Рабочая программа по краеведению для 5 класса

  • docx
  • 13.06.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа ФГОС Краеведение 5 класс.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Большелуг

 

Согласовано

Заместитель директора по УР

____________________

(Ф.И.О, дата)

Утверждаю

Директор  МОУ «СОШ» с.Большелуг

______________ (Ф.И.О)

Приказ №____от «___» ____ 201__ г

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

«Краеведение»

основного общего образования

 

Срок реализации программы – 1 год

 

 

Составитель программы: учитель коми языка и литературы

МОУ «СОШ» с.Большелуг  Старцева Эльвира Александровна

                                          

 

 

 

 

 с. Большелуг

2019 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Современная образовательная политика предполагает знание учащимися этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.

Материалы по  краеведению, легшие в основу данного курса, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.

Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» составлена на основе:

·         Фундаментального ядра содержания общего образования;

·         Требований к результа­там обучения, представленных в Стандарте основного обще­го образования;

·         Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» разработана на основе авторской программы О.Е.Бондаренко, Т.М.Хорунжей «История Республики Коми» 6-9 классы. Издание подготовлено в Центре по разработке учебно – методических комплектов национально -  регионального компонента ГОУ ДПО КРИРОиПК, Сыктывкар, 2008.

 

Рабочая программа учебного предмета « Краеведение»  обеспечивает достижение следующих целей:

·         Овладение учащимися основами знаний об историческом пути коми народа, его социальном, духовном и нравственном опыте;

·         Понимание процесса становления многонационального государственного образования «Республики Коми», его истории;

·         Формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта исторического развития, восприятие идей гуманизма, уважение права человека , патриотизма и взаимопонимания между народами;

·         Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего  народа, стремление сохранить и приумножить культурное наследие своего края , страны и всего человечества .

·         Для реализации Рабочей программы учебного предмета «Краеведение» используется учебник: История  Республики Коми. 7-11 классы учебник для общеобразовательных учебных заведений / М.Б. Рогачев, И.Л. Жеребцов, М.В. Таскаев, О.И.Уляшов – М: ДиК ,2000. -448 с.

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Республики Коми и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов коми. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления  - изучение истории родного края.

Образовательные задачи:

• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков; 
•овладение начальными навыками исследовательской работы; 
• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; 
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни; 

- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

 • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; 
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Программа  предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Программа предназначена для учащихся 5 классов.

 

Место учебного предмета в учебном плане.

      В учебном плане МОУ «СОШ» с.Большелуг для обязательного изучения краеведения на ступени основного общего образования отводится 34 часа в 5 классе (34 недели) из расчета 1 учебный час в неделю.

 

Содержание учебного предмета, курса.

Введение в тематику.

Республика Коми-часть России.

Россия – Родина моя.

Что мы зовём Родиной?

Человек без Родины - что соловей без песни. Родина-мать, умей за неё постоять!

Республика Коми – частица России.

Родной край часть России. Что такое свой край,  своя местность, малая родина. Границы края, их условность, подвижность.

Финно-угорский мир.

Самобытность, язык, традиции и обычаи предков.

Как жили наши предки.

Наш край в древности.

История края в древности. Древнейшие жители. Источники по изучению древней истории края. Археологическое изучение Коми края. Уникальные памятники археологии на территории РК.

Организация поиска и сбора и изучения материалов краеведения. Изучение краеведческой литературы.

Практическая работа: Как работать в библиотеке с книгой, библиографией, указателями, энциклопедиями, справочниками?

Символы РК: герб, гимн, флаг.

Республика Коми на карте России. Знакомство с символами Республики Коми (герб, флаг, гимн)

Практическая работа: разучивание гимна РК.

Города Республики Коми.

Знакомство с названиями городов Республики Коми. Столица Республики Коми - город  Сыктывкар

Интеллектуальная игра «Край, в котором мы живем».

Как «делится» РК: Административная карта Республики Коми.

Республика на карте. Работа с физической картой, контурной картой.

Чем богата Республика Коми?

По заповедным тропам Республики Коми: Печоро-Илычский заповедник. Национальный парк «Югыд ва».

Охраняемые территории родного края. Памятники природы. Проект «Красная книга Республики Коми».

Полезные ископаемые родного края. Работа с картой Республики Коми по месторождениям полезных ископаемых.

Край, в котором я живу.

Коми край в древности.

Знакомство с основными историческими  памятниками края. Классификация  исторических памятников.

Практическая работа: поиск в сети Интернет информации об исторических  памятниках  коми края в древности, выявление специфических черт памятников  родного края.

Коми легенды и предания.

Устное народное творчество  как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в коми  фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Коми  народные сказки. Народные песни, загадки, пословицы, поговорки.

Практическая  работа: Работа с текстами заговоров, сказок, преданий, былин, легенд, сказов. Сбор необрядовых песен, частушек, детского, рабочего фольклора, пословиц и поговорок, загадок.

Встречи со знатоками фольклора родного села.

Культурные традиции коми народа.

Знакомство с культурой родного края как в широком диапазоне ее истории и современного состояния, так и сравнительно узкой направленности (литературное, художественное, музыкальное, театральное, конфессиональное краеведение).

Историческая справка. Интересные обычаи. Этикет гостеприимства.

Народные праздники РК.

Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.

Моя Малая Родина.

История села Большелуг.

Свой населенный пункт, его положение на карте района. Происхождение названия своего населенного пункта. История возникновения села. Первые упоминания о нашем селе.

Творческая работа: «Моё географическое открытие своего села»

История села Большелуг. Деревни  Выльыб, Зулэб, Ивановск.

История возникновения деревни Выльыб, Зулэб, Ивановск. Источники знаний о прошлом наших деревень. Творческая работа: «Моё географическое открытие своей деревни»

Наше село. Названия улиц рассказывает.

Площадь территории села, конфигурация, протяженность с севера на юг и с запада на восток.

Практическая работа:

Составление плана - схемы улиц села Большелуг.

Памятники села Большелуг. Прогулка по селу.

Практическая работа:

«Куда посоветуешь сходить на выходных?» Любимые уголки села (создание афиши или рассказа о культурном месте для свободного и полезного времяпровождении).

Победа ковалась в тылу.

Гражданская война в Коми крае.

Наш край в Отечественной войне 1812 года.

Практическая работа: посещение школьного музея, поиск информации в Интернете о гражданской войне в Коми крае, подготовка мини – проектов.

Коми край в годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.- историческая справка. Наш край в годы Великой Отечественной войны: фронт и тыл.

Практическая работа: овладение основными формами поисково – исследовательской краеведческой работы: работа в библиотеке, с архивами, в Интернете, отбор и анализ вещественных и  письменных  источников.

Подвиги земляков.

Работа в школьном музее.

Практическая работа: встречи  с  работниками тыла и запись их воспоминаний.

Дети войны. Труженики тыла.

Работа в школьном музее.

Практическая работа: встречи  с  работниками тыла, детьми войны и запись их воспоминаний.

Проект «Военная летопись нашей семьи».

Сбор материала, подготовка презентации, защита перед одноклассниками.

Я - ученик.

История школы.

Родная школа её история и традиции.

Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы.

Выпускники, которыми гордимся.

Традиции школы. Современная жизнь школы.

Творческая работа: обзор-сочинение о  выпускнике школы.

Родной дом и семья.

Понятие «генеалогическое дерево». Принципы и правила составления родословной.

Практическая работа: составление генеалогического дерева семьи.

Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).

Традиции семьи.

Мои родители. Образование, их трудовая и общественная деятельность. Поколение бабушек и дедушек. Связь поколений. Семейные традиции.

Творческая работа: рассказ «За что я люблю я свою семью» (домашнее сочинение)

В гостях у земляков.

Знаменитые земляки.

Знатные люди села, семейные династии.

Современная жизнь села: люди и занятия – экскурсия на объекты.

Культурная жизнь села. Будущее села.

Экскурсия по селу.

Мир детства в произведениях коми авторов.

Сбор сведений о детских писателях и поэтах  родного края. Знакомство с письмами и дневниками коми писателей, статьями о них  в местной печати, архивными материалами.

Практическая работа: отзыв об одном из писателей или поэтов  и его произведениях.

Проверь себя: что ты узнал за год?

Подготовка к проектам.

Защита индивидуальных проектов. Подведение итогов, совместный анализ деятельности каждого учащегося.

 

Тематическое планирование

с определением количества часов.

 

№ п/п

Содержание материала

Количество часов

I

Введение в тематику.

Республика Коми-часть России.

8 часов

1

Россия – Родина моя.

 

2

Республика Коми – частица России.

 

3

Финно-угорский мир.

 

4

Как жили наши предки.

Наш край в древности.

 

5

Символы РК: герб, гимн, флаг.

 

6

Города Республики Коми.

 

7

Как «делится» РК: Административная карта Республики Коми.

 

8

Чем богата Республика Коми?

 

II

Край, в котором я живу.

4 часа

9

Коми край в древности.

 

10

Коми легенды и предания.

 

 11

Культурные традиции коми народа.

 

12

Народные праздники РК.

 

III

Моя Малая Родина.

4 часа

13

История села Большелуг.

 

14

История села Большелуг.

Деревни  Выльыб, Зулэб, Ивановск.

 

15

Наше село. Названия улиц рассказывает.

 

16

Памятники села Большелуг. Прогулка по селу.

 

IV

Победа ковалась в тылу.

     6 часов

17

Гражданская война в Коми крае.

 

18

Коми край в годы Великой Отечественной войны.

 

19

Подвиги земляков.

 

20

Дети войны. Труженики тыла.

 

21

Проект «Военная летопись нашей семьи».

 

22

Проект «Военная летопись нашей семьи».

 

V

Я - ученик.

      4 часа

23

История школы.

 

24

Выпускники, которыми гордимся.

 

25

Родной дом и семья.

 

26

Традиции семьи.

 

VI

В гостях у земляков.

     5 часов

27

Знаменитые земляки.

 

28

Знаменитые земляки.

 

29

Знаменитые земляки.

 

30

Современная жизнь села: люди и занятия – экскурсия на объекты.

 

31

Мир детства в произведениях коми авторов.

 

VII

Проверь себя: что ты узнал за год?

     3 часа

32

Подготовка к проектам.

 

33

Промежуточная аттестация.

 

 34

Итоговый урок: обобщение.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности:

·                     альбом;

·                     презентация;

·                     справочник;

·                     стенгазета;

·                     фотоальбом.

 

-мини сочинения -презентации проектов -фотовыставки -творческая выставка поделок -проведение праздников -проведение конференций

 

Всего

34 часа

 

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностные   и   метапредметные результаты

 

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

Личностные

·     формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

·     развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные

Регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

·     осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

· преобразовывать практическую задачу в познавательную;

· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

·     умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

·     добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

·              основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

·     осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

·     Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

·     умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·     задавать вопросы;

·     допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·     учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

· продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

· с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

 

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты обучения.

• Изучение истории Коми.

• Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны. 
• Овладение навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений. 
• Усвоение знаний и навыков исследовательской работы.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у  школьников могут быть сформированы следующие способности:

·        Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·        Целеполагать (ставить и удерживать цели);

·        Планировать (составлять план своей деятельности);

·        Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

·        Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

·        Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Список  литературы для учащихся

1.                  Азбука юного гражданина Республики Коми: Путешествие с Войпелем. -Сыктывкар: Издательство «Титул», 2012.-120 с.

2.                  История Республики Коми.7-11 кл.: учебник для общеобразоват. учебн. заведений/М.Б. Рогачев, И.О. Васкул, И.Л. Жеребцов, М.В. Таскаев, О.И. Уляшев.-М.: издательство ДИК, 2000.-448 с.

3.                  Рабочая тетрадь. Республика Коми в  вопросах и ответах/ред.-сост. Н.М. Новикова; ред.Н.В. Мельникова, художник А.А. Гусев. -Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2018.-64 с.

 

Список литературы для учителя

1.    Бондаренко О.Е. Рассказы по истории Коми края. -Сыктывкар: «Анбур», 2010.-144 с.

2.    Популярная история Республики Коми/ред. Н.В. Мельникова.-Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016.-136 с.

3.    Удивительная Республика Коми/ред.-сост. Н.В. Мельникова.-Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016.-144 с.

 

 

Автоматизированное место учителя:

1.    Компьютер

2.    Проектор

3.    Экран

4.      Карта   РФ, Республики Коми, Корткеросского  района.

 

 

Приложение

Календарно-тематическое планирование  в электронном журнале.

 


 

Скачано с www.znanio.ru