Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек в мире» для 2 класса составлена на основе примерная основной образовательной программы начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.— М. : Просвещение, 2010. 204 с. и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009.
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Азбука-этика добра» рассчитана во 2 классе на 34 учебных часа, 1 раз в неделю.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
К обучению в школе у ребёнка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни . Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст.
Цель программы: воспитание грамотной культурной личности, формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Цели занятий: создать условия для сформирования умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения
Задачи:
· развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека – добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
· расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
· воспитание уважения к людям, традициям;
· усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
·
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
В результате изучения программы «Этика-азбука добра» на уровне начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
Обучающийся научится:
Обучающиеся получат возможность научится:
1. Содержание курса
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Темы учебных занятий |
Количество часов |
Форма проведения |
Вид контроля |
|
Мы пришли на урок. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Зачем нужны перемены? |
1 |
Беседа, презентация |
Сценка |
|
Мы в школьной столовой. |
1 |
Беседа, презентация |
Устный ответ |
|
Правила поведения за столом. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Мы в школьной библиотеке. |
1 |
Беседа |
Презентация |
|
Зачем нужны вежливые слова? |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Правила вежливости. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Представления о добрых и недобрых поступках. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Значение вежливых слов в жизни. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. |
1 |
Беседа |
Составление диалога |
|
Мой учитель. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Думай о других: сочувствие, как его выразить? |
1 |
Беседа |
Составление диалога |
|
Моя семья. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Пути выхода из конфликтной ситуации. |
1 |
Беседа, презентация |
Составление диалога |
|
Значение труда в жизни людей. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Что помогает учиться лучше (старательность). |
1 |
Беседа |
Составление диалога |
|
Учение как основной труд и обязанность школьника. |
1 |
Беседа, презентация |
Составление диалога |
|
Трудолюбие как главная ценность человека. |
1 |
Беседа, презентация |
Устный ответ |
|
Игровое занятие «Путешествие в Страну Чистоты». |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). |
1 |
Беседа |
Решение конфликтной ситуации в письменном виде |
|
Внешний вид человека. |
1 |
Беседа |
Рисунок |
|
Правила опрятности и их значение для здоровья. |
1 |
Беседа, презентация |
Презентация |
|
Основные правила Мойдодыра. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Правила поведения на улице. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Правила поведения в транспорте. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Правила поведения в общественных местах. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Вежливое отношение к людям. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Слово лечит, слово ранит. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Разговор по телефону. |
1 |
Беседа |
Составление диалога |
|
Поведение в гостях. |
1 |
Беседа, презентация |
Устный ответ |
|
Я пишу письмо. |
1 |
Беседа |
Написание письма |
|
Правила безопасности при общении с животными. |
1 |
Беседа |
Презентация |
|
Я в роли прохожего. Путь от дома до школы. |
1 |
Беседа |
Рисунок |
|
Гимназисты. Как учились в прошлом век. |
1 |
Беседа |
Сочинение |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Темы учебных занятий |
Дата проведения |
|
Факт |
План |
||
1. |
Мы пришли на урок. |
7.09.20 |
7.09.20 |
2. |
Зачем нужны перемены? |
14.09.20 |
14.09.20 |
3. |
Мы в школьной столовой. |
21.09.20 |
21.09.20 |
4. |
Правила поведения за столом. |
28.09.20 |
28.09.20 |
5. |
Мы в школьной библиотеке. |
5.10.20 |
5.10.20 |
6. |
Зачем нужны вежливые слова? |
12.10.20 |
12.10.20 |
7. |
Правила вежливости. |
19.10.20 |
19.10.20 |
8. |
Представления о добрых и недобрых поступках. |
26.10.20 |
26.10.20 |
9. |
Значение вежливых слов в жизни. |
9.11.20 |
9.10.20 |
10. |
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. |
16.11.20 |
16.11.20 |
11. |
Мой учитель. |
23.11.20 |
23.11.20 |
12. |
Думай о других: сочувствие, как его выразить? |
30.11.20 |
30.11.20 |
13. |
Моя семья. |
7.12.20 |
7.12.20 |
14. |
Пути выхода из конфликтной ситуации. |
14.12.20 |
14.12.20 |
15. |
Значение труда в жизни людей. |
21.12.20 |
21.12.20 |
16. |
Что помогает учиться лучше (старательность). |
28.12.20 |
28.12.20 |
17. |
Учение как основной труд и обязанность школьника. |
11.01.20 |
11.01.20 |
18. |
Трудолюбие как главная ценность человека. |
18.01.20 |
18.01.20 |
19. |
Игровое занятие «Путешествие в Страну Чистоты». |
25.01.20 |
25.01.20 |
20. |
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). |
1.02.20 |
1.02.20 |
21. |
Внешний вид человека. |
8.02.20 |
8.02.20 |
22. |
Правила опрятности и их значение для здоровья. |
15.02.20 |
15.02.20 |
23. |
Основные правила Мойдодыра. |
22.02.20 |
22.02.20 |
24. |
Правила поведения на улице. |
1.03.20 |
1.03.20 |
25. |
Правила поведения в транспорте. |
15.03.20 |
15.03.20 |
26. |
Правила поведения в общественных местах. |
22.03.20 |
22.03.20 |
27. |
Вежливое отношение к людям. |
5.04.20 |
5.03.20 |
28. |
Слово лечит, слово ранит. |
12.04.20 |
12.04.20 |
29. |
Разговор по телефону. |
19.04.20 |
19.04.20 |
30. |
Поведение в гостях. |
26.04.20 |
26.04.20 |
31. |
Я пишу письмо. |
3.05.20 |
3.05.20 |
32. |
Правила безопасности при общении с животными. |
10.05.20 |
10.05.20 |
33. |
Я в роли прохожего. Путь от дома до школы. |
17.05.20 |
17.05.20 |
34. |
Гимназисты. Как учились в прошлом век. |
24.05.20 |
24.05.20 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.