме. Тенгим уллу тоб бла ойнайды)

-  Продолжать учить использовать в речи глаголы в повелительном наклонении (Ашардан алгъа бет- къол джуу).

-    Продолжать учить детей задавать вопросы и отвечать на них правильно. Учить составлять предложения с однородными членами.

 

 

6.  Коммуникативные качества

-   Приветствовать и отвечать на приветствие  ( Ассалам алейкум, кюн ашхы болсун, эртден ашхы болсун, ингир ашхы болсун, кече ашхы болсун. Алейкум ассалам. Ашхылыкъ кер, керюгюз!)

-   Пожелать доброй ночи взрослым членам семьи (Ашхы кечели къалыгъыз! Сау тангнга чыгъыгъыз!).

-   Благодарить (сау бол, къыйынсыз бол, Аллах разы болсун)

-   Пожелать здоровья (Аллах саулукъ берсин)

-   Прощаться (Эсен керюшеийк, сау къалыгъыз)

Ожидаемые результаты

Иметь представление:

-   О семье и родственниках.

-   О республике и ее достопримечательностях.

-   О временах года.

-   О времени суток.

-   Произнести правильно гласные и согласные звуки карачаево-балкарского языка.

-   Перевести с карачаево-балкарского на русский язык слова по пройденным темам.

-   Назвать свое имя, имена членов семьи.

-   Назвать наименование республики, ее столицы, малых городов и

некоторых сёл, место своего проживания (адрес), достопримечательности нашего города.

-   Назвать имена замечательных людей которыми гордится карачаево-балкарский народ.

-   Назвать домашних животных и птиц (по пройденной теме), диких животных.

-   Назвать некоторые овощи и фрукты, их вкусовые качества.

-   Назвать 2 5 зимующих птиц и 2-5 из перелетных.

-   Назвать 3-5 дерева (наз,къайын,бусакъ,тал,эмен).

-   Назвать предметы быта (балта,чегюч,кюрек, басха, къалакъ,чоюн, сахан,джазгъыч), предметы одежды и обуви и действия с ними.

-     Группировать предметы по цвету, величине и темам ( къараууз, акъсыл, уллу, гитче, дерсде окъуу керекле, оюнчакъла, аш юйню хапчюгю).

-   Отвечать на вопросы воспитателя по пройденным темам.

-   Ответить на вопрос воспитателя из 3 5 слов по образцу и наглядным пособиям.

-   Рассказать текст звуковой зарядки и рифмовки, стихотворения.

-       Выслушать    предложения    любой    протяженности    и    повторить    его    в     точной последовательности.

-  Здороваться и отвечать на приветствие, благодарить, высказывать добрые пожелания и просить прощения, прощаться.

Обучение карачаево-балкарской  разговорной речи детей подготовительной группы

 

 Основные направления работы:

-   Развитие речи.

-   Аудирование.

-   Развитие звуковой культуры речи.

-   Обогащение активного и пассивного словаря.

-   Развитие грамматического строя речи.

1.  Развитие связной речи

-   Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

-  Учить составлять предложения из 4-5 слов по образцу и с использованием наглядных пособий и без них.

-     Учить отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

2.  Аудировние

-   Разучивать стихотворения и другие тексты по теме, инсценировать произведения.

-   Прослушивать тексты и сопровождать их ритмической поддержкой.

-   На слух воспринимать тексты любой протяженности и воспроизвести их.

3.  Развитие звуковой культуры речи

-    Добиваться правильного произношения всех звуков карачаево-балкарского языка, продолжать                            отрабатывать интонационную выразительность речи.

4.  Обогащение активного и пассивного словаря

-  Расширять и обогащать словарный запас детей: вводить в словарь существительные с обобщающим значением хауа болум ( кюн тийди, джангур джауду,джел келди), юй хайуанла( ат, ийнек,эшекэчки, къой), чегет джаныуарла (бёрю,айю, тюлкю, джаз киштик,сюлеусюн) и т. д.

- Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета ( тапхада, тепсиде, джерде, юйде, джер юйде, шкапда), время суток ( танг, эртден, кюнорта, ингир, ашхам, кече).

-   Учить определять материал , из которого изготовлена вещь (агъач, темир, таш, резин, пластмасс, мияла).

-   Расширять знания об общественном транспорте( поезд, автобус- арба)

-   Учить считаь от 1 до 50.

 

 

 

5.  Развитие грамматического строя речи

-    Совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с другими частями речи в числе и падеже.

-    Совершенствовать употребление формы множественного числа существительных с другими частями речи.

-    Учить детей употреблять в речи однородные члены предложения, пользуясь словами (мен-биз, сен-сиз, ол-ала)

-  Учить отвечать на вопросы правильно ( по форме и содержанию) и задавать вопросы самому, прямой или косвенной речью.

6.  Коммуникативные качества

-   Приветствовать и отвечать на приветствие ( Ассалам алейкум -Уа алейкум Ассалам, эртден ашхы болсун, кюн ашхы болсун, ингир ашхы болсун – ашхылыкъ кёр).

-   Пожелания сверстникам , старшим (Аллах болушсун, бет джарыкълы бол-болугъуз, ишингден къууан- къууаныгъыз).

-   Благодарить ( сау бол-болугъуз, къыйынсыз бол-болугъуз).

-   Прощаться (эсен кёрюшеийк, сау къал-къалыгъыз)

 

Ожидаемые результаты

Иметь представление:

-   О явлениях природы, растительном мире, людях.

-   О сезонных изменениях в природе.

-   О времени года и суток.

-   Назвать свою фамилию, имя, имена своих родителей и родственников

-   Назвать своё место жительства: республику, город, улицу.

-   Правильно произносить все согласные звуки карачаево-балкарского языка.

-  Употреблять существительные с обобщающим значением; хауа болум ( кюн тийди, джангур джауду,джел келди), юй хайуанла( ат, ийнек,эшек, эчки, къой),

чегет джаныуарла (бёрю,айю, тюлкю, джаз киштик,сюлеусюн) и т. д.

-   называть материалы, из которых сделаны предметы (агъач, темир, таш, резин, пластмасс, мияла).

-   Назвать местоположение предметов (тепсиде, тапхада, четенде, челекде, чардакъда, джер юйде), время суток.

-   Использовать в речи названия профессий (устаз, дохтур,суратчы, алим,джырчы, назмучу, д.б.)

-    Образовывать множественное число существительных, глаголов с другими частями речи.

 

-    Назвать 2-5 зимующих птиц (снегирь- акъбийче, воробей- шорбат чыпчыкъ, голубь-кёгюрчюн, сорока-чакъынджик. синица- ала чыпчыкъ), 2-6 перелетных (грач-чаука, жаворонок-торгъай, дрозд-голункъылды,айст-чиллеаякъ, лебедь-къанкъаз).

-     турна-журавль,), 2-5 дерева (къайын-берёза, эмен-дуб, нарат-сосна,джёге-липа, джерк-ольха),  2-7 цветка на участке (гвоздика- къарампил, василёк-кёкчечек, пион-балкъоз, роза-гюдюргю, тюльпан-гюлханий, фиалка-кимит гокка, эдельвейс-аслан гюл) .

-Употреблять в речи существительные с другими частям речи, согласовывая слова в числе и падеже.

-   Употреблять в речи предложения с однородными членами, используя союзы да,эмда.

-   Отвечать на вопросы падежей карачаево-балкарского языка.

-   Вести диалог по образцу и наглядным пособиям, без образца и наглядных пособий.

-   Составлять предложения из 4-5 слов, согласовывая слова в числе и падеже.

-     Составлять текст из 3-4 предложений описательного характера.

-     Инсценировать художественное произведение на карачаево-балкарском языке, рассказывать  стихотворный текст.

-   Петь и танцевать пользуясь мелодиями фольклора.

 

Художественно речевая деятельность

-   Чтение коротких рассказов и перевод их детьми на карачаево-балкарский языке по предложениям.

- Неоднократное чтение произведения и одновременный показ действия с использованием персонажей настольных и кукольных театров.

-     Инсценировать художественные произведения.

-   Беседа о прочитанном.

-   Рассказывать стихи наизусть.

-  Рассказывать наизусть четверостишия звуковых зарядок и рифмовок, где использованы малые формы народного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

3. Организационный раздел

3.1.  Обязательная часть

Учебный план ДОУ предусматривает обязательное изучение карачаево-балкарского языка (2 раза в неделю) с 3-7 лет.

группа

длительность НОД

кол-во в неделю

Младшая

15 мин

2

Средняя

20 мин

2

Старшая

25мин

2

Подготовительная к школе группа

30мин

2

 

3.2.  Совместная деятельность в режиме дня

Вне занятий создавать речевую среду:

-   Повторить стихотворные тексты,

-   Повторить физкультминутки во время прогулок,

-   Приобщать детей к художественной литературе, разучивать роли для инсценировок.

-   Учить отвечать на вопросы,

-   Закреплять во время еды названия блюд, продуктов питания.

-   Закреплять названия одежды и обуви действия с ними,

-   На прогулке повторить национальные игры, физкультминутки,

-   Учить детей пользоваться считалками,

-   Наблюдать за явлениями природы, узнавать 1 4 дерева (тал-ива, бусакъ-тополь, къайын-берёза, наз-ель),

-    Узнавать 1 3 зимующих птиц ( снегирь- акъбийче, воробей- шорбат чыпчыкъ, голубь-кёгюрчюн, сорока-чакъынджик. синица- ала чыпчыкъ), и перелетных птиц (грач-чаука, жаворонок-торгъай, дрозд-голункъылды,айст-чиллеаякъ, лебедь-къанкъаз).

 

3.3.  Самостоятельная деятельность в режиме дня

Сюжетно ролевые игры детей, подвижные игры, инсценирование (карачаево-балкарские игры, сказки).

 

 

 

Перспективно – тематический план образовательной области

«Речевое развитие» - карачаево-балкарский язык

 

 

Неделя

Тема

Карачаево-балкарский язык

часы

Сентябрь

I

Детский сад, школа

 

Сабий сад, мектеб (школа)

2

II

Игрушки

 

Оюнчакъла

1

Давай познакомимся!

Кел танышайыкъ!

 

1

III

Семья

 

Юйдеги

2

Правила горского этикета

 

Тау адетни джорукълары

1

IV

Осень разноцветная

 

Къачны бояулары.

1

Октябрь

I

Овощи и фрукты

 

Бачха кегетле бла чегет кегетле

2

II

Исмайл Акбаев-Чокуна афенди (1-й составитель алфавита)

 

Исмайл Акбаев-Чокуна афенди ( 1-й составитель алфавита)

2

 

III

Хлеб, всему голова

Карачаевские блюда

Ётмекди хар нени башы

Таза Къарачай хантла

2

 

IV

 

Лес. Грибы. Ягоды.

 

 

Чегет. Джуала (грибы). Кёгетле.

2

Ноябрь

I

Моя мама-лучшая на свете.

Мени анам эм игиди.

 

1

II

Одежда. (национальный костюм)

Кийим. (таулу кийим)

 

2

III

Дом и его части

Юй, аны бёлюмлери, хапчюгю.

 

2

IV

Мебель. Посуда.

Къаты хапчюк. Сауут-саба

 

2

Декабрь

I

Продукты питания

Ашарыкъла-акъ суу.

 

1

Просмотр мультфильма на родном языке.

Ана тилде таурухха къаратыу

1

II

Зима. Зимующие птицы.

Къыш. Къышхы чыпчыкъла

 

1

III

Учимся считать

Санаула бла шагърейленебиз

 

1

IV

Новогодний калейдоскоп

Джангы джылны байрамы.

 

1

Январь

I

Каникулы

 Солуу кюнле

 

II

Домашние животные и их детёныши

 

Юй хайуанла. Аланы балалары.

2

III

Домашние птицы

 

Юй къанатлыла

1

IV

Дикие животные

Чегет джаныуарла

 

2

Просмотр мультфильма на родном языке и его обсуждение

 

Ана тилде таурухха къаратыу, аны сюзюу

1

  Беречь природу, наш основной долг.   Красная книга.

  Табигъатны джакълау, бизни баш  борчубузду. Къызыл китаб.

 

 

1

Деревья и кустарники

Терекле бла кёкенле

1

Февраль

I

Профессии

Усталыкъла

 

2

«Мой певучий Родной язык »

« Ана тилим – татлы тилли къонгурау»

1

II

Инструменты

Юй турмушда керек сауутла

 

1

III

Защитники Отечества.

Ата джуртну джакъчылары

 

2

IV

Транспорт

Улоу

 

1

Март

I

Весна. 8 Марта

 8-чи мартны байрамы

 

1

II

УНТ. Нарты

Халкъ аууз чыгъарма. Нарт гёджебле.

 

2

Перелетные птицы

 

 Кёчюуючю къанатлыла.

1

III

Насекомые

 

Джаныуарчыкъла

1

Реки, озёра, моря.

Къобанла, кёлле, тенгизле.

 

2

IV

Рыбы

Чабакъла

 

1

Апрель

I

Труд людей весной

 

Элчилени джазгъы ишлери

1

Национальные детские игры.

 

  Сабий оюнла

1

II

Космос

Дуния алам

 

1

III

Электрические приборы

 

Ток бла ишлеген юй керек

1

Скороговорки и пословицы

 

Тилбургъучла бла нарт сезле

1

IV

Наш город-аул. Родной край – Карачаево-Черкесская республика

Бизни туугъан элибиз-шахарыбыз. Къарачай-Черкес джулкъуриет

 

 

 

 

2

Май

I

1-й Май. Праздник весны и труда.

1-чи Май. Урунууну кюню.

 

1

 

День возрождения Карачаевского народа.

Къарачайны  Ата джуртуна къайтхан кюню.

1

 

День Победы

 

Хорламны кюню.

 

1

II

 

Цветы

 

 Гокка хансла

1

III

 

Школа, Летние игры

 

Мектеб-школа. Джайгъы солууу лагерь

1

IV

 

Спорт и виды спорта

 

Спорт эмда аны тюрлюлери

2


3.4.  Тематика групповых консультаций с педагогами

 

 

Месяц

Наименование

Отметка выполнении

Сентябрь

Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы воспитателя (карачаево-балкарского языка) с воспитателями и специалистами в соответствии с ФГОС ДОО.

 

Октябрь

Организация выставки книг, произведений, детских работ по произведениям Исмайла Акбаева, в рамках проведения недели

«Карачаевского языка»

Выбор детьми произведений для дальнейшей драматизации.

 

Ноябрь

Оформление    папок   передвижек    и    стендов    в                          помощь родителям, не владеющим карачаево-балкарской речью.

 

Декабрь

Взаимопосещение групповых (интегрированных) занятий.

 

Январь

Помощь     воспитателей    в     привлечении    родителей   в организации праздника « ? »

 

Февраль

Анализ       результатов       диагностики       за                    полугодие, планирование дальнейшей работы.

 

Март

«Значение индивидуальной работы воспитателей в развитии у детей памяти, как необходимого условия обучении карачаево-балкарскому языку»

 

Апрель

Обогащение театрализованных зон национальными куклами с целью побуждения детей к театрализованной деятельности.

 

Май

Анализ педагогической работы на год. Определение задач на новый учебный год. Круглый стол.

 


3.5.  Тематика групповых консультаций с родителями

 

Месяц

Наименование

Отметка                   о

выполнении

Сентябрь

Консультация «Значение и необходимость изучения  карачаево-балкарского языка в дошкольном возрасте с учетом ФГОС ДОО».

Анкетирование (прилагается) Ознакомление с тематикой работы.

 

Октябрь

Совместное заучивание стихов и произведений  Исмайла. Акбаева и Ислама Крымшамхалова.

 

Приобретение детской и художественной литературы.

Совместное     изготовление     детских     работ     по произведениям И. Акбаева и И.Крымшамхалова.

Совместная     организация     выставки    в     рамках проведения недели «Просветители Карачая»

 

Ноябрь

Консультация для родителей детей, не владеющих не владеющих карачаево-балкарской речью.

«Давайте поговорим на карачаево-балкарском языке»

 

Декабрь

Использование фольклора в подготовке к празднику

«Джангы джыл»

 

Январь

Привлечение       родителей       к       использованию

отдельных ролей на празднике.

 

Февраль

Подведение итогов полугодия и перспектива индивидуальной работы с детьми не говорящими на  карачаево-балкарском языке.

 

Март

Совместные консультации с психологом

«Как улучшить память?» Эффект - разучивания стихов.

 

Апрель

Использование пальчиковых игр для развития речи. Показ пальчикового театра детям

и родителям.

 

Май

Итоговые   открытые    занятия    для    родителей    и рекомендации на летний период.

 


3.6.  Схематичный график работы учителя карачаево-балкарского языка

 

Цель: Обучение детей карачаево-балкарской разговорной речи. Приобщение детей к элементам  карачаевской традиционной  народной культуры.

 

Задачи: Формирование и развитие у детей умений и навыков карачаево-балкарской разговорной      речи. Ознакомление детей с элементами традиционной карачаево-балкарской культуры.

 

Мероприятия

Сроки

I

Работа с детьми

 

1

Фронтальные занятия по подгруппам ( по 2 занятия по подгруппам)

По сетке занятий

2

Работа с детьми по интересам

(кружковая работа)

II половина дня

3

Индивидуальная материал

работа

с

детьми

Не

освоившими

Ежедневно группам

по     возрастным

4

Участие в режимных моментах

Эпизодически

5

Проведение традиционных мероприятий по плану:

«Неделя Карачаево-Балкарского языка», «Ана тилим-джаным тиним», «Чокуна апендини кюню». Конкурсы: 1) Лучший чтец стихов Исмайла Акбаева, Ислама Крымшамхалова

2) Инсценирование сказок.

Октябрь, январь, май, Октябрь

Март

II

Работа с педагогами

 

1

Составление      и       обсуждение       перспективно                            тематического плана по приобщению к элементам

традиционной народной культуры.

Сентябрь

2

Оформление уголков карачаево-балкарского языка и быта в возрастных группах

Октябрь, ноябрь.

3

Организация круглого стола «Роль языковой среды в

развитии карачаево-балкарской разговорной речи

Апрель

III

Работа с родителями

 

1

Открытое занятие для родителей

В течение года.

2

Участие в родительских собраниях

Сентябрь,

апрель.

декабрь,       март,

3

Родительский уголок «Сегодня мы учили»

 

4

Анкетирование «Народная педагогика в воспитании

современных детей»

Январь

IV

Работа в методическом кабинете

 

1

Разработка перспективно тематического плана по

приобщению к элементам традиционной культуры

В течение года

2

Разработать    дидактические   игры   для    организации

педагогического процесса

В течении года.


4.   Положение

о изучении карачаево-балкарского языка в ДОУ Карачаево-Черкесской республики.

I.   Общее положение

В статье 6 Закона Российской Федерации «Об образовании» говорится о языковой политике в области образования. Она предусматривает разработку и осуществление мероприятий по сохранению и развитию языков народов России.

Целесообразность обучения родному языку с дошкольного возраста, считается наиболее благоприятным для овладения языком в силу ряда психологических особенностей детей: активная память, легкость формирования, положительной мотивации речевой деятельности.

II.   Оборудование  кабинета карачаево-балкарского языка

Кабинет карачаево-балкарского языка в ДОУ с учетом национально регионального компонента.

В карачаево-балкарском кабинете имеются:

-   стол воспитателя;

-   стулья для детей;

-   шкафы и полки для  учебно воспитательной работы;

-   предметы декоративно прикладного искусства;

-   картины и репродукции карачаевских художников;

-   предметы национальной одежды;

-   образцы карачаевского орнамента;

-   карачаевская литература;

-   фотографический материал с видами города, аула и местного ландшафта;

-     комплекты иллюстраций для ознакомления с растительным и животным миром  Карачаево-Черкесии;

-   атрибуты к подвижным играм;

-   дидактический материал для учебно воспитательной работы.

III Содержание образовательного процесса

1.      Обучение карачаево-балкарскому языку осуществляется на специально организованных мероприятиях педагогом по карачаево-балкарскому языку.

2.      Мероприятия проводится со средней группы 2-3 раза в неделю по подгруппам, сформированным с учетом уровня владения языком.

3.      Длительность соответствует программным требованиям.

4.      На начало учебного года педагог составляет перспективный и календарный планы, опираясь на пособия по карачаево-балкарскому языку.


5.      Основной задачей обучения карачаево-балкарскому языку в ДОУ является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения родным языком в устной форме.

6.      В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать родную речь на слух и говорить на карачаево-балкарском языке, в пределах доступной для них тематики.

7.      Знания, полученные детьми на мероприятиях, закрепляются в течение дня во всех режимных моментах во время прогулки, утренней гимнастики, проведения завтрака, обеда, подготовка ко сну, ухода детей домой.

 

 

5.  Используемая методическая литература соответствует возрастным показателям и тематике ДОУ

Литература:

1.  Къараланы А., Борлакъланы Д., Къараланы З..Къарачай литература. Учебник:  Майкоп, 2011. 

 2. Издание журнала для детей ( Илячин) Гл.редактор Салпагарова К.А

 3.Хрестоматия для внеклассного чтения в 5 – 7 классах. Авторы: Салпагарова К. А., Эбзеева З. О. Черкесск 1995.

 4. Хапчаев А. 20 уроков карачаево-балкарского языка.

 5. «Родная литература» (Ана литература) под ред. Суюнчева А., Лайпанова Къ., Черкесск 1996 г      

 6. Карачаевский  алфавит.


 

Рабочая программа по Карачаево -

Рабочая программа по Карачаево -

Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка

Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка

Правильная речь – это: - правильное произношение звуков и слов; - правильное по смыслу употребление слов, т

Правильная речь – это: - правильное произношение звуков и слов; - правильное по смыслу употребление слов, т

Принципы построения программы по

Принципы построения программы по

Обучение карачаево-балкарскому языку происходит не теоретически, а в ходе участия детей в играх, сценках, инсценировках

Обучение карачаево-балкарскому языку происходит не теоретически, а в ходе участия детей в играх, сценках, инсценировках

Основные подходы к формированию программы

Основные подходы к формированию программы

Структура и содержание программы

Структура и содержание программы

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы

Содержательный раздел 2.1

Содержательный раздел 2.1

Коммуникативные намерения: – здороваться и прощаться (

Коммуникативные намерения: – здороваться и прощаться (

Ход занятия 1. Звуковая зарядка

Ход занятия 1. Звуковая зарядка

Основные задачи образовательных областей

Основные задачи образовательных областей

Общение детей на карачаево - балкарском языке вне занятий

Общение детей на карачаево - балкарском языке вне занятий

Оснащение педагогического процесса обучения детей карачаево-балкарскому языку 1

Оснащение педагогического процесса обучения детей карачаево-балкарскому языку 1

Задачи обучения: 1. Развитие связной речи: -

Задачи обучения: 1. Развитие связной речи: -

Ожидаемые результаты Иметь представление: - о предметах окружающего мира и способны отличать дерево от цветка, птиц от животных; - об изменениях в природе ( кюн…

Ожидаемые результаты Иметь представление: - о предметах окружающего мира и способны отличать дерево от цветка, птиц от животных; - об изменениях в природе ( кюн…

Педагог знакомит детей с предметами ближайшего окружения, используя перевод слов с русского на карачаево-балкарский язык, развивает познавательную активность, речевые умения и отрабатывает произношение звуков карачаево-балкарского…

Педагог знакомит детей с предметами ближайшего окружения, используя перевод слов с русского на карачаево-балкарский язык, развивает познавательную активность, речевые умения и отрабатывает произношение звуков карачаево-балкарского…

Коммуникативные качества -

Коммуникативные качества -

Употреблять имена существительные с другими частями речи, согласовывая их в числе и падеже

Употреблять имена существительные с другими частями речи, согласовывая их в числе и падеже

Звуковая культура - Продолжать работу над звуками карачаево-балкарского языка, добиваться чистого произношения гласных и согласных звуков, работать над интонационной выразительностью речи, продолжать работать над лексическим…

Звуковая культура - Продолжать работу над звуками карачаево-балкарского языка, добиваться чистого произношения гласных и согласных звуков, работать над интонационной выразительностью речи, продолжать работать над лексическим…

Коммуникативные качества -

Коммуникативные качества -

Обучение карачаево-балкарской разговорной речи детей подготовительной группы

Обучение карачаево-балкарской разговорной речи детей подготовительной группы

Развитие грамматического строя речи -

Развитие грамматического строя речи -

Назвать 2-5 зимующих птиц ( снегирь- акъбийче, воробей- шорбат чыпчыкъ, голубь-кёгюрчюн, сорока-чакъынджик

Назвать 2-5 зимующих птиц ( снегирь- акъбийче, воробей- шорбат чыпчыкъ, голубь-кёгюрчюн, сорока-чакъынджик

Организационный раздел 3.1

Организационный раздел 3.1

Перспективно – тематический план образовательной области «Речевое развитие» - карачаево-балкарский язык

Перспективно – тематический план образовательной области «Речевое развитие» - карачаево-балкарский язык

Перспективно – тематический план образовательной области «Речевое развитие» - карачаево-балкарский язык

Перспективно – тематический план образовательной области «Речевое развитие» - карачаево-балкарский язык

Тематика групповых консультаций с педагогами

Тематика групповых консультаций с педагогами

Тематика групповых консультаций с родителями

Тематика групповых консультаций с родителями

Схематичный график работы учителя карачаево-балкарского языка

Схематичный график работы учителя карачаево-балкарского языка

Положение о изучении карачаево-балкарского языка в

Положение о изучении карачаево-балкарского языка в

Основной задачей обучения карачаево-балкарскому языку в

Основной задачей обучения карачаево-балкарскому языку в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2024