РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» (внеурочная деятельность социальное направление) Cреднее общее образование 10-11 класс (базовый уровень)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 26.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Мировая художественная культура» для 10 - 11 классов составлена на основе: 1. Закона Российской Федерации «Об образовании»; 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального/основного/среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 3. Авторской программы под редакцией Г.И.Даниловой «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М.: «Дрофа», 2011. Программа рассчитана на 68 часов (из расчёта 1 час в неделю), 34 учебные недели в год. Срок реализации программы 2 года.
Иконка файла материала внеурочка МХК соц напр 10-11 класс.docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Химки

 

УТВЕРЖДЕНО        

приказом директора

по МБОУ СОШ №1 г.Химки

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

(внеурочная деятельность социальное направление)

                                  Cреднее общее образование 10-11 класс

(базовый уровень)

 

 

 

                                                              

 Составитель: Тасенюк Ольга Васильевна

                                        учитель английского языка

                                                          высшей квалификационной категории

 

 

2020 г.

г.о. Химки

 

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.            Область применения рабочей программы

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Мировая художественная культура»   для 10 - 11 классов составлена на основе:

1.     Закона Российской Федерации «Об образовании»;

2.      Федерального государственного образовательного стандарта

начального/основного/среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241

3.      Авторской программы под редакцией Г.И.Даниловой «Мировая художественная  

культура: программы для общеобразовательных  учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М.: «Дрофа», 2011.

1.2. Цели и задачи курса

- дальнейшее формирование и развитие коммуникативной  и учебно-познавательной компетенций, приобретение культурно-познавательной и социально-эстетической компетентности;

-  выработка  прочной и устойчивой потребности общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни и нахождение  в них нравственной опоры и духовно-ценностные ориентиры;

-  воспитание художественного вкуса, развитие умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- подготовка компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения обучающихся.

1.3. Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 68 часов (из расчёта 1 час в неделю), 34 учебные недели в год.   Срок  реализации программы 2 года.

1.4. Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого

 

1

предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание

специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

 

2.      Содержание учебного курса

10 класс

 

Раздел 1. Художественная культура первобытного мира

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность. – 3 часа

Раздел 2. Художественная культура Древнего мира.

Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм КандарьяМахадева в Кхаджурахо – модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан). – 13 часов

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.

Раздел 3. Художественная культура Средних веков.

София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф Грек, А.Рублев). Ансамбль московского Кремля.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор – как образ мира. Региональные школы Западной Европы. – 14 часов

Раздел 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.

Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре последующих эпох. – 4 часа

 

2

 

 

11 класс

Раздел 1. Художественная культура эпохи Возрождения.

Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное

Возрождение: Гентский алтарь Я. Ван Эйка; мастерские гравюры А. Дюрера, комплекс

Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У.Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. – 8 часов

Раздел 2. Художественная культура XVII века.

Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б.Растрелли); живопись (П.-П.Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармоничес-кого стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С.Бах). – 5 часов

Раздел 3. Художественная культура XVIII —первой половины XIX века.

Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид, К.П.Брюллов, А.А.Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А.Моцарт, Л.ван Бетховен).

Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р. Вагнер) Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье, художники-передвижники – И.Е.Репин, В.И.Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И.Чайковский). – 8 часов

Раздел 4. Художественная культура конца  XIX –  нач. XX вв.

Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К.Моне), постимпрессионизм (Ван Гог,П.Сезанн, П.Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А.Гауди,В.И.Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А.Вру-бель) и музыке (А.Н.Скрябин).

Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.Пикассо), абстрактивизм (В.Кандинский), сюрреализм (С.Дали). Архитектура XX в. (В.Е.Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л.Райт,О.Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко); эпический театр Б.Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С.Про-кофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке). – 7 часов

Раздел 5. Художественная культура XX века.  

Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М.Эйзенштейн, Ф.Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э.-Л. Уэббер). Рок-музыка (Биттлз, ПинкФлойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр). Массовое искусство. – 5 часов

Художественная культура XXI века.

Новые течения в культуре (кинематограф, музыка, театр, литература). – 1 час

 

 

3

 

 

 

3.      Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами являются:

 

•    гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося;

•    формирование целостного представления о мире; осознание возможностей самореализации;

•    стремление к совершенствованию собственной  культуры в целом;

•    формирование  целостного представления о мире;

•    развитие образного восприятия через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения, осуществление познания и самопознания;

•    развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность,      

     инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

•    стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность

     содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное

     отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей  

     страны и мира;

•    готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,

     демократические) ценности, свою гражданскую позицию.

    Метапредметными результатами являются:  

 

·         сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

·         работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

·         культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности;

·         владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·         умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

    Предметными результатами являются:

       формирование основ эстетических потребностей;

       развитие толерантного отношения к миру;

       актуализация способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;

       развитие навыков оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры;

       организация личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

       освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

       знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

       устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

 

4

 

 

 

4. Тематический план

10 класс

п/п

Наименование  разделов

Количество часов

1

Художественная культура первобытного мира

3

2

Художественная культура древнего мира

13

3

Художественная культура Средних веков

14

4

Художественная культура Дальнего и  Ближнего Востока в Средние века

4

                               Итого

34 часа

 

11 класс

1

Художественная культура эпохи Возрождения

8

2

Художественная культура XVII века

5

3

Художественная культура XVIII — первой половины XIX века

8

4

Художественная культура второй половины XIX — начала XX века

7

5

Художественная культура XX века

5

6

Художественная культура XXI века

1

                 Итого

 34 часа

                 Всего

 68 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                                    СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 ШМО                                                              Зам. директора  по УВР

от «        » августа 2020 г.                                                      ____________________

_________________  (Минакова К.С)                                  (Касаткина Е.Ю.)

                                                                                                  «       » августа 2020 г.