Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 491 с углубленным изучением математики
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Утверждаю Директор ГБОУ СОШ № 491 _____________ В.А.Коганкова |
Приказ №___от___________ |
|
Принято на заседании педагогического совета Протокол № от
|
|
|
Рассмотрено на заседании методического объединения Руководитель методического объединения _____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Музыкальный Петербург»
(общекультурное направление)
для обучающихся 5-х классов
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Составитель: Файзиева Н.В.
учитель музыки
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности
Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:
· Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 г., рег. №17785, с последующими изменениями и дополнениями);
· Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
· Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
· Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10", утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. №19993;
· Письмо Минобрнауки России №03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при ФГОС»;
· Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
· Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
· О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
· Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.
Музыкальная культура всегда являлась неотъемлемой частью духовного начала образованного петербуржца. А так как музыкальная культура Петербурга занимает почётное место в развитии мировой культуры, то необходимо помочь детям ориентироваться в музыкальной культуре нашего города. Учащиеся должны знать историю основных музыкально-театральных и концертных учреждений, музеев, связанных с великими композиторами – петербуржцами, музыкантами-исполнителями. Дети должны иметь представление о том, где и в чьём исполнении звучат старинные и современные музыкальные произведения на концертных площадках нашего города.
Актуальность программы «Музыкальный Петербург» заключается в воспитании, развитии и поддержании в детях интереса к искусству и культуре родного города, национальным и зарубежным музыкальным традициям. Учебный материал программы «Музыкальный Петербург» имеет несколько составляющих: историческую; архитектурно-историческую; культурно-историческую; художественную. Программа соединяет в себе два главных и взаимосвязанных направления: знакомство с музыкальными традициями Санкт-Петербурга, современной музыкальной жизнью города и эстетическое развитие
ученика, воспитание и постоянное расширение его общей культуры и эрудиции.
Отличительной особенностью программы «Музыкальный Петербург» является то, что занятия тесно переплетаются и базируются на теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на уроках музыки.
На занятиях по программе «Музыкальный Петербург» школьники приобщаются к музыкально-теоретическому искусству, развивается творческая активность детей. Школьники знакомятся с ленинградскими композиторами и их произведениями.
Целью программы создание условий для формирования знаний о музыкальной
культуре Санкт-Петербурга, посредством приобретения теоретических знаний, а также
развитие музыкальной культуры учащегося.
Задачи:
Обучающие:
· получение учащимся знаний о музыкальной культуре Петербурга прошлых эпох;
· получение информации о музыкальной жизни современного Петербурга;
· овладение необходимыми теоретическими знаниями;
· приобщение детей к музыкальному искусству;
Воспитательные:
полезного характера музыкально-творческой деятельности;
Развивающие:
· развивать познавательный интерес обучающихся к музыке разных
жанров, характеров;
· пробудить желание совершенствовать собственную музыкальную культуру через самостоятельную продуктивную деятельность;
· развить творческое мышление;
· развить уверенность в себе;
· развить воображение.
Общая характеристика программы « Музыкальный Петербург»
Музыкальная культура Санкт-Петербурга занимает почётное место в развитии мировой культуры. В нашем городе сложились традиции исполнительской, слушательской и музыкально-краеведческой культуры. Программа курса «Музыкальный Санкт-Петербург» является составной частью развёрнутого общеобразовательного курса предметов: «Музыка», «МХК», «История и культура Санкт-Петербурга».
Программа создаёт единую и неразрывную цепь в восприятии русской музыкальной культуры.
В основу курса положены:
· тематические уроки;
· обобщающие уроки («Театры Санкт-Петербурга», «Концертные залы
Санкт-Петербурга»);
· уроки-викторины («Музыкальные названия на карте Петербурга»);
· уроки-выставки («Музей музыкальных инструментов»);
· урок-экскурсия (Музей Н.А.Римского-Корсакова);
· урок-путешествие («Краткий путеводитель по театрам.»);
· олимпиада по музыкальному краеведению;
· уроки- «Музыкальные чтения».
Формы организации курса внеурочной деятельности
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: беседа, показ, объяснение, лекция, экскурсия, проблемная беседа, творческая работа, деловая игра, конференция, пресс-конференция, презентация, практическая работа в группах, деловая игра, проектная деятельность, рефлексия, творческий отчет,
- фронтальная: беседа, показ, объяснение, лекция, экскурсия;
- групповая: практическая работа в группах, деловая игра, проектная деятельность, рефлексия, творческая работа, творческий отчет; музыкальная гостиная
- индивидуальная: беседа, консультация, анализ проделанной работы.
Программа может быть реализована удалённо, с применением дистанционных технологий.
Форма организации деятельности учащихся на занятиях:
Виды занятий:
Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Музыкальный Петербург» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 часа в неделю, всего 68 часов: аудиторных и внеаудиторных занятий.
Группа формируется из учащихся 5 класса, принимаются все желающие дети без специальной подготовки, наличие особых музыкальных способностей не требуется.
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности.
Личностные результаты освоения программы:
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
- уважительное отношение к культуре;
- реализация творческого потенциала;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты освоения программы:
- характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.
Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления и музыкальной картине мира;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.
Форма проведения промежуточной аттестации
результатов внеурочных занятий.
Способы определения результативности. На каждом занятии учитель проводит экспресс-опросы по пройденной теме в игровой форме, в форме мини-тестов,кроссворд-опросов
Формы подведения итогов реализации образовательной программы. Итоги реализации программы отражаются в приготовленном материале: в виде записей, кроссвордов, проектов, плакатов, презентаций.
II. Содержание курса
Программа курса внеурочной деятельности «Музыкальный Петербург» по формированию и развитию основ музыкальной культуры у школьников 5 класса включает в себя спектр направлений, которые необходимы для формирования умений восприятия музыкальных произведений и проявлении творческого воображения при самостоятельной музыкальной деятельности. Программа состоит из 6 разделов:
Раздел 1. Композиторы в Петербурге -20 часов
Раздел 2. Имена Петербурга – 6 часов
Раздел 3. Концертные залы и театры – 24 часа
Раздел 4. «Музыкальные» площади- 6 часов
Раздел 5. Петербург в музыкальных названиях и сюжетах – 2 часа
Раздел 6. Страницы музыкальной истории.- 6 часов
Раздел 1. Композиторы в Петербурге -20 часов: Вводное занятие. Композиторы в Петербурге. М.И. Глинка.; А.С. Даргомыжский.. М.А. Балакирев., А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский., С.С. Прокофьев, Д.Д.Шостакович
Раздел 2. Имена Петербурга – 6 часов : Имена Петербурга: памятники и мемориальные доски; Их именами названы концертные залы и учебные заведения; Музыкальные названия на карте Петербурга..
Раздел 3. Концертные залы и театры – 24 часа Концертные залы Петербурга. Краткий путеводитель по концертным залам. Устройство зала ( словарик); Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга.; Малый и большой зал Филармонии; Театры. Большой (Каменный ) театр.; Детский музыкальный театр «Зазеркалье»; Мариинский театр; Михайловский театр; « Санктъ-Петербургъ Опера» - камерный музыкальный театр
Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии; Эрмитажный театр; Краткий путеводитель по театрам.; Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Композиторское «Генеалогическое древо».
Раздел 4. «Музыкальные» площади- 6 часов: Музыкальные» площади. Театральная площадь.; Площадь Островского; Площадь искусств.
Раздел 5. Петербург в музыкальных названиях и сюжетах – 2 часа
Раздел 6. Страницы музыкальной истории.- 6 часов: Музей музыкальных инструментов. Петербургские органы. История фортепианных фабрик.; Музыкальное образование и нотные издательства в Петербурге. Итоговое занятие. Мой музыкальный Петербург
ТЕМА 1. Вводное занятие. Композиторы в Петербурге. М.И. Глинка. Знакомство с программой курса, решение организационных вопросов. Беседа о ролики музыки в истории Санкт-Петербурга.
ТЕМА 2. Композиторы в Петербурге. А.С. Даргомыжский. (2часа).Знакомство с композитором и виртуальная экускурсия в гости к А.С. Даргомыжскому
ТЕМА 3. Композиторы в Петербурге. М.А. Балакирев. (2часа).Удивительная история как Балакирев приехать покорять Санкт-Петербург
ТЕМА 4. Композиторы в Петербурге. А.П.Бородин (2часа).Речь пойдет о том, что общего между химией и музыкой .
ТЕМА 5. Композиторы в Петербурге. М.П. Мусоргский (2 часа).Путешествие по музыке и историческим местам,связаным с М.П. Мусогрским
ТЕМА 6. Композиторы в Петербурге. Н.А. Римский-Корсаков 2часа). Волшебная история о композиторе романике,путешественнике, морском офицере.
ТЕМА 7. Композиторы в Петербурге.П.И. Чайковский. (2 часа).Путешествие в историю в гостик великому композитору.
ТЕМА 8. Композиторы в Петербурге. И.Ф. Стравинский (2часа).Рассказ о том почему жар-птица нравилась Стравинскому.
ТЕМА 9. Композиторы в Петербурге С.С. Прокофьев (2часа).Беседа о жизни и творчестве композитора
ТЕМА 10. Композиторы в Петербурге. Д.Д.Шостакович. (2часа).Как связано творчество Дмитрия Шостаковича и подвиг ленинградцев во время блокады.
ТЕМА 11. Имена Петербурга: памятники и мемориальные доски. (2часа ) Путешествие по страницам истории.
ТЕМА 12 Их именами названы концертные залы и учебные заведения. (2часа ).
ТЕМА 13 Музыкальные названия на карте Петербурга. (2часа )
ТЕМА 14 Концертные залы Петербурга. Краткий путеводитель по концертным залам. Устройство зала ( словарик) (2часа )
ТЕМА 15 Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга. (2часа )
ТЕМА 16 Малый и большой зал Филармонии. (2часа )
ТЕМА 17 Театры. Большой (Каменный ) театр. (2часа )
ТЕМА 18. Детский музыкальный театр «Зазеркалье» (2часа).) Истории из жизни(2часа )
ТЕМА 19. Мариинский театр (2часа). Волшебное путешествие за кулисы театра.
ТЕМА 20. Михайловский театр (2часа). Обобщение по теме музыкальные инструменты. Тест. Музыкальная игра « Интервью в яме симфонического оркестра»
ТЕМА 21. « Санктъ-Петербургъ Опера» - камерный музыкальный театр. (2часа).О секретах дирижерской палочки.
ТЕМА 22. Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии (2часа). Галерея литературных образов. Музыкально – литературный турнир. Читаем стихи о музыке и музыкантах.
ТЕМА 23. Эрмитажный театр. (2часа).Путешествие в картинную галерею..
ТЕМА 24 Краткий путеводитель по театрам. (2 часов). Истории из жизни музыкальных произведений и их авторов.
ТЕМА 25. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Композиторское «Генеалогическое древо».Исследование тайных знаков,погружение в историю родословной композитора сказочника
ТЕМА 26. «Музыкальные» площади. Театральная площадь. Урок –прогулка. Погружение в историю создания площади.
ТЕМА 27. «Музыкальные» площади. Площадь Островского. Урок-квест. Разгадать тайны истории создания площади
ТЕМА 28. «Музыкальные» площади. Площадь искусств. Урок-викторина
ТЕМА 29. Раздел 4. Знаменитые композиторы, гастролировавшие в Петербурге - Ленинграде – 2 часа урок- концерт
ТЕМА 30. Раздел 5. Петербург в музыкальных названиях и сюжетах – 2 часа
ТЕМА 31. Раздел 6. Страницы музыкальной истории.- 6 часов (2часа). Истории из жизни музыкальных произведений и их авторов. Просмотр видеосюжетов.
ТЕМА 32. Музей музыкальных инструментов. Петербургские органы. История фортепианных фабрик.
ТЕМА 33 Музыкальное образование и нотные издательства в Петербурге.
ТЕМА 34. Итоговое занятие. Мой музыкальный Петербург (2часа).Подведение итогов . Выбираем лучший проект года.
III. Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование темы
|
Количество часов |
В том числе
|
|
Теоретические занятия
|
Практические занятия |
|||
|
Раздел 1. Композиторы в Петербурге -20 ч |
|||
1 |
Вводное занятие. Композиторы в Петербурге. М.И. Глинка. |
2 |
2 |
|
2 |
Композиторы в Петербурге. А.С. Даргомыжский. |
2 |
1 |
1 |
3 |
Композиторы в Петербурге. М.А. Балакирев. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Композиторы в Петербурге. А.П.Бородин |
2 |
1 |
1 |
5 |
Композиторы в Петербурге. М.П. Мусоргский |
2 |
1 |
1 |
6 |
Композиторы в Петербурге. Н.А. Римский-Корсаков |
2 |
1 |
1 |
7 |
Композиторы в Петербурге.П.И. Чайковский. |
2 |
1 |
1 |
8 |
Композиторы в Петербурге. И.Ф. Стравинский |
2 |
1 |
1 |
9 |
Композиторы в Петербурге.С.С. Прокофьев |
2 |
1 |
1 |
10 |
Композиторы в Петербурге. Д.Д.Шостакович |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 2. Имена Петербурга – 6 часа
|
|||
11 |
Имена Петербурга: памятники и мемориальные доски. |
2 |
1 |
1 |
12 |
Их именами названы концертные залы и учебные заведения. |
2 |
1 |
1 |
13 |
Музыкальные названия на карте Петербурга. |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 3. Концертные залы и театры – 24 часов
|
|||
14 |
Концертные залы Петербурга. Краткий путеводитель по концертным залам. Устройство зала ( словарик) |
2 |
1 |
1 |
15 |
Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга. |
2 |
1 |
1 |
16 |
Малый и большой зал Филармонии. |
2 |
1 |
1 |
17 |
Театры. Большой (Каменный ) театр. |
2 |
1 |
1 |
18 |
Детский музыкальный театр «Зазеркалье» |
2 |
1 |
1 |
19 |
Мариинский театр |
2 |
1 |
1 |
20 |
Михайловский театр |
2 |
1 |
1 |
21 |
« Санктъ-Петербургъ Опера» - камерный музыкальный театр |
2 |
1 |
1 |
22 |
Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии |
2 |
1 |
1 |
23 |
Эрмитажный театр |
2 |
1 |
1 |
24 |
Краткий путеводитель по театрам. |
2 |
1 |
1 |
25 |
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Композиторское «Генеалогическое древо». |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 4. «Музыкальные» площади- 6 часов |
|||
26 |
«Музыкальные» площади. Театральная площадь. |
2 |
1 |
1 |
27 |
«Музыкальные» площади. Площадь Островского |
2 |
1 |
1 |
28 |
«Музыкальные» площади. Площадь искусств. |
2 |
1 |
1 |
29 |
Раздел 4. Знаменитые композиторы, гастролировавшие в Петербурге - Ленинграде – 2 часа |
|||
30 |
Раздел 5. Петербург в музыкальных названиях и сюжетах – 2 часа |
|||
31 |
Раздел 6. Музей музыкальных инструментов. Петербургские органы. История фортепианных фабрик..- 6 часов |
|||
32 |
Музей музыкальных инструментов. Петербургские органы. История фортепианных фабрик. |
2 |
1 |
1 |
33 |
Музыкальное образование и нотные издательства в Петербурге. |
2 |
1 |
1 |
34 |
Итоговое занятие. Мой музыкальный Петербург |
2 |
|
2 |
|
Всего часов |
68 |
34 |
34 |
IV. Календарно - тематическое планирование.
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Планируемые результаты УУД |
Виды деятельности обучающихся |
Дата проведения |
|||
личностные |
познавательные |
коммуникативные |
регулятивные |
|||||
1-2 |
Вводное занятие. Композиторы в Петербурге. М.И. Глинка |
2 |
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека( на личном примере)
|
Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
|
Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
|
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
|
Слушание объяснений учителя
|
2.09 |
3-4 |
Композиторы в Петербурге. А.С. Даргомыжский |
2 |
Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)
|
Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
|
Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
|
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
|
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
|
9.09 |
5,6 |
Композиторы в Петербурге. М.А. Балакирев. |
2 |
Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками |
Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;
|
Участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Самостоятельная работа с книгой.
|
16.09 |
7,8 |
Композиторы в Петербурге. А.П.Бородин |
2 |
Развивать познавательные интересы
|
Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов |
Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
|
Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
|
Работа с научно-популярной литературой.
|
23.09 |
9, 10 |
Композиторы в Петербурге. М.П. Мусоргский |
2 |
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении
|
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;
|
Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования,
|
Мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
|
Наблюдение: |
30.09 |
11,12 |
Композиторы в Петербурге. Н.А. Римский-Корсаков |
2 |
Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры
|
Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;
|
Участиует в исследовательских проектах
|
Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
|
|
7.10 |
13, 14 |
Композиторы в Петербурге.П.И. Чайковский |
2 |
Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.
|
Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
|
Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
|
Действовует конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
|
Работа с книгой |
14.10 |
15, 16 |
Композиторы в Петербурге. И.Ф. Стравинский |
2 |
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
|
Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
|
Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
|
Оценивает музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
|
Систематизация знаний |
21.10 |
17, 18 |
Композиторы в Петербурге.С.С. Прокофьев |
2 |
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
|
Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
|
Понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
|
Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
|
Решение познавательных задач (проблем) |
28.10 |
19, 20 |
. Композиторы в Петербурге. Д.Д.Шостакович |
2 |
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
|
Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства |
Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
|
Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
|
Слушание и анализ выступлений своих товарищей. |
11.11 |
21, 22 |
Имена Петербурга: памятники и мемориальные доски |
2 |
Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов |
Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
|
Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
|
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
|
Работа с научно-популярной литературой; |
18.11 |
23, 24 |
Их именами названы концертные залы и учебные заведения. |
2 |
Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками |
Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий |
Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
|
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
|
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. |
25.11 |
25, 26 |
Музыкальные названия на карте Петербурга.
|
2 |
Развивать познавательные интересы
|
Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий |
Создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Просмотр учебных фильмов. |
2.12 |
27, 28 |
Концертные залы Петербурга. Краткий путеводитель по концертным залам. Устройство зала ( словарик)
|
2 |
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении
|
Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
|
Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
|
Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
|
Изучение устройства музыкальных инструментов |
9.12 |
29,30 |
Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга |
2 |
Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.
|
Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
|
Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
|
Мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
|
Изучение устройства музыкальных инструментов |
16.12 |
31, 32 |
Малый и большой зал Филармонии |
2 |
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
|
Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
|
Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
|
Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
|
Просмотр учебных фильмов. |
23.12 |
33, 34 |
Театры. Большой (Каменный ) театр. |
2 |
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
|
Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
|
Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
|
Действовует конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
|
Изучение устройства музыкальных инструментов |
13.01 |
35, 36
|
Детский музыкальный театр «Зазеркалье» |
2 |
Развивать познавательные интересы
|
Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
|
Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
|
Оценивает музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
|
Просмотр учебных фильмов. |
20.01 |
37. 38 |
Мариинский театр |
2 |
Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками |
Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства |
Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
|
Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
|
|
27.01 |
39, 40 |
Михайловский театр . |
2 |
Развивать познавательные интересы
|
Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства
|
Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
|
Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
|
Изучение устройства музыкальных инструментов |
03.02 |
41, 42 |
« Санктъ-Петербургъ Опера» - камерный музыкальный театр. |
2 |
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении
|
Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
|
Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
|
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
|
Просмотр учебных фильмов. |
10.02 |
43, 44 |
Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии |
2 |
Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии
|
Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
|
Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
|
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
|
Разработка афиши концерта |
17.02 |
45, 46 |
Эрмитажный театр |
2 |
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении
|
Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
|
Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Слушание объяснений учителя
|
24.02 |
47, 48 |
Краткий путеводитель по театрам. |
2 |
Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.
|
Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
|
Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
|
Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
|
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
|
|
49, 50 |
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. |
2 |
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
|
Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
|
Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
|
Мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
|
Самостоятельная работа с книгой.
|
2.03 |
51, 52 |
«Музыкальные» площади. Театральная площадь.
|
2 |
Развивать познавательные интересы
|
Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
|
Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
|
Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
|
Работа с научно-популярной литературой.
|
9.03 |
53, 54 |
«Музыкальные» площади. Площадь Островского
|
2 |
Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками |
Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
|
Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
|
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
|
Наблюдение: |
16.03 |
55-56 |
«Музыкальные» площади. Площадь искусств.
|
2 |
Развивать познавательные интересы
|
Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
|
Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
|
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
|
Самостоятельная работа с книгой.
|
6.04. |
57-58 |
Знаменитые композиторы, гастролировавшие в Петербурге - Ленинграде . |
2 |
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении
|
Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
|
Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
|
Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
|
Работа с научно-популярной литературой.
|
13.04 |
59-60 |
Петербург в музыкальных названиях и сюжетах . |
2 |
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении
|
Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
|
Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
|
Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
|
Систематизация знаний |
20.04 |
61,62 |
Музей музыкальных инструментов. Петербургские органы. История фортепианных фабрик.
|
2 |
Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.
|
Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
|
Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
|
Мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
|
|
27.04 |
63-64 |
Музыкальное образование и нотные издательства в Петербурге.
|
2 |
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
|
Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
|
Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
|
Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
|
Слушание объяснений учителя
|
4.05 |
65- 68 |
Музыкальный калейдоскоп. Защита проектов. Викторина |
2 |
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
|
Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий |
Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
|
Оценивает музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
|
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
|
11.05 18.05 |
V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения курса внеурочной
деятельности.
Информационно- методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение.
- Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
-Наличие звуковоспроизводящей аппаратуры (CD, DVD. аудио и др.);
-Наличие необходимого количества фонограмм;
-Наличие множительной техники для размножения текстов
-Литература и диски по жизни и творчеству композиторов и музыкантов.
-Музыкальный центр, компьютер.
-Записи выступлений, концертов.
Интернет-ресурсы
-Музыкальный словарь. Музыкальная экнциклопедия. http://www.music-dic.ru/
- Музыкальная энциклопедия . www.musenc.ru
- Большая музыкальная энциклопедия от А до Я. http://nervmusic.ru/
- Великие русские композиторы. http://дши2.рф/russkie-kompozitory.htm
-Десять величайших композитора за всю историю. https://fullpicture.ru/muzyka/10-velichajshih-kompozitorov-za-vsyu-istoriyu.
- Портреты композиторов. https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post266333855
- Краткий обзор инструментов симфонического оркестра
https://www.olofmp3.ru/index.php/Kratkii-obzor-instrumentov-simfonicheskogo-orkestra.html
Список литературы для учителя.
1. Авторская песня: Книга для ученика и учителя.-М.,1997
2. Басина М.А. Жизнь Пушкина: Документально художественная повесть.
СПб.,1996
3. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся Л.,1990
4. Гозенпуд А.А. Дом Энгельгардта СПб.,1992
Пушкинский лицей; Наставники и питомцы-СПб.,1996
5. Иезуитова Р.В., Левкович Я.Л. Пушкин в Петербурге .Л.,1991
6. Кравчук П.Н., Шляпников В.А. Органы Санкт Петербурга.М.,1998
7. Левин Д. Исцеление музыкой. Музыкальная жизнь.1991 No 4
8. Лирика лицеистов М.,1991
9. Органное искусство-Вып.4-СПб.,1997
10. Сухарникова Е.А. Музыкальный Петербург. Учебник-тетрадь СПб.,Спец Лит,2000
11. Столова Е.Ю.,Э.А. Кельх. Музыкальный Петербург. Учебное пособие. СПб,\изд.\композитор. 2017
12. Столова Е.Ю.,Э.А. Кельх. Музыкальный Петербург. Рабочая тетарадь. СПб,изд.Композитор. 2017
13. Белякаева-Казанская Л.В. Силуэты музыкального Петербурга. – Л.,2001
Список литературы для для учащихся.
1. Столова Е.Ю.,Э.А. Кельх. Музыкальный Петербург. Рабочая тетарадь. СПб,изд.Композитор. 2017
2. Белякаева-Казанская Л.В. Силуэты музыкального Петербурга. – Л.,2001
3.Гаккель Л.Е Театральная площадь.- Л,1990
4.Канн П.Я. Прогулки по петербургу.- Спб.,1994
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.