Программа предмета «История Отечества» разработана на основе нормативных документов:
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (в ред. от 08.11.2022 №955);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022года
№1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной обще образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому. В основу изучения предмета положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации.
Основные цели изучения данного предмета:
- формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
- развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
- развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
- овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
- формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
- формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
- формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
- усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
- формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
- воспитание гражданственности и толерантности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов
Личностные планируемые результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные планируемые результаты:
Минимальный уровень: знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов; знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); понимание значения основных терминов-понятий; установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование «Лентой времени»; описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя; нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий; объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.
Достаточный уровень: знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении; знание мест совершения основных исторических событий; знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий; понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее «легенду»; знание основных терминов понятий и их определений; соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий; сравнение, анализ, обобщение исторических фактов; поиск информации в одном или нескольких источниках; установление и раскрытие причинно- следственных связей между историческими событиями и явлениями.
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные памятники истории. Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. История края – часть истории России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. «Лента времени».
Происхождение славян. Славяне и соседние народы. Облик славян и черты их характера. Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.
Как возникло древнерусское государство. Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945). Как княгиня Ольга отомстила древлянам. Сын князя Игоря и Ольги - Святослав.
Сыновья князя Святослава. Князь Владимир Красное Солнышко. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054). Русь после смерти Ярослава Мудрого. Распад Руси на отдельные княжества в 12 веке. Ростово-Суздальское княжество в 12 веке.
Образование Монгольского государства. Нашествие монголов на Русь. Новгородский князь Александр Невский (1236-1263). Объединение русских земель против Золотой Орды. Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Наследники Дмитрия Донского.
Русь в 16 веке. Царь Иван Грозный (1533-1584). Войны Ивана Грозного. Россия после Ивана Грозного. Воцарение династии Романовых.
Календарно – тематический план
№ п/п |
тема урока |
кол-во часов |
дата |
примечание |
|
|
|
||||
1 |
Что такое история. Что изучает история Отечества |
0,5 |
03.09 |
|
|
2 |
Вещественные, устные и письменные памятники истории |
0,5 |
10.09 |
|
|
3 |
Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте |
0,5 |
17.09 |
|
|
4 |
Государственные символы России. Глава нашей страны |
0,5 |
24.09 |
|
|
5 |
История края – часть истории России |
0,5 |
01.10 |
|
|
6 |
Как изучается родословная людей |
0,5 |
08.10 |
|
|
7 |
Практическая работа №1 ««Моя родословная» |
0,5 |
15.10 |
|
|
8 |
Практическая работа №1 ««Моя родословная» |
0,5 |
22.10 |
|
|
9 |
Практическая работа №2 «Счет лет в истории» |
0,5 |
05.11 |
|
|
10 |
Практическая работа №2 «Счет лет в истории» |
0,5 |
12.11 |
|
|
11 |
Происхождение славян. Облик славян и черты их характера |
0,5 |
19.11 |
|
|
12 |
Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Основные занятия и ремесла восточных славян |
0,5 |
26.11 |
|
|
13 |
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян. Славянский поселок |
0,5 |
03.12 |
|
|
14 |
Как возникло древнерусское государство. Князь Рюрик |
0,5 |
10.12 |
|
|
15 |
Князь Олег. Князь Игорь. Княгиня Ольга. Сын князя Игоря и Ольги- Святослав |
0,5 |
17.12 |
|
|
16 |
Сыновья князя Святослава. Князь Владимир Красное Солнышко |
0,5 |
24.12 |
|
|
17 |
Крещение Руси. Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства |
0,5 |
14.01 |
|
|
18 |
Образование и грамотность на Руси |
0,5 |
21.01 |
|
|
19 |
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054) |
0,5 |
28.01 |
|
|
20 |
Распад Руси на отдельные княжества в 12 веке |
0,5 |
04.02 |
|
|
21 |
Новгородская Республика. Занятия и торговые пути новгородцев |
0,5 |
11.02 |
|
|
22 |
Ростово-Суздальское княжество в 12 веке |
0,5 |
18.02 |
|
|
23 |
История возникновения Москвы |
0,5 |
25.02 |
|
|
24 |
Нашествие монголов на Русь. Героическая оборона русских земель |
0,5 |
04.03 |
|
|
25 |
Новгородский князь Александр Невский (1236-1263). Невская битва |
0,5 |
11.03 |
|
|
26 |
Ледовое побоище. Значение победы над рыцарями-крестоносцами для русского народа |
0,5 |
18.03 |
|
|
27 |
Объединение русских земель против Золотой Орды. Основание Московского княжества |
0,5 |
25.03 |
|
|
28 |
Московский князь Иван Калита |
0,5 |
08.04 |
|
|
29 |
Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Куликовская битва |
0,5 |
15.04 |
|
|
30 |
Наследники Дмитрия Донского. Собирание Руси Иваном III. Освобождение Руси от Золотой Орды |
0,5 |
22.04 |
|
|
31 |
Русь в 16 веке. Царь Иван Грозный (1533-1584 |
0,5 |
29.04 |
|
|
32 |
Присоединение Поволжья. Покорение Сибири |
0,5 |
06.05 |
|
|
33 |
Воцарение династии Романовых |
0,5 |
13.05 |
|
|
34 |
Практическая работа №3 «Составление хронологической таблицы» |
0,5 |
20.05 |
|
|
|
|
всего: 17 часов |
|
|
|
тема |
количество часов |
|
Введение
|
5 |
Древняя Русь
|
1,5 |
Древнерусское государство |
1,5 |
Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства
|
3,5 |
Русь в борьбе с завоевателями. Единое московское государство |
5 |
Повторение по курсу (хронологическая таблица)
|
0.5 |
|
всего: 17 часов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.