муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Химки
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
по МБОУ СОШ №1 г.Химки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
(внеурочная деятельность социальное направление)
Cреднее общее образование 10-11 класс
(базовый уровень)
Составитель: Тасенюк Ольга Васильевна
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
2020 г.
г.о. Химки
1.1. Область применения рабочей программы
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Мировая художественная культура» для 10 - 11 классов составлена на основе:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта
начального/основного/среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241
3. Авторской программы под редакцией Г.И.Даниловой «Мировая художественная
культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М.: «Дрофа», 2011.
1.2. Цели и задачи курса
- дальнейшее формирование и развитие коммуникативной и учебно-познавательной компетенций, приобретение культурно-познавательной и социально-эстетической компетентности;
- выработка прочной и устойчивой потребности общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни и нахождение в них нравственной опоры и духовно-ценностные ориентиры;
- воспитание художественного вкуса, развитие умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовка компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения обучающихся.
1.3. Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов (из расчёта 1 час в неделю), 34 учебные недели в год. Срок реализации программы 2 года.
1.4. Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого
1
предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание
специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
2. Содержание учебного курса
10 класс
Раздел 1. Художественная культура первобытного мира
Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность. – 3 часа
Раздел 2. Художественная культура Древнего мира.
Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм КандарьяМахадева в Кхаджурахо – модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан). – 13 часов
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
Раздел 3. Художественная культура Средних веков.
София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф Грек, А.Рублев). Ансамбль московского Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор – как образ мира. Региональные школы Западной Европы. – 14 часов
Раздел 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре последующих эпох. – 4 часа
2
11 класс
Раздел 1. Художественная культура эпохи Возрождения.
Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное
Возрождение: Гентский алтарь Я. Ван Эйка; мастерские гравюры А. Дюрера, комплекс
Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У.Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. – 8 часов
Раздел 2. Художественная культура XVII века.
Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б.Растрелли); живопись (П.-П.Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармоничес-кого стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С.Бах). – 5 часов
Раздел 3. Художественная культура XVIII —первой половины XIX века.
Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид, К.П.Брюллов, А.А.Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А.Моцарт, Л.ван Бетховен).
Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р. Вагнер) Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье, художники-передвижники – И.Е.Репин, В.И.Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И.Чайковский). – 8 часов
Раздел 4. Художественная культура конца XIX – нач. XX вв.
Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К.Моне), постимпрессионизм (Ван Гог,П.Сезанн, П.Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А.Гауди,В.И.Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А.Вру-бель) и музыке (А.Н.Скрябин).
Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.Пикассо), абстрактивизм (В.Кандинский), сюрреализм (С.Дали). Архитектура XX в. (В.Е.Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л.Райт,О.Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко); эпический театр Б.Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С.Про-кофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке). – 7 часов
Раздел 5. Художественная культура XX века.
Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М.Эйзенштейн, Ф.Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э.-Л. Уэббер). Рок-музыка (Биттлз, ПинкФлойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр). Массовое искусство. – 5 часов
Художественная культура XXI века.
Новые течения в культуре (кинематограф, музыка, театр, литература). – 1 час
3
3. Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами являются:
• гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося;
• формирование целостного представления о мире; осознание возможностей самореализации;
• стремление к совершенствованию собственной культуры в целом;
• формирование целостного представления о мире;
• развитие образного восприятия через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения, осуществление познания и самопознания;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность,
инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное
отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей
страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметными результатами являются:
· сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
· работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
· культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами являются:
• формирование основ эстетических потребностей;
• развитие толерантного отношения к миру;
• актуализация способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;
• развитие навыков оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры;
• организация личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
• освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
• знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
• устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
4
4. Тематический план
10 класс |
||
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
1 |
Художественная культура первобытного мира |
3 |
2 |
Художественная культура древнего мира |
13 |
3 |
Художественная культура Средних веков |
14 |
4 |
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века |
4 |
Итого |
34 часа |
11 класс |
||
1 |
Художественная культура эпохи Возрождения |
8 |
2 |
Художественная культура XVII века |
5 |
3 |
Художественная культура XVIII — первой половины XIX века |
8 |
4 |
Художественная культура второй половины XIX — начала XX века |
7 |
5 |
Художественная культура XX века |
5 |
6 |
Художественная культура XXI века |
1 |
Итого |
34 часа |
|
Всего |
68 часов |
5
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 ШМО Зам. директора по УВР
от « » августа 2020 г. ____________________
_________________ (Минакова К.С) (Касаткина Е.Ю.)
« » августа 2020 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.