Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 1 имени Николая Островского г.Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от «30» августа 2019 года
Председатель педсовета
________ О.В.Тюльпанова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу дополнительного образования «Умник» (математика)
Ступень обучения - начальное общее (1-4 классы)
Количество часов в год - 36 часов
Учитель Стромко Ксения Владимировна
Рабочая программа по учебному курсу «Умник» (математика) для 1-4 классов составлена на основе авторской программы «Математика и конструирование» 1-4 классы, созданной под руководством С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина; Просвещение, 2016 в соответствии с требованиями ФГОС.
2019 г.
1. Планируемые результаты
Рабочая программа по учебному курсу «Умник» (математика) для 1-4 классов составлена на основе авторской программы «Математика и конструирование» 1-4 классы, созданной под руководством С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина; Просвещение, 2016 в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Умник» (математика)
Программа «Умник» (математика) призвана обеспечить математическую грамотность детей, сформировать необходимые трудовые навыки, расширить и углубить геометрические представления, заложить элементы конструкторского мышления, включая анализ и отбор предложенных объектов, составление и преобразование самостоятельно построенных объектов с учетом его функциональных свойств или назначения. Большое внимание уделяется формированию начал компьютерной грамотности.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса :
Предметные результаты:
- научатся ставить точки, проводить линии, чертить прямые, использовать линейку;
- научатся размечать бумагу, показывать на чертеже различные расположения прямых на плоскости, чертить отрезки;
-обозначать буквами изученные геометрические фигуры, конструировать модели объектов по образцам.
Метапредметные результаты:
– изготавливать несложные изделия из деталей набора «Конструктор»;
- поддерживать порядок на рабочем месте.
- использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций.
- использование математических знаний в повседневной жизни.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 2 класса :
Предметные результаты:
-термины: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность,
-круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружности (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;
-свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);
-правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;
-название и назначение различных инструментов (гаечный ключ, отвертка);
-виды соединений и их различия.
Метапредметные результаты:
-чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;
-изготавливать несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку, составлять несложные технологические карты;
-читать чертеж и изготавливать по чертежу несложные изделия, вносить изменения в изделие по изменениям, внесенным в его чертеж;
-собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов;
-делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 3 класса:
Предметные результаты:
-виды треугольников по сторонам и по углам;
-свойства диагоналей прямоугольника и квадрата:
-единицы плошали и соотношения между ними;
-термины: периметр многоугольника, площадь прямоугольника (квадрата), пирамида, грани пирамиды, ребра пирамиды, вершина пирамиды, технологическая карта, развертка;
-правила безопасной работы при использовании различных ин-струментов (циркуль, ножницы, шило, отвертка и др.);
-названия, назначения деталей конструктора.
Метапредметные результаты:
-делить пополам отрезок с помощью циркуля и линейки без делений;
-строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений;
-строить прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге, используя свойства его диагоналей;
-находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата):
-находить площадь прямоугольника (квадрата), прямоугольного
треугольника:
-делить окружность на 2. 4. 8 равных частей и на -3, 6, 12 равных частей;
-изготавливать аппликации и модели несложных изделии ВО чертежам, по технологической карте; изготавливать несложный чертеж по рисунку аппликации.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса:
Личностные результаты:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризоватьсобственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интереск математической науке.
Предметные результаты:
-конструировать модели плоскостных геометрических фигур, чертить их на бумаге; конструировать модель прямоугольного параллелепипеда (куба);
-делить фигуры на части и составлять фигуры из частей; конструировать объект по технологическому чертежу, по технологической карте, по техническому чертежу;
-чертить фигуру, симметричную заданной, относительно заданной оси симметрии;
-рационально расходовать используемые материалы; работать с чертежными и трудовыми инструментами; контролировать правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции по чертежам;
-оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к моделям изделий различных видов;
-вычислять площади фигур, равновеликих прямоугольникам (па-раллелограмм.равнобочная трапеция);
-соотносить детали чертежа и детали модели объекта; поддерживать порядок на рабочем месте.
Учащиеся должны знать:
-таблицы единиц измерения величин;
-геометрические термины и термины, используемые в трудовом обучении: точка, линия, прямая, отрезок, луч.ломаная, многоугольник и др.; технологическая карта, чертеж, развертка и др.
Учащиеся должны иметь представления:
-о таких многогранниках, как прямоугольный параллелепипед, куб; развертках этих фигур и чертеже прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях и о таких телах, как цилиндр, шар; об осевой симметрии.
2. Содержание курса
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямо угольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами. Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу. Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку.
Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте. Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников.
Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
3. Тематическое планирование
1 класс (36 часов)
Раздел |
Тематическое планирование |
Кол-во часов |
Характеристика видов деятельности учащихся |
1 |
Знакомство учащихся с основным содержанием курса |
1 |
|
2 |
Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. . Замкнутая и незамкнутая кривая |
3 |
Ставить точки, проводить линии. Чертить прямую по линейке. Различать замкнутые и незамкнутые кривые |
3 |
Виды бумаги и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги. |
2 |
Размечать бумагу по шаблону, резать бумагу ножницами. Склеивать бумажные детали |
4 |
Практическая работа с бумагой. Основное свойство прямой. Использование линейки. Различные положения прямых на плоскости и в пространстве; вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые |
4 |
Получать перегибанием бумаги прямую, пересекающиеся и непересекающиеся прямые. Иллюстрировать основное свойство прямой. Проводить прямую по линейке. Показывать на чертеже различные расположения прямых на плоскости |
5 |
Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки.
|
1 |
Чертить отрезки, находить отрезки в составе различных фигур |
6 |
Обозначение геометрических фигур буквами. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок.
|
2 |
Обозначать буквами изученные геометрические фигуры. Вырезать по заготовкам бумажные полоски разной длины. Конструировать модели объектов по образцам. Конструировать модели объектов по образцам, когда требуется изготовление дополнительных деталей |
7 |
Луч. Сравнение прямой, отрезка и луча |
1 |
Чертить луч |
8 |
Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. |
1 |
Сравнивать и упорядочивать отрезки по длине |
9 |
Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков |
1 |
Чертить отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков |
10 |
Угол. Чертёжный треугольник. Виды углов |
2 |
Изготавливать из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла. Изготавливать из бумаги модели острого и тупого угла. Выделять углы разных видов в разных фигурах |
11 |
Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки. Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной |
4 |
Распознавать и чертить ломаные. Определять длину ломаной разными способами |
12 |
Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Классификация многоугольников по числу сторон |
3 |
Распознавать и называть многоугольники разных видов: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др., их углы, стороны и вершины |
13 |
Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба |
3 |
Выделять прямоугольник из множества четырёхугольников, изображать прямоугольник на клетчатой бумаге. Изготавливать заготовки прямоугольной формы заданных размеров. Выделять квадраты из множества прямоугольников, чертить квадрат на клетчатой бумаге, преобразовывать бумажную модель прямоугольника в модель квадрата |
14 |
Единицы длины: дециметр, метр. |
1 |
|
15 |
Изготовление геометрического набора треугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая мозаика». Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению |
4 |
Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур). Определять правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур |
16 |
Знакомство с техникой оригами. Изготовление изделий в технике оригами с использованием базовой заготовки — квадрата |
2 |
Читать схемы и изготавливать изделия в технике оригами |
17 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
36 |
|
2 класс (36 часов)
Раздел |
Тематическое планирование |
Кол-во часов |
Характеристика видов деятельности учащихся |
|
1 |
Повторение геометрического материала. Отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. Изготовление изделий в технике оригами – «Воздушный змей» |
3 |
Уметь чертить отрезок и ломаную. Уметь находить длину отрезка и ломаной. |
|
2 |
|
1 |
Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник |
|
3 |
Деление фигур на части и составление фигур из частей. |
2 |
||
4 |
Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника |
1 |
||
5 |
Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. |
7 |
Изготавливать модель складного метра. Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника |
|
6 |
Середина отрезка |
1 |
Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений) |
|
7 |
Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля |
1 |
Строить отрезок, равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины) |
|
8 |
Практические работы: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек», «Изготовление подставки для кисточки» «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» |
3 |
Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата) |
|
9 |
Окружность. Круг. Центр, радиус. Диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность |
4 |
Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность |
|
10 |
Практические работы: «Изготовление ребристого шара»,
|
1 |
Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие |
|
11 |
Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» |
1 |
Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля |
|
12 |
Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте |
3 |
Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. Читать технологическую карту и выполнять по ней действия |
|
13 |
Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление чертежа по рисунку изделия |
2 |
Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия |
|
14 |
Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой» |
1 |
Дополнять чертёж недостающим размером |
|
15 |
Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий |
4 |
Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов |
|
16 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
Итого |
36 |
|
3 класс (36 часов)
Раздел |
Тематическое планирование |
Кол-во часов |
Характеристика видов деятельности учащихся |
1 |
Повторение геометрического материала. Отрезок, ломаная, многоугольник |
2 |
Уметь чертить отрезок и ломаную. Уметь находить длину отрезка и ломаной |
2 |
Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Построение треугольника по трём сторонам. Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Конструирование моделей различных треугольников |
5 |
Различать треугольники по сторонам и по углам. Строить треугольник по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Изготавливать модели треугольников разных видов |
3 |
Правильная треугольная пирамида. Вершины, грани и рёбра пирамиды. Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата) |
3 |
Вычислять периметр многоугольника |
4 |
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. Построение квадрата на нелинованной бумаге по заданным его диагоналям |
2 |
Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с использованием свойств диагоналей прямоугольника (квадрата) |
5 |
Чертёж. Изготовление по чертежам аппликаций «Домик». Составление аппликаций различных фигур из различных частей определённым образом разрезанного квадрата. Технологический рисунок |
4 |
Изготавливать по чертежу различные аппликации |
6 |
Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море» |
1 |
Выстраивать композиции по технологическому рисунку |
7 |
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата), различных фигур, составленных из прямоугольников и квадратов |
3 |
Определять площадь прямоугольника (квадрата) |
8 |
Разметка окружности. Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей. Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей |
3 |
Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей |
9 |
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Изготовление модели часов |
2 |
Делить окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей |
10 |
Взаимное расположение окружностей на плоскости |
1 |
Чертить пересекающиеся, непересекающиеся (в том числе концентрические) окружности |
11 |
Деление отрезка пополам без определения его длины (с использованием циркуля и линейки без делений) |
1 |
Выполнять деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений |
12 |
Получение практическим способом треугольника, вписанного в окружность (круг) |
1 |
Строить практическим способом треугольник, вписанный в круг |
13 |
Изготовление аппликации «Паровоз» Изготовление геометрической игры «Танграм» и аппликаций фигур из частей игры «Танграм» |
2 |
Изготавливать аппликации из частей игры «Танграм» |
14 |
Оригами. Изготовление изделия «Лебедь» |
2 |
Работать в технике оригами |
15 |
Техническое конструирование из деталей набора «Конструктор». Изготовление по приведённым рисункам моделей «Подъёмный кран» и «Транспортёр» |
3 |
Конструировать по рисункам модели из деталей набора «Конструктор» |
16 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
36 |
|
4 класс (36 часов)
Раздел |
Тематическое планирование |
Кол-во часов |
Характеристика видов деятельности учащихся |
|
1 |
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Изготовление модели прямоугольного параллелепипеда из развёртки и каркасной модели из кусков проволоки |
4 |
Изготавливать модели прямоугольных параллелепипедов с использованием развёрток и каркасной модели из кусков проволоки |
|
2 |
Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба. Изготовление моделей куба с использованием развёртки и каркасной модели из счётных палочек. Изготовление модели куба из трёх одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 5 равных квадратов |
5 |
Изготавливать модели куба с использованием развёрток и каркасной модели из счётных палочек |
|
3 |
Практическая работа «Изготовление модели платяного шкафа» по приведённому чертежу |
1 |
Изготавливать по чертежу модели объектов |
|
4 |
Периметр многоугольника Площадь многоугольника
Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трёх проекциях. Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях Соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда |
7 |
Читать чертёж прямоугольного параллелепипеда, заданный в трёх проекциях |
|
5 |
Куб Чертёж куба в трёх проекциях. Чтение чертежа куба в трёх проекциях. Соотнесение чертежа и рисунка куба |
4 |
Читать чертёж куба, заданный в трёх проекциях. |
|
6 |
Практическая работа «Изготовление по чертежу модели гаража», имеющего форму прямоугольного параллелепипеда |
1 |
Изготавливать по чертежу модели объектов |
|
7 |
Осевая симметрия. Выделение фигур, имеющих и не имеющих оси симметрии. Повторение геометрического материала |
3 |
Проводить практическими и графическими способами оси симметрии в фигурах |
|
8 |
Представление о цилиндре. Соотнесение цилиндра и предметов окружающей действительности, имеющих форму цилиндра. Изготовление модели цилиндра |
3 |
Находить в окружающей действительности предметы цилиндрической формы |
|
9 |
Изготовление по чертежу подставки под карандаши, имеющей форму цилиндра |
1 |
Изготавливать по чертежу модели объектов, имеющих цилиндрическую форму |
|
10 |
Шар. Сфера |
2 |
Работать в группе: распределение объектов для изготовления, составления композиции |
|
11 |
Практическая работа «Изготовление модели асфальтового катка» |
1 |
||
12 |
Оригами — «Лиса и журавль» |
1 |
||
13 |
Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и построение столбчатых диаграмм |
2 |
Читать и строить столбчатые диаграммы |
|
14 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
|
Итого |
36 |
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания № 1 методического объединения учителей начальных классов МБОУ гимназия №1 имени Николая Островского от «30 » августа 2019 года __________ А. М. Медведева
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ К .В. Стромко 30 августа 2019 года |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.