Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 491 с углубленным изучением математики
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Утверждаю Директор ГБОУ СОШ № 491 _____________ В.А.Коганкова |
Приказ №___от___________ |
|
Принято на заседании педагогического совета Протокол № от
|
|
|
Рассмотрено на заседании методического объединения ___________________________________
Руководитель методического объединения _____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Азбука журналистики»
(духовно-нравственное направление)
для обучающихся 7-х классов
1 час в неделю (всего 34 часов)
Срок реализации 1год
Автор: Файзиева Н.В.
учитель музыки
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности
Журналистика - срочная словесность.
В.И. Даль
Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:
· Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 г., рег. №17785, с последующими изменениями и дополнениями);
· Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
· Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
· Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10", утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. №19993;
· Письмо Минобрнауки России №03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при ФГОС»;
· Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
· Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
· О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
· Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Программа «Азбука журналистики» имеет социально-педагогическую направленность, предполагает общекультурный уровень освоения материала. Программа способствует реализации интересов и потребностей подростков в сфере массовых коммуникаций в сфере музыкального искусства . Материал программы предназначен для того, чтобы дать подросткам представление о том, что такое журналистика как профессия, показать конкретные приемы работы на конкретных примерах из разных видов СМИ, научить ориентироваться в современном информационном пространстве, рассказать о роли СМИ в школьной жизни.
Актуальность данной программы заключается в том, что в современном мире взаимодействие подростков и СМИ происходит спонтанно и независимо от педагогического процесса. Благодаря широкому распространению средств массовой информации, подростки оказываются под воздействием множества информационных потоков. Занимаясь в школьной студии журналистики, подростки учатся не только критически относиться к получаемой информации из других СМИ, но и узнают механизмы создания новостей, их доведения до потребителей. Таким образом, учащиеся получают опыт написания авторских текстов и опыт взаимодействия с разными категориями людей, это способствует развитию всех составляющих медиакомпетентности подростков. В результате чего повышается медиаграмотность, критическое мышление подростков, что является актуальной задачей для современной воспитательной и психолого-педагогической практики образовательного учреждения, которую можно решить с помощью организации подростковой студии журналистики.
Отличительной особенностью программы является проблемно-деятельностный подход в обучении, продиктованный как требованиями к современному уроку, так и самой спецификой профессиональной журналистской деятельности.
Целью программы является: формирование деятельностной потребности в творческой и социальной активности через знакомство учащихся с особенностями конкретного вида социальной деятельности – журналистики.
Задачи:
Обучающие:
- формирование представлений учащихся о журналистике как об определенном социальном институте, имеющем в обществе свои функции и задачи;
- дать представление о профессии и этике журналиста;
- научить работать в различных жанрах публицистического стиля;
- научить излагать свои мысли в форме написания очерков, статей, эссе репортажей.
Воспитательные:
- сформировать коммуникативную культуру;
- содействовать выработке у подростка собственной позиции по вопросам морально-нравственной направленности и общественной жизни;
- развивать заинтересованность и внимание к окружающему миру, умение "извлекать" факты, неравнодушно относится к событиям жизни;
- способствовать воспитанию активности и самостоятельности;
- сформировать способность видеть перспективу своего труда;
Развивающие:
- развить литературные способности подростков;
- развить умение устного выступления;
- развить устную и письменную речь;
- развить уверенность в себе;
- развить воображение;
-развить мышление.
Общая характеристика программы « Азбука журналистики»
Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения. Проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути.
Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.
Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский.
Герои книг и видеофильмов, партнеры по связям через Интернет расширяют круг наставников и друзей школьников, но средства массовой информации, в стремительно изменяющемся мире, становятся все более значимым фактором существования и развития человека в юном возрасте.
Внеурочная деятельность по программе «Азбука журналистики» поможет учащимся реализовать свои возможности в творчестве: литературном, музыкальном, художественном, раскрыть свои таланты. Эта программа дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
Формы организации курса внеурочной деятельности
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: беседа, показ, объяснение, лекция, экскурсия, проблемная беседа, творческая работа, деловая игра, конференция, пресс-конференция, презентация, практическая работа в группах, деловая игра, проектная деятельность, рефлексия, творческий отчет, издание школьной газеты.
- фронтальная: беседа, показ, объяснение, лекция, экскурсия;
- групповая: практическая работа в группах, деловая игра, проектная деятельность, рефлексия, творческая работа, творческий отчет;
- индивидуальная:беседа, консультация, анализ проделанной работы.
Программа может быть реализована удалённо, с применением дистанционных технологий.
Форма организации деятельности учащихся на занятиях:
Виды занятий:
Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Азбука журналистики рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 часа в неделю в рамках духовно- нравственного направления, всего 34 часов.:аудиторных и внеаудиторных занятий
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности.
Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие УУД:
познавательные учебные действия:
коммуникативные универсальные учебные действия:
целей, функций участников, способов взаимодействия;
личностные учебные действия:
метапредметные результаты освоения программы « Азбука журналистики » проявляются в:
В результате изучения программы, обучающиеся должны уметь: определять стиль и тип речи;
Форма проведения промежуточной аттестации
результатов внеурочных занятий.
Способы определения результативности. На каждом занятии педагог проводит экспресс-опросы по пройденной теме.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы. Итоги реализации программы отражаются в приготовленном материале: заметки, статьи, кроссворды, газетное издание.
II. Содержание курса
Группы формируются по годам обучения, принимаются все желающие дети без специальной подготовки, формируется творческий состав выпускающих школьную газету «о музыке и не только».
ТЕМА 1. Вводное занятие. Профессия журналиста (1часа).
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов.
Формирование представлений о профессии журналиста.
ТЕМА 2. Функции журналистики (1часа).
Функции журналистики:
Журналист как представитель определенного слоя общества.
ТЕМА 3. Требования к журналисту (1часа).
Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных и этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.
ТЕМА 4. История российской журналистики (1часа).
Из истории развития газетного дела.
Журналистика XVIII века.
Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке.
Журналистика XIX века.
А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
Истоки нравственных основ журналистской этики.
Задание. Написать репортаж « Моя школа». Каким должен быть журналист?
ТЕМА 5. Жанры журналистики (1 час).
Жанры журналистики и их особенности.
Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
ТЕМА 6. Язык журналистики (1часа).
Слово и понятие. Многозначность слова.
Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Задание. Подготовить рассказ « Я хочу рассказать о слове ….».
ТЕМА 7-8. Стилистические фигуры речи (1 часа).
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку о любом времени года, используя определенные стилистические фигуры.
ТЕМА 9. Композиция журналистского материала (1часа).
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в рассуждении.
Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите рассказ на тему «Как я провел лето», используя разные типы построения.
ТЕМА 10. Публицистический стиль (1часа).
Выразительные средства языка публицистических произведений.
Заглавие – важный компонент текста. Знакомство с различными видами заголовков.
Задание. Рассмотреть заголовки районной газеты «Северные нивы», попробуйте заменить их, что из этого получится?
ТЕМА 11. Информационные жанры (1часа).
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление.
Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Задание. Создание текста определенного жанра.
ТЕМА 12. Аналитические жанры (1часа).
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Задание. Написать отзыв об осеннем празднике «Золотая осень».
ТЕМА 13. Художественные жанры (1часа).
Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, и др.
Задание. Знакомство с письмами Лихачева. Выразительное чтение писем.
Наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; создание эссе или фельетона.
ТЕМА 14. Практическая работа «Написание статьи» (1часа).
Написание статьи для школьного сайта. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилисических норм и особенностей.
ТЕМА 15. Знакомство с оформительским делом (1часа).
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).
Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.
Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.
Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. С
Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER , MS POWER POINT.).
Задание. Практическая работа «Фоторепортаж»
ТЕМА 16. Особенности газетного языка (1часа).
Особенности газетного языка.
ТЕМА 17. Речевая культура (1часа).
Культура устной и письменной речи.
ТЕМА 18. Эстетика и дизайн. (1часа).
Эстетика как философская категория. Дизайн газеты.
Классический дизайн газеты. Современный дизайн газет. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.
Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.
Дизайн школьной газеты.
ТЕМА 19. Школьная газета (1часа).
Просмотр материалов школьной газеты. Техническое обеспечение.
ТЕМА 20. Роль школьной газеты (1часа).
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия классной газеты.
ТЕМА 21. Читатель и его интересы (1часа).
Кто будет читателем школьной газеты, и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений.
Задание. Провести анкетирование.
ТЕМА 22. Как написать статью в школьную газету? (1часа).
Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой».
Статья в школьную газету «Помни о прошлом».
ТЕМА 23. Темы газетных публикаций (1часа).
Правила расположение новостей. Рубрики. Полосы.
Задание. Составить эскиз газеты.
ТЕМА 24. Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 Марта (1 час).
Правила:
- честность и достоверность;
- краткость и ясность.
Способы предупреждения фактические ошибок:
ТЕМА 25. Требования к информации (1часа).
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.
Практическая работа. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.
ТЕМА 26. Источники информации (1часа).
Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.
ТЕМА 27. Заголовки и иллюстрации (1часа).
Объем заголовков, их стилистика. Иллюстрации.
Задание. Придумать 5 заголовков на тему «Школьная страна».
ТЕМА 28. Интервью (1 час).
Основные правила ведения интервью.
Задание. Взять интервью у участника Великой Отечественной войны Бадьярова Е.И.
ТЕМА 29. Выпуск газеты (1 час).
Этапы выпуска номера газеты:
Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода газеты.
ТЕМА 30. Школьная редакция 12часа).
Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).
ТЕМА 31. Практическая работа по выпуску школьной газеты (1часа).
час).
Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).
ТЕМА 32. Путевые заметки (1часа).
Понятие о путевых заметках, их основных формах. Композиционные особенности путевых заметок. Субъективный взгляд автора. Привлечение наглядного материала. Место путевых заметок в устной и письменной речи.
ТЕМА 33. Интернет-журналистика (1часа).
Школьный Интернет – сайт.
Работа на ПК
Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста
Выбор дизайна работы
Редактирование проекта
Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.
ТЕМА 34. Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений» (1часа).
Приглашение на занятие всех желающих.
Выставка наиболее интересных материалов и проектов.
Выпуск газеты с отчётом работы кружка «Юный журналист».
Формы проведения занятий.
В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий:
- ролевые игры;
- свободная творческая дискуссия;
- проблемная ситуация;
- групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- тренировочные упражнения;
- ситуативные тренинги;
- чтение и обсуждение статей из газет;
- встреча с журналистами;
- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выпуск школьных газет;
- подготовка статей для публикации в школьной газете.
III. Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование темы
|
Количество часов |
В том числе
|
|
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж. Журналистика как профессия. |
1 |
1 |
|
2 |
Функции журналистики. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Требования к журналисту. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
История российской журналистики. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Жанры журналистики. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Язык журналистики. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 |
Стилистические фигуры речи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
8 |
Стилистические фигуры речи |
1 |
0,5 |
0,5 |
9 |
Композиция журналистского материала. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Публицистический стиль. |
1 |
0,5 |
0,5 |
11 |
Информационные жанры. |
1 |
0,5 |
0,5 |
12 |
Аналитические жанры. |
1 |
0,5 |
0,5 |
13 |
Художественные жанры. |
1 |
0,5 |
0,5 |
14 |
Практическая работа «Написание статьи». |
1 |
0,5 |
0,5 |
15 |
Технические средства журналиста. |
1 |
0,5 |
0,5 |
16 |
Особенности газетного языка. |
11 |
0,5 |
0,5 |
17 |
Речевая культура. |
1 |
0,5 |
0,5 |
18 |
Эстетика и дизайн. |
1 |
0,5 |
0,5 |
19 |
Школьная газета. |
1 |
0,5 |
0,5 |
20 |
Роль школьной газеты. |
1 |
0,5 |
0,5 |
21 |
Читатель и его интересы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
22 |
Как и о чем писать для школьной газеты? |
1 |
0,5 |
0,5 |
23 |
Темы газетных публикаций. |
1 |
0,5 |
0,5 |
24 |
Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 1Марта |
1 |
0,5 |
0,5 |
25 |
Т1ребования к ин1формации. |
1 |
0,5 |
0,5 |
26 |
Ист1очники информации. |
1 |
0,5 |
0,5 |
27 |
Заголовки и иллюстрации. |
1 |
0,5 |
0,5 |
28 |
Интервью. |
1 |
0,5 |
0,5 |
29 |
Выпуск газеты. |
1 |
0,5 |
0,5 |
30 |
Школьная редакция. |
1 |
0,5 |
0,5 |
31 |
Практическая работа по выпуску школьной газеты. |
1 |
0,5 |
0,5 |
32 |
Путевые заметки |
1 |
0,5 |
0,5 |
33 |
Интернет-журналистика. |
1 |
0,5 |
0,5 |
34 |
Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Всего часов |
34 |
17 |
17 |
IV. Календарно - тематическое планирование.
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Планируемые результаты УУД |
Виды деятельности обучающихся |
Дата проведения |
|||
личностные |
познавательные |
коммуникативные |
регулятивные |
|||||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж. Журналистика как профессия. |
1 |
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
|
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
|
Планиование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия
|
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия |
Слушание объяснений учителя
|
|
2 |
Функции журналистики. |
1 |
Формирование интереса к выполнению творческих проектов.
|
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
|
|
3 |
Требования к журналисту. |
1 |
Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
|
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Самостоятельная работа с книгой.
|
|
4 |
История российской журналистики. |
1 |
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях |
Умение структурировать знания
|
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах
|
Работа с научно-популярной литературой.
|
|
5 |
Жанры журналистики. |
1 |
Формирование основ гражданской идентичности личности : когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты.
|
Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
|
Умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
|
Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой творческо-художественной, исследовательской деятельности
|
Наблюдение: |
|
6 |
Язык журналистики. |
1 |
Формирование основ социальных компетенций : ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
|
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах
|
Развитиеречевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
|
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия |
|
|
7 |
Стилистические фигуры речи. |
1 |
Формирование готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
|
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Работа с книгой |
|
8 |
Стилистические фигуры речи |
1 |
Формирование готовности и способности к выбору направления профильного образования .
|
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
|
Планиование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Систематизация знаний |
|
9 |
Композиция журналистского материала. |
1 |
Целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов
|
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
|
Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах
|
Решение познавательных задач (проблем) |
|
10 |
Публицистический стиль. |
1 |
Формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки.
|
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия |
Слушание и анализ выступлений своих товарищей. |
|
11 |
Информационные жанры. |
1 |
Целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика
|
Умение структурировать знания
|
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Работа с научно-популярной литературой; |
|
12 |
Аналитические жанры. |
1 |
Приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
|
Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
|
Умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. |
|
13 |
Художественные жанры. |
1 |
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
|
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах
|
Развитиеречевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
|
Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах
|
Просмотр учебных фильмов. |
|
14 |
Практическая работа «Написание статьи». |
1 |
Формирование интереса к выполнению творческих проектов.
|
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Планиование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия
|
Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой творческо-художественной, исследовательской деятельности
|
Изучение устройства музыкальных инструментов |
|
15 |
Технические средства журналиста. |
2 |
Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
|
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
|
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
|
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия |
Изучение устройства музыкальных инструментов |
|
16 |
Особенности газетного языка. |
1 |
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях |
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Просмотр учебных фильмов. |
|
17 |
Речевая культура. |
1 |
Формирование основ гражданской идентичности личности : когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты.
|
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
|
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Изучение устройства музыкальных инструментов |
|
18
|
Эстетика и дизайн. |
1 |
Формирование основ социальных компетенций : ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
|
Умение структурировать знания
|
Умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
|
Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах
|
Просмотр учебных фильмов. |
|
19 |
Школьная газета. |
1 |
Формирование готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
|
Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
|
Развитиеречевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
|
Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой творческо-художественной, исследовательской деятельности
|
|
|
20 |
Роль школьной газеты. |
1 |
Формирование готовности и способности к выбору направления профильного образования .
|
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах
|
Планиование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия
|
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия |
Изучение устройства музыкальных инструментов |
|
21 |
Читатель и его интересы. |
1 |
Целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов
|
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Просмотр учебных фильмов. |
|
22 |
Как и о чем писать для школьной газеты? |
1 |
Формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки.
|
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Разработка афиши концерта |
|
23 |
Темы газетных публикаций. |
1 |
Целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика
|
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах
|
Слушание объяснений учителя
|
|
24 |
Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 Марта |
1 |
Приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
|
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
|
Умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
|
Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой творческо-художественной, исследовательской деятельности
|
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
|
|
25 |
Требования к информации. |
1 |
Целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов
|
Умение структурировать знания
|
Развитиеречевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
|
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия |
Самостоятельная работа с книгой.
|
|
26 |
Источники информации. |
1 |
Формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки.
|
Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
|
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Работа с научно-популярной литературой.
|
|
27 |
Заголовки и иллюстрации. |
1 |
Целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика
|
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах
|
Планиование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Наблюдение: |
|
28 |
Интервью. |
1 |
Приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
|
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
|
Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах
|
Самостоятельная работа с книгой.
|
|
28 |
Выпуск газеты. |
1 |
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
|
Умение структурировать знания
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой творческо-художественной, исследовательской деятельности
|
Работа с научно-популярной литературой.
|
|
30 |
Школьная редакция. |
1 |
Формирование интереса к выполнению творческих проектов.
|
Умение структурировать знания
|
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия |
Систематизация знаний |
|
31 |
Практическая работа по выпуску школьной газеты. |
1 |
Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
|
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
|
Умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
|
|
32 |
Путевые заметки |
1 |
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях |
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Развитиеречевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Слушание объяснений учителя
|
|
33 |
Интернет-журналистика. |
1 |
Формирование основ гражданской идентичности личности : когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты.
|
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
|
Умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми |
Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах
|
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
|
|
34 |
Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений» |
1 |
Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей |
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми |
Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой творческо-художественной, исследовательской деятельности
|
|
|
V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения курса внеурочной
деятельности.
Информационно- методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
Интернет-источники:
1. www.proshkolu.ru
2. www.testoch.com
3. www.festival.1september.ru
4. www.nsportal.ru
5. www.uroki.net
Список литературы для учителя.
1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. М.: Высшая школа.1987
2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы.– М.: Просвещение. 2002
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1998
4. Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996
5. Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011
6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
7. Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М .,1990
Список литературы для для учащихся.
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
6. Тексты, обозначенные в содержании программы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.