Рабочая программа по коррекционному курсу: «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) для 1 (дополнительного) класса (индивидуально на дому)
Оценка 5

Рабочая программа по коррекционному курсу: «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) для 1 (дополнительного) класса (индивидуально на дому)

Оценка 5
docx
19.11.2021
Рабочая программа по коррекционному курсу: «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) для 1 (дополнительного) класса (индивидуально на дому)
Программа Речь и альтернативная коммуникация для детей с интеллектуальной недостаточностью..docx

Приложение

к АООП обучающихся

с тяжёлой умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР

МБОУ ХМР НОШ п. Горноправдинск

приказ  от 30.08.2021 №300802-О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по коррекционному курсу: «Альтернативная коммуникация»

для обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

для 1 (дополнительного) класса (индивидуально на дому)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Горноправдинск

2021

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Общая характеристика учебного предмета:

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.                Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Коррекционный курс включает следующие разделы:

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

В содержании логопедических программ учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.                                                                                  Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа) проявляют устойчивую готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, в новой ситуации могут проявлять непродолжительный интерес к новой ситуации взаимодействия, при этом более длительно поддерживать формальное общение со взрослым или сверстником, активно демонстрировать освоенные коммуникативные умения (невербальные и вербальные). В учебной деятельности наблюдается положительная динамика в использовании пишущих предметов: правильное удержание, учет свойств и необходимых технических характеристик; возможность выполнения простых заданий по показу и образцу; в увеличивающейся работоспособности и сосредоточенности на задании, появлении умения соотносить иллюстрации со знакомым текстом.

Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа): проявляют интерес к взаимодействию со знакомым сверстником, могут применять доступные невербальные средства коммуникации в житейской ситуации близкой к личному опыту, могут устанавливать и поддерживать некоторое время зрительный контакт «глаза в глаза» с собеседником, в ряде случаев фиксировать и прослеживать за его действиями в знакомой ситуации. В учебной деятельности наблюдается использование доступных средств коммуникации (включая альтернативные), направленные на сверстника в ситуациях общения (протягивает руку для приветствия и т.д.); проявляет интерес к пальчиковым играм и к элементарным графическим заданиям.

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа) – дети, у которых наблюдают отклик в доступной форме (голосом, мимикой, поворотом головы или телом) на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия, а также реакции ожидания начала игрового или делового взаимодействия со знакомым взрослым. В учебной деятельности отмечается увеличившаяся сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми. Эта группа детей в коммуникации остается «привязанной» к знакомому взрослому и включается доступным способом во взаимодействие только при использовании специальных игровых методов и приемов.

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации. Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1(доп.) классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и примерные результаты освоения конкретного корреционного курса

- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов

- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

- Использование доступных жестов для передачи сообщения

- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Личностные результаты

1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности

определенному полу, осознание себя как «Я»;

2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

Данный ребенок относится к 3-ей подгруппе обучающихся, следовательно, содержание и тематическое планирование коррекционного курса составлено в соответствии с индивидуальными особенностями развития обучающегося.

 

 


 

 

 

Основное содержание курса

 

Название темы и содержание

Формы и методы работы

 

Методическое

информационно­

техническое

обеспечение

 

1-ый модуль

Обследование

 

Словарь

Грамматика

Воспитательные

задачи

 

 

Человек

Артикуляция: звук «А»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: имя, названия

Грамматика: использование

Формировать

гигиенические

навыки

Игрушка -

трансформер,

плакаты,

артикуляционные

позы

частей тела, глаголы(смотр еть, слушать, кусать, бегать), прил.: большой, маленький, нар.: много - мало.

уменьшительно - ласкательных суффиксов, предлог «у», предложения типа субъект+ объект

Графические навыки:

«А» строчная и прописная

 

Семья

Артикуляция: звук «У»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: обозначение членов семьи, их имена; глаголы изъявительного наклонения: готовит, моет, стирает, чинит; прил.: старый - молодой

Грамматика: понимание вопросов «что?», «у кого?», предлог «у», предложения типа субъект+предикат+объект, Графические навыки:

«У» строчная и прописная

Формировать

эмоциональные

реакции

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

 

2-ой модуль Осень

Артикуляция:

«АУ»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: тучи, дождь, лужи, листья, гриб, еж; льет, дует, растет, падает, сильный, слабый.

Грамматика: предлоги «над», «под», предложения типа субъект+предикат+объект, Графические навыки:

Слог «Ау»

Воспитывать бережное отношение к природе

Сюжетные картинки, д/и «Времена года» зеркало,

артикуляционные

позы.

 

Овощи

Артикуляция:

«УА»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: грядка, название овощей, обобщающее слово «овощи»; сажаем, поливаем, срываем, чистим, крошим; прилагательные, обозначающие цвет, форму; нар.: вкусно, сладко.

Грамматика: предлоги «на», «в», мн. ч., предложения типа субъект+предикат+объект Графические навыки:

Слог «Уа»

Воспитывать интерес к занятиям

Предметные картинки, доска Сегена «Овощи» зеркало,

артикуляционные

позы.

 

Фрукты

Артикуляция: «И»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: название

фруктов, фруктовых

деревьев, обобщающее

слово «фрукты»; растут,

зреют, срываем; прил.,

обозначающие цвет;

наверху, внизу.

Грамматика: предлоги «на», «в»,

мн. ч., понимание вопроса «где?»,

«куда?»

Графические навыки:

«И»

Воспитывать

бережное

отношение к

школьному

имуществу

Предметные

картинки, доска

Сегена «Фрукты»

зеркало,

артикуляционные

позы.

 

Овощи и фрукты

Обобщение и

дифференциация

понятий «овощи»

и «фрукты»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения, самостоятельные

работы

 

 

 

 

 

3-ий модуль Одежда

Артикуляция: «О»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: название предметов одежды, обобщающее слово «одежда»; зимняя, летняя одежда; надеваем - снимаем, застегиваем - расстегиваем, прилагательные, обозначающие цвет.

Грамматика: сущ. в В. п.: Ваня надевает рубашку, возвратные глаголы ед. и мн. числа (одевается - одеваются), предложения типа субъект+предикат+объект Графические навыки:

Написание слогов «Ом, Ос, Ош»

Воспитывать

аккуратность

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

 

Игрушки

Артикуляция:

«ИО»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: названия игрушек, обобщающее слово «игрушки»; будем строить, будем кидать, прыгает, летит, катится; большой - маленький

Грамматика: понимание вопроса «где?», «куда?», «откуда?», сущ. с уменьшительно - ласкательными суф., предлог «с».

Графические навыки:

Слог «Ио»

Воспитывать бережное отношение к игрушкам

Предметные картинки, доска Сегена «Игрушки» зеркало,

артикуляционные

позы.

 

Посуда

Артикуляция: «Н - Н*», НА, НО,  НУ

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,  упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: названия посуды, обобщающее слово «посуда»; моем, вытираем, ставим; чистая, грязная

Грамматика: понимание вопроса «где?», «чем?», сущ. в Т. п. (ложкой, вилкой), предлоги «в», «на», «из»  Графические навыки: «Н», «На, но, ну»

Воспитывать

аккуратность

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

 

Домашние

животные

Артикуляция: «М-

М*», МУ-МУ, «П

- П*», ПА-ПА

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: названия

домашних животных,

обобщающее понятие

«домашние животные»,

названия частей тела, детеныши;

звукоподражание; глаг.: мычит, рычит, лает, мяукает; прил.: рогатая, усатая...

Грамматика: вопросы «у кого?»,

«кому?», сущ. мн. ч., глаг. ед. и мн. числа (мычит, мычат) ,

предлоги «у», «в», «на».

Графические навыки: «М», «Му, п, П, па»

Воспитывать

эмоционально -

ласковое

отношение к

животным

Предметные

картинки, доска

Сегена «Домашние

животные» зеркало,

артикуляционные

позы.

 

Новогодний

праздник

Артикуляция: «Б - Б*», БА_БА, БИ­БИ

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: праздник,

подарки, Дед Мороз,

Снегурочка, елка, игрушка; глаг.: украшать, наряжать, плясать, петь; прил.: высокая, красивая, обобщающее понятие «праздник»

Грамматика: вопросы «где?»,

сущ. мн. ч., глаг. буд. времени: придет, принесет, предлоги «на», «под», «за», «у» Графические навыки:

«Б, ба, би»

Формировать

эмоциональные

реакции

Сюжетные

картинки, зеркало,

артикуляционные позы, куклы

 

4-ый модуль Новогодний праздник

Артикуляция: «Б - Б*», БА_БА, БИ­БИ

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: праздник, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, елка, игрушка; глаг.: украшать, наряжать, плясать, петь; прил.: высокая, красивая, обобщающее понятие «праздник»

Грамматика: вопросы «где?», сущ. мн. ч., глаг. буд. времени: придет, принесет, предлоги «на», «под», «за», «у» Графические навыки:

«бок, баран»

Формировать

эмоциональные

реакции

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

 

Дикие животные

Артикуляция: «Т-

Т*», «Д-Д*»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: названия диких

животных, обобщающее

понятие «дикие

животные», названия

частей тела, детеныши;

глаг.: скачет, бежит,

переваливается.

Грамматика: вопросы «у кого?»,

«кому?», сущ. мн. ч., сущ. с

уменьшительно - ласкательным

суф., глаг мн. ч. настоящего

времени

Графические навыки:

«дом, тир»

Воспитывать

эмоционально -

ласковое

отношение к

животным

Предметные

картинки,

доска

Сегена

«Дикие

животные»

зеркало,

артикуляционные

позы.

 

Зима

Артикуляция: «К-

К*», «Г-Г*»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: зима, снег,

мороз, снежинки; глаг.:

трещит, падает,

кружится, блестит; прил.:

белый, пушистый,

легкий, густой - редкий

Грамматика: вопросы «где?»,

предложные конструкции: снег на

крыше

Графические навыки:

«Кол, гол»

Воспитывать

бережное

отношение к

природе

Сюжетные

картинки,

д/и

«Времена

года»

зеркало,

артикуляционные

позы.

 

Транспорт

Артикуляция: «Т- К*», «Д-Г*», «Х- Х*», «Ы»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: названия транспортных средств, водный, воздушный, сухопутный виды транспорта, названия частей машины, пассажиры; глаг.: едет, гудит, летит; прил.: быстрый, большой, поменьше, самый маленький;

Грамматика: вопросы «где?», «куда?», «что?», предложные конструкции «на», «в» Графические навыки: Предложение

Воспитывать

аккуратность

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

 

День защитника

отечества

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: названия войск,

Родина, названия

военного транспорта.

Глаг: защищать, воевать,

ехать, дарить

Грамматика: вопросы «где?»,

предложные конструкции: снег на

крыше

Графические навыки:

Предложение

Воспитывать

любовь к родине.

Сюжетные

картинки, зеркало,

артикуляционные

позы, куклы

 

5-ый модуль

День защитника отечества

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: названия войск, Родина, названия военного транспорта. Глаг: защищать, воевать, ехать, дарить

Грамматика: вопросы «где?», предложные конструкции: снег на крыше

Графические навыки: Предложение

Воспитывать любовь к родине.

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

 

Мама, мамин

праздник

Артикуляция: «В -

В*», «Ф - Ф*»,

Наглядный:,

иллюстрация

Практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

Словарь: мама, любит,

заботится, ухаживает,

моет, стирает, готовит,

играет, читает,

притяжательные прилаг.:

мамин, мамина.

Грамматика:

Вопросы «кого?», «чем?» «кому?», предложные конструкции:

«У», «ЗА», «ОКОЛО»,

«ПОД», падежные

окончания сущ. в Д. п.,

работа с сюжетной картинкой

Графические навыки:

Вова, Феня

Воспитывать

эмоционально -

ласковое

отношение к

близким людям

Сюжетные

картинки, зеркало,

артикуляционные

позы, куклы

 

Части суток

Артикуляция:

«Й», «ЙА»,

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: день, ночь,

утро, вечер, солнышко,

обед, завтрак, ужин; глаг.

: встаем, ложимся,

обедаем, завтракаем,

ужинаем; прил.:

длинный, короткий; нар.:  рано, поздно, высоко, низко

Грамматика:

вопросы

«где?»,

«куда?»,

предложные

конструкции «ЗА», «В», сущ. в Т.п.: утром, вечером.

Графические

навыки:

Яблоко

Воспитывать

аккуратность

Сюжетные

картинки, зеркало,

артикуляционные

позы, куклы

 

Мебель

Артикуляция: «Й», «ЙУ»,

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, обобщающее понятие «мебель»; играем, спим, едим, отдыхаем, работаем

Грамматика: вопросы «где?», предложные конструкции, существительные в предложном падеже

Графические навыки: Юла

Воспитывать

аккуратность

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

 

Весна

Артикуляция: «Й», «ЙЭ»,

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: весна, ручьи, капель, лужи, сосульки, солнышко, лучики, птички; глаг.: бежит, звенит, поет, журчит, висит, тает, греет; прил. голубое, теплый; нар. : тепло, светло

Грамматика: глаг. наст. времени ед. и мн. числа: бежит - бегут, поет - поют Графические навыки: ель

Воспитывать бережное отношение к природе

Сюжетные картинки, д/и «Времена года» зеркало,

артикуляционные

позы.

 

6-ой модуль Профессии

Артикуляция: «С»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: учитель, врач, повар, игрушки, лекарства, шприц, вата, йод, плита, кастрюля, сковорода, нож, обед; глаг.: играет, учит, лечит, готовит; прил.: веселый, заботливый, больной, здоровый, сытый.

Грамматика: вопросы «с кем?», «кому?», «чем?»; предложные конструкции У, НА, В, ИЗ, ОКОЛО; сущ в Т. п.: поварешкой, ножом, трубочкой, работа с сюжетной картинкой.

Графические навыки:

Воспитатель гуляет с детьми.

Воспитывать бережное отношение результатам чужого труда

к

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

 

Птицы весной

Артикуляция:

«С*»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: вороны,

воробьи, синицы,

скворцы, червячки,

жучки, скворечник,

гнездо; клюют, летают,

поют; обобщающее

понятие «мебель»

Грамматика: дифференциация

глаголов ед. и мн. числа: летит - летят, поет - поют Графические

навыки: Синица клюет зерно.

Воспитывать

эмоционально

ласковое

отношение

птицам

-

к

Предметные

картинки, доска

Сегена «Птицы»

зеркало,

артикуляционные

позы.

 

Деревья

Артикуляция: «С»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные работы

Словарь: дерево, части

дерева; растут, зеленеют,

густые, зеленые, справа от.., слева от.., рядом с...

Грамматика: вопрос «на каком?»,

предлоги «рядом», «с», «за», «около», «справа», «слева от»

Графические навыки:

Сосна

Воспитывать

бережное

отношение

природе

к

Сюжетные

картинки, зеркало,

артикуляционные

позы.

 

Цветы

Артикуляция: «З»

Наглядный:

иллюстрация

практический:

игры,

упражнения,

самостоятельные

работы

Словарь: ромашка, одуванчик, колокольчик, тюльпан, роза, лепестки, стебель, листья, корни, обобщающие слова «цветы», «букет»; растет, цветет, вянет; прил. , обозначающие цвет.

Грамматика: предложения, предлоги «НА», «ИЗ», «В», сущ. множественного числа в Р. п. Графические навыки: Предложение

Воспитывать бережное отношение к природе

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                   Календарно-тематическое планирование 3 подгруппа

 

 

 

Время проведения занятия

Тема. Содержание.

Кол-во

часов

Сентябрь

Обследование

2

 

Человек. Артикуляция: звук «А»

2

 

Семья. Артикуляция: звук «У»

2

Октябрь

Осень. Артикуляция: «АУ»

2

 

Овощи. Артикуляция: «УА»

2

 

Фрукты. Артикуляция: «И»

2

Ноябрь

Овощи и фрукты. Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты»

2

 

Одежда. Артикуляция: «О»

2

 

Игрушки. Артикуляция: «ИО»

3

Декабрь

Посуда. Артикуляция: «Н - Н*», НА, НО, НУ

3

 

Домашние животные. Артикуляция: «М-М*», МУ-МУ, «П - П*», ПА-ПА

4

 

Новогодний праздник. Артикуляция: «Б - Б*», БА БА, БИ-БИ

2

Январь

Дикие животные. Артикуляция: «Т-Т*», «Д-Д*»

4

Февраль

Зима. Артикуляция: «К -К*», «Г-Г*»

4

 

Транспорт. Артикуляция: «Т-К*», «Д-Г*», «Х-Х*», «Ы»

3

 

День защитника отечества

2

Март

Мама, мамин праздник. Артикуляция: «В -В*», «Ф - Ф*»,

3

 

Части суток. Артикуляция: «Й», «ЙА»,

4

 

Мебель. Артикуляция: «Й», «ЙУ»,

3

Апрель

Весна. Артикуляция: «Й», «ЙЭ»,

3

 

Профессии. Артикуляция: «С»

3

 

Птицы весной. Артикуляция: «С*»

3

Май

Деревья. Артикуляция: «С»

3

 

Цветы. Артикуляция: «З»

3

Итого

 

66

                               Всего 66 часов

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

 

Наборное полотно

Касса букв классная

Касса слогов демонстрационная

Разрезная азбука

Разрезные карточки

-"Мир животных"

-Домашние животные -Дикие животные России -Животные жарких стран -Животные холодных широт

-"Мир человека":

-Продукты питания

-Посуда

-Мебель

-Одежда и обувь

-Игрушки

-Транспорт

-Музыкальные инструменты -Электроприборы

-"Мир растений"

-Фрукты

-Овощи

-Садовые

-Цветы

-Ягоды

Демонстрационные карточки "Дикие животные":

Демонстрационные карточки "Птицы России" :

Демонстрационные карточки "Домашние животные":

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

Демонстрационные карточки "Овощи":

Демонстрационные карточки "Насекомые":

Демонстрационные карточки "Ягоды" :

Демонстрационные карточки "Цветы":

Демонстрационные карточки "Фрукты":

Демонстрационные карточки "Зима":

Демонстрационные карточки "Весна":

Демонстрационные карточки "Лето":

Демонстрационные карточки "Осень":

Наборы кукол би - ба - бо:

«Теремок»

«Репка»

«3 поросенка»

«Курочка Ряба»

«Колобок»

Наборы кукол для пальчикового театра:

«Волк и семеро козлят»

«Заюшкина избушка»

«Маша и медведь»

Бубны

инструмент для занятий детским музыкальным творчеством.

«Дары Фребеля»

В наборе:

разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков

перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар

кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам

множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки Разноцветные палочки шести размеров Цветные кольца и полукольца

Деревянные цветные "таблеточки"

Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)

Мозаика.

дидактические материалы М. Монтессори

«Розовая башня» - этот набор кубиков предназначен для развития у детей зрительного умения точно различать размеры в трёх измерениях.

Коричневая лестница.

Красные штанги.

Блоки с цилиндрами - вкладышами.

Блок №1. Диаметр остаётся постоянным, высота равномерно уменьшается.

Блок №2. Высота остаётся постоянной, диаметр равномерно уменьшается.

Блок №3. Диаметр и высота равномерно уменьшаются.

Блок №4. Диаметр уменьшается, высота увеличивается (ряд с "обратным" ходом).

Цветные цилиндры

Проекции для цветных цилиндров

Цветные таблички - ящик №1.

Цветные таблички - ящик №2.

Цветные таблички - ящик №3.

Цветные таблички - ящик №4.

Доски для ощупывания (3 шт.).

Шероховатые таблички, 5 пар.

Весовые таблички.

Цилиндры с пружинками.

Дорожки с различным покрытием Конструкторы деревянные и пластмассовые

Куклы, отражающие различный возраст, половую принадлежность малыш

мальчик: средние (25-35 см) и большие (40-50 см); девочка: средние (25-35 см) и большие (40-50 см); материал - пластик, одежда - текстиль Наборы муляжей овощей и фруктов Настенный модуль с кранами и замками Мозаики:

геометрические магнитные геометрические пластмассовые кнопочные крупные.

Логические блоки (блоки Дьенеша) из дерева и пластмассы с карточками-символами и заданиями

«Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Дидактические материалы для работы с детьми 4-7 лет»

Автор:Лидия Журова. Формат издания Карточки для обучения грамоте «Буковка»

Автор Ефросинина Л.А.,

«Буквы» карточки Домана Трафареты :

Игрушки.

Домашние животные Наряди девочку Цветы

Лесные звери Листья деревьев Овощи и фрукты Волшебный лес

Наборы для сюжетно-ролевых игр:

Мебель (игровой набор)

Материал:

Состав: шкаф 1шт., вешалка 2 шт., кровать 1 шт,,тумбочка 1 шт.,трюмо 1 шт.,стол 1 шт., стул 2 шт.

Игрушечная ванная комната (набор)

Материал: пластмасса. Упаковка: картон . Размер: 32,0 х31,0х10,0 см

Состав: коврик, флакон, пробка к флакону, зубная щётка, стакан, полотенце, мыло, таз, расчёска, шкаф, ванна, стенка ванны, решётка на ванну, унитаз.

Набор кукольной одежды для девочки (для кукол, высотой 20 - 35 см и 40 - 50 см):

В наборе: пальто, шапка, варежки, куртка, юбка, платье, пуловер.

Игровой набор «Гараж «Автосервис»

Материал: металл, пластмасса. Упаковка: картон. Размеры упаковки: 22.0 x 23.0 x 16.0 см. Набор кукольной одежды для мальчика (для кукол, высотой 20 - 35 см и 40 - 50 см) :

В наборе: пальто, шапка, варежки, куртка, брюки, платье, пуловер. Материал: текстиль. Шнуровки

Набор цветных геометрических пуговиц (игрушка-шнуровка)

Бусы - шары (шнуровка, цветные,20 штук)

Лесные ягоды (бусы-шнуровка)

Палочки Кюизенера

Учебное пособие "Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша"

В пособие входят методические рекомендации и карточки со знаками, модель описания свойств блока, дружные блоки, "найди две ошибки", "найди три ошибки", "что изменилось", "кто лишний, числовая лесенка и диагностический материал "Три сна кота Тихона". Материал: картон, упаковка: полиэтилен, размеры: 33.0 x 21.0 x 0.5 см., размеры упаковки: 33.0 x 21.0 x 0.5 см, вес: 0.18 кг.

«Цветные вкладыши квадратные и круглые" это начальная ступень к играм с логическими блоками Дьенеша.

представляет собой ярко-желтую дощечку из толстого картона с квадратными и круглыми вкладышами. Вкладыши — это два поделенных на сектора круга, два больших квадрата с картинками, и четыре средних квадрата, которые делятся на маленькие квадратики, треугольники или прямоугольники. Материал: картон. Упаковка: обертка целлофановая. Размеры: 21.0 x 29.5 x 0.3 см. Размеры упаковки: 21.0 x 29.5 x 0.3 см.

Цветные вкладыши "теремок" это начальная ступень к играм с логическими блоками Дьенеша.

представляет соо ярко-желтую дощечку с квадратными, треугольными, прямоугольными, круглыми и полукруглыми вкладышами разных размеров и цветов. На вкладышах изображены персонажи сказки, а сложенные на доске фигурки образуют сам сказочный теремок, населенный животными. Материал: картон. Упаковка: обертка целлофановая. Размеры: 21.0 x 29.5 x 0.3 см. Размеры упаковки: 21.0 x 29.5 x 0.3 см.

Игровые упражнения Удивляйки — это начальная ступень к играм с логическими блоками Дьенеша. Материал: картон

"Цветные вкладыши квадратные и треугольные" представляет собой ярко-желтую дощечку из толстого картона с квадратными и треугольными вкладышами. Вкладыши — Два больших прямоугольника с нарисованными на них юлой и елочкой, состоящими из треугольничков, и два домика — большой и маленький, разделенные на треугольники и квадраты. Материал: картон

Кубики маленькие (грань — 4 см), с ними удобно играть за столом. Всего кубиков — 12. На сторонах кубика изображены цифры от 0 до 9.

Материал: пластмасса, магнит. Упаковка: коробка пластмассовая и картонная. Размеры: 36.0 x 24.0 x 1.2 см.

В набор входит по два экземпляра цифр от нуля до девяти, знаки сложения, вычитания, умножения, деления и знак "равно"

Календарь природы

Планируемые результаты изучения предмета

Предметные результаты

-Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов

-Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

-Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

-Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

-Использование доступных жестов для передачи сообщения

-Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

-Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

-Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

-Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению  в социуме к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с другими людьми:

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

Формирование учебного поведения:

1)            направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

-                фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

-                фиксирует взгляд на яркой игрушке;

-                фиксирует взгляд на движущей игрушке;

-                переключает взгляд с одного предмета на другой;

-                фиксирует взгляд на лице педагога;

-                фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

-                фиксирует взгляд на изображении;

-                фиксирует взгляд на экране монитора.

2)            умение выполнять инструкции педагога:

-                понимает жестовую инструкцию;

-                понимает инструкцию по пиктограммам;

-                выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным педагогом на данном этапе обучения).

3)            умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

-                выполняет действие способом рука-в-руке;

-                подражает действиям, выполняемы педагогом;

-                последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Формирование умения выполнять задание:

1)            в течение определенного периода времени:

-                способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2)            от начала до конца:

-                при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.


 

-               

Приложение к АООП обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и

Приложение к АООП обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе

В учебной деятельности наблюдается использование доступных средств коммуникации (включая альтернативные), направленные на сверстника в ситуациях общения (протягивает руку для приветствия и т

В учебной деятельности наблюдается использование доступных средств коммуникации (включая альтернативные), направленные на сверстника в ситуациях общения (протягивает руку для приветствия и т

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Основное содержание курса №

Основное содержание курса №

У» строчная и прописная Формировать эмоциональные реакции

У» строчная и прописная Формировать эмоциональные реакции

Овощи и фрукты Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты»

Овощи и фрукты Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты»

Посуда Артикуляция: «Н - Н*»,

Посуда Артикуляция: «Н - Н*»,

Новогодний праздник Артикуляция: «Б -

Новогодний праздник Артикуляция: «Б -

Транспорт Артикуляция: «Т-

Транспорт Артикуляция: «Т-

ПОД», падежные окончания сущ

ПОД», падежные окончания сущ

Грамматика: глаг. наст. времени ед

Грамматика: глаг. наст. времени ед

Цветы Артикуляция: «З»

Цветы Артикуляция: «З»

Календарно-тематическое планирование 3 подгруппа

Календарно-тематическое планирование 3 подгруппа

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ

Бубны инструмент для занятий детским музыкальным творчеством

Бубны инструмент для занятий детским музыкальным творчеством

Буковка» Автор Ефросинина Л.А

Буковка» Автор Ефросинина Л.А

Материал: картон. Упаковка: обертка целлофановая

Материал: картон. Упаковка: обертка целлофановая

Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин

Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин
Скачать файл