Рабочая программа по курсу "Основы финансовой грамотности" для 2-4 классов
Оценка 5

Рабочая программа по курсу "Основы финансовой грамотности" для 2-4 классов

Оценка 5
Образовательные программы
docx
4 кл
15.09.2022
Рабочая программа по курсу "Основы финансовой грамотности" для 2-4 классов
Основы финансовой грамотности для 2-4 классов
рабочая программа по курсу Основы финансовой грамотности 2-4 классы.docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новомихайловская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

ПРИНЯТО                                                                                                            СОГЛАСОВАНО

 

Решением методического объединения                                                                                      Заместитель директора по УВР

                            учителей___________________                

                            _________________________                                                                                                       ______________ /__________/

                            Протокол № ________________                                                                                                                Ф.И.О.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Основы финансовой грамотности»

                                                  для 2-4 классов

 

 

 

Составитель: Свиридова Т.Ю.

учитель экономики

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности»  для 2-4 классов МКОУ Новомихайловская СОШ разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность», автор Ю. Н. Корлюгова, а так же на основе нормативно-правовых документов:

1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643).

3. Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

4. Приказ Министерства Просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 года "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" ( с изменениями:  Приказ Министерства Просвещения РФ № 233 от 08.05.2019 года "О внесении изменений в Федеральный перечень учебников"; Приказ Министерства Просвещения РФ № 632 от 22.11.2019 года "О внесении изменений в Федеральный перечень учебников"; Приказ Министерства Просвещения РФ № 249 от 18.05.2020 года "О внесении изменений в Федеральный перечень учебников")

5.  Постановление Главного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020г. « Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 – 20  «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной структуры и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;

6.  Основная общеобразовательная программа начального общего образования МКОУ Новомихайловская СОШ;

7. Концепция   учебно - методического комплекса "Школа России";

8. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ  по разработке рабочих программ;

9.Методические рекомендации и письма МОиН РФ  по контролю и  оценке  результатов обучения в  1- 4 классах;

10.Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,

11.Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»,

12.Авторская программа «Финансовая грамотность», автор Ю. Н. Корлюгова.Учебная программа. 2–4 классы общеобразовательных организаций — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

13. Устав МКОУ Новомихайловская СОШ;

14.  Учебный план МКОУ Новомихайловская СОШ.

 

Целью изучения учебного курса «Основы финансовой грамотности» во 2 – 4 классах являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

 

Формируемые компетенции

·         осуществлять поиск и использование информации необходимой длярезультативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;

 

·         определять актуальные и потенциальные источники доходов;

·         анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;

·         выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатыватьмеры по уменьшению рисков;

·         оценивать      актуальностьпри      кредитовании,          оценивать      риски,возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;

·         оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;

·         сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;

·         оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;

·         оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.

2.       Общая характеристика учебного предмета

    «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Формы оценивания

Текущая аттестация:

• устный опрос;

• тестовые задания;

• решение задач;

• решение кроссвордов и анаграмм;

• мини-исследования;

• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговая аттестация:

• викторина;

• тест.

Внеурочная деятельность:

• творческая работа;

• проект.

Система оценивания

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Программа реализуется через следующие формы занятий:

·         ситуационная игра,

·         образно-ролевые игры,

·         исследовательская деятельность,

·         урок-практикум,

·         дискуссия, обсуждение.

Критерии оценивания:

 

A. Знание, понимание основных принципов экономической жизни

 

семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

B. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

 

C. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

 

Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

 

Определение позитивных и негативных последствий решений и действий. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умениезадавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

 

Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

Курс реализуется через следующие формы занятий:

                ситуационная игра,

                образно-ролевые игры,

 

                исследовательская деятельность,

 

                урок-практикум,

                дискуссия, обсуждение.

 

 

  1. Место учебного предмета в учебном плане

       Учебный курс «Основы финансовой грамотности»  для 2-4 классов вводится в учебный план и обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Данный курс относится к компоненту общеобразовательного учреждения, реализуется обязательным курсом (в рамках расписания учебных занятий).

 

На изучение курса:

во 2 классе -  17 часов в год, 1 раз в неделю в первом полугодии;

в 3 классе  - 19 часов в год, 1 раз в неделю во втором полугодии;

в 4 классе –17 часов в год, 1 час в неделю в первом полугодии.

 

 

4.      Планируемые результаты освоения учебного курса

 

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов

 

5.      Содержание программы

2 КЛАСС

 

Содержание разделов и тем учебного курса   2 класса:

 

              Наименование раздела

Количество

 

 

часов

 

 

 

1

Обмен и деньги

6

2

Семейный бюджет

 

11

 

Итого:

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Обмен и деньги (6ч.)

 

Урок 1. Что такое деньги и откуда они взялись(1ч.);      

Урок 2. Товарный обмен(1ч.)

 

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

 

Основные понятия

 

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

 

·         Объяснять причины и приводить примеры обмена.

 

·         Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

 

·         Описывать свойства товарных денег.

 

·         Приводить примеры товарных денег.

 

·         Приводить примеры первых монет.

 

 

 

Урок 3. Появление монет. Бумажные деньги (1ч.)

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монетот подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

 

Основные понятия

 

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

 

Компетенции

 

·         Объяснять, почему появились монеты.

 

·         Описывать купюры и монеты.

 

·         Сравнивать металлические и бумажные деньги.

 

·         Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Урок 4. Первые русские монеты (1ч.)

 

 

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,«рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

 

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копей-ка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

 

·         Описывать старинные российские деньги.

 

·         Объяснять происхождение названий денег.

Урок 5. Современные деньги России (1ч.);     

Урок 6. Безналичные деньги (1ч.)

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

 

 Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

 

Компетенции

 

·         Описывать современные российские деньги.

 

·         Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

 

·         Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

 

·         Приводить примеры иностранных валют.

 

                                                             Раздел 2. Семейный бюджет (11ч.)

 

 Урок 7. Откуда в семье деньги (1ч.);    

Урок 8. Доходы, клады, лотерея, наследство (1ч.)

 

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

 

Основные понятия

 

  Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Профессия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

 

Урок 9. Товары,  услуги (1ч.).

Люди постоянно тратят деньги  на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

 

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

 

Компетенции

 

§  Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

 

§  Сравнивать покупки по степени необходимости.

 

§  Различать планируемые и непредвиденные расходы.

 

§  Объяснять, как появляются сбережения и долги.

 Урок 10. Заработная плата, пенсия, пособия, стипендия (1ч.)

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

 

 Заработная плата. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия.

Компетенции

 

·         Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

 

·         Объяснять причины различий в заработной плате.

 

·         Объяснять, как связаны профессии и образование.

 

·         Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

 

·         Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. 

  Урок 11. Имущество. Аренда (1ч.)

Человек может являться собственником имущества. Собственник может получать арендную плату и проценты.

 

Основные понятия

 

  Имущество. Аренда.

Компетенции

• Объяснять, кому платят арендную плату.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Урок 12. На что тратятся деньги. Расходы (1ч.)

 

 Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы.  Желательные расходы.

Компетенции

 

 

 

·         Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

 

·         Описывать направления расходов семьи.

 

 

 

 

·         Составлять собственный план расходов.

Урок 13. Сбережения. Долги (1ч.)

 

 

Если  доходы       превышают  расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов.

 

Основные понятия

Сбережения (накопления). Копилки. Банковский вклад. Банк. Долг.

 

Компетенции

 

o  Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

o  Сбережения (накопления). Долг.

 

 

o   Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

 

o   Объяснять последствия образования долгов.

 Урок 14. Как умно управлять своими деньгами (1ч.);  

Урок 15. Доходы и расходы семьи (1ч.)

 

    Бюджет – план доходов и расходов.

 

Основные понятия

 

Расходы и доходы. Бюджет. Дополнительный заработок.

               Компетенции

 

   Объяснять, как управлять деньгами.

 

   Сравнивать доходы и расходы.

 

   Составлять бюджет на простом примере.

Урок 16. Финансовые проблемы (1ч.)

Ведение учёта доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

 

Основные понятия

 

       Банкрот. Финансовые пирамиды, мошенники.

        Компетенции

 

   Объяснять, как управлять деньгами.

 

   Сравнивать доходы и расходы.

 

   Объяснять, как можно экономить.

 Урок 17. Итоговая работа по курсу «Основы финансовой грамотности» - 1 час.

 

 

3 КЛАСС

Содержание разделов и тем учебного курса   3 класса:

 

              Наименование раздела

Количество

 

 

часов

 

 

 

1

Обмен и деньги

7

2

Семейный бюджет

 

12

 

Итого:

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Обмен и деньги (6ч.)

 

Урок 1. Что такое деньги и откуда они взялись(1ч.);      

Урок 2. Товарный обмен(1ч.)

 

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

 

Основные понятия

 

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

 

·         Объяснять причины и приводить примеры обмена.

 

·         Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

 

·         Описывать свойства товарных денег.

 

·         Приводить примеры товарных денег.

 

·         Приводить примеры первых монет.

Урок 3. Появление монет. Бумажные деньги (1ч.)

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монетот подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

 

Основные понятия

 

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

 

Компетенции

 

·         Объяснять, почему появились монеты.

 

·         Описывать купюры и монеты.

 

·         Сравнивать металлические и бумажные деньги.

 

·         Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Урок 4. Первые русские монеты (1ч.)

 

 

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,«рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

 

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копей-ка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

 

·         Описывать старинные российские деньги.

 

·         Объяснять происхождение названий денег.

 

Урок 5. Современные деньги России (1ч.);    

Урок 6. Безналичные деньги (1ч.)

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

 

 Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

 

Компетенции

 

·         Описывать современные российские деньги.

 

·         Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

 

·         Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

 

·         Приводить примеры иностранных валют.

Урок 7. Викторина по теме «Деньги» (1ч.)

Обобщение материала в игровой форме.

 

                                                             Раздел 2. Семейный бюджет (12ч.)

 

 Урок 8. Откуда в семье деньги (1ч.);   

Урок 9. Доходы, клады, лотерея, наследство (1ч.)

 

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

 

Основные понятия

 

  Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Профессия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

 Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

Объяснять причины различий в заработной плате.

Объяснять, кому и почему платят пособия.

Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

 

Урок 10. Товары,  услуги (1ч.).

Люди постоянно тратят деньги  на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

 

Основные понятия

 

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

 

Компетенции

 

§  Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

 

§  Сравнивать покупки по степени необходимости.

 

§  Различать планируемые и непредвиденные расходы.

 

§  Объяснять, как появляются сбережения и долги.

 Урок 11. Заработная плата, пенсия, пособия, стипендия (1ч.)

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

 

 Заработная плата. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия.

Компетенции

 

·         Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

 

·         Объяснять причины различий в заработной плате.

 

·         Объяснять, как связаны профессии и образование.

 

·         Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

 

·         Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

  Урок 12. Имущество. Аренда (1ч.)

Человек может являться собственником имущества. Собственник может получать арендную плату и проценты.

 

Основные понятия

 

  Имущество. Аренда.

Компетенции

• Объяснять, кому платят арендную плату.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Урок 13. На что тратятся деньги. Расходы (1ч.)

 

 Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы.  Желательные расходы.

Компетенции

 

 

 

·         Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

 

·         Описывать направления расходов семьи.

 

 

 

 

·         Составлять собственный план расходов.

Урок 14. Урок – игра (1ч.)

     Викторина «Счастливый случай». Составление кроссворда.

Урок 15. Сбережения. Долги (1ч.)

 

 

Если  доходы       превышают  расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов.

 

Основные понятия

Сбережения (накопления). Копилки. Банковский вклад. Банк. Долг.

 

Компетенции

 

o  Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

o  Сбережения (накопления). Долг.

 

 

o   Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

 

o   Объяснять последствия образования долгов.

Урок 16. Как умно управлять своими деньгами (1ч.);  

Урок 17. Доходы и расходы семьи (1ч.)

 

    Бюджет – план доходов и расходов.

 

Основные понятия

 

Расходы и доходы. Бюджет. Дополнительный заработок.

               Компетенции

 

   Объяснять, как управлять деньгами.

 

   Сравнивать доходы и расходы.

 

   Составлять бюджет на простом примере.

Урок 18. Финансовые проблемы (1ч.)

Ведение учёта доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

 

Основные понятия

 

       Банкрот. Финансовые пирамиды, мошенники.

        Компетенции

 

   Объяснять, как управлять деньгами.

 

   Сравнивать доходы и расходы.

 

   Объяснять, как можно экономить.

 Урок 19. Итоговая работа по курсу «Основы финансовой грамотности» - 1 час.

 

4 КЛАСС

 

Содержание разделов и тем учебного курса   4 класса:

 

              Наименование раздела

Количество

 

 

часов

 

 

 

1

Обмен и деньги

8

2

Из чего складываются доходы в семье

 

3

3

Почему семьям часто не хватает денег

3

4

Деньги любят счет, или как управлять своим кошельком

3

 

Итого:

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Обмен и деньги (8ч.)

 

Урок 1. Как появились деньги (1ч.)

 

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

 

Основные понятия

 

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты.Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила.Товары. Услуги.

 

Компетенции

 

  Объяснять выгоды обмена.

 

  Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

 

• Объяснять, почему драгоценные металлы  стали деньгами.

 

  Описывать ситуации, в которых используются деньги.

 

  Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

 

  Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

 

  Составлять задачи с денежными расчётами.

Урок 2. История монет (1ч.)

 

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты поя-вились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

 

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Компетенции

 

• Объяснять, почему появились монеты.

 

• Описывать устройство монеты.

 

• Приводить примеры первых монет.

 

• Описывать старинные российские деньги.

 

• Объяснять происхождение названий денег.

Урок 3. Защита исследовательского проекта (1ч.)

 Представление творческих работ по темам: «Появление денег», «Из истории денег» и т.п.

Урок 4. Бумажные деньги (1ч.)

 

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились бумажные деньги.

   Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.

 

   Приводить примеры первых бумажных денег.

 

   Описывать первые российские бумажные деньги.

 

   Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Урок 5. Безналичные деньги(1ч.)

 

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

 

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Компетенции

 

  Сравнивать виды денег.

 

  Объяснять роль банков.

 

  Объяснять условия вкладов и кредитов.

 

  Рассчитывать проценты на простых примерах*.

 

  Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Урок 6. Валюты (1ч.)

 

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

 

Основные понятия

 

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы.Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Компетенции

 

 

·         Приводить примеры валют.

·          Объяснять, что такое резервная валюта.

 

·         Объяснять понятие валютного курса.

 

·         Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

 Урок 7. Защита исследовательского проекта (1ч.)

 Представление творческих работ по темам: «Бумажные деньги», «Безналичные деньги» и т.п.

Урок 8. Урок - игра (1ч.)

 Викторина по теме: «Деньги». Деление на команды. Закрепление материала.

 

Раздел  2. Из чего складываются доходы в семье (3ч.)

Урок 9. Откуда в семье берутся деньги (1ч.); 

Урок 10. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) (1ч.)

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

 

 Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Компетенции

 

·         Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

 

·         Объяснять причины различий в заработной плате.

 

·         Объяснять, как связаны профессии и образование.

 

·         Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

 

·         Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, при-водить примеры пособий.

Урок 11. Практикум (1ч.)

 Решение задач. Закрепление пройденного материала.

 

Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (3ч.)

 

Урок 12 - 13. На что тратятся деньги (2ч.)

 

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить нанеобходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы.  Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Компетенции

 

 

 

·         Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

 

·         Описывать направления расходов семьи.

 

·         Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

 

·         Сравнивать и оценивать виды рекламы.

 

·         Обсуждать воздействие рекламы и промо-акций на принятие решений о покупке.

 

·         Составлять собственный план расходов.

Урок 14. Практикум (1ч.)

 Составление таблицы расходов, решение задач. Закрепление пройденного материала.

 

Раздел  4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (3ч.)

 

   Урок 15. Как правильно планировать семейный бюджет (1ч.)

 

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В против-ном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

 

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

 

Компетенции

 

§  Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

 

§  Объяснять последствия образования долгов.

 

§  Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Урок 16. Практикум (1ч.)

 Составление бюджета: плана доходов и расходов, решение задач. Закрепление пройденного материала.

Урок 17. Итоговая работа по курсу «Основы финансовой грамотности» - 1 час.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование по учебному курсу

«Основы финансовой грамотности»  2 класс (17 часов – первое полугодие)

 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Контроль

Дом.

задание

дата

план

Факт

1.      Обмен и деньги  (6 часов)          

1

 

Что такое деньги и откуда они взялись

1

Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. Различать виды денег. Объяснять выгоды обмена. Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег.

В

Т

Найти пословицы про деньги

 

 

2

Товарный обмен

1

Описывать свойства товарных денег. Приводить примеры товарных денег. Приводить примеры первых монет.

Т

Составить схему

 

 

3

Появление монет, бумажные деньги

1

Объяснять, почему появились монеты. Описывать купюры и монеты. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Т

Ответить на вопрос

 

 

4

Первые русские монеты

1

Понимание происхождения денег. Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег.

Т

Нарисовать монеты

 

 

5

Современные деньги России

1

Знать современные российские деньги. Описывать современные российские деньги. Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

 

 

Т

Решить задачу

 

 

6

Безналичные деньги

1

Объяснять, что такое пластиковая карта и как ей пользоваться. Уметь производить безналичный расчет

Т

Решить кроссворд

 

 

2.      Семейный бюджет (11 часов)

7

Откуда в семье деньги

1

Рассматривать источники доходов и объяснять,

что влияет на размер доходов. Различать виды доходов. Понимать, от чего зависят  доходы семьи.

Т

Т

Составить таблицу

 

 

8

Доходы. Клады, лотерея. Наследство

1

Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате.

Т

Ответить на вопросы

 

 

9

Товары. Услуги

1

Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки по степени необходимости.

Т

Найти по 3 примера товаров и услуг

 

 

10

Заработная плата, пенсия, пособия, стипендия

1

 Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, как связаны профессии и образование.

Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке. Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

Т

Решить задачу

 

 

11

Имущество. Аренда

1

Какое бывает имущество. Объяснять, кому платят арендную плату. Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Т

Придумать кроссворд из 5 слов

 

 

12

На что тратятся деньги. Расходы

1

Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи.

Составлять собственный план расходов.

Т

Составить таблицу расходов

 

 

13

Сбережения. Долги

1

Сравнивать виды сбережений. Различать виды сбережений. Понимание того, из чего складываются сбережения. Объяснять, как появляются сбережения и долги

Т

Ответить на вопрос

 

 

14

Как умно управлять своими деньгами

1

Объяснять, как управлять деньгами. Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

Т

Решить задачу

 

 

15

Доходы и расходы семьи

1

Сравнивать доходы и расходы. Уметь составлять бюджет семьи на условных примерах.

Т

Составить план Д. и Р.

 

 

16

Финансовые проблемы

1

Различать планируемые и непредвиденные расходы. Объяснять, как можно экономить. Различать виды мошенничества.

Т

Мини - эссе «Защита от мошенников»

 

 

17

Итоговый урок

1

Итоговая работа по курсу «Основы финансовой грамотности»

Понимание того, что нужно использовать

полученные знания на практике.

И

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование по учебному курсу

«Основы финансовой грамотности»  3 класс (19 часов – второе полугодие)

 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Контроль

Дом.

задание

дата

план

Факт

1.      Обмен и деньги  (7 часов)          

1

 

Что такое деньги и откуда они взялись

1

Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. Различать виды денег. Объяснять выгоды обмена. Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег.

В

Т

Мини-эссе «Деньги»

 

 

2

Товарный обмен

1

Описывать свойства товарных денег. Приводить примеры товарных денег. Приводить примеры первых монет.

Т

Решить задачу

 

 

3

Появление монет, бумажные деньги

1

Объяснять, почему появились монеты. Описывать купюры и монеты. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Т

Найти пословицы про деньги

 

 

4

Первые русские монеты

1

Понимание происхождения денег. Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег.

Т

Нарисовать монеты

 

 

5

Современные деньги России

1

Знать современные российские деньги. Описывать современные российские деньги. Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

 

 

Т

Соединить части пословиц и объяснить их смысл

 

 

6

Безналичные деньги

1

Объяснять, что такое пластиковая карта и как ей пользоваться. Уметь производить безналичный расчет

Т

Решить задачу

 

 

7

Викторина по теме «Деньги»

1

Обобщение материала  в  игровой форме.

П

Ответить на вопросы

 

 

2.      Семейный бюджет (12 часов)

8

Откуда в семье деньги

1

Рассматривать источники доходов и объяснять,

что влияет на размер доходов. Различать виды доходов. Понимать, от чего зависят  доходы семьи.

Т

Т

Составить таблицу

 

 

9

Доходы. Клады, лотерея. Наследство

1

Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате.

Т

Решить задачу

 

 

10

Товары. Услуги

1

Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки по степени необходимости.

Т

Привести по 5 примеров товаров и услуг

 

 

11

Заработная плата, пенсия, пособия, стипендия

1

 Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, как связаны профессии и образование.

Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке. Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

Т

Заполнить кроссворд

 

 

12

Имущество. Аренда

1

Какое бывает имущество. Объяснять, кому платят арендную плату. Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Т

Составить кроссворд из 6 слов

 

 

13

На что тратятся деньги. Расходы

1

Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи.

Составлять собственный план расходов.

Т

Решить задачу

 

 

14

Урок - игра

1

Составление кроссворда. Викторина «Счастливый случай».

 

Ответить на вопросы письменно

 

 

15

Сбережения. Долги

1

Сравнивать виды сбережений. Различать виды сбережений. Понимание того, из чего складываются сбережения. Объяснять, как появляются сбережения и долги

Т

Решить задачу

 

 

16

Как умно управлять своими деньгами

1

Объяснять, как управлять деньгами. Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

Т

Подобрать рисунки к ситуациям

 

 

17

Доходы и расходы семьи

1

Сравнивать доходы и расходы. Уметь составлять бюджет семьи на условных примерах.

Т

Составить план доходов и расходов

 

 

18

Финансовые проблемы

1

Различать планируемые и непредвиденные расходы. Объяснять, как можно экономить. Различать виды мошенничества.

Т

Мини - эссе «Защита от мошенников»

 

 

19

Итоговый урок

1

Итоговая работа по курсу «Основы финансовой грамотности»

Понимание того, что нужно использовать

полученные знания на практике.

И

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование по учебному курсу

«Основы финансовой грамотности»   4 класс (17 часов – первое полугодие)

 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Контроль

Дом.

задание

дата

план

Факт

1.      Обмен и деньги (8 часов)           

1

 

Как появились деньги

1

Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. Различать виды денег. Объяснять выгоды обмена. Совершать выгодный обмен.

В

Т

Пословицы написать

 

 

2

История монет

1

Понимание происхождения денег и того, что монеты удобны для обмена. Называть и описывать старинные деньги. Умение описывать устройство монеты.

Т

Подготовка к проекту

 

 

3

Представление творческих работа

1

Уметь находить нужную информацию по теме в различных источниках. Защита проекта

И

 

 

 

4

Бумажные деньги

1

Различать виды денег. Считать наличные

деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачу.

Т

Ответить на вопросы

 

 

5

Безналичные деньги

1

Пользоваться пластиковой картой, банкоматом. Объяснять принципы работы пластиковой карты. Понимание того, что безналичные деньги представляют собой информацию.

Т

Соединить части пословиц и объяснить их смысл

 

 

6

Валюты

1

Различать виды валют. Понимать, что валюта – денежная единица страны. Пересчитывать цены товаров, используя валютный курс.

Т

Подготовка к проекту

 

 

7

Представление творческих работа

1

Уметь находить нужную информацию по теме в различных источниках. Защита проекта

П

 

 

 

8

Викторина по теме «Деньги»

1

Обобщение материала  в  игровой форме.

П

Составить кроссворд из 10 слов

 

 

2.      Из чего складываются доходы в семье (3часа)

9

Откуда в семье  берутся деньги

1

Понимание происхождения доходов, понимание того, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда. Различать виды денежных поступлений.

Т

Составить схему доходов

 

 

10

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)

1

Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, как связаны профессии и образование.

Т

Решить задачу

 

 

11

Практикум

1

Обобщение материала  в  игровой форме. Решение задач, разбор ситуаций

П

Ответить на вопросы

 

 

3.      Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (3 часа)

12-13

На что тратятся деньги

2

Понимание направления расходов,

объяснение степени их необходимости. Считать общую сумму доходов, производить расчет расходов. Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Сравнивать и оценивать виды рекламы. Составлять собственный план расходов.

Т

Составить план Д и Р

 

 

14

Практикум

1

Обобщение материала  в  игровой форме. Решение задач, разбор ситуаций

П

Решить примеры

 

 

4.      Деньги любят счет, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (3 часа)

15

Как правильно планировать семейный бюджет

1

Понимание того, что нужно планировать семейный бюджет. Различать виды расходов, составлять собственный план расходов. Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. Объяснять последствия образования долгов. Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Т

Решить задачу

 

 

16

Практикум

1

Обобщение материала  в  игровой форме. Решение задач, разбор ситуаций

П

Подготовка к тесту

 

 

17

Итоговый урок

1

Контрольная работа

Понимание того, что нужно использовать

полученные знания на практике. Уметь

находить нужную информацию по теме в

различных источниках.

И

 

 

 

 

 

6.      Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

УМК:

1.Федин С.Н. «Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс)». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2.Гловели Г.Д. «Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс)». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 

                  3.Корлюгова Ю.Н. «Финансовая грамотность: КИМ»  М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

                  4. Корлюгова Ю.Н. «Финансовая грамотность: материалы для родителей»  М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 

Дополнительные источники:

1. Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/

2. Сайт Пенсионного фонда России — http://www.pfrf.ru/58

3. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money

4.Сайт «Всё о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php

5. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» (о страховании школьников) — http://zanimatika.narod.ru/Strahovka.htm

 

Список рекомендуемой литературы

1.      Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf 

2.      Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru

 

Печатные пособия

-таблицы в соответствии с основными разделами. 

-словари; энциклопедии

- иллюстративный наглядный материал, фотографии.

 

Технические средства обучения – проектор, экран, компьютер, аудиозаписи, видиотека.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» для 2-4 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» для 2-4 классов

Формируемые компетенции · осуществлять поиск и использование информации необходимой длярезультативного и эффективного решения задач в финансовой сфере; · определять актуальные и потенциальные источники доходов; ·…

Формируемые компетенции · осуществлять поиск и использование информации необходимой длярезультативного и эффективного решения задач в финансовой сфере; · определять актуальные и потенциальные источники доходов; ·…

Система оценивания Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку

Система оценивания Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку

На изучение курса: во 2 классе - 17 часов в год, 1 раз в неделю в первом полугодии; в 3 классе - 19 часов в…

На изучение курса: во 2 классе - 17 часов в год, 1 раз в неделю в первом полугодии; в 3 классе - 19 часов в…

Содержание программы 2 КЛАСС

Содержание программы 2 КЛАСС

Урок 3. Появление монет. Бумажные деньги (1ч

Урок 3. Появление монет. Бумажные деньги (1ч

Урок 8. Доходы, клады, лотерея, наследство (1ч

Урок 8. Доходы, клады, лотерея, наследство (1ч

Описывать и сравнивать источники доходов семьи

Описывать и сравнивать источники доходов семьи

Урок 14. Как умно управлять своими деньгами (1ч

Урок 14. Как умно управлять своими деньгами (1ч

Урок 1. Что такое деньги и откуда они взялись(1ч

Урок 1. Что такое деньги и откуда они взялись(1ч

Современные деньги России. Современные деньги мира

Современные деньги России. Современные деньги мира

Основные понятия Расходы. Продукты

Основные понятия Расходы. Продукты

Необходимые расходы. Питание.

Необходимые расходы. Питание.

Сравнивать доходы и расходы. •

Сравнивать доходы и расходы. •

Описывать ситуации, в которых используются деньги

Описывать ситуации, в которых используются деньги

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею

Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения

Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения

Календарно – тематическое планирование по учебному курсу «Основы финансовой грамотности» 2 класс (17 часов – первое полугодие) № урока

Календарно – тематическое планирование по учебному курсу «Основы финансовой грамотности» 2 класс (17 часов – первое полугодие) № урока

Доходы. Клады, лотерея. Наследство 1

Доходы. Клады, лотерея. Наследство 1

Календарно – тематическое планирование по учебному курсу «Основы финансовой грамотности» 3 класс (19 часов – второе полугодие) № урока

Календарно – тематическое планирование по учебному курсу «Основы финансовой грамотности» 3 класс (19 часов – второе полугодие) № урока

Понимать, от чего зависят доходы семьи

Понимать, от чего зависят доходы семьи

Финансовые проблемы1 Различать планируемые и непредвиденные расходы

Финансовые проблемы1 Различать планируемые и непредвиденные расходы

Пересчитывать цены товаров, используя валютный курс

Пересчитывать цены товаров, используя валютный курс

Практикум 1 Обобщение материала в игровой форме

Практикум 1 Обобщение материала в игровой форме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2022