Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО МО естественно -математического Протокол № 1 от 25. 08. 2021г. Руководитель МО______ Полякова Е.О.
|
|
УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ №8 Пр.№ 281 от 1.09.2021 Директор_____ Валитова Н.В.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
для 8-9 классов
(срок реализации программы – 2 года)
Составитель :
Степанкова Н.С.
2021 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
для 8-9 классов
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 8-9 классов МБОУ СОШ №8 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №8 на 2021 – 2022 учебный год на изучение данного курса в каждом классе отводится 34 часа (1 час в неделю), на основании Календарного учебного графика МБОУ СОШ №8 на 2021-2022 уч. год спланировано 34 часа.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№ 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта основного общего образования»(в ред. приказа МинпросвещенияРоссии от 11.12.2020 № 712).
3. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 (с изменениями от 23.12.2020 г., приказ №766).
4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - СП 2.4.3648-20).
5. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.№ 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
6. Программа развития воспитания в РО на период до 2025г. пр №546 от 10.06.2021 Министерства образования и профессионального образования РО.
7. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
8. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
9. Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
10. Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
11. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №8;
Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 7 классы обещеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлю- гова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 - 7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи:
Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,
Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его этапах ведущими методами выступают отдельные, приведенные ниже методы.
Методы обучения: словесные - беседа, рассказ, монолог, диалог; наглядные - демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, моделей, открыток, чертежей творческих заданий, изготовление моделей, макетов и др.; репродуктивные - работа по шаблонам, калькам, чертежам; проблемно-поисковые - изготовление изделий по рисунку, по собственному замыслу, решение творческих задач, индивидуальные - задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося; игровые.
Метод проектов используется на занятиях в течение всего периода обучения. Он способствует включению ребят в проектную культуру не только как ее наследников, но и творцов, формированию у обучающихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа всоциуме.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: творческие задания, комфортная структура занятия, познавательные и развивающие, иммитационные игры, экскурсии, коллективные обсуждения и т.д. Творческиемастерские.
Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализрезультатов.
Методы контроля - контрольные задания в виде творческих работ в конце каждой темы в процессе обучения, выставки, участие вконкурсах.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта учащихся.
Основным методом проведения занятий является практическая работа
V. Место предмета в учебном плане
В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №8 на 2021 – 2022 учебный год на изучение данного курса в 2021 – 2022 учебном году отводится 1 час в неделю , на основании Календарного учебного графика МБОУ СОШ №8 на 2021-2022 уч. год спланировано 64 часов
8 класс – 31 час
9 класс- 33 час
Календарно – тематическое планирование
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
для 8 класса
Календарно-тематическое планирование по курсу «Финансовая грамотность»
8 класс, 31 час.
№ |
Содержание |
кол час ов |
Название раздела
|
Форма организации |
Виды деятельности |
дата проведения |
Причины коррек тировки |
||||
8 «А» |
8»Б» |
||||||||||
по плану |
факти-чески |
по плану |
факти-чески |
||||||||
Доходы и расходы семьи |
|||||||||||
1. |
Доходы и расходы семьи Познавательная беседа Деньги». Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Доходы семьи и расходы семьи Предметы первой необходимости Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Семейный бюджет Долги. Сбережения. Вклады
|
1 |
Введение. «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» |
Познавательная беседа |
Мозговой штурм. |
7.09 |
7.09 |
6.09 |
|
|
|
2. |
1 |
«Деньги». |
Мастер-класс |
Работа в группе |
14.09 |
|
13.09 |
|
|
||
3. |
1 |
«Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». |
Интерактивная беседа |
Практическая работа |
21.09 |
|
20.09 |
|
|
||
4. |
1 |
«Доходы семьи». |
Урок-лаборатория |
Групповая игра. |
28.09 |
|
27.09 |
|
|
||
5. |
1 |
«Расходы семьи». |
Урок-лаборатория |
Работа со статистикой |
5.10 |
|
4.10 |
|
|
||
6. |
1 |
«Предметы первой необходимости». |
Викторина |
Групповая игра. |
12.10 |
|
11.10 |
|
|
||
7. |
1 |
«Товары длительного пользования». |
Викторина |
Групповая игра. |
19.10 |
|
18.10 |
|
|
||
8. |
1 |
«Услуги. Коммунальные услуги». |
Ролевая игра |
Решение практических задач |
9.11 |
|
8.11 |
|
|
||
9. |
1 |
«Семейный бюджет». |
Ролевая игра |
Групповая игра. |
16.11 |
|
15.11 |
|
|
||
10. |
1 |
«Долги. Сбережения. Вклады». |
Практическая работа |
Мозговой штурм. |
23.11 |
|
22.11 |
|
|
||
|
Риски потери денег и имущества и как человек может от того защититься
|
||||||||||
11. |
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов Страхование Страховая компания. Страховой полис Принципы работы страховой компании |
1 |
«Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». |
Урок-лаборатория |
Решение практических задач |
29.11 |
|
30.11 |
|
|
|
12. |
1 |
«Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». |
Презентация. |
Дискуссия |
7.12 |
|
6.12 |
|
|
||
13. |
1 |
«Страхование». |
Урок-лаборатория |
Решение логических задач |
14.12 |
|
13.12 |
|
|
||
14. |
1 |
«Страховая компания. Страховой полис». |
Познавательная беседа |
Мозговой штурм. |
21.12 |
|
20.12 |
|
|
||
15. |
1 |
«Страхование имущества, здоровья, жизни». |
Урок-лаборатория |
Творческая работа |
11.01 |
|
12.01 |
|
|
||
16. |
1
|
«Принципы работы страховой компании». |
Урок-лаборатория |
Практическая работа |
18.1 |
|
19.01 |
|
|
||
Семья и государство: как они взаимодействуют.
|
|||||||||||
17. |
Налоги. Виды налогов Социальные пособия Социальные выплаты. Государственная социальная поддержка.
Инфляция. Способы преодоления. Банковские услуги. Вклады (депозиты). Кредит. Залог. Собственный бизнес. Бизнес-план. Бизнес для подростков. Валюта в современном мир. Личный финансовый план |
1 |
«Налоги». |
Мастер-класс |
Мини-исследование |
25.01 |
|
26.01 |
|
|
|
18. |
1 |
«Виды налогов». |
Урок-лаборатория |
Аналитическая работа |
1.02 |
|
31.01 |
|
|
||
19. |
1 |
«Социальные пособия». |
Познавательная беседа |
Презентация. |
8.02 |
|
7.02 |
|
|
||
20. |
1 |
«Социальные выплаты». |
Урок-лаборатория |
Решение экономических задач |
15.02 |
|
16.02 |
|
|
||
21. |
1 |
«Государство – это мы». |
Презентация. |
Проектная работа |
22.02 |
|
21.02 |
|
|
||
|
|
|
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
|
||||||||
22. |
1 |
«Как спасти деньги от инфляции». |
Урок-лаборатория |
Групповая игра. |
1.03 |
|
28.02 |
|
|
||
23. |
1 |
«Банковские услуги». |
Урок-лаборатория |
Решение проблемной ситуации |
15.03 |
|
14.03 |
|
|
||
24. |
1 |
Практическая работа «Вклады (депозиты)». |
Урок-лаборатория |
Групповая игра. |
22.03 |
|
21.03 |
|
|
||
25. |
1 |
«Кредит. Залог». |
Деловая игра |
Групповая игра. |
5.04 |
|
4.05 |
|
|
||
26. |
1 |
«Собственный бизнес». |
Составление бизнес-плана |
Индивидуальная работа |
12.04 |
|
11.04 |
|
|
||
27. |
1 |
«Возможности работы по найму и собственного бизнеса». |
Ролевая игра |
Групповая игра. |
19.04 |
|
18.04 |
|
|
||
28. |
1 |
«Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». |
Урок-лаборатория |
Сюжетно-ролевая игра |
26.04 |
|
25.04 |
|
|
||
29. |
1 |
Разработка бизнес-плана. |
Тренинг. |
Практическая работа |
17.05 |
|
16.05 |
|
|
||
30. |
1 |
«Валюта в современном мире». |
Урок-лаборатория |
Решение практических задач |
24.05 |
|
23.05 |
|
|
||
31.
|
1 |
Что такое финансовая грамотность? |
Круглый стол |
Мозговой штурм |
31.05 |
|
30.05 |
|
|
||
|
ИТОГО |
31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно – тематическое планирование
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
для 9 класса
Календарно-тематическое планирование по курсу: «Финансовая грамотность»
9 класс.
№ |
Содержание |
кол час ов |
Название раздела
|
Форма организации |
Виды деятельности |
дата |
Причины корректировки |
|||
9 «А» |
9»Б» |
|
||||||||
план |
факт |
|
|
|||||||
1 |
Управление денежными средствами семьи
Происхождение денег.
Источники денежных средств семьи.
Контроль семейных расходов.
Построение семейного бюджета
Семейный бизнес .
Способы повышения семейного благосостояния
Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Риски в мире денег. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы
Риски в мире денег. Какие бывают финансовые риски: финансовые пирамиды
Семья и финансовые организации: Банки и их роль в жизни семьи.
Собственный бизнес.
Валюта в современном мире.
Человек и государство: как они взаимодействуют
Налоги и их роль в жизни семьи.
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
|
1 |
Современные деньги России и других стран. |
Презентация |
|
2.09 |
|
2.09 |
|
|
2-3 |
2 |
Деньги. |
Мастер-класс |
Практическая работа |
9.09 16.09 |
|
9.09 16.09 |
|
|
|
4 |
1 |
Структура доходов семьи. |
Интерактивная беседа |
Практикум |
23.09 |
|
23.09 |
|
|
|
5 |
1 |
Зарплата как источник дохода. |
Урок-лаборатория |
Проектная |
30.09 |
|
30.09 |
|
|
|
6 |
1 |
Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России. |
Урок-лаборатория |
Групповая работа |
7.10 |
|
7.10 |
|
|
|
7 |
1 |
Структура семейных расходов. |
Викторина |
Индивидуальная работа |
14.10 |
|
14.10 |
|
|
|
8 |
1 |
Контроль семейных расходов. |
Урок-лаборатория |
Мозговой штурм |
21.10 |
|
21.10 |
|
|
|
9 |
1 |
Практическая работа. Контроль семейных расходов. |
Ролевая игра |
Групповая работа |
11.11 |
|
11.11 |
|
|
|
10 |
1 |
Что такое семейный бюджет. |
Ролевая игра |
Групповая работа |
18.11 |
|
18.11 |
|
|
|
11 |
1 |
Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет. |
Практическая работа |
Групповая работа |
25.11 |
|
25.11 |
|
|
|
12 |
1 |
Составление, семейного бюджета. |
Урок- лаборатория |
Групповая работа |
2.12 |
|
2.12 |
|
|
|
13-14 |
2 |
Практическая работа. Составление, семейного бюджета. |
Решение проблемной ситуации |
Групповая работа |
9.12 16.12 |
|
9.12 16.12 |
|
|
|
15 |
1 |
Составление бюджета семьи. . |
Решение проблемной ситуации |
Групповая игра. |
23.12 |
|
23.12 |
|
|
|
16 |
1 |
Что такое финансовое мошенничество. |
Онлайн-урок |
Групповая игра. |
13.01 |
|
13.01 |
|
|
|
17 |
1 |
Фальшивые деньги. Тест. |
Презентация |
Групповая игра. |
20.01 |
|
20.01 |
|
|
|
18 |
1 |
Что такое пенсия. |
Онлайн-урок |
Групповая игра. |
27.01 |
|
27.01 |
|
|
|
19 |
1 |
Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии. |
Онлайн-урок |
Тренинг |
3.02 10.02 |
|
3.02 10.02 |
|
|
|
20 |
1 |
Банки и их функции. |
Презентация |
Ролевая групповая игра |
17.02 |
|
17.02 |
|
|
|
21-22 |
2 |
Договор банковского вклада и банковского счёта. |
Беседа |
Решение практических задач |
24.02 3.03 |
|
24.02 3.03 |
|
|
|
23 |
1 |
Банковский кредит и условия его предоставления. |
Урок-лаборатория |
Решение практических задач |
10.03 |
|
10.03 |
|
|
|
24 |
1 |
Банковские карты. Виды банковских карт. |
Деловая игра |
Решение практических задач |
17.03 |
|
17.03 |
|
|
|
25-26 |
2 |
Практическая работа. Банковские карты. |
Составление бизнес-плана |
Решение практических задач |
24.03 7.04
|
|
24.03 7.04
|
|
|
|
27 |
1 |
Практическая работа. Банковские карты. |
Ролевая игра |
Решение практических задач |
14.04 |
|
14.04 |
|
|
|
28 |
1 |
Налог. Какие налоги вам предстоит платить. |
Урок-лаборатория |
Решение практических задач |
21.04 |
|
21.04 |
|
|
|
29 |
1 |
Налоги, которые мы платим |
Тренинг. |
Решение практических задач |
28.04 |
|
28.04 |
|
|
|
30 |
1 |
Информационное общество. Портал государственных услуг. |
Презентация |
Практическая работа |
4.05 |
|
4.05 |
|
|
|
31 |
1 |
Простые правила похода в магазин. Практическая работа. Правила похода в магазин. |
Урок-лаборатория |
Решение практических задач |
11.05 |
|
11.05 |
|
|
|
32 |
1 |
Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги. |
Презентация |
Решение практических задач |
18.05 |
|
18.05 |
|
|
|
33 |
1 |
Финансовая грамотность. |
Круглый стол |
Групповая работа |
25.05 |
|
25.05 |
|
|
|
34 |
33 |
Итого . |
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы:
Основная литература:
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 2015
2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Ма- риинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2018.
3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2020. 319 с.
4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2013. 178 с.
5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Исполь- зование инновационных образовательных технологий для форми- рования компетентностных образовательных результатов школьни- ков: методические рекомендации для учителя к программе
«Экономика». Барнаул: Азбука, 2017. 94 с.
6. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требова- нию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru
7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению.
1. Интернет ресурсы:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.