Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарская средняя общеобразовательная школа № 5»
Тарского муниципального района Омской области
«РАССМОТРЕНО» Методическим советом Протокол №__ от _____ |
«СОГЛАСОВАНО» зам.дир. по УВР __________________ «__» _______ 20__ г. |
«ПРИНЯТО» на Педагогическом Совете Протокол № __ от _______
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор _________________ приказ № __ от ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 4 класса
Автор – составитель
Учитель Кривоногова Л.Н.
(ФИО)
2019 – 2020 учебный год
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
При изучении предмета «Технология» у обучающихся 4 класса планируется достижение следующих результатов: Личностные УУД:
- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с предметами народного промысла;
- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к искусству — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием энциклопедий, в открытом информационном пространстве (Интернет);
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
- адекватно оценивать свою роль в коллективной (групповой) творческой деятельности.
Предметные результаты первого года обучения
Знание:
§ Начальных сведений о декоративно-прикладном искусстве.
§ Отдельных видов народных промыслов и их центров, расположенных на территории России.
§ Значения слов: народный мастер, гончар, ткачество, фон, орнамент, симметрия, ритм, эскиз, узор, роспись, набойка, коллаж.
§ Особенностей построения орнамента и его значение в образе .художественной вещи.
§ Особенностей различных материалов и простейших приемов работы с ними (бумага, ткань, глина, дерево).
§ Название используемых в работе инструментов и приспособлений, их назначение.
§ Правил планирования и организации труда.
§ Правил безопасности и личной гигиены.
§ Умение:
§ Под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; пользоваться кистью, красками, ножницами, линейкой.
§ Стараться правильно передавать простейшую форму, пропорции и основной цвет предметов природы.
§ Применять основные средства художественной выразительности в декоративных композициях; составлять композиции по собственному замыслу.
§ Выполнять узоры кистью, применяя основные приемы росписи в народных орнаментах: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии), и растительные («листок», «травка», «усики», «завиток»).
§ Решать художественно-трудовые задачи по выполнению изделий из бумаги, ткани, глины и природных материалов.
§ Выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков.
§ Пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, сглаживать поверхность.
Предметные результаты второго года обучения
Знание:
§ Значения терминов «прикладное искусство»; «народный промысел», «ремесло», «народный мастер».
§ Используемых для рукотворной деятельности материалов.
§ Наиболее известных центров народных промыслов и ремесел России (Архангельск, Городец, Вологда, Каргополь, Киров, Тула, и др.).
§ Характерных художественных особенностей отдельных народных промыслов и ремесел.
§ Правил безопасности в работе с различными инструментами и материалами.
Умение:
§ Выражать свое эмоционально – эстетическое отношение к работам народных мастеров.
§ В доступной форме пользоваться средствами художественной выразительности, стараясь создать целостный образ декоративного изделия.
§ Владеть навыками смешения красок, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывая цвет декоративных элементов и цвет фона.
§ Владеть навыками работы с бумагой (вырезывание, складывание бумаги в несколько слоев и прорезание ажурных узоров, склеивание объемных форм).
§ Различать и характеризовать разные виды игрушек, работать с глиной, соленым тестом, пластилином.
§ Участвовать в создании панно, коллажа, работая коллективно.
§ С помощью педагога проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие.
§ При поддержке педагога и детей самостоятельно справляться с практическими заданиями.
§ В доступной форме участвовать в создании проектов.
II.Содержание учебного предмета, курса
№ |
Тема, раздел |
Кол-во часов , отведённое на изучение темы, раздела |
1. |
Вводное занятие.
|
1
|
2. |
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. |
3 |
3. |
Игрушечные промыслы России. |
3 |
4. |
Декоративная роспись по дереву и металлу |
4 |
5 |
Керамика и фарфор |
4 |
6. |
Плетеные изделия |
4 |
7 |
Вышивка и кружевоплетение |
5 |
8 |
Кузнечное дело |
4 |
9 |
Художественная обработка камня |
3 |
10 |
Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства |
1 |
11. |
Выставка творческих работ учащихся |
1 |
12. |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого: |
34 часов |
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с планом на текущий год. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Викторина. Презентация «Народные ремесла и промыслы России».
Практические занятия: Коллективное панно «Славится Русь мастерами!».
Тема 3. Игрушечные промыслы России.
Полхов-Майданская деревянная игрушка. Бабенская игрушка. Архангельская щепная игрушка. Богородская игрушка. Каргопольская игрушка. Тест «Народная игрушка».
Практические занятия:Лошадка. Роспись по элементам Полхов-Майданской росписи. Птица счастья из бумаги. Динамическая игрушка из бумаги. Лепка и роспись каргопольской игрушки.
Тема 4. Декоративная роспись по дереву и металлу. Презентация «Цветочные узоры Городца». Мезенская роспись по дереву. Знакомство с работами Палехских мастеров. Роспись по металлу.
Практические занятия: Зарисовка и построения узора на различных формах по элементам городецкой росписи. Красные кони Мезени. Коллаж «Мастера Палеха». Красота цветов Жостова.
Тема 5. Керамика и фарфор. Презентация «Голубая сказка Гжели». Скопинская керамика.
Практические занятия: Гжельский узор. Роспись объемных форм из гипса.
Тема 6. Плетение. Плетеные изделия. Знакомство с традиционными материалами: береста, соломка, лыко, лоза и др. Знакомство с элементарными приемами плетения.
Практические занятия: Прямое и косое плетение из полосок бумаги (из бересты). «Плетеный коврик» (бумажное плетение). Берестяные, лыковые плетешки. «Поясок» (нитки).
Тема 7. Вышивка и кружевоплетение. Народный костюм – синтез различных рукоделий. Узор в вышивке. Презентация «Кружевоплетение». Вологодские. Елецкие кружева.
Практические занятия: Салфетка (вышивка швом «вперед иголку», «назад иголку». Рисование кружевных узоров. Воротничок (аппликация). Узоры из ниток «Кружево».
Тема 8. Кузнечное дело. Презентация «Кузнечное дело в России». Тест-кроссворд «В кузнице». Каслинские мастера. Литые изделия из металла. Тульские мастера.
Практические занятия: Витье проволочных узоров. Стойкий оловянный солдатик. Тульский самовар.
Тема 9. Художественная обработка камня. Богатства Российских недр. Знакомство с обработкой камней и минералов.
Практические занятия: Презентация «Мастера Урала». Коллаж «Гора самоцветов».
Тема 10. Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства.
Тема 11. Выставка творческих работ учащихся. Творческие работы учащихся по собственному выбору. Оформление выставки.
Тема 12. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Театрализованный праздник для детей и родителей «Русский сувенир».
III. Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Дата |
Домашнее задание |
1 |
Вводное занятие |
|
Принести картинки с дек. прик. искусст. |
2 |
Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. |
|
Сообщение о тарских умельцах |
3 |
Презентация «Народные ремёсла и промыслы России».
|
|
Принести картинки с мастерами Росии |
4 |
Коллективное панно «Славится Русь мастерами!» |
|
Закончить работу |
-5 |
Игрушечные промыслы России. Лошадка. |
|
Принести цветную бумагу |
6 |
Роспись по элементам Полхов – Майданской росписи. Птица счастья из бумаги. |
|
Принести пластилин |
7 |
Динамическая игрушка из бумаги. Лепка и роспись каргопольской игрушки. |
|
Закончить работу |
8 |
Декоративная роспись по дереву и металлу. |
|
Принестикусочки деревянной дощечки |
9 |
Зарисовка и построения узора на различных формах по элементам городецкой росписи. |
|
Альбомный листа, гуашь |
10 |
Красные кони Мезени. Коллаж «Мастера Палеха». Красота цветов Жостова. |
|
Иллюстрации с жестовской росписью |
11 |
. Керамика и фарфор. |
|
Сообщение о форфоре |
12 |
Гжельский узор |
|
Закончить работу |
13 |
Роспись объемных форм из гипса. |
|
Принести гуашь |
14 |
. Керамика и фарфор. Роспись объемных форм из гипса. |
|
Закончить работу |
15 |
Прямое и косое плетение из полосок бумаги (из бересты). |
|
Цветная бумага, ножницы |
16 |
«Плетеный коврик» (бумажное плетение). |
|
Принести нитки вязальные |
17 |
Берестяные, лыковые плетешки. «Поясок» (нитки). |
|
Закончить работу |
18 |
Вышивка и кружевоплетение. |
|
Белая ткань, нить мулине, игла, пяльца |
19 |
Салфетка (вышивка швом «вперед иголку», «назад иголку». |
|
Закончить работу |
20 |
Рисование кружевных узоров. Воротничок (аппликация). |
|
Сообщение о кружевоплетении |
21 |
Узоры из ниток «Кружево». |
|
Аппликации с кружевами |
22 |
Кузнечное дело. |
|
История кузнечного дела |
23 |
Кузнечное дело.Витье проволочных узоров. |
|
Иллюстрации кузнечных узоров |
24 |
Кузнечное дело.Стойкий оловянный солдатик. |
|
Сообщение об олове |
25 |
Кузнечное дело.Тульский самовар. |
|
Сообщение о тульском самоваре |
26 |
Художественная обработка камня. |
|
Закончить работу |
27-28 |
Рисование с натуры предметов декоративно – прикладного искусства.
|
|
Подготовить материал для презентации |
29 |
Презентация «Мастера Урала». |
|
Иллюстрации с драгоценными камнями |
30 |
Коллаж «Гора самоцветов».
|
|
Закончить работу |
31 |
Экскурсия в музей декоративно – прикладного искусства. |
|
Отзыв – впечатление от экскурсии |
32 |
Выставка творческих работ учащихся. |
|
Учить слова сценария |
33 |
Театрализованный праздник для детей и родителей «Русский сувенир».
|
|
Подготовиться к тесту |
34 |
Итоговое занятие |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.