Рабочая программа по курсу доп. образования «Умник» (математика)

  • Документация
  • Образовательные программы
  • docx
  • 17.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по учебному курсу «Умник» (математика) для 1-4 классов составлена на основе авторской программы «Математика и конструирование» 1-4 классы, созданной под руководством С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина; Просвещение, 2016 в соответствии с требованиями ФГОС.
Иконка файла материала Умник. Математика.docx

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

гимназия № 1 имени Николая Островского г.Туапсе

муниципального образования Туапсинский район

 

 

                                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

                                                                                     решением педсовета

                                                                                     протокол №1

                                                                                     от   «30» августа  2019  года

                                                                                   Председатель педсовета  

                                                                                                                                                  ________ О.В.Тюльпанова

 

 

 

                

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

 

по курсу дополнительного образования «Умник» (математика)

Ступень обучения  -    начальное общее (1-4 классы)

Количество часов   в год -  36 часов  

Учитель    Стромко Ксения Владимировна

 

 

 

 

Рабочая программа по учебному курсу «Умник» (математика) для 1-4 классов составлена на основе авторской программы «Математика и конструирование» 1-4 классы, созданной под руководством С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина; Просвещение, 2016 в соответствии с требованиями ФГОС.

 

 

 

                                                    2019 г.

1.     Планируемые результаты

Рабочая программа по учебному курсу «Умник» (математика) для 1-4 классов составлена на основе авторской программы «Математика и конструирование» 1-4 классы, созданной под руководством С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина; Просвещение, 2016 в соответствии с требованиями ФГОС.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Умник» (математика)

Программа «Умник» (математика) призвана обеспечить математическую грамотность детей, сформировать необходимые трудовые навыки, расширить и углубить геометрические представления, заложить элементы конструкторского мышления, включая анализ и отбор предложенных объектов, составление и преобразование самостоятельно построенных объектов с учетом его функциональных свойств или назначения. Большое внимание уделяется формированию начал компьютерной грамотности.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса :

Предметные результаты:

- научатся ставить точки, проводить линии, чертить прямые, использовать линейку;

- научатся размечать бумагу, показывать на чертеже различные расположения прямых на плоскости, чертить отрезки;

-обозначать буквами изученные геометрические фигуры, конструировать модели объектов по образцам.

Метапредметные результаты:

– изготавливать несложные изделия из деталей набора «Конструктор»;

- поддерживать порядок на рабочем месте.

- использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций.

- использование математических знаний в повседневной жизни.

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 2 класса :

Предметные результаты:

-термины: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность,

-круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружности (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;

-свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);

-правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;

-название и назначение различных инструментов (гаечный ключ, отвертка);

-виды соединений и их различия.

Метапредметные результаты:

-чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;

-изготавливать несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку, составлять несложные технологические карты;

-читать чертеж и изготавливать по чертежу несложные изделия, вносить изменения в изделие по изменениям, внесенным в его чертеж;

-собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов;

-делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 3 класса:

Предметные результаты:

-виды треугольников по сторонам и по углам;

-свойства диагоналей прямоугольника и квадрата:

-единицы плошали и соотношения между ними;

-термины: периметр многоугольника, площадь прямоугольника (квадрата), пирамида, грани пирамиды, ребра пирамиды, вершина пирамиды, технологическая карта, развертка;

-правила безопасной работы при использовании различных ин-струментов (циркуль, ножницы, шило, отвертка и др.);

-названия, назначения деталей конструктора.

Метапредметные результаты:

-делить пополам отрезок с помощью циркуля и линейки без делений;

-строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений;

-строить прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге, используя свойства его диагоналей;

-находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата):

-находить площадь прямоугольника (квадрата), прямоугольного

треугольника:

-делить окружность на 2. 4. 8 равных частей и на -3, 6, 12 равных частей;

-изготавливать аппликации и модели несложных изделии ВО чертежам, по технологической карте; изготавливать несложный чертеж по рисунку аппликации.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса:

Личностные результаты:

готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризоватьсобственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интереск математической науке.

Предметные результаты:

-конструировать модели плоскостных геометрических фигур, чертить их на бумаге; конструировать модель прямоугольного параллелепипеда (куба);

-делить фигуры на части и составлять фигуры из частей; конструировать объект по технологическому чертежу, по технологической карте, по техническому чертежу;

-чертить фигуру, симметричную заданной, относительно заданной оси симметрии;

-рационально расходовать используемые материалы; работать с чертежными и трудовыми инструментами; контролировать правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции по чертежам;

-оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к моделям изделий различных видов;

-вычислять площади фигур, равновеликих прямоугольникам (па-раллелограмм.равнобочная трапеция);

-соотносить детали чертежа и детали модели объекта; поддерживать порядок на рабочем месте.

Учащиеся должны знать:

-таблицы единиц измерения величин;

-геометрические термины и термины, используемые в трудовом обучении: точка, линия, прямая, отрезок, луч.ломаная, многоугольник и др.; технологическая карта, чертеж, развертка и др.

Учащиеся должны иметь представления:

-о таких многогранниках, как прямоугольный параллелепипед, куб; развертках этих фигур и чертеже прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях и о таких телах, как цилиндр, шар; об осевой симметрии.

2. Содержание курса

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямо угольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами. Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу. Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку.

Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте. Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников.

Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

 

3.     Тематическое планирование

1 класс (36 часов)

Раздел

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности учащихся

1

Знакомство учащихся с основным содержанием курса

1

 

2

Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге.

Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости.

. Замкнутая и незамкнутая кривая

3

Ставить точки, проводить линии. Чертить прямую по линейке. Различать замкнутые и незамкнутые кривые

3

Виды бумаги и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги.

2

Размечать бумагу по шаблону, резать бумагу ножницами. Склеивать бумажные детали

4

Практическая работа с бумагой. Основное свойство прямой. Использование линейки.

Различные положения прямых на плоскости и в пространстве; вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые

4

Получать перегибанием бумаги прямую, пересекающиеся и непересекающиеся прямые. Иллюстрировать основное свойство прямой. Проводить прямую по линейке. Показывать на чертеже различные расположения прямых на плоскости

5

Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки.

 

1

Чертить отрезки, находить отрезки в составе различных фигур

6

Обозначение геометрических фигур буквами.

Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок.

 

2

Обозначать буквами изученные геометрические фигуры. Вырезать по заготовкам бумажные полоски разной длины. Конструировать модели объектов по образцам. Конструировать модели объектов по образцам, когда требуется изготовление дополнительных деталей

7

Луч. Сравнение прямой, отрезка и луча

1

Чертить луч

8

Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами.

1

Сравнивать и упорядочивать отрезки по длине

9

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков

1

Чертить отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков

10

Угол. Чертёжный треугольник.

Виды углов

2

Изготавливать из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла. Изготавливать из бумаги модели острого и тупого угла. Выделять углы разных видов в разных фигурах

11

Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная.

Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки.

Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной

4

Распознавать и чертить ломаные. Определять длину ломаной разными способами

12

Многоугольник.

Углы, стороны, вершины многоугольника. Классификация многоугольников по числу сторон

3

Распознавать и называть многоугольники разных видов: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др., их углы, стороны и вершины

13

Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник.

Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба

3

Выделять прямоугольник из множества четырёхугольников, изображать прямоугольник на клетчатой бумаге. Изготавливать заготовки прямоугольной формы заданных размеров. Выделять квадраты из множества прямоугольников, чертить квадрат на клетчатой бумаге, преобразовывать бумажную модель прямоугольника в модель квадрата

14

Единицы длины: дециметр, метр.

1

15

Изготовление геометрического набора треугольников.

Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая мозаика». Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению

4

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур). Определять правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур

16

Знакомство с техникой оригами. Изготовление изделий в технике оригами с использованием базовой заготовки — квадрата

2

Читать схемы и изготавливать изделия в технике оригами

17

Итоговое занятие

1

 

Итого

36

 

 

2 класс (36 часов)

Раздел

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности учащихся

1

Повторение геометрического материала.                                              Отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. Изготовление изделий в технике оригами – «Воздушный змей»

3

Уметь чертить отрезок и ломаную. Уметь находить длину отрезка и ломаной.

2

Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам.

1

Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник

3

Деление фигур на части и составление фигур из частей.

2

4

Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника

1

5

Прямоугольник.

Практическая работа «Изготовление модели складного метра».

Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Диагонали прямоугольника и их свойства.

Квадрат.

Диагонали квадрата и их свойства.

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника.

7

Изготавливать модель складного метра.

Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника

6

Середина отрезка

1

Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений)

7

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля

1

Строить отрезок, равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины)

8

Практические работы: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек»,

«Изготовление подставки для кисточки»

 «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению»

3

Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата)

9

Окружность. Круг.

Центр, радиус.

Диаметр окружности (круга).

Построение прямоугольника, вписанного в окружность

4

Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность

10

Практические работы: «Изготовление ребристого шара»,

 

1

Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие

11

Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток»

1

Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля

12

Чертёж.

Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу.

Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте

3

Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. Читать технологическую карту и выполнять по ней действия

13

Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия.

Изготовление чертежа по рисунку изделия

2

Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия

14

Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой»

1

Дополнять чертёж недостающим размером

15

Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор».

Усовершенствование изготовленных изделий

4

Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов

16

Итоговое занятие

1

 

Итого

36

 

 

3 класс (36 часов)

Раздел

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности учащихся

1

Повторение геометрического материала.                                             Отрезок, ломаная, многоугольник

2

Уметь чертить отрезок и ломаную. Уметь находить длину отрезка и ломаной

2

Треугольник.                                             Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.                             Построение треугольника по трём сторонам.                                                    Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.                         Конструирование моделей различных треугольников

5

Различать треугольники по сторонам и по углам. Строить треугольник по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Изготавливать модели треугольников разных видов

3

Правильная треугольная пирамида.  Вершины, грани и рёбра пирамиды. Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата)              

3

Вычислять периметр многоугольника

4

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

Построение квадрата на нелинованной бумаге по заданным его диагоналям

2

Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с использованием свойств диагоналей прямоугольника (квадрата)

5

Чертёж.

Изготовление по чертежам аппликаций «Домик».                      Составление аппликаций различных фигур из различных частей определённым образом разрезанного квадрата.                                         Технологический рисунок

4

Изготавливать по чертежу различные аппликации

6

Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море»

1

Выстраивать композиции по технологическому рисунку

7

Площадь.                                              Единицы площади.                            Площадь прямоугольника (квадрата), различных фигур, составленных из прямоугольников и квадратов

3

Определять площадь прямоугольника (квадрата)

8

Разметка окружности.                         Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей.                             Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей

3

Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей

9

Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.                              Изготовление модели часов

2

Делить окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей

10

Взаимное расположение окружностей на плоскости

1

Чертить пересекающиеся, непересекающиеся (в том числе концентрические) окружности

11

Деление отрезка пополам без определения его длины (с использованием циркуля и линейки без делений)

1

Выполнять деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений

12

Получение практическим способом треугольника, вписанного в окружность (круг)

1

Строить практическим способом треугольник, вписанный в круг

13

Изготовление аппликации «Паровоз» Изготовление геометрической игры «Танграм» и аппликаций фигур из частей игры «Танграм»

2

Изготавливать аппликации из частей игры «Танграм»

14

Оригами.

Изготовление изделия «Лебедь»

2

Работать в технике оригами

15

Техническое конструирование из деталей набора «Конструктор». Изготовление по приведённым рисункам моделей «Подъёмный кран» и «Транспортёр»

3

Конструировать по рисункам модели из деталей набора «Конструктор»

16

Итоговое занятие

1

 

Итого

36

 

 

                                                    4 класс (36 часов)

Раздел

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности учащихся

1

Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины.                                            Развёртка прямоугольного параллелепипеда.                        Изготовление модели прямоугольного параллелепипеда из развёртки и каркасной модели из кусков проволоки

4

Изготавливать модели прямоугольных параллелепипедов с использованием развёрток и каркасной модели из кусков проволоки

2

Куб.                                                    Элементы куба: грани, рёбра, вершины.                                             Развёртка куба.                            Изготовление моделей куба с использованием развёртки и каркасной модели из счётных палочек.                                           Изготовление модели куба из трёх одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 5 равных квадратов

5

Изготавливать модели куба с использованием развёрток и каркасной модели из счётных палочек

3

Практическая работа «Изготовление модели платяного шкафа» по приведённому чертежу

1

Изготавливать по чертежу модели объектов

4

Периметр многоугольника

Площадь многоугольника

Площадь прямоугольника                           ( квадрата).                                          Единицы площади.

Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трёх проекциях.                                                Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях  Соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда

7

Читать чертёж прямоугольного параллелепипеда, заданный в трёх проекциях

5

Куб                                                          Чертёж куба в трёх проекциях.  Чтение чертежа куба в трёх проекциях.                                       Соотнесение чертежа и рисунка куба

4

Читать чертёж куба, заданный в трёх проекциях.

6

Практическая работа «Изготовление по чертежу модели гаража», имеющего форму прямоугольного параллелепипеда

1

Изготавливать по чертежу модели объектов

7

Осевая симметрия.                           Выделение фигур, имеющих и не имеющих оси симметрии.       Повторение геометрического материала

3

Проводить практическими и графическими способами оси симметрии в фигурах

8

Представление о цилиндре. Соотнесение цилиндра и предметов окружающей действительности, имеющих форму цилиндра. Изготовление модели цилиндра

3

Находить в окружающей действительности предметы цилиндрической формы

9

Изготовление по чертежу подставки под карандаши, имеющей форму цилиндра

1

Изготавливать по чертежу модели объектов, имеющих цилиндрическую форму

10

Шар.

Сфера

2

Работать в группе: распределение объектов для изготовления, составления композиции

11

Практическая работа «Изготовление модели асфальтового катка»

1

12

Оригами — «Лиса и журавль»

1

13

Знакомство со столбчатыми диаграммами.                                          Чтение и построение столбчатых диаграмм

2

Читать и строить столбчатые диаграммы

14

Итоговое занятие

1

 

 

Итого

36

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания № 1

методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ гимназия №1

имени Николая Островского

от  «30 » августа 2019 года

__________  А. М. Медведева

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ К .В. Стромко

 30 августа 2019 года