РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Музыкальный Петербург» (общекультурное направление) для обучающихся 5-х классов 2 часа в неделю (всего 68 часов)

  • docx
  • 13.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Отличительной особенностью программы «Музыкальный Петербург» является то, что занятия тесно переплетаются и базируются на теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на уроках музыки. На занятиях по программе «Музыкальный Петербург» школьники приобщаются к музыкально-теоретическому искусству, развивается творческая активность детей. Школьники знакомятся с ленинградскими композиторами и их произведениями.
Иконка файла материала Музыкальный Петербург 20-21ФайзиеваНВ.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 491 с углубленным изучением математики

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

 

Утверждаю

Директор  ГБОУ  СОШ  № 491

_____________ В.А.Коганкова

Приказ №___от___________

 

Принято

 на заседании педагогического совета

Протокол №      от

 

 

 

Рассмотрено

на заседании методического объединения

Руководитель методического объединения _____________________

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 « Музыкальный Петербург»

 (общекультурное направление)

для обучающихся 5-х классов

2 часа в неделю (всего 68 часов)

 

 

 

Составитель:  Файзиева Н.В.

                                                             учитель музыки

 

 

 

Санкт-Петербург

2020

 

Пояснительная записка  к программе внеурочной деятельности

 

 

Программа  составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

·         Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 г., рег. №17785, с последующими изменениями и дополнениями);

·         Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

·         Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";

·         Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10", утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. №19993;

·         Письмо Минобрнауки России №03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при ФГОС»;

·         Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

·         Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

·         О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

·         Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

 

Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.

Музыкальная культура всегда являлась неотъемлемой частью духовного начала образованного петербуржца. А так как музыкальная культура Петербурга занимает почётное место в развитии мировой культуры, то необходимо помочь детям ориентироваться в музыкальной культуре нашего города. Учащиеся должны знать историю основных музыкально-театральных и концертных учреждений, музеев, связанных с великими композиторами – петербуржцами, музыкантами-исполнителями. Дети должны иметь представление о том, где и в чьём исполнении звучат старинные и современные музыкальные произведения на концертных площадках нашего города.

Актуальность программы  «Музыкальный Петербург» заключается в воспитании, развитии и поддержании в детях интереса к искусству и культуре родного города, национальным и зарубежным музыкальным традициям. Учебный материал программы «Музыкальный Петербург» имеет несколько составляющих: историческую; архитектурно-историческую; культурно-историческую; художественную. Программа соединяет в себе два главных и взаимосвязанных направления: знакомство с музыкальными традициями Санкт-Петербурга, современной музыкальной жизнью города и  эстетическое развитие

ученика, воспитание и постоянное расширение его общей культуры и эрудиции.

 

Отличительной особенностью программы «Музыкальный Петербург» является то, что  занятия тесно переплетаются и базируются на теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на уроках музыки.

            На занятиях по программе «Музыкальный Петербург» школьники приобщаются к музыкально-теоретическому искусству, развивается творческая активность детей. Школьники знакомятся с  ленинградскими композиторами и их произведениями.

 

Целью программы создание условий для формирования знаний о музыкальной

культуре Санкт-Петербурга, посредством приобретения теоретических знаний, а также

развитие музыкальной культуры учащегося.

 

 Задачи:

Обучающие:

·      получение учащимся знаний о музыкальной культуре Петербурга прошлых эпох;

·      получение информации о музыкальной жизни современного Петербурга;

·      овладение необходимыми теоретическими знаниями;

·      приобщение детей к музыкальному искусству;

 

Воспитательные:

  • воспитание любви родному городу, чувства патриотизма;
  • формирование интереса к музыкальной жизни города;
  • формирование сознания и понимания социальной значимости и общественно-

полезного характера музыкально-творческой деятельности;

 

Развивающие:

·      развивать познавательный интерес обучающихся к музыке разных

  жанров, характеров;

·      пробудить желание совершенствовать собственную музыкальную культуру через самостоятельную продуктивную деятельность;

·       развить  творческое мышление; 

·      развить уверенность в себе;

·      развить воображение.

 

 

 

Общая характеристика программы « Музыкальный Петербург»

 

Музыкальная культура Санкт-Петербурга занимает почётное место в развитии мировой культуры. В нашем городе сложились традиции исполнительской, слушательской и музыкально-краеведческой культуры. Программа курса «Музыкальный Санкт-Петербург» является составной частью развёрнутого общеобразовательного курса предметов: «Музыка», «МХК», «История и культура Санкт-Петербурга».

Программа создаёт единую и неразрывную цепь в восприятии русской музыкальной культуры.

 

В основу курса положены:

·                     тематические уроки;

·                     обобщающие уроки («Театры Санкт-Петербурга», «Концертные залы

      Санкт-Петербурга»);

·                     уроки-викторины («Музыкальные названия на карте Петербурга»);

·                     уроки-выставки («Музей музыкальных инструментов»);

·                     урок-экскурсия (Музей Н.А.Римского-Корсакова);

·                     урок-путешествие («Краткий путеводитель по театрам.»);

·                     олимпиада по музыкальному краеведению;

·                     уроки- «Музыкальные чтения».

 

 

Формы организации курса внеурочной деятельности

 

Формы организации деятельности учащихся на занятиях: беседа, показ, объяснение, лекция, экскурсия, проблемная беседа, творческая работа, деловая игра, конференция, пресс-конференция, презентация, практическая работа в группах, деловая игра, проектная деятельность, рефлексия, творческий отчет,

 

- фронтальная: беседа, показ, объяснение, лекция, экскурсия;

- групповая: практическая работа в группах, деловая игра, проектная деятельность, рефлексия, творческая работа, творческий отчет; музыкальная гостиная

- индивидуальная: беседа, консультация, анализ проделанной работы.

Программа может быть реализована удалённо, с применением дистанционных технологий.

Форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный- одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально- фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой- организация работы в группах
  • индивидуальный- работа с обучающимися с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
  • самостоятельная работа

 

Виды занятий:

  • Приоритет отдаётся активным формам преподавания:
  • - Практическим: поисковая работа фактов из жизни и творчества композиторов
  • - Наглядным: использование презентаций, виде-просмотры.
  • - Нестандартным: конкурсы, встречи, экскурсии, концерты, музыкальные гостиные
  • - Дистанционным: консультации, встречи в ZOOM, теоретический материал.

 

Место курса в плане внеурочной деятельности

 

Программа  внеурочной деятельности «Музыкальный Петербург»  рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 часа в неделю, всего 68 часов: аудиторных и внеаудиторных занятий.

Группа формируется из учащихся 5 класса, принимаются все желающие дети без специальной подготовки, наличие особых  музыкальных способностей не требуется.

 

 

 

Планируемые результаты освоения курса

внеурочной деятельности.

 

 

 

Личностные результаты освоения программы:

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;

- уважительное отношение к культуре;

- реализация творческого потенциала;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Метапредметные результаты освоения программы:

- характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.

 

            Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления и музыкальной картине мира;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.

 

Форма проведения промежуточной аттестации

результатов  внеурочных занятий.

 

Способы  определения  результативности.  На  каждом  занятии учитель проводит экспресс-опросы по пройденной теме в игровой форме, в форме мини-тестов,кроссворд-опросов

 

Формы подведения итогов реализации образовательной программы. Итоги реализации программы отражаются в приготовленном материале: в виде записей, кроссвордов, проектов, плакатов, презентаций.

 

II. Содержание курса

 

Программа курса внеурочной деятельности  «Музыкальный Петербург»  по формированию и развитию основ музыкальной культуры  у школьников 5 класса включает в себя спектр направлений, которые необходимы для формирования умений восприятия музыкальных произведений и проявлении творческого воображения при самостоятельной музыкальной деятельности.  Программа состоит из 6 разделов:

Раздел 1. Композиторы в Петербурге -20 часов

Раздел 2. Имена  Петербурга – 6 часов

Раздел 3. Концертные залы и театры –  24 часа

Раздел 4. «Музыкальные» площади- 6 часов

Раздел 5. Петербург в  музыкальных названиях и сюжетах – 2 часа

Раздел 6.  Страницы  музыкальной истории.- 6 часов

 

 

Раздел 1. Композиторы в Петербурге -20 часов: Вводное занятие. Композиторы в Петербурге. М.И. Глинка.; А.С. Даргомыжский.. М.А. Балакирев., А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский., С.С. Прокофьев, Д.Д.Шостакович

 

Раздел 2. Имена  Петербурга – 6 часов : Имена  Петербурга: памятники и мемориальные доски; Их именами названы концертные залы и учебные заведения; Музыкальные названия на карте Петербурга..

 

Раздел 3. Концертные залы и театры –  24 часа Концертные залы Петербурга. Краткий путеводитель по концертным залам. Устройство зала ( словарик); Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга.; Малый и большой зал Филармонии; Театры. Большой  (Каменный ) театр.; Детский музыкальный театр «Зазеркалье»; Мариинский театр; Михайловский театр; « Санктъ-Петербургъ Опера» - камерный музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии; Эрмитажный театр; Краткий путеводитель по театрам.; Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Композиторское «Генеалогическое древо».

 

Раздел 4. «Музыкальные» площади- 6 часов: Музыкальные» площади. Театральная площадь.; Площадь Островского; Площадь искусств.

 

Раздел 5. Петербург в  музыкальных названиях и сюжетах – 2 часа

 

Раздел 6.  Страницы  музыкальной истории.- 6 часов: Музей музыкальных инструментов. Петербургские органы. История фортепианных фабрик.; Музыкальное образование и нотные издательства в Петербурге. Итоговое занятие. Мой музыкальный Петербург

 

ТЕМА 1. Вводное занятие. Композиторы в Петербурге. М.И. Глинка. Знакомство с программой курса, решение организационных вопросов. Беседа о ролики музыки в истории Санкт-Петербурга.

ТЕМА 2. Композиторы в Петербурге. А.С. Даргомыжский. (2часа).Знакомство с композитором и виртуальная экускурсия в гости к А.С. Даргомыжскому

ТЕМА 3. Композиторы в Петербурге. М.А. Балакирев. (2часа).Удивительная история как Балакирев приехать покорять Санкт-Петербург

 

ТЕМА 4. Композиторы в Петербурге. А.П.Бородин (2часа).Речь пойдет о том, что общего между химией и музыкой .

 

ТЕМА 5. Композиторы в Петербурге. М.П. Мусоргский (2 часа).Путешествие по музыке и историческим местам,связаным с М.П. Мусогрским

ТЕМА 6. Композиторы в Петербурге. Н.А. Римский-Корсаков 2часа). Волшебная история о композиторе романике,путешественнике, морском офицере.

ТЕМА 7. Композиторы в Петербурге.П.И. Чайковский. (2 часа).Путешествие в историю  в гостик великому композитору.

ТЕМА 8. Композиторы в Петербурге. И.Ф. Стравинский (2часа).Рассказ о том почему жар-птица нравилась Стравинскому.

 ТЕМА 9. Композиторы в Петербурге С.С. Прокофьев (2часа).Беседа о жизни и творчестве композитора

ТЕМА 10. Композиторы в Петербурге. Д.Д.Шостакович.  (2часа).Как связано творчество Дмитрия Шостаковича и подвиг ленинградцев во время блокады.

 

ТЕМА 11. Имена  Петербурга: памятники и мемориальные доски. (2часа ) Путешествие по страницам истории.

ТЕМА 12 Их именами названы концертные залы и учебные заведения. (2часа ).

ТЕМА 13 Музыкальные названия на карте Петербурга. (2часа )

ТЕМА 14 Концертные залы Петербурга. Краткий путеводитель по концертным залам. Устройство зала ( словарик) (2часа )

ТЕМА 15 Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга. (2часа )

ТЕМА 16 Малый и большой зал Филармонии. (2часа )

ТЕМА 17 Театры. Большой  (Каменный ) театр. (2часа )

ТЕМА 18. Детский музыкальный театр «Зазеркалье» (2часа).) Истории из жизни(2часа )

ТЕМА 19. Мариинский театр (2часа). Волшебное путешествие за кулисы театра.

ТЕМА 20. Михайловский театр (2часа). Обобщение по теме музыкальные инструменты. Тест. Музыкальная игра « Интервью в яме симфонического оркестра»

ТЕМА 21. « Санктъ-Петербургъ Опера» - камерный музыкальный театр. (2часа).О секретах дирижерской палочки.

ТЕМА 22. Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии (2часа). Галерея литературных образов. Музыкально – литературный турнир. Читаем стихи о музыке и музыкантах.

ТЕМА 23. Эрмитажный театр. (2часа).Путешествие  в картинную галерею..

ТЕМА 24 Краткий путеводитель по театрам. (2 часов). Истории из жизни музыкальных произведений и их авторов.

 

ТЕМА 25. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Композиторское «Генеалогическое древо».Исследование тайных знаков,погружение в историю родословной композитора сказочника

 

ТЕМА 26. «Музыкальные» площади. Театральная площадь. Урок –прогулка. Погружение в историю создания площади.

 

ТЕМА 27. «Музыкальные» площади. Площадь Островского. Урок-квест. Разгадать тайны истории создания площади

 

ТЕМА 28. «Музыкальные» площади. Площадь искусств. Урок-викторина

 

ТЕМА 29. Раздел 4. Знаменитые композиторы, гастролировавшие в Петербурге - Ленинграде – 2 часа урок- концерт

 

ТЕМА 30. Раздел 5. Петербург в  музыкальных названиях и сюжетах – 2 часа

ТЕМА 31. Раздел 6.  Страницы  музыкальной истории.- 6 часов (2часа). Истории из жизни музыкальных произведений и их авторов. Просмотр видеосюжетов.

ТЕМА 32. Музей музыкальных инструментов. Петербургские органы. История фортепианных фабрик.

ТЕМА 33 Музыкальное образование и нотные издательства в Петербурге.

ТЕМА 34. Итоговое занятие. Мой музыкальный Петербург (2часа).Подведение итогов . Выбираем лучший проект года.

 

III. Тематическое планирование

п/п

Наименование темы

 

 

Количество часов

В том числе

 

Теоретические занятия

 

Практические занятия

 

 

Раздел 1. Композиторы в Петербурге -20 ч

1

Вводное занятие. Композиторы в Петербурге. М.И. Глинка.

2

2

 

2

Композиторы в Петербурге. А.С. Даргомыжский.

2

1

1

3

Композиторы в Петербурге. М.А. Балакирев.

2

1

1

4

Композиторы в Петербурге. А.П.Бородин

2

1

1

5

Композиторы в Петербурге. М.П. Мусоргский

2

1

1

6

Композиторы в Петербурге. Н.А. Римский-Корсаков

2

1

1

7

Композиторы в Петербурге.П.И. Чайковский.

2

1

1

8

Композиторы в Петербурге. И.Ф. Стравинский

2

1

1

9

Композиторы в Петербурге.С.С. Прокофьев

2

1

1

10

Композиторы в Петербурге. Д.Д.Шостакович

2

1

1

 

Раздел 2. Имена  Петербурга – 6 часа

 

11

Имена  Петербурга: памятники и мемориальные доски.

2

1

1

12

Их именами названы концертные залы и учебные заведения.

2

1

1

13

Музыкальные названия на карте Петербурга.

2

1

1

 

Раздел 3. Концертные залы и театры –  24 часов

 

14

Концертные залы Петербурга. Краткий путеводитель по концертным залам. Устройство зала ( словарик)

2

1

1

15

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга.

2

1

1

16

 Малый и большой зал Филармонии.

2

1

1

17

Театры. Большой  (Каменный ) театр.

2

1

1

18

Детский музыкальный театр «Зазеркалье»

2

1

1

19

Мариинский театр

2

1

1

20

Михайловский театр

2

1

1

21

« Санктъ-Петербургъ Опера» - камерный музыкальный театр

2

1

1

22

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии

2

1

1

23

Эрмитажный театр

2

1

1

24

Краткий путеводитель по театрам.

2

1

1

25

Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Композиторское «Генеалогическое древо».

2

1

1

 

Раздел 4. «Музыкальные» площади- 6 часов

26

«Музыкальные» площади. Театральная площадь.

2

1

1

27

«Музыкальные» площади. Площадь Островского

2

1

1

28

«Музыкальные» площади. Площадь искусств.

2

1

1

29

Раздел 4.

Знаменитые композиторы, гастролировавшие в Петербурге - Ленинграде – 2 часа

30

Раздел 5. Петербург в  музыкальных названиях и сюжетах – 2 часа

31

Раздел 6.  Музей музыкальных инструментов. Петербургские органы. История фортепианных фабрик..- 6 часов

32

Музей музыкальных инструментов. Петербургские органы. История фортепианных фабрик.

2

1

1

33

Музыкальное образование и нотные издательства в Петербурге.

2

1

1

34

Итоговое занятие. Мой музыкальный Петербург

2

 

2

 

Всего часов

68

34

34

 

 

 


 

IV. Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Планируемые результаты УУД

Виды деятельности

обучающихся

 

Дата проведения

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

1-2

Вводное занятие. Композиторы в Петербурге. М.И. Глинка

2

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека( на личном примере)

 

Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;

 

 

Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

 

Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

 

Слушание объяснений учителя

 

2.09

3-4

Композиторы в Петербурге. А.С. Даргомыжский

2

Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)

 

Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);

 

Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.

 

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

 

9.09

5,6

  Композиторы в Петербурге. М.А. Балакирев.

2

Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками

Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;

 

Участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;

 

Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

 

Самостоятельная работа с книгой.

 

16.09

7,8

Композиторы в Петербурге. А.П.Бородин

2

Развивать познавательные интересы

 

Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов

Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

 

Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

 

Работа с научно-популярной литературой.

 

23.09

9,

10

Композиторы в Петербурге. М.П. Мусоргский

2

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении

 

Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;

 

Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования,

 

Мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

 

Наблюдение:

30.09

11,12

Композиторы в Петербурге. Н.А. Римский-Корсаков

2

Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры

 

Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;

 

Участиует в исследовательских проектах

 

Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

 

 

7.10

13,

14

Композиторы в Петербурге.П.И. Чайковский

2

Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.

 

Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.

 

Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

 

Действовует  конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

 

Работа с книгой

14.10

15,

16

Композиторы в Петербурге. И.Ф. Стравинский

2

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений

 

Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

 

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

 

Оценивает музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

 

Систематизация знаний

21.10

17,

18

Композиторы в Петербурге.С.С. Прокофьев

2

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений

 

Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

 

Понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

 

Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

 

Решение познавательных задач (проблем)

28.10

19,

20

. Композиторы в Петербурге. Д.Д.Шостакович

2

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений

 

Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства

Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

 

Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

 

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

11.11

21,

22

Имена  Петербурга: памятники и мемориальные доски

2

Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов

Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

 

Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

 

Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

 

Работа с научно-популярной литературой;

18.11

23,

24

Их именами названы концертные залы и учебные заведения.

2

Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками

Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий

Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

 

 

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

25.11

25,

26

Музыкальные названия на карте Петербурга.

 

2

Развивать познавательные интересы

 

Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий

Создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

 

Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

 

Просмотр учебных фильмов.

2.12

27,

28

Концертные залы Петербурга. Краткий путеводитель по концертным залам. Устройство зала ( словарик)

 

2

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении

 

Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;

 

 

Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

 

Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

 

Изучение устройства музыкальных инструментов

9.12

29,30

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

2

Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.

 

Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.

 

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

 

Мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

 

Изучение устройства музыкальных инструментов

16.12

31,

32

Малый и большой зал Филармонии

2

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений

 

Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

 

Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

 

Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

 

Просмотр учебных фильмов.

23.12

33,

34

Театры. Большой  (Каменный ) театр.

2

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений

 

Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;

 

 

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

 

Действовует  конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

 

Изучение устройства музыкальных инструментов

13.01

35,

36

 

Детский музыкальный театр «Зазеркалье»

2

Развивать познавательные интересы

 

Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

 

Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

 

Оценивает музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

 

Просмотр учебных фильмов.

20.01

37.

38

Мариинский театр

2

Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками

Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства

Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.

 

Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

 

 

27.01

39,

40

 Михайловский театр .

2

Развивать познавательные интересы

 

Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства

 

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

 

Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

 

Изучение устройства музыкальных инструментов

03.02

41,

42

« Санктъ-Петербургъ Опера» - камерный музыкальный театр.

2

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении

 

Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.

 

Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

 

Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

 

Просмотр учебных фильмов.

10.02

43,

44

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии

2

Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии

 

Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

 

Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

 

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 

Разработка афиши концерта

17.02

45,

46

  Эрмитажный театр

2

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении

 

Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

 

Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.

 

Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

 

Слушание объяснений учителя

 

24.02

47,

48

Краткий путеводитель по театрам.

2

Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.

 

Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

 

Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

 

Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

 

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

 

 

49,

50

Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова.

2

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений

 

Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

 

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

 

Мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

 

Самостоятельная работа с книгой.

 

2.03

51,

52

«Музыкальные» площади. Театральная площадь.

 

2

Развивать познавательные интересы

 

Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.

 

Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

 

Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

 

Работа с научно-популярной литературой.

 

9.03

53,

54

«Музыкальные» площади. Площадь Островского

 

 

2

Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками

Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

 

Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.

 

Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

 

Наблюдение:

16.03

55-56

 «Музыкальные» площади. Площадь искусств.

 

 

2

Развивать познавательные интересы

 

Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;

 

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

 

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 

Самостоятельная работа с книгой.

 

6.04.

57-58

Знаменитые композиторы, гастролировавшие в Петербурге - Ленинграде .

2

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении

 

Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);

 

Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

 

Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

 

Работа с научно-популярной литературой.

 

13.04

59-60

Петербург в  музыкальных названиях и сюжетах .

2

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении

 

Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

 

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

 

Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

 

Систематизация знаний

20.04

61,62

Музей музыкальных инструментов. Петербургские органы. История фортепианных фабрик.

 

2

Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.

 

Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);

 

Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

 

Мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

 

 

27.04

63-64

Музыкальное образование и нотные издательства в Петербурге.

 

2

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений

 

Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

 

Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

 

Ставит учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

 

Слушание объяснений учителя

 

4.05

65-

68

Музыкальный калейдоскоп. Защита проектов. Викторина

2

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений

 

Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий

Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.

 

Оценивает музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

 

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

 

11.05

18.05

 

 

 

 


V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения курса внеурочной

деятельности.

 

Информационно- методическое обеспечение

 

Материально-техническое обеспечение.

- Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

-Наличие звуковоспроизводящей аппаратуры (CD, DVD. аудио и др.);

-Наличие необходимого количества фонограмм;

-Наличие множительной техники для размножения текстов

-Литература и диски по жизни и творчеству композиторов и музыкантов.

-Музыкальный центр, компьютер.

-Записи выступлений, концертов.

         

Интернет-ресурсы

-Музыкальный словарь. Музыкальная экнциклопедия.  http://www.music-dic.ru/

- Музыкальная энциклопедия .  www.musenc.ru

- Большая музыкальная энциклопедия от А до Я. http://nervmusic.ru/

- Великие русские композиторы. http://дши2.рф/russkie-kompozitory.htm

-Десять величайших композитора за всю историю.  https://fullpicture.ru/muzyka/10-velichajshih-kompozitorov-za-vsyu-istoriyu.

- Портреты композиторов.  https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post266333855

- Краткий обзор инструментов симфонического оркестра

https://www.olofmp3.ru/index.php/Kratkii-obzor-instrumentov-simfonicheskogo-orkestra.html

 

Список литературы для учителя.

1. Авторская песня: Книга для ученика и учителя.-М.,1997

2. Басина М.А. Жизнь Пушкина: Документально художественная повесть.

СПб.,1996

3. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся Л.,1990

4. Гозенпуд А.А. Дом Энгельгардта СПб.,1992

Пушкинский лицей; Наставники и питомцы-СПб.,1996

5. Иезуитова Р.В., Левкович Я.Л. Пушкин в Петербурге .Л.,1991

6. Кравчук П.Н., Шляпников В.А. Органы Санкт Петербурга.М.,1998

7. Левин Д. Исцеление музыкой. Музыкальная жизнь.1991 No 4

8. Лирика лицеистов М.,1991

9. Органное искусство-Вып.4-СПб.,1997

10. Сухарникова Е.А. Музыкальный Петербург. Учебник-тетрадь СПб.,Спец Лит,2000

11. Столова Е.Ю.,Э.А. Кельх. Музыкальный Петербург. Учебное пособие. СПб,\изд.\композитор. 2017

12. Столова Е.Ю.,Э.А. Кельх. Музыкальный Петербург. Рабочая тетарадь. СПб,изд.Композитор. 2017

13. Белякаева-Казанская Л.В. Силуэты музыкального Петербурга. – Л.,2001

 

Список литературы для для учащихся.

1. Столова Е.Ю.,Э.А. Кельх. Музыкальный Петербург. Рабочая тетарадь. СПб,изд.Композитор. 2017

2. Белякаева-Казанская Л.В. Силуэты музыкального Петербурга. – Л.,2001

3.Гаккель Л.Е Театральная площадь.- Л,1990

4.Канн П.Я. Прогулки по петербургу.- Спб.,1994

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru