МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 ИМЕНИ СИБИРЦЕВА А.Н.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ СОШ №8
им. Сибирцева А.Н.
«02» сентября 2022 г. Приказ №---------
2022 - 2023 учебный год
Разработчик программы: Черкашина Светлана Ивановна
(Ф.И.О. учителя-логопеда)
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающегося девятого класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) «Коррекция нарушений письменной речи: дизорфография» составлена с учетом программы обучения по русскому языку общеобразовательной школы и является частью адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающегося с задержкой психического развития.
Программа разработана в соответствии с:
Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее – ПАООП ООО обучающихся с ЗПР); приказа Департамента Образования «Об утверждении примерного положения о центрах ППМС помощи в образовательных организациях» от 05.08.2016 г. №12-27—550/16.
Учетом рекомендованных ТПМПК направлений коррекционно-развивающей работы.
Индивидуальные особенности обучающегося 9 класса Ф.И.
Индивидуальная логопедическая программа для Ф.И., обучающегося 9 класса с ОВЗ (ЗПР) составлена с учетом его особых образовательных потребностей, на основе рекомендаций ТПМПК, заключение № ------ от ------- г. для достижения оптимального общего развития и самореализации учащегося в соответствии с его интересами и способностями при сохранении психического и физического здоровья. По заключению ТПМПК ребенок нуждается в коррекционно-развивающих логопедических занятиях по коррекции нарушений письменной речи. Зачислен на логопедические занятия с 01.09.22 г. Программа составлена с учетом АООП ООО обучения по русскому языку общеобразовательной школы.
При первичном логопедическом обследовании всех компонентов речевой системы у ученика было выявлено: фонематические процессы сформированы на достаточном уровне, Слоговая структура слова сформирована недостаточно: гласные знает, называет, но при делении слов на слоги допускает множество ошибок, особенно в словах со стечением согласных.
В пассивном и активном словарном запасе преобладает обиходно-бытовая тематика. Обобщающие слова называет верно. Антонимы к словам подбирает правильно, при подборе синонимов допускает ошибки. Монологическая речь сформирована недостаточно, в его активном словаре отсутствуют выразительные средства языка. Умение ведения диалога сформировано недостаточно, в основном использует вопросно-ответную форму общения. В речи в основном использует слова - предметы и слова - действия, языковых и выразительных средств употребляет мало.
Техника чтения слов в минуту. При чтении допускает ошибки: искажение окончаний слов, слова сложной слоговой структуры читает по слогам. Смысл прочитанного текста понимает, пересказывает кратко. Скрытый смысл текста не понимает.
При списывании допускает ошибки: недописывание буквы в конце слова, пропуск буквы; диктант: пропуск и недописывание букв, замена о/а, недописывание буквы в конце слова, аграмматизмы, есть орфографические и пунктуационные ошибки.
Цель программы: коррекция и преодоление или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающегося с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Задачи программы:
• коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
• совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
• формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
• коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
• формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
• коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
• развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
Индивидуальных коррекционно-развивающих логопедических занятий
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда выстраивается с учетом психофизиологических особенностей обучающегося с ЗПР и предусматривает постепенное усложнение речевого материала в соответствии с программой по предмету «Русский язык». Это отражается в календарном тематическом планировании коррекционного курса учителя-логопеда, в последовательности предъявления материала и коррекционноразвивающих заданий на логопедических занятиях.
Освоение программного материала курса осуществляется в соответствии с принципом доступности. По содержанию и объему материал должен быть посильным и понятным для обучающегося с ЗПР.
Важным моментом является система работы по подготовке обучающегося с ЗПР к собеседованию и итоговому изложению в рамках государственной итоговой аттестации. Учитель-логопед проводит работу по умению выделять микротемы в тексте, грамотно и слажено излагать на письме свои мысли, соблюдать последовательность изложения, излагать основное содержание прослушанного текста с использованием приемов сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы.
Учитель-логопед проводит отбор содержания используемого материала, ориентируясь на подбор или адаптацию текстов с ясным содержанием и сюжетной линией разных стилей и жанров, оптимальных по объему для изучения на занятии. Приоритет при выборе текста отдается содержанию, связанному с жизненным опытом школьника, кругом его интересов, способствующему формированию жизненных компетенций и практических навыков. На начальных этапах не следует использовать тексты, содержащие сложные рассуждения автора, большое число действующих лиц, изобилующие сложными синтаксическими конструкциями, затрудняющими понимание смысла прочитанного.
Задания должны быть разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в итеративных (повторяющихся) ситуациях.
Закрепление изученного материала проводится с применением вариативного дидактического материала, позволяющего многократно отрабатывать учебный навык, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. В работе широко используется визуальная поддержка, применяются смысловые таблицы, карточки-опоры, таблицы родственных слов.
Процесс овладения материалом основывается на многократном применении полученных знаний на практике. Школьнику с ЗПР требуется больше времени на осмысление усваиваемых знаний, он нуждаются в закреплении и совершенствовании формируемых умений. Предусматривается отработка практических навыков, которые будут использоваться в реальных жизненных ситуациях: деловое письмо (повторение и закрепление практических навыков оформления деловых бумаг и писем).
Рабочая программа построена по разделам. Каждый раздел отражает содержание одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления речевого нарушения при ЗПР. Построение программы позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей школьника с ЗПР. Учитель-логопед структурирует содержание программного материала, исходя из потребностей учащегося с ЗПР, увеличивая количество часов на изучение одного или нескольких разделов либо равномерно распределяя время на изучение каждого раздела. Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает вариативность и индивидуализацию содержания программы.
При тематическом планировании логопедических занятий учитель-логопед после изучения конкретной темы интегрирует материал для закрепления в структуру последующих занятий. Кроме того, возможно совмещение на одном занятии логически связанных тем из разных разделов.
Программа индивидуальных занятий рассчитана на 70 часов. Разработана в соответствии со структурой речевого дефекта обучающегося и отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи.
Форма проведения занятий – индивидуально 2 раза в неделю, продолжительность занятий 40 минут.
Количество часов на изучение тем корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития учащегося и усвоения ним программного материала. Коррекционно-развивающие логопедические занятия проходят во внеурочное время в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы и в соответствии с циклограммой учителя-логопеда, согласованной с администрацией школы.
Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), что обеспечивает комплексный подход в решении трудностей обучающегося с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика учащегося
Учащийся испытывает стойкие трудности при усвоении программы по русскому языку общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Нарушения письменной речи у учащегося проявляется в трудности усвоения и применения правил правописания (особенно построенных на морфологическом принципе), в обнаружении орфограмм в слове, в неумении актуализировать и интегрировать лингвистические знания при реализации правил орфографии, в трудностях автоматизации орфографических навыков и умений, нечетком владении учебной терминологией, в сложности формулирования правил правописания, что приводит к большому количеству орфографических ошибок в письменных работах. Симптоматика нарушений письменной речи характеризуется стойкостью и прогрессирующей динамикой.
Для учащегося с ЗПР основную трудность составляет решение орфографической задачи: ему трудно увидеть «ошибкоопасное» место в слове, сложно подобрать проверочное слово, найти допущенную ошибку.
Существенную роль в возникновении нарушений письменной речи играют: -затрудненность восприятия ритмической структуры слова; -нарушение пространственно-временных представлений:
-дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;
-снижение всех видов памяти;
- нарушения лексико-грамматического строя речи;
-недостаточное развитие словесно-логического мышления;
-недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
-снижение тонуса познавательной активности; -недостаточное развитие самоконтроля; -нечеткая дикция.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы Освоение программы включают следующие разделы, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Разнообразие недостатков речи у обучающегося с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения программы. Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь.
«Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика)
Обучающийся научится и будет (сможет):
• правильно говорить и писать без специфических ошибок, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их (в рамка х изученного программного материала 9 класса).
«Обогащение и активизация словарного запаса: формирование навыков словообразования. Морфемика»
Обучающийся научится и будет (сможет):
• правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 9 класса);
• образовывать существительные с отвлеченным значением при помощи суффиксов -изм-, изн-, -ость-, -есть- -еств-, -инств- с опорой на образец;
• находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами.
«Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» Обучающийся научится и будет (сможет):
• правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических ошибок, исключая аграмматизм или минимизируя количество лексико-грамматических ошибок (в рамках изученного программного материала 9 класса);
• самостоятельно составлять различные словосочетания по типу согласования, управления, примыкания;
• составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами в устной и письменной речи;
• составлять предложения с косвенной речью, с прямой речью, с использованием цитирования в устной и письменной речи;
применять знания по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании), уметь находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами.
«Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» Обучающийся научится и будет (сможет):
• формулировать собственное связное высказывание в процессе учебной дискуссии, отстаивая свои убеждения;
• самостоятельно строить собственное рассуждение, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• выделять микротемы текста и подбирать к ним ключевые слова (по аудированию);
• уметь самостоятельно определять и формулировать тему и микротемы текста, подбирать к ним тезис из текста (по аудированию)
• пересказывать разные типы прочитанных или прослушанных текстов объемом не менее 140 слов с опорой на составленный план, сохраняя значимые микротемы исходного текста;
• излагать основное содержание прослушанного текста, с использованием приемов сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы;
• поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на основе полученных знаний объемом не менее 6 реплик;
• выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением всех пройденных орфоэпических норм, с соблюдением интонации и пунктуационного оформления текста.
Диагностический направлен на обследование письменной речи учащегося. Проводится в начале, в середине и в конце учебного года.
«Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика»
Фонетический и орфографический анализ слов (в рамках изученного программного материала 9 класса). Практикум по улучшению дикции.
«Обогащение и активизация словарного запаса: формирование навыков словообразования. Морфемика»
Закрепление навыков словообразования. Образование существительных с отвлеченным значением при помощи суффиксов -изм-, -изн-, -ость-, -есть-, -еств-, -инств- (с опорой на образец и без нее).
«Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» Составление различных словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания. Составление и различение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Составление фраз с союзами и союзными словами. Составление предложений с косвенной и с прямой речью. Составление предложений с использованием цитирования в устной и письменной речи.
«Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)».
Аудирование (определение основной темы, выделение микротем текста и подбор к ним ключевых слов). Пересказ (разных по типу текстов объемом не менее 140 слов с использованием приемов сжатия, с разделением текста на абзацы и передачей всех его значимых микротем). Текст-рассуждение. Пересказ текста с использованием приемов его сжатия (сокращение текста из 10 предложений до 5). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 6 реплик). Учебная дискуссия на заданную тему. Деловое письмо (повторение и закрепление практических навыков оформления деловых бумаг и писем).
На занятиях используются разнообразные виды деятельности обучающегося с ЗПР. Учитель-логопед комбинирует аудирование, говорение и выполнение письменных работ. Обучающийся с ЗПР должен объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы выполнения задания, задавать вопросы. На занятиях постоянно развивается у учащегося с ЗПР умение работать с текстом и справочной литературой.
Немаловажным представляется введение алгоритмизации при изучении сложного речевого материала. Обучающемуся с ЗПР предлагаются алгоритмы правил, выделение шагов последовательных действий при работе над заданием.
Учитель-логопед проводит зрительные диктанты, списывание, письмо по памяти и др. Важным является формирование умения находить в тексте слова на изучаемое правило и правильно его применять. На занятиях обучающиеся с ЗПР выделяет в тетради орфограммы, при необходимости предварительно перед написанием орфографически проговаривают трудные слова. Все это способствует развитию орфографической зоркости и умения осуществлять необходимый самоконтроль и самокоррекцию.
Содержание коррекционной программы строится в соответствие с требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и основано на использовании учебного материала. Логопедическая работа проводится на изучаемом программном материале, при этом специалист уделяет внимание закреплению учебных навыков по учебному предмету «Русский язык» с использованием логопедических приемов. Например, упражнения по словообразованию разных частей речи позволяют отрабатывать и закреплять навыки морфемного разбора частей речи. Так, в курсе 9 класса в модуле «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» логопедическая работа проводится на изучаемом программном материале по следующим темам: словообразование существительных при помощи суффиксов: -изм-, -изн-, -ость-, есть-,-еств-, -инств- (с опорой на образец и без нее). Коррекция и развитие лексикограмматической стороны речи проводится по составление различных словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания. Составление и различение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Составление фраз с союзами и союзными словами. Составление предложений с косвенной и с прямой речью. Составление предложений с использованием цитирования в устной и письменной речи. Составление и запись сложных предложений по образцу с союзами а, и, но способствует закреплению пунктуационных навыков. Отработка интонационно-выразительных средств, модуляции голоса совершенствует навыки выразительного чтения. При изучении раздела коррекция и развитие связной речи и коммуникации используется говорение, аудирование, чтение, письмо. После проведении аудирования учащийся должен определять основную тему, выделять микротемы текста и подбирать ключевые слова. Учащийся при пересказе текста из 140 слов должен обладать приёмами сжатия текста (сокращение текста из 10 предложений до 5), с разделением текста на абзацы и передачей всех его значимых микротем. Умение вести диалог (не менее 6 реплик) и дискуссию на заданную тему.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда выстраивается с учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР и предусматривает постепенное усложнение речевого материала в соответствии с программой по предмету «Русский язык». Это отражается в календарном тематическом планировании коррекционного курса учителялогопеда, в последовательности предъявления материала и коррекционно-развивающих заданий на логопедических занятиях.
Освоение программного материала осуществляется в соответствии с принципом доступности. По содержанию и объему материал подбирается посильным и понятным для обучающихся с ЗПР.
Задания берутся разнообразными по форме и содержанию, позволяющие применять получаемые знания в итеративных (повторяющихся) ситуациях.
Закрепление изученного материала проводится с применением вариативного дидактического материала, позволяющего многократно отрабатывать учебный навык, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. В работе широко используется визуальная поддержка, применяются смысловые таблицы, карточки-опоры. Процесс овладения материалом основывается на многократном применении полученных знаний на практике. Школьникам с ЗПР требуется больше времени на осмысление усваиваемых знаний, они нуждаются в закреплении и совершенствовании формируемых умений. Предусматривается отработка практических навыков, которые будут использоваться в реальных жизненных ситуациях: повторение и закрепление практических навыков оформления деловых бумаг и писем.
№ |
Раздел |
|
|
Количество часов |
1. |
Диагностика устной и письменной речи. |
|
|
2 |
2. |
Совершенствование фонетико-фонематической (фонетика, орфография, орфоэпия) |
стороны |
речи |
13 |
3. |
Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика. |
2 |
4. |
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. |
3 |
5. |
Работа на синтаксическом уровне. |
23 |
6. |
Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация. |
24 |
7. |
Диагностика устной и письменной речи. |
3 |
|
Итого 70 часов |
Порядковый номер занятия |
Раздел, тема занятия с указанием количества часов |
Дата |
|
|
план |
|
факт |
||
Диагностический. (2ч.) |
|
|||
1. |
Диагностика устной речи. |
|
|
|
2. |
Диагностика письменной речи. |
|
|
|
Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (фонетика, орфография, орфоэпия) 13 ч. |
|
|||
3. |
Фонематический анализ и синтез. |
|
|
|
4. |
Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. |
|
|
|
5. |
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. |
|
|
|
6. |
Ударные и безударные гласные в слове. |
|
|
|
7. |
Правописание безударной гласной в корне слова. |
|
|
|
8. |
Правописание безударной гласной в корне слова. |
|
|
|
9. |
Непроизносимые согласные. |
|
|
|
10. |
Непроизносимые согласные. |
|
|
|
11. |
Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. |
|
|
|
12. |
Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. |
|
|
|
13. |
Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак. |
|
|
|
14. |
Правописание мягкого знака в различных частях речи. |
|
|
|
15. |
Практикум по улучшению дикции. |
|
|
|
Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика. (2ч.) |
|
|||
16. |
Словообразование. Образование существительных с отвлечённым значением при помощи суффиксов –изм-,-изн-,-ость-, -есть-. |
|
|
|
17. |
Словообразование. Образование существительных с отвлечённым значением при помощи суффиксов –еств-, -иств- |
|
|
|
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. 3 ч. |
|
|||
18. |
Антонимы. Нахождение антонимичных пар в предложениях и текстах. |
|
|
|
19. |
Синонимы. Использование синонимов в речи для исключения повторений одних и тех же слов. |
|
|
|
20. |
Словосочетание и фразеологические обороты. |
|
|
Работа на синтаксическом уровне. 23 ч. |
|||
21. |
Уточнение представлений о предложении. |
|
|
22. |
Типы предложений по цели высказывания. |
|
|
23. |
Главные и второстепенные члены предложений. |
|
|
24. |
Нахождение слов, связанных с подлежащим. |
|
|
25. |
Нахождение слов, связанных со сказуемым. |
|
|
26. |
Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). |
|
|
27. |
Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами. |
|
|
28. |
Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами. |
|
|
29. |
Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами. |
|
|
30. |
Конструирование бессоюзных сложных предложений. |
|
|
31. |
Конструирование бессоюзных сложных предложений. |
|
|
32. |
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. |
|
|
33. |
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. |
|
|
34. |
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. |
|
|
35. |
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде, числе и падеже. |
|
|
36. |
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. |
|
|
37. |
Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. |
|
|
38. |
Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. |
|
|
39. |
Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. |
|
|
40. |
Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. |
|
|
41. |
Прямая речь и диалог. Знаки препинания. |
|
|
42. |
Составление предложений с прямой и косвенной речью. |
|
|
43. |
Цитата . |
|
|
Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация. 27 ч. |
|||
44. |
Тема текста, основная мысль, опорные слова. |
|
|
45. |
Тема текста, основная мысль, опорные слова. |
|
|
46. |
Типы текстов. |
|
|
47. |
Типы текстов. |
|
|
48. |
Структура текста. Понятие о микротеме. |
|
|
49. |
Структура текста. Понятие о микротеме. |
|
|
50. |
План. Виды плана. |
|
|
51. |
План. Виды плана. |
|
|
52. |
Составление планов разных видов. |
|
|
53. |
Составление плана по данному тексту. |
|
|
54. |
Составление плана по данному тексту. |
|
|
55. |
Изложение с языковым разбором текста по составленному плану. |
|
|
56. |
Изложение с языковым разбором текста по составленному плану. |
|
|
57. |
Редактирование изложения. |
|
|
58. |
Редактирование изложения. |
|
|
59. |
Типы текста. Сравнительное описание. |
|
|
60. |
Сочинение – сравнительное описание. |
|
|
61. |
Редактирование сочинений. Речевые ошибки. |
|
|
62. |
Типы текста. Повествование. |
|
|
63. |
Типы текста. Повествование. |
|
|
64. |
Типы текста. Рассуждение. |
|
|
65. |
Типы текста. Рассуждение |
|
|
66. |
Сочинение – повествование с элементами рассуждения. |
|
|
67. |
Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных картинок |
|
|
Диагностический 3 ч. |
|||
68. |
Написание изложения. |
|
|
69. |
Написание сочинения. |
|
|
70. |
Итоговый диктант. |
|
|
Итого |
70 |
|
13
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.