РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Этикет»
Внеурочной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка 3
2. Учебный (тематический) план 7
3. Содержание учебного (тематического) плана 8
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для кадетского класса «Этикет» изучается на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся и условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств, психологическими, возрастными и другими особенностями обучающихся, является модифицированной и разработана в соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. №03-296. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО», а также на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011 г.
Направленность программы: по направлению развития личности – социальное. По нормативным срокам реализации – годичная (1 час в неделю, 34 часа в год). По возрастному уровню для детей 13-15 лет.
Новизна программы: приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в плане внеурочной деятельности занятия по различным направлениям развития личности. Понятия «культура поведения» и «этикет» не утратили своей актуальности и в наши дни. Культура поведения рассматривается в совокупности таких ее компонентов, как культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура (В.А. Сластенин). Обращение к вопросам этикета учащихся кадетских классов не случайно. Высокая культура человеческих взаимоотношений – неотъемлемое качество будущих защитников Отечества. В наше время основные этикетные нормы для военнослужащих заложены в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил России: «Военнослужащий обязан: быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу; дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков; соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым…».
Таким образом, в кадетских классах наряду с военно-патриотическим воспитанием особое внимание необходимо уделять приобщению учащихся к основам современного этикета: формированию культуры общения, поведения и внешнего вида. Знание основ этикета должно стать внутренней потребностью каждого будущего офицера.
Программа предусматривает: усвоение норм и правил поведения в общественных местах, быту; формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе уважения и доброжелательности; развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, овладение разнообразными формами общения; выработку умения воздерживаться от неуместных действий, слов, жестикуляции.
Важным элементом культуры военнослужащего является культура речи. Недопустимо, чтобы ученический, а в дальнейшем и армейский, коллективы превращались в своеобразную «школу злословия». Поэтому в программу включены занятия по речевому этикету, правилам ведения разговора, формам обращения и приветствия, поведения за столом, а также сопутствующие занятия по этикету внешнего вида. Элегантный внешний вид – свидетельство уважения человеком самого себя и окружающих.
Цель программы – изучение учащимися основ этикета и усвоение общепринятых норм и правил поведения в обществе как важных составляющих нравственно-этической культуры личности, личности защитника Отечества.
На пути достижения поставленной цели педагогу предстоит решать следующие задачи:
сформировать у учащихся представления об основах этикета, познакомить с основными нормами, правилами поведения, историей возникновения этикета;
сформировать знания об общепринятых нормах и правилах поведения в обществе, включая знания в области воинского этикета;
развивать навыки культурного поведения в повседневной жизни и формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе, между старшим и подрастающим поколениями;
воспитывать у учащихся позитивное восприятие окружающего мира, волевые качества личности.
Актуальность курса внеурочной деятельности: рассматриваются этикетные понятия, связанные с историей кадетского движения: вопросы самовоспитания, взаимоотношений в кадетском классе, традиций, правила этикета на кадетских праздниках и т.д. Опираясь на историю этикета, обучающиеся смогут сопоставить прошлое и настоящее и определить для себя истинные ценности. Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.
Методы занятий:
Диалог.
Диспут, дискуссия.
Проекты.
Социальные практики.
Тренинги.
Презентация творческих работ.
Интеллектуальные игры и викторины.
Мультимедийные презентации.
Виртуальные экскурсии.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты:
формирование представлений об этикетных нормах и правилах нравственного поведения;
формирование нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми этикетными нормами;
формирование неравнодушия к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
развитие уважительного отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи, кадетского братства и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель своей деятельности с помощью учителя в рамках курса;
Работать с информацией для изучения курса;
Учиться работать по предложенному учителем плану;
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности учащихся
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
В результате освоения программы факультативных занятий «Этикет» учащиеся должны знать:
основные понятия и виды, нормы и правила этикета;
основные правила воинского этикета, воинские традиции и ритуалы;
социально приемлемые формы поведения в различных жизненных ситуациях, правила знакомства, представления, общения.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться правилами поведения в повседневной жизни на основе норм и правил этикета;
пользоваться правилами воинского этикета, чтить и соблюдать воинские традиции и ритуалы;
вести телефонные разговоры в соответствии с правилами этикета;
соблюдать правила поведения в общественном транспорте, на улице, в театре и других общественных местах;
применять знания речевого этикета;
соблюдать правила поведения за столом, пользоваться предметами сервировки;
организовывать свой быт в соответствии с усвоенными нормами этикета.
Тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1. |
Вводное занятие. Что такое этикет. Виды этикета. Основные этические понятия |
2 |
1 |
1 |
2. |
Воинский этикет и культура поведения военнослужащих |
5 |
3 |
2 |
3. |
Правила общения и поведения |
2 |
1 |
1 |
4. |
Правила и нормы поведения в общественных местах |
4 |
2 |
2 |
5. |
Правила речевого этикета |
3 |
1 |
2 |
6. |
Культура общения по телефону |
1 |
0,5 |
0,5 |
7. |
Невербальные способы общения |
2 |
1 |
1 |
8. |
Правила ведения беседы, дискуссии |
3 |
1 |
2 |
9. |
Конфликт и способы его преодоления |
2 |
1 |
1 |
10. |
Правила эпистолярного этикета |
2 |
1 |
1 |
11. |
Этикет внешнего вида |
4 |
2 |
2 |
12. |
Правила столового этикета |
3 |
1 |
2 |
13.. |
Заключительное занятие |
2 |
1 |
1 |
Всего |
35 |
16,5 |
18,5 |
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. Вводное занятие. Что такое этикет. Виды этикета. Основные этические понятия (2 ч)
Этикет, его возникновение, понятие, виды, нормы. Этикет как важная часть общечеловеческой культуры. Нравственные нормы этикета (вежливость, гуманность, корректность, тактичность, скромность, достоинство, обязательность, деликатность и др.). Основные этические категории (добро, долг, зло, справедливость).
Практические занятия
Работа со словарями по составлению глоссария основных этических понятий.
Виртуальное путешествие «Путеводитель по этикету: от древности к современности».
ТЕМА 2. Воинский этикет и культура поведения военнослужащих (5 ч)
Свод правил поведения военнослужащих в служебных и внеслужебных сферах деятельности. Совокупность положительных качеств, присущих человеку в военной форме (мужество и храбрость; воинственность и благородство; дисциплина; осознание своего долга перед Отечеством; самоотверженность; выносливость).
Военная присяга. Понятия «воинский долг», «честь». Значение солдатской взаимовыручки. Приказ и его выполнение.
Воинские традиции и ритуалы.
Понятие офицерской чести. Обязанности офицера. История возникновения чина.
Понятие мундирской чести. Традиции ношения головного убора.
Практические занятия
Решение ситуационных задач. Выяснение личного отношения учащихся к одному из основных постулатов воинского этикета «Приказы не обсуждаются».
ТЕМА 3. Правила общения и поведения (2 ч)
Правила общения. Параметры общения: уважительный тон, умение не вмешиваться в разговор взрослых, внимательно слушать и слышать.
Вежливый диалог в общении ребенка и взрослого. Основные правила приветствия. Правила приветствия старших по возрасту, сверстников. Обращение к знакомому и незнакомому взрослому человеку, сверстнику. Формы выражения прощания, благодарности, утешения, извинения и просьбы.
Правила этикета по отношению к педагогам, работникам, одноклассникам, гостям учреждения образования.
Практические занятия
Ролевая игра «Давайте познакомимся».
Викторина «Приветствие».
ТЕМА 4. Правила и нормы поведения в общественных местах (4 ч)
Поведение и формы общения людей, основанные на нравственности, внутренней и внешней культуре человека.
Правила поведения в учреждении образования. Поведение на уроках и переменах. Уважительное отношение ко всем работникам учреждения образования. Поведение в столовой.
Правила поведения в общественном транспорте, театре, кино, цирке, на концерте.
Правила поведения в семье. Анализ собственного поведения. Вежливый диалог родителей и детей, уважительное и заботливое отношение к женщине.
Практические занятия
Работа в микрогруппах «Правила на всю жизнь»: участникам предлагается составить свод правил поведения дома, на улице, в общественном транспорте и др.
Ролевая игра «Конфликтная ситуация в общественном месте».
ТЕМА 5. Правила речевого этикета (3 ч)
Культура речи как важнейшая составляющая общения. Понятие речевого этикета. Значение правил речевого этикета, их соблюдение. Правила речевого поведения и формулы вежливого общения.
Правила речевого этикета при встрече, прощании.
Просторечие. Жаргонная речь. Слова-паразиты. Литературная речь. Тон речи. Эмоциональная окраска речи, ее виды и уместность в зависимости от ситуации.
Практические занятия
Беседа на тему «Когда какое слово молвить…» («Как слово наше отзовется…», «Твоя речь: слово лечит, слово ранит»).
ТЕМА 6. Культура общения по телефону (1 ч)
Правила этикета при разговоре по телефону. Использование мобильного телефона в общественных местах.
Как вести телефонный разговор? Звонить или не звонить? Когда звонить по телефону не принято? Как долго может длиться телефонный звонок? Как начать разговор по телефону? Как «общаться» с автоответчиком?
Практические занятия
Определение правил телефонного диалога. Работа в парах. Обсуждение.
Сюжетно-ролевая игра «Телефонный звонок».
Решение проблемных ситуаций: представление, разговор по телефону.
ТЕМА 7. Невербальные способы общения (2 ч)
Жесты и мимика как средство общения.
Язык телодвижений. Мимическое выражение различных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение и др.).
Практические занятия
Упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.
Беседа на тему «Что на сердце творится, на лице не утаится».
ТЕМА 8. Правила ведения беседы, дискуссии (3 ч)
Понятия «беседа», «спор», «диспут», «дискуссия».
Факторы успешного ведения беседы – умение говорить, излагать свои мысли, умение слушать, слышать и понимать собеседника. Особенности ведения беседы с ровесниками и взрослыми. Вежливая просьба, вежливый отказ.
Этикет решения спорных вопросов – уважительное отношение к мнению другого человека, аргументированность высказывания, дружелюбность тона. Когда не надо спорить. Формирование умения анализировать предмет и причину спора. Причины возникновения конфликтов в споре.
Неловкие ситуации. Этикетные выражения при неловких ситуациях.
Практические занятия
Дискуссия «Альтернативная служба в армии: за и против».
ТЕМА 9. Конфликт и способы его преодоления (2 ч)
Культура поведения в конфликте. Умение не вступать в конфликт. Конструктивное разрешение конфликтов. Умение строить бесконфликтные отношения.
Практические занятия
Работа в микрогруппах по составлению кодекса поведения при конфликтах.
ТЕМА 10. Правила эпистолярного этикета(2 ч)
Переписка. Обращения и подписи. Поздравления, личные письма, открытки. Письмо другу, приятелю. Деловое письмо. Качество делового текста (внятность, грамотность, вежливость, лаконичность).
Общение посредством электронной почты. Правила эпистолярного этикета в сети Интернет.
Практические занятия
Практикум «Я к Вам пишу…».
ТЕМА 11. Этикет внешнего вида (4 ч)
Значение внешнего вида в жизни современного человека. Требования к внешнему виду учащихся (одежда, гигиена). Бережное отношение к вещам, уход за ними.
Кто такой «опрятный учащийся», толкование пословицы «Кто опрятен – тот людям приятен».
Соответствие одежды и погоды. Одежда для работы и дома. Мы идем на праздник.
Что личные вещи говорят о человеке.
Красен человек статью. Важность осанки и походки человека. Позы стоящего и сидящего человека.
Значение физической культуры и спорта для осанки и внешнего вида человека.
Красота внешняя и внутренняя. Толкование пословицы «По одежке встречают, провожают по уму».
Практические занятия
Беседа «Как правильно подобрать галстук? Виды узлов».
Практическое занятие «Как правильно завязать галстук?».
ТЕМА 12. Правила столового этикета (3 ч)
Правила поведения за столом. Посуда, столовые приборы и их назначение. Правила пользования столовыми приборами и салфетками. Сервировка стола. Культура приема пищи.
Культура питания как составляющая здорового образа жизни.
Здоровое питание. Пища, которая вредит здоровью. Бережное отношение к продуктам питания.
Практические занятия
Создание презентации «Сервировка стола».
Решение практических задач «Правила поведения за столом», «Использование столовых приборов», «Приемы складывания салфеток», «Оформление праздничного стола», «Сервировка стола к чаю». Составление свода правил поведения за столом.
ТЕМА 13. Заключительное занятие (1 ч)
Обобщение знаний учащихся о нормах и правилах этикета. Организация конкурсной игровой программы «Турнир знатоков этикета». Анкетирование учащихся с целью выявления уровня усвоения материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.